Должен ли учитель объяснять детям домашнее задание – Почему учитель считает, что родители должны с детьми делать уроки?

Содержание

Что не имеет право делать учитель! — права учителя в школе — запись пользователя ♡♥elena♥♡ (alinushka2010) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Нравственное поведение преподавателей, родителей и детей

1. Обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим квалификационным характеристикам. 

2. Обязан поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. 

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. 

3. Обязан обеспечить выполнение учебных программ, достижение обучающимися уровня образования (государственный образовательный стандарт). 

4. Обязан отвечать за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса. 

5. Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, за 5 минут до начала урока учитель обязан открыть свой кабинет. 

6. В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также опоздание учителя на урок считается нарушением трудовой дисциплины. 

7. Учитель не имеет права отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков. 

8. Не должен оставлять учащихся в кабинетах одних, без учителя. 

9. Не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий. 

10. Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе: 

- урок начинается и заканчивается по звонку 

- каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся 

- воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей. 

- воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя 

- обращение к учащемуся должно быть уважительным 

- учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания. 

- учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами. 

- категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка. 

- Учителя, работающие в одном классе, в зависимости от обстоятельств, проводят коррекцию требований (в зависимости от отношения учащихся к учению, из поведения). 

- требования к оформлению и ведению тетрадей, дневников основывается на едином орфографическом режиме, вырабатываемом на педагогическом совете и методических объединениях учителей – предметников. 

- все учителя, работающие в одном классе, укрепляют доверие учащихся к учителям на основе межпредметных связей, взаимоуважения друг к другу. 

- важное место в воспитании занимают высокие профессиональные качества, которые совершенствуются в совместной работе. 

Поиск новых методов, форм, средств обучения и воспитания и из обсуждение является постоянным атрибутом работы учителя. 

11. Учитель обязан следить за культурой собственной речи. 

12. Учитель обязан следить за своим внешним видом, придерживаясь делового стиля в одежде, в прическе. 

13. Учитель обязан разъяснять сложный материал в случае обращения к нему учащихся

можно ли работать учителем без педагогического образования

www.babyblog.ru

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

В книгах и в интернете можно найти много противоречивых околопсихологических статей, в которых обсуждается, нужно ли делать с ребёнком уроки или же нет, и если нужно, то до какого возраста, а если не нужно, то как бороться с двойками, которые, с точки зрения родителей, неминуемо появятся. «О!» решил посмотреть на тему с разных точек зрения и задал этот вопрос сначала учителю, а потом психологу. В сегодняшнем материале наш эксперт — педагог, а колонку психолога ищите на «О!» уже завтра.

Лариса Верещагина, учитель школы-ВУЗ «Современное образование»

У меня есть знакомая учительница, которая на родительском собрании откровенно говорит: «Меня раздражает неправильно выполненная домашняя работа. Уважаемые родители, домашнее задание не только для детей, но и для вас!» То есть она считает, что родители обязаны помогать детям в выполнении домашнего задания. Вот такая позиция учителя и приводит к тому, что родители делают поделки и презентации, пишут стихи и сочиняют рассказы. Творчество — это замечательно. Но не тогда, когда вы делаете это вместо ребёнка.

На мой взгляд, родители делают задание за ребёнка по 3 причинам:

  1. Родители — перфекционисты, «отличники в душе». Такие мамы и папы не могут смириться с тем, что ребёнок делает всё не так хорошо и аккуратно, как им бы хотелось: «Дай покажу, как надо!»

  2. У родителей просто нет времени. Папа пришёл с работы, устал, скоро начнётся сериал или футбол, а тут сын с уроками: «Давай я быстрее сделаю, а ты перепишешь».

  3. Родители боятся учителя. Да, такое бывает.

Учителя прекрасно видят, сам ли школьник выполнил работу или ему помогли. Мне об этом даже спрашивать не надо, я прекрасно знаю, на что способен каждый ученик. Но я работаю в маленькой частной школе, где количество ребят в классе позволяет на каждом уроке проконтролировать, усвоена ли тема. Самый главный принцип, которым должен руководствоваться учитель: задаём только то, чему научили. Потому что домашнее задание — это проверка, как ученик понял пройденный материал. Вот в этом самый главный смысл домашнего задания, а не в том, похвалит ли учитель, поставит «5» или «3». Выполнять «домашку» за ребёнка, значит вредить ему и мешать учителю.

Как помочь ребёнку справиться с домашним заданием?

Мой совет: терпение. Терпение и наблюдение. Если ребёнок справляется сам, не просит помощи, если учитель не выходит с вами на связь по поводу домашней работы, то и вопрос о помощи отпадает. Иногда достаточно проверить само наличие выполненных уроков. Учителя обычно комментируют работы учеников. Помните такие записи красной ручкой: «Нет работы над ошибками», «Где упр. 14?», «Пиши аккуратнее!» и так далее. Конечно, на это надо обращать внимание. Но опять — терпение. Понаблюдайте и просто подскажите ребёнку, если заметили, что он что-то забыл или неправильно оформил работу.

Оформление работы, как и аккуратность, очень важно. Хотим мы этого или нет, но у нас есть ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, выполнение которых требует предельной внимательности, поэтому не помешает приучать детей с первого класса к определённым формальностям. Вот как раз с этим и должны помочь родители: сколько клеточек пропустить, какие скобочки поставить. «Повторение — мать учения» и, конечно, ребёнок сам скоро всё запомнит.

Буду ли я снижать оценку, если работа выполнена правильно, но плохо оформлена и неаккуратно написана? Не буду, но замечание напишу, особенно, тому ребёнку, который может писать лучше, но не старается. Родителей не должны пугать записи учителя. Это не характеристика ученика и его родителей. Это работа, процесс обучения. Он не может получиться сразу.

Что делать, если у ребёнка не получается выполнить домашнее задание?

Эту ситуацию, конечно, не надо игнорировать. Если сами понимаете тему, объясните, но постарайтесь не показывать готового решения, а вопросами подведите к нему. Лучше даже найти другое аналогичное задание. Оно вполне может быть в этой же тетрадке в классной работе. Исключите все книжки и пособия с готовыми домашними заданиями. Открою вам секрет: там очень много ошибок. В формальном выполнении домашнего задания, особенно, в начальной школе, когда закладываются основы знаний, от них намного больше вреда, чем пользы. Если совсем ничего не получается, лучше честно сказать об этом учителю и попросить объяснить, как надо было выполнить это задание.

Чтобы смириться с неизбежностью выполнения домашнего задания, надо понять, что это важный этап в обучении. Это повторение и закрепление пройденного материала. И ещё. Есть дети, которые категорически отказываются от какой-либо помощи. И не навязывайтесь! Может, вам просто повезло!

Читайте также:

Родитель — учитель — ребёнок: как наладить взаимоотношения

Какой должна быть школа будущего

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей

Фото: Jack Frog, diignat/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Обязан ли педагог дополнительно заниматься с детьми, у которых возникают трудности в обучении?

Обращений по поводу дополнительных занятий с детьми, которые с трудом усваивают материал на уроке довольно много. Все понятно, если это дополнительные платные занятия с репетитором. А если родители поняли, что их ребенок не успевает за всем классом, не понимает задания, которые дает учитель на уроке, не может самостоятельно сделать работу и получает плохие оценки, то имеют ли родители право требовать от педагога, чтобы он восполнил пробелы в знаниях?

Обратимся к нормативной составляющей вопроса.

ФЗ № 273 -ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в РФ» (далее — Закон).

Закон обязывает педагога:

1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин в соответствии с рабочей программой (ст.48 Закона).

2. Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (ст. 48 Закона).

3. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (ст. 48 Закона).

Таким образом, Закон не обязывает учителя восполнять пробелы в знаниях, если учащийся осваивает образовательную программу без академических задолженностей.

Не стоит забывать и о том, что школа обязана реализовывать федеральный государственный стандарт и объём часов, который предусмотрен по каждому предмету в полном объёме. Считается, что установленной нормы часов достаточно, чтобы успешно освоить учебный план по всем предметам.
Учителю устанавливается норма часов за ставку заработной платы. Это означает, что педагог обязан провести уроки, которые входят в его рабочее время. Если директор школы специально выделил дополнительные часы для того, чтобы учитель работал с учащимися, испытывающими проблемы в освоении программы, то педагог в дополнительные часы должен работать с такими детьми. Дополнительными часами могут быть часы внеурочной деятельности или часы факультативных занятий. Обучающийся имеет право выбирать факультативные (необязательные для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективные (избираемые в обязательном порядке) учебные предметы (ст. 34 ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Если ребенок не смог освоить программу по какому-либо предмету, и у него появилась академическая задолженность, то для такого учащегося школа должна создать все условия для ликвидации задолженности. Под условиями для ликвидации задолженности могут подразумеваться и часы дополнительных занятий, и индивидуальные консультации для обучающегося, и дополнительное время для разъяснения материала, и индивидуальная работа с психологом или с социальным педагогом. Задолженности по предметам у обучающихся могут появиться вследствие того, что обучающийся систематически прогуливает школу и безответственно относится к обучению.

Но нередко обучающийся в силу особенностей своего развития не может справиться с учебной программой.

Если учитель видит, что учащийся c трудом справляется с заданиями, программа дается ему тяжело, то нужно определиться, почему у ребенка возникли такие проблемы?
Если у одного-двух детей начались проблемы с обучением, а у остальных 25 их нет, то это сигнал учителю и родителям детей. Сначала нужно выяснить, почему ребенок не усваивает материал. Возможно, это проблемы психологического характера и ребенку необходима помощь школьного психолога, логопеда, дефектолога. Учитель может порекомендовать родителям ребенка дополнительные занятия именно со смежными специалистами и ситуация после работы с ними может стать лучше.

Необходимо особо отметить, что в соответствии с Законом обучающийся, имеющий проблемы в освоении учебной программы, который прошел ПМПК и получил рекомендации о создании особых условий обучения, имеет право на индивидуальный подход со стороны педагога, на обучение по адаптированной программе обучения или обучение по индивидуальному плану. Обучающимся предоставляются академические права на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34 Закона).

Очень часто в школе учитель занимается с детьми дополнительно по своему собственному желанию. Старается помочь ребенку, чтобы он лучше подготовился к контрольной работе, диктанту, дает дополнительные задания на дом, если видит необходимость. Развитие информационных технологий позволяет учителям работать с детьми дистанционно. В интересах учителя иметь в классе детей не с многочисленными задолженностями, а детей, которые успешно справляются с образовательной программой.

eduface.ru

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

В книгах и в интернете можно найти много противоречивых околопсихологических статей, в которых обсуждается, нужно ли делать с ребёнком уроки или же нет, и если нужно, то до какого возраста, а если не нужно, то как бороться с двойками, которые, с точки зрения родителей, неминуемо появятся. «О!» решил посмотреть на тему с разных точек зрения и задал этот вопрос сначала учителю, а потом психологу. В сегодняшнем материале наш эксперт — педагог, а колонку психолога ищите на «О!» уже завтра.

Лариса Верещагина, учитель школы-ВУЗ «Современное образование»

У меня есть знакомая учительница, которая на родительском собрании откровенно говорит: «Меня раздражает неправильно выполненная домашняя работа. Уважаемые родители, домашнее задание не только для детей, но и для вас!» То есть она считает, что родители обязаны помогать детям в выполнении домашнего задания. Вот такая позиция учителя и приводит к тому, что родители делают поделки и презентации, пишут стихи и сочиняют рассказы. Творчество — это замечательно. Но не тогда, когда вы делаете это вместо ребёнка.

На мой взгляд, родители делают задание за ребёнка по 3 причинам:

  1. Родители — перфекционисты, «отличники в душе». Такие мамы и папы не могут смириться с тем, что ребёнок делает всё не так хорошо и аккуратно, как им бы хотелось: «Дай покажу, как надо!»

  2. У родителей просто нет времени. Папа пришёл с работы, устал, скоро начнётся сериал или футбол, а тут сын с уроками: «Давай я быстрее сделаю, а ты перепишешь».

  3. Родители боятся учителя. Да, такое бывает.

Учителя прекрасно видят, сам ли школьник выполнил работу или ему помогли. Мне об этом даже спрашивать не надо, я прекрасно знаю, на что способен каждый ученик. Но я работаю в маленькой частной школе, где количество ребят в классе позволяет на каждом уроке проконтролировать, усвоена ли тема. Самый главный принцип, которым должен руководствоваться учитель: задаём только то, чему научили. Потому что домашнее задание — это проверка, как ученик понял пройденный материал. Вот в этом самый главный смысл домашнего задания, а не в том, похвалит ли учитель, поставит «5» или «3». Выполнять «домашку» за ребёнка, значит вредить ему и мешать учителю.

Как помочь ребёнку справиться с домашним заданием?

Мой совет: терпение. Терпение и наблюдение. Если ребёнок справляется сам, не просит помощи, если учитель не выходит с вами на связь по поводу домашней работы, то и вопрос о помощи отпадает. Иногда достаточно проверить само наличие выполненных уроков. Учителя обычно комментируют работы учеников. Помните такие записи красной ручкой: «Нет работы над ошибками», «Где упр. 14?», «Пиши аккуратнее!» и так далее. Конечно, на это надо обращать внимание. Но опять — терпение. Понаблюдайте и просто подскажите ребёнку, если заметили, что он что-то забыл или неправильно оформил работу.

Оформление работы, как и аккуратность, очень важно. Хотим мы этого или нет, но у нас есть ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, выполнение которых требует предельной внимательности, поэтому не помешает приучать детей с первого класса к определённым формальностям. Вот как раз с этим и должны помочь родители: сколько клеточек пропустить, какие скобочки поставить. «Повторение — мать учения» и, конечно, ребёнок сам скоро всё запомнит.

Буду ли я снижать оценку, если работа выполнена правильно, но плохо оформлена и неаккуратно написана? Не буду, но замечание напишу, особенно, тому ребёнку, который может писать лучше, но не старается. Родителей не должны пугать записи учителя. Это не характеристика ученика и его родителей. Это работа, процесс обучения. Он не может получиться сразу.

Что делать, если у ребёнка не получается выполнить домашнее задание?

Эту ситуацию, конечно, не надо игнорировать. Если сами понимаете тему, объясните, но постарайтесь не показывать готового решения, а вопросами подведите к нему. Лучше даже найти другое аналогичное задание. Оно вполне может быть в этой же тетрадке в классной работе. Исключите все книжки и пособия с готовыми домашними заданиями. Открою вам секрет: там очень много ошибок. В формальном выполнении домашнего задания, особенно, в начальной школе, когда закладываются основы знаний, от них намного больше вреда, чем пользы. Если совсем ничего не получается, лучше честно сказать об этом учителю и попросить объяснить, как надо было выполнить это задание.
Чтобы смириться с неизбежностью выполнения домашнего задания, надо понять, что это важный этап в обучении. Это повторение и закрепление пройденного материала. И ещё. Есть дети, которые категорически отказываются от какой-либо помощи. И не навязывайтесь! Может, вам просто повезло!

Читайте также:

Родитель — учитель — ребёнок: как наладить взаимоотношения

Какой должна быть школа будущего

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей

Фото: Jack Frog, diignat/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Должны ли родители помогать детям делать домашнее задание

Увеличение объема домашней работы — это характерная тенденция современных российских школ. От нагрузок страдают все: родители, первоклашки и старшеклассники, а также сами учителя, на плечи которых ощутимыми килограммами ложатся тетради. Однако, не стоит унывать — в нашей статье собраны лучшие советы педагогов и психологов, которые помогают как детям, так и родителям.

Делать или не делать? Вот в чем вопрос!

Если вы открыли эту статью, то вы точно задумывались, стоит ли домашнее задание времени и усилий ребенка. Возможно, вы не могли уснуть, думая о том, что макет к завтрашнему уроку по окружающему миру еще не доделан? Случалось ли Вам тратить свой выходной на решение пары десятков задач?

Домашнее задание посягает на  «семейное время», мешает поиграть с детьми, погулять, просто поговорить. Чем старше ребенок, тем тяжелее ему совмещать с обучением в школе свои увлечения, тем сложнее находить время для хобби и дополнительных секций. У среднестатистического российского школьника на дом остается аномальное количество работы. По данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2012 году российский школьник тратил на выполнение домашнего задания 10 часов в неделю. Сейчас, по прошествии шести лет, показатели нисколько не уменьшились, даже наоборот — в школах наблюдается тенденция к увеличению материала, остающегося для самостоятельного освоения. Из-за неохватных массивов «домашки», родителям нередко приходится жертвовать своими планами, чтобы помочь учащемуся, а иногда и нанимать репетиторов. 

Идеальное домашнее задание. Какое оно?

В сложившейся ситуации как дети, так и родители вынуждены грамотно расставлять приоритеты и требовать того же от школы. Об этом в своих выступлениях постоянно напоминает американский оратор Джейн Блустейн, которая специализируется на учебных программах и ресурсах образования. Большая часть ее работы сосредоточена на взаимодействии между взрослыми и детьми, а, следовательно, также часто касается и внеклассного времяпрепровождения. Во время открытых лекций она неоднократно называла критерии, которыми следует руководствоваться, когда вы оцениваете пользу домашнего задания. 

Джейн рекомендует обратиться к последнему домашнему заданию вашего ребенка и ответить на несколько вопросов.

1. Как много времени требуется на его выполнение? 

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, с учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника:

  • 1-й класс – домашнего задания нет;
  • 2–3-й классы – 1,5 часа в день;
  • 4–5-й классы – 2 часа в день;
  • 6–8-й классы – 2,5 часа в день;
  • 9–11-й классы – 3,5 часа в день.

Джейн считает, что если вчерашняя домашняя работа потребовала превышения временной нормы, значит она не соответствует уровню подготовки школьника. Подобное случается когда, например, учитель задает на дом то, что не было освоено на уроке. Если речь идет о нескольких правилах, это еще в рамках допустимого, но, к сожалению, в современных реалиях стандартным домашним заданием может стать самостоятельный разбор новой темы.

Кроме того причиной превышения лимита могут быть непонятная формулировка или однообразность заданий, монотонности их выполнения. И в том, и в другом случае ребенку требуется недюжинная концентрация и сила воли, чтобы выполнить скучное и мудреное упражнение до конца и без ошибок.

Как решить проблему? Обсудите задание с учителем или администрацией школы. Освоение материала — сложный процесс, ответственность за который нельзя полностью перекладывать на учащегося — трудные для понимания задачи нужно разбирать вместе с учителем.

2. Заставляет ли домашнее задание задуматься? 

Найти правильный ответ в параграфе или выписать слово с двумя корнями — это важные и полезные задания на тренировку внимания и памяти. Однако, если вы замечаете, что домашняя работа всегда состоит только из таких упражнений, настало время отправляться в школу.

Вопросы, которые предлагают ребенку высказать свое мнение, поразмышлять над той или иной ситуацией, каким-либо высказыванием, доказать или опровергнуть ту или иную гипотезу, всегда вызывают больше человеческого участия. Точно также задания на сравнение, противопоставление, анализ дают проявить себя, выразить индивидуальную точку зрения, учат формулировать мысль и аргументировать свои убеждения. Такие упражнения должны сопровождать каждую новую тему, потому как именно они мотивируют к дальнейшему познанию, рождают новые вопросы и вовлекают личность в информационное поле предмета. 

В этом случае домашнее задание — возможность для ребенка узнать что-то новое о вас, а вам — о ребенке. Рождение дискуссии — лучший результат выполнения домашней работы. Помните: заинтересованный школьник — успешный школьник! 

Интересные задачки могут повысить учебную мотивацию ребенка, поэтому даже если педагог пренебрегает подобными «развлекательными» упражнениями, это не повод упускать их из виду. На сегодняшний день в свободном доступе находится масса любопытных заданий для школьников всех возрастов. Узнайте, что сейчас проходит ваш сын или дочь и внесите разнообразие в их домашнее задание, приложив от себя несколько увлекательных вопросов по теме. 

3. Как это задание может помочь в жизни? 

Всегда ли вы можете ответить на вопрос школьника: «Зачем это делать?». 

Каждый согласится с тем, что навыки, которые призваны выработать у учеников те или иные упражнения, должны иметь прикладное значение, ведь знание — это еще не мудрость. Знать — мало, важно уметь применять. 

Функция школы — не только обучать, но также объяснять, как пользоваться изученным в реальной жизни, иными словами — дать инструмент и рассказать, зачем он и как его использовать!

Практическая польза — главная мотивация любого человека, поэтому не стесняйтесь сами задавать учителю прямые вопросы. Например, о том, зачем вашему старшекласснику переписывать тексты из учебника аккуратным почерком или как именно выученная наизусть ода М. В. Ломоносова сказывается на мыслительной деятельности пятиклассника.

Будьте всегда на стороне ребенка и оберегайте его от всего того, от чего бы защищали себя. Время — один из важнейших ресурсов. И точно так же как вы цените свое время, уважайте и цените время своего сына или дочери, боритесь за право ваших детей на хорошее образование, право на адекватную современным реалиям школьную программу. 

Если домашние задания прошли проверку по всем критериям и вы считаете, что они будут полезны и интересны школьнику, переходите к следующей ступени — наблюдению за выполнением. 

Кто виноват и что делать?

Представьте: старший школьник «растекся» по столу и говорит, что он не хочет делать «домашку», в то время как младший бегает по дому и требует включить мультики. Что предпримет нормальный родитель? Сперва попробует заинтересовать, после — договориться, а если и это не поможет, пустит в ход манипуляцию, перейдет на повышенный тон. Эту реакцию провоцируют усталость и разочарование родителя. 

Вы будете удивлены, но зачастую поведение ребенка вызвано той же самой причиной! Мало найдется детей, которые, придя из школы, с удовольствием схватятся за учебники. В течение последних шести часов подростки впитывали новый материал, отвечали на вопросы учителей, писали проверочные и взаимодействовали с одноклассниками, расходуя ресурсы на социальную активность. Современная школа вовсе не похожа на санаторий: она требовательная и не всегда доброжелательная. Так, согласно данным института ЮНЕСКО, в России среди 11-летних школьников 23% девочек и 27% мальчиков подвергаются жестокой травле не менее двух-трех раз в месяц. Добавьте к этому гормональную перестройку организма, которая выступает основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, двигательной активности, периодической вялости и апатии, и представьте себя на месте ребенка. 

Дом должен быть местом силы, местом, где можно расслабиться и побездельничать. Помните об этом, когда школьник лежит на кровати с телефоном или играет на консоли — ни одно из этих занятий не говорит о нежелании учиться. Каждый из нас нуждается в отдыхе, эмоциональной подпитке и смене деятельности. 

Разочарование и усталость вообще редко помогают достигать успехов, они — противоположность эффективности. Одинаково важно как для взрослого, так и для ребенка создать благоприятные условия для познавательной деятельности. Только в комфортной среде возможно активизировать познавательную активность и дать стимул к обучению.

Не думайте, что ваше чадо лениво и нелюбопытно! Детское познание неутомимо и дети, как часто говорит психолог Людмила Петрановская,- «машины для поглощения новых знаний и навыков”.

 Конечно, несколько лет столкновений с «бессмысленной и беспощадной» школьной системой, могут привести к нежеланию каждый день корпеть над задачками про землекопов и предложениями из произведений Виталия Бианки, но давайте будем честны — кого из вас это будоражит? Подобные вопросы помогают родителю лучше понять ребенка, напоминают о том, что интерес не всегда зависит от возраста. Теперь, когда параграфы о религиозных реформах Византийской империи всеми присутствующими признаны не самыми интересными, давайте разберемся:

Что же делать?

1. Выберете вместе ребенком, в какое время он будет выполнять домашнее задание.

Порекомендуйте ему не назначать эти часы на поздний вечер, потому, что у всех нас к концу дня естественным образом снижаются работоспособность, концентрация и внимание, однако не принимайте решение за него. Помните: кто домашнее задание делает, тот и выбирает, когда он его делает! Иными словами,-  комфорт школьника прежде всего и если ему удобнее сначала играть в футбол, а потом делать уроки, значит, такой график наиболее оптимален. Возможно, потому он захочет изменить порядок действий, но сперва дайте ему попробовать, получить разный опыт.

2. Постепенно отдаляйтесь.

Домашнее задание — это не только повторение и закрепление изученного в школе, но также навык самодисциплины. Чем раньше ребенок поймет, что это — зона его ответственности, тем лучше. Не стоит контролировать процесс выполнения домашней работы и стоять над душой ребенка, предупреждая каждый его вопрос и моментально исправляя все ошибки. Будьте по возможности рядом, но не вмешивайтесь. Будьте готовы ответить на вопрос, но не подсказывайте правильный ответ. 

Учите ребенка тому, где искать информацию, каким источникам доверять и каким не доверять, ведь вы не планируете все 11 лет обучения курировать этот процесс. Рано или поздно вы не вспомните, как решается интеграл или какое время английского языка использовать, если описываешь «процесс, который будет длиться определенный момент будущего, воспринимаемого из прошлого», поэтому лучше сразу рассказать своему школьнику, куда он может обратиться, чтобы найти ответ на свой вопрос!

3. Создайте рабочую атмосферу. 

Отдаление — это не только минимизация контроля, но также и физическое дистанцирование. Постоянное присутствие родителя может быть необходимо на первых порах, но даже у второклассников уже нет в этом особой необходимости. Зато есть необходимость в тишине и покое. 

Родители часто просят детей не мешать, пока они работают, но далеко не всегда проявляют уважение к работе ребенка. Если вы знаете, что в ближайшие часы ваш сын или дочь будут делать уроки, постарайтесь не мешать посторонними звуками, не отвлекать по пустякам и по возможности оставьте школьника одного в помещении. В юном возрасте сложно удерживать внимание на одном объекте, поэтому любые внешние факторы могут стать дополнительными раздражителями. 

4. Поощряйте успехи.

Давно доказано, что акцентуация на позитивном более эффективна, нежели зацикливание на негативном. Не ругайте своего ребенка за ошибки, потому, что, во-первых, они двигатель любого прогресса и именно благодаря им продолжается процесс обучения. Когда вы перестаете ошибаться, значит, вы уже всему научились. Во-вторых, школа сама поругает ученика, поставив низкую оценку. Этого наказания вполне достаточно, поверьте. Никому не нравятся плохие результаты, никто из нас не радуется неудачам. 

Не усугубляйте расстройство, подбодрите, успокойте и помогите устранить непонимание. Похвалите ребенка за то, в чем он преуспел, покажите, что исправить ошибку нетрудно и объясните, что нужно сделать, чтобы впредь избежать ее. 

5. Будьте примером. 

Классические эксперименты  психологов в области детского любопытства наглядно демонстрируют, что познавательная активность наиболее высока у тех деток, чьи родители не боятся проявлять собственный интерес. Так, если в вашей семье принято обсуждать научные открытия, будьте уверены, что и ребенку в будущем это будет небезразлично! 

Если вы видите, что школьник потерял интерес к какой-либо области, помогите ему заинтересоваться. Для этого вовсе не обязательно обещать ему в подарок новый телефон или искать репетитора. Заинтересуйтесь первыми! Предложите вместе посмотреть научно-популярный фильм про фотосинтез растений, расскажите, почему вам кажется важным открытие графена, поставьте в машине хорошую лекцию о биографии Анны Андреевны Ахматовой. Каждая школьная дисциплина способна увлечь ребенка и главная задача взрослого — показать, с какой стороны лучше подойти, чтобы в каждом предмете найти что-то интересное для себя.

Дети неустанно учатся новому и пробуют себя в тех областях, которые многим родителям кажутся чужеродными. Современные подростки ведут свой блог в «Телеграм», снимают ролики для «Ютьюб» и ведут профиль в «Инстаграме». Там они обмениваются своими мыслями с другими людьми и оттуда черпают немало интересных и во многом полезных знаний. Школа занимает в их жизни столько же места, сколько в вашей занимает работа, поэтому помните, что стоит интересоваться и другими аспектами. То, с кем в школе общается ваш сын или с кем в комментариях спорит дочь ничуть не менее важно, чем то, сделали ли они домашнее задание.

Конечно, относиться к домашней работе легкомысленно не стоит, но не стоит и переоценивать ее значение в жизни. У всех порой случаются кризисы и не все дается легко с первого раза, будьте лояльны!

Если же ваш ребенок регулярно не выполняет заданные на дом упражнения — это сигнал тревоги. Вам нужно разобраться в причине, которых может быть не одна и не две, а для этого важно быть на стороне ребенка, быть рядом и хотеть ему помочь. 

Учитель — требует, родитель — любит. Предлагайте ребенку помощь не навязываясь и вы удивитесь тому, как скоро он научится самостоятельно успешно справляться с заданиями!

activityedu.ru

Почему первоклассникам задают на дом так много: отвечают учителя

Конечно, обязательного домашнего задания и жесткой оценочной системы в первом классе не должно быть, но я против полного отказа от работы дома. Педагог должен рекомендовать домашние занятия и обязательно давать обратную реакцию. Балльная система не нужна, потому что в первом классе дети не готовы ее воспринять, но обратную связь все равно надо давать.

Особенно если ребенок старается, как это можно не оценить? Обычно родители таких детей сами приходят и просят давать задания, интересуются, занимаются. А если ребенок отстал — например, болел и пропустил какие-то темы, это же не значит, что ему дома нельзя заниматься, чтобы нагнать класс.

Домашнюю работу задавать в первом

классе запрещено. Это закреплено в требованиях СанПиН к общеобразовательным учреждениям. Ни одна школа не может нарушить эти нормы.

Тем более что практически все дети усваивают уроки не полностью. У них еще не сформирован социальный статус ученика. Нужно удержать концентрацию, внимательно слушать, выполнить требования, усвоить информацию. Для ребенка это сложно — конечно, часть информации он теряет.

Все дети разные. В первом классе им особенно трудно, потому что все приходят с разным уровнем развития — интеллектуального, социального. Кто-то приходит из сада с уже хорошими коммуникативными функциями, кто-то приходит из дома, не может встроиться в коллектив, испытывает постоянный стресс, закрывается и не может погрузиться в учебный процесс. С этого все начинается, а потом проблемы налипают, как снежный ком.

Если родители дома хотя бы 15-20 минут не уделяют уже пройденному материалу, не повторяют его с ребенком в спокойной обстановке, то часть программы теряется и учебный процесс вязнет.

Занятия дома можно превращать в игру. Например, можно поиграть в Alias — он развивает и мышление, и чтение, и развитие речи, и аналогии.  Это не домашнее задание, это игра — но это отработка навыков. Родители должны заниматься с детьми, а учитель — давать обратную связь и говорить, на что нужно обратить внимание.

В первом классе в первую очередь надо работать с родителями. Нужно объяснять им, что происходит с детьми. Очень важно, чтобы они нас понимали, и нам важно показать родителям, что мы понимаем их. Нельзя допускать, чтобы они воспринимали учителей, как тех, кто находится по другую сторону баррикад. Мы заинтересованы в одном и том же — чтобы ребенок был успешным.

chips-journal.ru

Делать домашнее задание с ребенком?

Часто мамы жалуются, что ребенок ленится делать домашнее задание, не проявляет инициативы или, наоборот, по малейшему поводу бежит к маме с вопросами. О том, нужно ли делать домашнее задание с ребенком, порталу ННмама.ру рассказала семейный консультант, учитель английского языка школы №18 Вера Вараева. 

Приучайте к самостоятельности

 — Вера, многие психологи уверяют, что не стоит покушаться на «зону ответственности детей» и помогать делать им уроки. Так нужно или нет делать домашнее задание с ребенком?

 — В этом вопросе все очень индивидуально. Я думаю, что на первых порах домашнее задание с ребенком делать нужно. Но при этом постепенно переводить его к самостоятельной работе. Я не встречала таких родителей, которые сказали бы: «Пошел в первый класс, делаешь все сам, а я даже не вмешиваюсь». Обычно родители все же стараются помогать. 

Если мама приучала ребенка к ответственности с раннего детства, то в первом классе в постепенном переходе к ответственности за уроки тоже проблем не возникнет. Очень важно с большим уважением относиться к новым обязанностям ребенка, тогда и ребенок проникнется уважением к новому для него делу и будет более ответственным.

Мама и школьная программа 

 — В каких случаях ребенок не справляется с ответственностью?

1. У него слишком ответственная бабушка или мама

Чаще всего это бывают бабушки или неработающие мамы. Им хочется, чтобы ребенок был успешным, чтобы он выглядел хорошим учеником. И они пытаются всеми правдами и неправдами сделать так, чтобы ребенок получал хорошие оценки и многое делают за ребенка. Это не самое лучшее решение. Ребенок вырастает, программа усложняется, и маминых знаний уже не хватает. Вот тогда классу к 6-7-ому у мамы пропадает возможность помогать, а ребенок не научен учиться самостоятельно, успеваемость сразу снижается. Это самое тяжелое последствие, если ребенок несамостоятельный. 

2. К ребенку выбрали не тот подход.

Иногда ребенок не справляется с ответственностью, если его учат учиться, как плавать – «бросают» в воду и говорят: «Плыви!». На него обрушивается самостоятельность, а он не может ее принять. Не всем такие методы подходят.

3. У ребенка слишком тревожная или, наоборот, равнодушная мама 

Если мама будет тревожиться из-за учебы и из-за оценок, то ребенок будет перенимать мамину тревогу. Если мама недостаточно интересуется делами сына или дочери, то в момент, когда они сталкиваются с трудностями, мама отстраняется: «Все сам, все сам», при этом не объясняя, как этих трудностей избежать. Кстати, если ваш ребенок не хочет делать уроки, подумайте, может, таким образом он избегает трудности? 

— Как же маме найти баланс, чтобы не навредить ребенку? 

-Нужно смотреть на ребенка. На ваши отношения и ваши ощущения и с уважением относиться к его новой обязанности. Предположим, сел ребенок за уроки, это должно быть какое-то одно время. Даже, если у него плавающий график секций, все равно можно продумать какое-то одно время. И когда он садится за уроки, не отвлекать на другие дела. Это будет говорить о важности выполнения домашних заданий, иначе ребенок будет считать их неважным занятием, если можно отвлечься на ужин или что-то другое. Уважительное отношение ко времени – это важно. 

Ответственность и только ответственность

— Как правильно передать ответственность за уроки?

— Мамина задача на первых порах – это постепенно приучать его к самостоятельности. Начинать нужно с организации режима: определения времени для выполнения уроков. Дальше нужно помочь с планированием: понаблюдайте, что ребенку легче дается – сначала устные или письменные задания? Кто-то тяжело в работу включается, очень долго раскачивается, значит, сначала надо сделать уроки полегче, а потом потяжелее. А кто-то наоборот: очень быстро включается и быстро устает. Значит, сложные сначала, полегче – потом. 

— Когда ребенок должен стать полностью самостоятельным? 

— В идеале к концу третьего класса дети уже сами делают все уроки, кроме сложных проектов. Бывают дети с особенностями: медлительные, активные, часто болеющие. С такими детьми придется подольше повозиться. Второй этап, когда маме нужно быть рядом – это адаптация к среднему звену, то есть в пятом классе. Когда отношения с учителем, как со второй мамой, меняются на совсем другие, важно помочь ребенку адаптироваться.

 — Как правильно вести себя маме, если она хочет помочь ребенку с выполнением домашнего задания?

— Ребенок приходит и спрашивает: как мне решить эту задачу? И если мама диктует решение – это одно. А когда отвечаем ему: «А как бы ты сам решил эту задачу? Как ты думаешь, что тебе понадобится для ее решения?» — это другое. Очень важно маме правильные вопросы задавать: где посмотреть правила, о чем эта задача и т.д? Важно, чтобы мама и папа обеспечивали ребенка справочным материалом, чтобы он умел использовать справочники. Тогда он сам начнет искать, у него возникнет радость, что он нашел информацию и ее использовал. И это ощущение успеха он будет стремиться повторить.

 — В чем еще заключается поддержка мамы ученика начальной школы, помимо передачи ответственности и помощи в домашних задачах?  

— Дети в начальной школе не умеют организовывать свое время и пространство. У них нет ощущения времени. И мама должна подсказать ему режим дня, вывесив его на стену и помогая соблюдать. Мама учит быть собранным, ответственным за свои вещи, учебники и тетрадки. У детей это тоже не сразу вырабатывается.

Учитесь контролировать эмоции

 — Какой совет вы можете дать родителям, которые раздражаются на ребенка из-за плохо сделанного домашнего задания? 

 — Очень трудно уставшей маме не отреагировать никак. Вопрос другой, мы можем выбирать свои реакции. Если вас раздражает, что ребенок плохо выполнил домашнее задание, сделайте паузу: выдохните и вдохните. За эти секунды можно сделать выбор: что вы хотите? Чтобы он что-то понял и пошел сам исправил ошибки или просто выплеснуть свои эмоции? И признайтесь себе честно, если вам очень хочется выплеснуть эмоции, вы все равно найдете повод сделать это. Нужно найти конструктивный способ сделать это, чтобы ребенок не пострадал от вашей усталости.

Если хотите помочь ребенку, то не стоит делать за него уроки. Просто спросите: как ты думаешь, где мы можем это узнать? В каком учебнике, справочнике, книге, вспомни, что говорил учитель. Какой источник нам может пригодиться? И помогите этим источником воспользоваться. За раздражением стоят не дети, а накопившиеся проблемы на работе, неприятный разговор с коллегой… Распишите на бумажке, какие реакции могут у вас быть, какие вопросы нужно задавать ребенку и выучите их.

 — А есть еще какие-то способы? Если вдруг мне не помогает конструктивный диалог или ребенок не готов отвечать на мои вопросы, которые я задаю? 

— Тогда нужно хотя бы на одну минуточку встать в тапочки ребенка или, грубо говоря, побывать в его шкуре. Почувствуйте, что он чувствует. И вы поймете, что стоит за его вопросом. Вам будет проще реагировать. Вспомните себя маленькой, вспомните, как вам было тяжело, когда родители от вас отмахивались или ругались. 

— Часто мамы говорят: я сто раз объясняла, а он не понимает! И вешает обидные ярлыки на ребенка. Как этого избежать? 

— Нужно помнить, что мама – не педагог, у мамы нет специальных педагогических инструментов. Учителя в школе объясняют при помощи специальных методик и техник. Родители ими не владеют и не знают, как донести до ребенка информацию, чтобы он понял.

Мама — не учитель. Это однозначно. Мама должна быть мамой. Если мама видит, что проблема раз за разом не решается, а накапливается как снежный ком, то возможно у ребенка действительно есть какая-то серьезная проблема. Например, мой ребенок не мог читать. И мы удивлялись, как так-то! И только в конце первого класса выяснили, что у дочки проблемы со зрением. Во время чтения она напрягалась, и у нее начинались головные боли, а ребенок не мог этого объяснить. Именно поэтому важно понаблюдать и понять, что происходит с ребенком, а не делать его сразу виноватым

.

nnmama.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*