Когда вводить прикорм при грудном вскармливании: Прикорм по месяцам при грудном вскармливании: когда вводить первый прикорм при ГВ

Содержание

Прикорм при грудном вскармливании | Полезные советы от бренда «Тёма»

Большинству хорошо знакома фраза: «детям на грудном вскармливании Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать введение прикорма с 6 мес».

Но почему-то многие забывают (или не замечают?) фразу, взятую из тех же рекомендаций ВОЗ: «Допустимо введение прикорма в интервале 4-6 мес».

Российские, европейские и американские педиатры единогласно поддерживают рекомендацию ВОЗ о введении прикорма в период 4-6 мес.

Важно отметить, что в настоящее время нет деления по срокам введения прикорма в зависимости от того, на каком виде вскармливания находится ребенок: на грудном или искусственном. А сам срок определяется строго индивидуально, в зависимости от особенностей развития ребенка и его потребностей. Именно поэтому рекомендация ВОЗ о введении прикорма с 6 мес. может подходить не для всех детей.

Результаты исследований

Я и мои коллеги из Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России провели научное исследование, в результате которого были получены интересные данные. Под нашим наблюдением были дети на исключительно грудном вскармливании (ИГВ), родители которых ввели им прикорм с 4, 5 или 6 мес. Было обнаружено, что среди детей на ИГВ, которым прикорм был введен после 6 мес., к возрасту 9 мес. лишь 10% детей получали все необходимые продукты прикорма, у большинства детей к 9 мес. не были введены в питание такие важные продукты, как мясо, рыба и желток. И все бы ничего, но именно у этих детей отмечались самые низкие показатели обеспеченности организма железом, ценнейшим микроэлементом, необходимым для успешного роста и развития малыша. Зарубежные исследования также подтверждают, что позднее введение прикорма при ИГВ (с 7 мес и позднее) может приводить к скрытому или явному дефициту железа в детском организме.

ИГВ не должно быть препятствием для своевременного введения прикорма.

Согласно отечественным рекомендациям, отраженным в Новой программе питания детей 1 года в РФ (http://nczd.ru/2019-12-17/), введение прикорма детям на ИГВ следует начинать чуть раньше 6 мес, оптимально с 5-5,5 мес, чтобы к 7 мес. ребенок уже получал достаточное количество прикорма.

Особенно необходимы эти сроки:

  • детям с железодефицитной анемией;
  • детям, матери которых плохо питаются или не принимают поливитаминные комплексы для беременных и кормящих;
  • детям, плохо прибавляющим в весе.

Признаки готовности ребенка к прикорму на грудном вскармливании

  • может глотать пюреобразную еду;
  • интересуется взрослой едой.

Правила успеха для начала введения прикорма на ГВ

  1. Детям на исключительно грудном вскармливании вводите прикорм с 5-5,5 мес.
  2. Вводите прикорм только ДО кормления грудью
  3. Не начинайте прикорм с соков или фруктовых пюре. Фруктовое пюре вводится после введения основных продуктов прикорма, ну а с соками можно вообще не торопиться: пищевая ценность у них совсем не высокая.
  4. Не начинайте введение прикорма в период вакцинации или болезни ребенка.
  5. Прикорм вводите, когда ребенок уже успел проголодаться (через 2,5-3 часа после кормления грудью), но не кричит от голода, иначе он точно откажется от прикорма.
  6. Первым видом прикорма должна быть безмолочная каша или овощное пюре. Обычно каши вводятся первыми, если малыш плохо прибавляет в весе. Овощи могут вводиться первыми, если у ребенка есть склонность к запорам или избыточный вес.
  7. Первая каша должна быть безмолочной. А разводить ее можно водой или сцеженным грудным молоком.
  8. Начинайте введение нового продукта с 1 ч.л. Постепенно доведите до возрастного объема за 7-10 дней. Если ребенок не принимает новый вкус, то смешивайте новый продукт со знакомым блюдом или добавьте в него немного грудного молока.
  9. Увеличение количества прикорма должно проводиться без всякого насилия. Отказ ребенка от прикорма утром, может завершиться благоприятным его приемом в послеобеденное время.
  10. Если до прикорма было кормление по требованию ребенка, то с момента введения прикорма начинается кормление по требованию мамы. Что это значит? Введение прикорма следует стараться проводить регулярно и в одно и то же время, выделив для этого условно время для будущего завтрака, обеда и ужина (полдника). Рекомендуемый интервал между приемом пищи 3,5- 4 часа.

Как вводить прикорм при грудном вскармливании: схема по месяцам

Перед каждым родителем однажды встаёт вопрос — как вводить прикорм по месяцам и делать это правильно?

Когда стоит начинать прикорм

Вопрос о сроках введения прикорма до сих пор остаётся дискуссионным. Врачи за последние десятилетия сошлись на том, что начинать введение прикорма при любом виде вскармливания нужно в 4–6 месяцев. Однако незыблемым при организации прикорма остаётся принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку. Факторов, от которых зависит возраст первого прикорма, довольно много. Поэтому перед тем, как дать малышу новые продукты, необходимо проконсультироваться с педиатром

[1, 2].

Порядок введения продуктов также определяется индивидуально. Так, например, кашу рекомендуют вводить первой при дефиците массы тела. В случае, если вес малыша в норме или в избытке, начинать лучше с овощного пюре. Однако и эти рекомендации должны основываться только на заключении педиатра.

Каким продуктам стоит отдать предпочтение: готовым или домашним

Специалисты отвечают на этот вопрос так: допустим любой вариант, в зависимости от индивидуальных условий, особенностей развития и состояния здоровья малыша, возможностей и желания семьи. Однако решение необходимо принимать также после согласования со своим педиатром. Продукты промышленного производства имеют ряд преимуществ. Во-первых, для их приготовления используется только безопасное сырьё, которое проходит все необходимые проверки и контроль качества. Кроме того, для изготовления детского питания используются технологии, которые отвечают всем гигиеническим нормам. Во-вторых, при разработке их состава учитывается необходимый уровень измельчения. В-третьих, в изготовлении продуктов прикорма участвуют специалисты, которые отвечают за безопасность.

С чего начинать прикорм

Безмолочные каши

Для первого знакомства с зерновыми продуктами подходит рисовая или гречневая детские каши. Предпочтение лучше отдавать кашам промышленного производства. Несмотря на большое желание родителей приготовить кашу самостоятельно, необходимо понимать, что во время варки крупа может терять ряд важные пищевых веществ. Каши инстантные, то есть растворимые, отличаются тем, что при их производстве сохраняются вещества, необходимые маленькому организму. Кроме того, на заводе по производству детского питания учитывается и соблюдается необходимая степень измельчения.

Овощи

Начинать прикорм лучше с однокомпонентного пюре из брокколи, цветной капусты или кабачков [1]. Все эти продукты следует вводить по очереди, наблюдая за реакцией. Если малыш хорошо воспринял один вид овощей, можно предлагать другой, постепенно расширяя рацион. Специалисты рекомендуют начинать приучение ребёнка к овощам с промышленных детских пюре. Такой подход гарантирует безопасность первого прикорма, ведь их производство проходит многоступенчатую проверку. В составе детского пюре «ФрутоНяня» содержатся только натуральные овощи, без добавления крахмала, соли и консервантов.

Таблица введения прикорма при грудном вскармливании по месяцам

Данные рекомендации обобщенные и не учитывают индивидуальных особенностей каждого ребенка, поэтому точную схему и сроки введения прикорма необходимо уточнять у своего педиатра.

Наименования продуктов (г, мл) 4–5 мес. 6 мес. 7 мес. 8 мес. 9-12 мес.
Овощное пюре 10 — 150 150 150 150 150
Каша 10 — 150 150 150 180 200
Мясное пюре промышленного производства*/отварное мясо -
5–30/
3–15
40–50/ 20–30 60–70/ 30–35 80–100/ 40–50
Фруктовое пюре** 5 — 50 60 70 80 90-100
Творог (не раньше 5,5 мес.)*** - - - 10-40 50
Желток (шт.) - - ¼ ½ ½
Рыбное пюре - - - 5-30 30-60
Фруктовый сок - - - 5-60 80-100
Кефир и другие детские неадаптированные кисломолочные напитки - - - 200 200
Печенье детское - 3 5 5 5
Хлеб пшеничный, сухари - - - 5 10
Растительное масло**** 1-3 5 5 6 6
Сливочное масло***** 1-3 4 4 5 5
* без добавления растительного сырья
** не для первого прикорма
*** по показаниям с 6 месяцев
****добавляется к овощному пюре

Общие правила введения прикорма

  • Схему прикорма — возраст начала введения, вид и количество продуктов — должен определять педиатр. Только врач может разработать индивидуальную схему первого прикорма для малыша по месяцам, ведь он знает об особенностях роста и развития малыша.
  • Прикорм следует вводить постепенно, по ½ ч. л.в первой половине дня, перед основным кормлением в течение 5–7 дней, увеличивая объём в соответствии с возрастной нормой. После освоения одного вида прикорма можно приступать к следующему.
  • Первый прикорм должен быть пюреобразной консистенции. Постепенно блюда должны становиться гуще, и к 8–10 месяцам в них могут появляться кусочки.
  • Вводить новые продукты лучше в утренние часы — так легче в течение дня проследить за реакцией малыша. После первой «дегустации» нужно внимательно наблюдать за состоянием кожных покровов, стула и оценить общее поведение ребёнка. Если всё в порядке — значит, организм принял новый продукт и можно продолжать адаптацию к нему. Рекомендуется завести пищевой дневник.
  • Предлагать ребёнку прикорм нужно с ложечки, предварительно проверив температуру еды — она должна соответствовать температуре тела. Во время пробы новых продуктов малыша следует посадить в детский стульчик (если малыш уже хорошо сидит). Он обеспечивает анатомически правильную позу для приёма пищи.
  • Если ребёнок находится на грудном вскармливании, после каждого кормления в период введения прикорма рекомендуется прикладывать его к груди. Это поможет сохранить лактацию.

Список источников

1. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: методические рекомендации / ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. — М.: б. и., 2019. — 112 с.

2. Боровик Т. Э., Скворцова В. А., Нетребенко О. К. Прикорм в питании грудных детей // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2008. № 4.

особенности при грудном и искусственном вскармливании

Питание в первые месяцы жизни

Лучшим питанием для ребенка в первые полгода жизни является грудное вскармливание. Грудное молоко полностью соответствует возрастным потребностям малышей, обеспечивает их питательными веществами и защищает от патогенов.

В грудном молоке, помимо прочего, содержится приблизительно 90% воды, что полностью удовлетворяет потребности новорожденного в жидкости. Поэтому в первые месяцы жизни ребенка нет необходимости вводить в его рацион дополнительную жидкость в виде воды, любых видов чая, кофе, соков или отваров.

Первый прикорм детям

Необходимость в первом прикорме возникает у детей примерно в возрасте 6 месяцев, когда из-за высоких темпов роста одного грудного молока становится недостаточно, чтобы полностью обеспечить растущий организм питательными веществами.1,2

 

Однако начало прикорма ребенка не является поводом для прекращения грудного вскармливания, ведь прикорм – это продукты питания, которые вводятся как дополнение к грудному молоку или детской молочной смеси, в случае искусственного вскармливания ребенка, а не как его замена.

Грудное молоко остается важнейшим продуктом питания ребенка, и его рекомендуется продолжать и после введения прикорма, в качестве докорма после приема пищи. В случаях, когда невозможно продолжать грудное вскармливание ребенка, необходимо позаботиться о правильной детской смеси в его рационе, чтобы он продолжал получать достаточно питательных веществ для всестороннего развития.

Прикорм ребенка на грудном вскармливании и прикорм ребенка на искусственном вскармливании

Введение прикорма при грудном вскармливании и введение прикорма при искусственном вскармливании аналогичны. Последовательность введения прикорма в рацион и порция продуктов прикорма остается неизменной. Для того, чтобы малыши легче привыкали к новой для них пище, в первый прикорм ребенка на грудном вскармливании можно добавлять небольшое количество грудного молока, а в первый прикорм ребенка на искусственном вскармливании с этой целью можно добавить немного детской молочной смеси. Вводить прикорм рекомендуется с ложечки, не нужно использовать для этой цели бутылочку.

 

С возраста 6-ти месяцев дети иногда могут нуждаться в дополнительной жидкости. В этот период можно давать ребенку воду за исключением дистиллированной, газированной или минеральной воды. При этом ребенка уже стоит начинать учить пить жидкость из чашки.

 

В любом случае, Всемирная организация здравоохранения рекомендует не прекращать грудное вскармливание ребенка после введения в его рацион прикорма и, по возможности, продолжать его, до двух лет.

 

Наказ Міністерства охорони здоров’я України №149 «Про затвердження Клінічного протоколу медичного догляду за здоровою дитиною віком до 3 років» від 20.03.2008 р.

24 ноя 2018г.

Первый прикорм при грудном вскармливании | Грудное вскармливание vseogv.ru

С необходимостью изучения правил прикорма при грудном вскармливании рано или поздно сталкивается каждый родитель. Различные рекомендации бывалых подруг, бабушек и разномастное мнение педиатров вводят в заблуждение даже самых уверенных мамочек. Чтобы не возникало серьезных трудностей у родителей и малыша при введении первого прикорма на ГВ, необходимо строго следовать выбранной схеме. С какого продукта начинать – зависит от особенностей подрастающего младенца, а в каком возрасте лучше вводить прикорм – от стиля грудного вскармливания и сопутствующих проблем.

Когда рекомендуется вводить первый прикорм

Можно встретить много разных мнений по поводу оптимального возрастного периода для введения прикорма. Наиболее распространенные мнения, из которых часто оказывается в корне неверными:

  • «нельзя вводить прикорм, пока ребенку не исполнится полгода»;
  • «надо давать пробовать продукты с родительского стола с 2 месяцев»;
  • «необходимо пробовать первый прикорм с 4 месяцев, если малыш находится на смешанном питании»;
  • «можно не вводить прикорм до года, если ребенок хорошо набирает вес»;
  • «после начала прикорма надо сразу сворачивать лактацию».

В действительности оптимальным возрастом ребенка для введения первого прикорма является 6 месяцев. В период с 4 до 6 месяцев ВОЗ допускает знакомство с новыми продуктами, если младенец питается адаптированной смесью. Специалисты по ГВ скептически относятся к позиции мам, которые до года кормят только грудью и не спешат прививать малышу новые пищевые привычки.

Отвечая на вопросы родителей, педиатры и специалисты по грудному вскармливанию рекомендуют:

  • давать первую пищу малышу на ГВ с момента, когда ему исполнится 6 месяцев;
  • если очень хочется, можно пробовать прикорм с особой осторожностью и в минимальном количестве с 4,5-5 месяцев;
  • продолжать грудное вскармливание наряду с первым прикормом;
  • не спешить и не настаивать на знакомстве малыша с новой пищей, соблюдать выбранную схему и сроки;
  • внимательно следить за поведением младенца.

Первый прикорм до 6 месяцев при ГВ – в чем вред раннего питания обычной едой?

К введению первого прикорма до того, как ребенку исполнится полгода, во времена СССР относились положительно. Чаще всего это было связано с плохим качеством адаптированных детских смесей, дефицитом полезного питания для младенцев и необходимостью мамы выйти на работу. Взгляд современной медицины на ранний прикорм кардинально отличается от рекомендаций прошлых десятилетий.

Специалисты по грудному вскармливанию убеждены, что ведение первого прикорма в возрасте до 6 месяцев может навредить ребенку. К данному мнению удалось прийти, благодаря развитию медицины. Ученые выяснили, что ребенок рождается с несовершенной пищеварительной системой. Именно с этим связаны колики первого полугода жизни. В организме малыша вырабатывается недостаточно ферментов для расщепления и переваривания продуктов питания. В первые недели грудничку тяжело переваривать и усваивать даже материнское молоко. Что уж говорить о кашах, соках и фруктовых пюре. К полугоду пищеварительная система начинает работать лучше. С каждым днем она совершенствуется и уже готова принимать пищу, помимо грудного молока. Если родители не хотят в будущем иметь проблем с пищеварительной системой, аллергическими реакциями у ребенка, то вводить первый прикорм при ГВ до 6 месяцев не следует.

С какой пищи чего лучше начинать при введении прикорма

Своевременное и поэтапное введение прикорма при грудном вскармливании – залог здоровья и комфорта для младенца. Знакомство с новой пищей предполагает четкое соблюдение выбранной схемы. На сегодняшний день существует 4 варианта знакомства ребенка с новой пищей. ВОЗ признает только один из них.

  • Фруктовые соки. Начинать прикорм с соков чревато проблемами с желудком в будущем. Кислоты, находящиеся в сладком напитке, могут раздражать слизистую пищеварительного тракта. Недопустимо давать концентрированные неразбавленные соки. Несмотря на то, что производители напитков указывают на упаковке возраст 4+ месяцев, знакомить малыша с таким питанием рекомендуется в более старшем возрасте.
  • Фрукты. Педиатры допускают начало первого прикорма с фруктовых пюре. Однако родители должны приготовиться к проблемам с аппетитом у ребенка в будущем. Малыши очень сообразительны и быстро понимают, что кушать яблочное пюре гораздо вкуснее, чем гречневую кашу.
  • Молочная продукция. Творожки и йогурты, выпускаемые популярными производителями, подходят для возраста 6+ месяцев. Однако такие блюда содержат в своем составе коровий белок, на который у некоторых детей случается аллергия.
  • Овощи и каши. Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать первый прикорм с овощных однокомпонентных пюре. Данная схема подойдет тем детям, которые имеют достаточный или избыточный вес. Начинать прикорм с каш ВОЗ рекомендует в том случае, если ребенок имеет недостаточный вес. Следует выбирать малоаллергенные однокомпонентные каши, которые содержат большое количество полезных веществ и легко усваиваются.

Рекомендации Комаровского и других педиатров

Знакомство со взрослой едой педиатры рекомендуют начинать с кисломолочных продуктов, поскольку они близки по составу к грудному молоку и легче усваиваются пищеварительной системой ребенка. Оптимальный возраст для малыша – 6 месяцев. Показателями готовности грудничка к новому типу питания считаются:

  • масса тела грудничка с момента рождения стала вдвое больше;
  • младенец интересуется родительской пищей, тянется к столу;
  • мама замечает, что кроха часто просит грудь и как будто не наедается;
  • у крохи утратился рефлекс выталкивания твердой пищи изо рта.

Некоторые специалисты имеют мнение, что сигналом готовности к первому прикорму является прорезывание зубов. Однако эта точка зрения воспринимается скептически, поскольку некоторые дети могут родиться уже с одним зубом.

Традиционная схема введения продуктов в рацион грудничка

Таблица первого прикорма по дням наглядно показывает, в каком объеме рекомендуется вводить выбранный продукт.

ДниПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскресеньеОбъем пищи¼ чайной ложки, один раз½ чайной ложки, до 2 раз30 гр, один раз30-40 гр, один раз40 гр, один раз40-50 гр, один раз50 гр, один раз

Первое блюдо, с которым необходимо познакомить кроху – гипоаллергенный овощ или каша. К таким относятся: цветная капуста и капуста брокколи, кабачки, гречка, рис.

Рекомендуемая схема прикорма в соответствии с возрастом представлена в таблице.

Возраст грудного ребенкаРекомендуемый продуктПримечаниеОт 6 месяцевОднокомпонентные (содержащие только один вид продукта) овощиДополнительно при введении нового рациона надо начинать давать воду7 месяцевКаши из гипоаллергенных злаков, имеющие монокомпонентный составРастительные масла в суточном объеме ½ чайной ложки, сливочное масло не более 4 гр8 месяцевЖелток куриного яйца, мясные пюре, картофельХлеб, печенье для детей с гипоаллергенным составом9 месяцевИзделия из кисломолочных продуктов – детская ряженка, кефир, творожки и йогурты без наполнителейУвеличивается количество растительного и сливочного масла, хлеба при отсутствии кишечных реакций на него10 месяцевГипоаллергенные сорта фруктов и ягодЗамена 1-3 кормлений

Схема первого прикорма, которую предлагает Комаровский

Доктору Комаровскому доверяют миллионы пап и мам. Не становятся исключением его рекомендации, связанные с введением нового рациона для ребенка. Педиатр советует начинать новый тип питания с кисломолочных продуктов – кефира и творога. Важно выбирать продукты без добавления подсластителей, консервантов и красителей. Лучшими являются творожок и кефир, предназначенные для детского питания. Они проходят необходимые проверки и являются безопасными.

Основа схемы введения первого прикорма заключается в следующем:

  • сначала в рацион грудного ребенка вводят кефир – в первый раз надо дать не более одной чайной ложки, а постепенно довести этот объем до полной порции в 160-180 мл;
  • следующим продуктом для знакомства выбирают творог – начинают с одной ложки и доводят до 30 гр к завершению 6 месяца;
  • к 8 месяцам вводятся молочные каши, которые доктор рекомендует давать в вечернее время;
  • к году ребенка знакомят поочередно с овощами и фруктами.

Рацион питания грудничка в 7-8 месяцев выглядит следующим образом:

  • 6:30 – грудное вскармливание или предпочитаемая смесь;
  • 10:30 – нежирный творожок с кефиром в общем объеме 200 мл;
  • 14:30 – грудное молоко;
  • 18:30 – грудное молоко;
  • 22:30 – каша с молоком в объеме 200 мл.

Основной упор доктор Комаровский при введении прикорма делает на знакомстве малыша с новым продуктом. Целью прикорма не должно становиться насыщение или повышение суточного калоража. Необходимо дать ребенку возможность знакомиться с техникой принятия пищи.

Большинство мам не желают давать ребенку ложку в 6 месяцев по той причине, что потом вся еда будет вокруг – на полу, лице и одежде малыша. Однако прикорм должен быть именно первым прикормом, приобретением новых навыков и пищевых привычек. Комаровский рекомендует в своих передачах, блогах и на форумах давать малышу свободу действий, что будет прививать ему самостоятельность.

Порядок грудного вскармливания при введении прикорма

Основным правилом грудного вскармливания при введении первого прикорма является соблюдение очередности. Необходимо давать прикорм, когда ребенок голоден. Сытый малыш, вероятно, откажется пробовать новую кашу или пресное овощное пюре.

Нет необходимости отказываться от ГВ при введении прикорма. Необходимо соблюдать правила:

  • сначала давать прикорм, потом предлагать грудь;
  • заменять одно кормление не быстрее, чем за месяц;
  • одновременно с заменой одного кормления продолжать ГВ;
  • кормить грудью ровно до того возраста, до которого мама считает нужным;
  • если ГВ необходимо свернуть после 6 месяцев, вместе с введением первого прикорма необходимо ввести адаптированную смесь;
  • рекомендуется продолжать ГВ или давать ребенку смесь до года.

Специалисты не рекомендуют вводить прикорм во время болезни ребенка, после вакцинации или при смене окружающих условий – в отпуске, во время поездки или переезда.

Какой должна быть реакция ребенка на новый рацион

Признаком того, что первый прикорм воспринят хорошо, являются:

  • чистые кожные покровы;
  • отсутствие проблем с пищеварением;
  • нормальный стул;
  • хороший сон;
  • стабильное поведение ребенка.

Иногда во время введения первого прикорма возникают проблемы. Если у ребенка появилась аллергия, рвота, изменился стул, ухудшилось поведение и сон, необходимо отказаться от выбранной пищи. Лучше обратиться к участковому педиатру и получить индивидуальную схему дальнейшего введения прикорма.

Кормим малыша правильно, или Когда вводить прикорм при грудном вскармливании

Прикорм — это питание, которое предлагают малышу по достижении им определенного возраста. Вводимые продукты дополняют грудное молоко, позволяя детскому организму получить больший спектр питательных веществ, витаминов и минералов. В первый год жизни очень важно сформировать правильный и сбалансированный рацион питания, так как именно в этот период закладываются основы здоровья ребенка. Всех родителей волнует вопрос о том, когда вводить прикорм при грудном вскармливании, какие продукты предлагать ребенку, по какой схеме. В этой статье мы постараемся ответить на все эти важные вопросы.

Когда вводить прикорм при грудном вскармливании: меню шестимесячного малыша

Российские педиатры советуют вводить первый прикорм ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, когда он достигает шестимесячного возраста. Именно к концу первого полугодия жизни у него формируется готовность к принятию иной, помимо молока, пищи. У ребенка прекращает функционировать выталкивающий рефлекс языка, то есть малыш может проглотить что-либо съестное, предложенное на ложечке. К этому времени малыш учится сидеть, наклоняться к ложке и отклонять корпус, показывая нежелание есть. В целом ребенок становится более активным и подвижным, поэтому его деятельность начинает требовать более серьезной «подпитки». Шестимесячные детки уже показывают интерес к пище: наблюдают за трапезой родителей и проявляют желание попробовать их еду. Считается, что грудное молоко к 6 месячному возрасту перестает удовлетворять на 100% потребности растущего организма. Тем не менее, даже если вы отмечаете у своего малыша несколько признаков готовности к опробованию новых продуктов, начало прикорма при грудном вскармливании вы должны обсудить с педиатром. Именно врач подскажет, какой именно продукт подойдет для первого прикорма вашему ребенку, и когда конкретно необходимо начинать обогащать рацион грудничка. Итак, мы рассмотрели, когда вводить прикорм при грудном вскармливании наиболее оптимально. Шесть месяцев — это возраст, который, по мнению Союза педиатров России, наиболее подходит для введения продукта первого прикорма. Тем не менее, все дети индивидуальны, и более точное время для опробования новой пищи вам подскажет ваш специалист.

Когда вводить прикорм при грудном вскармливании и как? Основные правила ознакомления ребенка с новым продуктом

На шестом месяце жизни малыша кормят 5 раз в день, выдерживая между приемами пищи промежутки в 3,5 часа. Ночной перерыв составляет 10 часов. Первый прикорм желательно предложить в обед (12-13 часов), либо в иное время, помимо утреннего и вечернего. Новый продукт предлагается перед кормлением грудью, это повышает шансы того, что малыш заинтересуется едой и проглотит ее с большим энтузиазмом. Начинают прикармливать с очень малой дозы — половины чайной ложечки каши или овощного пюре. И в течение последующих 10 дней постепенно доводят дозу до необходимого для ребенка объема (около 150 г). Для введения пищи стоит приобрести специальную мягкую силиконовую ложечку, снижающую вероятность случайного травмирования ротовой полости крохи. Предлагать еду стоит очень осторожно и терпеливо, ни в коем случае нельзя оказывать давление, настаивать и принуждать малыша. После того, как у вас получилось ввести один продукт, начинайте «разбавлять» его новым видом овощей или каш. К примеру, прикармливать можно начинать с кабачкового пюре, через 10 дней к нему добавляем половину ложечки пюре из цветной капусты. И постепенно увеличиваем количество цветной капусты, уменьшая при этом объем кабачкового пюре. Чуть позже в овощи можно будет добавлять растительное масло — оливковое, подсолнечное и др.

Схема прикорма при грудном вскармливании, рекомендуемая российскими педиатрами

Существует два основных варианта введения прикорма:

  • начало прикорма с монокомпонентных безглютеновых каш на воде — рис, гречка, кукуруза;
  • начало прикорма с пюре из овоща одного вида (зеленого или белого окраса) — кабачка, цветной капусты, горошка, капусты брокколи, стручковой фасоли.

Введение овощей советуют начинать для ребенка с признаками рахита, пищевой аллергии, анемии. Деткам с малой массой тела, а также часто срыгивающим малышам в качестве первого продукта прикорма можно предложить кашу. Стоить помнить, что все каши готовятся на воде, либо с использованием грудного молока. Цельное коровье молоко нежелательно использовать до восьмимесячного возраста. Неплохой альтернативной самостоятельному приготовлению пищи считаются готовые каши. Они производятся из качественного сырья и обогащаются различными витаминами и микроэлементами. В первые разы кашу разводят до очень жидкого состояния, а затем постепенно делают ее гуще, доводя до консистенции жидкой сметаны. Постепенно можно добавлять в нее сливочное масло.

Когда вводить прикорм при грудном вскармливании: меню семимесячного малыша

После ознакомления с первым видом продуктов можно переходить к расширению рациона. Следующим шагом станет формирование прообраза «завтрака» — замена десятичасового кормления иными продуктами, кроме грудного молока. Если сначала вы кормили ребенка овощами на обед, то теперь на очереди — каши. Выбор первой крупы зависит от вашего ребенка: если малыш склонен к запорам, желательно начинать с гречки, если имеет место диатез — с риса или кукурузы. Каши вводятся точно так же, как и овощи: начиная с половины чайной ложечки на завтрак и постепенно доводя порционный объем до 150 г. В случае если блюдом первого прикорма это были каши, в 7 месяцев малышу необходимо предложить овощи. Также в это время вводится желток (куриное яйцо варится вкрутую). Начинают ввод желтка с нескольких крупинок, доводя общий объем продукта до 1 шт. дважды в неделю. Желток можно перетирать с грудным молоком или перемешивать с кашей или овощным пюре.

Как и когда вводить прикорм при грудном вскармливании? Мясные и кисломолочные продукты

На восьмом месяце жизни пришло время познакомить вашего ребенка с мясными продуктами. Мясное пюре предлагается по аналогии с кашами и овощами, начиная с 1/2 чайной ложки, в течение недели объем доводят до 40-50 г. Все мясные блюда должны быть хорошо измельченными, чтобы малыш мог легко проглотить их и не подавиться. Хорошей альтернативой домашнему приготовлению являются промышленные монокомпонентные мясные консервы — без соли, приправ и иных ненужных добавок. Для первого ознакомления с мясом подойдет говядина, индейка, кролик. Итак, введение любого продукта проводится по одной схеме. Сначала малышу предлагается совсем небольшое количество еды, тщательно отслеживается его реакция. Если все проходит хорошо, объем пищи постепенно увеличивают. После введения каш, овощей и мяса в рацион ребенка с 9-го месяца жизни начинают включать кисломолочные продукты (творог, кефир) и хлебобулочные изделия. А с 10-го месяца — фруктовые пюре и соки (яблоко, груша, слива и пр.). На 11 месяце жизни можно предложить ребенку рыбу. Таким образом, к году формируется полноценный рацион и режим питания, и малыш приобщается к взрослой пище, питаясь разнообразно и качественно.

Первый прикорм при грудном вскармливании

Первый прикорм при грудном вскармливании. Овощи или каши для прикорма выбрать?

Начинать вводить первый прикорм необходимо лишь тогда, когда к этому готова сама мама. Что бы ни говорили бабушки и матерые соседки, нужно действовать согласно собственным инстинктам. Появились зубки или нет – это вовсе не показатель. Вот если в весе наблюдается недобор, тогда другое дело. Нехватка молока при грудном вскармливании будет первым сигналом.

Сначала пол-ложечки, на следующий день почти полную, а на третий, наконец, полную ложку. Не торопись, никуда не опоздаешь. Если ребенок не хочет, не заставляй. Главное правило – никакого насилия. Ну и безграничное терпение, конечно. Увеличивай объем пищи до тех пор, пока не увидишь, что больше желудок ребенка не вмещает. Возможно появление рвоты от переедания. Тогда нужно следить за количеством пищи и ни в коем случае не кормить более установленной тобою же нормы.

Первый прикорм при грудном вскармливании — овощи или каши.

Выбор первого прикорма при грудном вскармливании достаточно трудная задача. Мнения врачей-педиатров расходятся. Свои плюсы и минусы есть и у каш, и у овощей. Здесь также необходим индивидуальный подход. Однако, детям, находящимся на грудном вскармливании, целесообразней будет выбрать в качестве первого прикорма каши.

Каши по вкусу ближе к грудному молоку. Если ребенок не добирает в весе, то выбор также очевиден. Только каши. Маме их проще вводить, а ребенку переваривать. Ценным советом является перемалывание каш (впоследствии и овощей) в блендере. Только помните – блендер увеличит вязкость каши, поэтому к ней необходимо добавить большее количество воды, чем при обычной варке.

Самыми полезными кашами являются гречневая и овсяная. Они не содержат глютен. Идеальным выбором для первого прикорма станет гречневая каша, поначалу сваренная на воде. В дальнейшем готовить ее следует уже на коровьем молоке.

Если ребенок склонен к запорам, то каши лишь усугубят дело. В этом случае предпочтение отдадим овощам. Овощи могут привести к разжижению стула ребенка. Они достаточно агрессивны для детского пищевода. Кроме того, оранжевые и красные овощи способствуют развитию пищевой аллергии. Выбираем белые и зеленые цвета. Подойдут кабачки, картофель, цветная капуста. Если ваш малыш «пышечка», первый прикорм для него — только овощи!

Приятного аппетита вашим детям!

Первый прикорм при грудном вскармливании, когда вводить первый прикорм при грудном вскармливании: соком, каши

Введение прикорма при грудном вскармливании

Первый прикорм при грудном вскармливании — когда он должен состояться? Правильная организация питания ребенка является залогом его здоровья. Многие мамы не могут удержаться и стараются как можно скорее накормить своего малыша чем-то вкусненьким. Однако важно понимать, что несвоевременное введение прикорма может привести к аллергическим реакциям, нарушению стула и другим проблемам со здоровьем. Как же правильно и когда вводить первый прикорм при грудном вскармливании следует?

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения установила норматив, согласно которому первый прикорм ребенок должен получать не ранее шести месяцев. Нужно помнить, что новые продукты следует вводить очень осторожно, внимательно наблюдая за реакцией.

Введение прикорма при грудном вскармливании (особенно в случае новых продуктов) лучше осуществлять в утренние часы, чтобы у вас была возможность понаблюдать за реакцией. Начинать необходимо с одной чайной ложки продукта. Если все в порядке, то порцию можно постепенно увеличивать: во второй день малыш может получить 2 ложки прикорма, в третий – четыре и так далее в геометрической прогрессии.

Признаки готовности ребенка к прикорму.

1. Ребенку уже исполнилось полгода.

2. Он интересуется едой взрослых членов семьи.

3. Пропал выталкивающий рефлекс.

4. Ребенок умеет сидеть.

5. Малыш здоров и ему не делали накануне прививок.

Если у вашего ребенка имеются все вышеперечисленные признаки, можно смело вводить прикорм.

С чего начинать прикорм?

Врачи советуют начинать прикорм с овощных однокомпонентных пюре в том случае, если у малыша нет проблем с набором веса. Если же ребенок плохо прибавляет в весе, первый прикорм кашами при грудном вскармливании — лучший вариант.

Раньше прикорм было принято начинать с фруктов или соков, однако сегодня эти рекомендации устарели. Фрукты имеют сладкий вкус, поэтому после них ребенок может не захотеть есть овощи. С введением соков, вообще, лучше не торопиться, так как они являются высокоаллергенными продуктами и плохо усваиваются организмом малыша.

Тем, кто решил начать прикорм с овощей, можно порекомендовать использовать для этой цели кабачки, цветную капусту, брокколи. Затем добавляют картофель или морковь. Если вы собираетесь начать прикорм с каш, можно давать малышу рисовую, кукурузную, гречневую кашу. Сначала необходимо кормить ребенка безмолочными кашами, а когда ребенку исполнится год, можно готовить их на молоке.

Не стоит в качестве прикорма использовать экзотические фрукты, вспомните, что первый прикорм соком при грудном вскармливании считается неправильным. Намного безопаснее давать ребенку зеленые яблоки и груши. Кисломолочные продукты, такие как творог, кефир или йогурт, необходимо предлагать малышу примерно в девять месяцев.

Во время введения прикорма полезно завести пищевой дневник. Он позволит контролировать реакции малыша на те или иные продукты.

Правильное введение прикорма обеспечит вашему ребенку здоровье на всю жизнь, поэтому к составлению первого рациона вашего малыша нужно относиться очень внимательно.

Представляет ли риск для младенцев введение прикорма в возрасте до 4 месяцев? • Монреальский диетический диспансер

Раннее введение (до 4 месяцев) может нанести вред здоровью ребенка. Прикормы следует вводить в рацион только тогда, когда малыш подает признаки того, что они готовы.  

Развитие малыша

Примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев младенец достигает стадии развития, когда можно вводить прикорм в качестве дополнения к грудному вскармливанию или коммерческим смесям.Младенцы обычно проявляют признаки готовности к приему твердой пищи в возрасте около 6 месяцев. Тем не менее, некоторые дети могут быть готовы еще до этого возраста.

Не все дети развиваются с одинаковой скоростью. Обязательно вводите твердую пищу только тогда, когда ваш ребенок показывает признаки того, что готов ее есть. Если ребенок родился недоношенным, необходимо принять во внимание определенные соображения.

Риски раннего внедрения

При преждевременном введении твердой пищи в рацион ребенка, то есть до 4-месячного возраста, могут возникнуть различные проблемы:  

  • Пищеварительная система недостаточно развита, чтобы правильно расщеплять продукты для прикорма.Младенец не производит достаточно слюны и ферментов для правильного переваривания пищи.
  • Иммунная система недостаточно зрелая, что увеличивает риск развития пищевой аллергии.
  • Нервно-мышечная система недостаточно развита, чтобы обеспечить правильные жевательные движения. В возрасте до 6 месяцев младенец может только сосать грудь, сосать и глотать.
  • Существует риск того, что твердая пища может заменить грудное молоко или смесь, а не дополнить их. Это может иметь негативные последствия для роста ребенка.

Значение грудного молока и коммерческих смесей

Примерно до 9-месячного возраста основным источником питательных веществ для младенца должно оставаться грудное молоко или смесь. Поэтому грудное вскармливание следует продолжать в соответствии с потребностями ребенка. Для коммерческих смесей ребенок должен продолжать пить не менее 750 мл в день. Количество грудного молока и смеси должно постепенно уменьшаться после 9-месячного возраста. В возрасте одного года твердая пища должна быть важной частью рациона ребенка.

Хотя важно не вводить прикорм слишком рано, не менее важно не вводить его слишком поздно. Ознакомьтесь с нашей статьей о том, как позднее введение прикорма (после 6 месяцев) может негативно повлиять на рост ребенка и поведение при кормлении.

Референции

Duryea TK. (2020). Введение твердой пищи и витаминно-минеральных добавок в младенчестве. Обновление

ESPGHAN Комитет по питанию: Agostoni, C., Decsi, T., Fewtrell, M., Goulet, O., Kolacek, S., Koletzko, B., et Van Goudoever, J. (2008). Прикорм: комментарий Комитета ESPGHAN по питанию. Журнал детской гастроэнтерологии и питания, 46 (1), 99-110.

Санте Канада. (2015). Питание дю нурриссон né à terme et en santé: Рекомендация de la naissance à six mois.

http://www.hc-sc.gc.ca/fn-an/nutrition/infant-nourisson/recom/index-fra.php

Канадское педиатрическое общество.(2018). Le sevrage de l’allaitement

http://www.cps.ca/fr/documents/position/sevrage-de-allaitement#ref15

 
Ресурсы

Doré, N., et Le Henaff Д. (2020). Mieux vivre avec notre enfant de la Grossesse à deux ans.

 

В сотрудничестве с работниками диспансера

Понимание задержек с введением прикорма в сельских районах Эфиопии — Хирвонен — ​​- Питание матери и ребенка

Ключевые сообщения

  • Грудное вскармливание в соответствии с возрастом было обычным явлением, но задержки с введением прикорма были широко распространены
  • Задержки с введением прикорма тесно связаны с задержкой линейного роста
  • Знания медицинских работников позволяют предсказать знания лиц, осуществляющих уход за детьми, о кормлении
  • Недостаток знаний лиц, осуществляющих уход, сильно коррелирует с задержкой введения прикорма, независимо от материального положения, образования и удаленности

1 ВВЕДЕНИЕ

Детское недоедание, хотя и сокращается, по-прежнему является серьезной проблемой общественного здравоохранения во многих странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД) (Victora et al., 2021). В 2019 году 144 миллиона детей в возрасте до 5 лет во всем мире страдали задержкой роста (ЮНИСЕФ, ВОЗ и Группа Всемирного банка, 2020). Время задержки роста совпадает с периодом введения прикорма (6–23 месяца), что позволяет предположить, что ускорение прогресса требует гораздо более значительного улучшения практики прикорма (Виктора, де Онис, Халлал, Блосснер и Шримптон, 2010). В настоящее время менее трети детей в СНСД соблюдают рекомендуемую практику прикорма (Baye & Kennedy, 2020).Таким образом, для предотвращения задержки роста и обеспечения здорового роста ребенка необходимы эффективные вмешательства, улучшающие прикорм в течение первых 1000 дней жизни, от зачатия до второго дня рождения (Baye & Faber, 2015; Martorell, 2017).

Как и в случае с глобальными тенденциями (Виктора, де Онис, Халлал, Блосснер и Шримптон, 2010 г.), линейный рост в Эфиопии начинает замедляться в возрасте шести месяцев (Голан, Хиди, Хирвонен и Ходдинотт, 2019 г.).Недавнее исследование также показало, что за счет улучшения прикорма можно предотвратить наибольшее количество случаев задержки роста у детей (Baye, 2019). Поскольку только 12,5% детей в возрасте 6–23 месяцев соответствуют минимальному разнообразию рациона питания (МДР), практика прикорма остается субоптимальной (CSA & ICF, 2016). Улучшения в БДР и снижение задержки роста, наблюдаемые за эти годы, в основном были обусловлены улучшениями, наблюдаемыми в самом богатом квинтиле (Baye, 2021). Например, существует разница в 19 процентных пунктов в распространенности задержки роста между беднейшими (44.6%) и самый богатый (25,6%) квинтиль благосостояния, что свидетельствует о необходимости должного внимания для поддержки самого бедного квинтиля благосостояния, чтобы предотвратить дальнейшее увеличение неравенства (Baye, Laillou, & Chitweke, 2020). Это неравенство в результатах питания потенциально может быть устранено путем интеграции адаптированных к местным условиям сообщений о кормлении детей грудного и раннего возраста (IYCF) в существующие программы социальной защиты (например, Программу производственной сети социальной защиты — PSNP) или другие платформы, работающие в масштабе.

Для эффективного внедрения адаптированных к местным условиям сообщений о питании крайне важны знания медицинских работников в области питания и их навыки консультирования (Abebe, Haki, & Baye, 2016).Это особенно касается отдаленных и бедных домохозяйств, которые в первую очередь полагаются на Программу распространения медицинских знаний (HEP) для обучения правильному питанию (Abate, Dereje, Hirvonen, & Minten, 2020). Время доставки информации о питании также важно, поскольку оно может повлиять на время принятия рекомендуемых практик. Это очень важно, так как слишком раннее или слишком позднее введение прикорма может привести к неблагоприятным последствиям. Например, более раннее введение прикорма (<4 месяцев) было связано с избыточным весом у детей (Baidal et al., 2016), в то время как позднее внесение было связано с дефицитом питательных веществ, таких как железо и цинк (PAHO/WHO, 2003). В Эфиопии отсроченное введение прикорма широко распространено, так как согласно данным Медико-демографического обследования 2016 года, только 59% детей в возрасте 6–8 месяцев были введены прикорму (CSA & ICF, 2016). Остается неизвестным, связана ли эта задержка с отсутствием продовольственной безопасности, неграмотностью в вопросах питания или другими контекстуальными факторами. Кроме того, существует ограниченное понимание эффективности просвещения по вопросам питания в условиях ограниченных ресурсов, таких как районы PSNP.Следовательно, необходима систематическая оценка того, как знания медицинских работников о КДГМ влияют на знания лиц, осуществляющих уход, и как это, в свою очередь, отражается на практике КДГР и результатах развития ребенка.

Сосредоточив внимание на понимании задержек с введением прикорма, настоящее исследование было направлено на оценку знаний матерей и медицинских работников и оценку связи между знаниями, своевременным введением прикорма и последующим линейным ростом детей, проживающих в бедных домохозяйствах, расположенных в ПСНП. районы.Такая информация может быть использована при разработке эффективных программ просвещения по вопросам питания за счет лучшей интеграции с существующими системами социальной защиты.

2 МЕТОДЫ

2.1 Контекст

Это исследование было сосредоточено на четырех высокогорных регионах Эфиопии: Амхара, Оромия, регион южных наций, национальностей и народов (SNNP, включая недавно образованный регион Сидама) и Тыграй. Эти регионы преимущественно сельские, в них проживает более 85 % населения страны (CSA, 2013).В этих регионах исследование было сосредоточено на воредах (районах) с хроническим отсутствием продовольственной безопасности, в которых действует флагманская программа социальной защиты Эфиопии — Программа продуктивной социальной защиты (PSNP). Программа PSNP, в которой участвуют 8 миллионов человек, является одной из крупнейших программ социальной защиты в странах Африки к югу от Сахары (Всемирный банк, 2018 г.). Домохозяйства-бенефициары получают выплаты наличными или продовольствием за выполнение трудоемких общественных работ, в то время как домохозяйства с ограниченной рабочей силой получают безусловные выплаты.Хотя продовольственная безопасность домохозяйств в этих местах улучшалась, отчасти благодаря PSNP (Berhane, Hirvonen, & Hoddinott, 2016), это не приводило к улучшению показателей питания младенцев и детей младшего возраста (Berhane et al., 2020; Berhane, Ходдинотт, Кумар и Марголис, 2015 г.). Распространенность хронического недоедания среди детей раннего возраста в населенных пунктах PSNP остается высокой, а внутригодовые колебания веса детей по отношению к их росту значительны (Baye & Hirvonen, 2020b).Более того, детский рацион в районах PSNP чрезвычайно однообразен: менее 5% детей страдают БДР, как это определено ВОЗ (2008 г.) (Berhane et al., 2020). Кроме того, было показано, что различия в антропометрических показателях детей, а также в результатах питания между домохозяйствами, получающими пособие PSNP, и другими бедными домохозяйствами незначительны (Berhane et al., 2020).

На четвертом этапе PSNP был представлен дизайн с учетом питания (GFDRE, 2014 г.), направленный на облегчение связей со службами здравоохранения и питания (Bossuyt, 2017 г.).Беременных или кормящих женщин временно увольняют с общественных работ для получения безоговорочной оплаты (т. е. прямой поддержки) с целью снижения рабочей нагрузки женщин и предоставления им большего времени для ухода за детьми. Кроме того, женщинам рекомендуется посещать дородовой уход, а после родов регулярно посещать местный медицинский пункт со своим новорожденным ребенком. Ожидается, что женщины, участвующие в общественных работах, будут участвовать в коммуникативных сессиях по изменению поведения в отношении питания.

Этот проект PSNP, ориентированный на питание, тесно связан с HEP, структурой предоставления медицинских услуг на уровне сообщества, возглавляемой и разработанной правительством Эфиопии (Workie & Ramana, 2013).На уровне сообщества реализация HEP зависит от работников службы распространения медицинских знаний (HEW), которые берут на себя ответственность за предоставление основных медицинских услуг и продвижение информации, связанной со здоровьем и питанием, в сельских сообществах (Abate, Dereje, Hirvonen, & Minten, 2020 г.). ). По замыслу в каждом кебеле (подрайоне) должен быть один медпункт, обычно укомплектованный двумя женщинами-инженерами, ответственными за охват примерно 5000 человек (Lemma & Matji, 2013). HEW также играют центральную роль в реализации деятельности PSNP, связанной с питанием, особенно в отношении предоставления информации об изменении поведения, связанного с питанием (Bossuyt, 2017).

2.2 Данные

Данные для этого вторичного анализа были получены из большого и широко распространенного в географическом отношении лонгитюдного обследования детей и их матерей, проведенного в четырех высокогорных регионах. Первоначальная цель опроса заключалась в сборе исходной информации для оценки чувствительных к питанию компонентов четвертой фазы PSNP (Berhane et al., 2020). В марте 2017 года стратифицированная выборка из 88 вореда была случайным образом отобрана из районов, в которых работает PSNP, в четырех высокогорных регионах.Из каждой вореды случайным образом были выбраны три счетных участка (СУ), по одному от каждого кебеле (подрайона). Из каждого из 264 СР в выборку случайным образом были отобраны 10 домохозяйств с ребенком в возрасте до 24 месяцев, причем примерно 50–50 были разделены между домохозяйствами-бенефициарами PSNP и бедными домохозяйствами, не получающими помощь. В марте 2017 года было опрошено 2635 домохозяйств. Из этих 2635 домохозяйств 2569 были успешно повторно посещены в августе 2017 года, в результате чего уровень отсева составил менее 3%. Вспомогательная информация S1 более подробно описывает стратегию выборки.

В ходе опроса была собрана подробная информация об имуществе домохозяйства, уровне образования и демографических данных. Кроме того, анкета домохозяйства включала обширный модуль по практике КДГР. В соответствии с рекомендациями ВОЗ и ЮНИСЕФ (2009 г.) антропометрические измерения (рост, вес и средняя окружность плеча) проводились у детей в возрасте до 24 месяцев.

В августе 2017 года исследовательская группа также опросила 249 HEW, работающих в опрошенных кебелах.Интервью в 15 кебеле не удалось провести, потому что во время визита не было HEW или потому что в кебеле не было медпункта.

2.3 Переменные

Сначала мы оценили, в какой степени дети в возрасте 0–23 месяцев в выборке соблюдали соответствующие возрасту методы кормления. Для этого мы рассмотрели шесть показателей кормления (ВОЗ и ЮНИСЕФ, 2021 г.): (1) исключительно грудное вскармливание, (2) грудное молоко и простая вода, (3) грудное молоко и другие немолочные жидкости, (4) грудное молоко и другое молоко, (5) ) грудное молоко и прикорм и (6) отказ от грудного вскармливания.Для этого анализа мы использовали данные, собранные в марте 2017 года, которые также включали детей в возрасте до 6 месяцев (те же дети были в возрасте 6 месяцев и старше в августе 2017 года).

Затем мы оценили корреляцию между отсроченным введением прикорма и будущим замедлением линейного роста. С этой целью мы построили бинарную индикаторную переменную, принимающую значение 1, если ребенок 6–8 мес. не употреблял прикорм в предыдущий день в ходе опроса в марте 2017 г., и ноль в противном случае.Переменной результата в этом анализе была Z-оценка длины тела ребенка к возрасту (LAZ), измеренная через 6 месяцев в августе 2017 года. Мы использовали стандарты роста ВОЗ 2006 года (de Onis et al., 2007; к Z -баллы. Берхейн и др. (2020) предоставляют более подробную информацию об антропометрических измерениях, проведенных в ходе этого исследования.

Для всех других анализов мы использовали данные августовского раунда 2017 года, в ходе которого были опрошены как лица, осуществляющие уход, так и местные работники HEW.Инструмент опроса, проведенный среди опекунов, включал краткий тест на их знание методов КДГР (см. вспомогательную информацию S2). Идентичный тест был включен в инструмент опроса HEW, что позволило нам сравнить ответы лиц, осуществляющих уход, и HEW, находящихся в одних и тех же кебелях. Мы сосредоточили наш анализ на ответах на вопрос, который был сформулирован следующим образом: «В каком возрасте ребенок должен впервые начать получать продукты (например, кашу) в дополнение к грудному молоку?». ВОЗ (2013 г.) рекомендует после 6  месяцев исключительно грудного вскармливания детей переводить на прикорм (твердую, полутвердую или мягкую пищу), поскольку в этом возрасте грудное молоко само по себе не может обеспечить все питательные вещества, необходимые для поддержания здорового роста и развития.Поэтому мы посчитали «6 месяцев» правильным ответом на этот вопрос.

Мы также построили серию контрольных данных на уровне детей, опекунов и домохозяйств для регрессионного анализа. Вспомогательная информация S3 предоставляет дополнительную информацию об этих переменных.

2.4 Статистический анализ

Статистический анализ проводился поэтапно. На первом этапе мы оценили распространенность соответствующих возрасту практик КДГР в этих населенных пунктах.Используя данные опроса, проведенного в марте 2017 года, мы проанализировали возрастную практику кормления детей в возрасте 0–23 месяцев.

На втором этапе мы использовали нескорректированную и скорректированную линейную регрессию для оценки степени, в которой отсроченное введение прикорма было связано с будущим замедлением линейного роста. Для этого мы ограничили выборку детьми, которым в марте 2017 г. было 6–8 месяцев. Затем мы регрессировали Z-показатель длины тела ребенка к возрасту (LAZ), измеренный в августе 2017 г., по бинарному индикатору, охватывающему детей, для которых введение прикорма была отложена в марте 2017 года.Скорректированные регрессии дополнительно учитывали ряд характеристик на уровне детей и домохозяйств, измеренных в марте 2017 года. Вспомогательная информация S4 содержит средние значения и стандартные отклонения переменных, использованных в этой регрессии.

На третьем этапе мы подсчитали долю воспитателей и работников здравоохранения, правильно ответивших на вопрос о том, в каком возрасте следует вводить прикорм.

На последнем этапе мы использовали нескорректированную и скорректированную логистическую регрессию.Сначала мы проверили связь между знаниями лиц, осуществляющих уход, и вероятностью того, что ребенок в возрасте 6–8 месяцев употреблял прикорм накануне. Скорректированные регрессии учитывали наблюдаемые смешанные факторы, такие как характеристики ребенка (возраст и пол), характеристики опекуна (возраст и уровень образования) и характеристики домохозяйства (характеристики главы, демографические данные домохозяйства, уровень благосостояния и расстояние до ближайшего медицинского пункта, точки водоснабжения). и продовольственный рынок). Вспомогательная информация S5 предоставляет средние значения и стандартные отклонения этих переменных.Затем мы использовали тот же регрессионный подход с теми же контрольными переменными, чтобы проверить связь между знаниями HEW и вероятностью того, что лицо, осуществляющее уход, правильно ответило на вопрос о возрасте, когда следует вводить прикорм. Вспомогательная информация S6 предоставляет средние значения и стандартные отклонения переменных, используемых в этой регрессии. Коэффициенты в этих логистических регрессиях были представлены как отношение шансов.

Во всех регрессионных анализах стандартные ошибки были сгруппированы на уровне вореда для учета плана выборки (Abadie, Athey, Imbens, & Wooldridge, 2017).Все статистические анализы проводились с использованием Stata версии 16.1.

3 РЕЗУЛЬТАТА

Данные опроса, проведенного в марте 2017 г., показали, что распространенность практики грудного вскармливания, соответствующей возрасту, была относительно высокой (рис. 1). Более 90% детей в возрасте 0–1  месяцев находились на исключительно грудном вскармливании, при этом доля детей в возрастных группах от 2 до 3 месяцев и от 4 до 5 месяцев упала до 81% и 73% соответственно. Около 53% детей в возрасте 6–8 мес не употребляли прикорм накануне.Доля детей, не употребляющих прикорм, снижалась к возрасту ребенка, но даже в возрасте 12–14 месяцев 16% детей не употребляли твердую, полутвердую или мягкую пищу в предыдущий день, а только грудное молоко и/или жидкости.

Практика кормления младенцев и детей в разбивке по возрасту. Примечание: N  = 2596 детей (0–23 месяцев). Источник: расчет авторов на основе опроса

, проведенного в марте 2017 г.

Нескорректированная и скорректированная линейная регрессия показала, что отсроченное введение прикорма было отрицательно связано с более низким показателем LAZ через 6 месяцев (таблица 1).У детей в возрасте 6–8  месяцев, которые не употребляли твердую, полутвердую или мягкую пищу в предыдущий день в марте 2017 г., LAZ был на 0,48 SD ниже в августе 2017 г. (90–120 p  < 0,05) после учета множества характеристики (столбец 2).

ТАБЛИЦА 1. Нескорректированные и скорректированные связи между задержкой введения прикорма и будущим замедлением роста (LAZ в августе 2017 г.), линейная регрессия
(1) 2)
Н  = 347 Н  = 345
Отложенный прикорм −0.329 * −0,482 **
(0,142) (0,150)
Характеристики ребенка:
Возраст ребенка в месяцах −0.218 *
(0,085)
Ребенок мужского пола −0,204
(0,179)
Ребенок болел −0.110
(0,133)
Характеристики матери:
Возраст матери (в годах) 0.013
(0,016)
Мать не имеет формального образования −0,416
(0,254)
Хозяйственные характеристики:
Домохозяйство, возглавляемое мужчиной 0.577 **
(0,187)
Возраст головы в годах −0,002
(0,007)
Руководитель без специального образования 0.160
(0,244)
Размер семьи 0,000
(0,046)
Индекс долгосрочных активов 0.090 *
(0,042)
Количество единиц тропического скота (ВПУ) в собственности −0,011
(0.017)
(лн) расстояние до медпункта −0,088
(0,057)
(ln) расстояние до ближайшего водоема 0.130 *
(0,055)
(ln) расстояние от домовладения до ближайшего продовольственного рынка 0,163 **
(0.054)
Голова православная 0,109
(0,235)
Глава мусульманин −0.118
(0,179)
Глава придерживается другой религии (ссылка)
Бинарные контрольные переменные для каждого региона? Да
  • Примечание : Линейная регрессия.Переменной результата является Z-показатель длины для возраста (LAZ), измеренный в августе 2017 года. Все независимые переменные измеряются с использованием данных опроса, проведенного в марте 2017 года. «Отсроченный прикорм» получает значение 1, если ребенок не употреблял твердую, полутвердую или мягкую пищу в предыдущий день (и ноль, если он/она потреблял) в марте 2017 г. Скорректированная модель (столбец 2) также включает бинарные контрольные переменные. для каждого региона (дополнительные сведения см. в вспомогательной информации S3). Выборка ограничена детьми в возрасте 6–8 месяцев в марте 2017 года.Стандартные ошибки указаны в скобках и сгруппированы на уровне вореда. Источник: расчет авторов на основе опросов, проведенных в марте и августе 2017 года.

Знания лиц, осуществляющих уход, о соответствующих возрасту практиках грудного вскармливания были высокими, но наблюдались серьезные пробелы в соответствующих возрасту практиках прикорма (дополнительная информация S7).Половина воспитателей ответили, что прикорм следует начинать, когда детям исполняется 6 месяцев. Однако почти такая же доля лиц, осуществляющих уход, ответили, что знакомство должно произойти позже (рис. 2). Более 90% HEW ответили, что прикорм следует начинать, когда детям исполняется 6 месяцев, а остальные 10% ответили, что МВ следует начинать после 6 месяцев (рис. 2).

Ответы лица, осуществляющего уход, и работника службы распространения медицинских знаний на вопрос «В каком возрасте ребенок должен впервые начать получать пищу (например, кашу) в дополнение к грудному молоку?».Примечание: N  = 2548 опекунов и 249 медицинских работников. Источник: расчет авторов на основе опроса

за август 2017 г.

Ответы опекунов о возрасте, когда следует вводить прикорм, сильно коррелировали с практикой кормления детей как в нескорректированной, так и в скорректированной логистической регрессии (таблица 2). Столбец 2 таблицы 2 показывает, что вероятность того, что ребенок в возрасте 6–8 месяцев не употреблял твердую, полутвердую или мягкую пищу в предыдущий день, была почти на 50% ниже, если опекун дал правильный ответ, по сравнению с детьми, опекун которых ответил неправильно (90–120). р  < 0.05). Уровень достатка домохозяйства или расстояние до ближайшего продовольственного рынка не были связаны с вероятностью того, что ребенок в возрасте 6–8 месяцев получил прикорм накануне ( p  > 0,05).

ТАБЛИЦА 2. Нескорректированные и скорректированные ассоциации между знанием опекуном соответствующего возрасту начала прикорма и вероятностью того, что ребенок в возрасте 6–8 месяцев не употреблял твердую, полутвердую или мягкую пищу в предыдущий день, отношение шансов (ОШ) из логистической регрессии
(1) (2)
Н  = 294 Н  = 292
Опекун ответил правильно 0.534 * 0,548 *
(0,148) (0,157)
Характеристики ребенка:
Возраст ребенка в месяцах 0.467 ***
(0,086)
Ребенок мужского пола 1,019
(0,265)
Ребенок болел 1.846 *
(0,569)
Характеристики матери:
Возраст матери (в годах) 1.017
(0,032)
Мать не имеет формального образования 1,277
(0,532)
Хозяйственные характеристики:
Домохозяйство, возглавляемое мужчиной 1.960
(0,993)
Возраст головы в годах 0,992
(0,017)
Руководитель без специального образования 0.822
(0,349)
Размер семьи 0,973
(0,089)
Индекс долгосрочных активов 0.865 +
(0,070)
Количество единиц тропического скота (ВПУ) в собственности 1,017
(0.041)
(лн) расстояние до медпункта 1,217
(0,179)
(ln) расстояние до ближайшего водоема 1.038
(0,147)
(ln) расстояние от домовладения до ближайшего продовольственного рынка 1,029
(0,124)
Голова православная 0.461
(0,374)
Глава мусульманин 0,694
(0,379)
Глава придерживается другой религии (ссылка)
Бинарные контрольные переменные для каждого региона? Да
  • Примечание : Логистическая регрессия.Оценки представляют собой отношения шансов (OR). Переменная результата получает значение 1, если ребенок не употреблял твердую, полутвердую или мягкую пищу в предыдущий день (и ноль, если он/она потреблял). Скорректированная регрессия также включает бинарные контрольные переменные для каждого региона (дополнительные сведения см. в вспомогательной информации S3). Выборка ограничена детьми в возрасте 6–8 месяцев в августе 2017 года. Оценки представляют собой отношения шансов. Стандартные ошибки указаны в скобках и сгруппированы на уровне вореда. Источник: расчет авторов на основе опроса, проведенного в августе 2017 года.

Наконец, в таблице 3 представлены отношения шансов из многомерной логистической регрессии, где зависимая переменная получает значение, равное единице, если лицо, осуществляющее уход, ответило, что муковисцидоз должен начаться, когда ребенку исполняется 6 месяцев, и ноль в противном случае. Вероятность того, что лицо, осуществляющее уход, отреагировало правильно, была сильно и положительно связана с реакцией местного HEW, и эта связь оставалась статистически значимой, когда мы учитывали различные характеристики ребенка, матери и домохозяйства.Столбец 2 таблицы 3 показывает, что правильный ответ HEW почти удвоил вероятность того, что лицо, осуществляющее уход, правильно ответило на вопрос о сроках введения прикорма ( p  < 0,01).

ТАБЛИЦА 3. Нескорректированные и скорректированные связи между знаниями местного работника по распространению медицинских услуг и знаниями лиц, осуществляющих уход, о соответствующем возрасту введении прикорма, отношение шансов (ОШ) из логистической регрессии
(1) (2)
Н  = 2402 Н  = 2375
HEW ответил правильно 1.965 ** 1,867 **
(0,503) (0,361)
Характеристики ребенка:
Возраст ребенка в месяцах 1.001
(0,007)
Ребенок мужского пола 0,993
(0,068)
Ребенок болел 0.977
(0,103)
Характеристики матери:
Возраст матери (в годах) 1.006
(0,009)
Мать не имеет формального образования 0,723 **
(0,090)
Хозяйственные характеристики:
Домохозяйство, возглавляемое мужчиной 1.066
(0,172)
Возраст головы в годах 0,994
(0,005)
Руководитель без специального образования 1.091
(0,147)
Размер семьи 0,961
(0,025)
Индекс долгосрочных активов 1.020
(0,027)
Количество единиц тропического скота (ВПУ) в собственности 1.005
(0,013)
(лн) расстояние до медпункта 1.073
(0,050)
(ln) расстояние до ближайшего водоема 1.071+
(0,042)
(ln) расстояние от домовладения до ближайшего продовольственного рынка 0.957
(0,046)
Голова православная 0,734
(0,208)
Глава мусульманин 0.837
(0,213)
Глава придерживается другой религии (ссылка)
Бинарные контрольные переменные для каждого региона? Да
  • Примечание : Логистическая регрессия.Оценки представляют собой отношения шансов (OR). Переменная результата получает значение 1, если лицо, осуществляющее уход, ответило правильно (и ноль, если неправильно). Скорректированная регрессия также включает бинарные контрольные переменные для каждого региона (дополнительные сведения см. в вспомогательной информации S3). Выборка ограничена кебелесом, в котором был опрошен HEW. Оценки представляют собой отношения шансов. Стандартные ошибки указаны в скобках и сгруппированы на уровне вореда. Источник: расчет авторов на основе опроса, проведенного в августе 2017 года.
  • Статистическая значимость обозначена

4 ОБСУЖДЕНИЕ

Исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев с последующим введением прикорма в 6 месяцев в дополнение к грудному молоку является основной рекомендацией руководств по прикорму (Lutter, Grummer-Strawn, & Rogers, 2021; PAHO/WHO, 2003).Обоснование этой рекомендации основано на доказательствах того, что потребности в питательных веществах доношенных детей с нормальной массой тела при рождении могут быть удовлетворены только грудным молоком в течение первых 6 месяцев (Kramer et al., 2001). Хотя некоторые микронутриенты могут содержаться в грудном молоке в ограниченном количестве (например, железо и цинк), преимущества, связанные с профилактикой желудочно-кишечных инфекций, перевешивают риски; поэтому было рекомендовано исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев, но начало прикорма не позднее 6 месяцев (PAHO/WHO, 2003).В этой рекомендации учитывается готовность детей к началу приема пищи в процессе развития, а также недостаточность грудного молока для обеспечения потребностей в энергии и питательных веществах после 6 месячного возраста (Lutter, Grummer-Strawn, & Rogers, 2021).

В этой выборке из более чем 2500 воспитателей и их детей задержки с введением прикорма были широко распространены: более 50% детей в возрасте 6–8 месяцев не употребляли твердую, полутвердую или мягкую пищу в предыдущий день.Было показано, что эта задержка связана с более высоким риском задержки роста на втором году жизни, что является отражением серьезной нехватки энергии и питательных веществ для поддержки роста и развития младенцев, которые зависят исключительно от грудного вскармливания после 6-месячного возраста. Allen & Dror, 2018; Дхами, Огбо, Осуагву, Угбома и Аго, 2019). Такая серьезная нехватка энергии и питательных веществ также может поставить под угрозу иммунитет и развитие мозга, что приведет к краткосрочным и долгосрочным последствиям (Cusick & Georgieff, 2016; Dewey & Brown, 2003).Например, отсроченное введение прикорма (комковатых) было связано с меньшим разнообразием и длительными проблемами с кормлением, такими как трудности в том, чтобы заставить ребенка есть, и ребенок становится разборчивым в еде в более позднем возрасте (Coulthard, Harris, & Emmett, 2009). ).

Наш анализ показывает, что широко распространенные задержки с введением прикорма в основном связаны с неправильным восприятием и ограниченными знаниями лиц, осуществляющих уход. Только 50% воспитателей в нашей выборке ответили, что прикорм следует вводить в возрасте 6 месяцев.Между тем, знания медицинских работников о прикорме в соответствии с возрастом были высокими (~90%). В соответствии с предыдущими данными из Эфиопии и других стран (Abebe, Haki, & Baye, 2016; Mbuya, Menon, Habicht, Pelto, & Ruel, 2013), знания местных медицинских работников предсказывали знания лиц, осуществляющих уход, о подходящем времени введения прикорма. Однако основное препятствие в передаче знаний от медицинских работников лицам, осуществляющим уход, связано с ограниченным контактом между ними, что подтверждается предыдущим исследованием, основанным на тех же данных (Abate, Dereje, Hirvonen, & Minten, 2020; Berhane et al., 2020). Эти пробелы в знаниях необходимо устранить путем обеспечения более частых и своевременных посещений HEW, а также уделения особого внимания не только тому, чем кормить, но и тому, когда и как кормить ребенка (Baye, Tariku, & Mouquet-Rivier, 2018). Действительно, было показано, что увеличение охвата, интенсивности и частоты соответствующего возрасту общения об изменении поведения улучшает кормление детей в различных контекстах (Frongillo, 2020; Menon et al., 2020). Однако, учитывая проблемы, связанные с многозадачностью медицинских работников (Mangham-Jefferies, Mathewos, Russell, & Bekele, 2014), а также ограниченный доступ к медиа-платформам, необходимы инновационные способы донесения информации о питании с учетом возрастных особенностей (Baye & Hirvonen, 2020a; CSA & ICF, 2016).Использование частых взаимодействий PSNP в качестве дополнительной платформы для повышения интенсивности и охвата просвещения по вопросам питания может быть изучено дополнительно (UNICEF, MOLSA,,, & IFPRI, 2020). Хотя работники здравоохранения остаются основным источником сообщений о питании, также может быть важно укреплять обмен сообщениями с использованием различных платформ и передавать одно и то же сообщение другим способом, чем это делается в общественном здравоохранении, где сообщения, как правило, сосредоточены на том, что «это полезно для здоровья». Ваш ребенок’.

Настоящее исследование имеет ряд сильных сторон и ограничений, которые необходимо учитывать при интерпретации наших результатов.Во-первых, наша выборка детей из бедных домохозяйств из районов PSNP, вероятно, привела к однородной выборке, которая могла недооценить ассоциации, связанные с богатством домохозяйства. Во-вторых, дизайн нашего исследования не позволяет нам установить причинно-следственную связь; следовательно, результаты следует интерпретировать как ассоциации. Тем не менее, оценка знаний о питании как медицинских работников, так и лиц, осуществляющих уход, большой размер выборки и распределение, а также множественные временные точки опросов делают это исследование уникальным для использования в будущих сообщениях об изменении поведения, направленных на улучшение питания в бедных домохозяйствах.

5 ВЫВОДЫ

Широко распространенная задержка с введением прикорма в сельских районах Эфиопии, вероятно, является важной причиной замедления линейного роста детей раннего возраста. Наш анализ показывает, что эти задержки в первую очередь связаны с пробелами в знаниях лиц, осуществляющих уход, связанных с практикой прикорма, соответствующей возрасту. Таким образом, наши результаты подчеркивают настоятельную необходимость повышения эффективности обмена сообщениями об изменении поведения в рамках платформ распространения медицинских знаний и изучения инновационных способов увеличения охвата, интенсивности и частоты обмена сообщениями о питании.PSNP, ориентированный на вопросы питания, представляет собой многообещающую дополнительную платформу для обмена сообщениями благодаря охвату миллионов сельских семей. Но до сих пор проблемы с реализацией в сочетании с нехваткой ресурсов препятствовали прогрессу в достижении широкомасштабного положительного воздействия на рационы питания и другие результаты в области питания (Berhane et al., 2020; UNICEF, MOLSA, et al., 2020). Поиск решений этих ограничений является важной задачей для исследователей и политиков.

БЛАГОДАРНОСТИ

Это исследование финансировалось ЮНИСЕФ в Эфиопии.Сбор данных, используемых в этом анализе, финансировался Фондом Билла и Мелинды Гейтс. Мы искренне благодарим семьи, принявшие участие в опросах. ЮНИСЕФ; Фонд Билла и Мелинды Гейтс.

    КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

    Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

    ВЗНОСЫ

    KH и AW подготовили и проанализировали данные. KH и KB разработали исследование с участием AL, SC и VV.KH и KB написали статью при участии AL, SC и VV. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

    Данные, подтверждающие результаты этого исследования, можно получить у соответствующего автора по обоснованному запросу.

    Имя файла Описание
    mcn13247-sup-0001-вспомогательная информация.документ docxWord 2007 , 46,6 КБ

    Данные S1. Дополнительный файл S1: Отбор проб

    Supplemental File S2: Анкетный модуль по знаниям о соответствующих возрасту практиках КДГРВ

    Дополнительный файл S3: Вариативные конструкции

    Дополнительный файл S4: Сводная статистика переменных в регрессии, представленная в таблице 1

    Дополнительный файл S5: Сводная статистика переменных в регрессии, представленная в таблице 2

    Дополнительный файл S6: Сводная статистика переменных в регрессии, представленная в таблице 3

    Дополнительный файл S7: Знания лиц, осуществляющих уход, о кормлении детей грудного и раннего возраста в соответствии с возрастом

    Таблица S7.1 Представления о начале грудного вскармливания (% матерей), N = 2 635

    Таблица S7.2 Представления о том, когда начинать прикорм (процент матерей), N = 2548

    Обратите внимание: Издатель не несет ответственности за содержание или функциональность любой вспомогательной информации, предоставленной авторами. Любые вопросы (кроме отсутствующего содержания) следует направлять соответствующему автору статьи.

    ССЫЛКИ