Как общаться с новорожденным: важность вербальных и тактильных контактов для малыша. Магазин «Детка» дает полезные советы мамам

Содержание

Общение с младенцами: полезные советы и подробный практикум | Дети

И молодые, и опытные родители знают, что с малышом необходимо разговаривать. Однако на практике всё оказывается сложнее, чем в теории. Общение — одна из базовых потребностей младенцев, помогающая им правильно развиваться. Как же правильно разговаривать с новорождёнными?

Разговоры дома

Главное место, где малыш усваивает слова, учится и развивается — дом. Поэтому мамам и папам важно не оставлять ребёнка в кроватке на целый день в пределах одной комнаты, а проводить своеобразные экскурсии по квартире. При этом обязательно стоит называть все предметы, которые встречаются по дороге: «Это картина, на ней нарисован симпатичный кролик. Это дверь, её можно открыть или закрыть. Это цветочек — вот какой красивый. А это — часы, они делают тик-так».

Подобные действия формируют пассивный словарный запас малыша, знакомят его с окружающим миром, развивают внимание. Главное — стараться вызвать у младенца эмоциональный отклик: он будет поворачивать голову, издавать звуки, кряхтеть или гулить.

Общение во время прогулок

Очень важно общаться с малышом и вне дома. На новой территории больше незнакомых объектов, с которыми можно познакомить ребёнка. На прогулке малыш узнает, что такое скамейка, качели, песочница, дуб, дорога, солнце или машина. Чтобы младенец легче воспринимал информацию, говорить с ним стоит короткими, но чёткими и эмоциональными фразами: «Это берёза! Смотри, какие у неё красивые зелёные листочки и длинные веточки!».

Совместные дела

На кухне, в ванной, в коридоре — любые дела можно выполнять с пользой для малыша. Чистите овощи? Рассказывайте младенцу, что вы делаете: «Это помидор. Сейчас я его порежу и положу в салат. Он получится очень вкусным!» Даже простая стирка или глажка белья может стать источником вдохновения для общения. 

Подобный подход особенно подойдёт для мам и пап, которые не знают, о чём можно разговаривать с малышом, не освоившим речь. Главное — не темы бесед, а чтобы младенец слышал речь близких и воспринимал их ласковый голос.

Речевые игры, потешки, сказки и стихотворения

Сложно представить разговоры с ребёнком без специальных потешек, игр, сказок или стихотворений. Они ритмичные, звучные, часто вызывают у малышей улыбку и приятные эмоции, развивают внимание и слуховое восприятие.

Рассказывать их можно в любое время суток. Например, во время потягивания, утреннего умывания, сборов на прогулку, обеденного перерыва, отхода ко сну:

Мы проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!

Особенно малыши любят речевые игры со звукоподражаниями. Они не только имеют развлекательный характер, но и полезны для становления артикуляционного аппарата:

Тру-бу-бу, тру-бу-бу! 
Я трублю в свою трубу.
Я трубу свою люблю,
Потому в неё трублю.

Потешки, кроме речевого развития, призваны наладить тактильную связь мамы и малыша. Как правило, активное эмоциональное говорение в потешках сочетается с лёгким массажем, поглаживаниями стоп, ладоней, живота, шеи, лба, что благоприятно влияет на сенсорику и моторику младенца:

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут — поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели,
Шу! Полетели…
На головку сели!

Первые сказки малыша («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба») полезно сопровождать эмоциональной ролевой игрой и жестами, что положительно отражается на будущей речи малыша, улучшает его память и мышление. Сначала ребёнок будет просто повторять жесты из сказок за родителями, но со временем сможет воспроизвести и услышанные когда-то слова и фразы: «Колобок-колобок, я тебя съем!», «Кто в Теремочке живёт?».

Общие советы

Наши дополнительные рекомендации помогут сделать общение с малышом ещё более результативным:

  • Сократите использование уменьшительно-ласкательных слов. Конечно, в разговоре с младенцем использование эпитетов совершенно нормально, однако чрезмерное «сюсюканье» может затруднять понимание и формировать некорректный пассивный лексикон.
  • При разговоре рекомендуется задавать ребёнку вопросы и самостоятельно на них отвечать: «А кто сейчас пойдёт спать? Маша пойдёт спать!» При этом необходимо давать малышу время отреагировать на вопросительную интонацию улыбкой, агуканьем.
  • Многие мамы и папы не отличаются любовью к беседам. Но даже молчаливые родители смогут помочь своему малышу адаптироваться к миру и развить в будущем грамотную речь. Листаете социальные сети? Комментируйте интересные новости. Сели прочесть книгу? Читайте вслух с разной интонацией.

Не обязательно обладать талантом оратора, чтобы малыш вырос развитым, умным, сообразительным и общительным. Чтобы у ребёнка сформировалась хорошая речь, потребуется только искреннее желание и свободное время.

Как общаться с младенцем?

Все дети от рождения умеют улыбаться. Но…не все улыбаются. Малыши, лишённые общения, не улыбаются, но в то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки или разговаривают с ними. Так как же сделать общение с младенцем увлекательным и радостным?

Грудное вскармливание – основа основ общения мамы и малыша. Оно помогает создать между матерью и ребёнком отношения любви и доверия, которые остаются на всю жизнь. Постарайтесь сделать всё возможное для того, чтобы кормить ребёнка грудью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. Мамы, которые кормят грудью своих детей, имеют тенденцию чаще трогать, качать, малышей, улыбаться им.

Разговаривайте с ним.
Для многих это достаточно сложно. Но можно не просто так «в пустоту» выдавать какие-то фразы, а говорить с помощью шуток, прибауток, потешек, присказок. Они очень помогают находиться в контакте с ребёнком, при этом не чувствуя себя глупо. Существует огромное количество потешек, стишков, колыбельных, практически на все случаи жизни. Конечно, трудно выучить так много фольклорных стишков, но если об этом помнить, постепенно у вас в голове останется некий набор наиболее симпатичных вам прибауток. Ребёнок очень хорошо воспринимает ритмичную речь, он будет живо реагировать на потешки и присказки, к тому же они в основном ещё и познавательные. Где найти потешки? Существует сейчас огромное количество книг и сайтов.

Как улучшить взаимопонимание?

Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из книги У. И М. Сёрз «Ваш ребёнок»:

Подсказки маме

Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.

Смотрите на слушателя.

Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь — всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто.

Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: «Хо-ро-шенький ма-а-а-льчик». Старайтесь избегать служебных слов. Не прибегайте к местоимениям «я» и «мне» — они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова «мама» и «папа».

Сопровождайте речь жестами.

Скажите: «Помаши киске ручкой: «пока» и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы.

«Митя хочет на ручки», «Пойдем спать?» Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.

Поясняйте ваши действия.

Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: «Сейчас папа снимет пелёнку, а теперь мы положим другую…» Не думайте о том, что со стороны это выглядит странно, — помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда «ушки на макушке», он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Дайте ребенку возможность ответить вам.

Задавая ребенку вопрос, дайте ему время «ответить». Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращённую к ним речь.

Продолжайте вашу беседу.

Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух·

Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша, и вы читаете вслух старшему, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели «Гуси-гуси…» Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.

Игры с младенцем.
Все малыши очень любят играть со взрослыми. Игры не только приносят радость малышам, но и помогают установить близкие, доверительные отношения.

Играйте с младенцем в игрушки, но не стоит часто и надолго оставлять его с ними одного, заменить живое общение невозможно. Вот вкратце игрушки, которые наверняка понравятся младенцу до года :

10 дней -1 месяц
Идеальной «игрушкой» для младенца является рука матери (ладонь, пальцы) .

1-3 месяца
Погремушки с кольцами для подвешивания, погремушки с ручками; разные по форме и цвету; мелодичные по звучанию игрушки; неваляшки.

4-6 месяцев
Погремушки-подвески; погремушки с ручками; резиновые игрушки, издающие звук; неваляшки разной формы и цвета.

7-9 месяцев
Звучащие игрушки, мячи, шары разной величины для катания, кубики разного цвета и размера, мисочки, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, бидончик, кастрюля с крышкой для открывания и закрывания .

10-12 месяцев
Матрешки, пирамидки, кирпичики; сюжетные (называемые) игрушки — кукла, мишка, собака и др.; для развлечения – заводные игрушки, звучащие, плавающие, машины; для куклы -чашечка, кроватка; резиновые надувные игрушки, корзиночки, сумки, обруч, тележка, картинки однопредметные, кубики с картинками и буквами.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Вместе делайте домашние дела, «обсуждайте» всё, что происходит вокруг, гуляя рассказывайте малышу о том, как прекрасен этот мир. Вместе можно и в магазин сходить и обед приготовить и в гости съездить. Малышу этого только и надо — всё время быть в курсе ваших дел, стать вашим «компаньоном». Такое общение на равных станет залогом вашей искренней дружбы.

Со всеми младенцами можно играть в пальчиковые игры. Постарайтесь купить книжку с описанием пальчиковых игр или скачайте неплохую подборку этих игр.

Также игры можно найти в книге Ваш Ребёнок У. и М.Сёрз (скачать можно здесь ).

Совершенно замечательна книга Первушиной «Развивающие игры для детей от 0 до года» рекомендуем всем!

Автор: Д.Дмитриева

#

Тэги : #

Как общаться с новорожденным?

Как разговаривать с новорожденным ребенком?

Вот несколько идей, которые помогут вам начать:

  1. Попробуйте «в скобках». …
  2. Говорите о том, что вы делаете. …
  3. Пойте песни и стишки. …
  4. Читайте книги и рассказывайте сказки своему малышу с рождения. …
  5. Прислушивайтесь к первым попыткам вашего ребенка лепетать, а затем отвечайте. …
  6. Назовите игрушки и предметы вокруг вас.

Понимают ли новорожденные, когда вы с ними разговариваете?

Младенцы любят слышать, как вы говорите, особенно с ними, и особенно теплым, счастливым голосом. Младенцы учатся говорить, имитируя звуки, которые они слышат вокруг себя. Таким образом, чем больше вы разговариваете с ребенком, тем быстрее он приобретет речевые и языковые навыки.

Как лучше всего общаться с новорожденным?

Идеи игр для новорожденных

  1. Петь, болтать, щекотать, считать пальчики на ногах, дуть малиной — простые вещи лучше всего подходят для новорожденных. …
  2. Корчите рожи, улыбайтесь, смейтесь, закатывайте глаза или высовывайте язык. …
  3. Дайте новорожденному потрогать разные предметы — мягкие игрушки, погремушки или тканевые книжки со страницами разной фактуры — это очень весело для вашего новорожденного.

30 мар. 2020 г.

Каков первый способ общения младенца?

Выразительная коммуникация – это способность младенцев и детей младшего возраста выражать себя с помощью звуков, жестов, мимики и слов. Отправной точкой экспрессивной коммуникации является крик младенца. Воркование — еще одна форма раннего общения, и оно может начаться уже в возрасте одного месяца.

Чувствуют ли новорожденные любовь?

Большинство детей формируют глубокие, любящие связи со своими родителями и друзьями с самого раннего возраста. По словам Лоуренса Коэна, доктора философии, автора книги «Игровое воспитание» (Ballantine), она начинается еще до того, как ребенок может словесно выразить свои симпатии или антипатии. Даже новорожденные чувствуют привязанность с момента рождения!

Что произойдет, если вы не поговорите со своим ребенком?

Последствия того, что вы не разговариваете с ребенком

Если вы не разговариваете с детьми, их словарный запас станет меньше. Отсутствие разговора с детьми также означает, что вы тратите меньше времени на то, чтобы уделять им внимание и взаимодействовать с ними. Когда это происходит, может быть трудно развить сильную связь с вашим ребенком.

Когда дети могут понять свое имя?

Когда ожидать: большинство детей понимают и реагируют на свои имена в возрасте от 5 до 6 месяцев.

Когда мой ребенок сможет понять, что я говорю?

Через 9 месяцев младенцы могут понимать несколько основных слов, таких как «нет» и «до свидания». Они также могут начать использовать более широкий диапазон согласных звуков и тонов голоса. Детский лепет в 12-18 месяцев. Большинство младенцев к концу 12 месяцев произносят несколько простых слов, таких как «мама» и «папа», и теперь знают, что они говорят.

Что означает воркование ребенка?

Помимо плача, воркование — это первая голосовая веха, которую достигнет ваш ребенок. Обычно воркование — это гласный звук, например «ааа», но иногда воркование может звучать как бульканье. Это совершенно восхитительно, но также очень важно: это означает, что ребенок начинает работать над развитием речи.

Что мне делать со своим двухнедельным ребенком, когда я бодрствую?

Когда ваш ребенок проснется, дайте ему или ей время под присмотром лежать на животе, чтобы он или она могли развить мышцы верхней части тела. Сосредоточьтесь и начните смотреть вам в глаза. Моргать в ответ на яркий свет. Реагируйте на звук и узнавайте свой голос, поэтому будьте уверены и часто разговаривайте с ребенком.

Сколько времени должен бодрствовать новорожденный?

Как правило, новорожденные спят в общей сложности около 8-9 часов днем ​​и около 8 часов ночью. Но поскольку у них маленький желудок, им приходится просыпаться каждые несколько часов, чтобы поесть. Большинство младенцев не начинают спать всю ночь (от 6 до 8 часов), по крайней мере, до 3-месячного возраста.

Как часто нужно купать новорожденного?

Как часто моему новорожденному нужно купаться? Нет необходимости ежедневно купать новорожденного. Трех раз в неделю может быть достаточно, пока ваш ребенок не станет более подвижным. Слишком частое купание ребенка может высушить его кожу.

Понимают ли младенцы, когда вы плачете?

Исследование опубликовано в журнале Infant Behavior and Development. Это говорит о том, что к 18 месяцам дети имеют довольно сложное понимание человеческих эмоций, говорит Кьярелла Shots.

В каком возрасте дети общаются?

Как видите, общение происходит задолго до того, как дети говорят свои первые слова (обычно это происходит примерно в 12 месяцев). Навыки продолжают развиваться от 4 до 6 месяцев, от 7 до 12 месяцев, от 1 до 2 лет, от 2 до 3 лет, от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет и далее.

Почему важен первый крик ребенка?

Как для врачей, так и для матерей первый крик всегда является самым сильным и обнадеживающим признаком способности нормально дышать. Поэтому, если ребенок не начинает плакать в течение первых нескольких минут после родов, принимаются всесторонние меры, чтобы убедиться, что ребенок действительно начинает плакать.

Как общаться с новорожденным

Периодом новорожденности называют время с рождения ребенка до его первой ответной улыбки на обращение к нему взрослого человека. Чаще всего он охватывает первый месяц жизни. В этот промежуток времени происходит подготовка ребенка к общению. Для того чтобы этот процесс протекал быстрее и проще для ребенка, необходимо выполнить три несложные, но очень важные задачи. От того как общаться с новорожденным, зависит его дальнейшее развитие.

1.Относитесь к малышу как к личности.

Любое действие, которое вы совершаете с ребенком, обязательно комментируйте. Рассказывайте ему все как взрослому. Представьте себе, что он все понимает и может поддержать беседу. Речь должна быть выразительной и четкой, а голос – негромким и ласковым. Такой «разговор» нельзя назвать полноценным, но у ребенка появляется потребность в общении, ласке, теплых словах, создается привычка получать одобрение взрослого.

Общение с малышом не должна ограничиваться словами.

Ребенку необходима ваша ответная реакция на его действия. Хвалите его, когда считаете, что он справился с какой-либо задачей, сопереживайте, будьте отзывчивыми. Так же важно быстро устранять дискомфорт. Если стало прохладно – укройте малыша одеялом, вовремя меняйте подгузники, если проголодался – покормите как можно быстрее. Так ребенок учится осознавать, что его просьбы услышаны, формируется доверительное отношение к взрослому.

2. Вторая задача –

установить контакт взглядов

. Для этого наклонитесь к ребенку и то, приближая свое лицо, то удаляя, определите наилучшее расстояние для восприятия вас ребенком. Свои действия сопровождайте улыбкой и ласковыми словами. Так вы поможете своему малышу вас заметить и продлить контакт взглядов. Возможно, поймать его взгляд получится не сразу, но продолжайте попытки каждый раз, когда малыш лежит с открытыми глазками между кормлениями.

3. Третья задача –

каждый раз реагировать на улыбку младенца

. Улыбка – самый яркий и значимый коммуникативный жест для выражения положительного отношения. Среди многих гримасс малыша есть те, которые напоминают улыбку. Возможно, она неосознанная и является результатом сокращения лицевых мышц, но очень важно уловить эту улыбку и улыбнуться в ответ. Если взрослый ее замечает и положительно реагирует, то со временем она из неосознанной превращается в улыбку, адресованную взрослому и появляется как реакция на появление мамы и папы.


Когда ребенок улыбается при звуках вашего голоса, то помогите малышу отыскать ваше лицо и установить контакт взглядов. Как общаться с новорожденным подскажет и он сам. Просто погладьте его по щечке, ласково поговорите с ним, загляните ему в глаза. Такие действия лучше всего совершать во время кормления грудью, когда младенец еще не начал дремать, а так же хорошо подходит период купания, пеленания, массажа и физических упражнений.

Если с новорожденным не общаться, не стремиться к контакту взглядов, не вызывать улыбку, то ко второму месяцу малыш будет не готов к общению и ему будет сложно научиться вас понимать.

Специально для сайта http://bukashka.by


Как играть с новорожденным

Казалось бы, новорожденные, которым всего лишь несколько недель от роду, ещё не способны чётко воспринимать окружающий их мир и большую часть своей короткой жизни тратят на еду и сон. Между тем, даже с такими крохами можно целенаправленно заниматься, стимулируя играми появление новых умений.

Упражнения в этот временной отрезок связаны с особенностями развития новорожденного и направлены на активизацию его первых познавательных навыков. Главным способом достижения этой цели является обычное общение с ребёнком. Каждый день во время купания, массажа, смены подгузника маме необходимо с ним разговаривать, объяснять, что и как она делает. Не менее важны и специальные занятия с новорожденными, через которые они развиваются, овладевают новыми умениями, адаптируются к окружающей среде.

Почему так важно играть с новорожденным?


Совместная игра усиливает близость: вы больше узнаете о малыше, а он, в свою очередь, учится доверять взрослым. Кроме того, ребенок ощущает собственную безопасность и чувствует себя любимым.

Занятия стимулируют развитие ребёнка. Ориентируясь на то, чему малыш должен научиться в ближайшие недели, необходимо проводить игры и развлечения на совершенствование слуха, зрения и осязания.

Речевые умения новорожденных зависят от того, сколько времени вы тратите на общение с ними. Чем больше мама говорит с малышом, тем скорее он научится понимать и воспроизводить звуки. Так что если у вас мало времени на игры, по крайней мере, продолжайте рассказывать ему о каждом своем шаге.

Занятия с детьми могут дать первые представления об их темпераменте. Хотя психологи говорят, что в этом возрасте пока нельзя точно установить его тип, большинство мамочек наверняка согласятся, что каждый ребёнок индивидуален, а эта уникальность проявляется с самых первых минут его жизни.

Игры для новорожденного


Малыш в первые недели жизни занят двумя самыми важными делами: сном и едой. Однако даже в его плотном графике можно найти короткие перерывы, когда он активен и хочет познавать мир. Занятия для новорожденных должны длиться не более двух минут и проводиться в то время, когда они сыты, спокойны и их ничего не тревожит. Понемногу длительность этих упражнений может быть увеличена до четырех минут.

Занятия для развития осязания


  1. На детскую ладонь поместите какой-нибудь небольшой предмет или собственный палец, и малыш тут же очень крепко сожмёт кулачок. Активному развитию и совершенствованию тактильной памяти будет способствовать выбор предметов, которые отличаются по фактуре.

  2. Дуйте малышу сначала на ладошку и проговаривайте: «Это твоя ладошка», целуя её. Потом переходите к локотку, дуйте, называйте его и целуйте. Таким способом можно дуть на щечку, живот, пяточку и пальчики, каждый раз называя и целуя эти части тела. Эта забава со временем так понравится ребёнку, что он уже сам скоро будет подставлять маме щёчку или коленку, чтобы она подула на них и поцеловала.

  3. Прикасайтесь к детскому лицу, животу и ножкам мягким перышком. Если ребёнку нравятся такие поглаживания, вооружитесь небольшим мячиком и катайте им по телу малыша. Также полезно делать ему пальчиковую гимнастику – поглаживать и разминать крохотные пальчики рук и ног.

Занятия для развития зрения


  1. Научите фокусировать взгляд на любых предметах. Используйте для этого погремушки или пальчиковый театр. Демонстрируйте малышу погремушку, выставляя её перед самым лицом. Когда он зафиксирует взгляд, отводите погремушку немного в сторону, давая ребёнку возможность следить глазками за предметом. Или наденьте на пальцы куклы из пальчикового театра и разыграйте простой сказочный сюжет.

  2. Даже новорожденные дети обожают играть в столь простую игру, как «Ку-ку». Сначала малыш заинтересованно смотрит на взрослого, который ладонями закрывает лицо и выглядывает с радостным возгласом «ку-ку». Через некоторое время эта забава будет приводить его в восторг, а затем он будет и повторять за мамой.

  3. Закрепите в кроватке небьющееся зеркало таким образом, чтобы ребёнок мог видеть своё отражение. Он будет увлеченно следить за собственными движениями и выражениями своего лица, а со временем начнет узнавать себя в зеркале.

  4. Не стесняйтесь корчить гримасы перед малышом – ему очень нравится узнавать и понимать разные выражения человеческого лица. Покажите язык, закатите глаза, подмигните или улыбнитесь новорожденному и наслаждайтесь его удивлением и заинтересованностью. Некоторые дети уже в месячном возрасте пробуют корчить рожицы вслед за родителями.

Занятия для развития слуха


  1. Обращайтесь к малютке всегда по имени. Подходите к кроватке и нежным голосом зовите ребёнка, побуждая его прислушиваться к вашему голосу и искать вас взглядом. Повторяйте имя малыша, пока он не станет поворачиваться на ваш голос. Новорожденному можно читать стихи и сказки хоть с первого дня, особенно если вы уже делали это во время беременности. Малыш вспомнит знакомое стихотворение и успокоится. Когда он начнёт держать голову и фокусировать взгляд, кладите его на животик и показывайте книжки с крупными картинками, читая короткие стихи и потешки.

  2. Детские колыбельные различаются по тематике, скорости звучания и ритму. Начинать их петь можно, когда ребёнок ещё находится в мамином животе, ведь с 20-й недели беременности он уже в состоянии воспринимать и различать звуки окружающей среды. Столь раннее приучение к колыбельным идёт на пользу всем: дети привыкают к маминому голосу, а мама разучивает слова песенок, ведь после родов на это времени почти не остаётся.

  3. Проигрывайте ежедневно малышу спокойные мелодии: звуки природы или классические произведения. Музыкальные занятия необходимо сочетать с массажем и гимнастикой.

И в заключение – чтобы игры и развлечения не стали для новорожденных детей неприятным испытанием, придерживайтесь нескольких строгих правил:

  • во время занятий постоянно меняйте положение, чтобы малыш не устал;

  • играйте с детьми только тогда, когда они находятся в доброжелательном настроении;

  • играйте очень бережно, помня о том, что новорожденный является самым хрупким созданием на свете.

Все вышеописанные упражнения можно и даже необходимо проводить уже с самых первых дней жизни ребёнка. Возможно, они покажутся слишком простыми и незатейливыми, однако на самом деле являются мощным толчком для развития и совершенствования моторики, коммуникативных навыков, а также формирования слуха, зрения и осязания новорожденных детей.

Реанимация новорождённых и интенсивная терапия новорожденных в Москве

В процессе родов также могут возникнуть осложнения, неблагоприятно отражающиеся на состоянии младенца. Во всех этих случаях новорожденного переводят в отделение интенсивной терапии.

Показания к переводу в данное отделение

  • дыхательная, сердечно-сосудистая, почечная, печеночная, надпочечниковая недостаточность в острой форме;
  • нейротоксикоз, токсикоз с эксикозом 2-3 степени;
  • гипертермический, геморрагический или судорожный синдром;
  • аллергические реакции;
  • тяжелые инфекции;
  • необходимость проведения сложных процедур и обследования.

В отделении интенсивной терапии для новорожденных клиник «Мать и Дитя» есть все, чтобы принять детей с вышеперечисленными диагнозами.

Здесь всегда готовы оказать всестороннюю помощь. Мы принимаем детей, рожденных не только в нашей клинике, но и нуждающихся в лечении малышей из других роддомов. В нашем отделении оборудован блок интенсивной терапии и блок реанимации.

В блоке интенсивной терапии находятся малыши, которые требуют особого внимания. Здесь есть все для осуществления качественного контроля за состоянием и развитием маленького пациента — новейшее оборудование, квалифицированный персонал.

В блок реанимации попадают новорожденные, требующие безотлагательной помощи и дети с очень низкой массой тела.

Каждое место в реанимации оснащено индивидуальным оборудованием:

  • Инкубатором, в котором поддерживается оптимальная, комфортная для ребенка, температура и влажность;
  • ИВЛ — аппаратом для проведения неинвазивной искусственной вентиляции легких;
  • Монитором, который круглосуточно контролирует жизненно важные функций организма — частоту пульса, дыхания, показатели насыщения крови кислородом, давления, сердечной деятельности;
  • Перфузором — устройством для введения медикаментов внутривенно;
  • Аппаратом, производящим санацию дыхательных путей.

Все используемые приборы сертифицированы и подключены к автономной станции, что гарантирует их бесперебойную работу.

Отделение интенсивной терапии — это комфорт и безопасность для малыша.

Новорожденный, тем более нуждающийся в специальном уходе, заслуживает особого отношения. Мы готовы обеспечить ему лучшие условия.

В обоих блоках круглосуточно дежурят квалифицированные медсестры, готовые в любую секунду оказать надлежащий уход. Ежедневно за состоянием малыша следит лечащий врач и заведующий отделением, при необходимости оперативно проводятся консультации с другими ведущими специалистами клиник «Мать и Дитя». Это и кардиологи, и генетики, и неврологи, и хирурги, и окулисты.

При желании родителей, медсестра или врач могут работать с ребенком индивидуально. Наш персонал всегда внимателен к маленькому пациенту и его родителям.

Все необходимые исследования (ультразвук, рентген и т.д.) проводятся на месте круглосуточно, круглосуточно работает и экспресс-лаборатория, которая позволяет в кратчайшие сроки оценить уровень важных показателей и необходимость коррекции лечения.

Питание дети получают по индивидуальной схеме — при отсутствии противопоказаний дается сцеженное молоко, в иных случаях — подбирается оптимальная смесь.

Родителям у нас не менее комфортно!

Мы стараемся максимально облегчить непростой период в жизни родителей нашего пациента:

  • Мама или другой член семьи может посещать ребенка в любое удобное время или находиться рядом круглосуточно. Мы можем предоставить в распоряжение собственную комфортабельную палату, рум-сервис, питание.
  • Мы «за» грудное вскармливание и способствуем его сохранению — при необходимости сцеживать молоко, маме выделяется для этого специальное помещение.
  • Мы приветствуем общение родителей с новорожденным, выкладывание на грудь матери, тесный контакт кожа к коже, ведь все это необходимо малышу и способствует его выздоровлению.
  • Родители получают абсолютно всю информацию о состоянии ребенка, особенностях его лечения и уходе после выписки.

Пребывание в отделениях интенсивной терапии для новорожденных «Мать и Дитя» — это залог быстрого и полного выздоровления маленького сокровища.

Общение и ваш новорожденный (для родителей)

Вы помните самый первый крик вашего ребенка? С момента рождения малыши начинают общаться.

Поначалу плач вашего новорожденного может показаться вам иностранным. Но прежде чем вы это узнаете, вы выучите «язык» вашего ребенка и сможете отвечать на его потребности.

Как общаются младенцы?

Младенцы рождаются со способностью плакать, так они некоторое время общаются.Плач вашего ребенка обычно говорит вам о том, что что-то не так: пустой живот, мокрый зад, холодные ноги, усталость или потребность в объятиях и т. д.

Иногда то, что нужно ребенку, можно определить по типу плача — например, крик «Я голоден» может быть коротким и низким, а «Я расстроен» может звучать прерывисто. Прежде чем вы это узнаете, вы, вероятно, сможете распознать, какую потребность выражает ваш ребенок, и отреагировать соответствующим образом.

Но младенцы также могут плакать, когда чувствуют себя подавленными всеми видами и звуками мира — или вообще без видимой причины.Так что, если ваш ребенок плачет, и вы не можете сразу его утешить, помните, что плач — это один из способов, с помощью которого дети блокируют раздражители, когда они перегружены.

Хотя плач является основным способом общения младенцев, они также используют другие, более тонкие формы. Умение распознавать их полезно и может укрепить вашу связь с ребенком.

Новорожденный может отличить человеческий голос от других звуков. Попробуйте обратить внимание на то, как ваш малыш реагирует на ваш голос, который уже ассоциируется с заботой: едой, теплом, прикосновениями.

Если ваш ребенок плачет в люльке, посмотрите, как быстро ваш приближающийся голос успокоит его. Посмотрите, как внимательно ваш ребенок слушает, когда вы говорите с любовью. Ваш ребенок может еще не координировать взгляд и слушание, но даже глядя вдаль, он будет уделять пристальное внимание вашему голосу, когда вы говорите. Ваш ребенок может тонко регулировать положение тела или выражение лица или даже двигать ручками и ножками в такт вашей речи.

Где-то в течение первого месяца жизни вашего новорожденного вы можете увидеть первую улыбку — долгожданное дополнение к коммуникативным навыкам вашего ребенка!

Что мне делать?

Как только вы возьмете своего ребенка на руки после рождения, вы начнете общаться друг с другом, обмениваясь своими первыми взглядами, звуками и прикосновениями.Младенцы быстро познают мир с помощью органов чувств.

По прошествии нескольких дней после рождения ваш новорожденный привыкнет видеть вас и начнет сосредотачиваться на вашем лице. Однако осязание и слух особенно важны.

Вашему малышу будут интересны звуки, но не больше, чем разговорный голос. Поговорите с ребенком, когда у вас есть возможность. Даже если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, ваш спокойный, обнадеживающий голос говорит о безопасности.Ваш новорожденный узнает о жизни практически с каждым прикосновением, поэтому подарите ему много нежных поцелуев, и ваш малыш найдет мир успокаивающим местом.

Общение с новорожденными – это вопрос удовлетворения их потребностей. Всегда реагируйте на плач новорожденного — малышей нельзя избаловать чрезмерным вниманием. Действительно, быстрая реакция на плач младенцев дает им понять, что они важны и заслуживают внимания.

Вероятно, будут времена, когда вы удовлетворили все потребности, но ваш ребенок продолжает плакать.Не отчаивайтесь — ваш малыш может быть чрезмерно возбужден, у него слишком много энергии или ему просто нужно хорошенько поплакать без видимой причины.

Для младенцев обычно характерны приступы беспокойства примерно в одно и то же время каждый день, как правило, между ранним вечером и полуночью. Хотя все новорожденные плачут и проявляют некоторое беспокойство, когда младенец, который в остальном здоров, плачет более 3 часов в день, более 3 дней в неделю в течение как минимум 3 недель, это состояние известно как колики. Это может расстраивать, но хорошая новость заключается в том, что это недолговечно — большинство детей перерастают его примерно в возрасте 3 или 4 месяцев.

Попробуйте успокоить малыша. Некоторых успокаивает движение, например, раскачивание или ходьба взад и вперед по комнате, в то время как другие реагируют на звуки, такие как тихая музыка или гул пылесоса. Может потребоваться некоторое время, чтобы выяснить, что лучше всего успокаивает вашего ребенка в эти стрессовые периоды.

Когда следует звонить врачу?

Обратитесь к врачу, если:

  • Ваш ребенок плачет необычно долго.
  • Крики кажутся тебе странными.
  • Плач связан со снижением активности, плохим питанием или необычным дыханием или движениями.

Ваш врач может успокоить вас или найти медицинскую причину беспокойства вашего ребенка. Скорее всего, в этом нет ничего плохого, и знание этого поможет вам расслабиться и сохранять спокойствие, когда ваш ребенок расстроен.

Вот еще несколько причин для длительного плача:

  • Ребенок болен. Ребенок, который больше плачет, когда его держат на руках или качают, может быть болен. Позвоните своему врачу, особенно если у ребенка температура 100.4°F (38°C) или более.
  • У ребенка раздражение глаз. Поцарапанная роговица или «инородное тело» в глазу ребенка могут вызвать покраснение и слезотечение. Позвоните своему врачу.
  • Ребенку больно. Открытая булавка от подгузника или другой предмет могут повредить кожу ребенка. Внимательно осмотрите все вокруг, даже каждый палец руки и ноги (иногда волосы могут намотаться на крошечные пальцы ребенка и причинить боль; это известно как волосяной жгут).

Если у вас есть какие-либо вопросы о способности вашего новорожденного видеть или слышать, немедленно позвоните своему врачу.При необходимости с помощью сложного оборудования можно проверить даже новорожденных. Чем раньше обнаружена проблема, тем лучше ее можно лечить.

Детский лепет, Как общаются дети, Разговор с ребенком

Первый год жизни вашего ребенка будет чередой перемен, и не только подгузников. От первых улыбок, бульканья и воркования до обучения говорить «мама» или «папа» дети любят общаться с помощью своего собственного детского лепета. И они надеются, что вы тут же начнете «детскую болтовню».

В течение всего первого года жизни вы можете многое сделать для развития коммуникативных навыков вашего ребенка.И это легко. Все, что вам нужно делать, это улыбаться, говорить, петь и читать вашему ребенку.

Зачем сосредотачиваться на общении с ребенком? Потому что ранние речевые и языковые навыки связаны с успехом в развитии навыков чтения, письма и межличностного общения как в более позднем детстве, так и в более позднем возрасте.

Детские лепетки: улыбнись и обрати внимание

Задолго до того, как они смогут ясно говорить, дети понимают общий смысл того, что вы говорите. Они также поглощают эмоциональный тон. Поощряйте первые попытки ребенка общаться с вами с любовью и вниманием:

  • Чаще улыбайтесь ребенку, особенно когда он воркует, булькает или иным образом издает детский лепет.
  • Смотрите на своего ребенка, когда он бормочет и смеется, а не отводите взгляд, перебиваете или разговариваете с кем-то еще.
  • Будьте терпеливы, пытаясь расшифровать детский лепет и невербальную коммуникацию вашего младенца, такие как выражение лица, бульканье или бормотание, которые могут сигнализировать либо о разочаровании, либо о радости.
  • Найдите время, чтобы уделить ребенку много внимания с любовью, чтобы он мог «разговаривать» с вами своим детским лепетом, даже когда вы заняты другими делами.

Детский лепет: Подражайте своему ребенку

С самого начала детский лепет должен быть улицей с двусторонним движением.Подражая своему ребенку, вы посылаете ему важное сообщение: то, что он чувствует и пытается сообщить, важно для вас.

  • Участвуйте в разговорах с детьми, чтобы научить вашего ребенка разговору взрослых.
  • Подражайте вокализации ребенка — «ба-ба» или «гу-гу» — затем подождите, пока он издаст другой звук, и повторите его.
  • Старайтесь отвечать, даже если вы не понимаете, что пытается сказать ваш ребенок.
  • Подкрепляйте общение, улыбаясь и повторяя выражение лица.
  • Поскольку жесты — это способ, которым младенцы пытаются общаться, подражайте жестам вашего ребенка.

Baby Talk: чаще разговаривайте с малышом

Младенцы любят слушать, как вы разговариваете, особенно с ними, и особенно теплым, радостным голосом. Младенцы учатся говорить, имитируя звуки, которые они слышат вокруг себя. Таким образом, чем больше вы разговариваете со своим ребенком, тем быстрее он приобретет речевые и языковые навыки.

  • Многие взрослые используют особый тон голоса, когда разговаривают с детьми – высокий голос с преувеличенным выражением лица.Этот естественный детский лепет имитирует женский голос, который младенцы во всем мире ассоциируют с кормлением и комфортом. Имейте в виду, что детский лепет не помешает и не задержит вашего ребенка в дальнейшем обучении взрослой речи.
  • Задействуйте навыки слушания вашего ребенка, часто разговаривая с ним в течение дня, рассказывая о том, чем вы вместе занимаетесь. Говорите, когда вы кормите, одеваете, носите и купаете своего ребенка, чтобы он начал ассоциировать эти звуки языка с повседневными предметами и действиями.
  • Часто и отчетливо повторяйте простые слова, такие как «мама» и «бутылочка», чтобы малыш начал слышать знакомые слова и ассоциировать их со своим значением.

Детский лепет: как дети учатся говорить

Родители часто задаются вопросом, на какой стадии обучения находятся речевые способности их детей. Сроки для каждого ребенка сильно различаются: некоторые дети могут сказать несколько слов в 12 месяцев, другие не говорят до 18 месяцев, а затем произносят короткие предложения.

  • В возрасте от 1 до 3 месяцев: Младенцы уже любят слышать звук вашего голоса и могут улыбаться, смеяться, замолкать или волноваться и махать руками, когда вы разговариваете с ними или поете.Детский лепет вашего младенца обычно начинается с воркования и бульканья, с некоторыми гласными звуками, такими как «ох», которые появляются примерно в два месяца.

Еще не рано начинать читать ребенку. Чтение помогает стимулировать развивающийся мозг. Многих младенцев успокаивает музыка, и они начинают узнавать простые песни, реагируя на них улыбками, бульканьем и махая руками и ногами.

  • В возрасте от 4 до 7 месяцев: Теперь дети понимают, что их детский лепет влияет на родителей.Они больше болтают и наблюдают за реакцией своих родителей. Младенцы экспериментируют с большим количеством звуков и интонаций. Они начинают повышать и понижать высоту голоса, когда бормочут, точно так же, как это делают взрослые, когда задают вопрос или добавляют акцент.

Пока вы знакомите ребенка с простыми короткими словами, такими как «чашка» и «мяч», поднимите предмет, чтобы показать, что он связан с вашей речью. Читайте ребенку красочные книжки с картинками. Укажите на картинки и назовите простые предметы, чтобы закрепить их раннее развитие речи и продемонстрировать важность языка и чтения.Потренируйтесь использовать короткие слова, а затем делайте паузы. Это позволит вашему ребенку отвечать своим собственным детским лепетом и поощрять взаимодействие, необходимое для взрослого разговора.

  • В возрасте от 8 до 12 месяцев: Для родителей это уникальная радость услышать, как их ребенок впервые говорит «мама» или «папа». Но первые несколько раз могут быть случайными. Детский лепет в этом возрасте по-прежнему представляет собой в первую очередь случайную игру со звуками вроде «га-га», «да-да» и «ба-ба».

Улыбайтесь, смотрите на ребенка и продолжайте четко повторять простые слова в течение дня.Это поможет растущему мозгу вашего ребенка запоминать звуки и значения слов для повседневных предметов. В этом возрасте дети любят общение с вами один на один. Они также любят игры и песни со словами, такие как «Itsy Bitsy Spider» и «Patty-Cake».

Детский лепет: обратитесь к врачу, если…

В течение первого года жизни ребенок должен реагировать на ваш детский лепет воркованием, бульканьем и бормотанием в ответ. Они должны отвечать на «нет», на свое имя и на простые просьбы типа «иди сюда».»

Таким образом, несмотря на то, что нормальное языковое развитие имеет широкий разброс, лучше перестраховаться, чем потом сожалеть, когда дело доходит до роста вашего ребенка. Оценивайте речь вашего ребенка при каждом медицинском осмотре и поговорите с педиатром, если вас это беспокоит. о задержке речи или проблемах со слухом. И помните: ваш ребенок любит слышать ваш голос, так что не смущайтесь из-за собственного «глупого» детского лепета

Лучшие способы общения с ребенком, от детского лепета до языка тела

Гу-гу-гага не так уж и плоха.

Есть много способов общаться с ребенком; у каждого свой стиль, но определенные приемы могут помочь развитию ребенка. Дело не только в том, что родитель говорит младенцу, но и в том, как это звучит и как часто происходит общение.

Детский лепет

Эксперты спорят о том, лучше ли использовать детский лепет на ребенке или говорить с ним как со взрослым, но австралийский эксперт по речи и языку Денис Бернхэм говорит, что «характерная структура, ритм и использование эмоций» детского лепета помогают развитие языка.

«По сравнению с речью, направленной взрослыми, речь младенцев более эмоциональна, независимо от используемых слов», — пишет он в The Conversation . «У него более высокий тон и больше восходящих и нисходящих паттернов, которые привлекают внимание младенцев. В нем также больше артикулированных гласных и согласных, которые преувеличивают различия между звуками».

В качестве бонуса дети во всем мире согласны с тем, что детский лепет — это хорошо. Бернхэм приводит в пример фильм «Посмотрите, кто говорит», в котором персонаж Джона Траволты напевным голосом зачитывает списки фондовых бирж ослепительно счастливому ребенку.

Детский лепет — это один из способов помочь младенцу в развитии речи. Изображение предоставлено Pixabay, общественное достояние

Частота и громкость

Исследования показывают, что, когда речь заходит о разговоре с ребенком, чем больше слов, тем веселее. Одно известное исследование показало, что дети из самых богатых семей слышат на 30 миллионов слов больше, чем дети из самых бедных семей, к тому времени, когда им исполняется 3 года. Это влияет на развитие речи, что связано с общими успехами в школе и навыками чтения.

Чтобы восполнить пробел, Национальная ассоциация образования детей младшего возраста предлагает ряд способов держать детей в курсе, в том числе читать им, используя «новые и интересные слова» в контексте, побуждая их разговаривать со своими сверстниками. , петь с ними и читать стихи и стишки.

Язык тела и визуальные подсказки

Национальная ассоциация образования детей младшего возраста также сообщает, что использование жестов и выражений лица может помочь детям понять новые слова.«Например, вводя слово «радостный», вы можете улыбнуться и помахать руками, чтобы передать его значение». Исследования показывают, что визуальные подсказки помогают маленьким детям усваивать новую лексику и повышают их способность понимать контекстные подсказки.

Младенцы способны улавливать то, что может показаться едва уловимым сигналом. Исследование Университета Британской Колумбии показало, что 4- и 6-месячные младенцы могут различать языки только по визуальным подсказкам, таким как форма рта говорящего.

Зрительный контакт

Еще одним бесшумным стимулом для развития ребенка является зрительный контакт. Одно исследование, опубликованное ранее в этом году в Current Biology , показало, что зрительный контакт между родителем и ребенком улучшает продолжительность концентрации внимания последнего.

Родители могут помочь увеличить концентрацию внимания ребенка, координируя внимание во время игры. Изображение предоставлено Pixabay, общественное достояние

«Продолжительность концентрации внимания ребенка в раннем возрасте предсказывает более поздние результаты развития, такие как изучение языка и решение проблем», — сказал ранее соавтор исследования Чен Ю Medical Daily .

Еще одно преимущество того, что родитель смотрит в глаза своему ребенку, заключается в том, что он видит, оглядывается ли ребенок назад. Отсутствие зрительного контакта или уменьшение зрительного контакта со стороны ребенка считается ранним признаком аутизма. группа «Говорит аутизм».

Источники:  Вейкум В.М., Вулуманос А., Наварра Дж., Сото-Фарако С., Себастьян-Галлес Н., Веркер Дж.Ф. Дискриминация визуального языка в младенчестве. Наука . 2007.

Ю Чен и Смит Л.Б. Социальные истоки устойчивого внимания у годовалых младенцев. Современная биология . 2016.

Навыки общения новорожденных | Эми Гиллиланд

Младенцы все время общаются; взрослые просто не умеют их понимать! Ключом к удовлетворенности родителей, уверенности в себе и психическому здоровью младенцев является родительская чувствительность к сигналам, темпераменту и индивидуальному стилю общения их младенцев. Как только родители учатся читать своих детей, они обычно могут уменьшить детский плач и выработать успешные подходы к сну и кормлению своего ребенка.

Этот семинар предназначен для повышения навыков и точности перинатальных специалистов в распознавании сигналов и темперамента младенцев до 85% согласия. Участники будут анализировать видеоролики родителей, взаимодействующих со своим ребенком индивидуально и в небольших группах, чтобы повысить их эффективность. Кроме того, будут проанализированы девять показателей темперамента младенцев и ключевые профили темперамента, чтобы повысить уверенность участников в своих наблюдениях. Акцент делается на совместном создании знаний с родителем о своем ребенке и совместной разработке рабочей модели темперамента этого ребенка.(Разве не здорово знать, что вы можете научиться делать это хорошо?! Я рад видеть, что вы учитесь!)

Вот минутное видео от доктора Гиллиленда с описанием семинара:

Непрерывное образование:  Это занятие было одобрено Ассоциацией медсестер штата Висконсин CEAP на 3 контактных часа. WNA аккредитована Комиссией по аккредитации Американского центра аттестации медсестер в качестве лица, утверждающего непрерывное обучение медсестер.

Кто должен посетить этот семинар?   Перинатальные специалисты, которые взаимодействуют с родителями в послеродовой период, вносят вклад в уверенность родителей и эффективность.Медицинские и больничные медсестры, патронажные сестры, доулы, акушерки, специалисты по грудному вскармливанию, врачи, воспитатели и воспитатели получат пользу от этого курса. Ожидается, что участники уже знакомы с состоянием, сигналами и темпераментом, но им необходимо приобрести уверенность или опыт в распознавании общения младенцев и обсуждении наблюдений с родителями.

Вот минутное видео о том, для кого предназначена мастерская.

Продолжительность:  3 часа 45 минут

Общение между матерями и медицинскими работниками важно для качества ухода за новорожденными: качественное исследование в неонатальных отделениях районных больниц в Южной Африке | BMC Pediatrics

В каждой из семи участвующих больниц наблюдения проводились в рабочее время (8:00–16:00) в течение непрерывного пятидневного периода наблюдения с ноября 2015 г. по май 2016 г.Кроме того, было проведено 24 интервью с матерями больных детей и 20 интервью с РЗ, работающими в неонатальном отделении (таблица 2). Представленные результаты объединяют результаты тематического анализа наблюдений и интервью, проведенных в участвующих больницах. Матери описали важные темы для обмена информацией в отношении трех подтем: HW.Затем мы сопоставляем это с представлениями РЗ о качестве ухода и поведении матерей. Нам не удалось найти какой-либо связи между количественными показателями участвующих больниц и качеством обслуживания, воспринимаемым участниками. Цитаты связаны с номерами больниц, показанными в таблице 1.

Таблица 2 Демографические характеристики участвующих матерей и медицинских работников

Восприятие ухода матерей

Наблюдаемый уход

В отчетах матерей указано, что они часто основывали свое восприятие качества ухода, получаемого их детьми, на деятельности медицинских работников которые они наблюдали в неонатальном отделении.Большинство матерей заявили, что чувствовали себя в неонатальном отделении в безопасности и были довольны оказанным уходом, особенно когда они видели улучшения в состоянии своего ребенка. « Я люблю его, потому что здесь всегда тепло и я вижу, что мой ребенок растет» (мать, Больница № 5). Матери чувствовали, что медсестры заботятся об их ребенке, когда видели, как они заботятся о его физических потребностях, измеряют температуру, дают лекарства, меняют белье. Им также нравилось видеть, как медицинские работники наблюдают за младенцами и наблюдают за ними, и они были довольны качеством ухода, когда они видели мониторы и устройства, подключенные к их младенцам.

МАТЬ : вы видите те машины, которые они используют? Иногда вы видите, что они все подключены рядом с кроваткой вашего ребенка, а затем видите, что они удалены, потому что вашему ребенку лучше, это то, что я видел, и мне это нравится. И там всегда есть персонал, занятый лечением наших малышей (Больница 7).

Когда матери наблюдали, как РЗ успокаивают их расстроенных детей, а не оставляют их плакать или звонят матерям, когда ребенку нужно сменить подгузник, это заставляло матерей чувствовать, что о младенцах в неонатальном отделении заботятся.

МАТЬ: Я могу сказать, что они хорошо заботятся о ребенке, потому что иногда, когда я прихожу туда, чтобы покормить грудью, я обнаруживаю, что ребенок плачет, а сестра берет его, успокаивая его. Я могу сказать, что мне это очень нравится (Больница 4).

Напротив, несколько матерей выразили неудовлетворенность качеством ухода, когда они заметили, что медицинские работники не оказывают своевременную помощь или оставляют ребенка плакать.

МАТЬ: (что мне не нравится) так это то, что если нас нет рядом и ребенок плачет, он просто плачет до упаду особенно когда нам не время идти в детскую (Больница 7).

Общение

Другим важным фактором, который определял опыт матерей и их восприятие помощи, которую получали их дети, было качество обмена информацией и диалога между ними и РЗ. Матери часто отмечали, что РЗ общаются по-разному, они описывали некоторых РЗ как «дружелюбных» и с ними было легко общаться (пример из практики 1). Матери не стеснялись задавать вопросы о здоровье ребенка этим СЗ, в то время как другие СЗ вели себя грубо, скрывали информацию, а в некоторых случаях не желали отвечать на вопросы матери.В некоторых случаях это плохое общение подвергало ребенка риску, как описано этой матерью:

МАТЬ: Как вы знаете, они работают посменно, поэтому вы обнаружите, что некоторые (медсестры) говорят хорошо, а некоторые не разговаривают. . Она (медсестра) будет молчать, пока не пойдет (домой). Она ничего не говорит, она не сообщает вам, если, может быть, количество потребляемой ребенком пищи увеличилось. Когда приходит нужный, она спрашивает вас, видели ли вы, что врач написала, что вес увеличился и на сколько это? Я бы сказал: «Нет, я не знал, что я все еще даю ему то же количество корма», затем я увеличил его после того, как мне сказала медсестра, которая отсутствовала в течение 7 дней (Больница 4).

Матери описали важные темы для обмена информацией, касающиеся клинического состояния и прогресса ребенка, собственной роли матери в уходе за ребенком в неонатальном отделении, а также информацию о тестах или процедурах, которые необходимо провести с ребенком.

Сообщение о клиническом состоянии ребенка

Большинство матерей описали положительный опыт, связанный с общением между ними и РЗ, и матери описали чувство удовлетворения от того, что уход был хорошим, когда им давали информацию о здоровье и прогрессе их ребенка, когда медсестры выслушивали их опасения и общались с ними в доступной форме. дружелюбно и уважительно.

МАТЬ: Что мне больше всего нравится, так это то, что медсестры всегда рядом с детьми, они никогда не упускают их из виду и всегда сообщают, если с ребенком произойдут какие-либо изменения. Даже когда ставили капельницы, нам объяснили, что капельницы вызывают опухание кожи, но если случится отек, они будут там, чтобы его вынуть. Они даже объясняют нам, как работает капельница (Больница 2)

Матери сообщили, что, когда между РЗ и матерями происходил открытый обмен информацией и консультации относительно здоровья ребенка, они чувствовали себя вовлеченными в заботу о ребенке.Кроме того, несколько матерей упомянули, что, когда РЗ поддерживали их в общении, матери, в свою очередь, чувствовали себя способными задавать вопросы, высказывать опасения и играть активную роль в уходе за ребенком. Таким образом, эффективная коммуникация со стороны РЗ привела к двустороннему диалогу между РЗ и матерями, который помог матерям участвовать в процессе ухода и помогать в уходе за ребенком таким образом, который был вдохновляющим и положительным опытом (рис. 1). .

МАТЬ: Итак, они говорят красиво, они объясняют вам, что если у ребенка желтуха, это то, что закончится.Я должен убедиться, что кормлю его, и убедиться, что пуповина все время чистая. С ними все в порядке, у них нет проблем, потому что, когда я пропустил время, чтобы проснуться, они приходят и будят меня, и я иду его кормить. (Больница 4)

Когда медицинские работники привлекали матерей к постоянному уходу за ребенком, матери описывали, что чувствовали меньше беспокойства, больше участвовали в принятии решений и были удовлетворены тем, что за ребенком осуществляется правильный уход. Несколько матерей описали случаи, когда они сообщали РЗ об изменениях в состоянии ребенка или напоминали медсестрам о лекарствах для ребенка.

МАТЬ: Когда они забывали дать мне лекарство, я приходил и напоминал им, и они давали мне вежливый ответ, и обычно они говорили «спасибо, что напомнили нам». Они скажут: «Я дам тебе, я забыл», что облегчит вам подход к ним (Больница 5).

Напротив, некоторые матери сообщали, что РЗ часто обращались с ними грубо и неуважительно. «Они (медсестры) иногда кричат ​​на нас, и не проверяют, как ребенок» (мать, 7-я больница). Это было подтверждено наблюдениями, в ходе которых РЗ часто проявляли неуважение и невежливость в том, как они разговаривали с матерями, и громко говорили о состоянии ребенка, не заботясь о приватности или конфиденциальности. Это заставило матерей бояться задавать вопросы о состоянии их ребенка и нарушило отношения между матерями и РЗ, затруднив общение.

МАТЬ: Потому что, если бы я пошел к сестре и сказал ей, что она забыла дать мне лекарство для ребенка, и она кричит на меня, я бы не был уверен, что пойду к ней на следующий день чтобы напомнить ей, я бы молчал (Больница 5).

Матери также рассказали, что РЗ не слушали их, не относились к ним с уважением и не реагировали на их опасения. Результаты наблюдения также выявили несколько случаев, когда матери выражали озабоченность, но их игнорировали или не принимали во внимание. Несколько матерей описали случаи, когда РЗ использовали свою власть над матерями, чтобы заставить их ждать помощи или смириться с плохим уходом. В некоторых случаях это приводило к отказу в уходе за ребенком (рис. 2) и к серьезным случаям неправильного ведения, как описано здесь матерью, которая вернулась с ребенком в машине скорой помощи из специализированной больницы, и ей отказали в койке в больнице. неонатальном отделении, поскольку административный процесс не был завершен.

МАМА: Я пришла ночью, и ребенку нужно было согреться; поэтому она (медсестра) сказала в письме, что не может найти другую форму, которая должна сопровождать его. Итак, она поручила мне пойти и попросить об этом в административном отделе. Я положила ребенка на кровать, но она сказала, что кровати в данный момент нет. Шел сильный дождь и была гроза. Я вышла с ребенком, и это меня не устраивало, мне было больно. Даже сегодня, когда я думаю об этом, мне становится больно.Затем я пошел попросить это письмо, и они сказали, что могут оставить ее (ребенка), потому что она родом из (специальной больницы). Затем я вернулся к ней, чтобы сказать ей об этом, и она начала готовить для нас постель.

ИНТЕРВЬЮЕР: Так они заставили вас гулять с ребенком под дождем?

МАТЬ: Да, была гроза и это было ночью. (Больница 5)

Кроме того, матери часто говорили, что, хотя уход за ребенком был хорошим, РЗ не считали его важным в уходе.« Они не обращают на тебя внимания как на родителя, им все равно, знаешь ты или не знаешь» (мать, Больница 6). Матери также сообщили, что не чувствовали возможности задавать вопросы о состоянии малыша.

МАТЬ : Если вы спросите (вопросы), вы станете раздражать (к врачу). Он только что пришел и взял кровь, но не сказал мне, для чего она. Может быть, я должен спросить его снова. Иногда у них есть забота, но для родителей они не делают последующих действий, чтобы вы поняли, что происходит.Даже когда человек из дома звонит, чтобы спросить о проблеме, как ребенок, вы скажете, что ребенок растет, потому что вес увеличивается, но вы не знаете, что происходит с ребенком (Больница 6)

Рис. 1

История матери: общение

Рис. 2

История матери: небрежный уход

Сообщение о роли матери в уходе за ребенком

Персонал неонатального отделения ожидает, что матери принимают участие в уходе за своими младенцами, включая сцеживание грудного молока, кормление младенцев (грудное или через зонд), смену подгузников и подмывание младенцев.Действия матерей не всегда были адекватными, например, в одной больнице матери измеряли температуру своего ребенка. Матери описали чувство удовлетворения, когда РЗ рассказали им, чего именно от них ожидают: « Мне нравится, как они говорят нам, как себя вести, как ухаживать за детьми» (мать, Больница 4). Таким образом, матери смогли четко понять свою роль и активно участвовать в уходе за ребенком.

МАТЬ: Это я наливаю молоко в шприц, потому что она еще мала для грудного вскармливания.Итак, медсестра показала мне и сказала, что если у меня проблемы… Я должен предупредить ее, она мне поможет, и я не должен делать ничего, в чем не уверен (Больница 5).

Для матерей было важно, чтобы причины правил, которым их просили следовать в неонатальном отделении, были объяснены, например, правила гигиены или не помещать предметы для своего ребенка в инкубатор. Многие матери сообщали, что РЗ четко не объясняли им причины конкретных действий, требуемых от них, или их роль в уходе за детьми.В результате матери не понимали своей роли и чувствовали тревогу и неуверенность в том, как вести себя в неонатальном отделении, часто полагаясь на поддержку других матерей в уходе за ребенком «Я бы также наблюдала, как другие матери делай что-то, тогда и я буду делать как они» (мать, Больница 5). Матери также рассказали, что РЗ кричали на них за неправильный поступок, даже если им не давали надлежащих объяснений или инструкций.

МАТЬ : Эй, ты не чувствуешь себя свободным [спокойно], потому что они не объясняют точно, почему ты должен только менять ребенку подгузник и ничего не делать…потому что я пришла только поменять подгузник, вам не объясняют, почему нельзя кормить или почему нельзя трогать ребенка (Больница 6).

Информирование и согласие на клинические процедуры

Матери выразили желание получать информацию об изменениях в клинической помощи и процедурах, проводимых над ребенком. В частности, матери выразили желание, чтобы причины этого были объяснены, чтобы с ними консультировались и включали их в процесс принятия решений.В некоторых случаях матери описывали положительный опыт, когда их просили дать согласие на процедуры, проводимые над ребенком.

МАМА: Еще вчера он (врач) мне звонил и сказал, что надо набрать «воду» на позвоночник.

ИНТЕРВЬЮЕР: Ребенок?

Мать: Да, он вытащил «воду» из позвоночника ребенка, и он снова попросил мое разрешение

. тот факт, что они спрашивают у вас разрешения? (Больница 5) Информация и РЗ без объяснения причин проводили процедуры над младенцами, вызывая у них чувство беспокойства, уязвимости и беспомощности ‘ Трудно, когда кто-то что-то делает с вашим ребенком, не сказав вам об этом’ (мать, Больница 7).В четырех больницах было замечено, что врачи проводили обходы палат в отсутствие матерей или не разговаривали с матерями, даже когда они присутствовали. Несколько матерей описали случаи ухода без их согласия, и это наблюдалось в нескольких больницах. В целом было много матерей, которые заявили, что, хотя о ребенке хорошо заботились, они чувствовали себя исключенными из заботы о своем ребенке.

МАТЬ: Как я уже говорила, они очень хорошо заботятся о ребенке.Единственное, что нежелательно, так это то, что они не сообщают об этом родителю. Родителям не сообщают, но заботятся о детях, потому что каждый раз, когда есть что-то, чего они не понимают, берут кровь и проверяют, в чем проблема, идут на рентген, УЗИ, следят за всем. ребенку (Больница 6)

Точка зрения медицинского работника

В отличие от представлений матерей о взаимоотношениях СР и матери, описанных выше, МР описали, что матери часто проявляли незаинтересованность в уходе за своими детьми, не желали играть их роль и не задавал вопросов, даже когда их поощряли к этому.В частности, РЗ подчеркивали, что матери не только не участвовали в уходе за своими детьми, но и не следовали данным им инструкциям, а временами казалось, что они активно отказываются это делать. Это часто приводило к неправильной практике, ставя под угрозу здоровье ребенка. Да, мы делаем (скажите матерям), но они не делают того, что мы им говорим» (медсестра, больница 2). Это подтверждается наблюдениями, когда матери не моют руки при входе в отделение для новорожденных, а одна мать моет ребенка лицевой салфеткой, принесенной снаружи отделения, несмотря на то, что ее неоднократно просили этого не делать.Медицинские работники выразили разочарование, заявив, что матери, похоже, делают противоположное тому, что от них просят, чтобы защитить здоровье своих детей, тем самым рискуя здоровьем всех детей в отделении. В результате в некоторых случаях персонал неонатального отделения взял на себя заботу о ребенке, сняв с матери обязанности по уходу за ребенком.

ИНТЕРВЬЮЕР: как вы, врачи, справляетесь с этим (матери не соблюдают инструкции)?..?

ВРАЧ: Ну, к сожалению, мы не можем все время играть в частного детектива, но мы пытаемся убедиться, что ребенок в детской заботятся, насколько это возможно.Если мать не играет свою роль, мы снимаем с нее ответственность и стараемся заботиться о ребенке (Больница 5)

СЗ ожидали, что матери будут играть активную роль, спрашивая о прогрессе ребенка. В частности, медсестры ожидали, что матери будут спрашивать у врача о здоровье их ребенка, чтобы продемонстрировать свою заинтересованность в здоровье ребенка, но матери, похоже, не знали об этом ожидании. В ходе наблюдений было отмечено, что медсестры раздражались, когда матери спрашивали о здоровье ребенка только после ухода врача, а иногда медсестры игнорировали вопросы матери и говорили ей, что она должна спросить у врача, когда он в следующий раз придет.Однако, когда их спросили напрямую, HW смогли объяснить такое поведение с точки зрения африканской культуры, где задавание вопросов может указывать на отсутствие уважения. « с африканской культурой, я думаю, что это уважение, часть уважения к ним (матерям) состоит в том, чтобы ни о чем не спрашивать, ни о чем не спрашивать, просто принимать все, что делается» (врач, Больница 6)

ВРАЧ: Это по-прежнему ситуация, когда вам действительно нужно позвонить матери, объяснить ей, потому что они не будут спрашивать, особенно у нас, врачей.Иногда…сестры подслушают их (матерей) разговоры…потом они начнут жаловаться на то, чего они не знают и на все свои страхи, поэтому они не будут говорить с тобой, они будут говорить друг с другом (Больница 6).

Кроме того, в нескольких больницах медицинские работники сообщили, что матери давали неверную и вводящую в заблуждение информацию о здоровье и развитии своих детей. Медработники интерпретировали это как то, что матери «лгали» о состоянии ребенка в надежде на скорейшую выписку из больницы.

Медсестра: Думаю, проблема в том, что они хотят домой. Я думаю, что если они выражают свои чувства, свои проблемы, которые заставят их оставаться в больнице на долгое время, они делают это каждый раз, (поэтому) они просто говорят нет, нет проблем (Больница 2).

В одном случае врач описал, как матери контрабандой проносили молочную смесь в отделение для новорожденных, чтобы кормить своих детей, и притворялись, что это сцеженное грудное молоко.

ДОКТОР : потому что, когда они входят, вы видите, что все они входят, и вы ахаете: «Но вы перешли от отсутствия молока к такому большому количеству молока, и оно такое белое».И мы на самом деле обнаружили, что нет, они на самом деле крадут смесь (молоко), поэтому теперь мы попросили их сцеживаться, когда они здесь, чтобы мы могли их видеть, так что теперь они должны сцеживаться в отделение, поэтому мы начали с этого правила (Больница 5)

Как новорожденные общаются с нами? Серия Eardrops Language №2.

Именно в эти первые недели и месяцы лица, осуществляющие уход, устанавливают для своих детей распорядок дня, ритуалы вокруг повседневной деятельности, которые фактически создают основу для развития речи.Возьмем, к примеру, время купания. С каждым купанием происходит одна и та же последовательность событий, и вполне вероятно, что произносятся похожие слова. Младенцы вскоре узнают звуки и модели этих предложений, а позже понимают, что они что-то значат (но пока ненадолго — слова должны быть услышаны тысячи раз, прежде чем сформируются эти связи). Но именно рутина создает для ребенка пространство для обучения.

 

От 3 до 6 месяцев

Каким-то образом в течение следующих нескольких месяцев младенцы должны осмысливать то, что они слышат и видят, чтобы сформировать из этого смысл. .Гигантская задача, но они с радостью принимают вызов.

Примерно к 3 месяцам дети узнают разных людей и реагируют соответственно, дольше улыбаясь своим опекунам и не улыбаясь незнакомцам, если они этого не хотят. Это может быть неочевидно, но дети уже сознательно имитируют движения людей, а также мимику и звуки. В течение этих месяцев ребенок увидит тысячи выражений лица — имитируя столько, сколько сможет. Воспитатели могут имитировать спину – часы веселья! Это сезон игр лицом к лицу (позже это становится больше связано с игрушками и движением, чтобы исследовать).

Различить отдельные звуки речи в «потоке» чата действительно сложно, но почему-то в эти месяцы дети начинают это делать. Примерно в 5 месяцев ребенок начнет более осознанно издавать звуки, разговаривая сам с собой в зеркале и с игрушками, а также с людьми. К 5-6 месяцам они также обычно реагируют на собственное имя.

Воспитатели разговаривают с маленькими детьми по-особому, что очень помогает их обучению. Мы используем писклявый высокий голос, преувеличенный тон и тон, жесты, взгляды и выражения лица, и мы делаем длинные паузы, чтобы включить ребенка в каждый разговор.Люди во всем мире делают это с младенцами, независимо от того, на каком языке они говорят — это запрограммировано в нас! Эксперты называют это «управляемой речью младенцев» (IDS).

IDS отличается от обычной речи тем, что взрослые говорят медленно и короткими простыми предложениями, мы говорим о том, что происходит в непосредственной близости (ничего слишком абстрактного или теоретического), мы используем только несколько слов и повторяем их на протяжении всего разговора. И хотя обычно мы этого не осознаем, в каждом разговоре мы используем только несколько различных звуков.

10 советов по общению с новорожденным

Все мы знаем, что младенцы могут слышать вас еще в утробе матери. И мы все проводили некоторое время каждый день, глядя вниз и разговаривая с животиком, чувствуя себя немного застенчиво, но, тем не менее, наслаждаясь беседой. А потом вы рожаете, и выходит младенец, который жаждет общаться со всеми и всеми на единственном языке, который он знает – плача! .

Материнство — это трудно. Вам больно, вы недосыпаете, у вас сумасшедший график кормлений, и вы просто все время устали.Легко «забыть» поговорить с ребенком так, как вы это делали во время «мирного» периода беременности. На самом деле, многие из нас настолько поглощены новой жизнью, что забывают о небольшой беседе. Не надо. В этой статье вы найдете несколько советов, которые помогут вам лучше общаться с ребенком.
Но прежде выясним:

Почему важно общаться с новорожденным?

Разговор с ребенком имеет большое значение для его раннего развития языка и речи. И чем раньше ребенок поймет язык, тем лучше он будет во всех формах общения в дальнейшей жизни.Хорошо, поэтому они, вероятно, не поняли бы вас в начале. Но если вы продолжаете повторять одно и то же снова и снова, они в конце концов поймут. На самом деле именно так все младенцы усваивают язык. Вторая причина заключается в развитии связи с вашим ребенком. Или, скорее, укрепите связь, которую вы построили с ним, пока он был внутри вас. Больше всего он слышал вас во время беременности, больше всех узнавал ваш голос. Так пусть же он слышит больше, много, чтобы он чувствовал себя в безопасности и знал, что его мама рядом.

Как общаются младенцы?

Младенцы начинают общаться с момента своего рождения. Язык ребенка, на самом деле, универсальный детский язык «плач». Для всего и вся младенцы прибегают к плачу и дают вам знать, что нужно сделать. Фактически, вы можете расшифровать плач ваших детей и выяснить, хочет ли ребенок сменить подгузник или он голоден. Ребенок может плакать, потому что он перевозбужден и не знает, что делать дальше. Мир младенцев удивителен, и младенец выдает и другие тонкие формы общения.Читайте о том, как расшифровать плач ребенка здесь
Теперь, когда мы все согласны с тем, что вы обязательно должны общаться со своим ребенком, давайте узнаем несколько советов, как сделать это наилучшим образом.

10 способов общения с новорожденным
  1. Поговори с малышом: Очевидное предложение, но сложное в реализации, если не знаешь, что сказать! Вот несколько указателей:
    • Расскажите ему обо всем, что вы делаете. «Мама сейчас поменяет тебе подгузник»
    • Используйте простые предложения
    • Используйте «мама» и «папа» и другие имена собственные вместо «я» , «он» , «он» и т. д.
    • Часто повторяйте 2-3 слова каждый день.Это может быть «мама» и «папа» . Это поможет им лучше выучить эти слова
    • Укажите на несколько предметов и громко произнесите слова. (например, бутылка, автомобиль)
  2. Используйте успокаивающий голос: Эксперты говорят, что дети чувствуют себя очень комфортно, когда слышат успокаивающие женские голоса. Когда они подрастут, вы сможете начать «взрослый» разговор . А пока придерживайтесь веселых успокаивающих детских сказок
  3. .
  4. Удовлетворить их потребности: Существуют и невербальные способы общения.Побалуйте их своим вниманием. Это требует практики, но постарайтесь понять, почему ребенок плачет, и удовлетворить его потребности. Нет лучшего способа убедить его, что вы лучше понимаете его общение (например, плач), чем заботиться о его потребностях
  5. Используйте знаки: Младенцы учатся двигать руками быстрее, чем учатся говорить. Они также любят подражать. Таким образом, вы можете ввести несколько знаков в их жизни. Помахать «до свидания» , повернуть воображаемый руль для «автомобиль» или согнуть пальцы, чтобы спросить «что» , — это немногое для начала.Вы также можете иметь свой собственный знак для «еда» и «молоко» . По мере того, как они становятся больше, эти знаки становятся очень практичными и удобными
  6. Пой: Мы звучим для наших детей лучше, чем Адель. Так что пойте. Выберите свои любимые колыбельные или придерживайтесь детских песенок. В первые дни пейте одни и те же 2-3 песенки каждый день, чтобы малыш с ними ознакомился. Вы пели ему во время беременности? Начните с этих песен!
  7. Слушайте: Как и во взрослом разговоре, важной частью вашего разговора с ребенком является его воркование и бульканье.Пусть болтают. Посмотрите им в глаза и спокойно улыбнитесь, когда они это сделают. Тогда ответьте на болтовню. Затем снова остановитесь, чтобы ребенок знал, что его очередь снова говорить. Это общение взад и вперед поможет вашему ребенку научиться разговаривать
  8. Подражание: Подражание гусу, гаасу и баау вашего ребенка . Имитируйте выражение его лица тоже. Таким образом вы даете ему понять, что понимаете его. Младенцы любят видеть лица, и когда они сопровождаются высокими, но успокаивающими звуками, общение развивается быстро
  9. Прочтите: Начните читать своему ребенку, чем раньше, тем лучше.Сделайте это частью его повседневной жизни. В первые три месяца выбирайте книжки с картинками с контрастными цветами. Указывайте на вещи в книге и используйте простые предложения, чтобы рассказать ему об этом. Медленно вы можете представить «потрогать и почувствовать» книги и сборники рассказов
  10. Улыбка: Еще одно важное невербальное общение. Чаще улыбайтесь своему ребенку. Это говорит ему, что вы счастливы, и заставляет его улыбаться вам в ответ. Улыбаясь вашему ребенку, когда он воркует , вы помогаете ему понять взаимообмен общением и то, что вы уделяете ему внимание и важность
  11. Прикосновение: Пожалуй, самый важный невербальный способ общения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*