Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри
Библиографическое описание:
Даргевичене Л. И., Леонова Е. В. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. С. 41-44. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8999/ (дата обращения: 04.08.2019).
В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей практиков. Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества. Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся. Исследования психологов свидетельствуют, что особенности отношения к среде в значительной мере обуславливают характер и степень активности личности в этой среде. При этом отмечается, что важным является не реально, объективно существующая связь, сколько субьективное отражение этой связи, т. е. как эта связь воспринимается, оценивается и переживается человеком. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что недостатком при изучении среды, в которой находится человек, является то, «что мы изучаем ее в абсолютных показателях… изучать среду для ребенка прежде всего надо…, что она означает для него, какого отношение его к различным ее сторонам… среда определяет развитие ребенка через переживание этой среды… отношение к ней». [1, с.24]
На сегодняшний день существует актуальный ряд вопросов: как подготовить учащихся таким образом, чтобы по окончании учебного заведения они бы не только обладали обильным багажом знаний, но и были бы развиты как личности; какими способами добиться того, чтобы помимо ЗУН (знаний, умений, навыков) в определенных видах деятельности ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели и как пробудить интерес ученика к учебе.
Психологи, изучая особенности современных школьников, приходят к выводу, что дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время у учащихся наблюдается дефицит патриотизма, поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Автор подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность».
Фельдштейн обращает внимание на то, что реальные изменения исторической ситуации объективно обусловили качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка, поэтому:необходимо пересмотреть систему подготовки таким образом, чтобы ее ориентация была направлена не только на овладение учителем методикой преподавания учебных дисциплин, но и на овладение им знаниями в области психологии современного ребенка;особое внимание должно быть уделено духовно-нравственному воспитанию современных детей. [2, с. 10]
Для того чтобы выяснить, как ученики относятся к школе, а также каким они видят портрет современного педагога, была составлена структурированная анонимная анкета.    В исследовании приняли участие 90 студентов первого курса факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, а также 40 учеников десятых классов средней общеобразовательной школы № 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района города Санкт-Петербурга.
Следует обратить внимание, что полученные данные опроса фиксировали субъективное мнение учащихся, а не реальное положение школьного образования. Результаты исследования — это скорее общая картина субъективных образов тех реальных образовательных учреждений, в которых они учились, обусловленная успешным или менее успешным индивидуальным школьным жизненным опытом, субъективным отношением (оценкой) бывшего выпускника к школе в целом. Реальный объективный анализ о роли школы в жизни детей и отношение к ней возможен лишь в результате оценок, которые сформируется в процессе их взрослой жизни и деятельности, успехов и неудач в ней.
Отметим, что исследуемые учились в разных городах, а также в различных общеобразовательных учреждениях (общеобразовательная школа, лицей, гимназия). Это позволяет констатировать о достаточной обьективности полученного материала.
- Учащимся было предложено закончить предложение: «Оценивая значимость школы в моей жизни, считаю, что…».
Таблица 1
|
Содержание ответа |
Кол-во ответивших, в % |
1. |
Школа дала мне знания |
77 |
2. |
В ней приобрел друзей |
75 |
3. |
Способствовала формированию навыков самообразования (поиска необходимой информации, работы с разным ее видами |
54 |
4. |
Приобрел навыки общения |
47 |
5. |
Научила разбираться в людях |
43 |
6. |
Способствовала развитию меня, как личности |
40 |
7. |
Помогла осознать свои права и обязанности как гражданина |
33 |
8. |
Способствовала развитию и раскрытию моих индивидуальных возможностей и способностей |
30 |
9. |
Помогла найти формы и способы проведения свободного времени |
27 |
10. |
Подготовила к преодолению трудностей |
18 |
11. |
Внесла значительный вклад в подготовке меня к «взрослой жизни» — научила решать бытовые проблемы |
15 |
12. |
Помогла понять себя |
13 |
13. |
Помогла выбрать профессию |
9 |
Полученные данные свидетельствует о том, что большинство ответивших учеников осознают, что школа помогла им в приобретении знаний и друзей, но, к сожалению, не смогла подготовить учащихся к преодолению трудностей и решению бытовых проблем, а также не помогла познать себя, что может помешать правильному выбору будущей профессии.
- Отношение к школе неразрывно связано с отношением ученика к учителю. Какие же качества больше всего ценят в педагоге учащиеся? На основании анализа мнений выпускников ниже представлена таблица, отражающая суммарные данные отношений учащихся к наиболее важным качествам учителя.
Таблица 2
|
Содержание ответа |
Кол-во ответивших, в % |
1. |
Умение интересно, доступно преподавать свой предмет |
97 |
2. |
Знание психологии учеников, их внутреннего мира |
93 |
3. |
Умение видеть способности и индивидуальные особенности своих учеников, создавать условия для их развития |
90 |
4. |
Способность откликаться на все проблемы, которые волнуют ученик сейчас и теперь |
90 |
5. |
Знание предмета, который он преподает |
84 |
6. |
Уважительное отношение к ученикам, способность и желание их понять |
81 |
7. |
Справедливость, одинаковое отношение ко всем ученикам |
77 |
8. |
Общая эрудиция (общая осведомленность в литературе, в музыке…) |
73 |
9. |
Способность интересно и продуктивно организовывать поурочную жизнь своих воспитанников |
64 |
10. |
Требовательность |
49 |
Ответы свидетельствуют, что сегодня для ученика идеальным является педагог, который умеет интересно и доступно преподавать свой предмет, имеет знание по психологии учеников, способен увидеть индивидуальные способности учащихся и помогать им в их развитии, а также приходить на помощь в решении трудных проблем. Неожиданным оказался тот факт, что такие качества педагога, как знание предмета, уважительное отношение к ученикам, справедливость для учащихся играют второстепенную роль, а эрудиция, требовательность и умение продуктивно и интересно организовать поурочную жизнь представляют наименьшую значимость по мнению большинства учащихся.
- Данные ответов, полученные на неоконченное предложение «Думая о школе, у меня осталось сожаление, что…» представлены в таблице 3:
Таблица 3
|
Содержание ответа |
Кол-во ответивших, в % |
|||||||||
1. |
Многие предметы преподавались поверхностно |
68 |
|||||||||
2. |
Получил (а) сумму знаний, но пока не вижу, как мне они в жизни пригодятся, помогут |
66 |
|||||||||
3. |
Меня плохо подготовила к жизни |
63 |
|||||||||
4. |
Учителя часто не пытались понять меня (нас) |
63 |
|||||||||
5. |
|
61 |
|||||||||
6. |
Школа не помогала мне находить пути решения для меня сложных проблем |
57 |
|||||||||
7. |
Было местом, куда мне не хотелось идти |
29 |
|||||||||
8. |
В школе я не «жил», вся моя жизнь протекала за ее пределами |
21 |
|||||||||
9. |
В школе так и не нашел настоящих друзей |
15 |
|||||||||
10. |
Большую часть школьного времени я потратил зря |
11 |
Анализируя ответы выпускников, можно сделать вывод о том, что многие ученики оценивают преподавание предметов как поверхностное. При этом больше чем половина опрошенных отмечают, что они не знают, как применить в реальной жизни полученные в школе знания. Также, более половины опрошенных (63 %) отмечают, что учителя часто не старались понять своих учеников и между ними так и не сложились отношения понимания и доверия.
- Интерес представляет вопрос «Что препятствовало (препятсвует), по вашему мнению, успешной деятельности школы, учителей?»
Таблица 4
|
Содержание ответа |
Кол-во ответивших, в % |
1. |
Отсутствие необходимой поддержки со стороны государства |
54 |
2. |
Большая учебная нагрузка |
47 |
3. |
Сложность (относительно воспитания и обучения) части учеников |
40 |
4. |
Отсутствие необходимой технической оснащенности |
20 |
5. |
Отсутствие поддержки со стороны родителей |
13 |
Не трудно заметить, что выпускники видят весь спектр трудностей, с которыми сталкивается сегодня учитель. Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей ученики придают государственным органам образования, способным, по их мнению, оказать, прежде всего, необходимую материальную помощь, регулировать соответствующими документами нагрузку как учителей, так и учеников.
Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются:
- Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила преодолевать трудности и решать бытовые проблемы, полученную сумму знаний ученики не знают, как применить на практике).
- Недостаточная методическая подготовка современного педагога, дефицит психологических знаний (учитель должен обладать такими качествами, как умение доступно и интересно преподавать учебные дисциплины, знание психологии учеников, умение увидеть индивидуальность каждого ученика и способность сердечно откликаться на проблемы, волнующие учащихся).
- Недостаточная поддержка системы образования со стороны государства
Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.
Литература:
- Выготский Л. С. Лекции по психологии. —СПб.: —1999. —88 с.
- Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. —М.: МПСИ, 2011. —10 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, содержание ответа, учитель, учащийся, взрослая жизнь, проблема, школа, общеобразовательная школа, моя жизнь, известный психолог.
moluch.ru
Четыре проблемы современного школьного образования | Материнство
Согласно прогнозу Агентства стратегических инициатив, через 10-15 лет 57 профессий исчезнут, а на смену им придёт 186 высокотехнологичных «профессий будущего». Готова ли российская система образования к вызовам XXI века? Попробуем взглянуть на основные проблемы и поискать пути преодоления.
1. Низкая мотивация
Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы – школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас с вами тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию. Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе. 40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *
Что с этим делать?
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя».
Другое дело, что ученики отказываются воспринимать информацию в том формате и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки». Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты.
Во-первых, изменяется структура урока. Раньше учитель сначала объяснял материал, и только затем давал задачу. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему. Полное обновление методических материалов и сценариев уроков должно произойти за ближайшие 3-5 лет.
Во-вторых, не стоит забывать о материально-техническом обеспечении: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты – всё это призвано сделать школьную среду более понятной и интересной.
2. Неумение применять знания на практике
Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников – «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда им ставят задачу написать научную или творческую работу.
Что с этим делать?
С 2013 года московские школы активно работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно – в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель!
Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет.
3. Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями
Преподаватели вузов не первый год жалуются на уровень знаний, с которыми к ним приходят первокурсники. Первые полгода вчерашних школьников приходится «подтягивать» до нужного уровня знаний.
Что с этим делать?
Не всегда старшеклассника можно снабдить всеми знаниями, которые пригодятся ему в вузе. Дети из одного класса затем поступают в разные вузы, а у МИФИ и Литературного института требования сильно разнятся. Поэтому с прошлого года в Москве пробуют модель узконаправленных классов – так называемых предуниверсариев.
Предуниверсарий – это профильный класс общеобразовательной школы, созданный на базе университета. Первый класс в рамках программы «Предуниверсиарии» был организован в 2013 году. В этом году в программе решили поучаствовать уже 9 вузов, среди которых РГГУ, МГЛУ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова.
4. Высшее образование как самоцель
Около 80% выпускников московских школ продолжают обучение в вузах. Но далеко не все из них имеют чёткое понимание, зачем им это надо. Большинство приходят в вуз, потому что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают крайне низкую мотивацию студентов-первокурсников и тотальное нежелание погружаться в предмет обучения.
Что с этим делать?
Уже второй год в Москве пытаются популяризировать средне-профессиональное образование и избавиться от негативного имиджа колледжей. Удивительно, но такие востребованные и «денежные» профессии, как повар, ювелир, специалист гостиничного бизнеса, можно получить и в колледже.
Но это не единственное решение. Столичные школы всерьёз намерены перейти к концепции предпрофессионального обучения. Пока на базе школ открываются инженерные, медицинские и кадетские классы, а учащихся общеобразовательных классов приглашают на проект «Профессиональная среда», где можно получить рабочую специальность в свободное от учёбы время.
Нетрудно догадаться, что основной проблемой современного образования является недостаточное внимание к практической стороне обучения. Поэтому основные усилия направлены на развитие практических умений и навыков, формирование ответственного подхода к своим учебным обязанностям и развитие стремления самостоятельно решать задачи.
materinstvo.ru
Современная школа: проблемы и решения
На теперешнее положение дел в школе и системе образования в целом много жалуются. Однако психологи советуют любить или, как минимум, ценить свои кризисы. Ведь кризис любой системы — повод для пересмотра ситуации. Так как же нам обустроить школу?
В подборку вошли аналитические материалы экспертов и работников сферы образования, посвящённые тому, что со школой не так, и что делать. Для кого-то статьи могут стать поводом для дискуссий, ведь в подборку вошли разные мнения. Но это и хорошо, если верить расхожей фразе о том, что в споре рождается истина.
Почему в российских школах спокойно учиться невозможно, с какими психологическими трудностями сталивается ребёнок на пути к знаниям и чем эмоциональная атмосфера в отечественных школах отличается от чешской? Что нужно сделать, чтобы учиться и учить стало проще? Рассказывает кандидат педагогических наук, живущий в Чехии.
(источник: Pinterest)
«А на каком листочке писать, на двойном?», «Я ручку забыл», «Мне не сказали». Всё это хорошо знакомо каждому учителю. Но проблема не только в детской несамостоятельности, которая преодолевается со временем, но и в детских представлениях взрослых людей. Кто-то ностальгирует по советскому детству и от этого не видит очевидного, кто-то считает, что все ему должны, а кто-то прячется от настоящих проблем.
(источник: Pinterest)
Какие проблемы и вызовы стоят перед начинающими специалистами, уезжающими работать в другие города? Что такое современный подход к образованию в контексте отношений центра и периферии? Каково «учителю из столицы» нести свет и знание, когда аудитория не расположена слушать? Молодые преподаватели, которые покинули большие города, чтобы преподавать в сельских школах, рассказывают о своей работе.
(источник: Wikipedia)
Почему в школах ученики получают бумажки, которые показывают что угодно, но не реальный уровень их знаний? Как быть с тем, что школьный мир вообще сильно отличается от реального? Почему в школьную программу не попадают многие вещи, которые заслуживают обсуждения? И другие проблемы школьного образования.
(источник: Pinterest)
Ещё одно высказывание о том, почему всё, связанное со школой, автоматически вызывает скуку и чувство разочарования — и у детей, и у взрослых. Почему-то даже в качестве площадок для актуальных образовательных мероприятий чаще стремятся выбрать более модные пространства, ведь в школе всё дышит застарелой тоской. В школу ходят разве что на выборы — и это, наверное, тоже не просто так.
(источник: Tumblr)
В начале XXI века образовательная система дрогнула перед новой угрозой, скрывающейся в смартфоне каждого ученика. «Окей, Google» — и все ответы как на ладони, а значит, и учителя, вроде бы, больше не нужны. Статья о новой функции учителя, особенностях мышления «цифрового поколения» и о том, как свободный доступ к информации меняет образование.
(источник: Shutterstock)
Перестраиваться и быстро реагировать на изменения пока что трудно, но очевидно, что назрела необходимость нового подхода к системе. Директор Московского международного салона образования рассказывает о том, как выстроить своё обучение, и о новых путях развития и педагогического творчества для всех, кто учит подрастающее поколение.
(источник: Pinterest)
Чтобы уроки стали осмысленными, а школьное образование — полезным, сегодняшнему учителю недостаточно просто пересказывать учебник. Нужно обосновывать разные точки зрения и критически относиться к информации, передавая то же умение ученикам. Ректор московского педагогического университета и бывший заместитель министра образования — о том, каких учителей нужно воспитывать современным педагогическим вузам, и о знаниях, которые школьнику необходимы (или нет).
(источник: Pinterest)
Сведения о газах, бинтах и сапёрных лопатках — штука хорошая, однако современный мир таит угрозы, которые 10-20 лет назад мы просто не могли представить. Поэтому имеет смысл рассказывать ученикам, что такое кибербезопасность, как нужно вести себя в сети, чтобы не стать жертвой преступления, и как правильно защищать свои цифровые устройства.
(источник: beshere.org)
Ещё немного о том, какие вопросы ставит перед педагогическими работниками школа, и как их решают энтузиасты. По словам организатора проекта «Учитель для России», успешным педагогическим специалистам пригодятся занятия по актёрскому мастерству, умение медитировать, взятые из бинес-образования навыки и способность пробиваться сквозь нечеловеческие формулировки ФГОС.
(источник: Pinterest)
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
Статья на тему: Проблемы образования учащихся в современной школе
Проблемы образования учащихся в современной школе
В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей практиков. Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества. Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся.
Исследования психологов свидетельствуют, что особенности отношения к среде в значительной мере обуславливают характер и степень активности личности в этой среде. При этом отмечается, что важным является не реально, объективно существующая связь, сколько субьективное отражение этой связи, т. е. как эта связь воспринимается, оценивается и переживается человеком.
Известный психолог Л. С. Выготский писал, что недостатком при изучении среды, в которой находится человек, является то, «что мы изучаем ее в абсолютных показателях… изучать среду для ребенка прежде всего надо…, что она означает для него, какого отношение его к различным ее сторонам… среда определяет развитие ребенка через переживание этой среды… отношение к ней».
На сегодняшний день существует актуальный ряд вопросов: как подготовить учащихся таким образом, чтобы по окончании учебного заведения они бы не только обладали обильным багажом знаний, но и были бы развиты как личности; какими способами добиться того, чтобы помимо ЗУН (знаний, умений, навыков) в определенных видах деятельности ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели и как пробудить интерес ученика к учебе.
Психологи, изучая особенности современных школьников, приходят к выводу, что дети сильно изменились за последние годы. Известный психолог Д. И. Фельдштейн отмечает, что в настоящее время у учащихся наблюдается дефицит патриотизма, поэтому необходимо интенсивно создавать условия для духовного становления личности. Автор подчеркивает, что «Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу позволяет человеку найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее целостности. Такое восприятие действительности формирует нравственную ответственность индивида за свои решения и поступки, т. е. формирует его как личность». Фельдштейн обращает внимание на то, что реальные изменения исторической ситуации объективно обусловили качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка, поэтому необходимо пересмотреть систему подготовки таким образом, чтобы ее ориентация была направлена не только на овладение учителем методикой преподавания учебных дисциплин, но и на овладение им знаниями в области психологии современного ребенка; особое внимание должно быть уделено духовно-нравственному воспитанию современных детей.
Особую значимость в успешной деятельности школы, учителей ученики придают государственным органам образования, способным, по их мнению, оказать, прежде всего, необходимую материальную помощь, регулировать соответствующими документами нагрузку как учителей, так и учеников. Таким образом, основными проблемами современного школьного образования, по мнению учащихся, являются: Недостаточная подготовка учащихся к взрослой жизни (школа недостаточно научила преодолевать трудности и решать бытовые проблемы, полученную сумму знаний ученики не знают, как применить на практике). Недостаточная методическая подготовка современного педагога, дефицит психологических знаний (учитель должен обладать такими качествами, как умение доступно и интересно преподавать учебные дисциплины, знание психологии учеников, умение увидеть индивидуальность каждого ученика и способность сердечно откликаться на проблемы, волнующие учащихся). Недостаточная поддержка системы образования со стороны государства Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.
Выступление подготовила: Гетьман Т.В.
nsportal.ru
Статья на тему «Проблемы школьного образования»
Кудинова Людмила Николаевна,
заместитель директора по УВР
КГУ «Средняя школа № 3»
ГУ «Отдел образования акимата
Житикаринского района»
Тел.87028312654, 8(71435)2-07-99
e-mail ludmilakudinova66@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Время не стоит на месте, мир стремительно меняется, и мы меняемся вместе с ним. Вызовы времени диктуют необходимость формирования у учащихся практических навыков, востребованных в 21 веке, которые позволили бы выпускникам школ эффективно жить и работать. Моделью этих навыков является проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития. И хотя эти навыки не новы, по-настоящему новым является вывод о значимости этих навыков за пределами образовательного контекста. [1, с.102]
Проводимые в мировой системе образования реформы актуальны и для Казахстана. По поручению Главы государства разработан «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» — основа коренной смены парадигмы общего среднего образования. «…Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации». Данные компетенции требуют совершенно иных подходов к процессу обучения. Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года [2, с.3]. Общество всегда было и будет заинтересовано в образованных гражданах, так как именно они способны развивать и обеспечивать общественный прогресс.
Но при модернизации образовательной системы должны сохраняться уникальные культурные ценности Республики Казахстан. Реформирование казахстанской школы стало необходимостью, так как, на мой взгляд, содержание обучения в общеобразовательной школе остается ориентированным на знания, недостаточное внимание уделяется индивидуальному развитию ученика, современное обучение не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути. Больше половины старшеклассников не подготовлены к самостоятельной жизни. Кроме того, по данным исследования ЮНЕСКО и результатам тестирования выпускников общеобразовательных школ Казахстана наблюдается устойчивая тенденции снижения качества образования. Эта же проблема актуальна и для нашей школы. Новое образование должно научить человека классифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному и обратно, рассматривать проблему с новой позиции: как научить самого себя. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто «не научился учиться» [3,с.40-42]
Все изменения начинаются с учителя, потому что именно он имеет наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников. Сама личность учителя в этом смысле — мощный «рабочий инструмент». И чем совершеннее эта личность, чем богаче, тем полноценнее она действует на личность ребенка. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю высокие требования. Успешно функционирующие мировые образовательные системы постоянно применяют эффективные механизмы отбора людей для обучения педагогической профессии. Понятно, что для того чтобы стать квалифицированным учителем, человек должен обладать определенным набором характеристик: высокий общий уровень языковой и математической грамотности, хорошо развитые коммуникативные навыки и навыки межличностного взаимодействия, готовность учиться и наличие мотивации учить. Во всех школьных системах наблюдается отчетливая взаимосвязь между привлекательностью учительской профессии и тем статусом, который она имеет в обществе. Когда профессия учителя приобретает высокий статус, учителями становятся более талантливые люди, что приводит к дальнейшему повышению статуса этой профессии.
Существует понимание, что единственный способ улучшить результаты — это повысить качество преподавания: обучение происходит тогда, когда между преподавателями и учениками существует взаимодействие, поэтому, чтобы повысить качество обучения, нужно оптимизировать это взаимодействие. [4,с.17-37]
Формирование базовых компетенций учащихся позволит решить проблему, типичную для казахстанской школы, когда ученики владеют комплексом теоретических знаний, но испытывают затруднения в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач. Деятельно-компетентностный подход в преподавании предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, а точнее, по-иному определяется система методов обучения.
Деятельностно-компетентностный подход позволяет, в частности, совершенно по-другому строить цели и содержание образования.
Изменение процесса обучения означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Такими требованиями сегодня становятся: усиление внимания к личности ученика, развитию его способностей, ориентации обучения на максимальный учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого школьника. Основной резерв, источник развития личности заключается в ориентации учителя на оказание педагогической поддержки, позволяющей ученику реализовать себя. Необходимо сместить акцент с процесса обучения на самого обучаемого. Выбор пути зависит от особенностей конкретного ребенка, а сама образовательная программа ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного стандарта, на разработку и реализацию необходимых видов педагогической помощи ученику. Современные дидактические теории, как, например, проблемное или эвристическое обучение, ориентируют ученика на учебно-творческую деятельность, направленную как бы «вовне». Даже в обучении «готовым» знаниям, обучающийся должен обладать правом на собственное видение учебного материала, на его интерпретацию в свете личного, авторского прочтения, а также иметь возможность донести свою позицию другим людям –учителю, преподавателю, товарищам. Обучающийся должен иметь возможность поделиться своими открытиями, родившимися мыслями, чувствами, вынеся результаты своей работы с учебным материалом на суд окружающих. Любая учебно-научная конференция, художественная выставка и пр. – это парад личных достижений участников, плоды их побед над собой. [3, с 40]
Как же оценивает учитель состояние школьного образования? Учителям школы была предложена анкета для объективного оценивания позиций школы и для определения направления дальнейшего развития. В анкетировании приняло участие 28 педагогов разного возраста и стажа работы. На вопрос «Обладаете ли вы широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных методов и подходов» 60% опрошенных ответили «да, и готовы представить доказательства», — 40% «нет, я этого не делаю». На вопрос «Используете ли стратегии, содействующие совместному обучению» 83 % учителей ответили утвердительно. На вопрос «Обладаете ли глубоким пониманием сущности процесса обучения и мотивации отдельных учеников» 75% опрошенных ответили «да». «Работаете ли Вы в сотрудничестве с коллегами, профессионалами других организаций образования» утвердительно ответили 33% учителей. 33% опрошенных обладают устойчивыми навыками использования технологий для эффективного оценивания процесса обучения. На вопрос «Располагаете ли возможностью совместного процесса разработки, управления, планирования учебной среды» 58% учителей ответили утвердительно. 100% анкетируемых сходятся во мнении о том, что учителям необходимо критическое оценивание собственной практики для принятия решений.
По мнению учителей, общеобразовательная школа не удовлетворяет современным требованиям общества. Число учителей, считающих, что в этом плане все благополучно, невелико (примерно 5%).
На основании анализа представлений учителей о целях школьного образования, зафиксировано противоречие между восприятием учителем цели-идеала и целей-приоритетов. Учитель вполне справедливо считает главным содействие самореализации ребенка, его социализации, но при этом ориентируется на «знаниевую парадигму», предполагая, что новые задачи могут быть решены за счет передачи ребенку определенного количества информации. При таком акценте на знаниевый компонент все-таки 17% учителей полагают, что современная школа дает недостаточно знаний.
Исследование мнений учащихся о первоочередных задачах школы говорит о следующем: учащиеся исходят из того, что школа должна в первую очередь готовить к самостоятельному решению различных жизненных проблем, формируя у них определенное отношение к себе, определенные личностные качества, развивая их познавательные потребности и возможности и обеспечивая подготовку к будущей трудовой деятельности. Анализ ответов родителей и учащихся на тот же самый вопрос показал, что их позиции в основном совпадают, однако родители больше ориентированы на «знаниевые» результаты образования, а дети — на развитие потенциала личности, который выражается в умении действовать самостоятельно и творчески. Анализ результатов позволяет сделать вывод о рассогласовании профессиональных установок учителей, а именно, их ориентаций на знания, с ценностями учащихся. На вопрос о качестве предоставляемых школой услуг, 75% опрошенных учащихся ответили, что качество образования их устраивает, 25 % опрошенных – не совсем довольны. 52% учащихся отмечают, что учатся они не в полную силу своих возможностей. До 80% выпускников основного среднего и общего среднего образования полагают, что школа должна учить самостоятельности мысли и учения, создавать возможности для творчества в познании, «учить тому, что требует современная жизнь» (высказывание одного из выпускников). Приведенные результаты исследований явно демонстрируют, что учащиеся оказались чувствительнее к изменениям социокультурной ситуации, и их ожидания заключаются в том, что школа должна готовить к самостоятельной жизнедеятельности.
Список литературы:
[1] Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя 1 уровня. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012, второе издание.
[2] Государственная программа развития образования.
[3]Новиков А.М. Постиндустриальное образование: Публицистическая полемическая монография. — М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 136 с.
[4]М. Барбер, М. Муршед — Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах Уроки анализа лучших систем школьного образования мира, 2008, Перевод публикуется в редакции «Мак Кинзи».
infourok.ru
О проблемах школьного образования: взгляд изнутри
Сулейманова Валерия ВладиленовнаСтудент 2курса Института экономики и управления (специальность «Государственное и муниципальное управление»)ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ), г. Уфа, Республика БашкортостанО проблемах школьного образования: взгляд изнутри
Вопрос об образовании есть для современныхобществ вопрос жизни и смерти, вопрос,от которого зависит их будущее.Э.Ренан
Аннотация. Статья посвящена анализу проведенного опроса среди учителей и описаниюданныханкетирования современных школьников старшего звенас цельюобозначитьимеющиеся мненияпо проводимым в системе среднего образования реформам и их результатам.Ключевые слова:аттестация,Единыйгосударственный экзамен, обучающиеся, система образования, экзамен.
Образование –основная ступень развития для становления человека как личности, подготовка к сложной будущей жизни в обществе. Испокон веков люди стремились получать новые знания, открывая для себя множество загадок мира. История повествуето великих императорах, ученых, путешественниках. Достаточно вспомнить Петра Первого, Екатерину Великую, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, П.П. СеменоваТянШанского. Это далеко не весь список исторических деятелей, которые внесли огромный вклад в развитие культуры, науки и образования России. Постепенно, из года в год, из столетия в столетие передавались новые знания, совершались открытия. Восемнадцатый век внес изменения в структуру образования: открывались епархиальные, артиллерийская, инженерная школы, медицинское училище, школа математических и навигационных наук, кадетские корпуса. В 1755 г. при императрице Елизавете Петровне был основан Московский университет. В 1764 г. при Екатерине IIоткрылось первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране –Смольный институт благородных девиц. В былые времена в школах могли обучаться только дети дворян. В современной России образование может получить любой человек, желающий учиться. Помимо получения знаний на занятиях в школах или ВУЗах, немаловажно заниматься самообразованием. В первую очередь, оно включает в себя чтение книг. Подобно источникам, ледникам и рекам, подпитывающим водные ресурсы морей и океанов, книги в такой же степени подпитывают наши знания и увеличивают их запасы.На сегодняшний день часто приходится сталкиваться с понятиями о «традиционном» и «новом» образовании. Что же это означает?Насколько известно, за границей все обучаемыепроходят контроль итоговых знаний в виде тестирования. Считается, что эта система наиболее эффективна. Наши родители сдавали выпускные экзаменыв письменной или устной форме. Нескольколетназадиз самых благих намерений система российского образования стала перестраиваться по западноевропейскому образцу.Ученики за одиннадцать лет обучения в школе трижды должны пройти этапы написания экзаменовтестов –в
девятом, десятом и одиннадцатом классах. В системеобразования стали формироваться и функционироватьновыегосударственныестандарты,и все ученики стали сдавать Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ).Впервые эксперименты по написанию ЕГЭ начали проводить в 2001 г.,количество школьников скаждым годомвозрастало. После введения изменений в структуреобразования, в обществе начали возрастать недовольства со стороны родителей, учеников и учителей –общество не было готово к столь быстрым темпам реформ. Результаты ЕГЭ началиопределять судьбы российских школьников.С точки зрения профессора МГУ А.А. Волкова, ЕГЭ российским школам не нужен. Хотя бы потому, что от него уже отказываются там, где изначально вводили. Стандартизация выходного знания приведет к тому, что люди будут слишком уподобляться друг другу. В задачи школы не входит формальное выучивание знаний. Школа должна учить и воспитывать. Это обязательные элементы образования. ЕГЭ же, по мнению учёного,препятствует главным задачам школы[1].На данном этапе школьных преобразований необходимо выделить следующие социальные последствиявведения ЕГЭ. По данным СМИ и Интернетсообщениям, в числе негативных сторон, определяющих этот вид экзамена, значится суицид. За последние несколько лет огромное количество подростков свело счеты с жизнью. Причина: стресс, отсутствие желания сдавать экзамен изза возможности поражения. Известно, что за последние десять лет количество молодежных суицидов выросло в три раза, что вывело Россию в лидеры по общему числу самоубийств. Каждый двенадцатый подросток в нашей стране в возрасте 1519 лет предпринимает попытку покончить с собой, а действительно расстаются с жизнью более 2,5 тысяч несовершеннолетних в год.По мнению некоторых активистов общественных организаций, ЕГЭ не является поводом для самоубийства. Дело в том, что у большинства подростков неустойчивая нервная система,и трагедияможет произойти, например,изза постоянных конфликтов со сверстниками илив семье. Причин очень много, поэтому не стоит приписыватьочередной суицид введению ЕГЭ[2].Следующим по важности является вопрос, касающийся коррупции в российской системе образования. Дело в том, что родители многих учеников, не желающих сдавать экзамены самостоятельно, но заинтересованных в поступлении в престижный ВУЗ на бюджетное отделение, «покупают»баллы ЕГЭ за огромные деньги. Не вдаваясь вподробности отработанных сценариев, позволяющих обеспечить высокие баллы, отметимочевидностьподобной информации.Много жалоб со стороны учителей и учеников вызывают некорректно составленные задания. Например, по русскому языку в части «С» нужно написатьсочинениерассуждениесогласно представленному плануи постараться набрать по этому заданию максимальное количество баллов. То есть, школьников заставляют мыслить «шаблонно». Такие правила не позволяют раскрыть свои способности в написании сочинений и ограничивают свободу мыслей. У школьникапоявляется ощущение, чтоон оказался «под колпаком». Выполненные тестовые задания, как нас заверяют, подвергаются проверке специально созданными компьютерными программами,но, как показалапрактика апелляций, в матрице заложенных ответов по какимто причинам оказываются инеправильные. Так, например,в экзаменационных тестовых заданиях по обществознаниюв части «А»требуетсядать только один правильный ответ, но по смыслу могут подходить и другие варианты.Неоднозначная трактовка самих заданий, безусловно, нуждается в тщательномвыверенном формулировании, исключающем инотолкования.
Таким образом, практика доказала, что новые реформы, проводимые министерством образования, имеют множество недоработок и недостатков. В последнее время во многих источниках обсуждается очень важный вопрос: «Будет ли платным в России среднее образование?». Согласно представленной информации, в школах будут преподавать бесплатно только математику (2 часа в неделю), русский язык (2 часа в неделю), иностранный язык (2 часа в неделю), физическая культура (2 часа в неделю), история (1 час в неделю). За остальные же предметы родителям придется заплатить немалые деньги: около 54 –70 тысяч в год и около 630 –за все одиннадцать лет обучения. Вместе с темотмечают, что первые три класса остаются бесплатными и в их программу входит тот же набор предметов, что и раньше.Учитывая то, что по официальным источникам 40% населения России проживает за чертой бедности, многие дети просто не смогут посещать учебные заведения. Поэтому существует вероятность резкого возрастания безграмотности в стране. По другим утверждениям, закон о введении платного образования не может вступить в силу по той причине, что,согласно статье 43 п. 1 и п. 2 «Конституции РФ», каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.На сегодняшний день этотвопрос остается открытымдля обсуждения.В рамках предпринятого исследования намибыл проведен социальный опрос среди учеников и учителей средних общеобразовательных учрежденийг. УфыРеспублики Башкортостан. Было задано несколько вопросов, касающихся нововведений в области образования. Составленные таблицы, графики и диаграммы позволяют визуализироватьполученные результаты.На вопрос: «Как вы относитесь к коммерциализации среднего образования в будущем?»были получены ответы, распределение которыхв порядке убывания представленов нижеследующихтаблице1 и диаграмме1.Большинство опрошенных (75%) отрицательно относится к коммерциализации среднего образования, 7,5% –положительно, остальная же часть опрошенныхс ответом не определилась, или имеет нейтральное отношение, или не ответила на вопрос (17,5%).
Таблица 1
Вариант ответаКоличество опрошенных, чел.%отрицательное отношение9075положительное отношение97,5нейтральное отношение 65не определились с ответом65не ответили97,5Итого:120100
Диаграмма 1«Как вы относитесь к коммерциализации среднего образования в будущем?»
На вопрос: «Удовлетворяет ли вас информация, представленная в современных школьных учебниках?»больше половины опрошенных учеников ответили, что информация вполне доступна и ее изучения вполне достаточно для усвоения материала. Остальные утверждают, что учебники пишутся на языке, который доступен далеко не каждому(см. соответственно данные таблицы 2 и диаграммы 2). Согласно этому мнению, качество школьных учебников, составляемых неизвестными авторами, вызывает множествонареканий.С этим стоит согласиться, потому что издание новых учебников низкого качества поставлено на коммерческую основу. На сегодняшний день придерживаются принципа «чем больше, тем лучше». Только лучше для кого?Таблица 2
Вариант ответаКоличество опрошенных, чел.%да6655нет4840нейтральное отношение32,5не ответили 32,5Итого:120100
К выбору предметов для сдачи экзамена ученики относятся особенно серьезно. Был задан вопрос: «По каким предметам вы сдаете ЕГЭ? Почему?». Обществознание, попрежнему, в числе востребованных для сдачи экзамена выпускниками предметов. Эта дисциплина, как считают многие, требуется для поступления практически в любое высшее учебное заведение. Физика стоит на втором месте по выбору учеников, на третьем –химия, литература и английский язык. Некоторые ограничиваются сдачейтолько основных предметов –русского языка и математики. Такой предмет, как история, выбрало для сдачи минимальное количество опрошенных выпускников (подробнее –см. таблицу 3, диаграмму 3).
Диаграмма 2«Удовлетворяет ли вас информация, представленная в современных школьных учебниках?»
Таблица 3
№Выбор предметов для сдачи ЕГЭ
предметколво опрошенных (120 чел.)1Обществознание572Физика303Химия214Литература215Английский язык216Биология187Информатика158История99Только Русский язык и Математика1210Не ответили6
Диаграмма 3
«По каким предметам вы сдаете ЕГЭ? Почему?»
«Считаете ли вы, что сдача экзаменов в “традиционной форме” была лучше и эффективнее?». При ответе на этот вопрос большинство выпускников выбрало первый вариант. Обосновывая свою точку зрения, они склонялись к тому, что самым главным на экзамене является общение между учителем и учеником. Преподаватель видит уровень подготовки, следит за речью, движениями ученика, умением отвечать на дополнительные вопросы. ЕГЭ же предполагает написание тестов, которые проверяются компьютером. Этот экзамен направлен на объективное оценивание знаний ученика, что многие считают большим минусом.«Намного легче выучить один раз билеты и прийти, хорошо подготовившись, на экзамен, чем без конца учить “сухие, некорректные” вопросы тестов, которые никогда не повторяются», –пояснили ученики.
Таблица 3
Вариант ответаКоличество опрошенных, чел.%1да72602нет4840Итого:120100
Диаграмма 3
«Считаете ли вы, что сдача экзаменов в “традиционной форме” была лучше и эффективнее?»
На вопрос: «По каким предметам, поВашему, труднеевсего сдавать ЕГЭ? Почему?» выпускники ответили, что самыми сложными являются химия и физика. Математика и история вызывают у многих панический страх. Русский язык, литературу и географию часть опрошенных назвала «очень сложными предметами», которые невозможно подготовить даже за год. Обществознание же и английский язык, как ни странно, считаются несложными предметами. Они, по утверждению учеников, вызывают интерес при изучении и подготовке к экзамену.
Таблица 4
ПредметКоличество опрошенных (120 чел.)Химия51Физика48Математика27История27Русский язык24Литература15География15Обществознание6Английский Язык6Не ответили24
Диаграмма 4
«По каким предметам, поВашему, труднее всего сдавать ЕГЭ? Почему?»
Наибольшее количество споров и разногласий вызвал последний вопрос: «Перечислите “плюсы” и “минусы” введения ЕГЭ». Каждый из опрошенных выделял несколько положительных и отрицательных вариантов. Большинство видит большой плюс в том, что экзамен необходимо сдавать только один раз, а документы для поступления можно подавать в любые ВУЗы. Невозможно не согласиться, потому что это нововведение во многом облегчило задачу абитуриентам. Под «традиционными» экзаменами подразумевается сдача всех школьных предметов. В практике ЕГЭ такой методики нет, обязательными предметами остаются только математика и русский язык. Остальные –по выбору учеников. Положительно отнеслись и к объективному оцениванию знаний, посчитав, что эта методика наиболее эффективна. Самым же большим минусом для учеников является стресс. Постоянные запугивания со стороны учителей отбивают желание учиться. Это, в свою очередь, вызывает сложности при сдаче экзамена. Подростковый суицид и коррупция, а также
принуждение мыслить «по образцу», вызывают множество нареканий со стороны учеников.Результаты опроса доказывают, что для совершенствования образования требуется, прежде всего, устранение всех указанных недостатков.Пилотажный опрос (сознательная выборка из числа респондентов предполагала обращение к тем преподавателям, которые активно принимали участие в подготовке учащихся к обсуждаемой форме аттестации, обучали в старших образовательных звеньях и имеют самое непосредственное отношение к теме), проведенный среди учителей, выявил следующие, несколько отличные мнения иотдельные солидарные с учениками точки зрения.На вопрос: «Ваше отношение к введению ЕГЭ»были даны следующие ответы: из тридцати преподавателей половина опрошенных выступает «за», а другая –«против» ЕГЭ, считая, что «традиционная форма» была более эффективна.
Таблица 5Результаты опроса учителей
e-koncept.ru
Проблемы российского образования и средней школы
Школьное образование в России, пожалуй, — одна из самых скандальных тем последних лет. Народ клянет ЕГЭ, вспоминает недобрым словом Фурсенко и опасается, что все эти новомодные реформы образования приведут лишь к одному — к дебилизации российского общества. И первые неприятные звоночки уже есть. Все эти проблемы «Правда.Ру» обсудила с экспертами.
«Черный список» для российского образования
Чем закончится эпопея с ЕГЭ?
Одно из самых спорных школьных нововведений последнего времени — это, пожалуй, ЕГЭ. Эксперименты по введению ЕГЭ проводились с 2001 года, а в 2008 году Единый госэкзамен окончательно закрепился в школах и теперь каждый год преподносит сюрпризы. То какая-то школа с помощью директора и учителей спишет правильные ответы по ЕГЭ, то какой-то регион отличится подозрительно феноменальными баллами по ЕГЭ, то родители устроят во время проведения экзамена настоящий подпольный пункт для помощи своим детям-выпускникам. Об общих недостатках единого экзамена уже и говорить нечего.
Читайте также в новостях: Эксперт: Через 10 лет школьное образование ждет крах
«Последние несколько лет показали, что необходимо что-то делать с ЕГЭ. Есть много идей относительно того, как модифицировать эту систему. Например, есть предложения сделать ЕГЭ только выпускным экзаменом, который позволяет определить уровень знаний школьника, а вступительные экзамены, как это было в свое время, будут неким дополнением к выпускному», — рассказывает «Правде.Ру» председатель межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов.
Эксперты, опрошенные изданием, признают то, что ЕГЭ в том виде, в котором он сейчас существует, понижает качество российского образования. «ЕГЭ превращает нормальных русских в «задорновских» американцев. Если говорить о реальных тенденциях, то в какой-то ближайшей перспективе название и элемент ЕГЭ останутся, но, скорее всего, исчезнут тестоподобные задания с выбором ответов и появятся элементы устного экзамена. Надеюсь, литература станет обязательным экзаменом в российской школе», — заявил изданию зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.
Читайте также: Избыток образования нагоняет тоску
Через школу — к дебилизации общества
В тесной связке с ЕГЭ обсуждается и другая животрепещущая тема последнего времени — это снижение уровня знаний и общей культуры у школьников, да и в обществе в целом. Тут же заговорили о «сникерсятах», потерянном поколении 90-х и о том, что наша страна давно уже не самая читающая страна в мире. Современные дети, мол, не знают элементарных вещей, не читают книг, разучились думать и даже два слова связать не могут.
Причин называется много: это и наследие беспокойных и бездуховных 90-х, и загруженность взрослых, и тот трэш, что льется с экранов телевидения и из интернета. Приличный ушат грязи за дебилизацию общества вылился и на современную школу, а, скорее, даже на реформы, которые проводятся министерством образования.
Интернет же заполнен примерами того, как нынешние дети не знают элементарных вещей.
«Посмотрел тут недавно передачу молодежную, где задавались вопросы по истории и так далее. Я офигеваю просто. Школьница, отличница, учится на пятерки — и не знает, что за Вторая мировая война была и кто там участвовал…Таких примеров миллиард», — пишет на форуме Ответы. mail.ru пользователь Andrey Barbarossa.
Также по Сети активно гуляет реальная история опроса школьников, проведенного в 2006 году. Так, в ходе опроса на вопрос «Кто такой Михаил Кутузов?» четвертая часть учащихся ответила что: «Кутузов возглавлял войска России в период Великой Отечественной Войны и погиб, подорвавшись на мине». Про Сталина в ходе этого опроса выяснилось тоже очень много интересного. Некоторые дети говорили, что Сталин «главный в стране после Ленина». Власть он «захватил коварно, отравив бывшего президента грибами». «Он закончил Первую мировую войну и выиграл Вторую». При этом «лично вел солдат в атаку, а вернувшись правил дальше» и «для развлечения расстреливал людей».
Читайте также: Университет не должен застывать на месте
Правда, у современных детей в той же Сети находятся и защитники.
«Встаю на защиту современных детей. Не все они безграмотные до такой степени. Во все времена встречались такие люди, которым кроме сплетен ничего не интересно. Моя знакомая пожилая женщина не знает элементарных вещей, например, кто такие мадам Грицацуева, Станиславский, Синдбад и так далее», — пишет albina1966 на форуме hlebopechka.ru.
Эксперты, опрошенные «Правдой.Ру», также не склонны паниковать по поводу уровня знаний современных школьников. «Я не склонен вдаваться в некий пессимизм по поводу того, что у нас падает какими-то невиданными темпами культура. Я думаю, что и раньше были дети мотивированные, были дети немотивированные. Может быть, сейчас родителям меньше удается уделять времени, но и педагоги, в общем, хуже не стали», — рассказывает председатель межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов.
Олег Смолин, зампредседателя комитета по образованию Госдумы, тоже не впадает в пессимизм, но определенные проблемы в обучении детей все же признает: «Снижение уровня знаний у школьников происходило не только в 90-е годы. Вина школы здесь определенно есть. Потому что часть учителей, к сожалению, внушаемы и слушают то, что им вбивают официальные средства массовой информации. А именно, что образование — это услуга. А они оказывают детям эту услугу, превращаются в обслуживающий персонал.
Но главная беда здесь в недостатке государственного финансирования. Российская школа финансируется на половину от минимальной потребности. Есть вина и СМИ, которые превратились, как говорил Высоцкий, из «окна в мир в ящик для идиота». Не верна и философия образования, которая пытается формализовать систему образования, забывает принцип Яна Амоса Коменского «сначала любить — потом учить».
Что будет со школой через 10 лет?
«Какой будет школа зависит от того, какой будет проводится курс образовательной политики. И если курс будет прежним, то через 10 лет школа будет хуже, чем сейчас.
72 процента российских граждан, опрошенных «Левада-центром», не довольны современной российской школой. Если же курс образовательной политики будет изменен, то я бы хотел видеть российскую школу по следующему принципу. Государственное финансирование как в Германии. Общественная поддержка как в США. Современные технологии как в Южной Корее. Все остальное как в Советском Союзе», — ответил на вопрос «Правды.Ру» о будущем школы зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.
Читайте также: Школьникам еще больше усложнили жизнь
«Если ничего в том курсе, который проводится сейчас, не изменится, то через 10 лет образование просто будет разрушено, в том числе и школьное. Сейчас много разговоров говорится о профильном обучении, а на самом деле профильное обучение подразумевает то, что школьники выбирают в старших классах то направление, по которому они видят свое дальнейшее обучение, и соответственно должны готовиться к будущей профессии, соответственно, в этом направлении они должны углубленно обучаться, а получается так, что даже в профильных классах, которые обучают по математике, всего-навсего 1-2 часа добавляется. То есть это вообще несерьезно. Значит, и, если брать во внимание тот закон об образовании, который сейчас был принят, а перед ним шли разговоры о стандарте старшей школы, когда все практически было выброшено и оставлено только 4 дисциплины обязательных, а все остальное необязательно, в этом направлении и идут попытки. Мне кажется, в настоящее время перспективы не очень радужные», — делится своим мнением Александр Прокофьев, заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, профессор, преподаватель математики Физико-математического лицея №1557, учитель высшей категории.
«Я думаю, есть два сценария — оптимистичный и пессимистичный. Я, конечно, надеюсь на реализацию оптимистического сценария, при котором наша школа через 10 лет превратится в некий локомотив инновационного развития. И для этого уже многое делается: школы оснащаются интерактивными досками, компьютерами и прочим современным оборудованием», — высказал свое мнение по поводу будущего российских школ глава профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов.
«Я думаю, что школа будет прежде всего интересной для детей. Также надеюсь, что все предметы, связные с фундаментальными знаниями о мире, останутся. Я надеюсь, что не исчезнет интерес у учеников к мировой художественной культуре. И, конечно, будет большой объем спорта», — поделилась своими предположениями с «Правдой.Ру» директор школы «Наследник», член Общественной палаты РФ Любовь Духанина.
А каким будущее российской школы видите вы?
Читайте самое интересное в рубрике «Общество»
www.pravda.ru
Добавить комментарий