годовалый — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | годова́лый | годова́лое | годова́лая | годова́лые | |
Рд. | годова́лого | годова́лого | годова́лой | годова́лых | |
Дт. | годова́лому | годова́лому | годова́лой | годова́лым | |
Вн. | годова́лого | годова́лое | годова́лую | годова́лых | |
неод. | годова́лый | годова́лые | |||
Тв. | годова́лым | годова́лым | годова́лой годова́лою | годова́лыми | |
Пр. | годова́лом | годова́лом | годова́лой | годова́лых |
го-до-ва́-лый
Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.
Корень: -год-; суффиксы: -ова-л; окончание: -ый [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [ɡədɐˈvaɫɨɪ̯]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- (о ребёнке, детёныше животного) возрастом один год ◆ Годовалый младенец.
Синонимы[править]
- одногодовалый
Антонимы[править]
- —
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем «-год-/-гож-/-гожд-» | ||
|
Этимология[править]
От гл. годовать + -л(ый).
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
ru.wiktionary.org
психическое, физическое, моторика и речь, что должны уметь дети в 12 месяцев
Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.
Физиологические изменения
- Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
- Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
- Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.
Физическое развитие
За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.
Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:
При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Что малыш умеет?
- Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
- Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
- В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
- У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
- Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
- Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
- Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
- Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
- Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
- Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
- Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
- Кроха знает способ использования разных предметов.
- Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
- Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:
- Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
- Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
- Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
- Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
- Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.
Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.
Занятия для развития
- Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
- Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
- Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
- Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
- Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
- Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
- Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
- Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
- Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
- В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
- Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
- Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
- Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
- Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Психическое развитие
Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.
На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.
На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:
- Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
- Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
- Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
- Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.
Моторика
Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:
- Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
- Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
- Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
- Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
- Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.
Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:
- Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
- Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
- Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
- Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
- Лепить из соленого теста.
- Приклеивать наклейки на себя или на листок.
- Рисовать пальчиковыми красками.
- Играть со шнуровками.
- Наматывать нитки на клубок.
- Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
- Закручивать и откручивать крышечки.
- Играть с сортером и рамками-вкладышами.
- Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
- Играть с прищепками.
- Заниматься с сенсорной коробкой.
Развитие речи
На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.
Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:
- Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
- Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Делать гимнастику и массаж пальчиков.
- Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.
Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.
Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка
Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.
Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:
Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.
Игрушки от 1 до 2 лет
Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.
О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.
Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:
- Кубики.
- Сортер с несколькими несложными отверстиями.
- Пирамидка с 3-4 кольцами.
- Стаканчики квадратные и круглые.
- Коробочки разного размера.
- Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
- Игрушки, которые тянут или толкают.
- Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
- Игрушки для игры с водой.
- Пластмассовая посуда.
- Игрушечный телефон.
- Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
- Музыкальные игрушки.
- Картонные или тканевые книжки.
И еще несколько советов в отношении игрушек для годовалого ребенка:
- Не давайте малышу сразу большое количество предметов для игры. Они быстро наскучат карапузу и вызовут усталость. Часть игрушек отложите в дальний ящик или спрячьте, а через некоторое время замените отсутствовавшими игрушками те, которые ребенку уже слегка надоели.
- В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
- Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.
Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.
Уход
Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.
Режим дня
К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.
Сон
Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.
Бодрствование
В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.
Прогулки
Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.
Питание
Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.
Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.
Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.
В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками, копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.
Лучше всего кормить карапуза домашней свежей едой, но можно предлагать малышу и готовое детское питание от проверенных производителей. Подробнее о этом читайте в статье про меню ребенка в 1 год.
Обычный день
Дни с годовалым карапузом полны открытий и разных интересных дел. И чтобы нервная система крохи развивалась нормально, малыш хорошо спал и ел, а мама больше успевала, важно организовать такой распорядок дня, который устроит всех членов семьи. Он будет разным в зависимости от темперамента и биоритмов малютки, но мы в качестве примера дадим вам один вариант режима дня годовалого ребенка. День с ребенком в возрасте 1 год может быть таким:
Частые проблемы
- Трудности в засыпании. Их причиной является высокая активность в течение дня, ведь годовалый ребенок много ходит. Облегчить засыпание крохи поможет ежедневно повторяющийся ритуал, к которому малыш привыкнет. Целью его выполнения является настраивание ребенка на ночной отдых.
- Падения. Их не удается избежать практически ни одному малышу, поскольку падение является важной частью обучения самостоятельной ходьбе. Когда ребенок упал, не спешите к нему подбежать, а дайте возможность крохе подняться самостоятельно. Но обязательно помогите малышу, если у него не получается подняться, а также если ребенок ударился и плачет.
- Кризис первого года. В возрасте 1 года у деток наступает сложный переходный момент, который называют кризисом первого года. Карапуз становится упрямым, непослушным, отказывается от помощи, ведет себя противоречиво, раздражается, очень плаксивый и обидчивый. Такое поведение свидетельствует о формировании у малыша самостоятельности, собственной воли и изменения мироощущения. Важно помнить, что это лишь временное изменение в поведении крохи.
Советы родителям
- Возраст 1 год многие мамы считают подходящим для прекращения грудного вскармливания, однако современные педиатры отмечают, что грудное молоко даже после года остается ценным питанием для подрастающего малыша, поэтому лучшим возрастом для прекращения кормления грудью является 1,5-2,5 года (еще лучше 2-2,5 года). В этом случае прощание с материнским молоком проходит легче и для карапуза, и для маминой груди. Если мама все же настроена завершить кормление, делать это рекомендуют постепенно, заменяя молоко из груди на другую пищу.
- Если малыш в 1 год еще не произносит слова, это пока не является поводом обратиться к врачу, но должно вызвать более пристальное внимание родителей. Оцените, достаточно ли кроха общается со взрослыми (пополняется ли его пассивный словарь), ведь если с малышом мало разговаривают, развитие его речи замедляется. Также для более активного развития речи ежедневно уделяйте время занятиям, которые будут развивать моторику ручек малыша.
Как отметить День Рождения с пользой для ребенка, смотрите в видео М. Л. Лазарева – эксперта по музыкальному развитию.
o-krohe.ru
ГОДОВАЛЫЙ — это… Что такое ГОДОВАЛЫЙ?
годовалый — однолетний Словарь русских синонимов. годовалый однолетний (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
годовалый — ГОДОВАЛЫЙ, устар. однолетний … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ГОДОВАЛЫЙ — ГОДОВАЛЫЙ, ая, ое. В возрасте одного года. Г. ребёнок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
годовалый — ГОДОВАЛЫЙ, арх., истор.: Жалованье годовалое. – Денежное жалование за год. – Там тебе и жалованье денежное годовалое, и других государевых припасов прибава (3. 370) … Словарь трилогии «Государева вотчина»
…годовалый — Конечная часть сложных имен прилагательных, вносящая значения 1) проживший после рождения столько лет, сколько названо в начальной части слова (двухгодовалый, одногодовалый и т.п.) 2) имеющий возраст во столько лет, сколько названо в начальной… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Годовалый — прил. 1. Проживший один год после рождения. 2. Имеющий возраст, равный одному году. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
годовалый — годовалый, годовалая, годовалое, годовалые, годовалого, годовалой, годовалого, годовалых, годовалому, годовалой, годовалому, годовалым, годовалый, годовалую, годовалое, годовалые, годовалого, годовалую, годовалое, годовалых, годовалым, годовалой … Формы слов
годовалый — Искон. Суф. производное от годовать «жить в течение года», ср. одноструктурные взрослый, былой и т. п … Этимологический словарь русского языка
годовалый — годов алый … Русский орфографический словарь
годовалый — … Орфографический словарь русского языка
dic.academic.ru
Календарь развития: что должен уметь ребенок в 1 год
В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.
Психомоторное развитие в 1 год
Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:
- Открывать и закрывать двери, шкафы;
- Выдвигать ящики;
- Зачерпывать воду;
- Собирать пирамидки из 2-3 колец;
- Строить башни из 2 кубиков;
- Складывать вещи в коробку;
- Играть с сортерами;
- Бросать мячик;
- Катать мяч по полу;
- Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.
В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.
Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка
Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.
Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.
Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.
Навыки самообслуживания
Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.
Режим дня и питания для детей 1 года
Многие мамы годовалых детей сталкиваются с проблемой смены режима. Часто малыш в этом возрасте с трудом засыпает днем, поэтому дневной сон откладывается на более позднее время. С переходом на один дневной сон нужно скорректировать режим питания ребенка. Обычно прием пищи осуществляется 4 раза: например, в 9 утра – завтрак, в 13 часов – обед, в 17 часов вечера – полдник и в 21 час – ужин. При этом отход ко сну оказывается довольно поздним: в 22 – 23 часа вечера.
Рацион питания годовалого ребенка должен исключать аллергенные продукты: шоколад, копчености, пряности. Некоторое врачи советуют продолжать давать ребенку молочную смесь, но не в бутылочке, а на тарелке. Постепенно переводите ребенка на взрослую пищу. Чтобы у малыша развивался жевательный рефлекс, замените пюре на мелкие кусочки не очень жесткой пищи. Это могут быть котлеты, фрукты, хлеб.
Здоровье годовалого ребенка
Поход к педиатру в год считается обязательной процедурой. Врач берет у ребенка необходимые анализы, производится физиологические измерения. Также решается вопрос вакцинации ребенка. Также необходимо посещение следующих специалистов: невролог, хирург, ортопед. Дополнительно желательно проконсультироваться с офтальмологом и стоматологом.
Важным составляющим здорового образа жизни является соблюдение личной гигиены ребенка. В год малыш может сам научиться мыть руки перед едой и после прогулки, а также умываться. Если у ребенка вырос хотя бы 1 зуб, стоит подружиться с зубной щеткой. И, конечно, не игнорировать вечернее купание и ополаскивание под душем.
Как развивать ребенка в 1 год
Чтобы малыш быстро развивался и приобретал все новые и новые навыки, помогите ему в этом:
- Поменьше носите ребенка на руках, дайте ему свободу передвижения.
- Озвучивайте ребенку все, что вы видите, беседуйте с ним. Читайте малышу книги – это так важно для развития речи ребенка.
- Играйте в развивающие игры: сортеры, кубики, пирамидки, шнуровка и т.д. Можно предложить малышу простую сюжетно-ролевую игру (например, стройка, гонки и т.д.). Хорошо подойдут пальчиковые игры.
Развитие малыша в 1 год во многом зависит от его родителей. Проводите с ребенком больше времени, играйте, разговаривайте с ним, гуляйте. Обеспечьте Вашу кроху новыми яркими впечатлениями, тогда его развитие непременно пойдет в гору!
Выводы
Время с малышом пролетает очень быстро. За первый год жизни ребенок кардинально меняется. Основные изменения в развитие годовалого ребенка– это первые слова и первые шаги, развитие навыков общения, исследования мира, самообслуживания.
Заключение
Помочь малышу развиваться всесторонне и гармонично могут развивающие занятия. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть группы «Вместе с мамой», которые могут посещать дети от 8 месяцев до 2 лет. Занятия направлены на развитие мелкой моторики (а значит, и речи), концентрации внимания, координации движений, воображения, памяти, зрения, мышления, словарного запаса. Опытный педагог покажет Вам, как работать с тем или иным материалом и поможет заинтересовать ребенка. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
www.center-sozvezdie.ru
Годовалый — это… Что такое Годовалый?
ГОДОВАЛЫЙ — ГОДОВАЛЫЙ, годовалая, годовалое (разг.). В возрасте одного года. Годовалый младенец. «Годовалый львенок давно уж вышел из пеленок.» Крылов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
годовалый — однолетний Словарь русских синонимов. годовалый однолетний (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
годовалый — ГОДОВАЛЫЙ, устар. однолетний … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ГОДОВАЛЫЙ — ГОДОВАЛЫЙ, ая, ое. В возрасте одного года. Г. ребёнок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
годовалый — ГОДОВАЛЫЙ, арх., истор.: Жалованье годовалое. – Денежное жалование за год. – Там тебе и жалованье денежное годовалое, и других государевых припасов прибава (3. 370) … Словарь трилогии «Государева вотчина»
…годовалый — Конечная часть сложных имен прилагательных, вносящая значения 1) проживший после рождения столько лет, сколько названо в начальной части слова (двухгодовалый, одногодовалый и т.п.) 2) имеющий возраст во столько лет, сколько названо в начальной… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
годовалый — годовалый, годовалая, годовалое, годовалые, годовалого, годовалой, годовалого, годовалых, годовалому, годовалой, годовалому, годовалым, годовалый, годовалую, годовалое, годовалые, годовалого, годовалую, годовалое, годовалых, годовалым, годовалой … Формы слов
годовалый — Искон. Суф. производное от годовать «жить в течение года», ср. одноструктурные взрослый, былой и т. п … Этимологический словарь русского языка
годовалый — годов алый … Русский орфографический словарь
годовалый — … Орфографический словарь русского языка
dic.academic.ru
Меню Ребенка в 1 Год на Неделю: для Детей + Рецепты
СохранитьSavedRemoved 14
На первом году жизни организм ребенка не может усваивать сложные многокомпонентные продукты. Однако со временем рацион расширяется, и детский организм требует больше полезных компонентов. В 1 год важно правильно планировать меню питания малыша, чтобы он полноценно рос и был здоровым. В этом возрасте развивается пищеварительный тракт, поэтому продукты должны быть разнообразными. Ребенок будет кушать то, что ему нравится, поэтому нужно, чтобы еда была вкусной и полезной.
Содержание этой статьи:
Какой рацион питания подойдет для годовалого ребенка?
Уже в 5-6 месяцев следует начинать вводить новые продукты в рацион питания. К году жизни меню должно быть разнообразным и насыщенным. Однако использовать необходимо только разрешенные продукты.
Основная пища, которую малыш употреблял до года, по-прежнему остается в рационе: каши, кисломолочные продукты, мясное, а также овощи и фрукты. Кроме перечисленных продуктов рацион постоянно будет дополняться и расширяться, также изменения будут в сочетании продуктов и длительности перерывов между приемами пищи.
- Не следует после года сразу исключать грудное молоко или искусственную смесь. Ребенок должен постепенно переходить на другие продукты, а рацион со временем будет похож на взрослый с завтраком, обедом, полдником и ужином.
- Если до года порции были очень маленькими, то в этом возрасте их следует увеличивать.
- В 1 год ребенок начинает активно расти. У него развиваются различные рефлексы, в том числе жевательные. Не нужно постоянно готовить малышу еду мелкой консистенции. Можно, например, дать ребенку «пожевать» сухарик.
- С возрастом у малыша увеличивается потребность в белках, жирах и углеводах. Рацион обязательно должен включать рыбу или мясо. Важно, чтобы продукты были свежими и качественными. Организм ребенка очень чувствительный, поэтому продукты покупайте только в проверенных местах.
- Если малыш питается маминым молочком, то в 1 год следует продолжать кормление грудью. Кроме этого, нужно насытить рацион кисломолочными продуктами, такими как кефир, творог.
- Можно готовить мясные бульоны, блюда должны быть в отварном или тушеном варианте.
- Не нужно перебарщивать с употреблением соли. Сахар тоже следует добавлять в минимальных количествах.
Рацион питания в 1 год обязательно должен включать рыбу и мясо
вернуться к меню ↑Перечень разрешенных продуктов для годовалого ребенка
С 1 года до 1,5 лет питание должно быть примерно одинаковым. В целом калорийность ежедневного употребления продуктов не должна превышать 1300 калорий. Стоит учитывать и то, что все развиваются по-разному. Одни дети более подвижные, а значит им нужно употреблять больше калорий, другие же, наоборот, отказываются от больших порций. Всё же при любом развитии в рационе годовалого ребенка обязательно должны присутствовать следующие продукты:
- грудное или искусственное молоко;
- кисломолочные продукты;
- каши;
- мясные и рыбные продукты;
- овощи и фрукты.
В качестве белка можно использовать не только мясо и рыбу, но и вареные яйца. В этом возрасте разрешен хлеб, а также печенье. Но эти продукты следует давать ребенку в небольших количествах. Приветствуются соки на основе натуральных компонентов. Выбор овощей и фруктов будет зависеть от сезонности, так как именно в свой период эти продукты максимально богаты полезными микроэлементами.
Все перечисленные продукты разрешены в возрасте 1 года. Из них можно готовить различные полезные блюда, ведь в данный период самое главное – это разнообразие.
При выборе белкового продукта следует предпочитать что-то одно. Не следует совмещать, например, рыбу и яйцо. По отдельности белковые продукты используются дважды в неделю.
Основные принципы питания в 1 год
Желательно питаться в этом возрасте 4 раза в сутки. Возможны также небольшие перекусы. Завтрак составляет 25% рациона. Перед следующим приемом пищи можно перекусить. В обед необходимо съесть 35% дневной нормы. Далее идёт полдник, который составляет 15%. Для ужина остается то же количество, что и для завтрака.
Перерывы между трапезами у малыша не должна быть слишком длинными. В идеальном раскладе кушать следует каждые 3, максимум 4 часа. Нужно следить и за тем, чтобы приемы пищи осуществлялись примерно каждый раз в одно и то же время. Приучать себя к такому нужно и в детстве, и в более старшем возрасте, так как организм привыкает усиливать работу пищеварительного тракта в определенное время, а значит, проблем с пищеварением скорее всего не будет.
Не смотря на то, что у ребенка появляются зубы, и он испытывает потребность «пожевать» что-то, пища не должна быть слишком крупной консистенции, как у взрослого человека. В 1-2 года ещё следует основные продукты питания измельчать. Разрешено питаться кусочками не более 3 см.
вернуться к меню ↑Как правильно кормить ребенка
Известно, что уже с малого возраста дети обожают сладости, и чтобы поднять настроение своему чаду, родители часто балуют малыша конфетами. Кроме того, что они не приносят никакой пользы, к ним со временем возникнет привыкание, и малыш будет постоянно требовать лакомство. Много сладкого в 1 год есть не нужно, а шоколад и конфеты лучше заменить домашним вареньем или медом.
Каждый новый продукт в рационе малыша должен вводиться постепенно. Сначала следует убедиться, чтоб нет аллергии или каких-либо других негативных реакций. Только после этого можно питаться продуктом, изначально принимая его в пищу утром, так как в это время еда лучше переваривается, чем вечером. Много новых продуктов сразу начинать кушать тоже нельзя. Всё должно быть постепенно, но самое главное – то, как ребенок будет себя чувствовать и реагировать на нововведения в питании.
Лучше всего питаться около 5 раз в день. У ребенка должен быть полноценный завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Если у ребенка возникнет желание покушать перед сном, лучше удовлетворить эту потребность и порадовать малыша каким-нибудь легким лакомством: печеньем или творожком.
В 1 год питаться нужно 5 раз в сутки
вернуться к меню ↑Завтрак
День начинается с завтрака не только у взрослого человека, но и у годовалого ребенка. Стандартный вариант завтрака – это каша. Её можно варить как на воде, так и на молоке. В 1 год разнообразие круп увеличивается: ребенка можно кормить овсяной, пшеничной, манной кашей. Можно выбрать крупу без содержания глютена, если имеется аллергия, например, гречневую кашку. Не следует слишком часто выбирать манку, так как у многих деток развивается аллергия, да и по сравнению с другими крупами манка не такая полезная. Так, многие мамы предпочитают тыквенную, кукурузную или рисовую кашу на завтрак своему малышу. Отдельно можно скушать фруктовое пюре, причем не сильно измельченное, с кусочками фруктов. Или же совместить их с кашей. Нужно не бояться разнообразить питание малыша, так как ему интересно познавать что-то новое и кушать вкусные блюда.
В 1 год лучше ограничиться кашей и максимум фруктами. Немного постарше в полтора или два года разрешается разнообразить завтрак. Например, можно кушать вареное яйцо. Раз в неделю стоит приготовить омлет из 1 яйца и молока. Это блюдо можно разнообразить зеленью. В 1 год уже можно кушать укроп, не стоит забывать об его пользе и содержании витаминов, что будет только способствовать развитию чада.
В этом возрасте уже можно питаться хлебом и маслом, поэтому эти продукты также следует включить в рацион. Только выбирать хлеб нужно не ржаной и не рафинированный, так как эти продукты могут вызвать проблемы со стулом. Детские бутерброды лучше делать с помощью хлеба из белой муки, а не батона, так как он лучше усваивается организмом. На завтрак нужно обязательно что-то выпить. Сок должен быть обязательно свежим, а чай не крепким. Также из жидкости предпочитают компот или кисель.
На завтрак выбирайте разнообразные каши
вернуться к меню ↑Второй завтрак
Второй завтрак ещё называют ланчем – это период, когда после завтрака ребенок уже проголодался, а до обеда ещё далеко. Активные малыши особенно должны кушать часто и разнообразно. В этот период полезно съесть какой-нибудь фрукт или же приготовить своему чаду фруктовое пюре. Можно скушать детский йогурт, только обычный, без наполнителей и красителей. Благодаря фруктам улучается работа пищеварительного тракта. Кроме этого, они вызывают аппетит, ведь это очень распространенная проблема годовалых малышей.
Для второго завтрака мамы предпочитают также галетное печенье. Лучше пока не давать малышу крекеры, шоколадное печенье или конфеты. Эти продукты, наоборот, испортят аппетит и не принесут никакой пользы.
Часто второй завтрак совмещается с прогулкой. Из-за этого мамы могут пренебречь трапезой, но делать этого, конечно же, не стоит. Наоборот, малышу будет очень интересно перекусить во время продукты каким-нибудь детским йогуртом из магазина. Прогулки приносят положительные эмоции, а вкусная еда ещё больше поднимет настроение ребенку.
Обед
Важнейший этап дневного рациона – это обед. Он должен быть полноценным, сытным и не вредным. Днем нужно обязательно скушать овощи. Их употребляют и в качестве пюре в измельчено виде и также по отдельности сырыми. В 1 год можно съесть овощной салат, состоящий из помидора, огурца, капусты и других продуктов. Полезно в этом возрасте кушать морковку в сыром виде. Из овощей можно также приготовить суп. В этом возрасте допустимо кушать вермишелевый суп, однако не чаще, чем 1 раз в неделю.
Вместе с пюре из овощей будет сочетаться мясо. С каждым разом блюдо можно дополнять новыми продуктами, ранее не используемыми: свекла, фасоль и другие. По-прежнему можно и нужно кушать картофельное пюре. Однако и с ним стоит быть осторожным.
Слишком часто кушать блюда из картофеля не рекомендуется годовалому ребенку, так как этот продукт содержит большое количество крахмала. Он может вызвать увеличение веса, вздутие и газы.
Из мяса сначала нужно начать с телятины или говядины. Кушать мясные продукты следует в отварном виде в качестве пюре или котлет. Мясные супы пока лучше не начинать кушать. Чуть после года можно аккуратно переходить на курицу. Нельзя кушать свинину, баранину и другие сорта мяса, тяжело усваиваемые. Питаться ими лучше после 3 лет жизни. Колбасные изделия также пока не допустимы. Для переваривания таких продуктов пищеварительный тракт ещё недостаточно развит.
В 1 год можно начинать кушать рыбу нежирных сортов. Слишком часто её употреблять нельзя, если родитель только внес её в рацион своего ребенка. Порции должны быть небольшие, не чаще одного раза в неделю.
Итак, обед должен включать различные блюда, но обязательные компоненты – это овощи, мясо или рыба. После полноценного обеда стоит выпить свежий сок или компот.
вернуться к меню ↑Полдник
Полдник – это прием пищи после дневного сна. В это время подойдут кисломолочные продукты, такие как кефир и творог. Можно разнообразить рацион, приготовив сладкие лакомства из этих продуктов: блины или сырники. Такими продуктами лучше кормить малыша начиная с 1,5 лет, так как они усваиваются немного сложнее. Полдник должен обязательно содержать фрукты, для годовалого малыша они должны быть в измельченном виде. Иногда стоит баловать ребенка печеньем: галетным или топленым молоком.
Следует тщательно подходить к выбору кисломолочных продуктов. Нужно выбирать товары специально для детей, так как они наиболее безопасные и полезные. Обычный творог из магазина можно использовать для приготовления других лакомств.
Детям может быть не привычно переходить на обычное молоко после грудного, поэтому у многих малышей при резком переходе болит животик. Реакция на коровье молоко у каждого индивидуальна, поэтому включать этот продукт в рацион стоит очень осторожно.
вернуться к меню ↑Ужин
Последний прием пищи должен быть максимально насыщенным. Ужин обязательно должен включать овощи или мясо. Можно приготовить различные блюда из овощей: овощное рагу, кабачковое суфле и другое. Пища должна быть в вареном или тушеном виде. Из мяса можно сделать пюре или же приготовить котлеты или тефтели.
Дополнить ужин можно фруктовым пюре. В 1 год малышам разрешается кушать многие фрукты и ягоды.
Ужин не должен быть слишком поздним. Примерное время приема пищи – после вечерней прогулки, когда малыш уже успел проголодаться.
Кабачковое суфле – одно из самых популярных закусок для детей
вернуться к меню ↑Питание перед сном
Стоит помнить, что в 1 год ребенок по-прежнему питается грудным молоком. Малыша следует покормить перед сном, если же он находится на грудном вскармливании, то смесью. Ребенок не будет чувствовать голод и беспокойство ночью, а ляжет спать сытым. Если малыш болеет, то должен быть ещё один дополнительный прием пищи.
вернуться к меню ↑Подробное меню на неделю
Чтобы питание малыша было полноценным и сбалансированным, рекомендуется составлять рацион питания на каждый день в течение недели. Этот способ поможет понять, чего не хватает малышу, насколько разнообразно и насыщенно его питание.
В 1 год пищеварительный тракт малыша очень чувствительный, он не может съедать слишком крупные продукты, всё необходимо измельчать. Также есть ряд продуктов, которые нежелательно пока давать ребенку. К их выбору нужно подходить тщательно и избирательно, а подбор питания на неделю поможет лучше увидеть общую картину дневного рациона. Рассмотрим примерный план питания на неделю.
Завтрак | Обед | Полдник | Ужин | |
---|---|---|---|---|
Понедельник | Суп, омлет, хлеб | Картофельное пюре, котлета, хлеб | Печенье и чай, кисломолочный продукт | Овощное пюре, кисломолочный продукт, чай |
Вторник | Каша, компот, хлеб | Овощное пюре, мясное блюдо, хлеб | Творожная смесь, фрукт | Творог, фрукт, чай, хлеб |
Среда | Каша, компот, хлеб | Овощное пюре, рыбное блюдо, хлеб | Кефир с печеньем | Овощи, морковное пюре |
Четверг | Каша, чай, хлеб | Овощной суп, овощи, хлеб | Творожная смесь, фрукт | Рыбное блюдо, картофельное пюре, хлеб |
Пятница | Каша, чай, хлеб | Суп, котлеты, картофельное пюре, сок | Фрукт, печенье, кисломолочный продукт | Фруктовое пюре, кисломолочный продукт, хлеб |
Суббота | Омлет, хлеб, компот | Овощное пюре, котлеты, хлеб | Фрукт, печенье, кисломолочный продукт | Мясное блюдо, хлеб, компот |
Воскресенье | Сырники, чай | Мясной суп, овощное пюре, хлеб | Фрукт, кисломолочный продукт | Каша, хлеб, молоко |
Как видно по таблице, каша является основным компонентом завтрака. Периодически годовалому ребенку следует давать сырники или омлет. В полдник желательно съесть любой кисломолочный продукт или же блюда из творога и кефира. На обед и ужин нужно обязательно кушать мясные и овощные блюда. Существует ряд рецептов, который подходят для детей 1 года.
Составление режима питания на неделю поможет сделать рацион сбалансированным
вернуться к меню ↑Рецепты блюд для детей 1 года
Рассмотрим основные варианты приготовления блюд на завтра, обед и ужин.
вернуться к меню ↑Рисовая каша с сухофруктами
Способ приготовления:
- Сухофрукты помыть и поместить в воду. Варить до смягчения.
- Затем плиту нужно выключить, оставив сухофрукты в воде.
- После этого сухофрукты нужно вытащить, а воду снова накипятить, немного подсолив.
- В соленую воду поместить рис, добавить молока.
- После приготовления совместить с сухофруктами и подсахарить.
Рисовая каша с сухофруктами
вернуться к меню ↑Манная каша с тыквой
Очень простой рецепт завтрака для годовалого ребенка. Тыквенную кашу малыши очень любят и кушают с большим удовольствием. Кроме этого, она крайне полезна.
Способ приготовления:
- Тыкву нарезают мелкими кусочками и ставят варить до смягчения.
- Далее добавляют манку, смешивают и варят до готовности.
- Блюдо подсахарить и можно подавать ребенку.
Для обеда необходимо выбрать блюдо с содержанием овощей и мяса. Подойдет пюре или суп.
вернуться к меню ↑Овощной суп
В качестве основных продуктов для блюда используют картофель, морковь и репу.
Способ приготовления:
- Указанные овощи помыть, почистить и нарезать.
- В кастрюлю сначала помещают морковь и репу, и варят в течение 20 минут, затем остальные продукты.
- После того, как овощи приготовятся, их следует измельчить до нужной консистенции.
- Полученное блюдо посолить, добавить сливок.
Суп-пюре из риса
Довольно распространенный и насыщенный обед для годовалого ребенка. Любимое блюдо для малышей, так как очень сытное, полезное и вкусное. А готовить его крайне просто. Для создания блюда понадобится рис, морковь и цветная капуста.
Способ приготовления:
- Сначала следует сварить рис, подсолить его.
- Овощи перетереть для придания необходимой консистенции.
- Все продукты соединить и закипятить. Добавить соль по вкусу – и блюдо готово.
Суп-пюре из риса и цветной капусты
вернуться к меню ↑Котлеты
Из мясных и рыбных блюд можно приготовить суфле, печеночное пюре или рыбные голубцы. Наиболее простой рецепт мясного блюда – это котлеты. Для приготовления лучше использовать мясо говядины. Также пригодится хлеб и вода.
- Измельчить мясо с помощью мясорубки.
- Хлеб смочить в воде.
- Соединить хлеб с мясом и снова прокрутить через мясорубку.
- Полученный фарш посолить и добавить воды.
- Кастрюлю залить водой и поместить туда котлетки. Оставить их тушиться по полчаса.
Печеночное пюре
Ещё один рецепт, который подойдет для полноценного обеда или ужина – это пюре из говяжьей печени. Многие дети не любят этот продукт, однако его польза очень велика, особенно для хрупкого организма малыша. Хотя бы раз в неделю рацион должен включать блюдо из печени. Особенность этого продукта заключается в наличии огромного количества микроэлементов и витаминов А и В. Польза для малышей в том, что говяжья печень укрепляет иммунитет, что очень важно в этом возрасте. Рассмотрим способ приготовления печеночного пюре:
- Помытую печень мелко нарезают.
- Немного зажарить измельченный продукт.
- Далее переложить печенку и залить её кипяченой водой. Продержать под крышкой около 10 минут.
- По истечению времени ещё несколько раз измельчить, добавить соли по вкусу.
- Далее добавить молоко и закипятить пюре. Блюдо готово и его можно подавать.
Печеночное пюре
вернуться к меню ↑Полезные советы
Основные принципы питания, рецепты и ежедневный недельный рацион уже были рассмотрены. И в завершение несколько советов мамам, чтобы с питанием годовалого ребенка не возникло никаких проблем.
- Очень часто малыши теряют аппетит и отказываются от еды именно из-за нарушения рациона. Нельзя кормить ребенка постоянно в разное время, так как это может вызвать потерю аппетита. Чтобы организм полноценно усваивал пищу и был готов к её употреблению, кушать нужно постоянно в одно и то же время.
- Проблемы с питанием возникают также на психологическом уровне. Например, если малыша «заставляют» кушать, то конечно эта трапеза вызовет в нём отрицание. Он должен осознать, что питание – это радостный период. Для этого пища должна быть полезной, чтобы ребенок после приема чувствовал себя хорошо. Важна подача и отношение матери к кормлению. Если она с радостью будет предлагать малышу еду, он с таким же удовольствием будет её кушать.
- На психологическом уровне ребенок будет больше хотеть есть, если это будут делать другие люди. Старайтесь кушать вместе с малышом, а лучше всей семьей, чтобы ребенок сразу понимал, что обед или ужин – это семейная трапеза. Можно разложить игрушек и тоже их накормить. Если совмещать еду с игрой, то у ребенка будет больше интереса к питанию.
- Если малыш не любит какой-то продукт, но он очень полезный, не обязательно исключать его из рациона, просто добавьте его незаметно в какое-либо блюдо.
Еще несколько советов
- Часто случается, что ребенок отказывается от еды. Если причины не вышеперечисленные, то есть не психологические, значит попробуйте сократить объемы или убрать один из приемов пищи. Возможно, ребенок просто не успевает проголодаться.
- Если обед или ужин включает прием нескольких блюд, то подавать их желательно по очереди, потому что ребенок долгое время потратит на то, чтобы перебрать продукты и решить, что ему нравится больше.
- Последний, но не по важности совет – избегайте перекусов. Они не только портят аппетит, но и не приносят никакой пользы. Особенно если это печенье и тем более конфеты. Как бы малыши не любили сладости, приучать к ним с раннего детства ни в коем случае нельзя. Иначе потом долго придется восстанавливать рацион питания.
Не забывайте о питьевом режиме. Очень важно постоянно давать ребенку воду, даже если он этого не просит. Особенно перед едой и после трапезы. Даже во время приема пищи следует предлагать выпить. А после каждого употребления еды желательно давать малышу компот, утром можно некрепкий чай.
Если совмещать еду с игрой, то у ребенка будет больше интереса к питанию
Организовывать режим питания для годовалого малыша нужно обязательно, так как в это время организм очень чувствительный и неправильный прием пищи сразу же отразиться на здоровье ребенка. После года можно включать в рацион новые продукты, однако делать это нужно постепенно. Питание должно быть насыщенным, богатым витаминами и микроэлементами и разнообразным.
вернуться к меню ↑ВИДЕО: Меню для годовалого ребенка
8 Общий Балл
Первый прикорм и первые блюда очень важны для малыша. Рацион необходимо подбирать максимально тщательно. Если вы не согласны с рейтингом статьи, то просто поставьте свои оценки и аргументируйте их в комментариях. Ваше мнение очень важно для наших читателей. Спасибо!
8Expert Score
Достоверность информации
8
Актуальность информации
9.5
Раскрытие темы
8.5
Доступность применения
8.5
10Оценка пользователей
Достоверность информации
10
Актуальность информации
10
Раскрытие темы
10
Доступность применения
10
Плюсы
- Прикорм освобождает маму от кормления грудью
- Ребенок получает все необходимые витамины
Минусы
- Некоторые продукты могут вызывать аллергические реакции
- Дети не всегда хотят кушать овощные блюда
slovami.net
Календарь развития ребенка: 1 год
До 12 месяцев ребенок находится в тесной эмоциональной связи с мамой и воспринимает себя как ее часть. А в год он становится более автономным, его личность начинает формироваться. В этот период у ребенка происходит первый внутренний конфликт: с одной стороны, он привык к тому, что мама всегда находится с ним рядом и исполняет все его желания, но в то же время ему хочется самостоятельности. Когда у него что-то не получается, он может начать капризничать, плакать и злиться. Родителям необходимо поддерживать малыша в его развитии, грамотно корректируя его поведение.
Что умеет ребенок в 1 год?
Годовалый малыш способен:
- произносить самостоятельно легкие слова и имитировать звуки;
- ходить без поддержки;
- откусывать и жевать твердую пищу;
- собирать пирамиду, строить несколько фигур из кубиков;
- делать лепешки, катать колбаски из пластичного материала;
- комментировать то, чем занят;
- пользоваться чашкой и ложкой.
Ребенок в один год имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия. Он по-разному ведет себя с разными людьми и проявляет самостоятельность в выборе и действиях, а также активно выражает эмоции, в том числе негативные.
Развитие ребенка в 1 год: 7 принципов
Я-родитель предлагает молодым мамам и папам семь нехитрых советов для того, чтобы ваш малыш быстро развивался и легко преодолел «порог одного года».
1. Поощряйте знакомство с окружающим миром
На годовалый возраст приходится пик познавательной активности малыша, поэтому родителям стоит поощрять желание крохи знакомиться с окружающим миром. Очень часто дети в этом возрасте совершенно не интересуются игрушками, а проявляют интерес к бытовым предметам, которыми пользуются взрослые. Так что если ваш ребенок увлеченно вертит в руках крышку от кастрюли или пробует открыть дверцу стиральной машинки, стоит дать ему возможность изучить новый объект и попробовать его «в деле»! Конечно, это не касается розеток и других опасных предметов для здоровья малыша.
2. Уважайте самостоятельный выбор
Пусть кроха попробует сам, без вашей помощи, выбрать игрушки, которые хочет взять с собой на прогулку, надеть ботинок или шапку, решить, какую кашу он будет есть на завтрак. Такие простые действия дадут ребенку понять, что вы уважаете его самостоятельность и считаетесь с его мнением. Если у малыша не получается какое-то действие, и он начинает капризничать и плакать – не стоит все делать вместо него: помогите ему советом. Если ребенок никак не может собрать пирамидку из колец разного диаметра, разложите перед ним кольца в нужном порядке, но собрать саму пирамидку пусть малыш попробует сам.
3. Вместе развивайтесь физически
Ближе к 12 месяцам ребенок активно ползает, умеет заползать под препятствие, смело карабкается по наклонной поверхности, легко залезает на кресло или диван, может стоять без поддержки взрослого и делает свои первые самостоятельные шаги.
В год уже можно начинать делать первую зарядку: дети стараются подражать движениям взрослых. Повторение самых простых упражнений за мамой и папой принесет малышу множество веселых и увлекательных минут, а молодые мамы могут совместить приятное с полезным – «скинуть» пару килограммов!
4. Учите пользоваться столовыми приборами
Годовалый малыш способен пользоваться столовыми приборами за столом. Некоторые дети в возрасте года уже умеют накалывать небольшие кусочки пищи на вилку.
5. Учите новым словам и счету
К годовалому возрасту ребенок уже может произносить несколько слов. Чаще всего это имитирующие, облегченные слова, состоящие из простых повторяющихся звуков: ба-ба, ма-ма и т.д.
Дети этого возраста различают имена близких людей и названия определенных предметов. Они охотно выполняют просьбы взрослых показать им мячик, кубик, стульчик или плюшевого медведя. Ребенок всегда смотрит в сторону человека, которого назвали по имени, или предмета, о котором говорят. Поэтому если вы будете вслух называть новые предметы, которые попадают в поле зрения малыша, ваш кроха быстро выучит новые слова и научится ассоциировать их с определенными объектами.
Научить годовалого ребенка считать невозможно, однако малыш в этом возрасте вполне может запомнить значение слова «два». Раскладывайте перед крохой парные вещи – носки, перчатки, одинаковые мячики и говорите «два». Очень скоро ребенок поймет, о чем идет речь, и подражая вам, будет сам соединять вещи по парам.
6. Не отвлекайте его от занятий
Малыш в год понимает значения слов «можно» и «нельзя», и когда ему что-то не разрешают, он будет всеми способами показывать свое недовольство.
Не стоит заставлять годовалого ребенка заниматься тем, чем ему не хочется. Не предлагайте крохе взять карандаши и порисовать, если он увлеченно катает по полу мячик или строит пирамиду из кубиков. Помните, что дети в этом возрасте предпочитают быть самостоятельными, поэтому попытки принудить их к нежеланным действиям вызовут лишь негативные эмоции и капризы.
7. Запаситесь терпением
Детские психологи отмечают, что в годовалом возрасте дети начинают увлеченно наблюдать за окружающими людьми и стремятся подражать их поведению. Они уже понимают, что с разными людьми нужно общаться по-разному, и активно используют это в своих повадках. Ребенок намного сдержаннее ведет себя в присутствии посторонних людей, а вот наедине с мамой или папой намного чаще позволяет себе капризничать. Такое поведение объясняется тем, что малыш проверяет родителей «на прочность»: готова ли мама любить его вне зависимости от того, как он себя ведет?
Самое главное для маленького ребенка – это любовь близких, и в первую очередь, мамы. Как бы ни капризничал малыш, объясняйте ему: вам не нравится не он сам, а его поведение в этот момент. И тогда вы с удивлением обнаружите, что кризис одного года вас счастливо миновал.
Какая вы мама? Узнайте, пройдя тест:
ТЕСТ
Виктория Котлярова
www.ya-roditel.ru
Добавить комментарий