Белорусские куклы обереги – Урок, презентация «Белорусская кукла»

Содержание

В Дрибине показали традиционные белорусские обереги из ниток и ткани

В Коровчинском доме ремесел мастерицы хранят и передают секреты изготовления кукол-оберегов. Их можно было увидеть во время «Дрибинских торжков».

Тяжело найти человека, в доме которого не было бы сувениров. Что-то мы привозим из поездок, что-то дарят друзья, что-то просто вешаем «от сглаза» или «на удачу». А если заглянуть в недавнее прошлое Беларуси, то мы обнаружим, что на любые случаи жизни наши предки создавали своими руками из подручных материалов обереги с особой энергетикой.

О значениях кукол-талисманов рассказала Валентина Викторовна Моисеева, методист Дома ремесел деревни Коровчино Дрибинского района.

Образ жизни в Беларуси в древние времени во многом зависел от поры года, урожая, природных условий – некоторые обереги олицетворяют именно это.

«Зерновушка» – очень важный символ среди всех, это символ хлеба. Внутри этой куклы – зерно. Под праздник Покрова, когда уже закончен сбор урожая, наши земляки собирали зерно в мешочек, декорировали его таким образом и ставили в доме под образами. «Зерновушки» оберегали семью от голода и помогали пережить зиму. Весной самым первым в землю шло зерно из прошлогодней «зерновушки», а в конце года делали новую.

А это – «мартинички». Эти две фигурки плели в марте из красных и белых ниток. Они символизируют смену сезонов с зимы на весну, победу солнца, новый сезон урожая.

Конечно, здоровье всегда было одной из главных ценностей белорусов, а уж если человек заболевал, использовали все средства. Например, есть кукла «на здоровье». Ее плели для заболевшего человека из белых и красных ниток, обязательно льняных, и клали в его кровать. Считалось, что она забирает в себя болезнь, плохую энергию. Когда человек выздоравливал, куклу сжигали.

У «падарожніцы» в руках узелок. Ее брали с собой в дорогу как оберег от любой беды.

У куклы «на счастье» – длинная коса. Считалось, что чем она длиннее, тем больше счастье, поэтому косы у всех таких куколок очень длинные.

Ну, а другая ценность – это семья. Ее создание – большой шаг во взрослую жизнь для молодой пары, и на этот случай тоже были свои фигурки.

Эта куколка в виде фигуристой женщины – «капустка». Она использовалась как элемент игры – проверки жениха на готовность к свадьбе. Она вручалась парню, а он должен был залезть под все одежки и порассматривать тело куклы – на своем ли месте все самое важное.

Когда жених и невеста к свадьбе готовы, на сам праздник им дарили такую пару. Свадебные куклы – это молодые в нарядной, праздничной одежде, а с ними и детки. Что интересно, у фигурок одна общая рука, как символ того, что со дня свадьбы они будут идти по жизни только вместе.

Эта кукла – символ богатства и плодородия. Очевидно, изображает замужнюю женщину с детьми. Дети, семья – главное богатство наших земляков.

Когда в семье появлялись дети, их защищали от злых глаз и болезней «пеленашки» – фигурки младенцев. Такую фигурку клали в люльку новорожденному. Предназначение такое же, как и у куклы «на здоровье» – чтобы ни сглаз, ни болезнь не коснулись ребенка, а перешли на «пеленашку».

Есть на Дрибинщине и свой легендарный мастер. Эти две фигурки – один и тот же человек, Дрипша, местный умелец. На первой фигурке он изображен бедным, простым человеком, в небогатой одежде, в лаптях. Так он жил до того, как стал заниматься шаповальством, промыслом, что теперь – визитная карточка Дрибинщины. А уже вторая фигурка – валенки, хорошая одежда, да и жизнь наверняка наладилась, во всем помогло шаповальство. На эмблеме «Дрибинских торжков», кстати, тоже изображены валенки.

Вот такие замечательные традиционные фигурки изготавливают в Коровчино.

Предки наши в своих оберегах воплощали житейскую мудрость и простые ценности, которые никогда не утратят актуальность. А такие фигурки (их можно легко сделать дома из подручных материалов) хранят тепло наших рук и просто радуют глаз. И дело не столько в магической силе, сколько в доброй энергетике таких вещей. А за советом и подробным объяснением всегда можно обратиться к мастерицам с Дрибинщины.

Александра Перелайко

horki.info

Белорусские куклы и орнаменты в Волшебной лавке

Куклы. Куклы смотрят на нас с полок магазинов. Самые разнообразные куклы – от китайских фарфоровых, маскирующихся под европейских паненок XIX века, до соломенных народных.


Белорусские куклы

Куклы-обереги

Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.


Белорусские куклы и орнаменты

Сувенир из глины

Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка – магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее – обереги из соломки и глины, куклы-обереги.


Волшебная лавка

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку – куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) – соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.


Кукла-колокольчик из глины

Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.
Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.


Кукла в шубе

Кукла в шубе

Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.


Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Вот значения некоторых из узоров:


1 – символ женской доли
2 – Мать и святое древо
3 – символ крепкой семьи
4 – символ солнца
5 – символ богатого человека
6 – символ Берегини
7 – Купалле. Хоровод
8 – Купалле. Огонь
9 – Купалле. Купалинка в танце
10 – Купальская трава с 3-мя цветами
11 – символ детей (защиты от несчастий)
12 – символ Матери
13 – оберег
14 – символ песни любви
15 – знак девушки-березы
16 – символ бога Ярылы
17 – свадьба
18 – символ предков
19 – символ начала любви и символ любви в расцвете
20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 – символ пробуждения природы весной
25 – символ солнца

Обереги из глины и соломы – магниты


Сувенир из глины

Будете в Минске – заходите в Волшебную лавку:)

mylitta.ru

Тема недели(05.11-09.11.2018)»Белорусские игрушки».. Новости 3 «(I) младшая группа». ГУО «Ясли-сад № 87 г. Гродно»

 Белорусская народная игрушка является отражением белорусской народной культуры, зеркалом жизненного уклада белорусов, их национальных художественных традиций и эстетических потребностей. 

 История народной игрушки начинается в глубокой древности и тесно связана с творчеством народа, с народным искусством, фольклором. Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и времён, невольно поражает их сходство друг с другом, в котором, как в зеркале, отражается единство внутреннего мира человека на всём пространстве земного шара. Почти все они создавались, в общем-то, одинаково, по бесхитростной технологии, чаще всего из двух самых распространённых и дешёвых материалов: глины и дерева. В образах народной игрушки, её росписях, узорах, тиснениях можно прочесть зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия.

У детей в ладошках птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.

                 

Мастер глину замесил

И игрушек налепил.

После высушил, и в печь,

Чтобы их там все обжечь.

А потом он краски взял

И игрушки расписал.

Вот они какие — в ряд

Разноцветные стоят:

Цвет малиновый, цвет синий,

Жёлтый — яркий и красивый.

Зайцы, птички, петушки —

Боярыни и всадники.

Те игрушки, спору нет,

Покорили целый свет!

                          

   Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки. Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному «бразготки», свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному «поливой». Чаще всего использовали «муравлёные» (зелёные) и «цениные» (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными.

                                               

 белорусская народная игрушка из дерева.

    Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся «Конники», «Цыплята клюют зерно», «Медведь-гимнаст» и др. Техника деревянных народных игрушек была простой и доступной детскому пониманию, построенной по простейшим законам механики. Кроме двигающихся игрушек делали из дерева птичек, которых подвешивали над детской колыбелькой, различные человеческие фигурки, игрушечную мебель, посуду, орудия труда. Народные игрушки из дерева, забавляя ребенка, одновременно знакомили его с окружающей жизнью, трудом взрослых.

Куклы-обереги

              

   Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.

    Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.

                  

                 

                   

Куклы из ткани делились на несколько видов. 
  Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.

Кукла в шубе

  Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

 

Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

                  

                 

                  

Елочные игрушки

                 

                  

 Солома полюбилась белорусам за красоту и тепло, ведь при умелой обработке она превращается в необыкновенные произведения искусства. Для народных обрядов из соломы плели венки, вязали снопы, мастерили фигурки. В конце XVIII – начале XIX вв. на белорусском Полесье создали знаменитые царские врата – плетеные соломенные иконостасы, распространенные лишь в нашей стране. Пожалуй, больше нигде в мире нет такого разнообразия в использовании этого необычного материала, дарящего энергию солнца.

Белорусские сувениры: плетеные фигурки животных и птиц, цветы, шляпы и лапти, куклы и обереги, шкатулки и сундуки, украшения, картины и панно. Деревянные сувениры с инкрустацией соломкой: шкатулки и табакерки, шахматы, часы, пасхальные яйца, игрушки.

Белорусский орнамент, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.

               

Вот значения некоторых из узоров:


1 – символ женской доли
2 – Мать и святое древо
3 – символ крепкой семьи
4 – символ солнца
5 – символ богатого человека
6 – символ Берегини
7 – Купалле. Хоровод
8 – Купалле. Огонь
9 – Купалле. Купалинка в танце
10 – Купальская трава с 3-мя цветами
11 – символ детей (защиты от несчастий) 
12 – символ Матери 
13 – оберег 
14 – символ песни любви 
15 – знак девушки-березы
16 – символ бога Ярылы
17 – свадьба
18 – символ предков
19 – символ начала любви и символ любви в расцвете

20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 – символ пробуждения природы весной
25 – символ солнца

ddu87grodno.schools.by

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма

Наряд моих кукол Белоруссок состоит из следующих элементов:

кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой,

спадница — клетчатая юбка из шерсти красного тона,

фартук, украшенный полосами из тесьмы геометрического узора,

гарсет – жилет, также украшенный геометрической вышивкой и тесьмой,

— на голове у куклы — девичья повязка, украшенная тесьмой, бантами и белой ажурной лентой сзади.

Мои куклы в белорусском народном костюме:

1.

2.

3.

4.

Костюмы, послужившие примером моему белорусскому костюму.:

Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории.Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.

Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница — юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

www.livemaster.ru

Обереги наших предков. | Белорусский женский портал VELVET.by

  Как-то у Конфуция спросили: «Чтобы ты сделал первое, если бы пришел к власти?» Первое, что бы я сделал, — сказал Конфуций, — вернул бы словам их первоначальный смысл.» Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Ни один памятник, ни один символ не дошел без искажения. Наиболее священные символы попираются ногами незнания. Свет познания заменен условными формулами религий, и человек, призванный мыслитель, кланяется темному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа изображения.

  Много чудес на свете, да только почему-то не пользуются ими люди. Думают, что слишком они сложны — эти чудеса. Но за много лет изучения древних обережных традиций я убедилась: чудо может появиться на свет и за десять минут. И пример тому — тряпичная кукла-скрутка.

 Тряпичная кукла-скрутка называется скруткой потому, что ни иголка, ни ножницы в ее изготовлении участия не принимают: ни к чему железу касаться ткани, резать лоскутки, из которых вот-вот родится почти живое существо — обережная кукла.

  Тряпичных кукол существует огромное множество, и все друг на друга непохожи. Все уходят корнями в древнюю древность — во времена, когда мир был краше и проще, а люди — мудрее и искренней. Тогда под пальцами мастериц рождались мощные обереги — сгустки абсолютной любви, заключенные в трогательной форме куклы. Эта кукла , подаренная близкому человеку, становилась первейшей его защитницей.

  Со многими событиями, происходящими в материальном мире, мы можем совладать, поскольку более менее знаем его законы. Но вот о законах мира нематериального почти все знания растеряли.

  Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые — по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о «невидимых» событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает. 

 В наше время к оберегам люди относятся больше как к сувенирам, но можно попробовать сделать оберег именно с целью защиты. А вдруг получится? С одной стороны, это будет просто сказка, ведь мы давно не верим в древних богов и в их силу, но с другой стороны, мы верим в силу природы, в то, что она способна помогать человеку и защищать его. Поэтому можно попробовать сделать самим оберег для близкого человека (по правилам, для себя оберег делать нельзя). 

  Наши предки искренне верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды в этом огромном мире. Может, и нам стоит попробовать?

 Кукла-пеленашка, сделанная руками матери – это мощный оберег.

                                                              

  Кукла-пеленашка имеет главные признаки подобия человека: голова, тело и пуп – центр родовой жизненной энергии.

История русских кукол-оберегов и их магические функции

Кукла–пеленашка есть в музеях этнографии и многих источниках информации о русских обрядах и традициях. Когда-то на Руси пеленашку клали в колыбель ещё некрещеного младенца, для того, чтобы сбить с толку злые силы. Кукла принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом.     

  Как сделать куклу-оберег
 Кукла–пеленашка шилась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, бабушки, отца и т.п. Это обеспечивало родовую защиту.
 Кукла-пеленашка ещё может быть родильным оберегом. Её подкладывали стонущей роженице, чтобы облегчить выход ребёнка в мир.

Кукла-пеленашка, как родовой оберег для ребёнка
В первые месяцы жизни биополе ребёнка особенно уязвимо для дурного глаза. До сих пор матери новорожденных опасаются показывать малыша не только друзьям, но и родственникам. На помощь приходит кукла-пеленашка. При приходе гостей в дом в складки постельки ребёнка помещается кукла, а гости, дабы не сглазить, говорят: До чего ж кукленок хорош!
 Но кукла-пеленашка – это не только оберег… Она несёт в себе ещё много другой полезной и необходимой информации.

Изготовление куклы

Для изготовления куклы требуется длинный лоскут ткани, желательно ношеной. Для дочки подойдёт ткань от старой одежды матери или бабушки, а для сына – матери или отца. Также подойдёт и обычная хлопковая белая ткань, наподобие простынки.

 Туловище куклы — это ткань, обёрнутая 7 или 10 раз — скатка. Лоскут скручивается как можно плотнее, посередине перетягивается пояском для обозначения талии, затем посередине скатки завязывается узел (пуп). Нитка откусывается зубами. Сам поясок свит из 2-х узких лоскутов или прочных нитей, можно шерстяных.

 Существенная деталь – голова. Для обозначения головы верхняя часть скатки тоже перетягивается нитками (примерно треть длины тела куклы). В целом, пропорции куклы соизмеримы с пропорциями младенца. На куклу повязывают платочек, а потом куклу ещё заворачивают в пеленку.
 Процесс изготовления куклы символизирует творение человека и явление его в материальный мир. Как из таинственного космического «ничего» возникают звёзды, планеты и материя, так из бесформенной тряпочки рождается кукла. Скатывание – символизирует также длительное вынашивание, а закрутка – символ слоистого строения тонких тел человека.
 На Руси обереги в виде кукол-пеленашек делали не только из ткани, но и из дерева, соломы и кости. То есть за основу туловища куклы-пеленашки можно взять любой натуральный материал.

Кукла-зерновушка

Оберегом для младенца может быть и холщовый мешочек, набитый гречкой и другими крупами, а потом красиво украшенный вышивкой и бисером. Принцип перетягивания «туловища» остается прежним: необходимо придать мешочку человеческие признаки, обозначить талию, голову и пуп. Такие куклы назывались Зерновушкой или Горошинкой.

Лицо куклы

  Славянские куклы-обереги имеют одну характерную особенность. У них нет лица. Такой вид куклы не случаен. Ведь лицо – это уже признак двойника человека, кукле с лицом можно нанести магический вред, который передастся владельцу. А у куклы-оберега – не лицо, а лик. Кукленок с «пустым» лицом в корне отличается от колдовской куклы- подобия – вольта. У вольта обозначаются глаза, нос, рот, иногда волосы. С помощью куклы-вольта наоборот урочили,(вредили, сглаживали) человека.

Вепсская кукла

Эта кукла, сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т.е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была «резаная и колотая». Голова, ручки и ножки куклы делаются из необработанной ткани или ветоши и скручиваются ниткой.
Такую куклу делали в разных местах России. Это образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. 

  До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Куколка символизировала кормящую мать, у которой не иссякает молоко, и оберегала ребёнка от голода. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Она должна была отвести от ребенка все напасти.
Делала эту куколку и девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали — можно сватов засылать.
Карельская рванка
  Это национальная кукла-оберег. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань для изготовления карельской куклы, разрывается, звук разрывающейся ткани отпугивает злого духа, создавая вокруг чистую среду. Отсюда и название.
  Сама Ткань, из которой кукла изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. Она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя.В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её или сжечь было большим грехом. Ветхие куклы хранились на чердаке.
  Традиционная тряпичная кукла безлика, ее лицо оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
В наряде куклы всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.
 

Мастер-класс «Скручиваем Вепсскую куклу»

Для работы нам понадобятся:
Разноцветная ткань: хлопок, ситец, лен.
Марля или вата.
Толстые хлопковые нитки красного цвета.
Тесёмки.

1. Начинаем создавать нашу куклу.

Начнем с того, что отложим в сторонку все свои дела, разложим на столе все необходимое ровно и красиво, настроимся на работу. Лёгкая полуулыбка и хорошее настроение помогут передать будущей кукле позитивный заряд энергии. Ну, по крайней мере, мы в это верим

Берем белую хлопковую или льняную ткань, отрываем от нее квадрат, кладем в центр кусок ваты или марли. Затем стягиваем содержимое в плотный ровный шарик красной нитью, намотав ее чётное количество раз. Узлов не делаем, длинные концы нитки можно пока не отрывать. У нас получилась голова куклы. Повторим операцию еще два раза, скрутив шарики поменьше, это будет грудь.  

2. Сделаем кукле ручки.

Возьмем прямоугольный лоскут белого, серого или любого другого цвета. Сложим из него квадрат, затем скрутим из него «рожок», как кулек для семечек. В широкой части перевяжем чётное количество раз красной ниткой, концы заправим под скрутку.

Сделаем таких деталей две, это руки куклы.  

 3. Скручиваем детали вместе.

Выберем два ярких лоскута и скрутим поверх двух шариков-грудей верхнюю часть сарафана. Скрутим «одетые шарики» между собой, а затем привяжем их к голове, направив хвостики вниз. Не забываем о чётном количестве оборотов красной нити.

 Теперь туго привяжем под грудью и руки, причем сделаем их поднятыми вверх, как будто воздетыми к Небу и Солнцу. Такой образ сложился из-за представления этой куклы в образе языческой богини Макоши, считавшейся в восточнославянской мифологии покровительницей женского начала, плодородия, брака и родов. Макошь была верной помощницей хозяйки в её делах и женских занятиях, а также дарила изобильную и щедрую судьбу своему владельцу. 

4. Одеваем на куклу сарафан.

Ну, вернёмся же к нашей кукле, Кормилице и Берегине. Берем хлопковую или ситцевую ткань яркой расцветки, например ту, которой мы грудь «одевали», отрываем широкую полосу. Прикладываем к кукле изнаночной стороной наверх. Прямо под грудью туго повязываем нитку.

Опускаем «юбку» вниз, открывая верхнюю часть туловища. Сарафан готов!  

5. Сделаем передник.

Для передника выбираем подходящую по расцветке плотную ткань, кружево или часть широкой тесёмки. На ткани можно сделать вышивку, которая была необходимой деталью костюма. Главное помнить, что символы в узоре всегда играли очень важную роль. Они обозначали солнце, воду, землю, животных и проч. и символизировали связь человека с природой, богатый урожай, долгую жизнь и т.д.

Выполнялась вышивка в основном красными нитками разных оттенков. Напомним, что этому цвету придавалась особое значение — «обережное». Мы решили для передника выбрать изящное просто кружево, которое также привязали к телу куклы ниткой.

6. Повяжем ситцевый платок. 

Последним штрихом повяжем кукле платочек, подвязав его под подбородком и завязав сзади на узел.


7. А теперь добавим маленьких куколок-Пеленашек.

Куклу – пеленашку изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, чтобы с родным, домашним материалом передать частичку жизненной силы и тепла младенцу. Еще до рождения малыша куклу клали в колыбель, чтобы «обжить» и «согреть» её, сделать уютной для маленького человечка.

Пеленашка несет на себе основные признаки человека: тело, голову и центр жизненной силы — пупок. В этом месте куклу перевязывали ниткой с узлом спереди. На голову куколке надевали платочек, а тело пеленали привычным способом, туго перевязав крест-накрест красной ниткой-свивальником, защищая таким образом от злых духов.

8. Скрутим нашу куклу-Берегиню с куколками-Пеленашками. 

Для этого разместим наших куколок-Пеленашек по обе стороны от груди матери. Туго привяжем малышей прямо под грудью, пропустив нитку под свивальник. Вот и готова наша кукла-оберег! 

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/451,1022

 

www.velvet.by

Кукла-оберег в доме

Как устроить ярмарку женихов и выйти замуж? Кто поможет исполнению желаний? Как успеть справиться со всей домашней работой, и что подарить молодоженам? Ответы на эти вопросы еще несколько поколений назад знала каждая славянская женщина. Хотя почему ответы, ведь, по сути, он один — кукла-оберег.

«Кукол-оберегов у наших „прамамочек“ в сундуке было до сотни, на разные жизненные ситуации, — рассказывает мастер по изготовлению текстильной куклы, член Союза ремесленников Беларуси Ольга Кудряшова. — Женщина делала себе помощницу, которая ее хранила, снимала часть обязанностей и выполняла работу. Например, была куколка, которая ждала мужа, если он куда-то уходил надолго. Эта кукла была одной из самых больших — в локоть высотой. Она ставилась на окошко, лицом на улицу, и ждала. Вместе с ней делалась еще одна большая кукла из одежды мужа. Она набивалась соломой и сажалась в красный угол. С таким хозяином женщина советовалась».

Были и другие помощницы, например Десятиручка. Изначально она предназначалась рукодельницам, когда те начинали новое шитье или садились ткать. Такая куколка висела рядом. А потом, когда дело было закончено, ее сжигали. И теперь, если на кухне живет Десятиручка, женщины с удивлением замечают, что удается переделать много дел и при этом потратить меньше времени.

Большинство кукол — это женские подружки. Но есть и мужские обереги. Например, Козьма и Демьян — две мужские куколки с общей рукой. Это символ дружбы, чтобы было крепкое плечо друга, чтобы никто не предал, все удавалось. Ольга рассказывает, что знает нескольких предпринимателей, которые, открывая новые магазины, вешают такой оберег.

Куклы-обереги — вещь сакральная, не для забав и детских игр. И делать их нужно по особым правилам. Правда, эти правила несколько отличаются у разных народов и в разных регионах. Например, Неразлучников, которых дарили на свадьбу, было как минимум три основных вида. Из одного куска материи Неразлучников делала мать невесты на глазах у всей свадьбы. Были Неразлучники, которые укреплялись на ореховой палочке: делались две куколки, а потом скреплялись, и палочка являлась их общей рукой. Еще одни делались из ниток… Но суть их все та же: две куколки, муж и жена, на одной руке, как два креста, соединенных вместе.

Однако были и общие правила. Любая кукла-оберег — первородная кукла — делалась из поношенной одежды, но только той, в которой человек не болел. И женщина, когда садилась делать куклу, должна быть здоровой, с чистыми мыслями. Поэтому делались куклы в одиночестве и молчании, за исключением обрядовых наговоров и песен. Нельзя было делать кукол в среду и пятницу, а также ночью.

Кроме того, куклы-обереги делались определенного размера: с мизинец, средний палец, пядь, самая большая — с локоть. И все они были белоликими, без лица.

«У меня часто спрашивают: „А где глазки?“ — говорит Ольга. — Да, я могла бы нарисовать глазки. А вдруг рука дрогнет и кукла получится нерадостной? А вдруг вода попадет и краска потечет? А так, глядя на куклу, мы можем и улыбнуться ее заставить, и погрустить вместе с нами: можем ее оживлять так, как хотим».

Наши предки сами делали кукол. И старшее поколение, даже послевоенное, этих кукол помнит. Правда, помнят в основном россияне: там куклы-обереги были больше распространены, в Беларуси — преимущественно в Витебской области. В западной части — меньше.

«Сделать куклу может, я уверена, любая девушка и женщина, — говорит Ольга. — И в интернете полно мастер-классов. Даже если вы будете опираться на разные традиции и сочетать их — ничего страшного. Потому что в кукле главное — ее положительная энергия, мысли. Я, например, когда делаю своих кукол, включаю детский канал и таким образом заряжаю и себя, и кукол позитивной энергией, хорошим настроением».

Традиционно куклы делались из ниточек или поношенной одежды. Если делать для себя, можно и так. А можно, как Ольга, взять новую ткань — сделанная с любовью, кукла станет «вашей». И делать в подарок другим, и покупать их можно. Ведь даже в те далекие времена были кукольники, которые ходили по ярмаркам.

«Я много думала над традициями, читала массу литературы… — рассуждает Ольга. — Куклы назывались рванками: ткань для их изготовления рвали, ножниц и иголок не использовали. Но порвать современные ткани невозможно, особенно если они новые. И еще. Я кукол украшаю. Потому что я спросила своих внутренних предков и поняла: если бы у той женщины много лет назад были кружевцо и красивая бусинка, она обязательно бы украсила ими свою куклу. Если бы у нее были разноцветные ткани, она и куклу наверняка бы сделала яркой, красивой».

За то время, что Ольга занимается изготовлением кукол, у нее собралась целая копилка удивительных историй: «У меня есть как минимум 12 случаев, когда люди, купившие Пеленашку и подарившие ее кому-то, рассказывали, что в семьях появились долгожданные дети. А одна женщина очень хотела путешествовать, но денег все как-то не хватало. Потом у нее появилась Желанница: этой куколке на платьице нужно привязать что-то красивое и попросить ее помочь, а саму куколку спрятать. Представляете, у мужа той женщины вдруг все заладилось в бизнесе, и теперь она по два раза в год путешествует».

Из свадебных кукол, кроме Неразлучников, бывает Капустка. Капустку делала девушка на выданье: всячески наряжала куклу и ставила на окно. И тогда, говорят, вскоре в доме появлялись сваты. Ольга отмечает, что у нее самой есть две истории, когда девчонки вышли замуж.

«Куклы — это порталы, которые усиливают нашу энергию, наши желания, — поясняет суть оберегов мастер. — Поэтому поставите вы Капустку на первом этаже, где ее все видят, или на восьмом, не важно. Потому что вы Вселенной, энергетическому миру говорите, что готовы. И, поверьте, складывается так, что начинается ярмарка — приходят мужчины в жизнь, знакомятся, вдруг начинают звонить старые знакомые… Но не надо относиться к кукле как к божеству. Упала, порвалась, растрепалась — ничего страшного. Это всего лишь наша мысль, одетая в красивые лоскутки».

Кто в доме живет?

Берегиня. Оберегает род и дом. Символизирует достаток. К поясу куклы привязано много детей.

Радость. Кукла с колокольчиком, одетая в три юбки, которые символизируют дух, душу и тело. А колокольчик — это совесть: совестливого человека слышно всегда.

Травница. Набита ароматными травами.

Подорожница. Кукла с зернышком в ручке, ее брали в дорогу, чтобы хранила путника, чтобы у того всегда были еда и кров. Клали ей немного соли и земли, чтобы помнил о доме.

Подружка. Куколка из ниток с длинной косой как символ счастливой женской доли. Ниточки заплетены, чтобы мысли все были правильные. Этой куколке женщина выговаривала, что на сердце.

Лихоманка. Защищает от болезней.

Зерновуха. Куколка на достаток и изобилие в доме.

Веничек. Куколка жила у двери. Если что плохое в доме, веничком можно все вымести.

Кувадка. Куколка вешалась над колыбелью, когда женщина была беременна, и хранила детское пространство.

people.onliner.by

их разновидности, значение, описание и фото

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Но на самом деле эти особые рукодельные амулеты могут послужить нам и сегодня. Во времена язычества они были обязательным атрибутом каждого славянского дома. Кукол делали на праздники, важные события и по другим особым причинам.

Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло множество традиций, связанных с изготовлением этих оберегов и их использованием. Вооружившись этими знаниями, вы сможете применить их в собственной жизни, изменив ее к лучшему.

История появления кукол оберегов

Славянские куклы обереги появились очень давно. Наши праотцы верили, что Мир состоит не только из человеческих земель, но и мест обитания светлых и темных богов. Они поклонялись светлым богам, просили их о защите или исполнении желаний, опасаясь темных. Побаивались они не только Чернобога, но и его приспешников: сильных демонов, более слабых духов, прислуживающих ему людей – ведьм, колдунов.

Вознося молитвы и принося дары языческим божествам, славяне дополнительно изготавливали различные обережные предметы. Именно так появилась первая кукла.

Народная кукла оберег выполняла разные цели – приносила в дом достаток, привлекала любовь, помогала зачать ребенка или защитить близких от злых сил.

История куклы-оберега на Руси началась с простейших подручных материалов – веточек деревьев или лозы. Постепенно к ним стали добавлять ткань, а со временем некоторые из куколок изготавливались только из материи. Во времена язычества многие занимались изучением трав. С их помощью славяне лечили, изгоняя болезни и нечисть, продляли молодость. Поэтому нередко такие обереги набивали высушенными травами, что усиливало его магические свойства.

Над ними работали опытные женщины, много повидавшие на своем веку. Чаще всего это были бабушки-прабабушки, но порой изготовлением оберегов занимались матери семейства. Мешать им строго запрещалось. Рукодельница должна была полностью сосредоточиться на процессе. Необходимо было сделать куколку за раз, не растягивая это дело на несколько этапов.

К таким амулетам относились с большим почтением и передавали их по наследию от матери к дочке.

Виды кукол на Руси

Некоторые до сих пор воспринимают куклы, как обычные игрушки, думая, что они сгодятся только чтобы развлечь ребенка. Другие относятся к ним с большим почтением, веря, что игрушки помогают подготовить ребенка к взаимодействию с обществом. И только меньшинство знает, что раньше ляльки выступали в роли магических предметов.

Все славянские куклы делились на три вида:

  • игровые;
  • обрядовые;
  • обережные.

Каждый из этих видов имел свою задачу и правила использования.

Игровые детские куклы

Детские игровые куклы славяне делали в виде людей, животных и даже птиц из дерева.

Самыми простыми в изготовлении считаются детские. Лишенные какой-либо магической подоплеки, они были призваны развлекать и приносить радость. Материалы выбирались самые разные, но чаще всего это было дерево. Делали эти игрушки в виде людей, животных и даже птиц.

Обрядовые куклы на Руси

Чучело на Масленицу — яркий пример обрядовой куклы у славян.

Этот подвид мастерили исключительно к определенному событию. Не только для таких важных праздников, как Масленица или Ивана Купала, но и для семейного торжества. К примеру, родов. Это болезненный и опасный процесс, отнимающий у матери силы. Не способная в такой важный момент защитить ребенка, женщина может переложить эту задачу на Кувадки. На свадебное торжество молодожены тоже получали в подарок обрядовые куклы, называемые Неразлучниками. Такой оберег укреплял любовь и помогал сохранить семейное счастье. Куклы для праздников обычно украшали специальными магическими символами – чаще всего коловратами.

Обережные куклы славян

Обережная кукла или же Защищающая может быть нескольких типов – индивидуальная или семейная. Первая делалась для конкретного члена семьи. Обычно для женщины, ведь именно она отвечает за продолжение рода и потому должна быть здорова. Вторую изготавливали для всей семьи. С ее помощью защищались от зависти соседей, разлучниц и темных сил.

Из чего делаются славянские куклы

Славянские куклы изготавливались из природных основ. Иначе быть не могло, ведь тогда не существовало таких искусственных материалов, какие есть сейчас. Но даже если бы они были, никому б и в голову не пришло использовать их для создания талисманов.

Славяне уважали и любили природу, а потому считали, что природная основа станет самым лучшим выбором для оберега. Она передаст ему свою силу. Для нательных украшений, защищающих от всевозможных неприятностей, выбирали дерево. Но обережные куклы из него не делали – только детские игрушки.

Славяне отдавали предпочтение природным материалам в изготовлении оберегов.

Русская кукла-оберег выполнялась мастерицами по шитью, вязанию или вышиванию. Поэтому чаще всего для нее использовали рукодельные принадлежности: ткани, нитки, ленточки, шнурки, бусины, пуговицы. Иногда лозу или ветки деревьев.

В некоторых случаях добавляли специальный наполнитель – золу, крупы или травы. Подбирали его в соответствии с целью, которую хотели достичь. Зернышки прятали в куколку, когда хотели приманить достаток – чтобы на столе всегда была еда. Золу – чтобы отвадить нечисть, а травы для очищения энергетики или профилактики болезней.

Решив сделать талисман своими руками, не спешите с этим. Тщательно обдумайте, для каких целей он вам нужен, а потом изучите правила его изготовления. Это серьезная задача, требующая внимательного подхода.

Самые известные куклы-обереги

Кукла-оберег была важным элементом славянской культуры. Их расставляли на видные места в доме, клали в детскую колыбельку, а иногда и носили с собой. Узнав о том, какие есть славянские куклы обереги и каково их значение, вы сможете сделать такую себе и своим родным, продолжив традиции предков.

Зольная

Зольная кукла помогает оберегать дом от нечистой силы, привлекает в него благополучие. Название оберега происходит от слова «зола», ведь именно ее использовали в качестве наполнителя. Горстку золы из печи укладывали в кусочек ткани, из которого затем делали шарик – это была голова.

Отличительная особенность Зольной – полное отсутствие волос на голове. Не делали ей и головного убора. И передавали следующим поколениям вместо сожжения.

Травница-Кубышка

Кубышка-Травница помогала очистить воздух в доме. Ставили ее в местах, где ощущался энергетический застой. Если кому-то плохо спалось, то оставляли на ночь около этого человека. Оберег распространял приятный травяной аромат, способствующий нормализации сна.

Использовали Травницу и для отвода болезней – цепляли на колыбель ребенка. В отличие от Зольной, ей заполняли специальным содержимым не голову, а туловище.

Пеленашка

Дети более беззащитны перед злом, чем взрослые. Чтобы защитить своих потомков от тьмы, славяне изготавливали для детей куклы Пеленашки. Такие обереги клались прямо в колыбель. Они отводили от малышей болезни и неприятности, забирая их себе.

Неразлучники

Куклу Неразлучники не делали самостоятельно. Но их можно было получить в подарок на свадьбу. Его дарили близкие родственницы – это могли быть матери или бабушки со стороны любого из молодоженов.

Неразлучников легко распознать по одному бросающемуся в глаза признаку – руки, которыми они держатся друг за друга, сплетены в одну, что символизирует крепкий союз. Выполнялся оберег  из разных материалов – соломы, ткани или ниток.

Желанница

Смысл, вложенный в куколку Желанницу, можно легко угадать по ее названию. Но не спешите выписывать на листок с десяток желаний. Она может исполнить только одну просьбу. Поэтому лучше сосредоточиться на самом важном.

Чтобы Желанница поняла, что от нее требуется, после ее создания поговорите с ней. Расскажите в подробностях, что хотите получить. Делать это нужно перед зеркалом. Когда мечта превратится в реальность, сожгите оберег, а перед уничтожением поблагодарите за хорошую работу.

Очистительница

Очистительницу использовали для исцеления от физических заболеваний и хворей, навеянных злыми духами. Оберегом для семьи она никогда не выступала – делали ее специально для заболевшего человека. Он или его близкий родственник должен был мысленно перенести все плохое на предмет во время создания куклы.

По завершении работы над ней проговаривали заговор: «Пусть уйдет с меня на тебя все лихое, забирай себе злое, чужое». Затем оставалось только сжечь ее подальше от дома и болезнь вскоре отступала.

Десятиручка

По традициям Десятиручка дарилась молодым женщинам, вышедшим замуж. Десять рук у нее не случайно. Считалось, что подобный оберег поможет молодой хозяюшке все успевать: за детьми смотреть, готовить есть, убирать.

Десятиручку изготавливали только из соломы. Голову куколки украшала косынка, а туловище – нарядный передник. Одним из основных цветов был красный, символизирующий жизненную энергию и процветание.

Кукла День Ночь

День Ночь, как и Неразлучников, тяжело спутать с другими. Это двухсторонний оберег. Сделать его можно несколькими способами: взять две отдельные фигурки и скрепить друг с другом спиной к спине. Или же сделать одну фигурку с двумя лицевыми сторонами.

Один бок символизирует день, а другой – ночь. Главная задача такого оберега – отслеживать привычный порядок вещей. День Ночь бдит смену дня и ночи, смотрит, чтобы ночь была для обитателей дома такой же спокойной и благоприятной, как день. В светлое время суток лицом к жильцам поворачивали дневной облик, а в темное – ночной.

Толстушка

Толстушка станет хорошим амулетом для каждой женщины, мечтающей создать полноценную семью. Образ Толстушки – взрослеющая девочка. Использовали ее для того, чтобы помочь забеременеть. Славяне верили, что длинная коса куклы помогала привлекать душу ребенка.

Если по прошествии года супружеской жизни женщина не могла зачать наследника, родственницы изготавливали для нее такой оберег. Делать его могли только родичи по женской линии – мать, бабушка или прабабушка, но не сестра.

Подорожница

Славяне делали обереги не только с расчетом на защиту дома, но и пытались защитить родных, находящихся за его пределами. Так они изготавливали амулеты для путешественников.

Подорожница защищала человека в пути. Обеспечивал это особый ритуал, связанный с небольшим мешочком Подорожницы. В него клали горсть земли с родных краев – считалось, что это дает человеку силу. Кроме нее в мешок добавляли зерна или хлебные сухарики – благодаря этому путник никогда не голодал.

Птица Радость

Славяне считали, что весна приходила не сама – ее приносили на крыльях птицы. Для того, чтобы скорее призвать цветущую пору, они изготавливали особую обрядовую куклу – Птицу Радость. Она с головы до низа была покрыта птичками, символизирующими весну, удачу и счастье.

Птиц нужно сделать нечетное количество, а одну из них обязательно нацепить куколке на голову. Головной убор, косынку, тоже старались выполнить в форме птицы – с крылышками по бокам и клювиком сверху.

Ведучка, или ведущая в жизнь

Ведучку изготавливали женщины, познавшие радость материнства. Одной из самых важных женских задач считалось продолжение Рода. Женщина должна была не только выкормить ребенка, питая его своими соками, но и воспитать его.

Ведучка помогала в этом нелегком деле, поддерживая мать и обеспечивая контакт с ребенком. Внешне оберег выделялся среди остальных – фигурка там была не одна, а две. Мать с ребенком. Руки женщины и малыша объединены, что означало крепкую духовную связь между ними.

Куклы Крупеничка и Мужик Богач

Крупеничка, еще называемая Зернушкой, помогала кормить семью. Не только в переносном смысле, но и в прямом. Делали ее после сбора урожая, наполняя скрытый внутренний мешочек зерном. Когда семье было нечего есть, женщины доставали из него зерна и пускали на обед. Делали так не только в период голода, а регулярно, заменяя старое зерно на новое.

Крупеничка считалась главной в паре, но сопровождающий ее Мужик Богач тоже важен. Он помогал в финансовом плане. По сути, этот парный оберег есть образом счастливой славянской семьи – умелой хозяюшки и кормильца семьи.

Баба Яга

Многие ассоциируют Бабу Ягу со злым персонажем, но на самом деле это не совсем верно. Даже в народных сказках, дошедших до нас, старая колдунья иногда выступает в роли помощницы, выручающей героев из всяческих неприятностей.

Баба Яга не только хорошая советчица – она может стать хранительницей очага. Ее вешали на входную дверь или на окна дома. Так она отметала от дома своей метелкой всякую гадость – видимую и невидимую.

Рябинка

Одним из самых почитаемых деревьев у славян была рябина. Это повлияло на возникновение такого оберега, как кукла Рябинка. Изготавливали ее осенью. Основой для Рябинки служила крестовина из настоящей рябины – это делало оберег мощнее.

Такой талисман защищал от зла, оберегал семейное счастье и поддерживал в доме атмосферу любви.

Благополучница

Благополучницу дарили друзьям и родственникам, чтобы привлечь в их дом достаток и процветание. Достаток в этом случае понимается как богатство. Но желали не столько денег, сколько того, что на них можно купить – еды, наполнившей весь стол, одежды для каждого члена семьи, полезных бытовых предметов.

Успешница

Успешница представляла собой мотанку с обязательным атрибутом – сумкой. Этот предмет символизировал успех в делах. Какие именно дела должны быть успешными – решал сам хозяин ляльки.

Чтобы стать успешным, прямо скажите оберегу о том, что хотите получить. Например, попросите его о замужестве или деньгах. Если нужна финансовая поддержка, положите в сумочку купюру.

Колокольчик

Колокольчик сообщала добрые новости. Она не только предупреждала о хороших вестях, но и притягивала их. Обладатель такого оберега чаще находился в хорошем расположении духа, больше веселился и получал от жизни много радостных событий. Для Колокольчика характерна одежда из трех юбок, напоминающих елочку.

Спиридон Солнцеворот

Спиридон Солнцеворот относится к ряду обрядовых кукол. Изготавливали его к празднику Солнцеворота. Такой оберег делали с определенной целью – привлечь в жизнь перемены. Но не какие угодно, а такие, которые хотелось бы получить.

Колесо, находящееся в руках Спиридона, символизировало жизнь. Славяне верили, что, благодаря ему можно повернуть жизнь в правильном, нужном, направлении. Такой амулет будет одинаково полезен любому полу и принесет счастье в любой из выбранных сфер.

Правила изготовления кукол оберегов

Обереговые куклы нельзя изготавливать, как обычные игрушки. Это гораздо более серьезное дело, требующее не только учета самочувствия мастерицы, но и подбора материалов, инструментов, а также способа изготовления.

Обережную куклу нужно делать с позитивными мыслями и в хорошем настроении.

Рукодельницам, решившим собственноручно постараться над оберегом, нужно придерживаться таких правил:

  • Работайте над оберегом только когда у вас хорошее настроение и самочувствие. Даже простая головная боль, не говоря уже о хронических болезнях, считается весомым поводом отложить роботу.
  • Во время такого сакрального рукоделия нужно мыслить позитивно. Положительные мысли и эмоции помогут оберегу набраться сил и быстрее приступить к выполнению своей задачи.
  • Следите за лунным циклом, когда принимаетесь за дело. Талисманы должны изготавливаться на растущую луну.
  • Наверное, вы заметили, что у всех мотанок нет лица. Связано это, конечно, не с ленью, а с суевериями. Наши предки считали, что куклы с чертами владельца, могли стать прибежищем для нечисти. Чтобы защититься от нее, они не делали им лица, оставляя их пустыми. Так поступали не только с обережными и обрядовыми куклами, но и с игрушками.
  • При изготовлении тряпичных кукол нельзя использовать острые предметы. Нынешним рукодельницам покажется невероятным отказ от иголок и ножниц, но таковы правила. Их несоблюдение превратит оберег в обычный предмет, лишенный магической силы.
  • Сейчас натуральные ткани используются редко из-за своей непрактичности. Но присутствие синтетических материалов в талисманах недопустимо.

Кукла-оберег, изготовленная в соответствии со всеми старославянскими верованиями, станет полноценным защитником и наполнит вашу жизнь всеми благами.

Как расстаются с куклой оберегом

Обережные куклы нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Обережная кукла – это нечто большее, чем обычная детская игрушка. Такая кукла требует к себе трепетного отношения по всем параметрам. Ее нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Наши предки передавали самодельные талисманы из поколения в поколение, практически не выкидывая их. Однако в некоторых случаях это приходилось делать. Более того, иногда уничтожение амулета было обязательным действием.

В каких ситуациях нужно избавляться от оберега:

  1. Он износился. Это больше относится к тканевым оберегам, чем к соломенным. Потрепанная ткань или вылезшая из нее ниточка не считаются серьезным препятствием к использованию. Но когда оберег буквально распадается на глазах, так, что его невозможно починить, лучше расстаться с ним.
  2. Перестал работать. Куклы, изготовленные с целью отводить от человека или его семьи беду, приходят в негодность быстрее других. Внешне они могут быть как новые, но внезапно перестают работать. Такое случается, когда амулет принимает на себя мощный удар отрицательной энергетики, нанесенный злым колдуном. В этом случае следует положить его в соль, чтобы очистить. Или попробовать провести ритуал очистки огнем, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не начался пожар. Если очищение не помогло, остается лишь один выход – закопать в земле или сжечь.
  3. Среди народных кукол встречались и те, что требовали обязательного уничтожения после выполненной ими миссии. Например, Желанница. Когда она воплощала сокровенную мечту человека в жизнь, ее сжигали.

Зная об этих славянских обычаях, вы сможете легко ориентироваться в том, как прощаться с куклами-оберегами.

Но здесь важно не забывать о некоторых особенностях:

  • Перед сожжением или закапыванием попрощайтесь с куколкой. Это может быть привычный нам разговор или мысленная беседа. Скажите спасибо за все хорошее, что она вам принесла.
  • Обращайте внимание на свои эмоции при расставании. Если куклу не хочется отпускать, скорее всего, ее время еще не пришло. Очистите оберег от негатива и продолжайте использовать. С амулетом, выполнившим свою миссию, прощаются с легким сердцем, без сожаления.
  • Кукол, помогающих притягивать богатство, благополучие или любовь, не обязательно полностью уничтожать. Можно распустить, использовав материалы для других целей. С защитницами от болезней, колдовства и несчастья, так поступать нельзя. Их сжигают как можно дальше от дома.

Расставаться с полюбившимися оберегами, принесшими счастье, грустно и больно. Но делать это необходимо. Не храните поврежденные или переставшие работать амулеты на память, ведь таким образом вы будете способствовать задержке негатива около себя.

vashobereg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*