Рабочая программа по теме: педкласс
Программа детского объединения «Педагогический класс»
Пояснительная записка.
Программа «Путь к успеху» вариативна, может быть изменена, дополнена, скорректирована в зависимости от условий, имеющихся в образовательном учреждении, контингента учащихся, их понимания проблемы профессионального самоопределения и отношения к ней.
Актуальность данной программы связана с запросами современного общества по повышению профильного обучения среди учащихся старших классов и отсутствием в современной школе предмета, на котором учащийся мог бы получить знания о самом себе: о том, какой он, каким его видят окружающие, как он развивается, каков его творческий потенциал и расширить свои представления о педагогическом труде.
Данный курс дает старшеклассникам базовую психолого-педагогическую подготовку, формирует основу для сознательного управления своим развитием, помогает усвоить практические приемы и способы самокоррекции и самосовершенствования. В отличие от традиционных методов обучения занятия в педклассе направлены, прежде всего, на развитие личности, коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.
Авторская программа проявляется в качественно ином предмете изучения и создании новых условий общения. Материал необязательно заучивать, так как в процессе занятия происходит непроизвольное запоминание. Этому способствует коллективное взаимодействие (такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных).
Цель программы помочь школьникам увидеть перспективы и средства развития своих возможностей для использования новых знаний о себе в реальной жизни, учебе и профессиональном самоопределении.
Задачи курса:
1. Дидактические – расширение кругозора, развитие познавательной активности (деятельности), определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, формирование основ психологических знаний.
2.Воспитывающие – создание основы для всестороннего гармоничного развития личности, воспитание самостоятельности, воли, культуры сотрудничества, общительности, коммуникативности, толерантности.
3.Развивающие – развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей, эмпатии.
4.Социализирующие – сознательное самоопределение, обучение общению, саморегуляции, стрессовому контролю, приобщение к нормам и ценностям общества, своевременное формирование положительной мотивации к выбору будущей педагогической профессии.
Отличительная особенность данной Программы — она не включена в учебный компонент школы, как другие программы и не действует как подготовительный класс педагогических ВУЗов в период профильной подготовки старшеклассников. Объединение Педагогический класс действует на базе Центра детского творчества 17 лет. Объединяет учащихся всех школ города и района, интересующихся психологией и педагогикой.
Программа педкласса рассчитана на занятия с учащимися старших (9-11) классов, желающих поступать в педагогические училища и ВУЗы.
В программе содержательно раскрываются следующие блоки: вопросы общей психологии, возрастной психологии, психологии общения, психологии межличностных отношений, блок по самопознанию учащихся, блок творческих и коррекционных занятий, педагогика, творческая мастерская.
Каждый из блоков имеет определенную цель и организационную форму, что позволяет включать элемент новизны на каждом занятии, поддерживать интерес у старшеклассников и снимать эффект эмоционального пресыщения от использования только одной организационной формы в процессе обучения.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
— Разминка
— Основное содержание занятия
— Ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем
— Рефлексия
Занятия целесообразно организовывать в группах по 8-15 человек.
Программа рассчитана на 2 года обучения (216 часов).
Основные методы и подходы, используемые на занятиях: лекционно-практический метод передачи знаний, метод творческого самовыражения (в рисунках, в письменных работах, в движении),
коммуникативный, объяснительно — иллюстративный, игровой, развивающий, метод исследования личности (психодиагностические процедуры), метод социально-психологического тренинга, проективного рисования. Разнообразие методов позволяет прочно усваивать излагаемый материал, развивает творческие особенности и способности учащихся педкласса.
Организационные формы работы тоже разнообразны: это групповые занятия социально-психологического тренинга, уроки-практикумы, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, психолого-педагогическая диагностика, участие в массовых мероприятиях (общешкольных, городских, районных).
Результат освоения программы
По окончании курса учащиеся должны достичь уровня готовности к осознанному выбору профессии, получению соответствующего профессионального образования, овладеть знаниями, умениями и навыками:
— ориентироваться в выбранной профессиональной области;
-соотносить профессиональные намерения и собственные возможности;
— знать основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, достаточные для профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере, анализировать психолого-педагогические ситуации, выделять проблему и находить стратегии ее решения;
— владеть техниками продуктивного общения, высказывать и аргументировать свою точку зрения, выступать перед группой, строить взаимодействие с людьми разного возраста;
— обладать практическими умениями и навыками организации жизнедеятельности учащихся в стенах школы и вне ее (уметь организовывать игровой досуг младших школьников и сверстников, планировать свою деятельность).
Наиболее существенным результатом работы педкласса является понимание учащимися собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию, формирование положительной Я-концепции старшеклассников.
Формы подведения итогов реализации Программы
1.Учебно-исследовательские конференции.
2. Участие в областных и районных тематических конкурсах.
3. Внеклассные мероприятия и открытые занятия
4. Статистика поступивших в СУЗы и ВУЗы по заявленному профилю.
nsportal.ru
Педагогический класс — это для вас!
Приглашаем в веб-квест «Профессия дальнего действия» всех, кто с радостью открывает для себя новые страницы удивительного мира профессии учителя, кто готов создавать свои творческие работы с помощью интернет-ресурсов.
Приняв участие в веб-квесте, вы будете искать ответы на основополагающий вопрос: «Учитель: профессия или призвание?»
С начала 2018-2019 учебного года в Тамбовской области реализуется региональный проект «Формирование моделей «педагогических классов» в рамках непрерывного педагогического образования».
Цель проекта заключается в привлечении к обучению по педагогическим специальностям выпускников школы, мотивированных на освоение педагогической профессии и обладающих достаточным для этого уровнем общеобразовательной подготовки.
Обучением по моделям «педагогических классов» в Тамбовской области в текущем учебном году в общей сложности охвачено 325 обучающихся.
Веб-квест «Профессия дальнего действия» позволит объединить учащихся педагогических классов Тамбовской области и других субъектов Российской Федерации. Будем рады, если к нашему сетевому мероприятию присоединятся ребята из других регионов.
Кто может участвовать в веб-квесте? Участниками могут стать учащиеся 8-9 и 10-11 классов. Руководитель (1 или 2 педагога) курирует работу своей команды.
Чтобы начать выполнять задания проекта, вам нужно создать команду (до 7 участников в любой возрастной категории: 8-9 классы или 10-11 классы), придумать название команды, «открыть» свою классную комнату, т.е. оформить страничку команды — именно она станет своеобразным дневником вашей совместной работы! Страницу команды можно создать с помощью сервисов Padlet, Jimdo, Blogger, Wix.При желании можно выбрать для страницы команды любой сервис, в котором предусмотрены возможности совместного редактирования и обратной связи (комментирования).
Кураторам команд необходимо взять согласие родителей на обработку персональных данных детей, участников межрегионального веб-квеста «Профессия дальнего действия».
О сроках:
Начало веб-квеста — 11 февраля 2019 г.
Окончание веб-квеста — 11 марта 2019 г.
Календарь веб-квеста
Победители и призеры будут определены по итогам всего проекта. Победители и призеры получат дипломы. Участникам, выполнившим все задания, будут вручены сертификаты.
Автор веб-квеста и экспертная группа желают всем плодотворной работы и выражают уверенность: мы все станем победителями!
Что надо приготовить участникам заранее?
(Правила для участников веб-квеста)
- Хорошее настроение.
- Желание и умение работать в команде.
- Помнить правила работы в сети Интернет.
- Желание открывать новое и делиться своими знаниями.
- Умение проявлять изобретательность и творчество.
- Устойчивый доступ к сети Интернет, конечно же!
pedklass2019.jimdofree.com
Главная страница — pedklass2019
Учитель — профессия дальнего действия.Главная на земле.
Р. Рождественский
Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И есть лишь одна профессия, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель.
Много на земле профессий,
Но одну создал, конечно, Бог —
Самую прекрасную на свете,
Что звучит так гордо – Педагог!
Профессия учителя уникальна. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сегодняшний день. Согласно словарю С.И. Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. В толковом словаре Д.Н. Ушакова сказано, что учитель — это лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в школе, преподаватель, школьный работник.
«Он — артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он — скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться…» — так говорил о профессии учителя педагог, философ и публицист Симон Соловейчик.
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
В.Тушнова
Вы хотите узнать историю появления профессии учителя? Можно ли назвать учителя инженером человеческих душ? Какими качествами должен обладать современный учитель? Какие впечатления подарит вам один день в роли учителя? Мы попытаемся найти ответы на эти вопросы в ходе выполнения заданий веб-квеста.
pedklass2019.jimdofree.com
Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-27-34 УДК 378.4+37.048.45
СЕТЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Татьяна Ивановна ГУЩИНА, Людмила Николаевна МАКАРОВА, Андрей Юрьевич КУРИН
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. Обоснована необходимость довузовской профессиональной ориентации старшеклассников на педагогические профессии. Она рассмотрена как этап создания системы профессионального роста педагога. Раскрыты причины снижения интереса к традиционным формам допрофес-сиональной педагогической подготовки как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогической общественности. Разработана вариативная модель класса педагогической направленности — сетевой педагогический класс. Обозначена его цель и основные задачи: образовательные, воспитательные и организационные. Предложены основные формы образовательной деятельности в сетевом педагогическом классе. Выявлены возможности социальных сетей и сервисов для учебной деятельности внутри сетевого педагогического класса. Раскрыта структура образовательной программы, состоящая из отдельных модулей, выбор которых согласуется с образовательными организациями, которые будут обучаться в сетевом формате. Каждый из модулей имеет определенную цель и различные организационные формы, что позволяет включать элемент новизны на занятиях, поддерживать интерес обучающихся. Подчеркнут практико-ориентированный характер обучения, включающий блок ознакомительных практик и образовательных экспедиций. Акцентировано внимание на изменении педагогической деятельности преподавателей вуза, работающих в сетевом педагогическом классе, что требует от них хорошего уровня владения информационными технологиями, понимания специфики дистанционного обучения, учета его конструктивных возможностей.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование; профориентация; педагогическая профессия; модель; сетевой педагогический класс; допрофессиональная подготовка; инновационная среда
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации, подчеркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования — повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Вышеупомянутой Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации по разделу «Образование» предусмотрено обеспечение инновационного характера базового образования, а также создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Основная идея непрерывного образования заключается в постоянном творческом саморазвитии каждого человека на протяжении всей жизни: от допрофессиональной
подготовки до высшего и поствузовского профессионального образования с последовательным усилением роли процесса самообразования.
Говоря о проблеме непрерывного образования, необходимо остановиться на таком важнейшем аспекте, как непрерывное педагогическое образование, выступающее фактором повышения качества людских ресурсов, развития других уровней образования, наращивания инновационного потенциала социума. Непрерывное педагогическое образование — это социально-педагогическая система взаимосвязанных форм, этапов, средств, способов подготовки педагога, повышения его профессионального мастерства, развития личностных качеств и способностей в течение всей жизни [1]. В настоящее время происходит активное изменение восприятия социумом профессии педагога как творческой, инициативной профессии, позволяющей ежедневно создавать совместно с обучащи-мися что-то интересное, новое, необычное.
© Татьяна Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю., 2018
27
Изменяются приоритетные задачи в системе педагогического образования: высшей ценностью становится личность с ее потребностью в самоопределении и саморазвитии, реализации творческого потенциала, самоактуализации; возрастает роль внутренних детерминант в обеспечении личностного и профессионального роста педагога; разрабатываются инновационные модели профессионально-ориентированной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию конструктивных внутренних возможностей преподавателей и обучающихся.
Перспективная задача по формированию национальной системы учительского роста поставлена Президентом Российской Федерации на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 г.)1. В рамках непрерывного педагогического образования можно говорить о нескольких этапах профессионального становления педагога: допрофессиональная подготовка (школы, гимназии, лицеи, профильные классы), профессиональное обучение (педучилища, педкол-леджи, пединституты, университеты и т. д.), послевузовское образование (педагогическая интернатура, докторантура и т. д.) [2].
В связи с этим возникает закономерный вопрос о необходимости и возможности ранней профориентации обучающихся на педагогические профессии. От эффективности данной работы будет зависеть, какой выбор сделает абитуриент, приходя в вуз. Будет ли его выбор педагогической профессии случайным или осознанным, профессионально-ориентированным; хорошо ли представляет будущий студент преимущества и сложности педагогической деятельности, обладает ли он личностными качествами, необходимыми для профессии типа «Человек-Человек» и соответствующим уровнем мотивации к данной сфере. В этом случае будет иметь место обратно-пропорционная зависимость: чем больше недостаточно мотивированных абитуриентов и студентов «на входе», тем меньше оказывается на выходе из системы педагогического образования выпускников, стремящихся к педагогической деятельности.
1 Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 22.12.2017).
Ранее работа по профессиональному самоопределению на профессию учителя успешно проводилась в педагогических классах, однако, с конца 1990-х гг. в России наметилась тенденция к уменьшению их количества, которая просуществовала до настоящего времени [3; 4]. Причинами снижения интереса к традиционным формам допрофес-сиональной педагогической подготовки как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогической общественности можно считать следующие факты:
— появление в середине 1990-х гг. (в связи со вступлением в силу Закона «Об образовании» 1992 г.) различных специализированных школ, что несколько изменило приоритеты обучающихся и родителей в выборе образовательного учреждения;
— утверждение в 2002 г. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой были определены четыре основных профиля обучения старшеклассников: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный и технологический. Наличие данных профилей, безусловно, обеспечивало возможность выбора детьми собственных образовательных траекторий, но, с другой стороны, несколько изменяло приоритеты выбора;
— снижение за последние 40 лет престижности профессии учителя: в 2012 г. исследовательским центром Superjob был проведен опрос россиян, в ходе которого выяснялась степень престижности профессии учителя. 21 % опрошенных граждан признали профессию учителя престижной, но только за границей, а не в России. Большинство россиян — 64 % опрашиваемых — считают профессию учителя не престижной. Кроме того, половина граждан Российской Федерации (51 %) убеждена, что за последние 10 лет статус учителя в России понизился, 21 % опрошенных считают, что статус педагога не изменился, а 17 % утверждают, что он повысился2;
— отсутствие льгот при поступлении в педагогические вузы выпускникам педагогических классов (во многом в связи с введением ЕГЭ). Заметим, что в Республике Бела-
2 Рынок труда: мониторинг, динамика, индексы,
август 2012 / Исследовательский центр портала Super-job.ru. URL: https://www.superjob.ru/research/artides/11 0968/rynok-truda/ (дата обращения: 17.11.2017).
русь с 2017 г. действуют льготы для выпускников профильных классов педагогического направления при поступлении на педагогические специальности3.
Следует подчеркнуть, что профориентация особо выделяется в выступлении В.В. Путина, который говорит о необходимости сделать ее неформальной, максимально учитывая при этом возможности дополнительного образования. В этой связи особенно важным уровнем (этапом) подготовки педагогических кадров является допрофессиональное образование, выявление и развитие школьников, имеющих склонности к деятельности в педагогической сфере с использованием современных профориентационных технологий.
К сожалению, приходится констатировать, что многие школы «не видят» обучающихся, потенциально ориентированных на педагогическую профессию. Как отмечает А.А Марголис, «школа не создает для них специальных образовательных маршрутов, не привлекает их систематическим образом к профессиональным пробам (в форме волон-терства, ассистентва учителю, работы с учащимися младшего возраста), лишая себя, по сути, возможности эффективного воспроизводства» [5, с. 50].
Безусловно, реализация первоначального педагогического образования старшеклассников должна осуществляться в условиях профильного обучения. Однако в соответствии с ФГОС среднего общего образования для обучающихся 10-11 классов определены пять профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный. Следовательно, создание педагогических классов возможно только «внутри» гуманитарного или универсального профиля.
Для углубленного изучения психолого-педагогических дисциплин и работы над образовательными междисциплинарными проектами возможно создание специальных проблемно-проектных групп, в которые войдут старшеклассники, обучающиеся на разных профилях, но обладающие внутренней мотивацией к педагогической деятельности,
3 Вступительная кампания — 2017. URL: http:// www.polese.by/2017/01/v-belarusi-izmenyayutsya-pravila-priema-v-uchrezhdeniya-vysshego-i-srednego-specialnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.12.2017).
желающие приобрести личностно-профес-сиональные компетенции в данной сфере.
Участники научно-практической конференции «Образование и педагогические науки», состоявшейся в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) 1415 февраля 2018 г., предложили возродить педагогические классы4. Эта идея получила признание педагогического сообщества. Но при этом важно понимать, что в настоящее время такую традиционную форму работы по подготовке будущих педагогических кадров, как педкласс, необходимо наполнить новым содержанием, новыми активными методами и формами организации учебной и внеурочной деятельности, что позволит сделать его престижным и привлекательным профилем как для старшеклассников, так и для их родителей.
На базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина создана и успешно функционирует система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой является целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору будущей профессии. Преподаватели педагогического института принимают активное участие в апробации новых механизмов профориентационной работы: ими разработаны и успешно реализуются педагогические десанты и квесты, вариативные программы психологических и педагогических мастерских, профессиональные пробы психолого-педагогической направленности, декады педагогической и психологической грамотности.
Исходя из поставленных Министерством образования и науки Правительством Российской Федерации задач развития системы непрерывного педагогического образования, включая обеспечение преемственности между школой (профильные классы) и вузом, в педагогическом институте ТГУ им. Г.Р. Державина разработаны следующие вариативные модели педагогических классов:
1) модель «Педагогический класс на базе профильных классов педагогического ин-
4 На конференции в Петербурге предложили возродить в России педагогические классы. URL: https:// spbdnevnik.ru/news/2018-02-16/na-konferentsii-v-peter-burge-predlozhili-vozrodit-v-rossii-pedagogicheskiey-klassy (дата обращения: 20.02.2018).
ститута Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина»;
2) модель «Педагогический предуни-версарий»;
3) модель «Сетевой педагогический класс».
В данной статье мы подробно остановимся на создании сетевого (дистанционного) педагогического класса, вариативные модификации которого разрабатываются в отдельных образовательных организациях [6; 7]. Основная цель разработанной нами модели — создание инновационной дистанционной образовательной среды для школьников, обучающихся в г. Тамбов и Тамбовской области, не имеющих возможности регулярно посещать очные занятия педагогического класса. В условиях данной среды будет реализовано качественное обучение дисциплинам психолого-педагогического цикла и осуществляться процесс формирования устойчивой мотивации старшеклассников 10-11 классов на будущую педагогическую деятельность.
Обучение в сетевом педагогическом классе будет способствовать развитию у школьников устойчивого интереса к педагогической профессии, формированию организаторских и коммуникативных умений, творческих способностей, профессионально значимых качеств, необходимых для педагогической деятельности.
В процессе сетевого обучения предполагается решение следующих задач:
организовать деятельность педагогов ТГУ им. Г.Р. Державина по ранней профориентации учащихся на педагогические профессии средствами интернет-ресурсов;
разработать нормативную документацию по организации и сопровождению деятельности, план реализации ранней профориентации на педагогические профессии учащихся средствами интернет-ресурсов;
разработать рабочие программы занятий педагогической направленности в формате видео-лекций, вебинаров/медиа-наров, видео-уроков/медиа-уроков, онлайн мастер-классов с возможностью записи материалов;
организовать дистанционные конкурсы педагогических проектов, исследовательских конкурсов, дистанционных олимпиад, творческих сетевых лабораторий.
Для успешного решения поставленных задач необходимо:
обеспечение методической поддержки внедрения (цифровых) о
cyberleninka.ru
Выпускники педагогических классов про учёбу и поступление в вуз
В 2015/2016 учебном году в Беларуси появились первые педагогические классы, чтобы старшеклассники более осознанно выбирали профессию учителя и были готовы к работе в школе. В этом году 4400 учеников окончило педклассы, что почти втрое больше по сравнению с первым выпуском. Как попасть в профильный класс и чем он отличается от обычного? Легко ли поступить в вуз по этой льготе и каковы шансы на зачисление? На эти и другие вопросы Адукар ответили выпусники педклассов Александр Данилов (СШ № 126 г. Минска), Анастасия Ясюкевич и Людмила Кирющенко (гимназия г. п. Корма Гомельской области).
В каком классе ты определился с профессией? Почему решил стать преподавателем?
До 9 класса я не знал, чем хочу заниматься. Позже понял, что меня интересует психология. Захотел стать педагогом-психологом, ведь это даёт возможность изучать людей и работать не только с детьми, но и с молодёжью, со взрослыми.
Как попасть в педагогический класс? Сколько баллов должно быть в аттестате по профильному предмету?
Ничего сложного, просто нужно посмотреть, в какой школе есть педагогические классы и перевестись в неё. Я случайно узнал, что в соседней школе есть педклассы и можно поступать по собеседованию. Поэтому после 9 класса сразу пришёл в 126-ю школу. Средний балл аттестата должен быть выше 7. Если тебя принимают, то на месте заполняешь документы. Там же мне сказали, по каким педагогическим специальностям я могу поступить в вуз.
На какую специальность ты поступаешь и в какой вуз?
Я поступаю в БГПУ имени Максима Танка на факультет социально-педагогических технологий, специальность «Социальная и психолого-педагогическая помощь». В 2018 году ещё мог поступить на педагога-психолога. Но в мае вуз вычеркнул некоторые педагогические профессии, поэтому мне пришлось поменять свой выбор. На выходе получается, я смогу работать либо социальным педагогом, либо педагогом-психологом.
Чем отличается школьная программа педагогического класса от программы обычного класса?
В начале 10 класса детей и родителей пригласили на общее собрание. Зауч сказала, что теперь у нас будет обязательный профильный предмет — русский язык. Второй профильный нужно было выбрать самому: биологию либо математику. Я выбрал биологию, так как этот предмет мне больше нравился.
Были ли дополнительные занятия (факультативы, кружки)?
Был не факультатив, а, скорее, полное занятие «Введение в педагогическую профессию». Дополнительные уроки по профильным предметам и «Введению» проходили в субботу. В 11 классе их перенесли на рабочие дни, только биологию оставили на выходной. В отличие от обычных классов, мы изучали педагогику, психологию, делали различные упражнения для портфолио. Например, обсуждали, почему мы хотим стать учителями, узнавали свои профессиональные качества.
Бывает и так, что в школах «Введение в педагогическую профессию» проводят как факультатив либо кружок [прим. ред.]
Я не заканчивала профильный педагогический класс, в моей школе только был факультатив «Введение в педагогическую профессию». Но я считаюсь выпускницей педкласса и имею такие же преимущества. Честно, сразу меня просто заинтересовала возможность поступать без ЦТ, а после, в ходе оформления портфолио, мне очень понравилось работать с детьми. Это было интересно!
Анастасия Ясюкевич собирается поступать в БГПУ имени Максима Танка на факультет инклюзивного образования (специальность «Сурдопедагогика»)
Педкласс у нас шёл как кружок, было много теоретических и практических занятий (т.е. мы сами вели уроки/мероприятия у детей под присмотром преподавателей).
Людмила Кирющенко, выпускница гимназии г. п. Корма (Гомельская область), поступает на химфак БГУ
Александр, расскажи, как вас готовили к собеседованию в вузе?
К собеседованию мы готовились на занятиях. Существует разработанная университетом программа, расписанная на два года, в которой около 600 страниц. По сути, как учебник. В ней есть определённые блоки. Есть раздел по педагогике, в котором, например, рассматривается, как появилась педагогика, как она развивалась и так далее. В том же ключе подаётся информация о психологии. И мы по этой программе готовились, конспектировали весь материал, изучали его. Преподавал учитель русского языка и литературы, никого из вуза не приглашали.
Выпускникам педкласса можно поступать только в педвуз своего региона или в любой университет республики?
Это целиком и полностью программа БГПУ, поэтому я могу поступить только туда. В другой вуз или педагогический колледж меня не примут.
Согласно «Правилам приёма лиц для получения высшего образования I ступени…» выпускники педагогических классов могут поступать на педагогические специальности в любой вуз [примеч. ред.]
С помощью педкласса можно поступать абсолютно на любую педагогическую специальность, в любом городе. Необходимо пройти собеседование и иметь при себе рекомендации. Балл в аттестате по профильному предмету должен быть не ниже 8.
Людмила Кирющенко, выпускница гимназии г. п. Корма (Гомельская область), поступает на химфак БГУ
Кто пишет рекомендацию на абитуриента?
Рекомендацию пишет педсовет школы в конце 11 класса. Учителя собираются и решают, кому давать рекомендацию, а кому — нет. Чтобы её получить, нужно два года старательно работать: участвовать в мероприятиях и олимпиадах, ездить в университет, посещать научно-практические конференции — участвовать в активностях и хорошо учиться. Без учёбы никак. Если у тебя будет только одна шестёрка, то рекомендацию, может, и выпишут. Но ты не пройдёшь в вуз, потому что существует регламент. По профильным предметам так вообще должно быть 8 и выше.
У Александра в аттестате 9 баллов по биологии и 10 — по истории Беларуси, а портфолио состоит из 138 страниц. Так что у него большие шансы стать одним из 10 человек, которые поступят бюджетКак правильно оформлять портфолио?
Портфолио начал оформлять в 10 классе. Нам объяснили, что там должно быть. Сначала ты собираешь информацию о себе: автобиографию, значение своего имени, знак зодиака и так далее. Затем идёт раздел «Мой мир». Здесь можно разместить какие-то фотографии, детские рисунки или что-нибудь другое. Потом идёт вкладка «Педагогический класс» — туда нужно собирать все занятия, анкетирования и упражнения, которые выполнял в школе. Обязательно необходимо заполнить «Мои достижения» сертификатами и различными грамотами.
В личных достижениях Александра — около десятка грамот участника научно-практических конференций, олимпиад на базе БГПУ и внутришкольных мероприятий. Узнавать о их проведении, а также мониторить важные новости из жизни педагогических классов можно на сайте pedklassy.bspu.byВ «Мои педагогические пробы» я собирал конспекты уроков, которые провёл в школе. За два года их должно быть минимум 10. Я вёл уроки по русскому языку и истории в 5−9 классах. Учитель сидел за последней партой и оценивал урок по специальному бланку с критериями, отметки за конспект не выставляли. В этом году у меня, наверное, самое маленькое портфолио (138 страниц). У одноклассницы, с которой я поступал, оно включает более 300 страниц.
Последовательность оформления портфолио и названия разделов могут незначительно отличаться [прим. ред.]
Лично в моём портфолио есть четыре раздела. Первый раздел «Мой портрет», куда собрала информацию о себе, психологический портрет и так далее. Второй раздел включает «Личные достижения»: грамоты, благодарности, сертификаты, дипломы. Третий раздел «Портфолио работ» состоит из двух пунктов. Первый — это педагогические пробы (уроки, внеклассные мероприятия, волонтёрская деятельность) и второй — исследовательская работа (эссе, проекты, брейн-ринги и т. д.). И четвёртый раздел — рефлексивный — заключает в себе самоанализ.
Анастасия Ясюкевич, собирается поступать в БГПУ имени Максима Танка на факультет инклюзивного образования (специальность «Сурдопедагогика»)
Александр, я вижу у тебя сертификат участника открытого слёта педагогических классов. Расскажи подробнее о нём.
В конце 10 класса я попал в четырёхдневный педагогический лагерь. Это обычный лагерь недалеко от Минска, но в том году собрали детей, которые учатся в педклассах. Мы каждый день ходили на определённые семинары, занятия по педагогике и занимались различной деятельностью. За время существования педклассов такие лагеря проводились два раза.
Как и когда нужно записаться на собеседование в вуз? Что для этого требуется? Знаешь ли ты примерные вопросы собеседования?
13 июля я подавал документы в университет. Сначала ты приходишь в вуз и, как все абитуриенты, заполняешь заявление. Потом с документами отправляешься на свой факультет и говоришь, что из педагогического класса. Дальше тебя оформляют как выпускника педкласса. Даже если ты не поступаешь на бюджет, можно донести сертификаты ЦТ и подать документы на платное.
После того, как документы оформлены, ты идёшь прямиком на собеседование. Я зашёл в аудиторию с портфолио и мне дали заполнить бумагу. Потом сказали два основных вопроса, на которые я должен ответить. Также члены комиссии могут задавать вопросы дополнительно. Спрашивают всё, что ты изучал в школе по педагогике и психологии в рамках программы «Введения в педагогическую профессию».
Собеседование проходит в день подачи документов. Вопросы могут быть абсолютно разные. Но в основном такого плана: «Почему именно эта профессия (специальность)?» и два обязательных вопроса по теории. У меня спросили: «В чём разница между познанием и самопознанием?» и «Какие личностные качества могут мешать профессиональной работе педагога?» Также спрашивают про уровень эмпатии, «Я-концепцию» и другое.
Анастасия Ясюкевич, собирается поступать в БГПУ имени Максима Танка на факультет инклюзивного образования (специальность «Сурдопедагогика»)
Какие ты можешь дать советы ребятам, которые хотят учиться в педклассе и поступить в профильный вуз?
Нужно определиться с профессией ещё до 10 класса. Потому что когда ты не уверен, то в 11 классе всё сделать не получится: тебе просто не выпишут рекомендацию.
Оформлять портфолио нужно начинать тоже с 10 класса. И учителя должны быть в курсе, что ты точно идёшь в педвуз. Необходимо делать всё постепенно, не в последний момент. Комиссия вообще доброжелательная, особо сложных вопросов не задаёт, но готовиться к собеседованию также необходимо. Ну и хорошо учиться.
У ребят, которые выбрали педкласс как подстраховку, своё мнение на этот счёт [примеч. ред.]
Если ты выполняешь все требования учителя педкласса, то собеседование пройдёшь на раз. Оно включает вопросы за курс обучения в профильном классе, нужно просто посещать занятия и не прогуливать. Даже если я не поступаю на педагога, всё равно не жалею, что прошла курс педкласса, в будущем мне это пригодится. Общаться с людьми и детьми, наверное, все умеют, а вот расположить к себе, чтобы человек не боялся и доверял тебе, ещё нужно научиться.
Вероника Шафёрова, выпускница педкласса г. п. Корма (Гомельская область), поступает в ГГМУ
Я считаю, что это была лишняя трата времени, лучше бы это время пошло на подготовку к ЦТ. Потому что в 11 классе и так тяжело, а занятия длятся далеко не час, плюс всякие мероприятия и конкурсы.
Людмила Кирющенко, выпускница гимназии г. п. Корма (Гомельская область), поступает на химфак БГУ
Большая ли конкуренция среди педклассовцев и если подают документы 10 человек, то значит ли это, что пройдут все?
На мою специальность, как мне сказали, включая меня, более 10 человек. Получается, что будут отбирать по профильным предметам. Учитывается портфолио, особенно достижения в активностях, которые организует БГПУ. Для подстраховки лучше сдать ЦТ. Я сдавал на всякий случай и набрал нужный балл прошлого года (275), но у нас новая система оценивания, баллы поднимутся. Поэтому, скорее, если не пройду по результатам собеседования, поступлю только на платное. Если бы набрал 300, тогда можно было бы подумать. Конкуренция среди педклассовцев большая.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
adukar.by
Проект «Педагогический класс»
МАОУ — школа №9 с 2016 года работает над реализацией
проекта «Профессиональная ориентация и адаптация обучающихся к рынку труда Наукограда, создание Педагогических классов, как шаг к решению проблем кадрового обеспечения образовательных организаций города».
В рамках данного проекта в школе в 2016-2017 учебном году открыт профильный социально-гуманитарный класс, в котором совместно с учителями школы работают сотрудники ГСГУ г. Коломны.
Ежегодно по окончании 10 класса ученики Педагогического класса проходят педагогическую практику в качестве помощников воспитателей в школьном лагере «Солнечный город».
В 2018 году состоялся первый выпуск педагогического класса.
В Учебном плане данного класса есть элективные курсы:
«Актуальные вопросы обществознания»
Программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»
«Актуальные вопросы русского языка»
Программа элективного курса «Актуальные вопросы русского языка»
«Основы педагогики и психологии»
Программа элективного курса «Основы педагогики и психологии»
Договор с ГСГУ г. Коломны
Презентация «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС»
17 декабря в МАОУ — школе №9 состоялась встреча учеников 9-11 классов и их родителей с представителями ГСГУ г. Коломны. Вниманию аудитории был представлен фильм об истории и работе Университета, а также презентация о правилах приема и работе факультетов.
zhuksch9.edumsko.ru
Нормативные документы «Положение о педклассе»
Положение
о педагогическом классе
Общие положения
1.1.Настоящее Положение о педагогических классах разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Положением о профильном обучении, Положением о порядке открытия и функционирования специализированных классов различного уровня и направленности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
1.3. Обучение в педагогическом классе ведется на русском языке. Форма обучения — очная. Занятия организуются по субботам.
1.4. Обучение в педагогических классах (далее – педкласс) рассчитано на 2 года обучения.
1.5. Обучающиеся педкласса могут привлекаться к участию в организации образовательно-воспитательного процесса в школе, на каникулярных площадках для обучающихся.
II. Основные цели и задачи
2.1.Цель педкласса:
усилить интерес учащихся к педагогической профессии, поддержать мотивацию к педагогической деятельности, а также сформировать представление о профессии учителя как о престижном, почётном и крайне важном в современном обществе деле.
2.2. Задачи педкласса:
— удовлетворение образовательных потребностей и развитие способностей обучающихся (далее — обучающиеся), ориентированных на продолжение образования в ССУЗах и ВУЗах педагогического профиля;
— получение обучающимися первичных психолого-педагогических знаний и навыков;
— формирование и развитие у обучающихся дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией педагога и воспитание любви к педагогической деятельности;
— развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств;
— обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного развития обучающихся;
— подготовка обучающихся в педклассах, к поступлению в средние и высшие педагогические образовательные учреждения.
Порядок формирования педагогического класса
В педкласс зачисляются выпускники 9 классов, прошедшие предпрофильную подготовку, имеющим устойчивый интерес к избранной профессии или профессии «человек-человек».
Обучающимся педклассов предоставляется право изменения профиля обучения в течение учебного года, в том числе оставления педкласса.
При наличии вакантных мест прием учащихся в педклассы может производиться дополнительно в течение первого года обучения.
3.4. Администрация в обязательном порядке знакомит учащихся и их родителей (законных представителей) с настоящим Положением о педагогических классах, регламентирующим образовательный процесс в педклассах.
Содержание и организация образовательного процесса
4.1. Прохождение педпрактики обучающимися осуществляется на базе начальных классов школы МБОУ НОШ № 7
4.2. Учебный и воспитательный процесс в педагогических классах осуществляют педагоги ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» и МБОУ СОШ № 6, имеющие соответствующую квалификацию или прошедшие курсовую подготовку.
4.3. Контроль над организацией образовательного процесса в педклассе осуществляют педагог, курирующий деятельность педкласса.
4.4. Воспитательная работа является частью общеобразовательного процесса и одним из видов деятельности педкласса.
4.5. Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач педагогического, психологического, правового, нравственного и эстетического воспитания учащихся в совместной деятельности обучающихся и преподавателей.
Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым обучающимся.
4.6. Обучающиеся пользуются правом посещения учебных и воспитательных мероприятий в МБОУ СОШ № 6, могут привлекаться к участию в организации образовательно-воспитательного процесса в школе.
4.7. По окончании обучения учащиеся получают удостоверение об обучении в педклассе от ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»
V. Права и обязанности обучающихся педкласса
5.1. Обучающиеся педкласса имеют право:
— на неприкосновенность личности, уважение достоинства;
— на выражение своего личного мнения и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания в педклассе:
— право на обеспечение высокого уровня обучения.
5.2. Обучающиеся педкласса обязаны:
— добросовестно учиться и соблюдать дисциплину и режим;
— посещать спецпредметы, своевременно проходить педпрактику.
infourok.ru
Добавить комментарий