Произведение совесть: сказки, рассказы, развивающие игры и раскраски

Содержание

Совесть в рассказе Человек на часах, Лесков

Главная>Сочинения по произведению Человек на часах

Совесть

16 предложений/ 316 слов

Рассказ Николая Лескова «Человек на часах» (1887) — это произведение, повествующее о сложности нравственного выбора. В своей книге автор рассуждает о том, как порой совесть человека влияет на принятие им решений, идущих вопреки здравому смыслу, но столь необходимых для совершения благородного поступка.

Что такое совесть? Это некое внутреннее чувство, которое подсказывает нам, как стоит поступать в той или иной ситуации, чтобы в дальнейшем не испытывать на себе тяжёлый груз вины за сделанное или, наоборот, не сделанное. И у каждого человека это чувство выражено в разной мере.

Главный герой рассказа Лескова солдат Постников оказался человеком совестливым. Он имел «чувствительный» нрав и очень «непокорное» доброе сердце. Поэтому, когда, стоя часовым на посту перед Зимним дворцом, рядовой вдруг услышал крики провалившегося в полынью утопающего, он поспешил помочь несчастному и вытащить его из Невы на берег.

Мужчина поступил так вопреки уставу, зная, что «оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которою сейчас же последует военный суд… а может быть, даже и «расстрел»». И чувства долго боролись в Постникове с разумом, но наконец взяли верх над ним.

Думаю, герой просто понимал, что если сейчас позволит попавшему в беду человеку умереть, в дальнейшем будет испытывать сильнейшие муки совести. И эти муки были для него страшнее любого трибунала и тех «двухсот розг», которыми в итоге был наказан часовой за то, что оставил свой пост.

Поэтому-то Постников с благодарностью принял своё совершенно абсурдное наказание и был счастлив получить от подполковника Свиньина «фунт сахару и четверть фунта чаю». В глубине души герой знал, что поступил той роковой ночью правильно, рядовой понимал, что прежде всего исполнил свой человеческий долг, оттого даже не помышлял о награде, но готов был понести ответственность за нарушение служебного этикета.

К сожалению, в военной среде, где существовал герой, его подвиг не только остался недооценённым, но и был порицаем со стороны начальства. Наличие совести и «мягкосердечие» считались для людей этого круга совершенно лишними качествами, мешающими им в продвижении по службе.

см. также:
Другие сочинения по произведению Человек на часах, Лесков

Характеристики главных героев произведения Человек на часах, Лесков

Краткое содержание Человек на часах, Лесков

Краткая биография Николая Лескова

Итоговое сочинение: Что такое совесть?

(384 слова) Совесть — это фильтр, позволяющий очистить душу и изменить жизнь к лучшему. Она не позволяет человеку совершать плохие поступки безнаказанно. Муки от осознания собственной неправильности не дают людям оставить все как есть. Они побуждают нас исправлять ошибки и двигаться дальше. Многие авторы описывали это явление в своих произведениях.

Например, Виктория Токарева в рассказе «Кошка на дороге» описала ситуацию, когда совесть скорректировала поведение личности. Главный герой из сострадания накормил бездомную кошку, но затем отнес ее обратно на дорогу и оставил там. Он не мог взять ее к себе, потому что был в санатории, а не дома. Однако зверек все равно пошел за ним, и Климов даже вынужден был отогнать его брошенным сучком. Ощущение неправильности произошедшего пришло к нему во время разговора с пожилой женщиной: «Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца» — сказала она. Климов понял, что поступил подло, обманув ожидания кошки. Именно совесть вынудила его пуститься на поиски животного. Нравственный фильтр не позволил ему забыть свое вероломство. Герой страстно хотел исправить свою ошибку, но не сумел. Его пример пробуждает муки совести в каждом из нас, ведь жалость к животному и стыд за человека находят отклик в душе читателя.

Не менее интересный пример описал Н.В. Гоголь в произведении «Шинель». Чиновник должен был помочь главному герою добиться справедливости и найти грабителей, укравших его шинель. Но Акакий Акакиевич напрасно потратил время: «значительное лицо» лишь накричало на него без всяких оснований, чтобы порисоваться перед приятелем. Угнетенный отчаянием и безысходностью своего положения, Башмачкин вскоре умер. Он так и не получил помощи о тех, кому платят соответствующее жалование. Но чиновник не был садистом и испытал искреннее раскаяние, когда остыл и пришел в норму. Более того, совесть вынудила его разыскать Башмачкина и справиться о нем. Узнав о кончине просителя, «значительное лицо» расстроилось. Герой винил себя в том, что не сдержался и зря прогнал того, кого должен был поддержать и направить. Возможно, именно это осознание своей ошибки стало причиной жуткого видения, когда генерал увидел призрака Башмачкина. Значит, совесть не давала ему покоя. Она очищала душу героя, который с той поры был более вежлив и отзывчив. Вот так нравственный фильтр делает людей лучше.

Таким образом, совесть обеспечивает нравственную фильтрацию души и является орудием для саморазвития. Она приставляет собой духовное страдание, которое принуждает человека задуматься о своем поведении и изменить его к лучшему. Только совестливые люди способны совершенствовать себя.

А.П. Гайдар «Совесть».

Конспект урока

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа — литературное чтение Тема – А.П. Гайдар «Совесть»

Время работы над темой — 1 урок

Тип урока – комбинированный

Цель урока:  формировать читательскую компетенцию учащихся:

на основе анализа литературного произведения учить различать хорошие поступки от плохих , видеть позицию автора, прогнозировать события.

Задачи урока:

образовательные

  • познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, содержанием рассказа «

    Совесть»;

  • объяснить лексическое значение слов «совесть», «стыд»;

  • формировать умения анализировать поступки героев, чувства и состояния человеческой души;

  • обучать беглому и выразительному чтению;

развивающие

  • развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры;

  • развивать умения выражать свои мысли к происходящему;

  • формировать интерес к изучению внутреннего мира человека;

воспитывающие

  • содействовать нравственному воспитанию уч-ся;

  • воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки:

Учитель – Каркусова Алина Юрьевна.

Осуществление хода урока

Этап 1. Организационный момент.

Этап 2. Актуализация опорных знаний.

Этап 3. Выявление и формулировка темы, целей урока.

Этап 4.

3. Изучение нового материала.

Этап 5. Прогнозирование ситуации по рисунку и по опорным словам.

Этап 6. Работа с текстом (первичное чтение, беседа по содержанию текста).

Этап 7. Включение в систему знаний (выборочное чтение.)

Этап 8. Рефлексия (работа с пословицами, обобщающая беседа, составление портрета совестливого человека).

Этап 9. Итог урока ( заключительная беседа, самооценка учащихся,

оценка учителем ответов учащихся, домашнее задание) .

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок. 
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

3. Актуализация опорных знаний.

Назовите произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? ( « В шкафу».).

— Кто его автор?

— Домашнюю работу предлагаю проверить в виде экзамена. Экзамен будете сдавать, работая в паре.

— Кто из вас знает, что такое экзамен?

— Я предлагаю вопросы для экзамена. Вы вытягиваете вопрос и даёте на него полный ответ.

ВОПРОСЫ:

1. Для чего Цыпкин залез в шкаф?

2. Что он почувствовал, когда проснулся в шкафу?

3. Чего мальчик хотел, когда рядом сидел Пал Палыч?

4. Когда пришёл директор, чего хотел мальчик?

5. Как произошло освобождение?

6. Почему Цыпкин долго молчал, когда его освободили из шкафа?

7. Как вы думаете, как часто ещё Цыпкин будет забираться в шкаф?

8. « Я не знал, что сказать». – Как вы поняли это предложение?

9. Опишите состояние мальчика, когда его освобождали из шкафа?

3. Выявление и формулировка темы, целей урока.

1. Целеполагание. ( Отгадывание кроссворда).

— Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам с вами нужно разгадать кроссворд.

1.За знаниями уже не в первый раз
Мы в свой просторный входим…. (класс).

2.Недаром молвится народная … (пословица).

3.Чтобы было понимание
Напрягай своё … (внимание).

4.На вопрос найти ответ
Поможет мудрый нам … (совет).

5.Как яркая раскраска,
Волшебством пестреет … (сказка).

6.Будто сказочная дверь
В знанья, это наш – … (портфель).

7.Мама, папа, брат и я
Все мы – дружная … (семья).

— Прочитайте название произведения.

4. . Изучение нового материала.

— О чём мы будем говорить на уроке? (О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).

– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).

— А вы не знаете, кто автор этого произведения, может листали учебник дома? ( ответы детей).

— Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар.

— Что вы знаете о нём?

— Познакомиться с творчеством нового для нас писателя нам помогут ребята, которые приготовили сообщения о жизни А. П. Гайдара

б) Знакомство с биографией А.П. Гайдара ( сообщение уч-ся) .

Аркадий Петрович Гайдар – детский писатель, участник военных действий.

Родился Аркадий 22 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии. Детство в биографии Гайдара большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. Мать Наталья Аркадьевна учительница умерла рано.

Аркадий был самоотверженным уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан.

Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни.

Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий смог выразить посредством творчества. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны» и многие другие.

Когда же началась Великая Отечественная война, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом от «Комсомольской правды». Свои впечатления Аркадий выразил в военных очерках. Затем Гайдар был пулеметчиком в отряде Горелова. 26 октября 1941 года группа партизан отряда в котором он был корреспондентом, столкнулась с немецким отрядом. В этом бою Гайдар был сражён немецкой пулей и погиб.

— О человеке судят по его поступкам, а о писателе — по его произведениям. Сегодня мы будем читать произведение А.П.Гайдара.

5. Прогнозирование ситуации по рисунку и по опорным словам.

— Посмотрите на рисунок, предположите, кто это, о чем пойдет речь?

Украдкой, обманывать, смекнуть , плакать, угрызение совести.

— Данные слова предсказывают содержание текста. О чём же мы будем читать?

3. Словарная работа .
а) СОВЕСТЬ

– Как вы понимаете это слово? (Чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)
СОВЕСТЛИВЫЙ – человек, обладающий чувством ответственности перед другими..

— Подберите антоним к слову совестливый (бессовестный) – нечестный, наглый

б

  • Болтается – ходит без дела.

  • Украдкой – скрытно, тайком от других.

  • Роща – небольшой лиственный лес.

  • Смекнула – сообразила, догадалась, в чем дело.

  • Добродушный – добрый, мягкий по характеру.

  • Вышмыгнула – появилась быстро, незаметно.

  • Беспощадная– жестокая, безжалостная.

6. Работа с текстом.

а) Первичное чтение рассказа (аудиозапись)

д) Беседа по первичному восприятию текста

— К какому литературному жанру относится это произведение? — Какой вы себе представили девочку? Попробуйте описать её. — Почему Нина решила не идти в школу? (Не выучила уроки) — Дети всегда в таких случаях не ходят в школу? — Так почему Нина не пошла в школу? (Ей было стыдно, она боялась получить двойку) — Понимала ли Нина, что поступает плохо? (Да: шла украдкой, пряталась от знакомых) — Что делала девочка в роще? (Пряталась)

Какое у неё было настроение? Какая она была?

— С кем она там встретилась? — Как Нина подшутила над мальчиком? — Почему она решила, что он прогульщик? — Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу? — Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша? — Почему Нина заплакала? — Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?

Динамическая пауза. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Выше руки! Шире плечи! От зарядки станешь крепче.
Раз, два, три! Дыши ровнее!
Станешь крепче и сильнее! Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.

Затем блиц — опрос на внимательного чтеца.

— Во что упаковала Нина завтрак? (Пакет)

— Что ещё, кроме букваря, сжимал в руке малыш? (Тетрадку)
– Какие насекомые нравились девочке? (Бабочки)
– В какое время года происходит событие в рассказе? (Осенью)
– Кого больше всего боялся малыш? (Собаку)
– Какой орган заболел у Нины? (Сердце)

7. Включение в систему знаний .

Выборочное чтение

— Найдите эпизод в рассказе, когда Нина пошла в рощу. (Чтение эпизода)

— Как автор называет время занятий в школе, найдите в тексте.

— Знала ли она мальчика, которого встретила?

Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте её слова и попытайтесь передать её интонацию.

-Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?

-Как вы думаете ,она сердилась на мальчика? ( Нет . Она решила подшутить).

-Давайте подберём слова характеризующие мальчика .(смешной, доверчивый добродушный ,смешной, правдивый).

— Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали?

— А как отвечает малыш?

— Определите роли в диалоге детей и прочитайте нам по ролям этот отрывок.

— Найдите слова, которые говорят нам о смене настроения Нины.

-Что чувствовала Нина когда осталась одна?

Чем можно объяснить перемену настроения девочки?

— Прочитайте слова, которыми автор нас хочет подвести к идее своего произведения.

— Что же тревожило девочку Нину? ( Пробудившаяся совесть, ей было стыдно)

— Какое ещё название можно было дать этому рассказу?

— Зачем человеку нужна совесть?

— Какие поступки делает совестливый человек?

8. Рефлексия.

— О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Соотнесите правильно начало и конец пословиц и объясните, как понимаете их смысл.

В ком есть стыд, а грызёт

Совесть без зубов, у того подушка

под головой не вертится

У кого совесть чиста, в том есть и совесть

— Как вы думаете, какая из пословиц может стать идеей рассказа?

а)Обобщающая беседа.

— А у кого из вас есть совесть?

— Как вы об этом узнали?

— Нужна ли совесть человеку?

— Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. На совестливых людях держится мир и порядок.

б) Составление портрета совестливого человека.

Я очень хочу, чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней. А какой же он, совестливый человек? У каждого из вас есть листок жёлтого цвета. Подчеркните в нём то, что как вам кажется, должно соответствовать совестливому человеку.

Совестливый человек — стыдится поступать нечестно

не знает правил поведения

помогает другим

любит петь

поступает справедливо

работает с душой

пользуется хитростью

— Какие качества вы выделили?

Совесть- это голос внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного.

9. Итог урока.

а) Заключительная беседа

— Какой автор нам помог провести урок?

— Почему свой рассказ он назвал «Совесть»?

Какой он: развлекательный, познавательный, поучительный?

— Что хотел сказать нам автор? (Совесть помогает стать человеку лучше)

— Какие чувства вызвала у вас Нина?

— Как вы думаете, поступит ли Нина в своей жизни так же ещё раз?

— Что вас огорчило сегодня, а что порадовало?

— Чему вы научились на уроке? Что положите в своё сердечко?

(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью ,уважать старших ).

б) Самооценка учащихся.

— На доске сердце нашего класса. Заполните его своими сердцами.

  • Если вы сегодняшний урок приняли в свою душу полностью, согласны со всем, о чём мы говорили, хотите быть совестливым человеком, закрасьте своё сердечко красным цветом.

  • Если что- то вас беспокоит, с чем-то вы не согласны, возьмите зелёный карандаш.

  • Если урок вызвал у вас плохое настроение, вы с чем- то не согласны, сделайте чёрное сердце.

(Звучит песня «Дорогою добра»)

в) Домашнее задание:

1) разделить рассказ на части (всем)

2) мини-сочинение «Совесть в моей жизни» (сильным)

3) найти пословицы о совести (слабым)

г) Оценка работы уч-ся учителем

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Честь и совесть 10 класс Сочинения на свободную тему :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Сочинения на свободную тему / 10 класс / Честь и совесть

    С точки зрения христианской религии, совесть — это проявление Бога в человеке. Совесть неотделима от морали и нравственности. Совесть имманентна и иррациональна. Говорят, что удовольствие без угрызений совести и есть счастье. Если так, то совесть является естественной преградой для достижения счастья, щитом между человеком и той его стороной, которая желает наслаждаться. Продолжив тему религии, можно сказать, что животное, иначе гедонистическое начало человека — это воля Дьявола внутри него. Многие желания человека, его страсти, его порывы идут от «темной стороны», и функция совести (то есть Бога) нас от них оберегать, предостерегать, а часто и наказывать. Угрызения совести являются не только наказанием, но и сдерживающим фактором: мы стремимся не совершать поступков, о которых потом будем жалеть. Муки совести не только сами по себе являются искуплением вины, но часто заставляют человека принять иное наказание для восстановления справедливости.

    Например, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» атаман разбойников Кудеяр вдруг начинает чувствовать вину за многочисленные совершенные им преступления и в конце концов обращается с покаянием к Богу.

    Совесть злодея осилила,
    Шайку свою распустил,
    Роздал на церкви имущество,
    Нож под ракитой зарыл.

    Для искупления своих грехов он налагает на себя своего рода епитимью, ставит себе почти неисполнимую задачу — срубить дерево тем ножом, которым совершал убийства.

    Будет работа великая,
    Будет награда за труд,
    Только что рухнется дерево —
    Цепи греха упадут.

     В русской литературе ХIX века тема совести была тесно связана с христианством. Воплощением христианской нравственности является персонаж поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Ермил Гирин. Он честен и правдив. Когда его избрали бурмистром, он за семь лет не утаил ни одной копейки, «не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил». Только один раз он совершил нечестный поступок:

    Свихнулся: из рекрутчины
    Меньшого брата Митрия
    Повыговорил он.

    Но раскаяние его было так велико, что он потерял всякий покой и едва не покончил жизнь самоубийством. В конце концов, он признался в своем обмане и исправил несправедливость. Как ни упрашивали его остаться, он уволился с должности.

     Однако совесть не является исключительно следствием христианского воспитания. Она свойственна каждому человеку, даже беспринципному и безнравственному, хотя такие люди к голосу совести не склонны прислушиваться, а, наоборот, стараются это чувство подавить, иногда даже не осознавая природы своих страданий.

    Пример проявления совести у безнравственного человека мы находим у Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Печорин воплощает образ «страдающего эгоиста». Отчего он страдает? От скуки, от осознания бессмысленности жизни (эта тема проходит сквозь все творчество Лермонтова), от пресыщенности и усталости. Свои чувства Печорин пытается заглушить яркими впечатлениями и ощущением опасности — для этого он едет на Кавказ, пускается во всякие авантюры, а позже отправляется в путешествие, в котором и погибает. Вместе с тем он мучается от невозможности изменить себя, в какой-то степени от ненависти к себе (диалог с Верой в главе «Княжна Мери»). Когда Максим Максимыч напомнил ему о Бэле, Печорин «чуть-чуть побледнел и отвернулся… — Да, помню! — сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…» При том, что Печорин — человек в принципе сдержанный и замкнутый, такая реакция свидетельствует о глубоких душевных переживаниях.

     Наиболее полно тема совести была раскрыта Достоевским в произведении «Преступление и наказание». Нравственные страдания, частично обусловленные совестью и раскаянием, заставляют Раскольникова сделать явку с повинною и во всем сознаться. Если принять совесть за некую черту, разделяющую закон и преступление, добро и зло, нравственность и безнравственность, то мучения Раскольникова напрямую связаны с совестью. Он страдает оттого, что переступил через черту, но стереть ее не смог. А раз черта осталась, значит осталось и осознание недопустимости, бесчеловечности своих действий. Чтобы показать крушение теории Раскольникова, Достоевский заставляет его встретиться со своим «идейным двойником» — Свидригайловым. Свидригайлов — человек без принципов, лишенный всяких нравственных качеств, воплощает в романе идеи гедонизма. Он — тот сверхчеловек, которого вообразил себе Раскольников. Но освобождение себя от укоров совести не проходи бесследно, его результат — сначала духовная, а потом физическая смерть. Нравственно опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь самоубийством.

     По определению психологов, честь — это совокупность таких морально-этических качеств, как верность, справедливость, правдивость, достоинство, благородство. Так же как и совесть, честь изначально присуща человеку, она неотъемлемая часть его личности. Однако, на мой взгляд, честь в какой-то мере, зависит и от воспитания, от среды, в которой человек оказался. Совесть — понятие сугубо личное, а честь — еще и социальное.

    В глазах общества Соня Мармеладова — порочная, опустившаяся и бесчестная женщина. Лужин, обвиняя ее в краже сторублевого кредитного билета, делал упор именно на ее общественном положении и «сопряженных с ним привычках». Но именно Соня является в романе воплощением нравственности, христианской любви, кротости и сострадания. Именно она спасает Раскольникова от духовной гибели. И грех ее смягчается тем обстоятельством, что был совершен из самопожертвования.

    В произведении Вознесенского «Юнона и Авось» понятие чести тесно связано с верностью. Для главного героя — Николая Резанова — путь «воина и мужчины» означает служение Родине. Любовь к Отечеству проявляется у него в форме болезненного переживания за судьбу России, что отражается в его монологе «Услыши мя, Родина!». Резанов до конца остается верен своему стремлению служить именно Родине, а не государству, и перед смертью он между молитвами и лихорадочным бредом с трудом произносит: «Прости меня, Свобода и Россия, не одолел я целого пути».

     Другое проявление чести — верность данному слову. В рыцарских романах Средневековья нарушение обещания считалось страшным и недопустимым поступком, который карался смертью. Верность слову, храбрость в бою и почтение к дамам составляли основу чести рыцаря.

    В русской литературе достаточно яркий пример — Мария Троекурова из романа Пушкина «Дубровский». Она отказалась сбежать с Дубровским, в которого была влюблена, потому что обвенчалась с другим человеком, и нарушить союз, освященный перед Богом, было для нее недопустимо.

     Темы совести и чести нашли свое отражение во многих произведениях как зарубежной, так и русской литературы. Оба эти качества являются неотъемлемыми для каждого человека, хотя проявляются в каждом по-своему.


Добавил: Elgar

67410 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Сочинения на свободную тему / 10 класс / Честь и совесть


Совесть — голос Божий в человеке — епископ Александр (Милеант)

Природа совести


Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, – не перечислишь.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мф. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику”, с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мф. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы – отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Некоторые видят в словах Христовых о “черве неумирающем”, который в той жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк. 9:40).

Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь”:

“Совесть –

Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть –

Незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это – ведьма,

От коей меркнут месяц и могилы.”

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил А. С. Пушкин в драме “Борис Годунов”, вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: “… Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!”

Совесть – всеобщий нравственный закон


Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей – “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

Примеры действия совести, описанные в Библии


Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести.

Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7–10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1Цар. 26:5–25). Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Ин 8:3–11). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Ин 2:14–17).

Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мф. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы – покрыть их (Лк. 23:30, Откр. 6:16).

Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже в рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2Цар. 12:13). Импульсивный ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мф. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40–41). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).

С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих, и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4Цар. 20:3). Ап. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).

С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, “кораблекрушение в вере”, т.е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1Тим. 1:19).

Психологическая сторона совести


Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные – чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?

О хранении чистоты совести


“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притч. 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести. Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом – в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”. Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!

“Не величие власти, – рассуждает св. Иоанн Златоуст, – не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести”.

Народные пословицы, относящиеся к совести


Свобода выбора:


Жизнь дана на добрые дела.

Вольному воля, спасенному рай.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Ангел помогает, а бес подстрекает.

По течению только дохлая рыба плывет.

Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

Худые дела не доведут до добра. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Совесть не повесть – в архив не сдашь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Угрызения совести:


У каждого плода свои семена.

Каков строитель, такова и обитель.

Без причины нет кручины.

Верно-то верно, а все-таки скверно.

Погодка прекрасная, да думка ненастная.

Злая совесть стоит палача.

Кривой зеркала не любит.

Правда, как оса, лезет в глаза.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

О покаянии:


Есть слезы – есть и совесть.

Упавшего не считай за пропавшего.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

И конь спотыкается, да поправляется.

Признание – половина исправления.

Кайся, да опять за то не принимайся.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Умел грешить – умей каяться.

Сумел завязать, сумей и развязать.

Ошибся, что ушибся, вперед наука.

Простота, чистота, правота – наилучшая лепота.

В простых сердцах Бог почивает.

О лицемерах:


Что лживо, то и гнило.

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Речами тих, да сердцем лих.

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Последний Суд:


Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.

Грех не смех, когда придет смерть.

Жил грешно и умер смешно.

После смерти поздно каяться.

Шила в мешке не утаишь.

Грехи любезны доводят до бездны.

Не грешна, так и смерть не страшна.

Добрый конец – всему делу венец.

Совесть


Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

В. Жуковский (1814 г.)

Работаем на совесть — Сообщество Business 2

Моя подруга недавно заняла должность в компании, которая, по ее мнению, в прошлом имела плохую деловую практику. Она беспокоилась о том, как справиться с потенциальной ситуацией, когда ее этика и этика компании не совпадают. Хотя, в конечном счете, она решила занять эту позицию, потому что чувствовала, что вероятность возникновения такой ситуации будет минимальной, это то, что мы должны учитывать.

Этические проблемы возникают во многих компаниях независимо от того, ожидаем ли потенциал, как в случае с моим другом, или же он неожиданный. Столкнувшись с этими дилеммами, важно иметь твердое представление о том, что для вас наиболее важно. Если вы хорошо понимаете, что вами движет, вы будете знать, как справляться с этими экстремальными ситуациями.

Столкнувшись с сомнительной деловой активностью, вы сначала должны задаться вопросом: «Почему я подвергаю сомнению это решение?» Как правило, этот вопрос дает достаточно информации, чтобы помочь вам сориентироваться.Другой вопрос должен звучать так: «Что для меня важнее, моя работа или что-то еще?» Если вы обнаружите, что ваша совесть тянет вас в определенном направлении, вероятно, за этим стоит веская причина — культурная, религиозная или какая-либо другая.

У нас были широко разрекламированные случаи, когда осведомители шли против воли своей организации. Не все случаи конфликта между ценностями компании и отдельных лиц так однозначны.

Возможно, стоит обсудить вашу ситуацию с близкими или коллегами, просто следите за тем, чтобы разговор не скатился к сплетням.Что еще более важно, если ваши опасения остаются, вы должны поговорить со своим начальством о своей дилемме. Попросите переназначить, попросите переназначить задачу, объясните свою моральную дилемму. Если вы обнаружите, что столкнулись с этической дилеммой, обязательно сделайте все возможное, чтобы свести к минимуму ее влияние на ваше будущее.


Сознание на работе — Кэрол Сэнфорд

Вы можете ошибочно думать о сознании как о предмете, связанном исключительно с созерцанием и восточными духовными практиками и относящимся только к далеким основателям бизнеса, занимающимся медитацией.Или, может быть, к психологии и работе мозга, что представляет интерес только для нейрохирургов или психиатров. Вас может удивить тот факт, что эта возможность используется действительно хорошими исполнительными командами в

году.
  • развитие рынков, которыми они могут владеть вечно (P&G использовала его для разработки Tide и десятков других продуктов на основе сегментации, которая идеально им подходила)
  • разработка системно-интегрированных продуктов, которые другие не могут вытеснить (DuPont владеет бизнесом по обеспечению безопасности в каждой области продукции, поскольку она использовала методы осознания, чтобы стать частью системы заказчика)
  • для создания рабочей силы, которая имеет то же представление о бизнесе, что и акционер, руководители и общество (сотрудники Kingsford принимают стратегические решения во всех основных сферах бизнеса)
  •  для создания кросс-функциональной интеграции без постоянных встреч и заметок, чтобы информировать людей (C-P Europe обеспечивает беспрепятственную передачу функций между странами и языками, к которой стремятся отдельные компании и даже отделы)
  •  чтобы привести организацию в соответствие с направлением компании, не повторяя и не увеличивая объем каждую неделю.(Каждый сотрудник Deer Park находится на одной странице)

 Все это стало возможным благодаря созданию мощной способности всей рабочей силы, называемой сознанием, которая лежит в основе того, чтобы видеть больше, дальше и понимать, как все работает вместе.

Сознание — это имя, которое мы даем тем, кто начинает с себя, преодолевает невзгоды/ограничения и демонстрирует высокий интеллект, который является основой для творчества и продуктивности. Сознание — мощная сила в бизнесе, хотя это не всегда признается напрямую.На самом деле мы считаем, что уровень индивидуального и группового сознания в компании является лучшим показателем ее роста и устойчивого успеха.

Вот некоторые из наших посылок, касающихся Сознания в действии:

1. Отдельный человек или группа не могут делать то, на что у них нет сознания.

Иногда кажется, что у человека или команды есть «все, что им нужно», но они терпят неудачу. Часто им просто не хватает необходимого уровня сознания. Уровни соответствуют способностям интегрировать мышление, руководить, решать и действовать.Это верно сверху донизу организации

2.  Когда вы платите за «Высший талант», вы платите за более высокий уровень сознания.

Более высокие уровни сознания позволяют нам мобилизовать больше интеллекта, ответственности и энергии. Когда мы встречаем «Суперзвезду», которая впечатляет нас тем, как много они могут сделать, преуспевают и успешно взаимодействуют со всеми людьми вокруг них, мы реагируем на их высокий уровень сознания. Как мы знаем, мы платим больше за таких людей, и мы никогда не можем найти достаточно.

3.  Высшие уровни Сознания (и сопутствующий им рост интеллекта, ответственности и энергии) могут развиваться у каждого человека (начиная с того места, где он находится) на протяжении всей его жизни. Это значит, что ты. Имеется в виду ваши сотрудники.

Люди устроены так, чтобы расти в сознании и обычно усваивают «более сознательное» поведение (мышление, принятие решений и действие) через воздействие ( я не верю в это. Только через опыт с размышлением или с Развитием они усваивают больше.Это означает, что когда мы работаем с 5-10% вашей рабочей силы, еще 80-95% улучшатся благодаря взаимодействию с сотрудниками, которые работают с нами напрямую (они привносят потенциал в организацию, а не просто отличаются друг от друга или раскрывают , Они ведут себя по-другому и меняют способ выполнения работы..

4. Сознание — это хорошая инвестиция в инфраструктуру.

Инвестиции в сознание, судя по нашему послужному списку, — очень хорошая ставка. Это можно рассматривать как решение «строить или покупать».Вы можете найти, нанять и заплатить за команду редких суперзвезд или вы можете превратить себя и окружающих вас людей в этих суперзвезд — с уровнем сознания, который будет полезен для вас лично, для вашей компании и для вашего сообщества.

Совесть

отзывов

«Есть книги, которым уделяют больше внимания, чем они того заслуживают, и есть книги, которые в силу неблагоприятных исторических обстоятельств страдают от незаслуженного пренебрежения.Совесть Стокера — одна из последних. Хотя Шелер и Хайдеггер признали значение книги Стокера, когда она впервые появилась в 1925 году, она не получила должного приема. Филип Блоссер проделал важную работу по поиску, переведя эту работу и снова сделав ее доступной. Всем, кто интересуется исконным человеческим феноменом совести, есть чему поучиться у Стокера. Notre Dame Press предоставила нам новый важный ресурс для решения фундаментальной проблемы философии.— Джон Кросби, Францисканский университет Стьюбенвилля

«Стипендия Блоссера отличная. Он проделал утомительную работу, важную для ученых, по исправлению ссылок Стокера на его исходную литературу, когда они ошибочны относительно даты или места публикации. Текст вполне читабелен: стилистически современен, описание малопонятных, но важных явлений понятно.— Юджин Келли, Нью-Йоркский технологический институт

«Немногие темы сегодня более важны, чем вопрос о природе морального сознания и его происхождении, развитии, надежности и значимости в жизни человека. В этой глубоко оригинальной и значительной работе покойный южноафриканский философ Хендрик Стокер ( 1899–1993) мастерски решает этот вопрос — пункт, подчеркнутый философами Мартином Хайдеггером и Максом Шелером, — который актуален не только для ученых в области моральной и религиозной психологии, философской антропологии, но и для теологов, эпистемологов. , и те, кто интересуется вопросами морали в целом.Переводчика Филипа Блоссера, который также написал поучительное введение в мысли Стокера в этом английском переводе немецкой работы Стокера 1925 года, следует поздравить с тем, что он нашел, к сожалению, забытое исследование Стокера о совести. Пусть эта в высшей степени доступная и удобочитаемая работа будет воспринята с энтузиазмом за ее вклад в крайне важную тему», — Эдуардо Эчеверрия, автор книги «Божественные выборы: католическая ориентация в догматической и экуменической перспективе»

.

«Стипендия солидная и удивительная, демонстрирующая глубокие знания соответствующей литературы, отраженные в примечаниях и обширных ссылках.Стокер был в авангарде знаний о ведущих деятелях различных областей науки. Его изложение идей и концепций ведущих интеллектуалов своего времени впечатляет и во многих случаях может служить кратким ориентиром во взглядах обсуждаемых им авторов». — Дэни Штраус, Северо-Западный университет

«Стокер излагает свою аргументацию с силой и воодушевлением.Не менее интересны пространные анализы теорий, затрагивающих эту тему: Шопенгауэра, Ницше, Фрейда, И.Г. Кардинал Ньюман, Бойтендейк, Бавинк и Хепп, конечно. — Философские реформы

«Работа Стокера над совестью имеет огромную ценность, особенно в ее историческом диапазоне и практической направленности». — New Oxford Review

Лидерство с «совестливостью» для развития прочных отношений на рабочем месте

01 июня 2018 г.

ОТ ЖОАН МАРК

Как лидеры, мы должны развивать многие качества, пытаясь достичь наиболее полезных отношений с нашими внутренними и внешними заинтересованными сторонами.Когда мы руководствуемся СОЗНАНИЕМ, мы можем постоянно улучшать 10 лидерских качеств, каждое из которых соответствует одной букве слова «совесть». Лидерство с СОЗНАНИЕМ может помочь вам иметь дело с постоянно меняющейся рабочей силой и полагаться на стабильную и удовлетворенную команду.

Руководить с СОВЕСТЬЮ означает поступать правильно и чувствовать это нутром. Это хорошо работает в отношениях с другими, поскольку порождает доверие и взаимное уважение. Более того, это хорошо работает в ваших отношениях с самим собой, поскольку сознательное поведение приводит к осознанному принятию решений и, следовательно, к гораздо большему чувству внутреннего спокойствия.

10 основных качеств современных лидеров

Лидерство с СОЗНАНИЕМ должно служить основным двигателем во всех наших лидерских действиях. В качестве аббревиатуры слово «совесть» дает рекомендации по реализации концепции, которую оно представляет:

Связь. Каждый, кто занимал руководящую должность, знает, насколько важна коммуникация. Обязательные действия в общении — это быть ясным и простым, быть кратким и быть честным, искренним и уважительным.

Открытость. В то время как шовинизм или предрассудки других могут раздражать нас, мы склонны упускать из виду свои собственные. Работайте над тем, чтобы сохранять непредвзятость, подвергая сомнению свои позиции, дважды подумав, прежде чем игнорировать варианты, и осознавая, что всегда есть выбор при принятии решений.

Ловкость. Темп жизни ускорился до такой степени, что практически не сравним с тем, как жили наши предки в начале 20 века, а то и до интернета.Ловкость имеет решающее значение для лидеров, которые хотят продолжать расширять свой кругозор.

Безмятежность. В мире, в котором доминирует производительность, трудно на время отключиться от ежедневного помешательства. Некоторым руководителям требуется сознательное усилие, чтобы выделить время для спокойствия. Хотя это может выглядеть по-разному для каждого из нас, обычно у него есть некоторые общие элементы, такие как отсутствие стресса, тишина и мирная обстановка.

Сотрудничество. Способность работать с другими не может быть упущена из виду при руководстве с СОВЕСТЬЮ.Влюблены ли вы в команды или нет, убедитесь, что вы вовлекаете других в свои процессы принятия решений и действия, чтобы они чувствовали себя вовлеченными.

Вдохновение. Лидеры знают, что отсутствие вдохновения может привести к бездействию и, как следствие, к отсутствию успеха. Поэтому важно найти вдохновение для себя, чтобы развить желание и решимость действовать. Чтобы вдохновлять других, признайте, что каждый человек вдохновляется по-своему. Определите конкретную потребность и решите ее соответствующим образом.

Превосходство. Большинство лидеров — амбициозные люди, стремящиеся к совершенству в своей работе. Работая безупречно, мы не просто соблюдаем собственные стандарты — мы выражаем огромное уважение получателям наших усилий.

Благородство. Лидеры признают, что слишком часто самый простой способ достижения цели — не благородный. Делать правильные вещи может быть трудно или непопулярным. Тем не менее, если вы стремитесь вести себя так, чтобы жить с самим собой, вы будете на пути к тому, чтобы продолжать поступать правильно.

Добросовестность. Когда сотрудники считают своего лидера добросовестным человеком, они могут вдохновиться на такое же поведение. Они будут чувствовать доверие к своему лидеру за то, что он берет на себя ответственность за задачи и обеспечивает их выполнение максимально ответственным образом.

Эмпатия. В мире, где движут доходы и чистая прибыль, эмпатия кажется контрпродуктивной. Тем не менее, это может быть решающим элементом в восприятии лидера. Когда сотрудники знают, что их лидер понимает проблемы, с которыми они имеют дело, они ценят такое чуткое поведение и с большей готовностью вкладывают усилия и настойчивость в работу.

Лидерство с СОВЕСТЬЮ имеет решающее значение. Это полезно для нашего личного и профессионального благополучия как лидеров, и это стиль лидерства, к которому поколение миллениалов, кажется, лучше всего относится. Миллениалы, наши нынешние и будущие заинтересованные стороны, могут сосредоточить свои решения, карьеру и инвестиции на одной главной цели: сделать мир лучше.

Об авторе

Джоан Маркес, доктор философии, декан и профессор менеджмента Университета Вудбери в Бербанке, Калифорния.Она является автором книг «Этическое лидерство: прогресс с моральным компасом» (Routledge, 2017 г.), «Лидерство и осознанное поведение: действие, бодрствование и бизнес» (Palgrave MacMillan, 2014 г.) и других книг по осознанному лидерству. Узнайте больше на JoanMarques.com

Как создать сознательную культуру на рабочем месте

Вам нужны сотрудники, которые счастливы и удовлетворены своей работой. Натан Хэви, партнер-основатель Thrive, резюмирует шаги, которые вы можете предпринять для создания корпоративной культуры, которая одновременно привлекает сотрудников и укрепляет нашу социальную структуру.


Натан Хейви

Основатель и генеральный директор Thrive

Кто он:

Натан Хейви — партнер-основатель Thrive, где он учит клиентов трансформировать культуру своего рабочего места. Натан — востребованный спикер, частый автор статей в журнале Conscious Company, а также ведущий Sum and Substance, рассказывающего истории о цели в работе. Он также написал и ведет курс по запросу «Основы сознательного бизнеса».

В: Почему важно, чтобы лидеры работали над тем, чтобы сделать свою компанию сознательной?

 
A: Лучше всего думать об этом так: сознательный бизнес — это обновленная операционная система для рабочего места. На многих рабочих местах мы все еще используем Windows 97, но сознательный бизнес работает лучше — он не всегда быстрее, но более устойчив. Мы также видим удвоение продуктивности команд в сознательных компаниях по сравнению с командами в бессознательных или «уменьшающих» компаниях.

Gallup постоянно обнаруживает, что более двух третей рабочей силы в Соединенных Штатах не заняты. Сотрудники приходят и уходят и просто пытаются не быть уволенными. Мы проводим половину своей жизни на работе, и просто стыдно не любить то, что ты делаешь. Восемьдесят девять процентов людей в Соединенных Штатах не чувствуют личной заботы со стороны своего руководства и думают: «Как только появится что-то еще, я уйду оттуда».

Полжизни мы проводим на работе, и просто стыдно не любить то, что ты делаешь.Восемьдесят девять процентов людей в Соединенных Штатах не чувствуют личной заботы со стороны своего руководства.

В: Какие характеристики рабочего места наиболее важны для развития вовлеченных сотрудников?

 
A: Если вы недоплачиваете людям и если нет справедливости, это может стать настоящей проблемой. Как только компенсация будет справедливой, а льготы в порядке, дальнейшие инвестиции в привилегии не принесут вам большего. Вместо этого вам нужно сосредоточиться на четырех ключевых областях:

  • Значение. Наглядно продемонстрируйте влияние на своих сотрудников. Я работаю с компанией, жертвующей 5% своей прибыли на водные проекты в Африке, но это не связано с сотрудниками, потому что нет прямой видимости, где люди действительно могли бы увидеть прогресс, которого они добились в миссии.
  • Уход. Есть и другие компании, которые имеют очень четкую более высокую цель и ожидают от людей жертв. Это совершенно неправильно — вы должны видеть человека на рабочем месте целиком. Необходимо отказаться от заблуждения о том, что вы оставляете свою личную жизнь дома за дверью, когда идете на работу.Мы должны создать культуру на рабочем месте, которая признает человека в целом.
  • Рост. Подумайте о школьном тренере или учителе, который верил в вас — вы знали, что они заботятся о вас, потому что они стремились к вашему величию. Рабочие места должны помогать своим сотрудникам становиться теми людьми, которыми они хотят их видеть.
  • Скажи. Речь идет о том, чтобы прислушиваться к голосу и идеям каждого в организации и давать им понять, что их мнение имеет значение.Требуется некоторое время, чтобы люди могли безопасно говорить то, что они думают. Если что-то можно сказать, это помогает каждому расти.
  •  

    В: Какой первый мощный шаг работодатели могут сделать для улучшения культуры на рабочем месте?

     
    A: Самый действенный способ — найти хорошего стороннего партнера, который может опросить ваших сотрудников и провести для вас культурную оценку. Лидеры обычно думают, что у них дела идут намного лучше, чем на самом деле. Большинство людей обнаруживают, что у них было несколько существенных слепых зон, что означает, что вы сдерживаете себя.Я работал с культурной оценкой для Biggby Coffee и помог им найти свою цель в этом процессе.

    Следующее, что лучше всего, помимо культурной оценки, — это прочитать одну из двух книг. Первое, что я бы порекомендовал, — это «Радикальная откровенность» Ким Скотт, которая представляет собой практическое руководство по уходу, росту и высказыванию. Вторая книга, которую я бы порекомендовал, — «Мультипликаторы: как лучшие лидеры делают всех умнее» Лиз Уайзман.

    В: Если бы больше корпоративных культур были позитивными, как бы выглядел мир?

     
    A: Следствием культуры на рабочем месте с этими четырьмя характеристиками смысла, заботы, роста и высказывания является то, что вы формируете людей, которые будут действительно опытными в жизни.

    Сотрудник сознательной компании станет прекрасным супругом, прекрасным родителем и отличным членом общества. Они будут знать о своих собственных реакциях и предубеждениях и о том, как они работают в других. Они будут поддерживать своих друзей и соседей в трудную минуту.

    Сегодня так много безнадежности. Многие люди говорят, что происходит распутывание социальной ткани. Но очень редко люди обращают внимание на культуру рабочего места, хотя именно там взрослые проводят половину своего бодрствования.Это единственное сообщество, где люди проводят достаточно времени, чтобы быть средством личностного роста. Независимо от того, какова цель компании, другая половина этой цели — укрепление нашей социальной структуры.

    Партнеры GlobalGiving создают корпоративную культуру, в которой сотрудники добиваются успеха.

    УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

    Избранное фото: Дайте женщинам, выздоравливающим от фистулы, светлое будущее от фонда Купона

    Что такое ваша совесть? | Вандополис

    Задумывались ли вы когда-нибудь о количестве выборов, которые вы делаете каждый день? Многие из них являются простыми решениями, например, что съесть на завтрак.Другие более трудны и включают в себя определение правильного от неправильного. Чем вы руководствуетесь, когда дело доходит до этого сложного выбора? Часто это ваша совесть!

    Какая у тебя совесть? Проще говоря, это чувство правильного и неправильного. Ваша совесть помогает вам выбирать поведение, основанное на вашей морали. Вы когда-нибудь видели совесть, изображенную в телешоу или фильме? Часто это представлено «добрым ангелом» на плече персонажа. Однако в реальной жизни совесть не всегда так легко найти.

    Где находится твоя совесть? Ученые говорят, что это в вашем мозгу. Фактически, сканирование мозга выявило то, что эксперты называют «моральной сетью» в человеческом мозгу. Он состоит из трех небольших сетей, каждая из которых выполняет важную функцию. Они позволяют людям понимать друг друга, заботиться о других людях и принимать решения, основанные на понимании и заботе.

    Вы когда-нибудь ЗАДАВАЛИСЬ, почему у вас есть совесть? Эксперты считают, что это восходит к потребности древних людей помогать друг другу.Первобытные люди поняли, что у них больше шансов на выживание, когда они работают вместе, чтобы делать такие вещи, как ловля еды. Со временем совесть развилась, побуждая людей помогать друг другу.

    Люди не единственные, кто демонстрирует такое поведение. Другие животные, в том числе шимпанзе, гориллы и некоторые птицы, работают вместе, чтобы выжить. Однако люди делают больше, чтобы вознаграждать друг друга за сотрудничество. Это помогает людям развивать совесть и дает им больше стимула помогать друг другу.

    Сегодня мы знаем, что люди точно так же учатся правильному и неправильному. Каждое взаимодействие, которое мы имеем с другими, помогает формировать нашу совесть. Когда они реагируют на наши действия, мы узнаем, какое поведение приемлемо, а какое нет. Наша совесть также формируется благодаря наблюдению за другими людьми и пониманию того выбора, который они делают.

    Давайте рассмотрим пример. Представьте, что вы с другом играете на улице. Ваш друг падает и ушибает колено. Что бы ты сделал? Большинство людей либо помогли бы своему другу подняться, либо пошли бы за помощью к взрослому, которому доверяют.Они узнали, что это правильно, из предыдущего опыта или из наблюдения за другими. Это ваша совесть в действии!

    Однако люди не всегда прислушиваются к своей совести. Что делать, если вы не помогли своему другу? Как бы вы себя чувствовали после этого? Большинство людей будут чувствовать вину за то, что не помогают. Им даже может быть стыдно за то, что они причинили другу еще больше страданий. Эти эмоции могут проявляться в виде физических симптомов, таких как боль в животе. Это один из способов, которым совесть подталкивает людей поступать правильно в подобных ситуациях.

    Можете ли вы вспомнить время, когда вам приходилось делать трудный выбор между правильным и неправильным? Что тебе сказала твоя совесть? Ты слушал? Поговорите со взрослым о том, как ваша совесть руководит вашей повседневной жизнью.

    Стандарты: CCRA.L.3, CCRA.L.6, CCRA.R.1, CCRA.R.2, CCRA.R.4, CCRA.R.10, CCRA.SL.1, CCRA.SL.2, CCRA.W.3, CCRA.W.4, CCRA.L.1, CCRA.L. 2

    Организационная «работа с эмоциями» через повышение сознания: анализ феминистской организации

  • Аминзаде Р. и МакАдам Д. (2001). Эмоции и спорная политика. В Р. Р. Аминзаде, Дж. А. Голдстоун, Д. МакАдам, Э. Дж. Перри, У. Х. Сьюэлл-младший, С. Тарроу и К. Тилли (редакторы), Молчание и голос в исследовании спорной политики (стр. 14–50 ).Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • Барасько, М. (2001). Поддержание массовой активности в СЕЙЧАС 1966–2000 гг. Докторская диссертация, Массачусетский технологический институт, Кембридж.

    Google ученый

  • Бюхлер, С. М. (1990). Женские движения в США . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.

    Google ученый

  • Дундулакис Р.Э. (1989, сентябрь/октябрь). От личного к политическому. Файлы нью-йоркского отделения Национальной организации женщин, NOW NYC News , с. 6.

  • Эпштейн, Б. (1991). Политический протест и культурная революция: прямые ненасильственные действия в 1970-х и 1980-х годах . Беркли: Калифорнийский университет Press.

    Google ученый

  • Эскенази, Э. (1994 г., октябрь/ноябрь).Говорите от «И»: я делал C-R в 70-х, 80-х и 90-х годах. Файлы нью-йоркского отделения Национальной организации женщин, NOW News , с. 6.

  • Ферри, М. М., и Хесс., Б. Б. (2000). Противоречие и коалиция: новое феминистское движение . Бостон: Туэйн.

    Google ученый

  • Ферри М.М. и Мартин П.Ю. (ред.). (1995). Феминистские организации: урожай нового женского движения .Филадельфия: Издательство Темплского университета.

    Google ученый

  • Фримен, Дж. (1975). Политика освобождения женщин . Нью-Йорк: Лонгман.

    Google ученый

  • Гэмсон, Вашингтон (1995). Конструирование социального протеста. В H. Johnston & B. Klandermans (Eds.), Социальные движения и культура (стр. 85–106). Лондон: UCL Press.

    Google ученый

  • Гудвин, Дж., Джаспер, Дж. М., и Поллетта, Ф. (редакторы) (2001a). Страстная политика: эмоции и социальные движения . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google ученый

  • Гудвин, Дж., Джаспер, Дж. М., и Поллетта, Ф. (2001b). Введение: Почему эмоции имеют значение. В J. Goodwin, JM Jasper и F. Polletta (Eds.), Страстная политика: эмоции и социальные движения (стр. 1–26). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google ученый

  • Гулд, Д. (2001). Раскачивайте лодку, не раскачивайте лодку, детка: амбивалентность и появление воинствующей активности против СПИДа. В J. Goodwin, JM Jasper и F. Polletta (Eds.), Страстная политика: эмоции и социальные движения (стр. 135–157). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google ученый

  • Гровс, Дж. А. (1997). Сердца и разумы: споры о лабораторных животных .Филадельфия: Издательство Темплского университета.

    Google ученый

  • Геркус, К. (1999). Идентичность, эмоции и феминистское коллективное действие. Гендер и общество, 13 , 34–55.

    Google ученый

  • Хохшильд, А. (1979). Работа с эмоциями, правила чувств и социальная структура. Американский журнал социологии, 85 , 551–575.

    Google ученый

  • Хохшильд, А.(1983). Управляемое сердце: Коммерциализация человеческого чувства . Беркли: Калифорнийский университет Press.

    Google ученый

  • Джаггар, А. (1989). Любовь и знание: эмоции в феминистской эпистемологии. В A. Jaggar & SR Bordo, Пол/тело/знание (стр. 145–187). Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.

    Google ученый

  • Джаспер, Дж.М. (1998). Эмоции протеста: аффективные и реактивные эмоции в социальных движениях и вокруг них. Социологический форум, 13 , 394–424.

    Google ученый

  • Джей, К. (1999). Рассказы о лавандовой угрозе . Нью-Йорк: Основные книги.

    Google ученый

  • Кац, А. Х. (1981). Самопомощь и взаимопомощь: зарождающееся общественное движение? Ежегодный обзор социологии, 7 , 129–155.

    Google ученый

  • Кемпер, Т.А. (1987). Сколько эмоций? Соединение социального и вегетативного компонентов. Американский журнал социологии, 2 , 263–289.

    Google ученый

  • Клейнман, С. (1996). Противоположные амбиции: пол и идентичность в альтернативной организации . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google ученый

  • Мелуччи, А.(1989). Кочевники современности: социальные движения и индивидуальные потребности в современном обществе . Филадельфия: Издательство Темплского университета.

    Google ученый

  • СЕЙЧАС Новости Нью-Йорка . (1986, апрель). Хватит чувствовать себя изолированным ! Файлы нью-йоркского отделения Национальной организации женщин, с. 2.

  • СЕЙЧАС Новости Нью-Йорка . (1993, февраль/март). Выборы СЕЙЧАС-Нью-Йорк 93.Файлы нью-йоркского отделения Национальной организации женщин, с. 4.

  • СЕЙЧАС Новости Нью-Йорка . (1999). Чтобы женщины получили то, что мы хотим, нам нужно собраться вместе . Получено с www.nownyc.org/news/newsjanfeb99/cr.htm

  • СЕЙЧАС Женщина-Йорк . (1972, июль). СЕЙЧАС/Нью-Йорк для формирования групп C-R . Файлы нью-йоркского отделения Национальной организации женщин, с. 3.

  • Пирси, М.и Фриман, Дж. (1972). Собираемся вместе: как создать группу по повышению осведомленности . Получено с http://research.umbc.edu/~korenman/wmst/crguide2.html

  • Reger, J. (2002a). Организационная динамика и построение множественных феминистских идентичностей в Национальной организации женщин. Гендер и общество, 5 , 710–727.

    Google ученый

  • Регер, Дж. (2002b). Более чем один феминизм: организационная структура, идеология и построение коллективной идентичности.В Д. С. Мейер, Н. Уиттиер и Б. Робнетт (ред.), Социальные движения: идентичность, культура и государство (стр. 171–184). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Сарачайлд, К. (1978). Программа для повышения сознания. В BA Crow (Ed.), Радикальный феминизм: документальный читатель (стр. 273–276). Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.

    Google ученый

  • Тейлор, В.(1996). Рок-ребенок: феминизм, самопомощь и послеродовая депрессия . Нью-Йорк: Рутледж.

    Google ученый

  • Тейлор, В. (2000). Эмоции и идентичность в женских движениях самопомощи. В S. Striker, TJ Owens и RW White (Eds.), «Я, идентичность и социальные движения» (стр. 271–299). Миннеаполис: Университет Миннесоты.

    Google ученый

  • Тейлор, В.и Рупп, LJ (1993). Женская культура и активизм лесбийского феминизма: переосмысление культурного феминизма. Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе, 19 , 32–61.

    Google ученый

  • Тейлор, В., и Рупп, Л.Дж. (2002). Любящий интернационализм: культура эмоций транснациональных женских организаций, 1888–1945 гг. Мобилизация: Международный журнал исследований и теории социальных движений, протеста и коллективного поведения, 7 , 141–158.

    Google ученый

  • Thoits, PA (1989). Социология эмоций. Ежегодный обзор социологии, 15 , 317–342.

    Google ученый

  • Уиттиер, Н. (2001). Эмоциональные стратегии: коллективная реконструкция и демонстрация противоположных эмоций в движении против сексуального насилия над детьми. В Ф. Поллетта, Дж. Гудвин и Дж. Джаспер (ред.), Политические страсти: эмоции и социальные движения (стр.233–250). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google ученый

  • Женский коллектив (2003). Повышение сознания . Получено с www.cwluherstory.com/CWLUArchive/crguidelines.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    *