Как держать дисциплину в детском саду воспитателю – Как наладить дисциплину в группе – попробуем исправить ошибки

Содержание

Как наладить дисциплину в группе – попробуем исправить ошибки

Доброго здоровья, физического и психического, друзья! Сухих Татьяна на связи. Мне поступил очень интересный вопрос от читательницы о том, как наладить дисциплину в группе детского сада. С проблемой непослушания и откровенного игнорирования общепринятых норм поведения детками каждый педагог сталкивается в своей жизни не раз и не два. Ситуация обостряется отсутствием взаимодействия с родителями в вопросе дисциплины. Разберемся?

Содержание статьи:

Как и почему дети могут сделать жизнь педагога невыносимой?

Для начала процитирую читательницу: «…я пришла работать в подготовительную группу, где детки от 5-7лет. Сначала вроде справлялась и детки слушались, но сейчас никак не могу с некоторыми (их, слава богу, не много) сладить. Где упустила их не пойму. Еще проблема в том, что эти некоторые лидирующие дети тянут за собой всю группу. Итог: все «стоят на ушах» и собрать их потом очень тяжело.

Посоветуйте, как себя вести, или может какие методы есть, прошу совета как у опытного педагога. Опыта у меня, к сожалению, нет, только учусь. Пришла в сад, и не хотелось бы оттуда убегать, деток люблю они все большие молодцы, но вот поведение…»

Ситуация понятна, проходили через это многие из нас. Видимо, насколько я могу судить, моя коллега изначально не хотела быть строгой и ставить рамки дозволенного в группе для воспитанников. А рамки и правила нужны детям для полноценного развития. Чем раньше устанавливаются ограничения, тем проще будет воспитателям, родителям и самим детям в дальнейшем.

Моя коллега понимает, что допустила ошибку, но не знает, где. Мне трудно судить в этой ситуации, что именно спровоцировало потерю авторитета педагога, но постараемся исправить дело. Вы, коллега, это сделаете не только для себя самой, но и для своих воспитанников, которые готовятся в школу, где вопрос дисциплины стоит очень жестко.

Привыкнув ухом не вести на слова педагога, в стенах учебного заведения они заработают клеймо неуправляемых и нежелательных учеников.

Психологи выделяют несколько причин плохой дисциплины среди дошкольников:

  • Потребность во внимании;
  • Борьба лидеров;
  • Защита от неудач, неодобрения;
  • Месть за нанесенные обиды;
  • Банальная скука.

Если в группе один ребенок с харизмой лидера, здесь проще наладить дисциплину, а если таких «конкурентов» у воспитателя несколько, придется вести комплексную терапию в коллективе. Приготовьтесь к тому, что вы должны будете планомерно и настойчиво внедрять новые правила и менять уклад в группе.

Методы, позволяющие наладить дисциплину

Для начала стоит поработать над собой, выстроив такую линию поведения, чтобы установить авторитет. Стиль общения с детками предполагает строгость в принципиальных вопросах, ласку в любых ситуациях и добросердечность, юмор, но без сарказма, тактичность, но откровенность, отзывчивость. Главное – искренний интерес к личности каждого ребенка. Плохих деток нет, есть несчастные…

Конечная цель педагога – вызвать интерес к себе, желание общаться со стороны детей, подчиняться распоряжениям с удовольствием, готовность выполнить просьбу, заслужить одобрение, ласковый взгляд, слово, жест. Ваш строгий взгляд, слово при нарушении дисциплины должны вызывать не гнев, обиду, недовольство, а стыд за свои поступки и стремление немедленно исправить ситуацию.

В вашей ситуации, коллега, нужно лидеров организовать и возглавить. Такие ребята очень ждут признания их лидерских качеств, поэтому делегируйте полномочия лидерам, поручайте им дежурство по дисциплине. Думаю, стоит провести беседу с группой на тему, что такое плохо и хорошо, вместе определите и напишите правила, оформив специальный стенд, где также есть фото детей и ежедневные отметки по поведению в виде звезд трех цветов.

Красный – плохо, желтый – нормально, зеленый – отлично. Каждый день не забывайте выставлять оценки совместно с детьми, пусть сами определяют, какую они заслужили звездочку. Не забывайте о поощрении и авансах. Если ребенок слишком глубоко обижается на заслуженные красные звезды, поощрите его желтой или даже зеленой, но объясните свое решение всем детям. Не допускайте несправедливости!

А для привлечения внимания и искоренения вспышек непослушания во время занятий, есть такой прием: колокольчик, бубен, свисток, дудочка. Объявите, что будете проверять, кто самый внимательный и по сигналу свистка или бубна умолкнет и будет смотреть на воспитателя. Тренируйте постоянно, пока не выработается рефлекс.

Можно усложнить, задачу: как только прозвучит сигнал, все останавливаются и повторяют за воспитателем движения пальчиковой гимнастики или просто упражнения. Звонок: все смотрят и повторяют, кто молодец, заслужил похвалу или звезду. И так ежедневно, пока не достигнете автоматизма. Предупредите детей, что будете подавать сигнал неожиданно.

Другие приемы остановки негативных проявлений

При единичных проявлениях нарушений дисциплины во время важных режимных моментах можно предпринять такие меры к «нарушителю спокойствия», особенно, если действия ребенка, мягко сказать, неадекватны:

  • Игнорирование или минимальное внимание к нарушителю;
  • Сфокусированный пристальный взгляд в глаза ребенку без злобы или осуждения, спокойно, но пристально как бы останавливаем взглядом;
  • Обращение к ребенку, специально интонируемым голосом: каким-то особенным тоном говорим типа «Посмотри на меня, пожалуйста», сниженным, измененным голосом;
  • Резко останавливаем любую деятельность и говорим: «Подождем, пока Петя сможет присоединиться к нам»;
  • Нестандартный вопрос или жест (ласковый), который отвлечет ребенка;
  • Озвучивание его состояния: «Ты меня ненавидишь, ты очень злишься на Петю, ты устал и злишься»;
  • Похвала часто останавливает: «Ты так красиво ножками дрыгаешь, как это у тебя получается?», но без издевки, дружелюбно, без смеха;
  • Можно усадить на стул размышления, но не в угол.

В принципе, этих методик и приемов должно хватить, в завершение статьи хочу поделиться наводкам на хорошие методические пособия:

  • «Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Декабрь-февраль»;
  • «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа»;
  • «Как помочь аутичному ребенку. Книга для родителей. Методическое пособие»;
  • «Спецпредложение на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Как организовать трудовую деятельность дошкольника?»

Я очень надеюсь, что молодая моя коллега воспользуется предложенными мной идеями и сможет справиться с негативными проявлениями в детском коллективе. Кому моя статья показалась интересной – поделитесь ею с друзьями, а кто хочет постоянно читать материалы – подписывайтесь на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 19.03.2016

Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…

Опубликовано: 09.01.2017

Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и…

Опубликовано: 09.03.2017

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень…

Как наладить дисциплину в группе – несколько советов из личного опыта

5 (100%) 5 vote[s]

metodbv.ru

Методы и приемы поддержания дисциплины у дошкольников

Методы и приемы поддержания дисциплины у дошкольников

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: «Методы и приемы поддержания дисциплины у дошкольников». Проведенный нами, анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов показали, что проблемой дисциплины детей — дошкольников занимались Макаренко А.С., И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий ( «Возрастная психология»), Б.С. Волков, Н.В. Волкова ( «Психология общения в детском возрасте»), А. Кравцова ( «Непослушные детки»), Ю.Б. Гиппенрейтер ( «Как быть ребенком»). Все они в той или иной мере подчеркивают, что дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.

 

Скачать презентацию

Скачать конспектСкачать конспект

Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих в разрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивает А.С. Макаренко.

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность

(осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т.д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».

Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателя и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формировании их дисциплинированности. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.

Немаловажным условием формирования и поддержания дисциплины в группе является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т.е. четкое проведение режимных моментов, в т.ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.

Особое внимание педагог должен уделить тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. Этому способствует правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив — все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины.

К одним из следующих методов формирования и поддержания дисциплины у дошкольников можно отнести четкую формулировку правил поведения. Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату он говорит малышам:

«Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги. Наша няня чисто вымыла пол, постараемся не испачкать его». Или «Машенька первая вошла в раздевалку и не забыла чисто вытереть ноги. Я уверена, что все ребятки тоже так поступят». Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых. Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение. В младших группах, приучая детей к правильному поведению, воспитатель должен быть в меру требователен к ним, ибо для малышей регуляция собственного поведения представляет достаточную трудность. В то же время он последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы добиться послушания, некоторой самостоятельности детей в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе дети уже освоили первые правила, и поэтому воспитатель постоянно следит за самостоятельными, их выполнениями, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибки. В этом возрасте дошкольники уже обладают большими возможностями в регулировании своего поведения. Но у них может проявляться расхождение между знанием правил и поступками. Ребенок нередко поступает вразрез с требованием взрослых, потом осознает неправильность своего поступка, искренне раскаивается в нем. Поэтому важной задачей педагога является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. К концу пребывания в средней группе от детей уже можно добиться сравнительно высокой дисциплинированности. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки дисциплины. На этом этапе резко возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступать правильно не потому, что этого требует воспитатель, а в силу осознания справедливости установленных правил.

Исходя из вышеизложенного, нам бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком — принять, понять, поддержать.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!

Язык принятия Язык непринятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка Жесткая мимика

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи

Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

Оценка поступка «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками» Негативная оценка «Ты очень жадный мальчик»

«Временный язык» ( «Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный язык» ( «У тебя никогда ничего не получается как следует»)

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки

Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить. Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

Следующий принцип — понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

Следующий принцип – поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс, в котором:

  • взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности,
  • помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:

  1. «Язык принятия»
  2. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.

«Мне кажется, ты обижен»,

«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»,

«Ты боишься, что у тебя не получится»,

«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает»,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось».

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

— на самого себя

Сравните: «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение».

«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же».

— на третье лицо

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться».

-на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»

«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться».

5. Метод «временного языка»

Сравните: «Постоянный» язык ( «У тебя никогда ничего не получается как следует!») «Временный» язык ( «Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»).

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».

7. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. ( «Ребенок хорош, плох его поступок»)

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны. Одной из основных является:

  1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т.д), то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;
  2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;
  3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем ( «Вы мне все равно ничего не сделаете»;

4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;

5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи».

Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины:

  • Минимизировать внимание (возможно игнорирование)
  • Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом
  • Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)
  • Прекращение деятельности
  • Отвлечение ребенка (прямой вопрос, просьба что-то сделать, изменение деятельности)
  • Обращение на примеры хорошего поведения
  • Пересаживание на «стул размышлений»
  • Поддержка ребенка, раскрытие сильных сторон
  • Подчеркивать достижения, даже незначительные
  • Признание авторитета
  • Исключение из работы
  • Удаление от зрителей
  • Откладывание или лишение чем – то заниматься
  • Беседа с родителями

Таким образом, в современной психолого — педагогической литературе проблема изучения дисциплины как социально – психологического феномена представлена достаточно широко (на нашем круглом столе Вы видите труды ученых по данной проблеме). Подводя итог представленного вам анализа литературы, можно заключить, что дисциплина – это неотъемлемая характеристика детского коллектива, а воспитание ее – одна из основных обязанностей воспитателей.

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Дисциплина в детском саду. Игры для поддержания порядка в группе

Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса. Воспитателю необходимо держать все время ситуацию под контролем. 

Cуществует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации.

Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.

Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.

Основные «возмутители» спокойствия, для которых дисциплина в детском саду не указ — гиперактивные дети. Они просто не могут усидеть на месте и несколько минут. Как это ни странно, но такие дети отличаются хорошей памятью на рифмы и стихи. Воспользуйтесь этим. Начните занятие с легкого стишка, вроде «Нам не надо драться, нам надо заниматься», «Один-два-три-четыре-пять. Сейчас мы будем все читать!».

Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать.

Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.

Например, поиграйте в игру «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.

Другое упражнение называется «Кто меня слышит». Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз/посмотри на дверь/изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.

Автор — Мария Даниленко. 

deti-club.ru

Педсовет на Островке: И снова о дисциплине

Дисциплина – краеугольный камень любого детского дошкольного учреждения. Любого воспитателя заботит соблюдение дисциплины в группе, ведь от этого зависят и безопасность воспитанников, и сохранность оборудования, учебных пособий, и развитие ребенка. 

Проблемы нарушения дисциплины можно условно разделить на две основные:

— проблема организации и руководства группой;

— проблема межличностных взаимоотношений в группе. 

Дисциплина необходима, ведь именно дисциплина позволяет организовать БЕЗОПАСНУЮ деятельность в коллективе. При этом воспитатель должен помнить, что детский сад и детская колония, как говорят у нас в Одессе, это две большие разницы, поэтому и требования к дисциплине в сих учреждениях должны различаться (об этом, кстати, у нас уже была заметочка). 

Дисциплина – это свод правил поведения, принятый в группе.

Следовательно, и создать дисциплину можно только разработав самый что ни на есть настоящий свод правил, такой себе кодекс чести, которому должны беспрекословно следовать все учителя и воспитатели (ну а вы-то как думали? думали дисциплина только для детей?).

1. Разработка, знакомство с правилами поведения и взаимодействия в группе.

1.1. Режим дня. Дети должны знать режим работы и иметь возможность следить за его соблюдением.

Воспитатель должно творчески переработать и дополнить стандартный режим детского сада в форме, доступной для ребенка. Обязательно необходимо предусмотреть минутки психологической разрядки, например «шумелки» и «кричалки» просто так, «прыгаем как мячики», «смеемся и хлопаем в ладоши». Наши воспитатели, например, когда видят, что дети, как говорится, «разошлись», используют следующий простой, но очень действенный способ: без крика и шума прикладывают палец ко рту, вынуждая детей повторять за ними, затем прикладывают пальчик к кончику носа, затем дотрагиваются до ушей и так далее (суповой набор из частей тела тут не ограничен). Все действо происходит в тишине, при этом дети как будто отражают действия воспитателя.


1.2. Четкий перечень запретов и разрешений.

Воспитатель составляет перечень требований/запретов в зависимости от условий, режима работы группы. Важно, что это не «резиновый» список, который в любой момент может пополнить новый запрет в зависимости от желания взрослого!

Пример:

-нельзя выходить на лестничную площадку без разрешения взрослого;

-нельзя залезать на столы, стулья, подоконники;

-нельзя рвать книги, ломать игрушки;

-нельзя толкать, кусать, бить, обзывать детей;

-нельзя без разрешения воспитателя переходить к следующему виду деятельности;

-нельзя садиться за стол с немытыми руками.

Если вам кажется, что такой перечень бесконечный, это лишь означает, что вы не умеете составить правила поведения в группе. 

Важно одновременно с разработкой запретов составить список наказаний (из числа дозволенных) за нарушение запрета и поощрений за соблюдение правил поведения.

После составления требований/запретов, необходимо перейти к тому, что МОЖНО и НУЖНО делать в группе.

Пример:

— дарить улыбку и хорошее настроение;

— дружить и делиться игрушками;

— помогать воспитателю и детям;

— соблюдать режим дня и правила поведения;

— класть игрушки на место;

— следить за чистотой и порядком;

— слушать интересные сказки и истории;

— учиться читать и считать, чтобы пойти в школу;

— веселиться и кричать во время «Шумной минутки»;

— скакать и прыгать во время « Скакательной минутки»…

Важно! Запретов не может быть более 10, а их список должен быть неизменным. Перечень того, что МОЖНО и НУЖНО делать, должен быть как минимум в два раза больше и может регулярно пополняться.

Итак, мы четко продумали и составили СВОД правил поведения. Однако самый трудоемкий процесс все еще впереди – это соблюдение этих самых правил поведения.

2. Наглядность и доступность соблюдения правил поведения.

В первые дни после каникул необходимо каждый день в игровой форме напоминать детям правила.

Нельзя требовать от ребенка слепого повиновения командам. Это приводит к тому, что дети начинают действовать не по внутренним убеждениям и мотивам, а под влиянием жесткого контроля.

В группе должен быть оборудован стенд – уголок РЕЖИМА дня. Дети в течение дня должны иметь возможность самостоятельно определять, что мы делаем сейчас, что было недавно и что ждет дальше. Одной чайной ложечки креативности воспитателя достаточно для того, чтобы превратить отдающий советскими лозунгами и заводскими плакатами «уголок режима» в интересный и любимый организационный элемент в группе.

Например, паровозик с вагончиками по количеству детей в группе и изготовленное самостоятельно игровое поле. Наша задача – пройти от старта до финиша в течение дня. В начале дня мы помечаем вагончики детей, которые присутствуют в группе, и начинаем путешествие от станции к станции. Название станций соответствует расписанию. Вагоновожатым может быть воспитатель. Смену одного вида деятельности другим можно сопровождать сигналом свистка. Таким образом, дети будут иметь возможность наглядно следить за соблюдением расписания.

Поверхностный обзор интернет-картинок позволил мне выявить просто тьму разных идей для нашего дисциплинарного уголка (вот лишь некоторые из них):


2. Воспитатель в группе – это руководитель и лидер одновременно.

Типов руководства группой всего три:

— авторитарный

— демократичный

-попустительский

Предлагаю провести самоанализ и определить, какой стиль руководства преобладает у Вас (подсказка: на практике любой воспитатель как правило чередует стили управления или воплощает в себе сразу несколько характеристик).

Основные черты авторитарного лидера:

Дела в группе планируются заранее и во всем их объеме. Голос руководителя – решающий. Перед группой определяются лишь непосредственные цели. Дальние цели (смысл действий) не известен. Авторитарный руководитель отдает краткие и четкие распоряжения. Наказания без снисхождения. Язык четкий, тон часто неприветливый. Такой лидер НАД группой.

Наблюдения со стороны: воспитатель возвышается над детьми за письменным столом и «наблюдает». Редко (никогда) сядет вместе с детьми на ковер. 

Основные черты демократического лидера:

Мероприятия планируются вместе с группой. Отвечают за их выполнения все вместе. Инструкции в форме предложений. Тон товарищеский, доверительный, похвала и порицание – с советами. Позиция лидера – внутри группы.

Наблюдения со стороны: воспитатель всегда находится на одном уровне с детьми. На ковре, за игровым столиком. Принимает активное участие во всех видах режимных мероприятий, в том числе «Шумная минутка», «Скакательная минутка».

Основные черты попустительского лидера:

Дела в группе идут сами по себе. Лидер в стороне от группы. Отсутствие похвалы и порицаний.

Наблюдения со стороны: воспитатель разговаривает по телефону, периодически «покрикивая» на детей создавая «видимость» работы.

Немного разобравшись с проблемой организации и руководства группой, перейдём к вопросам, связанным с межличностными отношениями в группе. Даже при идеальном руководстве группой конфликты обязательно будут возникать. Задача воспитателя – выявить причину систематического нарушения дисциплины у ребенка и выработать стратегию поведения непосредственно с «виновником».

Всего можно выделить 5 основных причин нарушения дисциплины:

1. Борьба за лидерство.

2. Избегание неудач.

3. Недостаток внимания.

4. Месть.

5. Отсутствие интереса.

Воспитатель на основе регулярных заметок должен выявлять причины нарушения дисциплины и применять адекватные меры воздействия.


Пример 1.

Федор регулярно отказывается кататься на батуте. При этом каждый раз придумывает новую причину. Например, сегодня:

— Мне очень холодно. Я сяду на солнышко погреться.

Классический пример отказа от какого-то вида деятельности из-за боязни неудачи. Воспитатель должен ненавязчиво в несколько этапов научить ребенка кататься на батуте. Сначала, просто постоять на нем, держась за руку и т.п.

Пример 2.

Нина обижается, если кто-то раньше нее ответил на вопрос. Выражает шумный протест криком и топаньем ногами.

Не хватает внимания и таким способом «тянет» его на себя. Пресечь нарушение дисциплины можно таким способом: воспитатель задает свой вопрос конкретному ребенку, соблюдает очередность, чтобы таким малышам, как Нина не было обидно. Можно совмещать вопросы и игру в мяч. Воспитатель бросает мячик ребенку и одновременно задает вопрос. Ребенок отвечает и возвращает мячик.

Пример 3.

Девочке уже исполнилось пять лет. Со здоровьем все в порядке. При этом она с завидной регулярностью писает в группе. Делает это демонстративно. Становится посреди группы и… Кстати, ее совершенно не беспокоят насмешки других ребят. Она словно получает удовольствие от такого «внимания» к своей персоне.

Корни такого поведения прячутся в давней обиде на молоденькую воспитательницу. А теперь, видя беспомощность, растерянность, злость и даже слезы воспитателя, «маленькая» нарушительница дисциплины банально МСТИТ. Кстати, с проявлениями мести не так просто бороться. Для начала надо попытаться выяснить, что именно обидело ребенка. Можно попытаться исправить положение, попросив прощения (если и вправду налицо вина взрослого человека). Еще один из способов – это игнорирование проступка. То есть воспитатель не акцентирует внимания на самом поступке, а просто выполняет действия, сообразные моменту, сохраняя эмоциональное равновесие (хотя конечно писающего посреди комнаты малыша проигнорировать трудно). Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка «исправлять» содеянное («возьми тряпку и вытри пол!»), фактически становясь с ней на один уровень развития и осуществляя ответную месть. 

Пример 4.

Стоит только отвернуться к доске, как Тимур начинает корчить рожицы, вызывая веселый смех у группы. 

Тримур – прирожденный лидер. Все дети в группе ищут его расположения. Таким способом он показывает группе, что он ГЛАВНЕЕ даже воспитателя. Бороться с такими нарушителями можно через делегирование полномочий, например:

— Сегодня моим помощником будем Тимур. Раздай детям карандаши и бумагу.


А можно вспомнить классика: «Он уважать себя заставил…» и действием доказать свое лидерство и право быть руководителем группы.

Пример 5.

В группе очень сильно ломают игрушки. Период «полураспада» самых качественных машинок – не более двух-трех рабочих дней. Рвутся книги, валяются вперемешку оторванные руки-ноги-головы.

Воспитатель не сумел организовать детей для коллективных игр. В результате им банально СКУЧНО. И они себя развлекают, ломая игрушки.

Конечно, все вышесказанное – всего лишь примеры, объясняющие (а возможно и не объясняющие) поведение детей в группе. Только выводы, сделанные на основании систематически повторяющихся проявлений поведения и регулярных заметках, могут помочь определить истинную причину и подобрать соответствующий стиль коррекции поведения.

ostrov-ok.blogspot.com

Консультация на тему: Дисциплина в детском саду

ДИСЦИПЛИНА В ДЕТСКОМ САДУ

«Дисциплина обязательно должна быть  деятельной, активной.

Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная».
 Мария Монтессори

Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности.
      Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Игровые методы, направленные на пробуждение любопытства к происходящему и, следовательно, мобилизирующие детское внимание, педагогам известны. Это неожиданно появляющиеся сказочные персонажи, демонстрация новых, ранее не виданных предметов, предложение ими манипулировать.
     Игровой момент служит хорошей завязкой для начала занятия. Но до этого детей нужно собрать вокруг себя и добиться тишины. А мы совсем не всегда настроены на феерическое театральное действо, способное переключить всех детей со свободной игры на организованную деятельность в рамках занятия. Занятия, даже хорошие, — это все — таки будни, поэтому мы вынуждены прибегать к другим приемам — более простым, но эффективным. Колокольчик и бубен.

В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок — это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться. Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик — с той же целью. Колокольчик сигналит — значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг педагога.
Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения, более того: педагог в состоянии превратить ситуацию обучения и приучения реагировать на сигнал в развивающую. К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает: Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик и бубен с бубенчиками. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.
Если я позвоню в колокольчик, вы должны собраться вокруг меня в кружок. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили? Затем педагог проводит игру-испытание.
Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды. Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.
После этого дети могут разойтись по своим делам. Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать.
Ситуация воспринимается поначалу как игровая. Она таковой и является. Этот игровой потенциал нужно использовать в полную меру: дети должны наиграться. Но затем педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе — так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным. Это сильно помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей.

Управление тишиной.
После того, как дети собрались и заняли места, перед педагогом стоит другая задача — установление тишины. То есть от каждого ребенка требуется добиться молчания.  Молчание — состояние, противоположное крику. Вместо того чтобы стучать, топать и взывать на повышенных тонах: «Тихо! Тихо! Тихо!», педагог может сыграть на этом противостоянии, объявив себя Повелителем звука.
— Представьте себе, — говорит педагог, — что моя ладонь – это громкоговоритель. Если я ее широко раскрываю, оттуда доносится громкий звук. Если я собираю пальцы в щепотку, звук становится тише. Если я сжимаю кулак, звук замолкает. Сейчас вы будете произносить звук «А». Но внимательно следите за движениями моей ладони.
Педагог дирижирует звуком, позволяя детям тянуть заданный звук очень громко. Так, чтобы в какой-то момент они почти кричали. Но это длится всего одну-две секунды. Затем звук по знаку ладони становится тише. Некоторое время он может вибрировать, что очень забавляет детей. И, наконец, педагог собирает звук в ладонь. После этого можно прижать палец к губам, призывая к абсолютной тишине. Дети уже поймались на звуковую игру и обязательно последуют этому сигналу.
Если игра проводится стоя, после этого педагог кивком приглашает детей сесть — на стульчики или на ковер.
Этот способ организовать внимание детей и установить тишину можно нагрузить дополнительным смыслом, превратив в фонетическое упражнение.
 В разные дни недели можно играть в разные звуки (естественно, гласные): в понедельник — А, во вторник — О, в среду — Э, в четверг — У, в пятницу – Ы или И.

Кричим и скачем по команде.
Мы понимаем, что дети, принуждаемые сидеть некоторое время на занятии,   устают. Ослабевает их внимание, и они выпадают из режима тишины. Ребенок начинает разговаривать с соседом, вертеться, вскакивать не только потому, что он непослушный, но и потому, что он устал. Задача педагога — опередить ребенка в желании устроить себе разрядку и предложить ему все что педагог, зная особенности детей, должен организовать паузу чуть раньше, чем того захочет ребенок. В качестве отдыха мы обычно предлагаем детям пальчиковую или  ритмическую гимнастику. Эти формы, безусловно, полезны, но не учитываются в полной мере необходимости звуковой разрядки. Ребенок не просто хочет произносить слова. Он хочет говорить в полный голос или даже кричать. Поэтому можно в середине занятия повторить упражнение с вибрирующим голосом. Но можно предложить и другие формы.
Например, детям предлагается несколько раз рассказать двустишие или четверостишие: сначала — очень тихо, потом — громче, громче очень громко, и снова — тише, тише, тише.
Тише, мыши, кот на крыше,
А котята еще выше.
Педагог опять берет на себя роль дирижера. Он регулирует силу звука, показывая ладонью его уровень — от положения на уровне живота до положения на уровне лба и обратно. Когда рука достигает самого высокого положения, дети должны выкрикнуть слова, обязательно выкрикнуть. Мы помним, что тишина достигается тем успешней, чем более психологически верно мы умеем манипулировать детскими импульсами. Дети ложны иногда кричать — но по нашей воле, по нашей команде. Это хитрость, однако она работает.
Можно усложнить произнесение рифмовки за счет добавления движения. В начальном положении дети сидят на корточках. По мере нарастания звука они приподнимаются, в момент кульминации полностью выпрямляются, встают на ноги, а потом снова начинают приседать.

Волшебные движения.
Для того, чтобы динамическая пауза оказалась эффективной, детям можно предоставить возможность двигаться между рядами, а не просто выполнять движения, стоя на месте. Однако эти движения, как и звуки, должны быть  управляемыми.
Одним из замечательных, любимых детьми игровых упражнений является движение по сигналу бубна.
 — Вы — волшебные игрушки, — говорит педагог. — Вы лишены способности двигаться по собственному желанию. Волшебница связала вас с бубном. Пока бубен звучит, вы можете передвигаться, как только бубен замолкает, вы застываете на месте.
Бубен звучит в течение коротких: и неровных временных промежутков. В таком прерывистом ритме, периодически застывая в разных позах, детям можно позволить дойти чуть ли не до педагога. Потом педагог делает движение, по которому дети должны повернуться к нему спиной и двигаться под бубен в обратном направлении.
 Это упражнение не просто позволяет детям переключиться и отдохнуть от напряжения. Оно родственно театрализованному этюду. И потом, на каком-нибудь празднике, его вполне можно использовать в сценарии, где предполагается появление колдуньи, заколдовывающей детей и лишающей их способности передвигаться по собственной воле.
Организация на занятии смены деятельности: это азбука детской психофизиологии. Смена положения и места во время занятия — посидеть на стульчиках, постоять у доски, подойти к демонстрационному стенду у дальней стены комнаты, перебраться на ковер, где можно лечь на живот, — все, что способствует снижению утомляемости. А значит — делает поведение детей более управляемым.

nsportal.ru

Как молодому воспитателю научиться организовывать детей?

Вопрос: Добрый вечер! Я воспитатель детского сада, второй день работаю на младшей группе (возраст 3 годика), у меня не получается добиться от ребятишек, чтобы они вовремя выходили из туалета, переодевались, все бегают по группе. И крик, я кричу, у меня от него у самой голова болит. Это не выход, я становлюсь агрессивной.

Может поприменять способ с часиками? Пока бежит песок, ребенок должен успеть? Как сделать так, чтобы ребятишки слышали мои слова, реагировали?

Второй воспитатель сильно кричит, ее уважают детки. Но, думаю, это не мой метод, мне нравится профессия педагога, и я хочу, чтобы у меня начало получаться организовывать детей. Подскажите! Оля. Заранее спасибо.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Прежде всего – больше уверенности в себе. Вот вы пишете замечательно, что не хотите добиваться дисциплины агрессивными методами. Действительно, крик – не метод. И уважение криком не зарабатывается. Крик взрослого, большого и сильного человека, может вызвать у малыша скорее всего страх. Испуганный ребенок будет какое-то время послушным – очень быстрый и нехитрый способ добиться дисциплины. К сожалению, его «простота» сказывается негативно и на здоровьи детей, и на атмосфере в группе, и на самоуважении и психологическом комфорте самого воспитателя.

Для такого человека, какой я вижу Вас, гораздо лучше может подойти метод позитивный и уважительный. Начну с вопроса к Вам: что Вы делаете с душой и увлечением? То, что Вам интересно, что нравится делать, или то, что Вас заставляют делать неизвестно ради чего? Если заинтересовать детей – они горы свернут, и не смотрите, что они такие малявочки. Взять хотя бы Вашу идею насчет песочных часов – это же просто отличный ход! Обыграть ее хорошо, чтобы малышам стало действительно интересно… Тогда они Вас не только услышат. Нестандартные ходы воспитателя, творчество, выдумка, фантазия – и дети будут Вам сами буквально в рот заглядывать, ведь интересно же, что за новые игры и развлечения Вы для них придумали!

Предполагаю, что некоторое время Вам все же понадобится. Дети привыкли к своей старой воспитательнице, привыкли к крику, возможно, они и не знают, что в саду может быть иначе. Перестройка у деток, слава Богу, происходит быстро. Ваша задача – быть в курсе, чутко отслеживать происходящие изменения в группе, на ходу вносить коррективы в свое поведение, подстраиваться и быть максимально открытой и искренней. Дети это ценят необычайно высоко. Если Вам что-то не нравится в детском поведении, просто и спокойно говорите об этом понятными ребенку словами. А если нравится – говорите обязательно! Не упускайте ни одной возможности похвалить деток, если есть для этого повод.

Об отношении к себе, как к воспитателю. Опыт в Вашем деле многое значит, и он у Вас будет быстро прибавляться с каждым днем. Но все же важнее Ваше отношение к работе, к детям, Ваше видение роли воспитателя как друга, учителя, помощника – прежде всего, уважение к детям и к себе. У Вас все получится, каждый день отмечайте свои успехи и хвалите себя, не стесняйтесь. То, что не получилось сегодня, обязательно получится завтра или через пару дней. Не торопите события. И помните – все будет так, как Вы того хотите. А если первые несколько дней (или, скажем, неделю) дети побегают по группе в некоторой суматохе – согласитесь, это вовсе не страшно, главное, что вскоре будет достигнуто взаимопонимание и взаимоуважение.

deti-club.ru

Как можно поддерживать дисциплину детей

Поддерживать дисциплину — это не значит подкупом или силой добиваться от детей, чтобы они вели себя так, как вы хотите.

Это значит помогать детям освоить основные навыки самодисциплины, помогать им относительно безболезненно проходить наиболее трудные этапы их развития.

Нужно воспитывать такие навыки, которые помогут добиться хорошей дисциплины, удовлетворяя две основные потребности любого ребенка: потребность в правилах и ограничениях, и потребность в любви.

Когда существует опасность жизни и здоровью ребенка, или когда его поведение абсолютно неприемлемо, нам, возможно, придется просто физически «изымать» ребенка из соответствующей ситуации, не предлагая ему выбора, хотя некоторый ограниченный выбор может быть уместен и здесь:

«Ты предпочитаешь, чтобы я несла тебя на руках, или ты пойдешь своими ножками?» В общем, однако, лучше стараться сохранить гибкие подходы и не вводить слишком много правил.

Предлагая ребенку выбор, мы не унижаем его достоинство и не рискуем быть втянутыми в бессмысленный спор: «Если ты еще раз бросишь хлеб на пол, мне придется забрать у тебя тарелку!».

Это в большинстве случаев позволяет разрядить напряженную ситуацию и дает ребенку возможность сохранить лицо, самостоятельно сделав свой выбор.

Если ваш малыш решает проверить серьезность ваших намерений, например, преднамеренно бросая хлеб на пол после того, как вы дали ему выбор, он должен испытать на себе последствия своего решения — вы должны забрать у него тарелку с едой. За этим могут последовать слезы: он продолжает проверять, как далеко он может зайти в своем непослушании, и старается заставить вас изменить свое решение.

Но тем и хороша методика обучения на последствиях выбора, что она позволяет гибко управлять такими ситуациями: вы всегда можете предложить ему еще один выбор: «Если ты подберешь хлеб с пола и положишь его в мусорное ведро, получишь свой обед обратно». Здесь нет и намека на наказание.

Предлагая ребенку свободу выбора, родители обычно стараются не ассоциировать это с наказанием, связывая свои действия с логичными и естественными последствиями действий ребенка и разговаривая с ним спокойным дружелюбным голосом.

Это очень действенный способ обучения ребенка навыкам самодисциплины, который к тому же позволяет родителям относиться к нему с должным уважением. Но, наверное, самое лучшее подспорье в деле поддержания дисциплины — это любовь и позитивное внимание к детям со стороны родителей.

Чем больше времени родители проводят вместе с детьми, занимаясь интересными делами, тем меньше проблем с дисциплиной.

vscolu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*