Какой должна быть школа будущего – Какой должна быть школа будущего: манифест старшеклассников

Содержание

Какой должна быть школа будущего: манифест старшеклассников

Я директор БВШД, но ещё я мама двоих сыновей. Один перешёл в одиннадцатый класс, другой — на третий курс МГУ. Недавно у нас разгорелась дискуссия об образовании, которая длилась несколько дней. Ребята привлекли своих одноклассников и одногруппников, чтобы обсудить, как их учат и как они учатся. Они выдвигали удивительные идеи: ими я хочу с вами поделиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Пространство школы должно вдохновлять

Вы знаете, как выглядят офисы инновационных компаний? Мы были в офисе «Яндекса» — там хочется остаться! Между тем, нам часто не хочется входить в свои школы и институты по утрам. Пространство, где должны рождаться инновационные идеи, выглядит как дань миру геометрии и скуке. Всё прямое, плоское, типичное. Подходишь к зданию и думаешь, что там внутри такие же типичные, невзрачные учащиеся и преподаватели.

2. В школе должно быть удобно

Работодатели стремятся создать пространство, в котором сотрудники будут чувствовать себя так же свободно, как дома. Продвинутые компании создают удобное рабочее пространство и зоны для отдыха: теннисные столы, боксёрские груши, велотренажёры, — ведь иначе сотрудники не будут столь эффективными. Мы тоже очень в этом нуждаемся!

3. В школе тоже нужно личное пространство

На работе у большинства есть возможность внести частичку себя в пространство, где они проводят треть дня. Но почему у нас даже персональный шкафчик — это большая редкость? Родители говорят, что хотели бы иметь возможность в офисе хотя бы десять минут побыть в одиночестве, передохнуть или поговорить по телефону, зная, что никто не слышит. А разве нам, подрастающему поколению с ещё неокрепшей психикой, это не нужно?

4. В классах должны быть студенты разных возрастов

На работе же есть люди самых разных возрастов, правда? Но почему-то во время учёбы мы приобретаем опыт общения в основном с ребятами нашего года рождения.

5. Цифровой мир должен стать частью процесса обучения

Виртуальные миры и социальные сети проникают в вашу взрослую жизнь и работу всё стремительнее. А мы по-настоящему живём по ту сторону экрана, и у вас уже не получится это запретить. Но вы можете легализовать гаджеты в школе, внедрить их в учебный процесс и помочь нам не утонуть в океане информации.

6. Процесс обучения должен быть максимально персонализированным

Сейчас появляется всё больше персональных сервисов, основанных на внимании к индивидуальности каждого человека. Но это трудновыполнимо в классе из 40 учеников и совсем невозможно в поточной аудитории на 100-200 студентов. Было бы здорово, чтобы задания подбирались под каждого ученика — это не так уж сложно технически.

7. Нам нужна командная работа

В бизнесе много социальных механизмов — не только конкуренция, но и коллаборация, взаимообучение, взаимооценивание и даже самооценивание. Почему мы вместо уроков не участвуем в диспутах, бизнес-играх, круглых столах? Мы готовы оценивать, рецензировать, давать обратную связь и комментировать работы друг друга. И системно помогать отстающим! Для этого нам нужно удобное пространство для активного взаимодействия (формального и личного), совместных встреч и обсуждений — как переговорки у вас в офисе. Мы не хотим собираться в раздевалке или в спортзале.

8. Мы хотим осваивать техники обучения и soft skills

Работодатели ищут в соискателях навыки сведения информации в единое целое, способности использовать знания из разных областей. Разве пассивное слушание на уроках и заучивание наизусть в этом поможет? Как нам планировать своё время, упорядочить мыслительный процесс, работать с большими текстами, данными? Как проверять информацию на достоверность? Как работать с несколькими гипотезами? Научите нас учиться! Кроме того, на работе есть возможность пройти тренинги по мотивации, управлению временем, лидерству, проведению презентаций. Серьёзное внимание этому уделяют в бизнес-школах, но разве учащиеся остальных школ и вузов в этом не нуждаются?

9. Мы хотим пользоваться разными источниками

Вы слушаете аудиокниги, подкасты, смотрите лекции, заходите в виртуальные музеи. А мы до сих пор получаем двойку, если приносим на урок литературы электронную книгу. Вы уверены, что это правильно? Самые любимые наши уроки и лекции — те, на которых мы смотрим презентации на смежные темы, документальные фильмы, TED-talks. Жаль, что этого так мало!

10. Мы хотим учиться в условиях мультизадачности

Взрослые решают на работе одновременно множество задач. Этот навык при устройстве на работу приветствуется и поощряется. Но мы никак не развиваем его во время обучения. На уроке нельзя отвлекаться, где нам научиться быть мультизадачным?

11. Мы хотим, чтобы у наших классов и учебных групп были названия

Клиенты рекламных агентств тратят огромные деньги, чтобы копирайтеры придумали им яркие, запоминающиеся названия, а дизайнеры создали индивидуальный фирменный стиль, отражающий культуру компании. Пусть у нас тоже будут не только четырёхзначные цифры и аббревиатуры, а полноценные бренды учебных заведений. И для названия класса, который вместе проводит 11 лет своей жизни, мы хотим большего, чем цифра и буква.

12. Мы хотим изучать предметы, которые бы развивали эмоциональный интеллект

Во взрослой жизни нам точно понадобится эмоциональная устойчивость, способность пережить перемены в обществе и личные неудачи. Есть ли хоть один университет или школа, где бы этому учили?

13. Деление на гуманитариев и естественно-научников устарело

Наука всё чаще соединяется с искусством — сейчас столько выставок на эту тему! Но в школе эти две важнейшие сферы знаний разделены как минимум звонком и переменой. А в вузе у физиков нет даже уроков МХК, и наоборот — гуманитариям не преподают информатику.

14. Мы хотим участвовать в разработке новых технологий и тестировать их

Новые технологии внедряют всё быстрее, размываются границы между процессом тестирования и процессом разработки. Мы можем быть полезны: приобщите нас к тестированию инноваций! Опасно? Но мы же будем делать это вместе с вами. А иначе, когда вырастем, окажемся с новыми продуктами и сервисами один на один.

15. Мы должны быть готовы к профессиям будущего

Раньше, выбрав профессию единожды, вы обязаны были ей следовать всю жизнь. Сейчас привычные границы специализации теряют смысл. Возникают новые профессии на стыке: юрист-экономист, кредитный эксперт-аналитик, инженер-управленец, повар-дизайнер. Как нам к этому подготовиться?

16. Мы хотим работать во время учёбы

Говорят, реальная работа существенно отличается от того, что проходят в вузе. Поэтому выпускники не готовы сразу эффективно трудиться, и им приходится доучиваться на ходу. Относительно успешно могут строить карьеру сразу после выпуска только те, кто успел поработать параллельно с обучением или проходил стажировку. Как сделать так, чтобы мы могли работать без ущерба для учёбы на протяжении всего года?

17. Дополнительное образование не должно считаться второстепенным

По статистике, более 2/3 навыков и знаний люди получают вне основного образования. Вот бы любую развивающую активность рассматривать как полноправное образование и начислять за них баллы наравне с привычно важными «предметами»? Музей, театр, образовательный квест, экскурсия, хакатон, музыкальная группа, спортивная секция, фестиваль. Мы же всё это делаем вне занятий и с удовольствием!

18. Мы хотим, чтобы школьное самоуправление обладало реальной властью

Маркетологи говорят, что одна из современных тенденций — усиление взаимодействия производителя с потребителями. Иначе сложно совершенствовать продукты и услуги: производителям нужны мнения, идеи, обратная связь. Что, если мы тоже будем ставить преподавателям оценки? И сделаем школьные и студенческие советы полноценными организациями, с мнением которых вы будете считаться?

Фото: БВШД

mel.fm

Какой должна быть школа будущего


Школьное образование — это не просто передача знаний от учителя к ученику. С первого класса и до вручения аттестата ребенок должен не только осваивать краткий курс различных наук, но и учиться работать в команде, социализироваться и развиваться как личность. Мир меняется, а успевает ли школа за этими изменениями? Какой должна быть школа будущего, способная обеспечить ребенку условия для развития? За ответами на эти вопросы «О!» обратился к Марку Сартану, генеральному директору Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа начинается со здания

В советское время возводились типовые здания школ, соответствовавшие задачам советского образования: научить всех детей одному и тому же. Похожие классы по всему этажу, на каждом этаже одинаковая планировка, одни и те же здания на всем пространстве нашей необъятной родины. Нуждам современного образования такие строения больше не отвечают. К сожалению, новые здания российских школ чаще всего повторяют старые модели.

Школьная архитектура должна помогать в достижении образовательных целей и разрабатываться в соответствии с ними. Если мы хотим, чтобы школьное образование не сводилось к преподаванию различных предметов, а формировало личность и ее компетенции, то в здании должны быть универсальные кабинеты, а не только классы физики, географии и так далее. Классы должны быть не столько для изучения отдельных предметов, сколько для разных форм работы: групповой, индивидуальной, фронтальной.

В поездках по разным странам я видел такие школьные здания, которые соответствовали современным образовательным целям. Например, это «Айб» в Армении, школы в Финляндии.

Но главное в образовательном процессе, безусловно, не строения, а то, что происходит в их станах.

Школа — это не только классы

Идеальная школа не обособлена от мира, а наоборот, открыта ему. Именно поэтому в ней должны быть не только классы. Я считаю, что в школьном комплексе нужно в образовательных целях организовывать производство продукции, которая пользуется спросом. Это может быть теплица, мастерская — мебельная, художественная, какая угодно, в зависимости от образовательной программы. В школе должна быть возможность для художественного творчества, ведь это одна из линий развития ребенка.

Проектировщики современных школ задвигают библиотеки в подвалы, на верхние этажи, считая, что бумажные книги устарели. В каком-то смысле они правы. Но если смотреть на библиотеку как на центр обеспечения информации, а не как на просто книгохранилище, то она сразу оказывается в самом центре школы. Именно там все участники образовательных отношений — дети, родители, учителя — смогут черпать информацию для своей работы.

Сидеть за партами можно по-разному

Большую часть работы в школе дети выполняют сидя, но это не значит, что парты в три ряда с рассадкой по двое — единственный вариант. Он подходит, когда в классе ведется фронтальная работа: учитель говорит, а ученики слушают и записывают. Если предполагается дискуссия или групповая работа, у детей должна быть возможность сидеть, стоять, ходить по классу. Более того, класс должен быть приспособлен для одновременного решения разных задач: одни дети выполняют индивидуальные задания, у других групповой проект, третьи в этот момент отдыхают. Без мобильной мебели и соответствующего зонирования здесь не обойтись

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Чему должна учить школа

Образование не может ориентироваться только на предметы. Ученик должен состояться как личность, уметь многое, что не укладывается в рамки одного предмета, и обладать знаниями из разных отраслей. Задача идеальной школы не просто передача знаний. Хотя бы потому, что знания устаревают, и либо их через 5−10 лет уже не хватит, либо они будут невостребованы. Сегодня многие умные люди говорят, что школа должна научить учиться.

Реальной школе не хватает полноты образовательного результата. Не хватает акцентов на том, что находится за пределами учебных дисциплин. Например, я считаю, что школа уделяет недостаточно внимания образно-художественному восприятию мира. Эта функция возложена на литературу, но ее уроки все чаще походят на литературоведение. Мировая художественная культура преподается не везде, а там, где ее изучают, она часто сводится к истории искусств. То есть опять художественная, образная составляющая вымывается. В образовательном процессе есть серьезный перекос в естественно-научную область.

Иностранные языки у нас преподаются по большей части как лингвистические дисциплины. Учат много лет, а потом не могут ни читать, ни разговаривать. А ведь язык — это средство коммуникации. Именно на этом стоит сделать акцент.

Я бы также отметил, что современной школе не хватает командных видов спорта. Физкультура больше нацелена на индивидуальное развитие, а могла бы учить работе в группе.

Задачи школы будущего

Сегодня неопределенность будущего гораздо острее, чем полвека назад. Планировать на многие годы вперед стало трудно, потому что вымирают целые профессии, очень быстро появляются новые. С каким багажом должен выходить из школы выпускник?

Мы попытались найти ответ на этот вопрос. С российским бизнесменом и благотоворителем Альбертом Авдоляном, который финансирует проект, мы определили главный образовательный результат «Умной школы»: нужно научить детей ответственно распоряжаться собственной жизнью. Потому что это позволит им принимать серьезные решения, как бы их жизнь ни сложилась и каким бы ни было будущее. Задача школы — воспитывать созидателей, которые осознают полноту своей ответственности, умеют развиваться и взаимодействовать с другими.

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Отцы и дети

Современные родители, которые привыкли помогать детям с домашними заданиями, нередко жалуются, что не справляются с такой задачей. Но это мало о чем говорит: родители учились в другое время и по другим программам. Да и неправильно брать на себя функции своих детей и учиться вместо них. Другое дело, если с домашней работой не может справиться и ребенок: тогда это проблема подбора нагрузки и необходимость коррекции учебного плана, что в компетенции школы

Чтобы ребенок действительно учился, а не просто присутствовал на занятиях, школа и родители должны сотрудничать. Семья — заказчик образования, и она имеет право знать, что происходит в школе, требовать соблюдения образовательных стандартов. А вот непосредственно вмешиваться в учебный процесс родители не должны.

Школа и воспитание

Сегодня образование — это обучение плюс воспитание. Этот факт никем не оспаривается, он записан во всех нормативных документах и законе об образовании. Нельзя сказать, что современная школа не воспитывает. Она без этого жить не может, и не должна. Но часто воспитание сводится к поучению. Это не работает, и тому яркий пример как советская система образования, так и дореволюционная гимназия. В 1920-х церкви по всему СССР были разрушены комсомольцами, которые еще в царской России изучали закон Божий. А в конце ХХ века капитализм с его дикими вариациями построили выпускники советских ВУЗов, которые все сдали научный коммунизм.

Воспитывает не слово, а образ жизни. Если мы в школе говорим: «Будь честным и верным коллективу», а жизнь показывает, как нечестные побеждают, как индивидуализм важнее коллективизма, какое же тут воспитание?

Как воспитывать человека, которому в школе говорят одно, в семье он видит другое, а в жизни вообще третье? Только собственным образом жизни родителей и учителей.

Каким должен быть педагог

От хорошего учителя в наше время требуется не только быть специалистом в своем предмете и уметь найти подход к ребенку. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог найти в нем себя.

От педагога не требуется суперспособности вести детей за собой. Прошло уже время вождей. Надо переходить с унификации на индивидуализацию. Мы постепенно отказываемся от идеи «Слушайте меня, дети, я знаю, что вам нужно» и приходим к другой мысли: «Я могу помочь определиться с тем, что вам надо». Дети разные, у них разная жизнь впереди, разные образовательные маршруты.

Кто может стать таким педагогом? Тот, кто способен учиться, и от возраста это не зависит. Современная образовательная система пока не очень справляется с подготовкой новых специалистов, но ситуация меняется. Мир стал сложным, в нем появился сложный человек, и он требует сложных решений.

Читайте также:

Что такое дислексия и как с ней справляться

Личный опыт: мои дети учатся в Голландии

Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении

Беседовала: Оксана Дьяченко

Фото: Pressmaster/Vasilyev Alexandr/Ruslan Guzov/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Какой должна быть школа будущего?

«Умная школа» — уникальный образовательный проект, масштабный учебный комплекс, который будет построен на берегу реки Ангары у границы Иркутска. Школа будет создана по индивидуальному дизайну, в котором сочетаются исследовательский дух и чувство безопасности и комфорта.

person_image

Марк Сартан

руководитель проекта «Умная школа»

Если вас спросят, как выглядит школьное здание в России, то представить и описать его у вас не составит труда.

Подобные здания узнаются всегда и сразу, даже если мы видим их мельком. Ну да, иногда можно его с чем-то спутать. Например, со зданием какого-нибудь завода. Или казармой. Или поликлиникой.

Представления о классическом школьном здании у нас остаются такие же, как во времена СССР:

Эти архитектурные решения ясно дают понять: в традиционном представлении школа — это завод по производству человеческого материала.

Школа индустриальной эпохи предполагает соответствующее содержание образования — унифицированные программы и фронтальный метод обучения. У всех детей одинаковая учебная программа, которую они осваивают одновременно, делая практически одно и то же, лишь с разной степенью эффективности. И судят об их успехах, сверяясь с одним общим списком требований.

Фабричная метафора школы неоднократно использовалась в культуре. Вспомните, например, знаменитую песню Pink Floyd — Another Brick In The Wall. 

Использовалось это сравнение и в книгах. Например, Майкл Гриндер свою книгу об использовании техник нейролингвистического программирования в педагогике назвал так — «Исправление школьного конвейера». 

Педагог Джон Тэйлор Гатто свою знаменитую книгу, в которой он подверг критике базовые постулаты государственного образования, назвал «Фабрика марионеток».

Название «Школа — это фабрика» дал одному из своих главных эссе теоретик фотографии Алан Секула. 

Но вернёмся к школьному зданию и его устройству. Ровное, симметричное, неуникальное, оно фактически вынуждает ребёнка чувствовать себя не полноценным человеком, а фабричной заготовкой, которую взрослые будут обрабатывать. 

Ребёнок в такой школе ощущает себя ничем не выдающимся, не отличающимся от других. Поэтому у многих конвейерно-групповой метод обучения не вызывает никакого протеста. Но это не значит, что именно он нужен ребёнку.

image_image

Это идеальное групповое фото с точки зрения советского образования, но не с точки зрения современного

(источник: xn--80auud2a.xn--p1ai)

Хотя не все это заметили, но индустриальная эпоха осталась позади. Современное образование вместе со всем миром уходит от унификации в сторону индивидуализации. 

Мы видим в учениках не заготовки, а полноценных и равноправных участников образовательного процесса.

В новую информационную эпоху к школьному зданию предъявляются совсем другие требования. Чтобы отвечать потребностям современного ребёнка, оно должно не застревать в прошлом, а радикально измениться. Мы ждём от современного школьного здания:

Таким образом, современная школа должна быть многообразной, а не представлять из себя унылое архитектурное единство. Такая школа похожа не на завод или бараки, а на современный город — яркий, разный, предоставляющий огромное разнообразие возможностей для своих обитателей.

image_image

Территория датской Hellerup Skole — пример современной школьной архитектуры

(источник: newtonew.com)

За логикой архитектуры следует и логика образовательных программ. Современные школы предоставляют детям:

В такой школе ребёнку должно быть интересно и приятно находиться, он должен чувствовать, что обучение — это не только его обязанность, но и право, которым ребёнку нужно воспользоваться, чтобы достичь в жизни счастья и успеха.  

Да, безусловно, учеников ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве заготовок для промышленной обработки. Но и концепции школы-города, в которой они рассматриваются просто как граждане со своими правами, тоже недостаточно.

В «Умной школе» мы идём дальше, поскольку понимаем, что главная задача школы будущего — научить ребёнка ответственно распоряжаться собственной жизнью. 

Для этого ученики должны научиться распоряжаться пространством школьного здания, подчинить его собственным интересам. Мы хотим, чтобы ученики были прежде всего авторами (или как минимум активными соавторами) собственного образования и — смотрим шире — собственной жизни.

Каковы особенности образовательного процесса в школе будущего?

Архитектура «Умной школы» должна стать принципиально новым образовательным инструментом: она будет учить выбирать маршруты в сложно организованном пространстве аналогично тому, как ребенок выбирает свой содержательный маршрут в образовательном пространстве. Пространство «Умной школы» будет отзывчивым, то есть будет откликаться на потребности и трансформироваться в соответствии с ними.

Для этого особое внимание в проекте уделяется ландшафтному дизайну и принципам природного урбанизма. Наша задача — построить инновационную школу, которая объединит в себе технологические и рукотворные пространства с одной стороны и природные — с другой. 

Это будет естественно устроенное пространство, открывающее новые возможности для учеников. Они смогут свободно передвигаться по нему и пользоваться им для реализации своих проектов.

Так чему же должно учить школьное здание? Тому, что ты ни в коем случае не заготовка под человека, что ты не только гражданин и член общества, но ты ещё и автор своего образования и своей жизни!

8 сентября 2017, 19:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Скопировать ссылку

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА image_image

Умная школа

Центр разработки образовательных систем «Умная школа» открывает этот блог для учителей, родителей, директоров школ, представителей сообщества приемных семей и органов опеки – для всех, кто интересуется настоящим, будущим школьного образования и просто любит российскую школу.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Какой должна быть школа будущего


Школьное образование — это не просто передача знаний от учителя к ученику. С первого класса и до вручения аттестата ребенок должен не только осваивать краткий курс различных наук, но и учиться работать в команде, социализироваться и развиваться как личность. Мир меняется, а успевает ли школа за этими изменениями? Какой должна быть школа будущего, способная обеспечить ребенку условия для развития? За ответами на эти вопросы «О!» обратился к Марку Сартану, генеральному директору Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа начинается со здания

В советское время возводились типовые здания школ, соответствовавшие задачам советского образования: научить всех детей одному и тому же. Похожие классы по всему этажу, на каждом этаже одинаковая планировка, одни и те же здания на всем пространстве нашей необъятной родины. Нуждам современного образования такие строения больше не отвечают. К сожалению, новые здания российских школ чаще всего повторяют старые модели.

Школьная архитектура должна помогать в достижении образовательных целей и разрабатываться в соответствии с ними. Если мы хотим, чтобы школьное образование не сводилось к преподаванию различных предметов, а формировало личность и ее компетенции, то в здании должны быть универсальные кабинеты, а не только классы физики, географии и так далее. Классы должны быть не столько для изучения отдельных предметов, сколько для разных форм работы: групповой, индивидуальной, фронтальной.

В поездках по разным странам я видел такие школьные здания, которые соответствовали современным образовательным целям. Например, это «Айб» в Армении, школы в Финляндии.

Но главное в образовательном процессе, безусловно, не строения, а то, что происходит в их станах.

Школа — это не только классы

Идеальная школа не обособлена от мира, а наоборот, открыта ему. Именно поэтому в ней должны быть не только классы. Я считаю, что в школьном комплексе нужно в образовательных целях организовывать производство продукции, которая пользуется спросом. Это может быть теплица, мастерская — мебельная, художественная, какая угодно, в зависимости от образовательной программы. В школе должна быть возможность для художественного творчества, ведь это одна из линий развития ребенка.

Проектировщики современных школ задвигают библиотеки в подвалы, на верхние этажи, считая, что бумажные книги устарели. В каком-то смысле они правы. Но если смотреть на библиотеку как на центр обеспечения информации, а не как на просто книгохранилище, то она сразу оказывается в самом центре школы. Именно там все участники образовательных отношений — дети, родители, учителя — смогут черпать информацию для своей работы.

Сидеть за партами можно по-разному

Большую часть работы в школе дети выполняют сидя, но это не значит, что парты в три ряда с рассадкой по двое — единственный вариант. Он подходит, когда в классе ведется фронтальная работа: учитель говорит, а ученики слушают и записывают. Если предполагается дискуссия или групповая работа, у детей должна быть возможность сидеть, стоять, ходить по классу. Более того, класс должен быть приспособлен для одновременного решения разных задач: одни дети выполняют индивидуальные задания, у других групповой проект, третьи в этот момент отдыхают. Без мобильной мебели и соответствующего зонирования здесь не обойтись

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Чему должна учить школа

Образование не может ориентироваться только на предметы. Ученик должен состояться как личность, уметь многое, что не укладывается в рамки одного предмета, и обладать знаниями из разных отраслей. Задача идеальной школы не просто передача знаний. Хотя бы потому, что знания устаревают, и либо их через 5−10 лет уже не хватит, либо они будут невостребованы. Сегодня многие умные люди говорят, что школа должна научить учиться.

Реальной школе не хватает полноты образовательного результата. Не хватает акцентов на том, что находится за пределами учебных дисциплин. Например, я считаю, что школа уделяет недостаточно внимания образно-художественному восприятию мира. Эта функция возложена на литературу, но ее уроки все чаще походят на литературоведение. Мировая художественная культура преподается не везде, а там, где ее изучают, она часто сводится к истории искусств. То есть опять художественная, образная составляющая вымывается. В образовательном процессе есть серьезный перекос в естественно-научную область.

Иностранные языки у нас преподаются по большей части как лингвистические дисциплины. Учат много лет, а потом не могут ни читать, ни разговаривать. А ведь язык — это средство коммуникации. Именно на этом стоит сделать акцент.

Я бы также отметил, что современной школе не хватает командных видов спорта. Физкультура больше нацелена на индивидуальное развитие, а могла бы учить работе в группе.

Задачи школы будущего

Сегодня неопределенность будущего гораздо острее, чем полвека назад. Планировать на многие годы вперед стало трудно, потому что вымирают целые профессии, очень быстро появляются новые. С каким багажом должен выходить из школы выпускник?

Мы попытались найти ответ на этот вопрос. С российским бизнесменом и благотоворителем Альбертом Авдоляном, который финансирует проект, мы определили главный образовательный результат «Умной школы»: нужно научить детей ответственно распоряжаться собственной жизнью. Потому что это позволит им принимать серьезные решения, как бы их жизнь ни сложилась и каким бы ни было будущее. Задача школы — воспитывать созидателей, которые осознают полноту своей ответственности, умеют развиваться и взаимодействовать с другими.

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Отцы и дети

Современные родители, которые привыкли помогать детям с домашними заданиями, нередко жалуются, что не справляются с такой задачей. Но это мало о чем говорит: родители учились в другое время и по другим программам. Да и неправильно брать на себя функции своих детей и учиться вместо них. Другое дело, если с домашней работой не может справиться и ребенок: тогда это проблема подбора нагрузки и необходимость коррекции учебного плана, что в компетенции школы

Чтобы ребенок действительно учился, а не просто присутствовал на занятиях, школа и родители должны сотрудничать. Семья — заказчик образования, и она имеет право знать, что происходит в школе, требовать соблюдения образовательных стандартов. А вот непосредственно вмешиваться в учебный процесс родители не должны.

Школа и воспитание

Сегодня образование — это обучение плюс воспитание. Этот факт никем не оспаривается, он записан во всех нормативных документах и законе об образовании. Нельзя сказать, что современная школа не воспитывает. Она без этого жить не может, и не должна. Но часто воспитание сводится к поучению. Это не работает, и тому яркий пример как советская система образования, так и дореволюционная гимназия. В 1920-х церкви по всему СССР были разрушены комсомольцами, которые еще в царской России изучали закон Божий. А в конце ХХ века капитализм с его дикими вариациями построили выпускники советских ВУЗов, которые все сдали научный коммунизм.

Воспитывает не слово, а образ жизни. Если мы в школе говорим: «Будь честным и верным коллективу», а жизнь показывает, как нечестные побеждают, как индивидуализм важнее коллективизма, какое же тут воспитание?

Как воспитывать человека, которому в школе говорят одно, в семье он видит другое, а в жизни вообще третье? Только собственным образом жизни родителей и учителей.

Каким должен быть педагог

От хорошего учителя в наше время требуется не только быть специалистом в своем предмете и уметь найти подход к ребенку. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог найти в нем себя.

От педагога не требуется суперспособности вести детей за собой. Прошло уже время вождей. Надо переходить с унификации на индивидуализацию. Мы постепенно отказываемся от идеи «Слушайте меня, дети, я знаю, что вам нужно» и приходим к другой мысли: «Я могу помочь определиться с тем, что вам надо». Дети разные, у них разная жизнь впереди, разные образовательные маршруты.

Кто может стать таким педагогом? Тот, кто способен учиться, и от возраста это не зависит. Современная образовательная система пока не очень справляется с подготовкой новых специалистов, но ситуация меняется. Мир стал сложным, в нем появился сложный человек, и он требует сложных решений.

Читайте также:

Что такое дислексия и как с ней справляться

Личный опыт: мои дети учатся в Голландии

Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении

Беседовала: Оксана Дьяченко

Фото: Pressmaster/Vasilyev Alexandr/Ruslan Guzov/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

5 критериев, которым должна отвечать школа будущего

Каких перемен ждут в системе среднего образования

Об идеальной школе будущего мечтают все: учителя, родители и, конечно же, сами дети. И хотя все предсказуемо расходятся в деталях, общее направление движения можно определить уже сейчас. «Мел» собрал мнения экспертов о том, чему и как должна учить школа будущего.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Развивать индивидуальность

Рустам Байбурин

заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ по развитию

Сегодняшней школе становится всё сложнее выдерживать конкуренцию с альтернативными формами образования. Школа уже давно не единственный источник знаний. Поэтому возможным вариантом сохранения школы как института станет её постепенное превращение в своеобразный «центр управления полётами», где школьнику в первую очередь помогают двигаться в индивидуальном темпе и с привлечением тех образовательных ресурсов, которые необходимы для запланированной цели развития.

Должна произойти децентрация, и выиграют школы, которые перестанут противопоставлять себя другим образовательным возможностям, а будут с ними кооперироваться для лучших результатов своих выпускников. В классической школе школьник был объектом образовательной деятельности. Над ним совершали педагогические действия. В школе будущего, хотелось бы на это надеяться, школьник станет субъектом. Тем, кто имеет позицию по поводу своего развития, выступает его заказчиком (в хорошем смысле слова) и сам предпринимает для этого необходимые шаги.

Ирина Лермонтова

эксперт по психологии лидерства, генеральный директор Центра развития глобальных компетенций «Нова Класс»

Школа будущего должна оценивать не только знания в чистом виде, но и личный прогресс, развивать и поощрять умение ребенка самостоятельно учиться — ставить собственные учебные цели и планировать их достижение, отвечать за собственные результаты, критически мыслить, сотрудничать, проявлять гибкость и креативность, анализировать собственные учебные стратегии, быть настойчивым, не бояться ошибок и извлекать из них полезный опыт.

Высший балл: ключевые учебные навыки


2. Учить общаться и сотрудничать

Татьяна Бусаргина

директор StudyLab

Обязательно должно быть больше коммуникаций между самими детьми. Когда весь класс рассажен по двое и повернут лицом к учителю, социализации почти никакой не происходит. В школе должны учить, в первую очередь: коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения. Последнее очень важно, так как общество меняется, и ему нужны новые идеи. Школа должна учить ребенка быть личностью, быть собой, у него должна быть вера в собственные силы. Нужно больше изучать потребности детей, ведь все они чрезвычайно разные. Поэтому нет единого метода обучения: нужно понимать, как детям лучше работается в зависимости от определенных обстоятельств — в группе или парами.

Иван Коломоец

основатель Uchi.ru

Социализация — вот чему необходимо уделить большое внимание. В современной российской школе в течение урока ученики практически не взаимодействуют между собой — социализация происходит на перемене в то время, когда дети предоставлены сами себе. И ни для кого не секрет, что в большинстве школ учатся дети из разных социальных слоев, и зачастую процессы социализации происходят не самыми гуманными способами.


3. Быть правильно технологичной

Марат Зиганов

научный руководитель холдинга «Ломоносовская школа»

Непонимающий современные технологии и методики учитель становится тормозом в образовательном процессе. Но учителей нельзя всегда во всем винить: в силу определенных обстоятельств (возраст, к примеру), они в основном консервативные личности. Если они не понимают, не принимают нововведения, то в школах не будет развития. Однако хуже, когда начинается профанация: когда благие идеи подменяются. Это как купить «Ягуар» и перевозить с его помощью рис из одного магазина в другой. В общем, учителя надо учить, его надо учить учиться. Ведь с него все идет. У нас сейчас кризис компетенций. Чтобы его не было, нужно иметь инструменты, а также знать, как ими пользоваться. Нужно, чтобы в школу шли молодые учителя, у которых есть желание и запал.

Иван Коломоец

основатель Uchi.ru

Классическая школа, в которой учился я и большинство моих ровесников была спроектирована в эпоху индустриализации и поэтому чем-то напоминала завод. В классической школе царила жесткая дисциплина — четкое время для каждого урока и перемен, четкая продолжительность каждого учебного дня, плановая система и работа в строгом соответствии с указаниями педагога. Школа будущего, в моем представлении, должна быть похожа не на завод, а на современную IT-компанию. Навряд ли можно считать электронные учебники полноценной технологией будущего. Это неэффективное использование достижений науки в образовании. Необходимо создавать принципиально иные, интерактивные продукты и системы, которые смогут обеспечить полноценное взаимодействие с учеником, вовлечь его в образовательный процесс и выстроить индивидуальную траекторию с учетом всех особенностей личности.


4. Предоставлять выбор

Рустам Байбурин

заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ по развитию

Гораздо больше времени стоит уделяться образовательным пробам, служащим опорой для прокладывания своего образовательного маршрута. Учить должны универсальным умениям, которые будут востребованы вне зависимости от выбранной профессии. Должны учить не бояться изменений в жизни, управлять ими, чувствовать себя уверенно, поскольку живём в эпоху перемен.

Методики, позволяющие школьнику больше степеней свободы и пространства для манёвра (выбрать дату сдачи контрольной работы, возможность тренировки и самооценки перед этим, выбрать уровень «пятёрки», обсудить с преподавателем темы, которые было бы интересно изучать). Также достаточное количество времени должно отводиться рефлексии опыта, получаемого школьниками, для того, чтобы своевременно корректировать свой образовательный маршрут. Рефлексии тоже нужно учиться (и педагогам, и школьникам).


5. Ориентироваться на настоящее

Марат Зиганов

научный руководитель, учредитель Холдинга «Ломоносовская школа», «Президентская школа», д. п. н.

У ребенка нет понимания, что такое жизнь. Условия изменились: сейчас успех не определяется просто объемом знаний, а в большей степени — комфортным состоянием души и мозгов. А этого уже не так просто достичь. Его нужно кропотливо создавать. Ребенок должен осознавать свое движение по траектории собственного развития. В России система образования должна быть такой, чтобы дети занимались деятельностью, чтобы у них было понимание своих образовательных траекторий. Для этого знание ни в коем случае не должно быть оторвано от действительности, обучение должно быть более практико-ориентированным. Так и детям интереснее, и учителям легче.

Татьяна Бусаргина

директор StudyLab

В процессе обучения ребенок должен четко понимать, что, как и зачем делается. Чтобы школа не была оторвана от действительности. И здесь могут помочь не только сами преподаватели, но и родители, а самое главное — практики. Это могут быть представители профессий, люди, которые могут поделиться своими историями успеха. Сейчас у нас как: мы долго учимся теории, а потом также долго — практике. А жизнь ведь изменчива, нужно постоянно обновлять свой багаж умений. Сейчас очень часто ребенку твердят, что образование для будущего, а оно для настоящего ведь. Ребенок не должен жить завтрашним днем, он должен применять свое образование, понимать для чего оно ему в целом, сейчас.

mel.fm

Какой должно быть школа будущего.

Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.
Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа — это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями — школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой — столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.
Новая школа — это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты — требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость — кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.
Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования («деньги следуют за учеником»), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе — при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.
Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

Развитие системы поддержки талантливых детей

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

Совершенствование учительского корпуса

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное — привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
Система моральной поддержки — это уже сложившиеся конкурсы педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации. Повышению престижа профессии будут способствовать мероприятия, которые планируется провести в связи с объявлением 2010 года в России Годом Учителя.
Система материальной поддержки — это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.
Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров — периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.
Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.
Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит — от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых — не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.
В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Отдельная задача — привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям — в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.

Изменение школьной инфраструктуры

Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этой проблемы.
С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать «умное», современное здание.
Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам.
Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается, в первую очередь, организации школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы будем требовать неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий — нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование — внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека — важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни — все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой — не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Расширение самостоятельности школ

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.
Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.
Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.
Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России.
От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего нашего общества.

infourok.ru

Какой будет школа будущего — 2035

Школа определяет наше будущее. Какой спустя годы она будет? В одной публикации мы собрали мнения экспертов, педагогов и футуристов

Немного статистики

В 2017 году в России за школьные парты сядут 15,5 миллионов школьников, что на 1 миллион человек больше, чем в 2016 году. Какую школу им предстоит заканчивать?

На форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», который прошел в МГУ им. Ломоносова минувшей зимой, ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. «Роскосмос», «Русгидро», «Росэлектроника», «РЖД», «Газпром» обсудили какой должна быть школа будущего.

Каждой из этих компаний нужен свой «набор» знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Так как же получить суперспециалиста будущего? Универсального рецепта пока нет ни у кого, но эксперты готовы делиться идеями.

Организация учебного пространства

Александр Демахин

Драматург и режиссер Александр Демахин, победитель конкурса «Учитель года России – 2012» в своем эссе на сайте “Дискурс” размышляет о школе будущего в первую очередь через призму организации учебного пространства. “Почему парты в рядах, а, например, не большой-пребольшой круглый стол, или не перекатывающиеся в любое место маленькие столики разных форм, или не абсолютно пустая комната вообще без мебели?.., — задается вопросом Александр Демахин. — Почему помещение класса, а не беседка на открытом воздухе, не автобус, колесящий по окрестностям, или не лодка, плывущая по реке?”.. (Кстати, такие школы на лодках существуют в Бангладеш – стране, где сильные наводнения делают бессмысленным строительство школьных зданий: лодка-школа приплывает за детьми в деревню, забирает их, а после уроков привозит обратно).

Как пишет портал NewToNew, бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught. В одной из публикаций он попытался заглянуть в 2024 год и понять, какой станет школа будущего.

Терри Хик (facebook)

В том, что касается организации учебного процесса, мысли Хика близки к идеям Демахина. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать, пишет Хик. Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.

Организация пространства важна, потому что задает организацию мышления и действий в социуме. По наблюдениям Марка Сартана, руководителя проекта «Умная школа», классическое школьное здание узнаваемо и представляет собой модель фабрики: одинаковые ряды окон по фасаду и отсеки-кабинеты внутри, соединенные коридором. Изменение процесса производства стало приводить к изменениям в организации школьного пространства. В 1970-х годов в Европе появляется первая «школа-город» с разнообразным зонированием внутри здания, классами свободной планировки, несколькими входами и т.д.

Понятно, что изменение пространства влечет за собой и изменение содержания образования. Терри Хик уверен — скоро каждый класс будет присутствовать на каких-либо социальных платформах,. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников — будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.

Плавучая школа в Бангладеш

Организация учебной информации

Участники форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» отметили, что для того, чтобы «не убивать» в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится тотальное проектное обучение. В Голландии студенту дается задача — разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение… По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.

Александр Демахин говорит, что новые метапредметные стандарты предлагают обращать внимание не только и не столько на предметное содержание урока, сколько на те познавательные (умение работать с информацией), регулятивные (умение организовывать свою деятельность), коммуникативные (умение взаимодействовать) и личностные (умение осознанно развивать себя) результаты, которых можно достичь на уроке. “Уже на стадии планирования педагог может мыслить курс биологии в 6-м классе не как изучение пестиков и тычинок, а как курс развития определенных коммуникативных навыков посредством тех же самых пестиков и тычинок. Причем учителю предоставляется полная свобода в том, какие именно метапредметные задачи ставить на своем занятии – главное, чтобы они были”.

Электрический мотоцикл, космический спутник, беспилотники и нейроинтерфейсы, — чтобы студенты смогли «взорвать» рынок, начинать проектную работу нужно еще в школе бить «по всем фронтам». Детские технопарки, научные лагеря, кружки робототехники и программирования, — вот точки роста юных инноваторов, — приводит мнения участников форсайт-сессии информационный партнер конгресса — “Российская газета”.

Организация учебного времени

Сегодня на уроке дают некоторое количество новой информации, а в качестве домашнего задания ученик получает практическую проработку этих знаний в тех или иных заданиях. Но одновременно все большую популярность набирает концепция «перевернутого класса» – информацию ученики добывают сами дома, а на уроке в самых разных формах практически применяют эти знания, пишет Александр Демахин.

Звонки через 45 минут (та же фабрика) – и класс отрывается от занятия, в какой бы стадии оно сейчас ни находилось, и бежит по коридору дальше: но проектные и исследовательские задачи, психологические тренинги, занятия искусством или спортом были бы более эффективны при иной организации времени.

Все тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

“Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, — говорит директор Корпоративного университета «РусГидро» Елена Аксенова.

Педагог будущего

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера, считает Демахин. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

Педагог из Финляндии, страны, качество среднего образования в которой признано одним из лучших в мире, а конкурс на место школьного учителя составляет более 10 человек на место, сформулировала это так: “Я эксперт интерпретации, абсолютно свободный внутри классной комнаты». Понятно, что, если мы говорим о том, что школа может и должна предлагать ученику те позитивные модели социального взаимодействия, которые он потом будет реализовывать в жизни, то учителю невозможно ограничиться только ролями источника информации и контролера: ему необходимо быть и экспертом, и тренером, и дирижером, и партнером, и, разумеется, учеником”.

Искусственный разум уже сегодня достиг той точки развития, которая позволяет говорить о перспективах его использования в процессе обучения. Искусственный интеллект станет основой педагогики, уверен Терри Хик. Это будет инструмент, который школьник станет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры.

Смешанные классы

В качестве одной из перспективных идей рассматривается совместное обучение детей разных возрастов в одних группах. Эта идея совсем не нова — еще в XIX веке практиковалось обучение старшими детьми младших. Но, например, премию мирового форума WISE, «Нобелевскую премию в образовании», не так давно получила Вики Кольбер, которая разработала систему одновременного обучения детей разного возраста и с разным опытом, активно применяющуюся сейчас в странах Латинской Америки. Одно из ее ключевых положений — отход от фронтального образования. Классы, объединяющие детей разного возраста и уровня, работают по-новому: дети садятся в круг вместе с учителем, происходит постоянный обмен информацией, коллективная работа сменяется индивидуальной, а игровой элемент становится важным элементом обучающего процесса.

Выпускники

По мнению Терри Хика, электронные портфолио станут актуальным образцом работы. Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение. С одной стороны, это повысит ответственность школы за результаты ее учеников, а с другой сами ученики будут вкладывать больше сил в повышение собственной результативности.

Рекомендуем

2035.media

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*