Бассданс – Бас-данс — Википедия

Бас-данс — Википедия


Бас-данс[1][2][3] (фр. basse danse букв. низкий танец) — придворный танец в умеренном темпе, распространённый во Франции, Италии (итал. bassa danza, bassadanza), Бургундских Нидерландах во второй половине XV и в XVI веках (первое упоминание в 1320). Помимо специального значения термин «бас-данс» используется как собирательный для всех медленных придворных танцев без прыжков (павана, аллеманда, поздняя сарабанда и другие).

Основное деление бытовых танцев эпохи[править | править код]

В эпоху раннего Возрождения характерно противопоставление танцев медленного и более оживленного движения (итал. bassa danza и итал. alta danza). Оно встречается как на балах, так в зарождающейся профессиональной музыке уже в позднем Средневековье.

В низких танцах не было прыжков, и ноги почти не поднимались над полом — отсюда и название. Помимо хореографического, есть и музыкальное объяснение названия — они исполнялись инструментами низкого регистра. Вследствие отсутствия быстрых па и прыжковых движений, характерных для «высоких танцев», бас-дансы часто называли «променадными»

[4].

В высоких танцах (исп. аlta danza, итал. аlta danza, фр. haute danse) хороводного движения, напротив, танцующие вертелись и подпрыгивали (мореска, гальярда, вольта, сальтарелло, различные виды бранлей и прочие).

Первое упоминание низкого танца найдено в поэме на окситанском языке 1320-х годов (автор — Раймон де Корнет; Raimon de Cornet), где описано исполнение танцев этого жанра жонглёрами[5].

Подробное описание низкого танца дали итальянский мастер танца Доменико из Пьяченцы и его последователи Гульельмо Эбрео и Антонио Корнацано. С лёгкой руки Доменико из Пьяченцы бас-данс стали называть «королевой» танца. Согласно разъяснениям Антонио Корнацано, в нижних танцах не используется одно из девяти естественных танцевальных движений — высокий прыжок (movimento). При этом у данных итальянских теоретиков танца присутствует некий терминологический разнобой:

movimento означает высокий прыжок у Корнацано, а у его учителя Доменико этим термином называется движение, в котором поднимаются на цыпочки перед следующим шагом (а у Корнацано такое движение названо alzamento, что значит просто «приподнимание»).

Корнацано приводит систему размеров, которые, как он говорит, все выводятся из размера танца пива. Они представлены как лестница, первая ступень которой — пива. Это неблагородный, сельский размер, объясняет Антонио, поскольку раньше его играли пастухи на свирелях. Если проследить далее за этой лестницей, чьи ступени расширяются от размера к размеру, можно прийти к бассадансу, который «коронует» верхнюю ступень. Таким образом, у Корнацано отправной точкой систематизации является размер пивы, в отличие от Доменико, у которого все размеры выводятся из бассаданса, «королевы всех размеров»[6].

Печатные образцы сочинений по низким танцам составлялись и издавались Пьером Аттеньяном (1529, 1530, 1547-1557), Тильманом Сузато (1551), а также приведены в трактате «Орхезография» Туано Арбо, опубликованном в 1589 году.

Одной из самых старых и, несомненно, самой распространенной из мелодий бас-данса является La Spagna. Существует более 250 версий (приводятся в работах Франсиско де ла Торре, Диего Ортиса, Генриха Исаака, Жоскена Депре и многих других сочинителей). Бас-данс — один из первых танцев, мелодия которого становится полифонической. Вероятно испанское происхождение, а вследствие международного успеха, мелодия стала известна по всей Европе под разными, но связанными с Испанией названиями, такими как «La Spagna», «Castille», «Tenore del Re di Spagna», «Casulle la novele» (Новая Кастилия). Последнее название приведено в трактате Мишеля Тулуза «Sensuit lart et instruction de bien dencer» («Наставление в искусстве совершенного танца»), который был опубликован в Париже в 1496 году[7].

Благодаря сохранившемуся трактату в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе («Рукопись бас-дансов Марии Бургундской» 1495 года) сведения о составляющих низкого танца (вместе с хореографией конкретных примеров) сохранилась до настоящего времени. В низких танцах существует четыре вида па:

pas simple («простое па), pas double («двойное па»), démarche («демарш»; также известный как реприза) и branle («бранль»). Также имеется révérence («реверанс»), исполняемый до или после самого танца.

Музыка для бас-данса, имеющая часто хоральный склад, обычно импровизировалась на основе cantus firmus. Свободной хореографии соответствовала и незамкнутая (открытая) музыкальная структура с произвольным количеством разделов. В этом сказывалась преемственность бас-данса по отношению к средневековым танцам, в частности к эстампи. Для исполнения бас-данса употреблялись различные инструментальные составы: лютня, арфа и барабан; тромбон, флейта с малым барабаном и др[4].

В музыкальных источниках XIV- начала XV веков обычны группировки танцев по 2: 1-й танец каждой пары выдержан в четном размере и медленном темпе, 2-й — в 3-дольном размере и быстром темпе. Больше других были распространены пары павана — гальярда и пассамеццо — сальтарелло

[4].

В качестве одной из частей, бас-данс входил в ранние инструментальные сюиты. За бас-дансом часто следовал турдион c более быстрым темпом, что составляло типичную пару танцев (медленный — быстрый) — как павана и гальярда в поздней сюите.

  • Manuscrit des basses danses de Marie de Bourgogne, рукопись MS 9085 в «Королевской библиотеке Бельгии», 1495 год
  • L’Art et instruction de bien dancer, Michel Toulouse, Paris, не позднее 1496 года
  • L’Orchesographie et traicté en forme de dialogue par lequel toutes personnes peuvent facilement apprendre & practiquer l’honneste exercice des dances, Thoinot Arbeau, Langres, 1588

ru.wikipedia.org

Манускрипты — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Танцы в средневековье — БАС-ДАНС

Бас-данс (французское basse danse, итальянское bassa danza, немецкое bassadanza — «низкий танец»)
— собирательное название беспрыжковых старинных придворных танцев в умеренном или умеренно-медленном
темпе, и, как правило, в четырехдольном размере. Характеризовался отсутствием прыжков, ноги почти
не поднимались над полом.

Происхождение названия не вполне ясно. По одной из версий оно связано с практикой исполнения музыки
данных танцев на инструментах низкого регистра, по другой — с отсутствием в бас-дансах высоких
прыжков танцоров.
Впервые бас-дансы появились при Бургундском дворе. Первое упоминание о них относится к 1320 году
(в «Окситанский» поэме Раймона де Корнет, который описывал, как их исполняют жонглеры).

Бас-дансы были широко распространены во Франции, в Италии, Нидерландах между второй половиной XIV
и серединой XVI века. В этот период стиль придворных танцев становился все более торжественным,
размеренным, отчасти чопорным. Это обуславливалось несколькими факторами. Во-первых, пышный и
тяжелый стиль одежды феодалов исключал энергичные, напряженные движения, резкие прыжки. Во-вторых,
строгая регламентация манер, правил поведения и всего танцевального этикета привели к исключению
из танца пантомимного и импровизационного элементов.

В итальянском бас-дансе ритм был смешанный, переходящий из тройного в двойной, движения — ускоренные.
Французский бас-данс имел характер торжественный, шаги скользящие.
В XV столетии, по словам К. Закса, бас-данс «не следовал никакому установленному порядку шагов.
Пестрый, как краски в калейдоскопе, он комбинировал всякий раз новые движения». Впоследствии
исполнение бас-данса стало более регламентировано.

Непосредственно за бас-дансом нередко следовал быстрый танец в трехдольном размере
(гальярда, сальтарелло).
Бас-данс состоял из трех частей: собственно бас-данс, его повторение (retour de la basse danse)
и тордион – танец вприпрыжку.
Композиционный рисунок строился в виде хоровода, цепи, шествия.

Бас-дансы составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали
себя собравшемуся обществу и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер.

Это был церемониальный танец, связанный больше с прохаживанием, чем с танцем как таковым, поэтому
их часто именовали «прогулочными танцами» Горделивая осанка исполнителей, двигавшихся плавными
скользящими шагами, придавала танцу торжественный вид.

К бас-дансам относятся павана, аллеманда, куранта, сарабанда.
Разновидности бас-данса. Бассаданца — более изысканная итальянская разновидность бас-данса, популярная
в XV веке. Отличается более подвижным темпом. Пива — итальянский танец XV века, темп еще быстрее, чем
у бассаданца. До XVI века название «пива» охранялось за быстрым трехдольным танцем, перед которым
часто исполнялись павана и сальтарелло.

Самый популярный трактат, содержащий информацию о французских бас-дансах XVI века — «Орхезография»,
принадлежит перу Туано Арбо (французский священник и писатель)
Музыка для бас-данса имела зачастую хоральный

склад и обычно импровизировалась на основе cantus firmus. Свободной хореографии соответствовала и
незамкнутая (открытая) музыкальная структура с произвольным количеством разделов. В этом сказывалась
преемственность бас-данса по отношению к средневековым танцам, в частности к эстампи.

Для исполнения бас-данса употреблялись различные инструментальные составы: лютня, арфа и барабан,
флейта с малым барабаном, и шалмеи и трубы, лютня, цинк, тромбон и блокфлёте с малым барабаном.
Бас-дансы чаще всего сопровождались пением самих танцующих под аккомпанемент этих инструментов.

В качестве одной из частей, бас-данс входил в ранние инструментальные сюиты.

Бас-данс исчез в XVI веке, вытесненный паваной.
Павана пришла на смену популярному в XV веке бас-дансу. Считается, что она появилась
в начале XVI века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев.

Источник: enc.vkarp.com

ngasanova.livejournal.com

бассдансСобирательное название странных беспрыжковых европейских придворных тан

Собирательное название странных беспрыжковых европейских придворных танцев XIV-XVI веков прогулочного характера, представляющих собой коллективное шествие пар, перемежающееся поклонами и реверансами. Музыкальный размер – 4/4. Темп умеренный.

Описание

«Бассданс» — это разновидность европейских танцев эпохи Ренессанса, основу которых составляют элементы народной хореографии. Пик их популярности пришелся на XV — начало XVI вв. Сами танцы ограничивались тем, что кавалеры вели дам за руку, допуская себе вольности в виде незаметных пожатий рук, «нечаянных» наступаний на шлейф и пр., они больше походили на церемониальное шествие или ритуальную процессию. Их называли «прогулочные», «променадные», они являлись предтечей паваны, куранты. Композиционный рисунок прогулочных танцев мог строиться в виде хоровода, цепи, шествия. Композиция большинства из них была построена на поклонах, приближениях, удалениях исполнителей друг от друга. Движения ног составляли мелкие шаги.

Прогулочные виды танцев в Европе существовали для того чтобы в это время можно было побеседовать, узнать двум молодым людям друг друга поближе, так как познакомиться дворянину с понравившейся девушкой было практически невозможно, а во многих случаях – неприлично. Басдансы называли «нижними танцами» (итал. Bassadanza, франц. Basse Danse – букв. «танец внизу», от итал. bassa — низкий, нижний), поскольку в отличие от, так называемых, «высоких танцев» (итал. Alta Danza), они не имели прыжковых движений. Для них характерны плавность и элегантность движений и большое количество реверансов. Эти танцы танцевались обычно под медленную музыку.

Бассдансы были одними из самых популярных танцев в пятнадцатом-шестнадцатом веках. В «благородных» танцах участвовали придворные и сам король, эти танцы не были особенно сложными в техническом отношении. Их основными составляющими были различные торжественные поклоны, умение кавалера красиво обращаться с собственным головным убором, изысканные рисунки рук, венчавшие каждую основную танцевальную позу. Исполнению поклонов придавалось большое значение, так как они были частью придворного этикета. Кавалер снимал шляпу перед поклоном и приветствовал даму, делая салют. Класть руку на эфес шпаги, откидывать пелерину, делать самые простые движения и жесты придворные должны были подчеркнуто красиво.

Сдержанность и подчеркнутость осанки объяснялась во многом покроем придворной одежды: у дам были платья из тяжелой материи с очень длинными шлейфами, у мужчин — кафтаны, трико, обтягивавшие ноги, и узкие башмаки с длинными клювовидными носками. Одежда сковывала свободу движений.

История танца

Бассаданс считался благородным танцем, но его основу составляют элементы народной хореографии, которая претерпела изменения: усложнилась техника, характер и манера исполнения. Начиная с XII века, высшее сословие стало пренебрегать народными танцами, всецело отдаваясь приготовлениям к рыцарским турнирам. В 13 веке оформилось разделение танца на так называемый «благородный» танец («бассданс») и народную пляску. Бассданс исполняемый под музыкальное сопровождение возник в рыцарских замках. Придворные танцы этой эпохи — в основном народные танцы, переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета. Только незначительное число танцев возникло непосредственно в дворцовой среде.

Центрами, задававшими моды в XII — XIII веках, были во Франции — Лотарингия и в Германии — Тюрингенский дворец. Существование исключительно медленных движений обусловлено тем, что считалось непристойным, чтобы женщина делала быстрые движения. Кроме того, «basses danses» исполняли почти не поднимаясь от земли, без прыжков, поскольку в залах на гладком полу с модным в то время огромным шлейфом прыгать не удобно.

Бассдансы чаще всего исполнялись под хоральные мелодии самих танцующих, реже — под аккомпанемент лютни, флейты, арфы или трубы. В этот период большую роль в развитии инструментальной музыки играли трубадуры. При дворах появляются оркестры, исполняющие скромную музыку для медленных танцев.

Стиль придворной хореографии, дошедший до нашего времени, складывался постепенно. Это был длительный процесс.

Поначалу в них не было четко запрограммированной последовательности движений. В основном это променадные танцы без регламентированного рисунка движений рук. Для 15 века характерно отсутствие танцев с четко установившейся формой. Все зависело от изобретательности ведущего и его умения организовать танцующих. В одном танце перемешивались различные па, взятые из совершенно разных танцевальных композиций, темп одного танца мог присутствовать в другом танце.

Затем, при дворе появились учителя танцев, преподающие изящные манеры, которые особое внимание уделяли исполнению различных поклонов и реверансов. Эти движения исполняли роль не только приветствий, но и танцевальных фигур, придававших придворным бальным танцам торжественную величественность.

Первым итальянским теоретиком танцевального искусства считают Доменико из Пьяченцы. Сам он не писал никаких трактатов, но его ученики распространяли методику своего учителя по всей стране. Сохранился так называемый парижский манускриптум: Domeniko de Piacenza «De arte saltandi e chareas discendi» (1416) , где излагается система обучения танцам по методу Доминико. В 15 веке вышел трактат Гулельомо из Песаор «De practica seu arte tripudu wulghare opusculum, circa».

В 1455 Антония Корназано издал первую книгу о танце : «Libto dell’arte danzare».

Почти одновременно появляется «Золотая рукопись бассдансов», принадлежащая Маргарите Австрийской, где зафиксированы движения танца и сопровождающие их мелодии. Английский учебник бассдансов, выпущен Робертом Комиландом в 1521 году. В итальянском труде по танцу Fabritio Caroso «Il Ballarino», Venetia, 1581. Карозо пытается систематизировать не только танцы, но и составляющие их движения. Например, он делит реверансы на важные, малые, средние. Средние реверансы включали прыжок.

Разновидности

В литературе по старинным танцам бассдансы подразделяются на французские и итальянские, как, например, в предисловии Лаура Фонта к труду Туано Арбо, парижское издание, 1888. Однако некоторые исследователи полагают, что Арбо вообще никогда не видел бассдансов (руководствуясь чужими устными или письменными описаниями), или видел их в очень молодом возрасте. По этой причине основной сложностью, с которой сталкиваются все реконструкторы, пытающиеся восстановить бассдансы по описанию Арбо, является выбор между движениями в изложении автора (иногда — очень неполном или неоднозначном изложении, в котором он сам, возможно, ошибался) и шагами с теми же названиями в описании других источников. Танцы Италии и Франции раннего Возрождения мало чем отличались друг от друга.

В итальянских бассдансах был смешанный ритм, переходящий из тройного в двойной, движения — более ускоренные. Французские бассдансы носили более торжественный характер. Шаги были скользящими. Во время танца дамы ловко управляли своими длинными шлейфами, красиво их закругляя, стремясь при этом не поднимать их с пола.

Роскошный наряд кавалера дополнялся пелериной и шпагой. Перед началом танца он снимал головной убор, предлагал даме руку и вел ее в конец зала, где начинался танец. Французские поклоны делались в левую сторону в отличие от итальянских. Кавалер снимал шляпу левой рукой — это означало, что он приветствует даму от всего сердца.

Среди прочих, в XIV веке особо выделялся бургундский басс-данс, который, как и все прочие французские басс-дансы, исполнялся торжественным скользящим шагом исключительно в четном ритме, участники шествия в поклонах склонялись направо.

Ссылки:

http://dance123.ru/bass-dans-bassdans-bassdanca-bassa

http://historydance.h2.ru/bassdance.html

http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/..

http://philosof.onu.edu.ua/elb/metodichki/ivanova/phi..

http://old.alexander6.ru/46696/a6_forum?THREADVIEW=1

http://villanella.ru/_dances/index3.php?razd2=biblio..

http://www.alldances.ru/bassdans.html

http://www.beledi.ru/forum/viewtopic.php?p=354914..

Автор: Игорь Гавлюк, (https://www.proza.ru/2014/05/30/18)

galactikka.com

Бассданс Википедия


Бас-данс[1][2][3] (фр. basse danse букв. низкий танец) — придворный танец в умеренном темпе, распространённый во Франции, Италии (итал. bassa danza, bassadanza), Бургундских Нидерландах во второй половине XV и в XVI веках (первое упоминание в 1320). Помимо специального значения термин «бас-данс» используется как собирательный для всех медленных придворных танцев без прыжков (павана, аллеманда, поздняя сарабанда и другие).

Основное деление бытовых танцев эпохи

В эпоху раннего Возрождения характерно противопоставление танцев медленного и более оживленного движения (итал. bassa danza и итал. alta danza). Оно встречается как на балах, так в зарождающейся профессиональной музыке уже в позднем Средневековье.

В низких танцах не было прыжков, и ноги почти не поднимались над полом — отсюда и название. Помимо хореографического, есть и музыкальное объяснение названия — они исполнялись инструментами низкого регистра. Вследствие отсутствия быстрых па и прыжковых движений, характерных для «высоких танцев», бас-дансы часто называли «променадными»[4].

В высоких танцах (исп. аlta danza, итал. аlta danza, фр. haute danse) хороводного движения, напротив, танцующие вертелись и подпрыгивали (мореска, гальярда, вольта, сальтарелло, различные виды бранлей и прочие).

История

Первое упоминание низкого танца найдено в поэме на окситанском языке 1320-х годов (автор — Раймон де Корнет; Raimon de Cornet), где описано исполнение танцев этого жанра жонглёрами[5].

Подробное описание низкого танца дали итальянский мастер танца Доменико из Пьяченцы и его последователи Гульельмо Эбрео и Антонио Корнацано. С лёгкой руки Доменико из Пьяченцы бас-данс стали называть «королевой» танца. Согласно разъяснениям Антонио Корнацано, в нижних танцах не используется одно из девяти естественных танцевальных движений — высокий прыжок (movimento). При этом у данных итальянских теоретиков танца присутствует некий терминологический разнобой: movimento означает высокий прыжок у Корнацано, а у его учителя Доменико этим термином называется движение, в котором поднимаются на цыпочки перед следующим шагом (а у Корнацано такое движение названо alzamento, что значит просто «приподнимание»).

Корнацано приводит систему размеров, которые, как он говорит, все выводятся из размера танца пива. Они представлены как лестница, первая ступень которой — пива. Это неблагородный, сельский размер, объясняет Антонио, поскольку раньше его играли пастухи на свирелях. Если проследить далее за этой лестницей, чьи ступени расширяются от размера к размеру, можно прийти к бассадансу, который «коронует» верхнюю ступень. Таким образом, у Корнацано отправной точкой систематизации является размер пивы, в отличие от Доменико, у которого все размеры выводятся из бассаданса, «королевы всех размеров»[6].

Печатные образцы сочинений по низким танцам составлялись и издавались Пьером Аттеньяном (1529, 1530, 1547-1557), Тильманом Сузато (1551), а также приведены в трактате «Орхезография» Туано Арбо, опубликованном в 1589 году.

Мелодия

Одной из самых старых и, несомненно, самой распространенной из мелодий бас-данса является La Spagna. Существует более 250 версий (приводятся в работах Франсиско де ла Торре, Диего Ортиса, Генриха Исаака, Жоскена Депре и многих других сочинителей). Бас-данс — один из первых танцев, мелодия которого становится полифонической. Вероятно испанское происхождение, а вследствие международного успеха, мелодия стала известна по всей Европе под разными, но связанными с Испанией названиями, такими как «La Spagna», «Castille», «Tenore del Re di Spagna», «Casulle la novele» (Новая Кастилия). Последнее название приведено в трактате Мишеля Тулуза «Sensuit lart et instruction de bien dencer» («Наставление в искусстве совершенного танца»), который был опубликован в Париже в 1496 году[7].

Хореография

Благодаря сохранившемуся трактату в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе («Рукопись бас-дансов Марии Бургундской» 1495 года) сведения о составляющих низкого танца (вместе с хореографией конкретных примеров) сохранилась до настоящего времени. В низких танцах существует четыре вида па: pas simple («простое па), pas double («двойное па»), démarche («демарш»; также известный как реприза) и branle («бранль»). Также имеется révérence («реверанс»), исполняемый до или после самого танца.

Музыка для бас-данса, имеющая часто хоральный склад, обычно импровизировалась на основе cantus firmus. Свободной хореографии соответствовала и незамкнутая (открытая) музыкальная структура с произвольным количеством разделов. В этом сказывалась преемственность бас-данса по отношению к средневековым танцам, в частности к эстампи. Для исполнения бас-данса употреблялись различные инструментальные составы: лютня, арфа и барабан; тромбон, флейта с малым барабаном и др[4].

В музыкальных источниках XIV- начала XV веков обычны группировки танцев по 2: 1-й танец каждой пары выдержан в четном размере и медленном темпе, 2-й — в 3-дольном размере и быстром темпе. Больше других были распространены пары павана — гальярда и пассамеццо — сальтарелло[4].

В качестве одной из частей, бас-данс входил в ранние инструментальные сюиты. За бас-дансом часто следовал турдион c более быстрым темпом, что составляло типичную пару танцев (медленный — быстрый) — как павана и гальярда в поздней сюите.

Примечания

Первоисточники

  • Manuscrit des basses danses de Marie de Bourgogne, рукопись MS 9085 в «Королевской библиотеке Бельгии», 1495 год
  • L’Art et instruction de bien dancer, Michel Toulouse, Paris, не позднее 1496 года
  • L’Orchesographie et traicté en forme de dialogue par lequel toutes personnes peuvent facilement apprendre & practiquer l’honneste exercice des dances, Thoinot Arbeau, Langres, 1588

Литература

Внешние ссылки

wikiredia.ru

Бассданс Вики


Бас-данс[1][2][3] (фр. basse danse букв. низкий танец) — придворный танец в умеренном темпе, распространённый во Франции, Италии (итал. bassa danza, bassadanza), Бургундских Нидерландах во второй половине XV и в XVI веках (первое упоминание в 1320). Помимо специального значения термин «бас-данс» используется как собирательный для всех медленных придворных танцев без прыжков (павана, аллеманда, поздняя сарабанда и другие).

Основное деление бытовых танцев эпохи[ | код]

В эпоху раннего Возрождения характерно противопоставление танцев медленного и более оживленного движения (итал. bassa danza и итал. alta danza). Оно встречается как на балах, так в зарождающейся профессиональной музыке уже в позднем Средневековье.

В низких танцах не было прыжков, и ноги почти не поднимались над полом — отсюда и название. Помимо хореографического, есть и музыкальное объяснение названия — они исполнялись инструментами низкого регистра. Вследствие отсутствия быстрых па и прыжковых движений, характерных для «высоких танцев», бас-дансы часто называли «променадными»[4].

В высоких танцах (исп. аlta danza, итал. аlta danza, фр. haute danse) хороводного движения, напротив, танцующие вертелись и подпрыгивали (мореска, гальярда, вольта, сальтарелло, различные виды бранлей и прочие).

История[ | код]

Первое упоминание низкого танца найдено в поэме на окситанском языке 1320-х годов (автор — Раймон де Корнет; Raimon de Cornet), где описано исполнение танцев этого жанра жонглёрами[5].

Подробное описание низкого танца дали итальянский мастер танца Доменико из Пьяченцы и его последователи Гульельмо Эбрео и Антонио Корнацано. С лёгкой руки Доменико из Пьяченцы бас-данс стали называть «королевой» танца. Согласно разъяснениям Антонио Корнацано, в нижних танцах не используется одно из девяти естественных танцевальных движений — высокий прыжок (movimento). При этом у данных итальянских теоретиков танца присутствует некий терминологический разнобой: movimento означает высокий прыжок у Корнацано, а у его учителя Доменико этим термином называется движение, в котором поднимаются на цыпочки перед следующим шагом (а у Корнацано такое движение названо alzamento, что значит просто «приподнимание»).

Корнацано приводит систему размеров, которые, как он говорит, все выводятся из размера танца пива. Они представлены как лестница, первая ступень которой — пива. Это неблагородный, сельский размер, объясняет Антонио, поскольку раньше его играли пастухи на свирелях. Если проследить далее за этой лестницей, чьи ступени расширяются от размера к размеру, можно прийти к бассадансу, который «коронует» верхнюю ступень. Таким образом, у Корнацано отправной точкой систематизации является размер пивы, в отличие от Доменико, у которого все размеры выводятся из бассаданса, «королевы всех размеров»[6].

Печатные образцы сочинений по низким танцам составлялись и издавались Пьером Аттеньяном (1529, 1530, 1547-1557), Тильманом Сузато (1551), а также приведены в трактате «Орхезография» Туано Арбо, опубликованном в 1589 году.

Мелодия[ | код]

Одной из самых старых и, несомненно, самой распространенной из мелодий бас-данса является La Spagna. Существует более 250 версий (приводятся в работах Франсиско де ла Торре, Диего Ортиса, Генриха Исаака, Жоскена Депре и многих других сочинителей). Бас-данс — один из первых танцев, мелодия которого становится полифонической. Вероятно испанское происхождение, а вследствие международного успеха, мелодия стала известна по всей Европе под разными, но связанными с Испанией названиями, такими как «La Spagna», «Castille», «Tenore del Re di Spagna», «Casulle la novele» (Новая Кастилия). Последнее название приведено в трактате Мишеля Тулуза «Sensuit lart et instruction de bien dencer» («Наставление в искусстве совершенного танца»), который был опубликован в Париже в 1496 году[7].

Хореография[ | код]

Благодаря сохранившемуся трактату в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе («Рукопись бас-дансов Марии Бургундской» 1495 года) сведения о составляющих низкого танца (вместе с хореографией конкретных примеров) сохранилась до настоящего времени. В низких танцах существует четыре вида па: pas simple («простое па), pas double («двойное па»), démarche («демарш»; также известный как реприза) и branle («бранль»). Также имеется révérence («реверанс»), исполняемый до или после самого танца.

Музыка для бас-данса, имеющая часто хоральный склад, обычно импровизировалась на основе cantus firmus. Свободной хореографии соответствовала и незамкнутая (открытая) музыкальная структура с произвольным количеством разделов. В этом сказывалась преемственность бас-данса по отношению к средневековым танцам, в частности к эстампи. Для исполнения бас-данса употреблялись различные инструментальные составы: лютня, арфа и барабан; тромбон, флейта с малым барабаном и др[4].

В музыкальных источниках XIV- начала XV веков обычны группировки танцев по 2: 1-й танец каждой пары выдержан в четном размере и медленном темпе, 2-й — в 3-дольном размере и быстром темпе. Больше других были распространены пары павана — гальярда и пассамеццо — сальтарелло[4].

В качестве одной из частей, бас-данс входил в ранние инструментальные сюиты. За бас-дансом часто следовал турдион c более быстрым темпом, что составляло типичную пару танцев (медленный — быстрый) — как павана и гальярда в поздней сюите.

Примечания[ | код]

Первоисточники[ | код]

  • Manuscrit des basses danses de Marie de Bourgogne, рукопись MS 9085 в «Королевской библиотеке Бельгии», 1495 год
  • L’Art et instruction de bien dancer, Michel Toulouse, Paris, не позднее 1496 года
  • L’Orchesographie et traicté en forme de dialogue par lequel toutes personnes peuvent facilement apprendre & practiquer l’honneste exercice des dances, Thoinot Arbeau, Langres, 1588

Литература[ | код]

Внешние ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

данс — это… Что такое Бас-данс?

  • ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… …   Энциклопедия Кольера

  • Бальный танец —         (англ. ballroom dances; нем. Gesellschaftstanz; франц. danses du salon; итал. ballo; испан. baile) совр. обозначение танцев, к рые служат для обществ. развлечения и исполняются парой или бульшим количеством участников на танц. вечерах,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бальный танец — БÁЛЬНЫЙ ТÁНЕЦ (англ. ballroom dances; нем. Gesellschaftstänze; франц. danses du salon; итал. ballo; исп. baile), совр. обозначение танцев, к рые служат для массового развлечения и исполняются парой или бóльшим количеством участников на танц.… …   Балет. Энциклопедия

  • ТАНЕЦ ЗАПАДНЫЙ — Египет. Важные наглядные сведения о развитии танца в Древнем Египте можно почерпнуть из иероглифических записей, деревянных рельефов, изображений, высеченных на камне, скульптуры и разных предметов из древних гробниц. В Абидосе месте, где, по… …   Энциклопедия Кольера

  • Павана —         (итал. pavana; испан. pavana; франц. pavane, pavenne; англ. pavan, paven, pavin), пaдована (итал. padovana, padoana), торжественный медленный танец, распространённый в 16 в. в Европе. Существуют 2 версии, по разному истолковывающие… …   Музыкальная энциклопедия

  • Сальтарелло —         (итал. saltarello, от saltare прыгать) итал. танец нар. происхождения. Исполнялся парой танцоров в подвижном темпе под аккомпанемент гитары и тамбурина. Наиболее ранние образцы содержатся в рукописи, относящейся к 14 в. (хранится в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Сюита —         (франц. suite, букв. ряд, последовательность) одна из осн. разновидностей многочастных циклич. форм инстр. музыки. Состоит из неск. самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художеств. замыслом. Части… …   Музыкальная энциклопедия

  • Запрещённые барабанщики — Жанры Ска панк рок рок н ролл камеди рок Годы 1999 настоящее время …   Википедия

  • Винтаж (группа) — Винтаж Vintage …   Википедия

  • janet. — janet. Студийный альбом Джанет Дже …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Басист — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2015; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 апреля 2015; проверки требуют 3 правки.

    Басист — музыкант, играющий на инструменте басового диапазона, например, бас-гитаре, контрабасе или духовом инструменте, таком как туба или сузафон. Разные музыкальные жанры так или иначе ассоциируются с одним или более из этих инструментов. Начиная с 1960-х годов, электрическая бас-гитара стала основным басовым инструментом в рок-н-ролле, джаз-фьюжне (и других разновидностях джаза), хэви-метал, кантри, регги и поп-музыки. Контрабас является основным для классической музыки, блюграсса, а также свинг-эра и бибоп-эра джаза. Духовые инструменты, такие как туба или сузафон, основные у Диксилендских и Нью-Орлеанских джазовых ансамблей.

    Несмотря на устоявшиеся ассоциации определённых инструментов с определёнными жанрами музыки, существуют и исключения. В 1990-х и 2000-х рок- и поп-группы используют контрабас, например, Barenaked Ladies, The Decemberists, The Living End, Tiger Army и другие. Некоторые джаз-фьюжн коллективы используют электрический контрабас, а некоторые современные композиторы используют бас-гитару в камерной музыке. Некоторые фьжн, R&B и хаус исполнители используют бас, синтезируемый клавишными инструментами вместо гитарного. А некоторые диксиленд-группы используют контрабас или бас-гитару вместо тубы. Наконец, некоторые джазовые коллективы исполняют басовую партию на органе Хаммонда.

    Бас-гитаристы обычно играют в жанрах рок, поп, метал и кантри музыки. При этом басовая партия подчёркивает гармонию исполняемой музыки, а иногда придавая особый пульсирующий ритм. Стоит заметить, что существуют различные типы басовых партий для различных жанров и типов песен (например, баллада или свинг). Басовая партия может строиться на первой, третьей или пятой ступени лада, который используется в композиции. И хотя многие бас-гитаристы очень редко играют аккорды, в некоторых стилях, таких как джаз-фьюжн, прогрессивный рок и техничный дэт-метал, аккорды составляют основу басовой партии.

    Классические контрабасисты[править | править код]

    Джазовые контрабасисты[править | править код]

    ru.wikipedia.org

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *