Материалы длдя подготовки к устному собеседованию по русскому языку
Ц-2018 Вариант 11
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском художнике-живописце, архитекторе Ви́кторе Миха́йловиче Васнецо́ве (1848-1926).
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся русский художник, чьи картины всем хорошо знакомы. Они полны таинственного очарования, глубокой поэзии сказок и былин. Полотна художника погружают зрителя в мир волшебной сказки, народной фантазии и поэтому особенно любимы с раннего детства. Можно не сразу вспомнить имя их автора, но вряд ли найдется школьник, который не видел бы «Алёнушку», «Богатырей», «Ковра-самолёта», «Витязя на распутье», «Ивана-царевича на Сером Волке».
Васнецов обладал разносторонним талантом. Он писал картины на сказочные сюжеты и был блестящим мастером монументального искусства и фре́сковой живописи: расписывал церкви, оформлял театральные постановки. Виктор Михайлович иллюстрировал произведения Лермонтова и Пушкина, создал ряд проникновенных и глубоких портретов.
Васнецов — автор 16 архитектурных проектов, самый знаменитый из которых — фасад здания Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Художник, проживший долгую жизнь, был человеком скромным и даже замкнутым, не любил говорить о себе. Он неохотно высказывался и о своём творчестве, не оставил о нём литературных заметок, неизменно подчеркивая, что он живописец, а не литератор и что вся его жизнь — в его картинах. (160 слов)
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного музыкального и художественного критика Влади́мира Васи́льевича Ста́сова: «Всё, что осталось от древней русской жизни … всё соединилось в чудную, несравненную картину … »
Подумайте, где лучше использовать слова В. В. Стасова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Тема 1. Любимое занятие в нашей семье. (На основе описания фотографии)
Опишите фотографию.
Не забудьте описать
людей, изображённых на фотографии: как Вы думаете,
почему они так одеты;
занятие людей, изображённых на фотографии;
атмосферу в этой семье;
настроение, которое вызывает у Вас эта фотография
Тема 2. Мой домашний питомец.
(Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своём домашнем питомце.
Не забудьте рассказать,
как он появился в Вашем доме;
как он выглядит;
какие у него повадки;
как Вы заботитесь о нём.
Тема 3. Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
(Рассуждение по поставленному вопросу)
Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?»
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Какие требования к знаниям и навыкам людей выдвигает современный мир?
Какие новые профессии появились в последнее время?
Можно ли не повышать свою квалификацию людям традиционных профессий (учителям, строителям, врачам, продавцам)?
Согласны ли Вы с утверждением, что учиться никогда не поздно?
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К заданию 4 (вариант 11)
Карточки собеседника-экзаменатора
Тема 1. Любимое занятие в нашей семье.
Согласны ли Вы, что мама — главный человек в жизни каждого? Почему?
За что мы должны быть благодарны своим мамам?
Какую черту характера своей мамы Вы больше всего любите?
Тема 2. Мой домашний питомец.
Чему может научить ребенка домашний питомец?
Что привносит в семью домашний питомец?
Тема 3. Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
Есть ли профессии, которым не надо учиться?
Какие приоритеты должны быть у человека при выборе профессии (деньги, социальный статус, самореализация)?
Какую профессию Вы хотите выбрать в будущем? Чем она Вас привлекает?
Ц-2018 Вариант 12
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте текст о знаменитом советском хоккеисте, российском тренере Владисла́ве Алекса́ндровиче Третьяке́ (родился в 1952 году).
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Владислав Александрович Третьяк принадлежит к когорте легендарных российских хоккеистов. На протяжении многих лет этот уникальный вратарь, которого называли «русской стеной», бесстрашно отражал любые удары соперников, являлся надёжной опорой для своей команды.
Владислав с детства занимался разными видами спорта, но постепенно на первый план вышел хоккей. Талантливый вратарь привлёк внимание отца российского хоккея, знаменитого тренера Анатолия Тарасова. Под его руководством Третьяк совершил стремительный рывок — перешёл в сборную страны.
По тем временам у Владислава был огромный для вратаря рост — около 180 сантиметров. Спортсмен догадался, как использовать это преимущество: когда он спускался на колени при защите ворот, то закрывал все углы. Этот стиль получил название «баттерфля́й».
В 1972 году двадцатилетний вратарь завоевал олимпийское золото, продемонстрировав блестящую игру в каждом матче. Третьяк оказался самым молодым чемпионом в истории хоккея. Впоследствии Владислав Александрович поставил ещё один рекорд — он первым из вратарей трижды становился олимпийским чемпионом.
Помимо олимпийских турниров легендарный хоккеист выиграл в составе сборной СССР 10 чемпионатов мира, получил 9 золотых наград на чемпионатах Европы, 13 раз провозглашался чемпионом СССР. (165 слов)
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова заслуженного тренера Анато́лия Влади́мировича Тара́сова: «В хоккее главная роль зачастую отводится нападающим, ценятся активные защитники. Однако начало всех тактических начал зависит от запаса прочности вратаря».
Подумайте, где лучше использовать слова А. В. Тарасова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Тема 1. Интересная профессия. (На основе описания фотографии)
Опишите фотографию. Не забудьте описать
профессию человека на фотографии;
чем занимается этот человек;
интерьер, в котором происходит действие;
результаты труда человека этой профессии.
Тема 2. Моя любимая книга. (Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своей любимой книге.
Не забудьте рассказать,
как называется книга, кто её автор;
о чём в ней рассказывается;
как Вы узнали об этой книге;
почему она Вам особенно дорога.
Тема 3. Можно ли в речи обойтись без заимствованных слов?
(Рассуждение по поставленному вопросу)
Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли в речи обойтись без заимствованных слов?»
Не забудьте дать ответы на вопросы:
В каких сферах жизни общества заимствованные слова используются чаще всего? Приведите примеры.
Почему в последние годы увеличилось количество заимствованных слов?
Какие отрицательные стороны Вы видите в использовании заимствованных слов в речи?
Как можно обогатить свою речь?
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К заданию 4 (вариант 12)
Карточки собеседника-экзаменатораТема 1. Интересная профессия.
Важно ли уметь готовить самому? Почему?
Какую еду Вы любите? Любите ли пробовать новые блюда?
Как готовить себя к выбранной профессии?
Тема 2. Моя любимая книга.
Может ли просмотр фильма заменить чтение книги?
Как Вы выбираете книги для чтения (по школьной программе, советам друзей, учителя, рецензиям в СМИ)?
Согласны ли Вы с утверждением, что люди стали меньше читать?
Тема 3. Можно ли в речи обойтись без заимствованных слов?
О каком человеке можно сказать, что у него богатый словарный запас?
Представляют ли опасность заимствованные слова для сохранения и развития русского языка?
Всегда ли оправданно употребление заимствованных слов в речи?
Как подготовиться к итоговому собеседованию | Мел
Очередной эксперимент над учениками девятых классов — итоговое собеседование, которое является допуском к ОГЭ по русскому языку. Преподаватель Анастасия Веремчук даёт советы по подготовке к этой работе.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
С нынешнего года итоговое собеседование по русскому языку становится обязательным для всех школ. Работа состоит из четырёх заданий: чтение текста, пересказ, монологическое высказывание, диалог. Зачет получат дети, набравшие от 10 баллов из возможных 19. Давайте разберёмся, на что стоит обратить внимание, готовясь к новой февральской «экзекуции».
1. Чтение текста
Время на подготовку — 2 минуты. Оцениваются интонация, темп чтения и соблюдение языковых норм. Основные камни преткновения в задании: постановка ударений, склонение числительных, нормы произношения и дикция.
Как готовиться. Запомните, как ставятся ударения в словах, в которых чаще всего делают ошибки не только школьники, но и взрослые (см. орфоэпический словник, составленный ФИПИ). Обратите внимание на постановку ударений в глаголах прошедшего времени (начал-начала-начали, принял-приняла-приняли и т. п.). Потренируйтесь склонять числительные, обозначающие количество (более пятисот, равно двумстам, о трёхстах) и порядок при счёте, годы (в тысяча девятьсот пятидесятом году). Вспомните, как читаются римские цифры (XVII = 17-й век). Почитайте тексты вслух с размеренной интонацией, делая нужные паузы на месте соответствующих знаков препинания. Не торопитесь: оценивается не скорость вашего чтения, а выразительность.
2. Пересказ текста
Время на подготовку — 2 минуты. Для пересказа вам понадобятся примерно те же приемы, что и для написания изложений. Выбрасывайте ненужные детали, сложные обороты, повторяющиеся мысли, объединяйте похожие факты в одно целое, перефразируйте, говорите простым и понятным языком.
Постарайтесь уже во время чтения рисовать в голове картинки происходящего, визуализировать текст, чтобы затем по этим кадрам воссоздать прочитанное
Используйте примерно минуту подготовки, чтобы сокращённо записать ключевые слова: глаголы, существительные, числительные. Применяйте условные знаки, схематические изображения, любые удобные для вас сокращения. Если вы неплохо знаете английский, то можете использовать в своих заметках короткие слова из этого лаконичного языка («let» вместо «позволили», «предоставили возможность»; «age» вместо «возраст» и т. п). Многие тексты в официальном сборнике ФИПИ посвящены знаменитым российским спортсменам. Чтобы перечислить их достижения, не допустив фактических ошибок, продумайте заранее сокращения для разных видов спортивных состязаний (ЧМ — чемпионат мира, ЧЕ — чемпионат Европы, ОИ — Олимпийские игры).
Так как при оценке вашего пересказа учитывается соблюдение языковых норм, постарайтесь, чтобы в вашей речи отсутствовали: тавтология («рисовал рисунки»), плеоназм — повтор близких по смыслу слов («главная суть»), некорректное сочетание слов («уделять значение» вместо верных вариантов «уделять внимание» либо «придавать значение»), ошибки в употреблении предлога с существительным («по окончанию» вместо «по окончании», «согласно приказа» вместо «согласно приказу»), коряво прикреплённый к предложению деепричастный оборот («Окончив институт, учёным было сделано важное открытие» вместо «Окончив институт, учёный сделал важное открытие»), неправильно построенное сложное предложение («Он решил то, что нужно развивать отечественную авиацию» с лишним словом «то»), ошибки в управлении («Он любил и гордился своей страной» вместо «Он любил свою страну и гордился ею»).
В пересказ текста вам необходимо будет включить одну конкретную цитату. Её можно переделать в косвенную речь, а можно оставить без изменений. Главное — найти для неё место, опираясь на логику и содержание текста. Иногда это место очевидно сразу, но в некоторых случаях нужно время, чтобы его обнаружить. Постарайтесь отвести на это хотя бы полминуты.
3. Монологическое высказывание
Время на подготовку — 1 минута. В третьем задании у вас есть возможность выбрать одну тему из трёх предложенных и построить своё высказывание по законам описания, повествования или же рассуждения. Выбирайте ту тему, которая вам ближе и понятнее. Если вы совсем не разбираетесь в катании на сноуборде или не любите театр, то не беритесь за монолог, посвящённый этой теме: последующие вопросы преподавателя будут касаться того же вида досуга.
1. Описание. Перед вами фотография или репродукция картины. Внимательно рассмотрите изображение и его детали (одной минуты на это, пожалуй, хватит, а вот ваша речь по большому счёту будет уже спонтанной).
Если вы не уверены в том, какое именно действие или событие отражено на снимке, примерьте на себя роль знатока из игры «Что? Где? Когда?»
Помните, как строит свой ответ знаток, которому не хватило времени на размышление? Он подробно описывает то, что видит перед собой, а в процессе этого размышления рождается правильный вывод. Попробуйте сделать так же: «Я вижу на фотографии…» Кого? Как они выглядят? Во что одеты? В какое время года обычно носят такую одежду? Каков возраст этих людей? Похожи ли они друг на друга? Они родственники или, может, друзья? Как они относятся друг к другу? Что можно сказать о выражении их лиц? Им нравится то, что они делают? Какие детали помогают нам понять, что же всё-таки происходит на картинке? Сделайте вывод. Не забудьте о примерном плане своего ответа, полученном вместе с фотографией: если вы отвечали в произвольном порядке, то убедитесь, что все пункты освещены.
Как готовиться. Описывайте вслух разные снимки — в первую очередь те, на которых просматривается определённый сюжет. Листая свою ленту Инстаграм, останавливайтесь на тех кадрах, которые можно использовать для тренировки. Это задание интересно выполнять в паре, подкидывая друг другу неожиданные фото, достойные описания. Но эффективнее, конечно, готовиться по сборнику ФИПИ с типичными картинками и планами ответов.
2. Повествование — развитие действия во времени. Выбрав этот тип монолога, представьте себя сказочником, эдаким Оле Лукойе, а ещё лучше — знаменитостью, вспоминающей интересный случай. Добавьте к плану ответа, который вам достался, вступление и заключение: это улучшит впечатление от вашего рассказа, укрепит его структуру. Опора вашей речи — глаголы, описывающие, что произошло, в какой последовательности, какие эмоции это вызвало у вас и у других участников событий и т. п.
Как готовиться. Потренируйтесь рассказывать друзьям, родным короткие истории из жизни. Попросите своих слушателей давать вам задания для спонтанного монолога: «Расскажи о любимом фильме, блюде, виде спорта, о любимом предмете, учителе, о самой необычной поездке, об интересной профессии, о прошлых выходных…» Эти и подобные задания включены в сборник от ФИПИ. Еще там много тем, связанных с семьёй, с отношениями в ней, а также с активным отдыхом.
3. Рассуждение. С одной стороны, это самый интересный вид высказывания, а с другой — самый сложный, если учесть, что на подготовку к нему отводится всё та же сиротливая минута. Диапазон тем широк, многие из них носят отвлечённо-философский характер, содержат дискусионные вопросы, на которые непросто ответить без промедления даже взрослому. Вот вопросы из опорного плана к некоторым темам:
- Какой герой нужен нашему времени?
- Есть ли ситуации, в которых правду лучше скрыть?
- В каких сферах жизни общества заимствованные слова используются чаще всего?
- Какие требования к знаниям и навыкам людей выдвигаются в современном мире?
- Что влияет на выбор жизненной цели?
Если вы с ходу готовы рассуждать на подобные темы, подкрепляя свои мысли какими-то доказательствами и примерами, то вы справитесь с этим заданием. В случае затруднения благоразумнее всё же выбрать повествование или описание. Хотя лёгкие темы для рассуждения в сборнике всё-таки есть: о роли Интернета в современном мире, о важности книг, о здоровом образе жизни и др.
Выбрав монолог-рассуждение, можно начать с объяснения ключевых слов в названии темы. Допустим, вы рассуждаете о том, нужно ли следовать моде в наше время. Дайте своё определение слову «мода», задумайтесь о плюсах и минусах этого явления, об отличии понятий «модный» и «стильный». Не забывайте о примерном плане вашего ответа. Попробуйте привести примеры из жизни, из кино или книг в подтверждение своих мыслей. Возможно, вы вспомните афоризмы и высказывания известных людей на эту тему. Всё это способно украсить ваше рассуждение, сделать его более аргументированным. Придумайте финальную фразу со словом «итак» или «таким образом», чтобы достойно завершить свой монолог.
4. Диалог
Это ответы на дополнительные вопросы учителя в рамках той темы, которую вы выбрали в предыдущем задании. Постарайтесь отнестись к диалогу с азартом.
Представьте, что это блиц в игре «Что? Где? Когда?» Именно вам, как самому надежному игроку, команда доверила возможность довести счёт до победного
Если вам достался сложный вопрос, не молчите: скажите, что вопрос очень интересный и вам нужно над ним подумать. Рассуждайте вслух. Попробуйте рассмотреть проблему с разных сторон, используйте конструкции «Предположим, что… Тогда…», «Если… то…», «С одной стороны, … с другой стороны, …» и подобные.
Слишком сильно волнуетесь, а это мешает вам размышлять? Скажите об этом. Нормальный учитель с пониманием отнесётся к вашему состоянию и поможет выйти из затруднительного положения.
Кстати, для учителей устное собеседование — такой же эксперимент, как и для вас: они тоже участвуют в этой авантюре в первый, максимум второй раз. Просто взрослым проще скрыть своё волнение.
Какие еще советы по подготовке можно дать?
Тренируйтесь. Сначала не ограничивайте себя во времени. Затем старайтесь ускорить выполнение заданий. Записывайте себя на диктофон и слушайте, что получилось. Вполне возможно, что первые попытки вам совсем не понравятся. Изменяйте, корректируйте свою интонацию, темп, манеру речи.
Примеряйте на себя разные образы: подумайте, как ту или иную историю рассказал бы ваш друг, учитель, любимый музыкант, актёр, спортсмен, видеоблогер.
Воспроизведите свой текст от лица человека, вполне уверенного в себе, привыкшего давать интервью. Пусть он попробует пройти собеседование «за вас». Если вас не устроит результат, «пригласите» другого персонажа, который уж точно справится.
Не забывайте записывать то, что выходит: это поможет вам отслеживать свой прогресс и привыкать к диктофону, фиксирующему вашу речь. Вскоре вы поймёте, что это всего лишь кнопка, которая не имеет над вами никакой власти.
Воспринимайте собеседование не как экзамен, а как интервью — первое и далеко не последнее в вашей будущей интересной работе. Делайте то, чего боитесь, и с каждым разом страх будет уменьшаться, отступать, сходить на нет, а вы — приближаться к поставленной цели!
mel.fm
Учебно-методический материал по русскому языку (9 класс): Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 9 КЛАСС (20 вариантов)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПредварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПо теме: методические разработки, презентации и конспекты
nsportal.ru
Устное собеседование 9 класс — Сайт учителя русского языка и литературы Полуэктовой М.А.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Описание фотографии
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
5. На переднем плане мы видим….
6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Рассказ на заданную тему
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии — ….
2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
7. Кроме того, мы увидели ….
8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.
Рассуждение на заданную тему
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.
В пунктах 5, 6, 7, 9 применять прием реконструирования вопросительного предложения в утвердительное.
12 декабря 2017г. На сайт добавлен материал об УСТНОМ СОБЕСЕДОВАНИИ по русскому языку в 9 классе. Информацию искала везде, авторство сохранено, огромное спасибо тем, кто над этим работает. Посмотреть материал можно ЗДЕСЬ.
poluektowa.jimdo.com
Методичка по подготовке к устному собеседованию учащихся 9 классов
Вариант 2
Задание1. Чтение текста. Перед вами портрет Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953). Это великий русский писатель.
Выразительно прочитайте текст об Иване Алексеевиче Бунине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова — Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии — в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков. Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.
Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 20 он становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Бунин вырабатывает свой собственный стиль. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике. Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Его герои — реалистические образы, взятые из жизни.
Много работая, Бунин вовсе не был склонен к сидячей кабинетной жизни. Писатель страстно любил путешествовать. Он с удовольствием посещал новые места, знакомился с новыми людьми, их укладом жизни и традициями. Иван Алексеевич одно за другим совершает путешествия по России, посещает многие европейские страны: Германию, Италию, Швейцарию, Францию. Очень любил писатель Африку и Азию, которые он объездил вдоль и поперек.
Не приняв революцию 1917 года, Иван Алексеевич вместе с семьёй эмигрировал во Францию. В ноябре 1933 года Бунин стал лауреатом Нобелевской премии. С этих пор к нему пришло мировое признание. Его произведения стали издаваться в Европе. Популярность автора достигла своего пика. Но мыслями и душой он всегда стремился в Россию.
Но особую тоску и безнадежность неутомимый труженик испытывал при мысли, что книги его, никому не нужные, будут пылиться на книжных полках. Но опасения Бунина о забвении оказались напрасными. В наши дни его книги издаются огромными тиражами. Творчество Бунина возвратилось на родину писателя.
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова М.Горького:
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».
Подумайте, где лучше в пересказе использовать слова М.Горького. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
………………………………………………………………………………………………………
Задание 3 Монологическое высказывание
Выберите одну из предложенных тем беседы.
ТЕМА 1 | Разговор с мамой (На основе описания фотографии) | |
ТЕМА 2 | Прогулка в парке (Повествование на основе жизненного опыта) | |
ТЕМА 3 | Важно ли уметь контролировать свои эмоции при общении с людьми? (Рассуждение по поставленному вопросу) |
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не меньше 3 минут.
……………………………………………………………………………………………………
Задание 4 Диалог
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
ТЕМА 1. Разговор с мамой
…………………………………………………………………………………………………
К заданию 3. Монологическое высказывание. КАРТОЧКА УЧАСТНИКА СОБЕСЕДОВАНИЯ
Опишите фотографию.
Не забудьте описать,
кто изображен на фотографии
место действия
настроение героев
интерьер помещения
…………………………………………………………………………………………………..
К заданию 4 Диалог КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА-ЭКЗАМЕНАТОРА
Часто ли Вы общаетесь с мамой на серьёзные темы?
О чем можно поговорить с мамой?
Может ли мама быть подругой?
Какие хорошие качества есть у Вашей мамы?
ТЕМА 2 Прогулка в парке
……………………………………………………………………………………………………..
К заданию 3. Монологическое высказывание. КАРТОЧКА УЧАСТНИКА СОБЕСЕДОВАНИЯ
Расскажите о своей прогулке в парке.
Не забудьте рассказать,
нравятся ли Вам прогулки;
где это происходит;
кто с Вами совершает прогулки;
какое настроение у Вас во время прогулки.
………………………………………………………………………………………………………
К заданию 4 Диалог КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА-ЭКЗАМЕНАТОРА
ТЕМА 2. Прогулка в парке
1. Есть ли рядом с Вашим домом парк?
2. Часто ли Вы отдыхаете в парке?
3. Какое время года Вы предпочитаете для прогулок в парке?
_____________________________________________________________________________
ТЕМА 3. Важно ли уметь контролировать свои эмоции при общении с людьми?
……………………………………………………………………………………………………..
К заданию 3. Монологическое высказывание. КАРТОЧКА УЧАСТНИКА СОБЕСЕДОВАНИЯ
Дайте развернутый ответ на вопрос: «Важно ли уметь контролировать свои эмоции при общении с людьми?»
Не забудьте дать ответ на вопросы:
Каких людей называют эмоциональными?
Хорошо ли быть эмоциональным человеком?
Всегда ли эмоции помогают в общении?
К чему может привести проявление негативных эмоций?
……………………………………………………………………………………………………..
К заданию 4 Диалог КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА-ЭКЗАМЕНАТОРА
Эмоциональный ли Вы человек?
Нужно ли сдерживать эмоции во время разговора с людьми и какие? 3. Как влияют на жизнь человека негативные эмоции?
multiurok.ru
Подготовка к устному итоговому собеседованию учеников 9 классов
«Подготовка учащихся 9-го класса к устному итоговому собеседованию»
С 2018 года в школах проводится устное собеседование по русскому языку для учащихся 9-х классов.
Оно вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х классов допуском к ОГЭ.
Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.
В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:
правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
знать особенности диалогической и монологической речи;
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Общие сведения
Технология проведения итогового устного собеседования (далее – итоговое собеседование) предполагает устное выполнение участниками заданий контрольного измерительного материала (далее – КИМ) в образовательной организации (далее – ОО).
КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.
Итоговое собеседование обучающихся проводится в ОО.
Итоговое собеседование проходит в аудитории проведения с оборудованным рабочим местом для осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.
Зачёт выставляется участникам, набравшим не менее 10 баллов.
Процедура проведения устного собеседования
Экзаменатор-собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками. Также эксперт изучает протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования.
Участники итогового собеседования приглашаются в аудиторию проведения в порядке, устанавливаемом ответственным организатором ОО.
Организатор вне аудитории сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения и по окончании итогового собеседования – в класс.
Технический специалист перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток).
Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования, проводит собеседование.
Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента:
Прежде чем приступить к ответу участник итогового собеседования проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.
Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
После того, как участник итогового собеседования в аудитории проведения закончил выполнение работы, организатор вне аудитории провожает его в класс. Затем приглашается новый участник итогового собеседования.
По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников и сохраняет ее в аудитории проведения. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории.
В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера. Демоверсия состоит из 4 заданий:
1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (3 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.
Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.
Это задание оценивается 3 баллами.
2 задание – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.
3 задание состоит из двух частей: 1) необходимо описать фотографию определенной тематики. В помощь ученику будет предложен небольшой план для высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме.
В этом задании проверяется монологическая речь с элементами диалога.
2) диалог с учителем. Ученикам предлагают обсудить или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.
Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.
4 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.
На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги.
Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби.
Итак, для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.
Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
Как же организовать подготовку учащихся к Устной части?
1. Вспомнить теорию.
2. Подкрепить каждый блок практикой. И мало просто знать правило, необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор.
3. Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость чтения, но и выразительность.
4. Пересказывать тексты. Лучше готовиться в паре, так можно потренировать диалог и указать друг другу на ошибки, которые очевидны только со стороны.
infourok.ru
Методическая разработка по русскому языку (9 класс): Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание № 3 Монологическое высказывание Тема № 1 Описание фотографии
Г.В.Негуляева
Методика подготовки к устному собеседованию
по русскому языку в 9 классе.
Задание № 3 Монологическое высказывание
Тема № 1 Описание фотографии
Йошкар-Ола
ГБУ ДПО Республики Марий Эл
«Марийский институт образования»
2019
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Монологическое высказывание. Описание фотографии
1.1.Синтаксические конструкции для описания фотографии – пейзажа. Пример монолога.
1.2.Синтаксические конструкции для описания фотографии – портрета. Пример монолога.
1.3. Синтаксические конструкции для описания фотографии – события,
фоторепортажа. Пример монолога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аннотация
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к заданию № 3 по теме «Описание фотографии».
ВВЕДЕНИЕ
Одна из тем монологического высказывания, описание фотографии, по мнению учителей и обучающихся, считается наиболее сложной.
Уже в начальной школе обучающиеся знакомятся с описанием, но этот тип речи представлен с точки зрения описания картины.
В 9 классе ученик на основе сложившихся компетенций должен описать фотографию, что несколько отличается от умения видеть и понимать произведение живописи.
Фотография, родившись в конце XIX века, стала, по мнению А. С. Питерских, «новым способом отображения действительности, коренным образом, изменившим судьбы изобразительного искусства и задачи художественного творчества.» Каждый, кто смотрит фотографию, создает свою картину мира, чувствует уникальность запечатленного мгновения, испытывая различные эмоции.
Фотоснимок – это документально – изобразительное сообщение,
в основе которого лежит интерес автора к тому, что он снимает. Понять его – главная задача зрителя. Выразить же словами это понимание не всегда удается.
Именно в монологическом высказывании обучающиеся это должны передать, но, поскольку в реалиях нашего времени не все дети умеют четко и ясно формулировать свои мысли, полно и точно передавать факты, используя при этом изобразительно — выразительные средства, нужно помочь им создать устное высказывание – монолог по описанию фотографии.
В качестве примера в данной методической разработке представлены синтаксические конструкции и образцы устного сочинения описания фотографии.
Можно выделить три основных жанра фотографии: фотография – пейзаж, фотография – портрет, фотография – событие, фоторепортаж. Это поможет обучающимся сориентироваться при подготовке к монологу – описанию, так как для каждого жанра характерны свои особенности, которые были учтены при составлении синтаксических конструкций.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Монологическое высказывание. Описание фотографии
- Фотопейзаж
(изображение №1)
Синтаксические конструкции:
1. Передо мной интересная фотография
2. Я думаю, что это пейзаж
3. На снимке запечатлен…(уголок природы) (время года, дня, погода)
4. В центре фото (мы видим) (расположен, находится, выделяется)
5. Справа от центра…
6. Слева…
7. Всё это (контрастирующее), (составляющее единое целое) с центром, наполняет пейзаж определенным смысловым содержанием, передавая ( восхищение, удивление, потрясение от увиденного), (желание поделиться чувствами)
8. Замысел автора проявляется в (яркой), (тусклой) цветовой гамме, четкости (расплывчатости) изображения, проявлении (светлого/темного) колорита, что в целом способствует созданию (веселого, радостного), (грустного, печального) настроения и оставляет неизгладимое впечатление от увиденного.
Пример монолога
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что это пейзаж.
3. На снимке запечатлен летний ветреный день.
4. В центре фотографии – огромные облака, контрастирующие с зеленым лугом, который переходит в лесополосу, постепенно сливаясь с небом.
5-6. Слева облака освещены солнцем, поэтому они выражены более ярко в сравнении с изображенными справа. Туда не попадает солнечный свет, и небо тёмное.
7. Порывистый ветер гонит облака, заставляет согнуться деревья, склоняет луговую траву. Всё это составляет единую картину надвигающейся грозы.
8. Замысел автора проявляется в яркой цветовой гамме( зеленая трава и предгрозовое темно-синее небо),в чёткости изображения, контрасте тёмного и светлого, что в целом способствует созданию переменчивого настроения, когда радость сменяется грустью, но обязательно остается надежда. Всё это оставляет неизгладимое впечатление от увиденного.
1.2. Фотопортрет
(изображение № 2)
Синтаксические конструкции:
1. Передо мной интересная фотография
2. Я думаю, что это портрет
3. На снимке изображен(а)… на фоне (…)
4. Внимание привлекает главный герой (героиня, герои)
… его (её) лицо (глаза), волосы, руки, одежда, поза…
5. Всё это наполняет снимок определенным смысловым содержанием, передавая (удивление, восхищение), (неприятие, неприязнь) автора моделью (к модели)
6. Мы видим неповторимую индивидуальность героя (героини), его (её) внутреннюю сущность (открытость, закрытость, замкнутость) характера, внутреннюю (силу/слабость), что в целом способствует созданию (грустного, радостного, спокойного, печального) настроения и оставляет неизгладимое впечатление от фотопортрета.
Пример монолога:
Передо мной интересная фотография.
Я думаю, что это портрет.
На снимке изображена жизнерадостная девочка на фоне летнего пейзажа.
Внимание привлекает прежде всего лицо героини, ее искрящиеся глаза. Она счастливо улыбается, слегка наклонив голову, прижав руки к щеке.
Всё это наполняет фотографию определенным смысловым содержанием; хочется вместе с моделью радоваться жизни, восхищаться солнечным летним днём.
Мы видим неповторимую индивидуальность девочки, её открытость миру, внутреннюю чистоту, искренность, что способствует созданию хорошего настроения, когда ты действительно счастлив, и оставляет неизгладимое впечатление от фотопортрета.
1.3.Фоторепортаж (описание события)
(изображение №3)
Синтаксические конструкции:
1. Передо мной интересная фотография
2. Я думаю, что это фоторепортаж, потому что на снимке изображено (обычное, рядовое/ необычное, удивительное; которое бывает, может быть, только раз в жизни) событие
3. Центром фотографии стал момент, когда участники (что делают/чем занимаются)
4. Герои снимка (внимательны, сосредоточенны), (спокойны, расслаблены), (веселы), (настроены на приятное общение). Это показывают яркие (тусклые) цветовые и (светлые/тёмные)
световые эффекты, что создаёт определенную атмосферу события, которой фотограф добивается благодаря точности (контрастности) изображения, что воплощается в настроении зрителя.
5. Всё это делает фоторепортаж уникальным, ведь остановившееся мгновение действительно прекрасно.
Пример монолога:
Передо мной интересная фотография.
Я думаю, что это фоторепортаж, потому что на снимке изображено необычное событие, которое бывает, наверно, достаточно редко.
В центре фотографии запечатлен момент, когда папа с дочерью поздним вечером, сидя на мостках, ловят рыбу.
Герои снимка сосредоточенны, спокойны, расслабленны.
Фотография построена на контрасте тёмных и светлых тонов, и это, как ни странно, подчеркивает единение отца с дочерью, создаёт потрясающую атмосферу счастья, покоя, большой любви, а лунная дорожка восхищает красотой вечернего пейзажа.
Всё это делает фоторепортаж уникальным, ведь остановившееся мгновение действительно прекрасно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разграничивая жанры фотографии, мы выделяем разные виды описания фотографии: : фотография – пейзаж, фотография – портрет, фотография – событие, фоторепортаж . Это дает возможность обучающимся строить различные монологи, конкретизируя каждый вид жанра. Такое умение описать фотографию способствует развитию не только монологической грамотной, красивой речи, но и умению видеть главное, основное, понимать задачи и цели автора фотоснимка; заставляет внимательно всматриваться в изображение, испытывать эмоции, что необходимо каждому человеку.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- ФИПИ Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку для выпускников основной школы. — М., 2018 г.
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения устного собеседования по русскому языку выпускников основной школы. – М., 2018 г.
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку. – М., 2018 г.
- Егораева Т. М. ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. М., Экзамен, 2018 г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. – М., АСТ, 2008 г.
- Нечаева О. А. Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан — Удэ, 1974 г.
- Нурназданов Ф. Как акцентировать внимание зрителя на смысловом центре фотоснимка.
- Питерских А. С. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. – М., просвещение, 2013 г.
- Изображение № 1 – взято с сайта fonwall.ru
Изображение № 2 – взято с сайта goodfon.ru
Изображение № 3 – взято с сайта riropt.ru
nsportal.ru
Добавить комментарий