Ребенок 8-9 лет. Особенности воспитания, советы психолога.
На чтение 10 мин.
Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.
И школьная жизнь, и сам процесс обучения предполагают немало трудностей на всём своём протяжении. Да и у нового возрастного этапа есть особенности, которые важно учитывать взрослым. Следует разобраться в том, каким должно быть воспитание детей в 8-9 лет.
Психологические особенности детей в 8-9 лет
- В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
- Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
- В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
- Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
- Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
- Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
- Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.
Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет
Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.
Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения. Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.
Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.
Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.
Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.
Как воспитывать ребёнка в 8-9 лет
- Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
- Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
- Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
- Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
- Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
- Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
- Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
- Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
- Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.
Половое развитие детей в 8-9 лет
Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся. Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма.
В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.
Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.
Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.
Развитие ребёнка в 8-9 лет: что должен знать и уметь
- Ребёнок достаточно хорошо может контролировать своё поведение и выполнять обязанности: собрать рюкзак, подготовить домашнее задание, заправить постель, сделать уборку в комнате, помыться и почистить зубы, одеться и др.
- Дети в этом возрасте различают, что «хорошо», а что «плохо», знают, как нужно вести себя в общественных местах, как общаться со знакомыми и с чужими людьми, используют вежливые слова.
- Они могут ориентироваться в пространстве и во времени.
- Ребёнок способен более длительное время концентрировать внимание на предмете или задании.
- Школьники умеют писать, читать, считать и решать простые математические задачи.
- Они запоминают стихи из нескольких четверостиший, подробно воспроизводят по памяти сказки и рассказы.
- У детей развита графическая память: они могут запомнить сложную картинку и нарисовать её.
- Ребёнок способен высказывать свою точку зрения по разным вопросам.
- Школьник может разобраться в том, как работают различные устройства.
Режим дня ребёнка в 8-9 лет
На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.
Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.
Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.
Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже 21.00-21.30, перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.
Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».
Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.
Обязанности и труд. Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.
Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет
В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.
Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.
Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.
Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).
Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.
Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.
Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать.
detiivzroslie.ru
мальчик 8 лет психология
Именно период с 8 лет представляет особую важность в детской психологии. В это время активно формируется мировоззрение ребенка, он уже начинает активно осознавать различие между полами и собственную принадлежность. Чтобы избежать проблем во взаимоотношениях со своими детьми, родители должны знать некоторые психологические особенности этого непростого возраста в жизни ребенка.
Мальчик в 8 лет чувствуется себя взрослым героемНекоторые нюансы психологического развития детей в 8 лет
Мальчик и девочка в этом возрасте начинают себя позиционировать и проявлять по-разному. Именно в 8 лет у детей начинает формироваться объективная оценка собственных действий и происходящего. Ребенок 8 лет сомневается в правильности поступков собственных родителей, потому что на экране телевизора он видит совершенно противоположную картину. Споры с родителями у него могут происходить по причине того, что он прочитал в книге либо увидел по телевизору важную для него информацию, которая расходится с мнением его родителей. Точка зрения родителей и учителей на возникший конфликт не всегда совпадают.
В 8 лет хрупкая детская психика нарушается, ребенок не может сдержать нахлынувших эмоций, проявляет несдержанность.
8 лет — возраст эмоциональной неустойчивостиВ этот период родители должны быть особенно внимательны к тому, какое количество времени их мальчик проводит перед экраном телевизора либо за чтением книги. Важно также и содержание передач, которые он смотрит, а также тематика книг для чтения. Конечно, оптимальным вариантом будет, если мальчик и девочка выберут главными героями собственных родителей, а не киношных героев. В этом возрасте приучение подросшего малыша к самостоятельности является приоритетной задачей каждого родителя.
Мальчику необходимо одобрение отцаСовет для родителей: заслужить такое доверие ребенка 8 лет бывает непросто, для этого проявляйте с ним предельную честность, искренний интерес к его личным увлечениям, создайте совместное хобби, которые сплотило бы вас, придите на помощь в решении школьных вопросов, если об этом попросил ребенок, открыто рассказывайте о собственной жизни в его возрасте.
Личностная мотивация
8 лет являются переломными в жизни каждого ребенка. Мальчик теряет свою наивность непосредственность в обращении с окружающими.
В период 8 лет начинается разделение внешних и внутренних личностных сторон школьника.
Именно на этом этапе важно выяснить мотивацию ребенка, что побуждает его посещать школу: стремление к новым знаниям, желание получить хорошие отметки и признание окружающих сверстников. Что заставляет юного школьника корпеть над учебниками? Этот момент очень важен, доверие малыша к родителям поможет найти ключ к решению этого вопроса.
Мальчик должен иметь личную мотивацию к учебеПоловые различия в развитии этого возраста
В период 8 лет психология ребенка резко изменяется, у него появляется свое личное «Я». Ребенок начинает осознавать, кем он намерен быть в будущем, свое текущее положение в обществе. Дети в этом возрасте учатся оценивать себя и свои возможности адекватно, без преувеличения. Они начинают выполнять домашние задания медленнее, чем обычно.
Учеба дается легче девочке, чем мальчику, в этот непростой период переоценки многих важных вещей. Мальчик становится настоящим непоседой, просидеть урок спокойно он просто не в состоянии, именно поэтому больше всего шумят на переменах мальчики. Если мальчик не привык к порядку и дисциплине, то привыкнуть к этому позже ему будет очень сложно. Ребенок практически перестает обращать внимание на состояние своей одежды. Он не обращает внимания на грязь, может легко носить рваные вещи, чего не скажешь о девочке, для которой внешний вид обретает особую важность.
Часто в 8-9 лет мальчики теряют интерес к учебеВ 8 лет мальчик слабо ощущает свою личную ответственность за происходящее. Выполнение обязательных домашних заданий волнует его меньше всего. Ребенок может просто забывать их выполнять. Мальчик не беспокоится о школьных отметках, а вот о домашних заданиях родителям приходится узнавать через общих знакомых. Ребенок проходит этот психологический период очень непросто.
Мальчик отличается о девочек ровесниц резкими перепадами в настроении – от состояния полной самоуверенности до неуверенности.
В плане накопления словарного запаса лидирует мальчик, ведь в 8 лет в накопленном словарном обиходе девочек содержится достаточное количество слов для оценивания предметов, а у противоположного пола пользуются спросом слова и выражения, отвечающие за передачу действия.
Ребенка надо приучать держать порядокВажные моменты для родителей
Ребенок этого возраста большую часть свободного времени должен проводить в активных играх, на занятиях спортом. Девочки предпочитают заниматься музыкой, изобразительным искусством, чтением. Ребенок в это время может пойти на горнолыжный спорт, акробатические кружки либо спортивную гимнастику. Это время, когда подросший малыш испытывает потребность в оценке собственных умений. Родителям не стоит спешить с критичной оценкой поступков своего ребенка, чтобы не ранить его ненароком. Нужно сначала предоставить ему возможность самостоятельно выполнять множество простых действий.
Занятия спортом — лучший выход энергииРодители выступают в роли проводника, они должны подсказывать ребенку, обучать его самостоятельно оценивать свои текущие поступки. Совместный анализ детских поступков поможет подробнее разложить на части ситуацию, научит ребенка осознавать последствия своих действий и бездействия.
Самостоятельно анализируя собственные поступки, ребенок сможет прекратить действовать на основе личного импульса, начнет действовать более осознанно и дисциплинированно.
В 9 лет малыш может из разговорчивого ребенка превратиться в молчуна, держать некоторую дистанцию между собой и родителями. Ему может стать стыдно, что родители по сей день встречают его со школы. При общении школьника со своими сверстниками он получает множество различной информации, фильтровать ее просто необходимо. Именно родителям на это время отводится роль фильтра, помогающего определиться в противоречивом потоке информации.
Отношения со сверстниками выходят на первый планВ этом возрасте важно внести некоторые коррективы в воспитание подросшего ребенка. Он повзрослел, больше не посещает детский сад, многие признают его взрослым. На его поведение налагаются определенные рамки и условности, из-за чего и возникают некоторые сложности в родительском воспитании ребенка в этот переломный момент. Малыш пытается постоянно анализировать, как вести себя в каждой конкретной ситуации с ровесниками, в стенах школы, с близкими друзьями. Как правило, этот отрезок времени проходит у детей относительно спокойно.
Школьная адаптация
Готовность малыша к школе не всегда определяется умениями считать, писать, читать. Гораздо более важная роль отведена психологической подготовке детей к школе. Они должны психологически приспособиться к тому, что их привычная жизнь изменилась кардинальным способом. Родители должны приложить усилия, чтобы ребенок шел в школу с радостью и жаждой познания. Нужно проявлять заинтересованность не только в его каждодневных отметках, но и в личных поступках, мыслях и поведении с друзьями.
Доверительные отношения с мальчиком — это очень важноНеобходимо осознать, что школьник – это ребенок, который находится в стадии непрерывного развития.
Если у вашего чада что-то не заладилось с уроками, помогите ему выполнить задачи, решить заданные примеры. Подробно объясните, что и как тут нужно выполнять, лично проконтролируйте исполнение. Такую поддержку ребенок оценит.
Юный школьник может получать плохие отметки из-за своего страха совершить ошибку, по причине неуверенности в правильности собственного поведения в школьных стенах. Если вашего ребенка постоянно критиковать за низкие отметки, то в дальнейшем он может замкнуться в себе по причине собственной неудачи. Нужно помогать малышу в решении сложных задач, поощрять за успехи по тем предметам, которые ему даются с легкостью. Родительская похвала является мощным стимулом для дальнейшего успешного обучения в школе.
Отношения в коллективе очень важны в этом возрастеВ дальнейшем, при столкновении с различными непреодолимыми трудностями, малыш будет точно знать, что в него искренне верят и помогут, тогда он легко справится со всеми преградами на своем пути.
Особенности родительского воспитания
Современные методы и направления воспитания сильно отличаются от тех, которые еще недавно считались самыми прогрессивными. Интернет и телевидение присутствуют в жизни каждого школьника, но вот содержание поступающей из интернета информации и время, проведенное за экраном, должны четко контролироваться родителями.
Родители должны контролировать пребывание мальчика в интернетеРодительское воспитание мальчиков и девочек в этот период отличается. Мама с дочкой должна постепенно приступать к обычным домашним делам, приготовлением пищи, уборкой дома, рукоделием. При этом девочка должна знать, что ее ценят и признают не за ее ответственность и дисциплинированность, а за то, что она просто есть в жизни родителей. Искренне хвалите девочку, а не то, чем она занимается.
Контроль за простором ТВ-передач обязателенМальчикам особенно важна родительская оценка результатов. Они уже думают о себе, как о взрослых мужчинах, способных на любую мужскую работу вместо собственного отца либо старшего брата. В некоторых ситуациях у родителей возникают споры о степени самостоятельности своего сыночка в 8 лет, о границах дозволенности.
При этом многим мамам нужно просто отпустить повзрослевшего сыночка, а папе нежелательно давить на сына, заставляя выполнять те действия, которые ему не нравятся.
Основное требование, которое ребенок выдвигает в этом возрасте своим родителям, заключается в предоставлении большей свободы и самостоятельности в поведении, принятии собственных решений. Необходимо предоставить ему подобную свободу, поддержать его намерение проявлять самостоятельность и развивать собственную независимость.
detki.guru
Основы воспитания ребенка 8 лет
Психология ребенка 8 лет претерпевает изменения. Восьмилетний ребенок чувствует себя устоявшейся личностью, которая имеет собственное мировоззрение, мнение. Психологические особенности детей 8 лет определяются половой принадлежностью, индивидуальными личностными качествами.
Искать правильный подход к подрастающей личности должны родители. В 8 лет воспитание ребенка представляет некоторые сложности для родителей. Сын или дочь проявляют протест, неадекватно реагируют на замечания, советы родителей. Мать, отец должны правильно подбирать слова, обдумывать действия, чтобы не задевать чувств ранимого подростка.
Как воспитывать ребёнка в 8 летнем возрасте?
Достигнув 8 лет, дети считают себя самостоятельными, у них устоялись взгляды, собственное мнение. Юному гражданину хочется самостоятельно выполнять то, что раньше делалось при помощи родителей. Подрастающему человеку хочется чувствовать себя нужным обществу, друзьям. Возникает желание проявить себя, показать свои таланты, самоутвердиться перед сверстниками.
Это возрастной период, когда родителям необходимо найти золотую середину воспитания подрастающего поколения. Если слишком сильно опекать сына, дочь, они почувствуют себя ущемленными в правах. Дети подумают, что все всегда за них решается, они не имеют права голоса.
Другая крайность, которая отмечается у некоторых родителей, — не обращать внимания на перемены поведения, думая, «перерастет». Настрой неверный: дети возраста 8 лет крайне ранимы, им необходимо чувствовать поддержку близкого человека. Родители — авторитет для подростка, подсказывают, направляют, если он просит об этом. Мать, отец интересуются жизнью, потребностями своего чада. Близкие люди знают о тревогах малыша, стараются вместе найти правильное решение проблемы.
Как правильно воспитывать школьника?
Ребенок в 8 лет уже посещает школьное учреждение. Школьнику этого возраста важно придерживаться правильного распорядка дня для ребенка. Для этого возраста характерна сильная привязанность к электронным устройствам. Дети настолько становятся занятыми играми, фильмами, мультфильмами, что готовы жертвовать сном. Родителям важно не допускать такой ситуации. Сон — часть здорового образа жизни юного члена семьи. Часть информации подростки черпают с экрана телевизора, компьютера. Иногда полученная информация противоречит советам взрослых, чадо проявляет протест на замечания родителей.
Адаптация к школьной жизни происходит первый год учебы. Новый ученик осознает, что уже не то маленькое дите, которое контролировали, опекали родители, ему придется на какое-то время разлучиться с родственниками, некоторые решения принимать самостоятельно.
Восьмилетний школьник уже освоился в стенах учебного учреждения, что проявляется следующими моментами:
- Знает требования к ученикам такого возраста, исполняет их, привык к дополнительным нагрузкам.
- Малыш уже познакомился, подружился со сверстниками, имеет близких друзей, научился вести беседу с учителем, одноклассниками.
- Мнение сверстников важно, школьник желает подражать друзьям, их поступкам, интересам.
- Юный ученик развит социально, научился общаться с окружающими, правильно подбирать слова.
Важно! 8 лет — время, когда подросток уже перестает считать родителей авторитетом, предпочтение в советах, интересах отдает сверстникам.
Действия родителей на этапе воспитания детей должны быть тактичными, своевременными. Следующие шаги сблизят их с подростком:
- Интересоваться школьной жизнью малыша. Важно контролировать непосредственный процесс учебы, знать, чем занят ученик вне школьных стен. Интересоваться кругом общения, тревогами ученика.
Участвовать непосредственно в учебном процессе: помогать с уроками, предлагать решение задач, следить за правильностью мыслей. - Хвалить подростка за достигнутые успехи, награды. Это поможет школьнику самоутвердиться, дальше стремиться быть лучше.
Не позволять малышу замкнуться в себе. Постоянная критическая настроенность взрослых насторожит подростка, он начнет сомневаться, доверяют ли ему родители.
Установить режим дня ребенка. Школьнику необходимо вовремя отправляться на ночной сон — это приучит к ответственности, научит дорожить своим здоровьем.
Подросток девятого года жизни думает, что уже слишком взрослый, советы старших ему не нужны, однако самостоятельность будет приходить с годами.
Как поднять самооценку детей?
Дети восьмилетнего возраста обращают внимание на умения, таланты одноклассников. Если что-то у них получается хуже, самооценка падает. Начинается самокритика, подросток считает себя никчемным,
неуверенным человеком. Здесь важную роль играют отношения родителей и детей.
Главный аспект поднятия самооценки — похвала. Важно хвалить подростка за достигнутые успехи, приобретенные навыки — это покажет, что родители не сомневаются в нем, доверяют, поддержат в трудную минуту.
Обсуждение семейных вопросов, проблем, касающихся подростка, проводится при его присутствии, позволяя выразить собственное мнение. Таким образом, родители покажут, что мнение юного члена семьи важно для них, они прислушиваются к нему, доверяют. Общение в школе иногда вынуждает подростка делать, как все, чтобы не выделяться. Но иногда побуждения сверстников в корне неправильны, родителям следует направить дитя по правильному пути, но делать это важно, не подрывая авторитета подрастающей личности.
Как воспитать уверенность в ребёнке?
Часто 8-летние дети не уверены в себе. Это случается из-за изменчивого настроения, действий, слов сверстников. Взрослым необходимо дать понять малышу, что он нужен и не бесполезен. Родители могут доверить детям ответственную работу, похвалив за отзывчивость, а потом за результат.
Мать вместе с дочкой занимается домашними, бытовыми делами. Уборка дома, приготовление пищи, поход за продуктами — женские дела, девочке будет интересно, что мать считается с ней, доверяет серьезные решения, ответственные дела. Доверив девочке 8 лет ответственную работу по дому, мать научит ее быть дисциплинированной, уверенной хозяйкой.
Мальчик 8 лет хочет казаться взрослым мужчиной, как отец. У него появляются собственные интересы, хобби. Он желает получить от родителей больше свободы в выборе развлечений, занятий. Пускать на самотек сына не следует, чрезмерно опекать также не нужно. Необходимо предоставить ту свободу, о которой он просит, в мерах разумного.
Как воспитывать девочку 8 лет?
Девчонки-восьмилетки становятся усидчивыми, ответственными, прилежными, исполнительными. Они уделяют большую часть времени внешности: одежде, прическе. Девочки к восьми годам интересуются творчеством, занятиями по рукоделию, пению, танцам, вышиванию. Дочери становятся хорошими помощницами для матерей, более ответственно относятся к учебе. Девочку постоянно следует заверять в любви, хвалить за выполненную работу. Она почувствует себя нужной, полезной для родителей. Дочери меньше подвержены эмоциональной нестабильности, они более уравновешены, больше задумываются об образовании.
Как правильно воспитать восьмилетнего сына?
Мальчик 8 лет проявляет меньшую аккуратность во внешнем виде. Часто родителям приходится приводить внешний вид сына в надлежащее состояние. Мальчики 8 лет обращают меньше внимания, во что одеты, насколько чистая одежда.
Мальчишки менее ответственно относятся учебе, выполнению домашней работы, помощи в быту. С нежеланием выполняют порученную им работу по дому, уроки. Мальчишки активны на переменах, выбирают интенсивные игры. Также их не волнует процесс учебы, состояние своего дневника.
Интеллектуальное развитие этого возраста у мальчиков выше, чем у сверстниц женского пола. Они любят изучать различные понятия, термины, пополняя словарный запас.
Часто сыновья берут пример с отца, желая подражать ему, а иногда даже заменять его. Они требуют от родителей большей свободы в действиях. Мальчики более подвержены эмоциональным перепадам, что сказывается на их настроении, поведении. Грамотный подход родителей не отдалит их от детей, а сблизит, сделав взаимоотношения доверительными.
Часто мальчикам необходим доверительный разговор с отцом, матерью. Родители дают возможность сыну самому оценить свои действия, последствия принятых им решений, ведь восьмилетний мальчик желает казаться взрослым мужчиной.
Внимание! Советы психолога по воспитанию мальчика говорят, что они так же, как и девчонки, требуют родительского внимания, любви, сами того не осознавая.
Что должен знать ребенок в этом возрасте?
Восьмилетний малыш достаточно развит интеллектуально. Умеет читать, писать, считать, мыслить логически. У подростка есть собственное мнение, которое выдвигается на первый план.
Дети хотят казаться взрослыми, хотя поддержка родителей им постоянно требуется, но они стараются это скрывать. Не все проблемы, сложные ситуации восьмилетний человек решает самостоятельно. Родители принимают прямое участие в жизни ребенка.
К 8 годам у детей устанавливается личность, формируются индивидуальные особенности характера. Школьник увлекается чем-то конкретным, определяет род занятий, пришедшихся по душе. Подросток самостоятельно способен выполнять домашние задания, решать задачи, красиво писать, выражать мысли с помощью рисунков. Дети этого возраста обладают отличной памятью, особенно запоминается зрительная информация. Способны сделать выводы по пройденному школьному материалу, увиденной информации, выделив важные моменты.
Распорядок дня для ребенка 8 лет должен быть четким, чтобы он мог самостоятельно его контролировать, корректировать. Дети восьмилетнего возраста ориентируются во времени, определяют, когда выполнять то или иное задание. Подростки-восьмилетки должны уметь следить за гигиеной, школьными принадлежностями, одеждой.
Чем занять восьмилетнего подростка?
Восьмилетние дети сами находят интересное занятие. Но они по-прежнему нуждаются во внимании взрослых. Следует проводить интеллектуальные игры, решать логические задачи, ездить по интересным, познавательным местам. Организовывать мероприятия, на которых будут присутствовать сверстники. Это покажет, что родителям важно, с кем общается подросток.
Можно вместе посмотреть любимый его фильм, почитать, обсудить книгу. Данный жест обязательно оценит сын, дочь. Главное — совместные занятия с родителями помогут развивать малыша соответственно возрасту. Родителям нужно знать, чем интересуется их чадо.
Неуправляемый ребенок — что делать?
Восьмилетний возраст подростка характеризуется некоторыми поведенческими изменениями. Некоторые родители отмечают кризис восьми лет у своего чада. Проявляется он в следующем:
- школьник не хочет учиться;
- отмечается невнимательность на уроках, дома;
- не слушается своих родителей, учителей, других взрослых, игнорирует просьбы, не воспринимает советы, предпочитает быть похожим на сверстников;
- проявляются речевые дефекты, начинается нечеткое произношение некоторых слов, проглатываются окончания, появляются проблемы с чтением;
- школьник эмоционально нестабилен, случаются истерики, капризы, протесты, недовольство, сыплются обвинения в адрес родителей.
Часто дети самокритичны, тревожны, иногда агрессивны, озлоблены. Дальнейшее поведение подростка зависит от воспитательной тактики родителей. Родители по-прежнему заверяют чадо в любви, проявляют нежные чувства, постоянно, последовательно занимаются воспитанием. Находят вместе с детьми интересные занятия, помогают почувствовать себя нужными. Неважно, дело касается воспитания сына или дочери, каждый нуждается в любви, внимании, заботе.
nello.ru
Что должен уметь ребенок в 8 лет: мальчик и девочка
Для восьмилетнего ребенка этот период является довольно безмятежным. В прошлом остались первоначальные школьные затруднения и шумные дошкольные годы, когда требовался строжайший присмотр. Переход к подростковым годам еще впереди. Совсем недавно агрессивный и недоброжелательный, сейчас он лучше находит понимание с родителями и перестал злоупотреблять их долготерпением.
Хотя все равно воспитанием нужно заниматься очень ответственно, потому что этот возраст тоже имеет свои особенности. Родителям следует быть в курсе, что должен уметь ребенок в 8 лет. Младший школьник уже ощущает себя членом социума, у него сформировалась собственная поведенческая структура, которой он придерживается. Ребенок сам может собраться в школу, подогреть себе обед. Он имеет свое мнение по любому вопросу и готов отстаивать его. Многие дети отдаляются от родителей, вот почему им надо быть чуткими и деликатными, чтобы впоследствии не возникло значительного разлада с ребенком.
Физиология восьмилеток
Организм растущего второклассника пока еще детский, не происходит никаких радикальных перемен, не видно наглядно выраженных гендерных отличий. За это время школьники вырастают примерно на 6 см, причем мальчики слегка опережают. А вот прибавление в весе равноценно и не зависит от пола – примерно 2 кг, иногда немного больше. Вследствие солидной интеллектуальной нагрузки, хрупкий ребенок должен возобновлять активность посредством достаточно долгого сна – не меньше 10 часов. Если ночной сон нарушается из-за обилия впечатлений или моральной перегрузки в течение дня, его необходимо поддержать, например, напоив травяным чаем или молоком с медом.
В школе ребенок основательно утомляется, поэтому после уроков ему необходим физический и моральный отдых, к примеру, просто полежать полчаса или час, не пользуясь при этом телевизором, компьютером и телефоном. Заданий в школе становится все больше, приходится просиживать за уроками по нескольку часов, кроме того, по вечерам дополнительно сидение перед телевизором или компьютером. Сидячее положение становится привычным и оказывает влияние на становление позвоночника и всей костной системы. Это очень вредно для младших школьников. Исправить положение помогут двухчасовые прогулки на свежем воздухе. Общие гулянья в компании с взрослыми или ровесниками являются необходимостью.
Порой восьмилетние ребята испытывают болезненные симптомы в конечностях, связанные с стремительным ростом. Чаще всего такие ощущения встречаются у грузных или гиперактивных ребят. Мускулы восьмилеток обладают упругостью и эластичностью, великолепно выдерживают нагрузку и растяжку. Физическая активность детей достаточно высокая: у них хорошо получаются прыжки с высоты на точность, катание на лыжах и роликах, они взбираются по канату, пробегают длинные дистанции. Очень важно соблюдать распорядок дня, вовремя ложиться спать, выполняя перед этим установленную церемонию с вечерней гигиеной.
Бытовые умения
Младший школьник уже сам справляется с повседневными бытовыми делами:
- самостоятельно может собрать школьный рюкзак;
- выполняет домашнее задание;
- наводит порядок в своей комнате;
- убирает за собой постель;
- выполняет гигиенические процедуры;
- может одеться по погоде;
- определяет время с помощью часов;
- может разогреть себе еду, приготовить бутерброд, простой салатик или пожарить яичницу.
Если ребенка правильно воспитывают, ему уже можно поручить кое-какую несложную работу дома: убрать игрушки, вымыть посуду или пропылесосить комнаты. Девочкам не составляет труда пришить пуговицы или накрыть на стол, а мальчики с радостью помогают отцу или брату мастерить что-нибудь.
Развитие психики восьмилетнего ребенка
Мышление и творческая фантазия младшего школьника достаточно развиты и формируются при помощи реальных и отвлеченных понятий. Ребенок запоминает любую яркую зрительную информацию, проанализированную им, из которой он делает выводы.
Многие дети вплотную подходят к половому созреванию. Происходит повторный процесс копирования поступков и образа действий взрослых, поэтому пример родителей весьма важен для ребят. Они доказывают свои установки. Младшие школьники могут перепутать хорошее и некорректное поведение. Принципиально значимо к этой поре заложить фундамент ключевых понятий – что такое хорошо и что такое плохо – на наглядных образцах.
Дети увлекаются чтением, рисованием, обожают подвижные игры, развивающие у них силу, сноровку, обостряющие восприятие, позволяющие демонстрировать взрослые качества. Многие из ребят в этом возрасте дистанцируются от родственников, преимущественно это относится к мальчикам. Они смущаются взять маму за руку, поцеловать ее на глазах чужих людей. Родители должны отнестись к этому факту серьезно, стоит беседовать с ребенком по-взрослому, интересоваться важными для него темами.
Ребенок должен знать, что он может доверять своей семье, что его здесь понимают и уважают его мнение, с ним считаются. Необходимо с ним разговаривать, выяснять проблемы, которые его волнуют, одобрять его поступки или деликатно объяснять, в чем он неправ. Если в этом возрасте не привить уважение к старшим, то позже может быть поздно. Следует научить школьника считаться с другими членами семьи и с другими людьми.
Занятия ребенка в школе и в свободное время
Младшим школьникам, как любым другим, следует заниматься физическими упражнениями. Уроки физкультуры в школе и спортивные секции, с удовольствием посещаемые ребятами, облегчают эту задачу. Однако нужно учитывать, что избыточная нагрузка сверх школьных занятий вредна, вот почему посещение кружков и секций должно приносить радость и удовольствие, и позитивно влиять на эволюцию и настроение, а не приводить к стрессу. Серьезного внимания в этот период также требует психологическое и умственное развитие. У школьников вырабатывается большое количество умений:
- они владеют навыками чтения, письма, решения математических задач;
- принимают участие в художественной самодеятельности;
- способны усвоить пройденный материал, могут пересказать его, перевести, объяснить, сделать заключение;
- владеют графической памятью, могут воспроизвести затейливый рисунок на бумаге, запомнив мельчайшие подробности;
- умеют выяснять принципы работы какого-то устройства, определить, зачем оно предназначено, как используется;
- рассматривая геометрические фигуры, могут их классифицировать и расположить на плоскости различными способами;
- учатся моделировать.
Младшие школьники с успехом занимаются изучением иностранных языков: в это время развитие памяти у детей 8 лет позволяет запоминать большой объем новой информации. Если ребенка интересует история или география, полезно читать дополнительный материал на эти темы. Развитию логики у детей 8 лет помогают упражнения с просмотром аудио- и видеозаписей. Надо потом попросить ребенка пересказать их или написать сочинение с отзывом о просмотренном или прочитанном.
Детям, преимущественно мальчикам, интересно заниматься с большими и достаточно сложными конструкторами, пазлами, развивающими внимание. Большинству ребят нравятся книги о животных, о приключениях и находках. Полезно заниматься с ними развивающими компьютерными играми и обучать некоторым программам, показывать им эффектные химические и физические опыты, проводить экскурсии в музеи, на выставки, водить на концерты и в театры.
Развитие речи
Восьмилетние дети обладают полностью сформированной речью и четкой дикцией, при этом составляя связный текст из достаточно длинных и сложных предложений. Они владеют очень большим лексиконом. Наиболее распространенной проблемой становится плохая дикция. Нарушения развития речи у детей 8 лет заключаются в том, что они нечетко разговаривают, мямлят или проглатывают часть слов из-за спешки. Эмоции, настроение и перенапряжение негативно отражаются на артикуляции ребенка. Этот недостаток необходимо исправлять, чему способствует множество различных тренировочных упражнений и скороговорок.
Существует мнение логопедов, что около трети населения планеты страдают нарушениями дикции. В большинстве случаев это зависит от речевого развития и среды обитания. Самыми распространенными являются недостатки произношения шипящих, когда выговаривают сами звуки, но с нарушением артикуляции. Причиной неверного произношения «р» считают слабость мышечного аппарата. Все эти недочеты дикции можно исправить с помощью тренировок мышц и произношения. Младшим школьникам хорошо помогают скороговорки: это простые, размеренные, нередко шутливые короткие побасенки, выстроенные с помощью комбинаций звуков, затрудняющих беглое их произнесение. Народ создал их для развлечения и одновременно обучения детей. Использование их с целью совершенствования артикуляции позволяет успешно исправить неправильное произношение. Их желательно проговаривать в разном темпе, следя за четкостью произношения каждого звука.
Задержка речевого развития у детей 8 лет обусловлена различными причинами. Однако таких детей становится все больше с каждым годом. Вовремя обнаруженная неразвитость речи может быть исправлена, если ее не запускать. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны принять меры для коррекции, иначе ребенок начнет отставать и в психическом развитии, не сумеет полноценно общаться с ровесниками и обучаться в школе. Эти две проблемы взаимосвязаны. Задержка развития речи тормозит формирование интеллекта, а недоразвитая речь обычно бывает последствием врожденных неврологических и психических заболеваний. Чаще всего подобные диагнозы ставят в возрасте 5 лет, когда бывает уже поздно их лечить. Если к 7 годам ребенок не заговорил полноценно, то вряд ли это произойдет когда-либо.
В восьмилетнем возрасте дети много чего умеют делать самостоятельно. Они справляются с гигиеной, собираются в школу, могут сами разогреть еду, помогают родителям, заправляют постель, делают уроки, посещают секции и кружки. Родителям приходится только неназойливо их контролировать. Надо осторожно разрешать им руководствоваться своим мнением, но потребуется очень много деликатности для сохранения равновесия между излишним вторжением в его жизнь и неприметной поддержкой.
pups.su
Развитие детей в возрасте 8 лет. Что должен уметь делать ребенок в восемь лет?
Умения и знания детей 8-ми лет зависят от их психического и физического развития, воспитательной модели дома и в школе. Восьмилетний ребенок находится в переходном положении: он уже не детсадовец, но пока еще не сформировавшаяся личность. Его преследуют стремление к самостоятельности и одновременно нехватка опыта в бытовых, общественных делах.
Чтобы изменить вектор общения с учеником второго класса, направить воспитательный процесс в нужном направлении, родителям нужно знать, что должен уметь делать ребенок в 8 лет самостоятельно. Об этом и поговорим.
Физическое развитие ребенка в 8 лет
Ученикам второго класса приходится много сидеть, писать. Их позвоночник и кисти рук еще не до конца готовы к таким нагрузкам, поэтому при длительном письме или чтении малыши жалуются на боли в спине, усталость пальчиков. Кости детей 8-ми лет содержат большое количество хрящевой ткани, поэтому малыши этого возраста гибки, эластичны и податливы к растягиванию.
С точки зрения физиологии, восьмилетние дети должны уметь:
- Делать простые координационные движения, состоящие из 1-2 элементов;
- Поддерживать позу сидения 25-30 минут;
- Испытывать желание к подвижным играм, беганию;
- Лазать на шведскую стенку на высоту более 1 метра;
- Подтягиваться на турнике 1-4 раза;
- Сгибаться пополам сидя и стоя;
- Закидывать мяч в кольцо с небольшого расстояния;
- Кататься на лыжах с палками, коньках, роликах;
- Плавать на спине и брасом;
- Взбираться по канату;
- Пробегать длинные дистанции на время.
Важно! Родителям и педагогам школ важно помнить, что полное окостенение конечностей и позвоночника ребенка произойдет к 10-11 годам. Нельзя использовать упражнения с приземлением на твердую поверхность на физкультуре, могут повредиться фаланги пальчиков.
Восьмилетние дети быстро утомляются. Им требуется дополнительный отдых днем, после школы. В этом возрасте вряд ли можно устроить полноценный сонный час, как в детском саду, но послеобеденный отдых на диване в течение 30 минут весьма полезен.
Психическое развитие детей в 8 лет
В младшем школьном возрасте малыш все больше погружается в социум, отрывается от мамы, папы. Ему необходимо общение со сверстниками. Дети в 7-9 лет учатся получать информацию вне семьи и мнений родителей: из СМИ, интернета, от окружающих, знакомых детей и взрослых.
Согласно особенностям психического и психологического развития, ребенок 8 лет должен уметь:
- Осознавать себя отдельной личностью;
- Высказывать свою точку зрения;
- Составлять мнение о происходящем и услышанном;
- Предполагать, кем станет в будущем;
- Стремиться к общению с одноклассниками, сверстниками;
- Соблюдать общепринятые социальные нормы;
- Контролировать свое поведение в школе, на улице, дома;
- Осознавать опасности: аккуратно переходить через дорогу, не общаться с незнакомыми взрослыми без разрешения;
- Выделять интересы, хобби;
- Концентрироваться на одном задание или предмете более 20 минут;
- Ориентироваться в пространстве, времени;
- Различать что такое «хорошо-плохо»;
- Запоминать стихи из 12-18 строк;
- Разборчиво писать;
- Слитно читать слоги, слова;
- Считать до 100-200;
- Решать простые задачи с 1-2 действиями;
- Запоминать сложную картинку и воспроизводить ее;
- Пересказывать сюжеты сказок, небольших повествовательных рассказов;
- Играть в ходилки, шашки, шахматы;
- Собирать конструкторы Лего из 500 и более мелких деталей по инструкции;
- Понимать принцип действия некоторых приборов.
Бытовые и социальные навыки ребенка 8 лет
Восьмилетний школьник способен помогать по дому, отлично обслуживает свои повседневные нужды. Обязательно научите ребенка 8 лет делать самостоятельно следующее:
- Собирать школьный портфель;
- Частично без помощи родителей делать домашние задания;
- Убирать кровать после сна;
- Наводить порядок в детской после игр, делать генеральную уборку вместе с взрослыми;
- Определять, что надевать, по погоде;
- Узнавать время по часам со стрелками;
- Разогревать еду;
- Накрывать на стол;
- Нарезать салаты, наливать чай;
- Мыть посуду;
- Вытирать пыль;
- Пылесосить;
- Мыть пол;
- Забивать гвоздики, шурупы;
- Заботиться о домашнем питомце;
- Помогать заботиться о младших сестрах, братьях;
- Выполнять несложную работу по уходу за скотом, в огороде.
Дети 8 лет умеют и знают уже достаточно много, чтобы доверить им важные и ответственные дела по дому, в школе. Главное, не скупиться на похвалу. Ласковое слово сближает родителей и детей, стимулирует школьника к развитию умений, приучает к труду, повышает самооценку.
Видео развитие детей в возрасте 8 лет
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
vse-pro-detstvo.ru
Детская психология детей 7-8 лет для родителей
Любой человек с самого рождения проходит путь развития, то есть меняется физически, умственно, психологически. Самым стремительным этапом считается период до года. В это время любой родитель знает, что должен знать и уметь его ребёнок. Ведь от этого зависит вся жизнь крохи. Но почему-то после отметки в один год многие перестают интересоваться особенностями психофизического развития, считая, что самое страшное позади. Забывая при этом, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А зная детскую психологию 7–8 лет, особенности психофизического развития детей, родители лучше смогут понимать специфику поведения или же правильно реагировать на возникающие проблемы. Ведь детская возрастная психология периода 7–8 лет является для родителей инструментом понимания и решения проблем.
Основные показатели физического развития детей
Название показателя | 7 лет | 8 лет |
Рост | 121,2 см | 126,9 см |
Масса тела | 22,9 кг | 25,5 кг |
Окружность головы | 52 см | 58 см |
Окружность грудной клетки | 52 см | 59 см |
Частота дыхания | 20–25 вдохов в минуту | |
Частота сердечных сокращений | 85–100 ударов в минуту | |
Артериальное давление | 90/60 | |
Объем мышечной массы | 25% веса тела | |
Вес сердца | 92,3 грамма |
Дополнительные возрастные особенности развития детей 7–8 лет:
- Изменение пропорций головы и тела, приближения показателя к взрослому.
- Увеличение длины конечностей в 2 раза.
- Стремительное развитие опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника. Кости поддаются изменениям в формах и структуре. Колоссальная нагрузка на скелет, вызванная длительным нахождением на занятиях, где приходится подолгу удерживать статическую позу. Поэтому детям трудно сидеть неподвижно. Отсюда риск возникновения проблем с осанкой.
- Начало окостенения и стремительное увеличение объёма крупных мышц. Полезными будут занятия кроссом, упражнения с подпрыгиваниями, катание на роликах.
- Способность мгновенно сориентироваться и перестроиться, выполняя упражнения.
- Недостаточная крепость мелких мышц рук, ведущая к жалобам на боли и усталость при письме.
- Смена брюшного дыхания на грудное, укрепление диафрагмы.
- Завершение формирования структуры лёгких.
- Перестройка работы иммунной системы, перераспределение нагрузок с вилочковой железы на лимфоузлы, селезёнку, миндалины, костный мозг.
- Смена передних молочных зубов на коренные.
- Недостаточное развитие нервного регулирования движения, что ведёт к сложностям в точности движений и скорости их выполнения.
- Зрение как основной контролёр процессов писания и рисования. Главная особенность – фиксация внимания на всём процессе, а не только на листе бумаги. Заметна чрезмерная напряжённость, вызванная старанием.
У школьника 7–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей.
Психические особенности
Большинство овладело разговорными навыками. Увеличивается словарный запас и интерес к познанию неизвестных слов. Приходит понимание звукового отличия речи и произношения. Если социальное окружение было положительным и взрослые общались качественно и подолгу, к первому классу ребёнок умеет выразить мысли, пересказать рассказы или мультипликационные фильмы в красках.
- Прослеживаются способности осмысливать, анализировать увиденное или услышанное, видна целенаправленность действий.
- Для развития восприятия характерно наблюдать, искать, рассматривать, изучать.
- Развитию способности понимания способствует речь.
- Дети умеют назвать и сделать главными для себя качества и свойства предметов, разделить их и понять реальную связь между ними.
- В возрасте девяти лет восприятие может стать обобщающим, развивается способность устанавливать связи в воспринимаемых явлениях и событиях.
Развитие мыслительных процессов
Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил», а в конце – начинает развиваться мышление словесное. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. К концу периода у детей будет получаться обобщение и установление связей. Это важно для развития умственных способностей. Большинство интеллектуальных задач решаются с помощью образного мышления, помогающего понять суть задачи, провести параллели с реальностью и проконтролировать её решение.
Большинство будет с лёгкостью представлять в воображении предмет, выделять в нём главные особенности. Заметно начало формирования мышления, помогающее воспроизводить увиденное в виде схем, чертежей, планов. Благодаря этому типу мышления появится понимание условных обозначений слов в предложении либо математических действий. Начинают формироваться основы мышления, основанного на алгоритме «увидел — нашёл причину». Такой вид мышления является главным для взрослого индивида. Характерно понимание простейших причинно-следственных связей, умение пользоваться словосочетаниями «если…, то».
Рекомендации по развитию:
- составление слов из заданных букв;
- составление предложений из заданных букв;
- разгадывание ребусов.
Важно помнить, что выполнять все задачи нужно в игровой форме, придумывая увлекательные упражнения.
Свойства памяти
Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.
Рекомендации по развитию:
- заучивание стихов;
- чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
- перечисление предметов, показанных на картинке;
- обучение танцам, прочим играм на движения.
Особенности внимания
Эта психическая особенность является самой важной, на внимании строится процесс обучения. Раньше дети не могли сосредотачиваться на монотонных действиях, а в семь лет это не является непосильной задачей. Но непроизвольное внимание продолжает лидировать. Отвлекающим фактором служит любой раздражитель. Средняя продолжительность сосредоточенности составляет 10–20 минут. Возникают сложности с переключением внимания между заданиями. Дети индивидуальны, внимание развито у каждого по-своему. Одни могут быстро переключаться с задачи на задачу, но подолгу удерживать внимание не в состоянии. Другие могут скрупулёзно, очень тщательно заниматься решением, но долго переключаются на решение следующей задачи.
Свойства внимания неодинаково поддаются тренировке и развитию, но их можно и нужно развивать. Это необходимо делать, чтобы не пустить этот процесс на самотёк. Только к 9–10 годам можно рассчитывать на усидчивость и сосредоточенность, которая позволит подолгу выполнять задания. До этого времени будет преобладать произвольное внимание, переключающееся на внешний раздражитель. Из-за этого психического свойства лучшим способом предоставления учебного материала будут яркие пособия и материалы.
Рекомендации по развитию:
- игры в домино, лото;
- поиск нарисованных одинаковых предметов, изображённых на одной картинке;
- поиск различий между двумя картинками, идентичными на первый взгляд.
Отношения с социумом
Приходя в первый класс, понимание действительности претерпевает значительные изменения. Если в раннем возрасте в качестве значимых взрослых выступали только родители, то теперь появляется ещё один – учитель. На основании этих отношений теперь строятся последующие отношения с окружающими. Связи «ученик–учитель» выступают показателем качества условий жизни. Успеваемость выводится на первое место. Педагог выступает в качестве взрослого, которого беспрекословно слушают, и которому подчиняются. Характерно появление ябед, так как отношения друг с другом строятся с позиции отношения к правилам учителя.
Взаимоотношения со взрослыми сводятся к следующему алгоритму: взрослый нацеливает, осуществляет проверку, производит оценку действий. Сначала манипуляции производятся совместно, затем участие взрослого в процессе уменьшается, пока полностью не прекратится.
Приобретается и накапливается опыт общения и решения конфликтных ситуаций. Обучение терпению, способности к совместным действиям, умению прощать. Развитие способности понимать желания другого, решать общие задачи, смотреть на действия чужими глазами.
Основные психологические изменения
Основными психологическими изменениями являются:
- Стремление упорядочить все аспекты своей жизни. Во всём, с чем сталкивается ребенок, прослеживается стремление выявить закономерности, в которые можно уложить окружающий мир. Устойчиво мнение, что окружающие предметы, вещи, явления созданы людьми. Прослеживается склонность к фантазированию, придумыванию, сочинению, построению глобальных теорий. Знания берутся от взрослых или телевидения. Отношение и представление об окружающем мире кардинально меняется в момент прихода в школу, поскольку на деле выясняется, что основным занятием будет решение элементарных задач вместо глобальных. Теперь видно все несоответствие между познавательными желаниями и действительностью.
- Умение отличать хорошие поступки от плохих действий. Знание развивается вместе с эстетическим вкусом. Ставится знак равенства между «красиво» и «хорошо».
- Тенденция к преобладанию обдуманных поступков. Контроль над своими желаниями осуществляется с позиции «накажут или похвалят» и с позиции личных обещаний. Эти качества способствуют развитию настойчивости, умению добиваться поставленных целей.
- Появление желания управлять собой, своими действиями на основании образца.
- Становление процесса осознания ограниченности своих возможностей. Это является зарождением самооценки. Внешние проявления становятся внутренними переживаниями.
- Возникновение понимания психических процессов, системы научных знаний. Присутствует осознание, насколько сильные произошли изменения в результате учёбы.
До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.
Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен. Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.
Возрастные сложности
Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.
Основные признаки:
- Перестройка восприятия своего места в отношениях.
- Зарождение собственного Я. Начинается понимание занимаемого места в мире взаимоотношений. Происходит переоценка ценностей. Прошлые увлечения и побуждения меркнут, на их место приходят новые.
- Смена эмоциональной жизни. Раньше эмоции были кратковременными и особо не запоминались, критика не доставляла особых огорчений и не влияла на самооценку. Теперь всё изменилось, иммунитет к критике ослаб.
- Обобщение собственных переживаний, ведущее к зарождению логического объяснения чувств. Переживания кажутся тяжёлыми, сложными, носящими глубокий смысл, который приводит к появлению внутренней жизни. Она будет руководить действиями.
- Анализ ситуации перед действиями, ведение рассуждений. Взвешивается вероятность достижения положительного результата.
- Утрата детской наивности и открытости.
- Обучение способностям прятать болезненные чувства, маскируя их под маской равнодушия. Несмотря на желание показать свои эмоции окружающим, или же пойти на поводу у мимолётных прихотей, внешняя оболочка ребёнка отличается от внутренних переживаний. Явным проявлением такого разделения выступает наигранность эмоций, манерность поведения. Они пройдут после вступления в новый возрастной период.
Психические нарушения и методы коррекции
Отклонения в поведении создают трудности в развитии, вызваны погрешностями в воспитании или особенностями детской нервной системы. Эти причины действуют одновременно, так как взрослые недооценивают важность знания детской психологии 7–8 лет и начинают воспитывать ребенка неподходящими методами. Чтобы такого не происходило, необходимо выявить мотивы, приведшие к такому поведению.
Название нарушения | Причины | Признаки | Методы борьбы |
Физическая агрессия | Страх Обида Неумение правильно выражать эмоции Желание привлечь внимание События, заставляющие испытывать сильные переживания | Драки Разрушение предметов и вещей При совпадении с раздражением – бросание предметов в окружающих | Окрик Вовлечение в интересное занятие Блокирование удара Объяснение неприемлемости поведения Уборка результатов агрессии, но не в качестве наказания, а как посыл к тому, что взрослый отвечает за свои действия и поступки |
Словесная агрессия | Желание оскорбить обидчика Самоутверждение за чужой счёт Неумение правильно выражать эмоции | Игнорирование выпада с одновременным выяснением истинных причин Донесение до сознания существование других способов выделения среди сверстников или доказательств своей силы | |
Вспыльчивость | Закатывание истерик по любому поводу Отсутствие открытых проявлений злости | Похоже на желание выразить печаль и беспомощность | Переключение внимания Лишение зрителей Обучение выражению переполняющих эмоций После окончания приступа – утешение |
Пассивность | Ощущение ненужности Проблемы в доме Желание остаться в своём внутреннем мире Застенчивость Подавленность Боязнь незнакомцев | Сосание пальца Раскачивание Выдёргивание волос Отгораживание от всех | Помощь в поиске способов разрядки эмоционального напряжения Развитие самоуверенности |
Гиперактивность | Микроорганические поражения головного мозга Физические и психические травмы | Чрезмерная оживлённость Слабая способность концентрировать внимание Сверхимпульсивность | Отсутствие сдерживания физической активности Направление действий и организация деятельности Постановка цели и обучение её достижению Подчинение действий смыслу Доброжелательное, последовательное отношение Не впадать в крайности, чередуя жалость с завышенными требованиями |
pups.su
Развитие ребенка в 8, 9, 10 лет и старше
Оцените статью:
Ребенок в период от восьми до десяти лет начинает воспринимать себя частью общества. У него меняется мировоззрение и появляется собственный взгляд на жизнь. Развитие ребенка в 8 лет проходит без кардинальных изменений и остро-выраженных этапов – это сравнительно спокойный период.
Развитие ребенка в 8 лет и старше
Физическое развитие детей 8-10 лет
В этот период происходит изменение пропорций тела. Ребенок уже не выглядит большеголовым, как в 6-7 лет – соотношение рук, головы и туловища становится таким же, как у взрослых. Наступает определенный этап физического созревания организма. Мышцы туловища и конечностей хорошо развиваются и начинается их окостенение. Б
лагодаря этому, детям хорошо даются прыжки, бег, катание на роликах. Девочки и мальчики прибавляют в весе почти одинаково – около 2,5 кг в год. Но мальчики все же растут быстрее. За год ребенок прибавляет в росте 5-7 см.
Умения ребенка в 8-10 лет
В этом возрасте маленький человек уже достаточно самостоятелен. Он способен сам сложить портфель в школу, принять душ, приготовить несложную пищу, заправить постель.
Дети в данном возрасте прекрасно помогают по хозяйству
Восьмилетние-девятилетние дети – отличные помощники по хозяйству. Они могут подметать пол, мыть посуду, пойти в магазин за продуктами. Девочки уже умеют самостоятельно пришить пуговицу, а мальчики – смастерить интересную поделку.
Как питается ребенок в этот период
Сбалансированный рацион – главный принцип питания детей в таком возрасте. В еде нужно соблюдать баланс углеводов, жиров и белков. Суточная норма для восьмилетнего ребенка – 2100 ккал.
Мясо, молоко и рыба являются обязательными продуктами на столе дома, где обитает растущий организм восьмилетки. Ограничить нужно употребление жареных продуктов, кондитерских изделий и фаст-фуда.
Упор должен быть на цельнозерновые каши, мед, фрукты. Прием пищи должен происходить четыре-пять раз в день.
Психологическое развитие детей 8-9 лет
Психологическая разница между полами проявляется во всем. Девочки обычно усидчивы и старательны во время написания уроков, чего не скажешь о мальчиках. Они отвлекаются на посторонние дела и поэтому их необходимо постоянно одергивать во время выполнения домашнего задания. Внешний вид мальчиков также интересует их меньше, чем девочек.
Они могут ходить в рваной или грязной одежде и чувствовать себя комфортно. Логическое развитие ребенка в 9 лет происходит без гендерных различий. Они с успехом решают детские кроссворды и развязывают головоломки на развитие логики, памяти и внимательности. Особенности раннего речевого развития мальчиков заключаются в более обширном словарном запасе, нежели у девочек.
Эмоциональное развитие детей в 8-10 лет
Дети после восьми лет жизни очень любознательны и интересуются всем вокруг: ото разговора взрослых до новостей в телевизоре. Общение с друзьями для них теперь важнее, чем время, проведенное с родителями. Девятилетние дети очень любят коллекционировать различные предметы: наклейки, марки, цветные камешки и прочие предметы. У них появляется стремление к порядку в личных вещах, хотя бы на короткое время. Сейчас главное привить малышу аккуратность, чтобы эта черта стала его неотъемлемой частью. Машинки и куклы отходят на второй план, заменяясь настольными играми для развития логического мышления.
Игры для детей в 8-10 лет
- Подбор рифмы. Нужно сказать первое слово, например: «дом» и придумывать к нему рифму. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующее слово.
- Отгадывание слов. Один участник загадывает определенное слово. Другие дети задают наводящие вопросы для отгадывания слова. Отвечать можно только «нет» или «да».
- Бег наоборот. Все дети разбиваются на пары и стают спиной друг к другу. По свистку они начинают бежать в одном направлении двадцать метров, а после второго свистка в обратном.
- Замена букв. Подбираем слова, значение которых можно изменить, поменяв всего одну букву. Например: булка-будка, кошка-корка, ложка-ножка.
Как воспитывать восьмилетку
Чтобы воспитать из чада достойную личность, следует придерживаться нескольких простых правил.
Прежде всего необходимо любить своего восьмилетку любым: когда его преследуют маленькие или крупные неудачи, когда он капризен или неспокоен, когда он не оправдывает ожиданий родителей. Необходимо, чтобы он всегда чувствовал поддержку самых родных людей – родителей.
Чаще советуйтесь с маленьким человеком по бытовым вопросам. Пусть он чувствует свою важность наравне с другими членами семьи.
- Прививайте ребенку здоровые предпочтения в еде и активный образ жизни.
- Следите за интересами человечка и, в соответствии с ними, определяйте его в кружки и секции.
- Составляйте его режим дня так, чтобы на сон приходилось не менее десяти часов в сутки.
- Чаще поручайте ребенку домашние дела, прививая чувство ответственности и концентрацию внимания.
- Развивайте в нем навыки управления средствами семейного бюджета.
- Чаще разговаривайте с ребенком по-взрослому, без сюсюканий. Задавайте вопросы о минувшем дне и интересуйтесь его делами.
Почему дети иногда бывают непослушными
У внезапно возникшего непослушания могут быть разные причины. Иногда ребенок проявляет негативизм во всем, добавляя частичку «не» на все предложения взрослых. Такой критический период продолжается обычно 2-3 месяца, впоследствии ограничиваясь небольшими вспышками непослушания.
Увлекайте детей в новые знания
Таким периодам, как ни странно, нужно радоваться, ведь они означают, что ребенок растет и развивается. Но не стоит потакать всем капризам ребенка и научить его значению слова «нужно».
Причины детского непослушания:
- Возрастные кризисы развития;
- Недостаток внимания со стороны родителей;
- Борьба за власть с родителями.
Взрослые должны запомнить главное правило при плохом поведении ребенка: не подключаться к его негативным эмоциям и не вибрировать на той же волне. Говорить с ним, напротив, следует спокойно и уравновешенно.
Половое развитие детей в 8,9,10 лет
У современных детей половое созревание происходит быстрее, чем это было у их родителей. Первые месячные у девочек могут начаться уже в 8 лет. Задание родителей максимально корректно и доступно осветить все вопросы полового развития детей, подключив папу в беседу с сыном.
Следует объяснить, что такие явления как эрекция, ночные поллюции, ломка голоса являются абсолютно нормальными. Девочкам нужно объяснить, что у них скоро начнет расти грудь, и они станут еще красивее. Не нужно, чтобы дети стыдились всех этих естественных процессов в организме.
sputnikdetstva.ru
Добавить комментарий