Легенда о Гомеле
Именно в том месте, где сейчас расположился город, на реке Сож раньше было слишком много намытого песка. Плоты и баржи, проходившие по этой реке, могли сесть на мель, и чтоб этого не случилось, напротив этого места, на берегу, постоянно находился человек, и громко кричал, предупреждая: «Го! Мель! Го! Мель!».
Есть так же мнение, что городку название дал ручеек Гомеюк, впадавший в реку Сож у подножия холмика, считалось, что именно там, некогда было сформировано первое поселение. А само слово Гомеюк происходит от финского hommo joki «быстрая река».
Сам же город обладает немалыми городскими легендами и приметами. Например, то, что по всему городу можно зарядиться фортуной, и это будет так же легко, как и зарядить телефон. На железнодорожном вокзале установлена жанровая скульптура «Дорожное настроение» — путник, сидящий на чемодане. И по народной примете, если вы ему потрёте нос, то хорошее настроение и (или) успех во время поездки вам обеспечен. В Гомеле так же существует примета для студентов: зарядиться успехом возможно с помощью предмета «Студентки». Не забывают так же потереться и о «Карандаша», что возле цирка, говорят, хорошая примета…
Так же большинство молодоженов стараются в день бракосочетания побыть и у «Лодочника», многие вообще залазят в саму лодку, веря, что это обязательно закрепит их брак, а если ещё знать, в каких местах повесить замок, ну тогда всё, триумф наверняка обеспечен.
В этом таинственном городе заряжаются удачей, например, фанаты солигорской футбольной команды «Шахтер», побывав у скульптуры «Кроты», что находиться рядом с кинотеатром «Октябрь».
Если пройтись по городским легендам, то существует самая популярная из всех, это наличие подземных проходов под центральным парком. Говорят, что по ним можно перейти на другую сторону Сожа прям под водой, ведь на Гомель не одно нападение совершалось. А ещё говорят, что по ним ходит призрак графа Николая Петровича Румянцева. После смерти был похоронен в склепе над собором святых Петра и Павла. До Великой Отечественной войны последний раз видели там останки. Во время оккупации немцев склеп никто не открывал, а после войны, когда открыли, останков уже там не было…
Однако эксперты отвергают факт о существовании ходов, говорят, что на деле есть только почти полностью засыпанные вентиляционные шахты.
Многие сейчас скажут, что никто уже в эти легенды и приметы не верит, но носы у скульптур всё больше и больше блестят, а прогуливаясь по парку, невольно задумываешься: а куда ведет этот туннель?
problr.by
Сильные Новости — Гомель сегодня
Это, конечно, легендарное предание. Но автору достоверно известно другое. В сентябре 1917 года Гомельский дворец окружила десятитысячная толпа солдат с пересыльного пункта во главе с радикально настроенными анархистами-коммунистами. Во дворце в это время заседал Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором преобладали умеренные социал-демократы-меньшевики и социалисты-революционеры. От них прибывшие солдаты и анархисты и потребовали принять резолюцию против империалистической войны. Не желавшим принимать антивоенное постановление руководителям Совета меньшевику Богданову и прапорщику Севрюку грозили серьезные неприятности. Но они смогли незамеченными выбраться из окруженного дворца и бежать. С помощью потайных ходов?А в 1963 году Анатолий вместе с друзьям решили непременно сами попасть в подземелья Гомельского дворца. Правое крыло вместе с башней в то время еще не восстановили после военных разрушений. Перебравшись через окружавший башню забор, они под слоем битого кирпича обнаружили люк, ведущий под землю.
Анатолий запасся парашютными стропами и офицерским ремнем (его отец был военным), захватил с собой два фонарика. Поздно вечером ребята подошли к люку. Открыв крышку, бросили вниз камень — услышали звук падения. Значит, дно есть. Им было тогда по 14-15 лет. Привязали две веревки — одну для сигнализации. В любой момент могла появиться милиция, поэтому работали второпях. Вниз на веревке спустили Толика, самого маленького из них. Анатолий Николаевич вспоминает, что когда спускался, обратил внимание, что одна стена была выложена свежим кирпичом. Оказавшись на дне, мальчик включил фонарик и увидел в свете слабого луча античную вазу и мраморную статую. Затем под руку ему попалась поржавевшая винтовка.Пройдя еще немного, он заметил покрытые зеленым мхом ступеньки, ведущие вниз. Но скоро ноги заскользили по склизкому камню — дальше лестница оказались затоплена водой. Вела она, как раз, в сторону Сожа.
А через некоторое время Толик увидел сплошную черноту. В почти полной темноте это показалось подростку разверзнувшейся пустотой. И он, бросившись к люку, стал лихорадочно дергать за веревку. Друзья мгновенно вытащили его на поверхность. Лицо юного исследователя подземелий было белым, как мел.
— Что там? Чудовище? — спросили встревоженные друзья.
— Бездна, — ответил Анатолий.Только потом он предположил, что эта чернота была, скорее всего, недавно выкопанной землей.
На лето Анатолий уехал в деревню. А когда вернулся, то узнал — друзья без него еще раз попробовали забраться в люк, но были пойманы милицией. Опорный пункт стражей правопорядка находился рядом с центральным входом в парк — у памятника Ленину, что остался одиноко сидеть на лавочке, после того как убрали развенчанного Сталина. Искателей сокровищ и приключений наказала школа и родители. А вход в подземелье просто замуровали.
Анатолий Николаевич показал нам место этого люка — он находился с южной стороны башни. Сегодня здесь все заложено плиткой. Скорее всего, он попал в подземные помещения под дворцом. Мало кто знает, но под четырехъярусной дворцовой башней имеется еще два подземных этажа, куда раньше вела винтовая лестница.
gomel.today
Теории происхождения названия Гомеля — Краязнаўчы сайт Гомеля і Гомельшчыны
Гомель — один из красивейших городов Беларуси. Его историческое прошлое и сегодняшний день воплощены в архитектуре города. Собор Петра и Павла и дворец князя Паскевича, в котором расположен музей, зимний сад, зоны отдыха притягивают не только гомельчан, но и многочисленных гостей [4].
Гомель — административный центр Гомельской области и Гомельского района, второй по численности населения город в стране. Расположен на юго-востоке республики на реке Сож в 302 км на юго-восток от Минска [4].
Существует не менее шести версий происхождения названия Гомеля.
- Название «Гомель» произошло от названия ручья Гомеюк, впадавшего в реку Сож у подножия холма, где и было основано когда-то первое поселение.
- Название «Гомель» происходит, вероятно, от старославянского «гомь» – возвышенность, сухое место.
- Согласно третьей версии название города происходит от слова «гом», которое могло означать либо холм или овраг, либо быть именем князя или рода, основавших древнее поселение.
- В разных источниках в одно время могли встречаться равносильные названия: Гомель, Гомий, Гомеи, Гомей, Гомье, Гомъе, Гомъи. Форма зависела от диалекта местности. Г омель, Гомий, Гомей – прилагательные, характерные для языка древних восточных славян. Однокоренное украинское слово «гомок» означает «кусок земли, бугор».
- Пятая версия бытовала в советское время: плотогоны, проводившие по реке Сож плоты, предупреждая друг друга об опасности напороться на песчаную отмель, кричали «Го! Го! Мель!».
- Название Гомель могло произойти от старинной белорусской формы приветствия: «Даць у гомель», что означает «стукнуть кулаком в плечо» [2].
Остановимся подробнее на некоторых из версий.
Историк Н. И. Виноградов в начале XX в. так писал о древнем Гомеле: «Как все древнейшие города, он не помнит года своего основания, так как возник еще в то время, когда люди не знали ни письменности, ни летоисчисления. Холм, господствующий над слиянием Сожа и Ипути и занимавший одно из самых красивых и выгодных положений, прежде других покрылся поселком». Место поселения радимичей было самым возвышенным, на правом берегу реки, окруженным глубокими оврагами, которые сохранились до нашего времени. По одному из них протекала речушка Гомеюк [1].
В X в. крепость и поселение Гомий обрели черты крупнейшего города в Посо- жье. В старинных летописях Гомель упоминается под названием Гомий, Гомье, Гомь и др. Одна из версий происхождения названия города предполагает, что слово «Гомий» происходит от названия первого рода, поселившегося на берегу реки Гомеюк. С XV столетия в старинных грамотах имя города звучит как Гомей, а в XVII в., когда город входил в состав Речи Посполитой, под влиянием латинского языка он получил название – Гомель. А как же лингвистический аспект увязать с аспектом географическим? Психологически основное внимание при толковании названия концентрируется на корне -гом-, который связывается с единичным бугром, холмом, конкретной возвышенностью. В сознании гомельчан и гостей города такой холм ассоциируется с высоким берегом реки Сож, на котором размещен знаменитый княжеский парк со дворцом (замком). Высокий берег – холм, парк с дворцом – могут показаться не просто местом древнего Гомеля (что правильно), но и местом «рождения» названия Гомель = Гомий, Гомей (а это – не одно и то же) [5].
Если название Гомель тождественно Гомий, то Гомей – это более широкое понятие, так как «гом» – земляной ком, а прилагательное Гомий – может означать холмистый. А город не может быть холмистым, поэтому приходим к выводу, что это – холмистая местность в районе Гомеля [3]. Слово, обозначающее возвышенный рельеф (гору, холм, высокий берег), одновременно может иметь и противоположное значение. В этой связи можно предположить, что название в далекие от нас времена могло указывать не столько на возвышенную, холмистую, сколько на пересеченную местность.
Самая последняя версия, предложенная некоторыми современными исследователями, указывает на происхождение названия Гомель от старинной белорусской формы приветствия: «Даць у гомель», что означает «стукнуть кулаком в плечо». В летописной записи 1142 г. была зафиксирована форма названия Гомий («…и слышавъ оже билися Ольговичи у Переяславля съ стрыемъ его с Вячеславомъ, и братом его Изяславомъ, и поиде на волости ихъ, и взя около Гомия волость ихъ всю»
Литература
- Виноградов, Л. Е. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. Факсимильное воспроизведение издания 1900 года из фондов Гомельского областного краеведческого музея / Л. Е. Виноградов. – Гомель : Сож, 1992. – 48 с.
- Рогалев, А. Ф. От Гомеюка до Гомеля: городская старина в фактах, именах, лицах / А. Ф. Ро- галев. – Гомель : Белорус, агенство науч.-техн. и деловой информации, 1993. – 216 с.
- Режим доступа: http://jam.by/info/history.html.
- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
- Режим доступа: http://sites.google.com/site/poezdkavgomel/home.
Автор: В.В. Матлаш
Источник: Беларусь в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 24 мая 2012 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2012. – 444 с. Ст. 84-85.
nashkraj.info
Сильные Новости — Гомель сегодня
Волотова, волоты и Николаевская церковьВолотова известна еще с 16-го столетия. Изначально ударение в названии падало на первую «О» и только потом «сползло» дальше. Имя поселение получило от мифических великанов-волотов или от «волотовок» — так белорусы называли древние курганы. Впрочем, про волотов-великанов упоминает в отношении этих мест этнограф Евдоким Романов.
Он сообщает, что богатыри, а он называет волотов именно так, исчезли после перехода Гомеля к Румянцеву в 1772 году, но время от времени показывались избранным людям. В последний раз они явились мещанке Василисе Ефремовой в 1867-69 годах. Женщина рассказывала, что ей тогда было 12-13 лет, а мифический богатырь был очень высокого роста, одет в дорогие одежды из шелка и бархата. Он был без оружия и поразил Василису необыкновенной красотой своего лица. Девочка посчитала эту встречу предвестием большого счастья.
Интересно, что существуют даже легенды о происхождении Волотовы. В 90-х годах студентка на практике по сбору фольклора записала у местной старожилки следующую историю:
– На месте Волотовы был когда-то остров, и жил здесь богатый человек, у которого был сын. Стоял однажды этот человек на острове, а сын плыл в лодке. Тут началась сильная буря, лодка перевернулась, и находившийся в ней человек стал тонуть. Отец упал на колени и стал умолять Господа спасти сына. Не успел он закончить молитву, как сына живого выбросило волной на сушу. Восславляя Господа, отец построил на острове церковь во имя Святого Николая Чудотворца, передает легенду в своей книге «Гомель. Страницы истории, формирование улиц, местные тайны и загадки» Александр Рогалев.
По мнению некоторых исследователей, на месте Николаевской церкви в Волотове раньше могло находиться святилище языческого бога Велеса-Волоса. На это указывает не только название места, но и то, что в народном мировоззрении его место занял Святой Николай. А церковь в его честь здесь появилась очень давно.
gomel.today
Легенды Гомеля: по местам первопроходцев
Решив отправиться в путешествие, многие выбирают дорогостоящие курорты или едут в дальние страны к морю, старинным замкам или соборам. Всем интересно узнать не только историю возведения того или иного сооружения, но и зачастую неправдоподобную, полную загадок легенду. Выбрав в качестве конечной точки Гомель, можно быть уверенным, что красивые легенды Гомеля не заставят скучать и откроют иную сторону этого прекрасного города.
В поисках красивых легенд
Откуда произошло название города
Многие белорусские города, по версии историков, получили свои названия благодаря рекам, возле которых основывались поселения. Река Менка (Меня) дала название Минску, Палата – Полоцку, Бобруйка — Бобруйску. Не исключение и Гомель, название которого, согласно городской легенде, произошло из-за ручья Гомеюк, впадавшего в реку Сож.
По мнению некоторых исследователей, название города может происходить и от имени основателя рода, вождя радимичей Гомия, поселившегося на территории нынешнего города.
Менее правдоподобной, но красивой и заслуживающей внимания является легенда о плотах, которые справляли по реке Сож. Предупреждая друг друга об отмелях, плотогоны выкрикивали: «Го! Мель!». Так и закрепилось за поселением, выросшим на берегу реки, название Гомель.
Первый поселенец «Лодочник» и его верная рысь
Спустя много веков на месте переправы, по которой сплавлялись плотогоны и звучно выкрикивали «Го! Мель!», раскинулся городской парк. В 2007 году на берегу реки Сож, на Киевском спуске была установлена скульптурная композиция «Лодочник», созданная по мотивам городской легенды об основании места и ставшая воплощением первого поселенца будущего Гомеля. С колчаном и стрелами за спиной, гордо и смело глядит лодочник на город, а рядом с ним спокойно лежит рысь – символ Гомеля.
Визитная карточка Гомеля
Интересна легенда Гомеля о гербе города. Современный герб представляет собой щит, на котором изображена лежащая на голубом фоне рысь. Почему именно это животное стало символом? По свидетельствам некторых исторических данных, много веков назад в лесах вокруг города обитали рыси. Именно это и послужило тому, что их изображения стали символом города и его визитной карточкой. Однако, не менее интересна и следующая легенда.
До 1855 года гербу Гомеля предшествовал немного иной — герб Новой Белицы, бывшего уездного центра. Однако и на старом гербе также изображалась рысь, появление которой приписывают фельдмаршалу Петру Румянцеву, благодаря которому Новая Белица стала уездным городом. Герб города должен был отображать фигуру основателя – фельдмаршала Румянцева, поэтому грациозная и смелая рысь заняла место на гербе города.
Конечно, практически каждая городская легенда, описанная выше, неправдоподобна. Но согласитесь, без них рассказы об истории города не были бы таким интересными и красочными. И, проходя по Киевскому спуску, не остановился бы взор на месте известной скульптуры лодочника и его верной рыси.
belarus-travel.by
Тайны гомельских подземелий:сокровища Паскевича, бункер Рокоссовского и подземный ход под рекой
Недавно возле Боярского спуска были раскопаны некие подземные сооружения. Сразу же о находке распространились самые разные слухи. Но вскоре выяснилось — обнаружены хозяйственные постройки XX века. Настоящий подземный ход в Гомеле искал корреспондент TUT.BY.
Подпольные тюрьмы для домашних рабов
Легенды о подземном мире Гомеля ходят давно. Говорят, например, о существовании подземного хода под рекой Сож. По одной версии, он идет из дворца в заречную зону. По другой — выходит туда же из здания бывшего духовного училища. Еще рассказывают о том, что весь гомельский парк стоит на подземных лабиринтах, имеющих выходы на Киевском спуске.
Достоверные знания о подземном Гомеле должны быть у археологов. Доктор исторических наук Олег Макушников пишет, что уже в средневековом Гомеле жилые дома были углублены в грунт — до полутора метров. Но вот почему ранние славяне так любили жить наполовину в земле — остается загадкой. Опыт жизни в землянках и полуземлянках в послевоенном Гомеле показывает — холод и сырость вовсе не делали жизнь в них комфортной и здоровой. Тогда, может быть, углубленные в землю постройки использовали как хозяйственные подвалы? При этом археологические раскопки свидетельствуют, что печи ставились в верхней, наземной части дома — как раз над подземельем. Иногда печки ставили и под землей. Значит, такие частично отапливаемые подвалы были скорее не холодным погребом, а чьим-то жилищем.
Кого же тогда прятали под землей в средневековом Гомеле? Как версия — с учетом того, что в Древней Руси процветало рабовладение, — подпольные ярусы домов могли служить жилищем для рабов-холопов из числа военнопленных, должников и провинившихся. Или же тут могли ютиться ремесленные работники, «гастарбайтеры» XII века из окрестных сел. Такое своего рода «социальное жилье» эпохи феодализма. Хорошо известно, что в Древнем Риме рабов держали в крытых ямах и подземных казармах-эргастулах.
Также глубокие подполья и подземные ходы можно найти в некоторых деревянных домах в районе Забега или на Монастырьке, например. В прошлом по ним могли бегать от царских властей, например, гомельские старообрядцы, в настоящем — представители преступного мира.
Как Паскевичи под Сожем на карете ездили
Гомельский старожил Владимир Михайлов рассказывает, что незадолго до войны был обнаружен подземный ход, ведущий из здания бывшей Троицкой церкви на улице Крестьянской, в то время — Гомельский аэроклуб, на другую сторону Советской. В подземелье будто бы нашли старинное оружие и другие предметы древности.
В 2000-х годах несколько кирпичных сооружений были отрыты при проведении земляных работ неподалеку от центрального входа в парк. Автор, в то время — старший научный сотрудник Гомельского областного краеведческого музея, спустился в них. Полазив под кирпичными сводами некоторое время — и ничего не обнаружив, выбрался на поверхность. Скорее всего, это тоже были некие хозяйственные помещения конца XIX — начала XX века. Но тут ко мне подошел пожилой мужчина: «Пойдемте, я покажу вам место настоящего подземного хода…».
Мужчина привел нас на крутую береговую террасу Сожа примерно напротив дворцовой башни. По его словам, где то в 40−50-х годах он с друзьями обнаружил здесь подземный ход. Через провал в грунте на прибрежном склоне они забрались в земляную галерею, уходящую вниз к реке. Ход был шириной и высотой около трех метров. Его земляные своды были покрыты мхом, а через несколько десятков метров дорогу преграждал обвал. Раскопки на этом месте пока не проводились.
В то же время эта информация согласуется со свидетельствами летописи, утверждающими, что в деревянном Гомельском замке времен Речи Посполитой был подземный ход, ведущий к реке. Во время осады замка украинскими казаками и белорусскими повстанцами в середине XVII века именно с помощью этого хода гарнизон получал воду. После того как запорожские казаки «вычислили» и взорвали первый подземный гомельский «водопровод», литовский гарнизон вынужден был сдаться.
На месте замка Речи Посполитой новые российские владельцы Румянцевы построили свой жилой дворец. Воинственный князь Варшавский Иван Паскевич пристроил к нему трехъярусную башню. Но не все знают, что у этой башни есть еще два этажа — подземных, куда ведет винтовая лестница. Почву же для фантазий про подземный ход из княжеского дворца через Сож подпитывает и тот факт, что башню сооружал Адам Идзиковский — польский архитектор, художник и романтик, а по совместительству — автор проекта туннеля под Ла-Маншем. Что же, в случае крестьянского бунта владельцам дворца очень удобно было бы «вынырнуть» на другом берегу Сожа. Ведь гомельские крепостные крестьяне своих владельцев Паскевичей не очень жаловали и в 1840-х годах, например, действительно бунтовали.
Еще молва утверждала, что ход был такой широкий, что князь Паскевич будто бы ездил под речкой на карете.
Сегодня в Гомельском дворцово-парковом ансамбле со всей решительностью отрицают существование подземных ходов под парком. А все похожие на них сооружения без обиняков причисляют к хозяйственным. Выходы на Киевском спуске — это ливневая канализация, подземные коммуникации в районе часовни-усыпальницы и башни обозрения — соответственно остатки системы отопления и подвалы бывшего сахарного завода. Но у гомельских сталкеров по этому поводу существует альтернативное мнение…
Подземный Гомель глазами сталкеров
Гомельчанин Дмитрий Козловский искал в парке таинственные подземелья еще в 90-е. Он говорит, что тогда в него вело множество входов на Киевском спуске и со склонов прибрежной террасы за дворцом. Сегодня на Киевском спуске два входа из трех полностью замурованы. Лазы на береговой круче вообще сровняли с землей. Но нам все же удается отыскать один — скользя по мокрой листве, мы спускаемся по прибрежному откосу к кирпичной сводчатой арке примерно напротив башни обозрения. Вглубь склона ведет полузасыпанная галерея. Дмитрий говорит, что он с друзьями в 90-е годы пробирался по ней в подвал оранжереи. А вот попытки проползти по ходу со стороны Киевского спуска закончились неудачей — чем дальше, тем уже становился проход.
Нам удалось разыскать также сталкера с еще большим стажем… После войны ходили упорные слухи о том, что коллекции Паскевичей из Гомельского исторического музея вовсе не вывезли во время эвакуации. Дескать, три работника обкома и НКВД замуровали их в одной из подземных галерей, а сами — погибли. В 1978 году трое старшеклассников решили организовать экспедицию за княжескими сокровищами. Запаслись комбинезонами, ручными фонариками и с большим трудом добытой геодезической картой парка. Глубокой ночью молодые кладоискатели спустились в вентиляционную шахту возле ворот в бывшую каретную, что выходят к Лебяжьему пруду. Внизу действительно оказался подземный ход! Правда, в сторону пруда он был заглушен, и сталкеры-комсомольцы пошли по нему в другом направлении. Ход делал сначала плавный поворот, а затем — поворачивал под углом 90 градусов. Затем пытливых юношей встретила окованная железом старинная дверь. Но советские школьники смогли преодолеть и эту преграду, и следующий дверной проем — не зря журнал «Техника — молодежи» был среди них так популярен. И в результате оказались в подвале дворцовой башни, где тогда располагался Гомельский областной краеведческий музей. Княжеского золота энтузиасты не нашли, но попили кофе и послушали музыку на бобинном магнитофоне. Уходя на рассвете, включили магнитофон с таким расчетом, чтобы он мог встретить веселыми мелодиями первых явившихся на работу сотрудников. Наверное, так появляются на свет легенды о призраке Ирины Паскевич или сурового князя Федора…
Свидетельства этого подземно-ночного приключения юные романтики засняли на одну из первых советских «мыльниц» — «Вилия».
Участник того похода гомельчанин Юрий сегодня утверждает, что скрытые под парком лабиринты — вовсе не ливневая канализация. Точнее, под сток дождевых и прочих вод они были приспособлены уже в наше время. Изначально это были универсальные подземные сооружения, которые могли использоваться как для хозяйственных нужд, так и для других целей — укрытия, скрытого перемещения, обороны дворца. Раньше в парке на поверхность выходило много старинных металлических труб — по мнению Юрия, это была вентиляция подземелий. Еще Юрий говорит, что из верхнего яруса подземных галерей имеются ходы, уводящие вниз — на второй и даже третий ярус. О них рассказывал ему его старший брат Вячеслав. Но спуститься в них ему не удалось — они были затоплены водой. Еще брат будто бы видел бронзовую старинную пушку, замурованную в кирпичную стену одной из подземных галерей.
Жительница Гомеля Валентина Попова говорит, что по словам ее прабабушки, все ходы были устроены так, что Паскевичи могли пройти к разным зданиям в своих владениях под землей. Например, из графского дворца в собор якобы тоже вела подземная галерея. А что до скрытого хода из дворца к Лебяжьему пруду, то по нему княгиня Паскевич будто бы ходила купаться…
В ходе реставрации 2007 года дверь в стене нижнего подвального этажа башни Гомельского дворца была замурована.
«Бункер Рокоссовского»
Воспоминания очевидцев — это одно. Но нам все же удалось увидеть настоящий подземный ход своими глазами…
Работая некогда на Гомельской телефонной станции, автор слышал от рабочих, что в районе мастерских Гомельского государственного университета находился подземный «бункер Рокоссовского». Явившись туда сейчас, мы узнали от одного из преподавателей физмата, что в детстве он действительно спускался здесь в некое подземелье, на стенах которого висели полуистлевшие плакаты о борьбе с Гитлером. Однако при первых же попытках его отыскать мы сталкиваемся с пожилым, но очень решительным охранником. Но он все же — страж академического учреждения и попутно выдает нам целую историческую справку. По словам бдительного охранника, в этом районе есть настоящий подземный ход.
В руководящих вузовских инстанциях, куда мы обращаемся, о таковом ничего не слышали — но журналистские поиски нам санкционируют. Первоначально нам удается попасть в бомбоубежище под левым крылом корпуса № 2 на Кирова. Бомбоубежище внушительное — около десятка помещений отделены друг от друга мощными и наглухо закрывающимися стальными дверями. Сегодня эти помещения официально числятся в системе гражданской обороны Гомеля как ПРУ — «противорадиационное убежище». Но это — не «бункер Рокоссовского». Да и на все наши вопросы о подземном ходе здесь только пожимают плечами…
Продолжаем поиски… Неподалеку от пустующего деревянного общежития лесного техникума 1928 года постройки мы еще ранее заметили ступеньки, спускающиеся к двери на замке. Сверху — современная складская пристройка. Но она «маскирует» более старый фундамент… Наконец нам открывают загадочные двери — и мы попадаем в «бункер Рокоссовского»! Это — подземное сооружение с бетонными перекрытиями в метр толщиной. Но сегодня тут все — в аварийном состоянии, и в темноте по шатким полам приходится передвигаться с большой осторожностью. Луч фонаря выхватывает нависающие сверху куски разрушившегося бетона и арматуры. После первого подземного яруса мы спускаемся по лестнице еще глубже — на второй уровень. Вероятно, здесь был предусмотрен и командный пункт, и узел связи, и спальня, и столовая. В одной из комнат — фрагменты установки по принудительной подаче воздуха.
Сотрудники говорят, что это бомбоубежище (возможно, командно-штабной пункт) якобы соединяется подземными переходами с университетскими корпусами № 2 и № 3. В одной из стен находим узкий лаз, передвигаться по которому можно только ползком или на корточках. Заваленный мусором ход имеет три наглухо задраивающиеся стальные двери, а в конце его видна стенка — то ли колодца, то ли поворота.
Подземный ход для Пантелеймона Пономаренко
В поисках скрытого выхода из «бункера Рокоссовского» в ГГУ Скорины вновь спускаемся в один из подвалов корпуса № 2. Рабочие сообщают, что там тоже есть какой-то ход. И действительно — кирпичная кладка, ранее преграждавшая путь в некое подземное сооружение, частично разобрана. Автор перелез через нее и оказался в темной подземной галерее. Но пробравшись через первые мусорные завалы, обнаруживаю, что по ней можно идти в полный рост. Двигаюсь вперед. Ход делает плавный поворот, за ним второй, третий… Воздух становится все более тяжелым. Пройдя метров 70−100 с маломощным фонариком-брелком в руках, я возвращаюсь назад. Подземный ход уходит в кромешную темноту в направлении центра города…
По словам рабочих, подземный ход выходит на поверхность где-то в районе железнодорожного вокзала.
Стенки галереи выложены из кирпича, верхнее перекрытие — из железобетонных балок. Вероятно, это довоенная конструкция — ведь массовое производство крупнопанельных бетонных плит было развернуто в Гомеле только в 50−60-е годы. Сегодня в этом туннеле проходят несколько водопроводных труб небольшого диаметра, уложенных двумя «связками» под изоляцией, и телефонный кабель ТПП на два-три десятка пар. И скорее всего, эта галерея изначально была сооружена как подземный переход оперативного назначения — и лишь вторично стала использоваться для технических нужд. В пользу этой версии говорит следующее: 1. Прокладка телефонной канализации и водопроводных коллекторов не предполагает сооружение подземных коридоров в рост человека. 2. Наш ход, похоже, не имеет люков-колодцев для технического обслуживания. 3. Технологические коммуникации прокладываются, как правило, по прямым трассам. Наш же ход имеет плавные повороты — логичные при возможных ситуациях преследования, огневого столкновения, обороны.
Учебный корпус № 2 ГГУ им. Ф. Скорины был построен в 1937 году в стиле «сталинского» историзма. Этот корпус пединститута имени Чкалова, наряду с Домом имени Парижской Коммуны, являлся тогда одним из немногих четырехэтажных зданий в Гомеле. И его проектировщики наверняка предусматривали, что с началом войны оно будет использоваться для размещения армейского или гражданского руководства обороной города. Поэтому и могли спланировать подземный ход — для немедленной эвакуации. Подтолкнуть их к такому решению могла и печальная участь гомельских коммунаров, в марте 1919 года оказавшихся в кольце стрекопытовских мятежников и из окружения так и не вышедших… А был ли «бункер Рокоссовского»? После освобождения Гомеля в ноябре 1943 года командующий фронтом Константин Рокоссовский и оперативная группа его штаба размещались в скромном домике на улице Одесской (ныне — Рокоссовского). А вот остальная часть штаба, согласно официальным данным, — где-то на окраине Гомеля. Впрочем, если и не работники штаба, то другие подразделения и службы Белорусского фронта могли использовать сооружения старейшего гомельского вуза… Например, в начале 1944 года в уцелевшей части учебного корпуса находился эвакгоспиталь № 257. В общежитии рядом с «бункером Рокоссовского» размещалась воинская часть.
А вот в учебном корпусе Гомельского пединститута имени Чкалова летом 1944 года, как сообщают историки Михаил Старовойтов и Георгий Евдокименко, располагался ЦК Компартии Беларуси (большевиков). В аудитории 2−1, например, сидел сам партийный лидер БССР Пантелеймон Пономаренко.
news.tut.by
Сильные Новости — Гомель сегодня
15 июля 1410 года состоялось историческое сражение, навсегда остановившее экспансию Тевтонского ордена в Восточной Европе.
«Сильные новости» вспомнили историю и посмотрели, какую роль в тех героических событиях могли играть уроженцы земель, ныне входящих в Гомельскую область.
Белорусские копья против крыжаков
В течение нескольких столетий теократическое государство «Тевтонское братство Святой Марии в Иерусалиме» являлось главной угрозой для земель Прибалтики, Польши, Литвы и Руси. Утратив свои владения в Палестине, немецкие рыцари захватили территории в Прибалтике, уничтожили либо ассимилировали балтское племя пруссов, а затем обрушились на поляков, жемайтов, литвинов и русинов. Тевтонцы захватили ряд земель у Польского королевства и подчинили себе Жемайтию. Рыцари периодически совершали набеги на Великое Княжество Литовское и Русское, новгородские и псковские земли. Многие белорусские города подверглись тогда огню и мечу. Согласно данным Матвея Стрыйковского, в бою с «крыжаками» погиб и великий князь ВКЛ Гедимин.
Свои грабительские нападения крестоносцы оправдывали борьбой с язычниками и «схизматиками»-православными.
В 1409 году против Тевтонского ордена восстала Жемайтия. Великое Княжество Литовское и Польское королевство оказывала повстанцам помощь, что вызвало недовольство тевтонцев. И Орден начал войну, вошедшую в историю под названием «Великой». Силы тевтонцев действительно были велики. На их стороне также сражались генуэзские арбалетчики, венгерские артиллеристы и «гости Ордена» — рыцари со всей Западной Европы и часть его польских вассалов.
Но на этот раз «крыжакам» пришлось иметь дело не с отдельными княжествами и государствами, а с коалицией своих противников. Против Германского ордена заключили союз Польша и ВКЛ, которых поддержали татары опального хана Джеллал-эд-Дина и отряды чехов, богемцев и, вероятно, молдаван. Мало кто знает, но в рядах союзников находились даже армяне. Это были представители армянской диаспоры, издавна проживавшей в городах Польши, Украины и Беларуси.
Великий князь литовский Витовт собирал воинов со всей Литвы и Руси. Напомним, земли современной Беларуси составляли тогда ядро Великого Княжества. Основу армии ВКЛ того времени составляло феодальное конное ополчение. Военное сословие получало за свою службу землю с крестьянами, за что и было обязано с определенной территории выставить «копье» — тяжеловооруженного всадника с оруженосцами и военными слугами. А вот были ли на поле под Грюнвальдом гомельчане?
Стародубский военком для гомельчан
Только незадолго до решающей битвы войско ВКЛ было разбито на крупные подразделения — хоргуви. Ян Длугош, отец которого был под Грюнвальдом, говорит о сорока хоругвях ВКЛ. Но этот польский хронист упоминает территориальные названия только 18 из них. Остальные хоругви, по мнению Длугоша, носили имена своих князей и предводителей. Некоторые современные белорусские историки называют все сорок хоругвей по городам формирования. Но не всегда с указаниями источников, по которым они восстановили названия подразделений. И мы будем пользоваться прежде всего сведениями Яна Длугоша.
Гомельская хоругвь у польского хрониста не упоминается. Но в XV веке территория современной Гомельщины принадлежала различным удельным князьям и землям. Сам Гомель до 1406 года относился к Стародубскому княжеству. Но незадолго до войны Витовт отобрал его у князя Александра Патрикиевича, заподозрив его в ориентации на Москву. Поэтому во время Грюнвальда Гомель и волость управлялись напрямую великокняжескими наместниками. Несмотря на эту «вертикаль», «военкомат» для мобилизуемых, видимо, не поменялся. И гомельские воины, скорее всего, находились в рядах Стародубской хоругви.
Конница с других частей Гомельщины могла быть приписана к соответствующим княжествам и хоругвям. Так, Рогачев и другие места гомельского Поднепровья долгое время относились к Смоленскому княжеству. Соответственно, ополчения оттуда могли сражаться в Смоленской хоругви. Некоторые исследователи называют Мстиславльскую, Кричевскую и Быховскую хоругви — туда также могла быть зачислена часть предков жителей нашей области. Воины с Мозыря или Брагинщины, скорее всего, были включены в состав Киевской хоругви, Туровщины — Пинской. И так далее.
В бой белорусские хоругви шли под красными знаменами с изображением всадника на коне с мечем в руке — «Пагоней». Собственно литовские полки использовали на знаменах знак «Колумна».
Ян Длугош считает, что численностью, оружием и лошадьми литовские хоругви уступали польским. Но это мнение — субъективно. Дело в том, что польские рыцари были снаряжены на западноевропейский манер — в сплошные латные доспехи, либо комбинированные — в латы в сочетании с панцирем-«бригантиной». Они носили шлем-бацинет с забралом, тяжелые копья и готические мечи. Воины ВКЛ чаще использовали кольчуги и пластинчатые панцири, открытые шлемы, пики, дротики-«сулицы» и сабли. Дело было в том, что им приходилось сражаться не только с тевтонскими рыцарями, но и с быстрой и легкой татарской конницей. Отсюда — и универсальные требования к вооружению, которое должно было обеспечить не только достаточную ударную мощь и надежность, но и хорошую подвижность и маневренность.
«Калечья гора»
Именно на этих качествах литовских, белорусских и украинских хоругвей и было построено их боевое использование на поле под Грюнвальдом. Как сообщают летописцы, польский король Ягайло опасался ловушек, устроенных коварными крестоносцами. И первыми послал в бой легкую конницу ВКЛ и татар. С криком «Вильня» летели в бой литвины, с протяжным завыванием — татары Джеллал-ад-Дина. И часть всадников попала в «волчьи ямы» перед боевыми порядками Ордена. Правда, археологи, проводившие раскопки на поле битвы, следов описанных хронистом ям-ловушек — так и не нашли. Как бы там ни было, но большая часть нашей конницы все же прорвалась к тяжелой рыцарской кавалерии и сошлась с ними в рукопашную. Что было дальше — споры продолжаются до сих пор. Длугош желает отдать все лавры поляками и пишет, что литвины обратились в бегство. Наши же авторы утверждают, что это был обманный маневр заманивания, заимствованный из тактики степняков.
Но тем гомельским ратникам, что были в Смоленской хоругви, бегать с той или иной целью не пришлось. Три белорусские хоругви князя Семена Ольгердовича, брата Витовта — Смоленская, Мстиславльская и Оршанская, не стали отступать, а надежно прикрыли правый фланг польского войска. При этом героически сражавшаяся Смоленская хоругвь почти вся пала на поле боя.
Что касается отхода остальной литовской конницы, то ее преследование действительно дезорганизовало левый фланг Ордена под командованием Фридриха фон Валленрода. И в решающий момент битвы именно возвращение на поля боя конницы ВКЛ решило ее исход. Тевтонцы были разбиты наголову, немецкая армия потеряла треть своих воинов убитыми. Пали великий магистр ордена Ульрих фон Юнгинген, фон Валленрод и многие другие ландкомтуры. Почти все рыцари-«братья Ордена» погибли или попали в плен.
Союзное войско тоже понесло тяжелые потери. Только конница ВКЛ потеряла половину людей. С учетом почти полного отсутствия в то время полевой медицины, страдания раненных были ужасны.
На Гомельщине есть места, названия которых народные предания связывали с нашествием того или иного неприятеля, турок или шведов. «Шведская Горка» в Любенском микрорайоне, например. На самом деле, эти курганы относятся к гораздо более древним временам. Нам удалось обнаружить и легенду, связанную с Грюнвальдской битвой. В Рогачевском районе в деревне Кистени существует место, которое называлось «Калечья гора». Якобы на этой возвышенности находились раненные и калеки после той самой войны с Тевтонским орденом. Это предание записал мой дедушка Иван Глушаков около 1976 года. Он же зафиксировал и расположение «Калечьей горы»: «Эта местность обозначена курганами, что на границе Кистеней и Модоры, а также — под Вищином. От Кистеней до этого болота по склону горы и на горе был лес и кустарник. На месте, где сейчас живет Федор Рублевский, в оврагах по преданию и был расположен околоток для раненных…»
Конечно, как и любая легенда, предание о Калечьей горе сочетает правду с фантастическим вымыслом. Но вне всякого сомнения, легенда отражает одно из событий тех многочисленных войн, которые на протяжении веков сотрясали наш край.
А в битве под Грюнвальдом наши предки защитили белорусские земли не просто от тевтонской агрессии — спасено было само право оставаться самими собой, говорить на своем языке, исповедовать свою веру и культуру. И хотя века отделяют нас от этого события, исход того противостояния стал эпохальным в судьбе Беларуси.
gomel.today
Добавить комментарий