Как сдать цт на 100 баллов – Как сдать ЦТ 2018 на 100 баллов

Содержание

Как сдать ЦТ 2018 на 100 баллов

В 2017-м году ЦТ на 100 баллов сдали 303 абитуриента. По традиции Адукар расспросил ребят о секрете их подготовки к ЦТ. Бери на вооружение полезные советы и готовься к тестированию эффективно.

Основательно готовиться к ЦТ я начала летом перед 11-м классом. У меня не было ни одного репетитора. Если понимаешь предмет и можешь заставить себя заниматься, вполне можно подготовиться самостоятельно. Главное — желание.

Мария Шук из Миор сдала ЦТ по истории Беларуси на 100 баллов, по русскому — на 86 баллов, по обществоведению — на 85

Я гуманитарий, поэтому остановилась на истории Беларуси и обществоведении. При выборе специальности важным условием для меня была возможность получить интересную работу после обучения. Очень важно выбрать профессию по душе, а не просто потому, что она престижна в данный момент.

Нужно распределить своё время так, чтобы успеть пройти все темы. Важно повторять их время от времени. Это я про свои предметы, насчёт остальных не знаю. Но если у тебя классный репетитор, который специализируется на ЦТ, он будет мотивировать на занятия: ты же не придёшь к нему с невыполненным домашним заданием.

В среднем историей занималась полтора часа в день, на выходных гораздо больше. Чем ближе ЦТ, тем больше стараешься сделать. Бывали дни, когда я ничего не делала и просто отдыхала.

Готовилась по школьным учебникам, потому что все вопросы, в том числе фотографии и карты, взяты из учебников. К тому же они написаны простым и доступным языком. Используйте дополнительные пособия, но не покупайте все подряд: почитайте отзывы или просмотрите книгу перед покупкой. У меня были такие, которые не пригодились. По истории классные конспекты у Шаровой, по русскому «Экспресс-курс» Татаровой, ещё мне понравилось «Обществоведение в схемах, понятиях, таблицах» Лазарева. Поищи в интернете сайты или группы для подготовки к ЦТ. Обязательно купи сборники ЦТ прошлых лет. Решая их, начинаешь понимать, что у тебя хотят спросить, находишь свои слабые места.

Я ходила на все этапы РТ. Так я научилась заполнять бланк и привыкла к атмосфере тестирования. На ЦТ возьми себя в руки и пойми, что волнение только отнимет баллы. Сосредоточься на вопросе, внимательно прочитай его и начинай думать. Если не знаешь ответа — не волнуйся, пропусти. Ответь на «свои» вопросы, потом вернитесь к оставшимся. С помощью логики сразу попытайся отбросить неверные ответы, оставь два наиболее подходящих и выбирай из них.

На мой взгляд, ЦТ объективнее внутреннего экзамена. Ведь здесь не может сыграть какая-то личная неприязнь, плохое настроение экзаменатора или боязнь выступать перед незнакомой публикой. Хотя иногда в ЦТ попадаются не совсем корректные вопросы.

Абитуриентам-2018 желаю спокойствия и удачи. Это будет сложный год, но всё получится!

К сожалению, от слишком обширных знаний начинается каша в голове, отчего на ЦТ легко запутаться. Кроме знаний нужна интуиция и поддержка со стороны близких, друзей, знакомых и учителей.

Александр Козлов из Новополоцка получил 100 баллов по истории Беларуси за победу на республиканской олимпиаде. Сдавал ЦТ по белорусскому (61 балл), обществоведению (65 баллов) и английскому языку (54 балла)

Мне было сложно определиться со специальностью, так как собираюсь связывать свою жизнь с политикой. Но всё же решил поступать на «Социальные коммуникации», ведь это даёт широкий спектр работ и профессий. К тому же хорошо знаю историю и обществоведение, тем более что я — победитель республиканской олимпиады. Однако мне не хватило баллов, поэтому подал заявление в ПГУ на историко-филологический, на историка. Зачислили без вступительных испытаний.

Я готовился к обществоведению весь год, а к белорусскому — буквально за неделю до ЦТ. Точно так же и с английским. Занимался самостоятельно по часу-полтора в день, обращал внимание на те области и сферы, где есть вопросы и затруднения. Нужно больше времени уделять мелочам.

На РТ ходил ради того, чтобы проверить свои знания. Конечно, я сумел узнать, где мне стоит подучить чуть серьёзнее.

ЦТ недостаточно объективный способ оценить подготовку абитуриентов, так как иногда уровень знаний определяется даже просто по собеседованию или по иным видам испытаний. Можно не знать математику, но хорошо разбираться в языках или в гуманитарных науках.

Я желаю всем удачи (она тоже важна) и уверенности. Всё зависит только от вас.

По своему опыту скажу, что лучше всего начинать подготовку уже в сентябре, чтобы в конце года было больше времени на повторение и прорешивание тестов.

Анастасия Русак из Минска сдала на 100 баллов ЦТ по английскому, на 93 — белорусский язык, а также историю Беларуси

Выбирать профессию начала ещё в 10 классе. Проходила тесты, читала различные статьи. Ориентировалась в первую очередь на будущую профессию. Затем искала вузы, смотрела проходные баллы.

К английскому и истории начала готовиться с октября в 11-м классе. Занималась с репетитором сначала один раз в неделю, а с апреля по два. Для меня такие занятия были эффективными, так как репетитор направляет и помогает проанализировать ошибки. Плюс занималась самостоятельно. На историю уходило около 2−3 часов в неделю, на английский значительно больше — 4−6 в неделю. К белорусскому готовилась сама, благо за плечами дипломы республиканских олимпиад.

Ходила на все этапы репетиционного тестирования. РТ помогает прочувствовать атмосферу тестирования, ознакомиться со структурой тестов, научиться правильно заполнять бланк ответов, что очень важно, позволяет оценить свои способности и мотивирует совершенствоваться. Важно систематически повторять материал, закреплять на упражнениях и различных тестах и, конечно же, решать и решать как можно больше ЦТ прошлых лет. Именно тесты дадут понять, что стоит подучить и т. д. Да и рука набивается, что очень хорошо помогает на самом тестировании.

Прорешав кучу ЦТ прошлых лет, на самом тестировании я знала, где какое задание будет и где искать подводные камни. Крайне необходима внимательность в решении самого теста и в заполнении бланка ответов. Ведь самые обидные ошибки бывают именно по невнимательности.

ЦТ не такое страшное, как кажется. Главное — усердно готовиться и верить в себя!

***

Как видишь, сдать ЦТ на 100 баллов реально. Итак, за дело!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

100-балльники ЦТ — о бессонных ночах, слезах радости и выборе вуза

В этом году ЦТ на 100 баллов сдали 325 человек. Пинск, Малорита, Минск — вчерашние школьники из разных регионов показали максимальный результат. Одни готовились с 7-го класса, другие начали за пару месяцев до дня икс. Кто-то готов открывать ногой дверь любого вуза, другие боятся, что не поступят. Мы поговорили с 100-балльниками ЦТ о том, как сдать тест на «соточку», не умереть от счастья и что делать с этими результатами дальше.

«Я впервые узнала, что такое плакать от счастья!»

Настя Трубей набрала по 100 баллов по истории Беларуси и английскому языку. Теперь золотая медалистка 6-й пинской школы боится пролететь с переводческим факультетом МГЛУ. Год назад проходной балл там был 381 — у девушки сейчас в сумме 384.

— К английскому начала готовиться в сентябре, дважды в неделю ходила к репетитору, которая давала много заданий. На репетиционном тестировании набрала 80 баллов, поэтому результата в 100 на ЦТ не ожидала! Историей занялась еще с прошлого лета, потом увидела свой результат по РТ (80 баллов) и поняла, что пора тоже идти к репетитору, — вспоминает Настя.

Она считает, что в английском ей повезло с вариантом: не был очень сложным.

— Были моменты, когда сомневалась, дома проверила — все оказалось правильно. Волновалась только, вдруг случайно не туда поставила крестик, — говорит пинчанка.

С историей Беларуси у Насти было больше сомнений. Пришла домой и вообще не нашла ответов на пару вопросов — говорит, очень смутилась.

— В части A был вопрос с картами — как по мне, там все ответы верные! Когда ждала результатов, очень волновалась и все-таки надеялась на 100 баллов. Боялась, что будет какая-нибудь одна глупая ошибка. Английский пришлось ждать долго — результаты были только где-то в пять вечера. Я ничем не могла заниматься, ждала эсэмэску! Тогда я впервые узнала, что такое плакать от счастья! Плакали вместе с мамой.

Девушка сразу позвонила своему репетитору — чтобы поблагодарить.

Еще абитуриентка сдавала русский и на всякий случай обществоведение. Набрала 85 и 86 баллов соответственно. Говорит, что на подготовку уходило практически все время — даже на каникулах занималась каждый день.

«Сложно выбрать среди такого ассортимента специальностей!»

А вот Влад Ярмошук из Малориты весь год особо не парился, но сдал математику на 100 баллов. В ЦТ по белорусскому языку и физике допустил по одной ошибке. В сумме у парня 391 балл. Он окончил лицей БГУ с золотой медалью.

— Подготовку я все время откладывал на потом. На первом этапе РТ получил вроде 77, на втором — тоже, а на третьем — вообще 75! Тогда и понял, что пора взяться за ум. Два месяца до ЦТ я решал тесты прошлых лет, да и на уроках готовили — в репетиторах не было нужды, — рассказывает парень.

На математику (Влад говорит как спортсмен) он шел, «чтобы выступить по максимуму», но колебался: не знал, будет ли «соточка». Он вспоминает, что решил тест часа за полтора, потом снова прорешал: были сомнения в части B. Говорит, в ходе решения был уверен, а за результат переживал: вдруг по невнимательности ошибся?

— Я немного разочаровался, что по белорусскому не 100 баллов, а 96. Мне он казался проще, чем русский, да и мама — преподаватель, она помогала готовиться. Результат по математике ввел в легкий шок.

Первым о своем успехе Влад рассказал друзьям во «ВКонтакте».

Средний балл аттестата у абитуриента — 98. Сейчас у парня дилемма между БГУИР (факультет компьютерных систем и сетей) и БГУ (факультет прикладной математики и информатики) — говорит, что оба хороши, но боится прогадать.

— Результаты у меня высокие, еще стою перед огромным выбором: сложно выбрать среди такого ассортимента специальностей! — скромно смеется Влад.

Он советует будущим абитуриентам постоянно решать тесты прошлых лет и ходить на все этапы РТ.

— На самом деле это практически готовое ЦТ. И на него я шел уже просто порешать хорошие задачи по предмету, а не переживал за результат, — говорит он.

«Несколько ответов исправила за 10 минут до конца ЦТ»

Минчанка Лера Есис сдала на 100 баллов историю Беларуси — с предметом она тесно связана с 7-го класса.

— Мой учитель помогал готовиться к олимпиадам, а в этом году — и к ЦТ. Брала конспекты и справочник для тестирования Шаровой и учила, — абитуриентка рассказывает, что весь июнь занималась по три-четыре часа в день без перерыва.

На репетиционном тестировании девушка получила всего лишь 78 баллов: к тому времени еще не освоила программу за 11-й класс. Но на централизованное пришла уже в полной боеготовности.

— Были задания, над которыми очень долго думала. Что-то исправила за 10 минут до конца ЦТ. Дома все сверила — ошибок не нашла, но все равно боялась: вдруг будет какая-нибудь мелкая ошибка? Особенно в заданиях о развитии городов в Речи Посполитой, на что особое внимание не обращается, — вспоминает золотая медалистка минской школы №42.

Она говорит, что еще не до конца поняла новую систему подсчета баллов (в последнее время ее активно ругают: якобы можно наугадывать на хорошую оценку), но уверена, что на результаты это сильно не повлияло.

— В принципе, кто раньше набирал больше 80, столько же взял и в этом году. 20-балльники набрали по 40, но они все равно не конкуренты для первых, — рассуждает девушка.

Когда Лера увидела свой результат, очень обрадовалась. Из-за нахлынувших эмоций ей сейчас сложно вспомнить подробности того дня.

— Это взрыв какой-то — 100 баллов! Я сразу позвонила своему учителю с криками «Ура!».

Кроме истории Беларуси, она сдавала белорусский (83) и русский (86) языки, а также всемирную историю (81). Суммарный балл у нее — 365, с ним она собирается на истфак БГУ. Проходной балл в прошлом году там был 318, так что Лера пойдет подавать документы с легкой душой.

«Спала по паре часов в сутки весь год — за неделю решала по восемь тестов»

Еще одна пинчанка — Вита Курган — получила 100 баллов по математике.

— Я много трудилась с начала года, поэтому рассчитывала на высокий результат. В школе решали много заданий прошлых лет, но в основном помогла репетитор — брала количеством. Я спала по паре часов в сутки весь год: сидела над математикой! В неделю решала по восемь тестов! — вспоминает выпускница 12-й пинской школы.

Девушка рассказывает, что ходила на все этапы РТ — сначала набрала около 80 баллов, потом было до 85.

— Я очень невнимательная, поэтому допускала ошибки. Ужасно боялась, что это повторится на ЦТ! Поэтому проверяла и переписывала несколько раз. Когда пришла эсэмэска с результатом, я открыла ее и просто начала плакать! Это очень большое счастье, потому что рисков ошибиться у меня было много, — говорит о своей невнимательности Вита.

На всякий случай абитуриентка сдавала четыре предмета — кроме математики, по русскому получила 87 баллов, по английскому — 88. По физике, не готовясь, взяла 62. В сумме у нее получается два общих результата: с учетом английского — 373, с физикой — 347.

— Я хочу поступать в БГУИР на инженерно-экономический факультет. Но с английским, судя по проходному баллу прошлого года (381), рискую не пройти. Тогда пригодится физика — на экономику и программирование больше шансов… Но все равно в любой момент могу поменять решение.

Университет девушка выбирала по отзывам знакомых.

А вы помните свои результаты ЦТ?

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

people.onliner.by

30 советов абитуриентам от первокурсников, как сдать ЦТ 2020 года

Ежегодно мы готовим свежие советы о том, как планировать свою подготовку к ЦТ, сколько раз в неделю заниматься, какие учебники использовать и что делать непосредственно на ЦТ. На этот раз мы пообщались с выпускниками образовательного центра Адукар, которые успешно сдали ЦТ (на 75+ баллов) и учатся в вузах, куда мечтали поступить. Итак, читай 30 советов от первокурсников, как сдать ЦТ 2020 года.

Когда начинать готовиться к ЦТ 2020 года?

— Готовиться к ЦТ нужно с начала года, чтобы потом не жалеть о потраченном времени. И желательно сразу определиться с предметами ЦТ.

— Если человек претендует на высокий результат, то лучше готовиться в течение целого года. Стоит учитывать, что впереди ещё школьные экзамены и нужно работать на аттестат. Это колоссальная нагрузка, поэтому лучше распределить свою подготовку на целый год.

Я начала готовиться где-то в октябре. Ходила на курсы, выполняла домашнее задание. У нас в группе были рейтинги, где указывались баллы за домашнее задание и результаты ежемесячных итоговых тестов. Такое соревнование очень стимулировало работать.

Вера Гурьянова, выпускница курсов подготовки к ЦТ в Адукар, студентка БГУ

Как мотивировать себя готовиться к ЦТ?

— Самое важное в подготовке к ЦТ — понять, что это тебе необходимо и от этого будет зависеть твоя будущая жизнь. Главное — любить свой предмет, заручиться поддержкой друзей и найти в себе мотивацию.

Очень здорово заниматься в группе, потому что можно общаться на темы, которые близки тебе. Это мотивирует не бросать подготовку и стремиться вверх. У нас в Адукаре была очень дружная группа и прекрасная атмосфера.

Ксения Костюкович, выпускница курсов подготовки к ЦТ в Адукар, студентка БГУИР

— Для поступления пригодятся не столько школьные знания, сколько навыки планировать своё время, самостоятельно заниматься, общаться и договариваться с людьми.

— Необходимы организованность и сила воли. Хорошо, когда есть репетитор, который постоянно тебе напоминает, что нужно регулярно заниматься.

— В интернете есть много тестов с подробным объяснением. И если нет возможности заниматься с преподавателем, необходимо найти силы себя организовать.

Как выжить в 11 классе?

— Не ленись и не забывай о школьной учёбе, потому что во многих моментах она помогает ещё больше проработать материал.

— После школы уделяй время на подготовку к ЦТ. Отключаешь интернет и ставишь таймер. Для этого можно использовать приложения, которые блокируют доступ к соцсетям, YouTube и так далее. И целенаправленно готовишься всё это время.

В чём заключается подготовка к ЦТ?

— Ходи на репетиционное тестирование: оно помогает прочувствовать специфику ЦТ и не бояться его. К тому же понимаешь, какие задания будут на тестировании, какие пробелы есть у тебя, что надо подучить.

— Решай задания ЦТ прошлых лет, они помогут привыкнуть к формату тестирования, потому что это не просто вопросы школьной проверочной работы.

Лучше сравнивать ЦТ не только с третьим этапом РТ, но и со вторым, а также дистанционным РТ. Тогда заранее можно будет получить максимально приближенное представление о том, что ожидать в ЦТ.

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории Беларуси и обществоведения в образовательном центре Адукар

— Подготовка к ЦТ заключается не в том, чтобы заучить теорию. Лучше много решать и разбирать задания, только тогда будет хороший результат.

— Нужно уделить внимание своим пробелам. После первого РТ посмотреть, где у тебя ошибки и прорабатывать их. Не лениться, читать учебники и возвращаться к этим заданиям, решать аналогичные, чтобы всё отложилось в голове.

— Важно составить план своей подготовки. Это даст тебе возможность планировать день и не «тюленничать» лишний раз.

Самой мне было бы гораздо тяжелее подготовиться. Поэтому я выбрала курсы, ведь у преподавателя есть конкретный план, по которому он учит абитуриентов не один год. Плюс занятия в группе дисциплинируют: тяжело прийти на пару неподготовленным.

Яна Никуленкова, выпускница курсов подготовки к ЦТ Адукар, студентка БГМУ. Сдала ЦТ по биологии на 100 баллов

Задания ЦТ: на что стоит обратить внимание?

— Обязательно научись заполнять бланк. Бывает, что ребята сбиваются в клеточках и все задания смещаются. Начал А3 заполнять как А4, А4 — как А5 и так далее. И получается, что «летит» вся часть А.

— В математике нужно смотреть на условия, потому что они связаны с ответом.

На ЦТ по математике задания ранжированы. Это значит, что может быть равное количество одинаковых вариантов ответа. Поэтому возьми отдельный листок и выписывай ответы, считай, сколько у тебя каких вариантов ответа. Это работает, если у тебя почти все ответы правильные, а в 1−2 ты не уверен. Посмотри, каких вариантов меньше, это может сработать.

Дмитрий Горбач, выпускник курсов подготовки к ЦТ в Адукар, студент БГУ

— Чтобы хорошо сдать ЦТ, необходимо думать, как составители ЦТ. Варианты в части А не рандомные цифры: составители предлагают вместе с верным вариантом стандартные ошибки, которые могут получиться у абитуриентов. Поэтому в конце всегда перепроверяй решение.

— В ЦТ по физике внимательно смотри на графики, чтобы взять правильную точку. Иначе можно не так посчитать.

— Обязательно читай весь мелкий шрифт в условии задания.

— В ответах по математике надо записывать только целые числа.

Мы прорешивали кучу тестов, начиная с ЦТ 2003 года и заканчивая РТ этого года. Многие задания имеют похожие содержание и структуру, поэтому чем больше их выполняешь, тем легче их решать потом.

Ксения Костюкович, выпускница курсов подготовки к ЦТ в Адукар, студентка БГУИР

— Не стоит зацикливаться на одном задании, иди дальше. Если потратить половину времени, к примеру, на А18, можно не успеть решить В-часть, которая приносит в три или четыре раза больше баллов.

— Ориентируйся не только на знания, но и на логику составления тестов, потому что бывает просто понять, какой ответ будет скорее всего правильным, исходя из предыдущих вопросов и ответов.

Курсы ЦТ-2020!Готовим на результат! Балл за ЦТ выше среднего по стране на 30 пунктовЗаписаться

Как сдать ЦТ 2020 года без нервов и валерьянки

— Когда ты сходишь на все три этапа РТ, то будешь гораздо меньше волноваться. Потому что будешь знать, чего тебе ждать. Готовься решать тесты на время, чтобы на ЦТ всё успеть сделать.

Смотри информацию на Адукаре, не волнуйся, ходи на РТ, занимайся, спи иногда — и всё будет нормально.

Дмитрий Горбач, выпускник курсов подготовки к ЦТ в Адукар, студент БГУ

— Если не привык работать без перерыва, используй следующую тактику: решай на свежую голову задания части В, а потом (в качестве передышки) — задания части А. Тогда мозг не устаёт. Или найди тот метод решения, с которым тебе будет легче.

— Ходи на РТ в то место, где будешь сдавать ЦТ: там тебе будет комфортнее и спокойнее писать тест.

— Узнай у абитуриентов прошлых лет, в каком вузе более благоприятная атмосфера для сдачи ЦТ. Например, где никто не стоит над тобой или где удобные парты и так далее. Или сходи на первое и второе РТ в разные вузы, чтобы понять, где тебе больше нравится, и сдавай третье РТ только там. Поищи своё место, чтобы было комфортно.

— Не стоит волноваться, когда видишь, как ребята спустя 10−15 минут от начала ЦТ сдают бланки ответов. Работать над тестом ты можешь всё отведенное время. Только помни, что досрочная сдача бланков ответов заканчивается за 15 минут до конца тестирования. Это делается для того, чтобы не отвлекать других ребят, которые дописывают работу.

— Лучше сидеть до самого конца. Хорошие мысли могут прийти за пять минут. Но не переусердствуй, потому что если зациклиться на проверке, то можно найти ошибки там, где их нет. Обязательно оставь время на проверку ответов в черновике, переноси их в бланк не торопясь.

Надеемся, эти советы сориентируют тебя, на что обратить внимание во время подготовки и решения тестирования и помогут сдать ЦТ 2020 года на достойный балл. Не забывай, что все новости образования ты можешь найти на сайте Адукар в рубриках «Абитуриенту», «Новости», «Профессии», «Тесты», «Учебные заведения» и «Централизованное тестирование». Успешной подготовки!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

опыт выпускницы Адукар 2019 года

В этом году было непросто получить на ЦТ по русскому языку выше 80 баллов, а уж написать тест на максимальный результат — почти нереально. Из 63 000 абитуриентов 100 баллов получили только 36 человек. Выпускнице Адукар Полине Зотовой это также удалось. Она рассказала, как готовилась к ЦТ и как на неё повлияли преподаватели Гордей Хомич и Светлана Пашукевич.

На какую специальность ты будешь подавать документы?

Даже несмотря на то, что ЦТ позади, я всё равно волнуюсь. Я ещё не выбрала до конца, на какую специальность я буду поступать. Даже не знаю пока, в каком направлении идти. Выбираю между журфаком, филфаком, экономической информатикой и экономикой электронного-бизнеса. [Полина в итоге выбрала специальность «Экономическая информатика» БГУИР — прим.ред.]

Полина училась в Солигорской гимназии № 1. А на ЦТ кроме русского языка сдавала математику, французский язык и историю Беларуси

Когда ты начала готовиться к ЦТ?

С 4 класса я участвовала в олимпиадах по русскому и белорусскому языкам. А с 9 по 11 классы я стала там завсегдатаем. В этом году дошла до областного этапа. А конкретно к ЦТ я начала готовиться с августа.

Подготовка к ЦТ для тебя была сложной?

Я и не думала о том, ЦТ — это сложно или нет. Я понимала: мне нужна практика решения типичных тестов. Выучить правила — это ещё не значит, что ты сможешь хорошо справиться с тестом и наоборот, нарешавшись тестов без понимания правил, также не выйдет получить приличный результат. Поэтому нужна гармония.

С сентября и до самого ЦТ я решила около ста тестов. Подготовка к ЦТ похожа на подготовку к соревнованиям и конкурсам. Любой спортсмен или музыкант должен постоянно практиковаться, чтобы чего-то достичь.

Полина Зотова, выпускница курсов подготовки к ЦТ Адукар

Так усиленно заниматься не у всех абитуриентов хватает силы воли. Как ты с этим справлялась?

Мне не пришлось заставлять себя заниматься. Это было по кайфу. Одноклассники сидели на переменах в ВК и Инстаграме, а я — в тестах ЦТ. Мне эти знания всё-равно пригодятся. Хорошо, когда человек правильно пишет и говорит. К нему сразу есть уважение. Да и практика усиленной работы над собой поможет мне, я думаю, в будущем лучше учиться в университете и преуспевать на работе.

Кто тебе помогал готовиться к ЦТ по русскому языку? Почему ты выбрала Адукар?

С августа я начала заниматься у Светланы Пашукевич, но с сентября из-за расписания я перешла в группу к Гордею Хомичу. Мне нужно было ездить из Солигорска, а в выходные это сделать проще всего.

Когда я в августе выбирала курсы, для меня было важно, чтобы преподаватель смог направить меня, помочь со сложными вопросами. Я сходила на несколько пробных занятий — и мне понравилось в Адукаре. Именно потому, что между учеником и учителем была коммуникация, в которой я нуждалась, как мне казалось. В других местах занятия строились чисто на учёбе, правилах и решении тестов. А со Светланой и Гордеем я сразу нашла духовный контакт. Я могла прийти с любой проблемой, и мне её не просто решали, а советовали, куда смотреть, что и как лучше сделать. Таким образом, выбор оставался за мной и я приобретала необходимый опыт.

Тебе удалось поучиться у двух преподавателей Адукара. Чем отличается подход к преподаванию у Гордея и Светланы?

Для меня, как олимпиадника, Гордей — идеальный преподаватель. Он досконально знает свой предмет. У него есть подход к ученику любого уровня. Если мне нужно было порешать задания посложнее, он всегда давал мне такую возможность.

Хоть со Светланой я проучилась всего месяц, мне тоже очень понравились её занятия. Сравнивать с Гордеем не буду, так как они совершенно разные по характеру и методике преподавания, но одинаково крутые. Если проводить аналогию, то для меня они мама и папа Адукара. Я не могу сказать, кого люблю больше. В общем, я не пожалела, что тратила время на выходных и ездила из Солигорска в Минск.

На самом ЦТ ты волновалась?

Где-то за пять минут до начала ЦТ у меня был дикий мандраж. При любом ответственном деле всё равно будешь волноваться. От этого никуда не деться. Было очень жарко к тому же. В этот момент я вспоминала людей, с которыми я работала в Адукаре и которые научили меня отключаться от всего и погружаться в работу. В школе, конечно, этому научиться сложно. Хотелось показать людям, чему я научилась и какой результат я могу выдать.

Переживала ли ты до получения результата ЦТ? Как ты отреагировала на 100 баллов?

В промежутке между ЦТ и получением результатов я не волновалась. Было некогда. Я готовилась к следующим предметам. Мне за день до получения результатов мама сказала: «Может, смс подключишь?» Если бы не она, я, наверно, до ЦТ по истории Беларуси не знала, что у меня 100 баллов.

Когда я получила смс, очень боялась его читать. Увидев 100 баллов, я не поняла, что произошло. Только когда сообщила родителям и преподавателям свой результат, поняла: «Полина, у тебя сотка!» Тогда это был шок и слёзы. Я очень рада, что смогла доказать, что я могу.

Что бы ты посоветовала абитуриентам 2020 года?

Идти в Адукар (смеётся). А если серьёзно, здесь меня научили работать несмотря ни на что.

Здорово, когда в школе у тебя хорошие отношения с учителями. Но в школе ты работаешь на отметку. А в Адукаре — на результат. И тебе это действительно приносит удовольствие. Тебя учат кайфовать от того, что ты делаешь.

Полина Зотова, выпускница курсов подготовки к ЦТ Адукар

Конечно же, я советую верить в себя и постоянно практиковаться. Ну и правила забрасывать не стоит. Я также считаю, что необходимо иметь чёткую цель. Без желания ни один, даже самый крутой учитель, тебе не поможет. Для меня ещё важную роль сыграла поддержка родителей.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Где сейчас ребята, которые сдали ЦТ на 100 баллов

Эти ребята наделали шуму во время вступительных кампаний. Шутка ли — получить по несколько сертификатов с заветными для многих абитуриентов 100 баллами. У них брали интервью, ими гордились учителя и родители, но время прошло, и им на смену пришли новые герои вступительных испытаний. А что же стало с прошлыми? Onliner связался с ребятами и расспросил их о сегодняшней жизни.

Павел Ралюк, получивший 100 баллов по физике и математике: «Иногда думаю, что было бы неплохо уметь делать что-то более „полезное“ для общества»

Павел — один из самых известных абитуриентов 2005 года. Выпускник солигорской школы №10 получил 100 баллов сразу по двум предметам централизованного тестирования: физике и математике.

— Это первый случай в нашей практике, когда один абитуриент дважды продемонстрировал максимальный результат на централизованном тестировании, — говорил в интервью газете «Звязда» в 2005 году директор Республиканского центра контроля знаний Николай Феськов.

При этом сам Павел говорит, что отличником никогда не был, хорошие оценки имел только по точным наукам: физике, математике и химии.

Уроженец Солигорска поступил в БГУИР на специальность «Программное обеспечение информационных технологий» на бюджетное отделение. На пятом курсе он устроился работать программистом в EPAM и отработал там пять лет.

— Сейчас работаю по специальности — программистом в минском офисе компании Viber, — рассказывает Павел. — Состою в команде, которая ответственна за клиент Viber для Android. И профессия, и специальность мне нравятся. Это редкое сочетание, когда любишь, вроде бы умеешь и за это платят. Но иногда я думаю, что было бы неплохо уметь делать что-то другое, более «полезное» для общества, например быть учителем, или врачом, или настоящим инженером.

По словам Павла, самое главное, в чем помогли 100 баллов на ЦТ, — это без страха и стресса выбрать тот вуз и ту специальность, которые он хотел.

— Будущую жену при знакомстве этот факт впечатлил, — улыбается он. — Больше не помню, чтобы эти цифры кого-то интересовали или на что-то сильно влияли. А вообще, если рассматривать результат ЦТ как показатель того, кто умнее и способнее, то, наверное, это не так.

Мне кажется, что ЦТ в первую очередь проверяет тренированность, память и внимательность, причем в конкретный день. Это все коррелирует со знаниями и способностями в конкретных областях, но все же не очень точно.

Например, в год, когда я поступал, у нас была возможность сдать репетиционный тест. Тогда по математике я получил что-то около 70 баллов, в то время как на финальном тестировании у меня было 100. Не думаю, что за пару месяцев я стал умнее в математике, просто натренировался конкретно для тестирования и был более внимательным. Если оценивать ЦТ как фильтр для вуза, то оно тоже неидеально. Но тут в принципе сложно придумать справедливый и объективный показатель. Я думаю, это явно справедливее, чем экзамен.

Анна Кисляк, сдавшая на 100 баллов химию: «Хотела попасть аналитиком в лабораторию, но работаю в аптеке»

В 2012 году выпускница брестского лицея №1 Аня набрала максимальную сумму баллов среди всех абитуриентов БГМУ — 395 из 400 возможных. Она сдала химию на 100 баллов, биологию и русский язык — на 98. Девушка прошла на фармацевтический факультет.

— Когда еще училась в школе, был выбор между витебским медицинским и химическим факультетом БГУ, — рассказывает Аня. — В первом случае препятствием было расстояние от родного Бреста, во втором — математика на ЦТ. Но в 2011-м открылся фармацевтический факультет в минском медуниверситете, и выбор стал очевиден.

Вуз Аня окончила больше года назад с красным дипломом. Распределилась не без проблем. Очень желала остаться в Минске, но ее хотели отправить в Брест. В итоге Аню распределили в «Белфармацию».

— Работаю сейчас в Минске в аптеке провизором-рецептаром, или, как любят говорить, попросту у кассы, — объясняет девушка. — Хотя до пятого курса я была уверена, что этот род деятельности не для меня. Хотела попасть в какую-нибудь лабораторию аналитиком. Потом пошла на практику, где нас учили делать то, чем я сейчас, собственно, и занимаюсь. Решила, что вроде как с этим я могу справиться, поэтому пошла по пути наименьшего сопротивления: распределиться-то в аптеку куда проще, чем в ту же лабораторию.

— Мне нравится моя специальность, мне нравится разбираться в фармакологии, в том, что и как работает, — продолжает Аня. — Но главная проблема — в том, что та часть информации, которая кажется мне наиболее интересной, для моей работы, в общем-то, не нужна. Никому не нужно знать, на какие рецепторы воздействует то или иное лекарственное вещество, как оно взаимодействует с другими веществами, почему возникают те или иные побочные эффекты. Основные вопросы, которые всех волнуют, — сколько это стоит и как это принимать. Поэтому я стараюсь периодически освежать свои знания самостоятельно (но тут есть свои преграды: лень, недостаток сил и времени). Ну а если говорить в целом о моей работе, это взаимодействие с людьми. Есть люди приятные, а есть тяжелые. Поэтому и работа в разное время воспринимается по-разному.

Что касается 100 баллов, которые девушка набрала на ЦТ, то, по ее словам, особенно гордиться ими не стоит.

— Не могу сказать, что ЦТ — это такой трудный вид экзамена, баллами по которому можно так гордиться, — считает Аня.

— Готовиться к ЦТ и получать реальные знания — это не одно и то же. Мне кажется, добротно прорешав сборники тестирования предыдущих лет, уже можно сдать каждый тест баллов на 60—70.

Анастасия Таран, набравшая 397 баллов: «Первая „сотка“ — круто, вторая — ого-го-го, третья — страйк!»

Выпускница из Речицы поразила всех летом 2013 года. Девушка набрала по 100 баллов по физике, математике и русскому языку. При этом, что интересно, для Насти это была вторая вступительная кампания. Она успела отучиться полтора курса в БГЭУ на факультете международных отношений, но оказалось, что это не ее специальность, она завалила сессию, и зимой 2013 года ее отчислили.

К новым тестам Настя готовилась полгода. Немного занималась с репетиторами, но в основном готовилась сама. И оправдала свою фамилию, сдав три тестирования на 100 баллов.

— Я верила, что все будет хорошо. Возможно, было желание оправдаться перед собой и близкими за предыдущую неудачу. Наверное, если бы хотя бы по одному предмету набрала, к примеру, 97 баллов, то расстроилась бы. Тем более мне показалось, что задания по математике и русскому в сравнении с тестами 2011 года были легче, — говорила девушка в интервью «Народной газете».

Настя поступила в БГУ на факультет прикладной математики и информатики по специальности «Актуарная математика». Сейчас она учится в магистратуре, работает (отказывается говорить где и кем) и периодически играет в «Мозгобойню».

— Ощущения от результатов ЦТ были такие: первая «сотка» — круто, вторая — ого-го-го, третья — страйк! — смеется Настя.

— Помогло ли мне ЦТ в жизни? Ну, обо мне слышал преподаватель математического анализа еще до того, как я пришла на его первую пару.

С журналистами она теперь общается мало и неохотно. Говорит, что не видит в своей истории ничего необычного и интересного.

— Если честно, я не понимаю, почему столько внимания к тем, кто не совершил ошибок в тестах, — удивляется она. — Мне такие статьи читать было бы неинтересно.

Ольга Тугай, получившая 399 баллов: «Залогом успеха высокие отметки по ЦТ назвать точно нельзя»

Мозырская школьница в 2013 году была одной из лучших абитуриенток страны. На 100 баллов она сдала русский и математику, «сотку» по химии получила автоматом за призовое место на республиканской олимпиаде. У золотой медалистки средний бал аттестата был 9,9, и до рекордных 400 Ольге не хватило всего одного балла. К ЦТ девушка готовилась серьезно и рассчитывала на высокий результат.

— Определенной формулы своего успеха назвать не могу. Наверное, это совокупность труда и удачи, — рассказывала она когда-то мозырскому телеканалу. При этом подчеркивала, что высокие баллы получила без репетиторов.

В этом году девушка с красным дипломом окончила Белгосуниверситет по специальности «Химия высоких энергий».

Она сразу же поступила в магистратуру химического факультета и параллельно стала работать химиком по синтезу радиофармацевтических лекарственных средств в ПЭТ-центре Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова. Говорит, что в планах у нее — развиваться дальше.

— Меня радует, что я работаю по той специальности, которой обучалась. Наука развивается и движется вперед, и моя цель — двигаться вместе с ней, — говорит девушка. — Что касается высоких отметок по ЦТ, то назвать их залогом успеха точно нельзя. Дальше все зависит от человека и от того, как он распорядится предоставленными ему возможностями. По крайней мере с неба сюрпризы точно падать не будут.

— У некоторых людей есть мнение, что отличники только и могут, что смотреть в учебники и говорить заученные тексты, а в реальной жизни они пропадут, — продолжает Ольга. — Может, в некоторых случаях так и есть. Лично мне посчастливилось за время учебы в университете встретить замечательных людей и на данный момент моих лучших друзей, которые не только были отличниками, но и доказали свой профессионализм на практике. Тем более что оценка, выставленная преподавателем в университете, не определяет ваш уровень знаний.

Экзамен — это не только знания, но еще и много других факторов, которые от вас не зависят, в каком-то смысле лотерея. Университет направлен скорее на то, чтобы за время учебы вы определились в жизни и сформировались как личность и специалист.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

people.onliner.by

100-балльники поделились секретом, как правильно готовиться к ЦТ

Что важнее: способности, трудолюбие или везение? Ребята, которые сдали ЦТ на 100 баллов, поделились рецептом своего успеха.


Цэтэшная Золушка

Екатерину Безушко из деревни Новая Веска Столбцовского района в шутку называют цэтэшной Золушкой. И правда, нечасто бывает, чтобы ученица маленькой сельской школы (в этом году всего 11 выпускников) набрала 100 баллов по русскому языку, и это без репетитора:

– Нам очень повезло с учителем – Натальей Петрушенко. Каждую субботу на факультативе по русскому языку готовились к ЦТ: решали тесты, разбирали ошибки. Уложиться в один урок нереально, поэтому мы нередко задерживались и на два, и на три часа: преподаватель распускала нас только тогда, когда убеждалась, что все всё поняли. В результате на испытании меньше 60 баллов никто не набрал!

Школьница верила в хороший результат, но на максимальный балл не рассчитывала, ведь на последнем репетиционном тестировании у нее было немногим больше 70.

– Наверное, в тот день сошлись все звезды: задания были понятными, я правильно прочитала все условия, ничего не напутала в бланке.

К английскому и математике Катя готовилась с репетиторами: дважды в неделю ездила на электричке в Столбцы, а это почти час дороги в одну сторону.

– Своими результатами осталась довольна: по математике – 70 баллов, по английскому – 92. Собираюсь подавать документы на экономический факультет Белгосуниверситета. Выбираю между специальностями «Менеджмент» и «Финансы и кредит».

На вопрос, как получить 100 баллов, Екатерина отвечает:

– Вы должны быть готовы к тому, что за максимальный результат нужно заплатить большую цену, причем рассчитываться придется сном, свободным временем. Сейчас, когда экзамены уже позади и можно с чистой совестью выйти на прогулку или почитать книжку, я понимаю, как сильно мне этого не хватало.

Хотела взять реванш

Наталья Ткачева, выпускница березовской средней школы № 1, – олимпиадница со стажем: два года подряд она привозила диплом второй степени с республиканской олимпиады по белорусскому языку.

– В этом году тоже делала ставку на олимпиаду, но, увы, даже не прошла в финал. Моя учительница Елена Романюк, видя, как я расстроена, сказала: «Значит, ты должна взять реванш – получить 100 баллов на ЦТ!» Так оно и вышло.

Школьница считает, что своим результатом на 45 процентов обязана трудолюбию, на 45 – природным способностям и на 10 – везению.

– Удача очень важна. После экзаменов продолжаю решать тесты для себя, и у меня каждый раз проскальзывают одна-две погрешности. Даже удивительно, что на ЦТ я ни в чем не ошиблась. Хотя одноклассники были уверены во мне даже больше, чем я сама. Они спрашивали: «Ну что, сколько баллов набрала – 100 или не 100?» Другого результата они и не ждали.

Остальные тесты Наталья тоже написала хорошо: английский – на 87, математику – на 86, обществоведение, к которому готовилась сама, – на 75. Если учесть, что средний балл аттестата у нее тоже 100, у девушки есть все шансы поступить на бюджет в Белорусский государственный экономический университет, на факультет международных экономических отношений, – все как она мечтала.

– Ребятам, которые будут сдавать ЦТ в следующем году, я бы посоветовала не тратить время на то, что их отвлекает: на интернет, бездумное сидение ВКонтакте. И не надеяться только на репетитора: даже самый лучший из них ничем не поможет, если дополнительно не работать самому.

А шоколадку проспорили

Минчане Максим и Артем Лозовские – близнецы. Они вместе учились в Лицее БГУ, вместе собираются поступать на факультет прикладной математики и информатики Белгос­университета и на ЦТ сдавали один и тот же набор предметов: русский, математику, физику. По математике Максим набрал 100 баллов, Артем отстал всего на три очка – у него 97.

Братья считают, что шанс получить сотню был у обоих:

– На втором репетиционном тестировании оба написали на 100 математику, а на третьем – физику. Даже поспорили со своим репетитором: если наберем по математике 200 баллов на двоих, он нам дарит 40 шоколадок. А если нет – мы ему одну. Что ж, придется идти в магазин…

Несмотря на внешнее сходство (репетитор стал различать парней только к концу учебного года), тактика выполнения заданий у братьев разная. Артем более уравновешенный: если какая-то задача не получается, он может отложить ее в сторону, а затем, успокоившись, к ней вернуться. А Максим действует напролом: если что-то застопорилось – будет решать, пока не решит.

Способности к техническим наукам у близнецов с детства. Хотя в родне математиков не было: отец – юрист, мама – врач.

– Наверное, дело в том, что с нами рано начали заниматься: точно знаю, что таблицу умножения мы с Максимом выучили еще до школы, – вспоминает Артем. – А когда нам было лет пять, папа принес домой плакат с числами: сотня, тысяча, миллион, миллиард. Я смотрел на него и старался представить, как может выглядеть, например, тысяча тысяч.

В хорошем знании математики есть много плюсов, уверяют абитуриенты:

– Самый главный бонус – умение мыслить логически. Если знаешь этот предмет, гораздо легче даются физика, химия, даже история: привыкнув работать с цифрами, без проблем запоминаешь даты. Ну и в магазине можно быстро сдачу сосчитать.

Что посоветовать ребятам, которые не сильны в математике, но тем не менее собираются ее сдавать? Делайте упор на часть А: если выполнить ее без ошибок, можно набрать баллов 40. Если в части Б необходимо уметь анализировать, то в А нужно просто знать. И выполняйте как можно больше тестов: в них много похожих задач, так что раньше или позже вы уловите алгоритм и научитесь решать их правильно.

С тестирования вышла последней

У Анны Демиденко из Жлобина 100 баллов по химии.

– Я предполагала, что напишу тест хорошо, так как много лет углубленно занимаюсь химией – участвую в олимпиадах, научно-практических конференциях. Но перед объявлением баллов все равно переживала, накануне даже поплакала от волнения. Когда увидела на мониторе свой результат, сразу же начала звонить родителям, сестрам. И конечно же, своему преподавателю – учителю химии средней школы № 10 Ирине Карабан, которая ведет у меня этот предмет с седьмого класса.

Два с половиной часа, предназначенные для выполнения заданий, Анне еле-еле хватило.

– Я выполнила тест за час с хвостиком, а потом начала все перепроверять, по второму кругу решать задачи. Когда глянула на часы, с ужасом поняла, что едва успеваю заполнить бланк. Из аудитории вышла самой последней.

Другие предметы абитуриентка тоже написала хорошо: 80 баллов по русскому, 79 – по биологии.

– Но для поступления на бюджет (Анна мечтает стать студенткой фармацевтического факультета Белорусского государственного медицинского университета. – Прим. авт.) этого может не хватить. Поэтому буду просить в своем районе целевое направление.

На вопрос, пригождались ли ей знания химии в обычной жизни, Аня с улыбкой вспоминает:

– Однажды решила сделать в квартире генеральную уборку. Причем подошла к ней с научной точки зрения: стала думать, из чего состоит налет на чайнике, на ванне и какую реакцию необходимо провести, чтобы его убрать. В результате родители были в шоке: «Как ты это сделала?» Я на это только посмеялась: «Вот видите, как выгодно, когда дочка – химик!»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by

Как подготовиться к ЦТ по химии? Советы преподавателя Адукар

Для обывателей химия сродни настоящей магии. Только единицам удаётся досконально понять эту науку, а сдают на ЦТ её не так часто. К примеру, в 2017 году на химию зарегистрировалось 5,6% абитуриентов. Достаточно ли школьных знаний, чтобы творить волшебство? Можно ли подготовиться самостоятельно и сдать ЦТ по химии на 100 баллов? Как спланировать подготовку к тестированию? Преподаватель образовательного центра Адукар Мария Петуховская поделилась советами, как «нахимичить» на достойный балл за ЦТ.

Чтобы сдать ЦТ по химии, достаточно школьной программы? Или нужно читать дополнительную литературу?

В целом, школьной программы достаточно, чтобы сдать ЦТ по химии. Но это работает, если ты проштудировал все учебники от корки до корки. В старших классах многое повторяется из того, что уже встречалось в предыдущих, на более углубленном уровне.

Но что значит проработать учебник? Это нужно сесть и почти каждый день тратить не менее часа на один параграф: прочитать текст, пересказать и осмыслить. Школьная программа по химии — это, прежде всего, исчерпывающий список конкретных пунктов, которые могут спросить на ЦТ. Но понимание всех тем школьной программы, умение с ними работать — это немного другое.

Так что школьных знаний для подготовки вполне достаточно. Это и есть суть ЦТ — спросить ученика по пройденной программе. Но для подготовки абитуриенту зачастую (не во всех случаях) могут понадобиться разные внешние и внутренние ресурсы, кроме школьных учебников.

Для запоминания полезно повторять и анализировать изученное. А для более системного понимания полезно больше читать по предмету. Во-первых, не всегда удаётся запомнить что-то с первого раза. Иногда легче, когда встречаешь материал в новых формулировках. Во-вторых, для понимания бывает нужно расширить поле знаний, освоить более высокий уровень абстракций, вычленить внутренние закономерности и логику предмета, и тогда всё уляжется в общую систему. Конечно, это требует умственных затрат и способности к анализу.Мария Петуховская, преподаватель химии в образовательном центре Адукар

Я надеюсь, что для моих учеников сдача ЦТ по химии — это только первый шаг в понимании предмета. Ведь с большой вероятностью большинство из них будут изучать химию в университете. Поэтому важно не просто сдать тестирование ради высокого балла. Нужно получить базу, с которой можно будет двигаться дальше в выбранной профессии. В этом смысле, стоит разделять понятия «сдать ЦТ ради балла» и «учить химию для понимания естественнонауных дисциплин». Это разные вещи. Если есть силы и возможности, старайся изучать химию настолько глубоко, насколько сам понимаешь, что это тебе необходимо.

По каким пособиям лучше всего готовиться к ЦТ по химии?

Есть школьные учебники А. П. Ельницкого и Е. И. Шарапы — отличная база для подготовки к ЦТ по химии. Советую хороший сборник по теории А. И. Врублевского. В нём, в принципе, та же школьная программа, но местами она даётся более глубоко, а местами лучше систематизирована. Ещё один из главных пунктов подготовки к ЦТ по химии — решение задач. В этом поможет тренажёр того же А. И. Врублевского. Открываешь тренажёр и решаешь по 20 задач каждого пункта. И, конечно, смотри сборник ЦТ за все годы. Ведь, чтобы сдать ЦТ, нужно отрабатывать скилл писать тестирование.

Какие самые распространённые ошибки на ЦТ по химии?

Я расскажу не о самых распространённых, а, скорее, о самых обидных ошибках. Одна из них — это когда абитуриент невнимательно читает задание, решает его правильно, а пишет в ответ не то, о чём его просят в условии. Некоторые ученики не умеют правильно округлять. Многие не ориентируются в порядках чисел и не умеют переводить единицы измерения. Глобальная оплошность — не представлять, что происходит в задачах, отсюда растёт много ошибок.

В ЦТ по химии 50 вопросов, на решение которых даётся 150 минут. Как рационально распределить время между частью А и В, чтобы успеть выполнить задания?

Всё очень индивидуально. Но могу рассказать о базовом подходе. Сначала можно выполнить те задания из части А, которые понимаешь и в которых уверен. Затем приступаешь к решению более трудных. То есть, по-хорошему, должно возникнуть всего пару сложных вопросов, в которых есть спорные моменты. Не получается их решить — не зависай, а приступай к части В.

В части В тоже индивидуально всё, нет универсального способа. Но можно поступить, например, так. Часто замечаю, что визуальные задания (цепочки реакций, таблицы на соответствия) даются намного легче. Если это про тебя, то решай сначала такие задания. Затем читай условия задач и ищи более лёгкую, которая займёт меньше времени и гарантирует правильный ответ. Потом приступай к более сложным заданиям.

Советую перед решением трудных задач читать условие хотя бы два раза. Чтобы ушла тревога и боязнь задачи и пришло понимание, как её решать.

Мария Петуховская, преподаватель химии в образовательном центре Адукар

Потом возвращайся к А-части и дорешивай оставшиеся задания, затем по такой же схеме — к В-части. Не оставляй клетки пустыми. Если такие остаются, а времени нет, — используй метод тыка. Например, в ЦТ по химии многие задачи так или иначе связаны с поиском конкретного элемента, молярные массы которых — фиксированные величины. Если у тебя совсем нет времени, чтобы найти все верные ответы, выбирай хотя бы один, максимально подходящий по условию, и пиши в клетку.

Как новая методика подсчёта баллов на ЦТ отразилась на тестировании по химии? Можно ли получить хороший балл, решив только первую часть ЦТ?

Смотря что значит «хороший» балл для каждого. Но вообще можно. У меня был ученик, который писал РТ по одному предмету, а в поле «код предмета» записал код другого. Отвечал на вопросы по химии, а поставил цифры физики — и набрал 51 балл, абсолютно рандомно заполнив бланк. Можно радоваться лёгким баллам, а можно и грустить. Ведь баллы стали у всех пропорционально высокими. Тебе может быть приятно написать первое РТ по химии на 60 баллов. Но если все тоже написали его на 60 — то это о чём-то говорит. Важно понимать, что ты знаешь и умеешь. Тогда какая тебе разница, изменилась ли система подсчёта баллов.

Есть ли список базовых формул, с которыми точно напишешь ЦТ, или нужно знать абсолютно все?

Это зависит от того, на какой балл по тестированию рассчитывает абитуриент. Что такое хороший балл: меньше 60, 60 или выше 60?

Если до 60 или 60, то нужно знать все базовые формулы расчётов. Необходимо понимать основные законы химии. Хотя бы ориентироваться в них: как проходит реакция, куда она идёт, каков тепловой эффект реакции. Нужно хотя бы поверхностно знать химию элементов. Вот с этой базой можно взять условно какой-то неплохой балл.

На баллы выше 60 нужно знать химию элементов. Самый большой массив формул касается растворов. Важно понимать фундаментальные и принципиальные химические процессы. Советую представлять то, что происходит в задачах. Если теоретическая база хорошая, но не понимаешь и не представляешь процессы, то задачу не решить. На самый высокий балл нужно делать всё, что сказала выше, только быстро и элегантно (смеётся).

Что можно взять с собой на ЦТ по химии?

На централизованное тестирование по химии можно и нужно брать паспорт, пропуск, гелевую ручку и «дедушкин» непрограммируемый калькулятор. Непосредственно в пункте проведения ЦТ выдают чёрно-белую таблицу Менделеева, таблицу растворимости и ряд активностей металлов.

Школьники часто готовятся с цветными таблицами, где написана вся информация. Некоторые задания так выполняются проще, ведь в таблице много нужной информации. Советую при подготовке к ЦТ распечатать себе чёрно-белые таблицы, как на тестировании, и привыкать к ним.

Можно ли подготовиться к ЦТ по химии без репетитора или курсов?

Всё можно, но иногда сложно. Если ты самодисциплинирован, да и ещё имеешь неплохую базу, все шансы в твоих руках. В таком случае помощь будет полезна, например, если ты готовишься самостоятельно, но чувствуешь неуверенность в себе. Вообще, ответственность за выбор стратегии и способность придерживаться её — это такое умение, которому лучше научиться как можно раньше. Главный нюанс в подготовке — дисциплина. Нужно готовиться регулярно: например, 2−3 раза в неделю не менее чем по два часа. Составить план и действовать согласно ему. Если чувствуешь, что у тебя есть силы на это, — прекрасно.

Когда у тебя такого опыта нет, понадобится помощь репетитора или курсов. Психологический момент нельзя недооценивать. Например, кого-то в группе стимулирует положительная поддерживающая конкуренция, небольшое соревнование. Кому-то наоборот важно найти в группе поддержку и понимание, что есть люди, которые разделяют твои тревоги, проблемы и заботы по подготовке. И ещё важный момент — бывает, что у школьника практически намертво отбит навык самостоятельно что-либо делать. Опыт подсказывает, что школьную химию часто не любят и очень боятся. Поэтому нужен человек, который будет проделывать большую работу с информацией за тебя и подавать её в адаптированном виде. Пожалуй, в этом нет ничего плохого, особенно, если это не самый любимый предмет. Но нужно понимать, что если ты готовишься с репетитором или на курсах, то много работать всё равно надо самому. В общем, есть свои плюсы и минусы. Необходимо трезво их оценивать.

Мария с учениками на курсах подготовки к ЦТ по химии в образовательном центре Адукар

Сколько времени нужно отдать на подготовку к ЦТ? Когда начинать готовиться? Посоветуешь ли какой-либо план работы?

Готовиться нужно регулярно. И учитывать, что у нас есть долгосрочная и краткосрочная память. Если ты ходишь на курсы и красивая весёлая девушка рассказывает тебе про шарики-атомы и придумывает смешные правила, одно это вряд ли выручит на ЦТ. Конечно, в стрессовой ситуации можно вспомнить весёлую картинку с занятий. Но если ты приходишь домой и сам не готовишься, ничего не получится.

Рекомендую готовиться к ЦТ по химии несколько раз в неделю и не меньше 2 часов. Классическая схема: садишься, читаешь тему, понимаешь её, рассказываешь себе и решаешь задачи. Ведь очень важно понять теорию и воспроизвести в контексте условий, которые тебе даются в задании. Сел — и вперёд, решаешь задачи. Чтобы аж скрипело (смеётся). Регулярность — это ваше всё. Лучше сидеть каждый день и по чуть-чуть, чем один раз в месяц и помногу.

План подготовки должен быть индивидуальным и зависеть от школьного бэкграунда и склонностей к естественным наукам.

Мария Петуховская, преподаватель химии в образовательном центре Адукар

Если в школе химия для тебя была прозрачным предметом, то, конечно, намного проще обновить знания и «отполировать» их. Нельзя игнорировать тот факт, что ЦТ — довольно специфический способ спросить. Кому-то и при отличных знаниях мало полгода, чтобы справиться с неуверенностью. А кому-то достаточно и двух недель, чтобы собраться с силами и успокоить себя. Важно оценивать свой исходный уровень и понимать, сколько информации предстоит «перелопатить» в каждом конкретном случае, и хватит ли на это собственных сил и времени. Во всяком случае, чем раньше начнёшь готовиться — тем лучше.

Может, поделишься лайфхаками в подготовке к ЦТ по химии?

Решать задачи — это мой самый главный лайфхак.

Универсальный лайфхак — берёшь листы бумаги или стикеры и пишешь на них важные формулы. Обклеиваешь ими видные места или личный уголок. В своё время я так «украшала» места своего частого пребывания шпорами по органике. До сих пор, вспоминая некоторые формулы, вижу стикер с написанной от руки формулой. Чем чаще ты бываешь в этих местах — тем лучше будет запоминаться. Визуализация — это основной способ запоминания информации.

Ещё совет, повторюсь: научись представлять себе то, о чём говорится в задачах. Не будет никакой пользы от того, что человек решает задачу, не понимая её сути. Это только укрепляет стереотип о том, что химия оторвана от жизни. Всё, что изучает химия, находится вокруг нас. Если есть в задаче, например, ёмкости — представляй себе стаканы или рисуй их. Так же поступай со всеми процессами.

Мария Петуховская, преподаватель химии в образовательном центре Адукар

Чтобы сдать ЦТ, нужен навык написания ЦТ. Поэтому решай тесты. Идеально — читаешь теорию и решаешь по ней тесты. Важно уловить логику ЦТ, чтобы понять, чего от тебя хотят.

Рассказывай выученную тему друзьям. Это работает. Беречь себя и вовремя отдыхать — вот ещё важный совет.

Помогает ли РТ подготовиться к ЦТ по химии?

Да, РТ помогает. Есть несколько плюсов. Первый связан с тем, насколько успешно ты решаешь сами задания, а второй — как ты себя чувствуешь на тестировании. Можно отработать некоторые навыки написания тестов и уменьшить стресс перед самим ЦТ. Кроме того, каждое последующее репетиционное тестирование становится более похожим на финальное ЦТ. Я бы советовала сходить на все этапы РТ, особенно на второй и третий.

Можно ли написать ЦТ по химии на 100 баллов?

Да, но надо действительно работать над этой целью, быть усердным. Знать органику и неорганику, классы соединений, характеристику элементов, общие закономерности в химии, теорию химических процессов, химию растворов, решать задачи и цепочки реакций с их пониманием. Всё это должно производиться быстро, чётко и элегантно. Вот как написать ЦТ на 100 баллов. А если уйти от всех абстракций — нужно брать и готовиться. Тратить много времени на подготовку и работать.

Будет ли ЦТ по химии 2019 сложнее, чем предыдущие?

Я предполагаю, что оно будет похоже на варианты РТ. Наблюдается такая тенденция, что ЦТ не усложняется, а становится более понятным для абитуриентов. Да, появляются некоторые специфические задания с новой формулировкой. Но есть озвученная тенденция, а результаты ЦТ покажут.

Многие абитуриенты очень переживают и нервничают на ЦТ. Может, у тебя есть пару советов, как избежать нервной дрожи и успокоить себя?

Я преподаватель химии, а не психолог, поэтому если и могу давать советы, то скорее «любительские», поддерживающие фразы. Я думаю, что, если человек чрезмерно волнуется, переживает сильный стресс и не справляется, — лучше обратиться к специалисту, проконсультироваться по поводу своего состояния и, возможно, получить более профессиональную поддержку. У нас, к моему сожалению, плохо развита «психологическая гигиена». Это довольно стигматизированная тема, насколько я вижу.

Если ситуация проще, то единственное, что нужно делать точно, — это готовиться к ЦТ. Не снимать с себя ответственность за подготовку и регулярно прорабатывать задания. Учёба и концентрация требуют силы воли — это ресурсозатратные занятия. А ресурсы у нас ограничены (ты не можешь заниматься всем сразу и всё делать на отлично и не сойти с ума), их нужно периодически пополнять. Если есть время и возможность, занимайся тем, что тебе по душе. Отдыхай, береги себя, наблюдай за своим психологическим состоянием, а при необходимости обращайся к специалисту.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*