Проект кубик рубика презентация – Презентация НПК «Кубик Рубика — гимнастика ума»

Презентация » Кубик Рубика» | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Проект на тему К у б и к Р у б и к а

Слайд 2

Выполнил: ученик 2 «в» класса МБОУ «Гимназия № 1 » Таболин Дмитрий г. Липецк 2019г

Слайд 3

Цель работы изучить историю появления и причины популярности головоломки, покорившей умы миллионов людей во всём мире; найти алгоритм сборки кубика Рубика и опробовать его на практике; заинтересовать и увлечь как можно больше желающих «играть» кубиком Рубика .

Слайд 4

Гипотеза В чем секрет популярности кубика Рубика

Слайд 5

Кубик Рубика – что это такое? «Кубик Рубика » (первоначально был известен как «Магический кубик») — механическая головоломка, изобретённая в 1974 году венгерским скульптором и профессором архитектуры Эрнё Рубиком . Это пластмассовый куб, составленный из 27 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей.

Слайд 6

Эрнё Рубик Родился в Будапеште, во время Второй мировой войны. В настоящее время в основном участвует в разработке видеоигр и возглавляет студию Рубика .

Слайд 7

Отличительная особенность данной игрушки заключается в том, что она приносит не только радость и удовольствие от процесса, но и массу пользы. К положительным аспектам стоит отнести развитие памяти, мелкой моторики рук, логики и пространственного воображения. Также он формирует у детей усидчивость и учит их стремиться к поставленной цели. Кроме всего прочего, данное хобби вполне может перерасти из разряда развлечений в дело всей жизни.

Слайд 8

Игра Задача игрока заключается в том, чтобы, поворачивая грани кубика, вернуть его в такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета («собрать кубик Рубика »)

Слайд 9

Алгоритм сборки кубика Рубика

Слайд 11

Рекорды и чемпионаты 8 марта 2009 года прошёл первый официальный чемпионат России по спидкубингу . Рекорд России в единичной сборке принадлежит Даниилу Ли и составляет 7,3 секунды. С 1 по 3 октября 2010 года в Будапеште прошёл чемпионат Европы

Слайд 12

Заключение Считается, что кубик Рубика — лидер среди игрушек по общему количеству продаж: по всему миру было продано порядка 350 млн. кубиков Рубика , как оригинальных, так и различных аналогов. Если их поставить в ряд, то они протянутся почти от полюса до полюса Земли. Работая над темой, я сделал много интересных открытий для себя. -познакомился с историей создания кубика Рубика и узнал немало интересных фактов, связанных с ним, и теперь могу рассказать об этом всем заинтересованным людям. -одноклассники заинтересовались кубиком Рубика и уже выучили алгоритм его сборки. -в классе будет проведён конкурс по скорости сборки кубика.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

Научный проект и презентация на тему «Кубик Рубика» на казахском языке

КІРІСПЕ

Республикамыздың президенті Нұрсұлтан Назарбаев өзінің жолдауында әлемдегі ең озық 50 елдің қатарына кіру стратегиясын айқындаған болатын. Сонымен бірге Елбасы Қазақстанның әлемдік экономикаға ойдағыдай кіруі бағытындағы басты міндеттерінің бірі — ғылым мен білім, жаңа технологиялар бәсекелестіктің шешуші факторы екендігін атап көрсетті. Осы ғылым мен білімді меңгеру үшін ең бірінші адамның табандылығы, еңбекқорлығы, ынтасы болуы керек. Осы қасиеттер болғанда ғана адамда бәсекелестік туады.

Ғылыми зерттеу жұмысы да осы сияқты табандылықты, шыдамдылықты, көп ойлануды, сондай — ақ еңбекқорлықты талап етеді. Осындай қасиеттердің арқасында мектептегі математика сүйіп оқитын пәндерімнің біріне айналды.

Математика адамзат тарихында тұрмыстық мұқтаждықты қанағаттандыру мақсатында пайда болған ең алғашқы ғылым. Олай дейтініміз адамзат өзін айнала қоршаған ортадан күнкөрістік тағамдық заттардың қорын жинағанда олардың мөлшерін білу үшін санауға мәжбүр болған. Санаудың нәтижесінен сан ұғымы қалыптасқан. сонымен, сан адамзаттың ақыл — ойының жалаң туындысы емес, тұрмыстық қажеттіліктерінен бастау алған ұғым. Сандар математика ғылымының түп қазығы. [4]

Мен мектеп табалдырығын аттағалы шахмат үйірмесіне қатысамын. Осы уйірмеде менің жетекшім Рубиктің текшесін жинауды уйретті. Осы екі интеллектуалдық ойын түрі математикамен терең және тығыз байланыста екендігін білдім, олар баланың ойлау қабілетін дамытудың керемет құралы.

Осы мәселенің зерттелуіне аз да болса, өз үлесімді қосқым келіп, ғылыми зерттеу жұмысымның тақырыбын «Рубиктің текшесі ойға жетелейді» деп таңдап алдым. Бұл тақырыпқа қызыққан себебім, мен Рубиктің текшесі мен математиканың байланысын зерттеп, дәлелдегім келді. Тағы ең бастысы — бұл Рубиктің кубигіне осы 2015 жылы 40 жыл болды!

Ғылыми жаңалығы:

Бүгінгі заман талабына сай оқытудың озық технологияларын ұтымды пайдалану, баланы қызықтыра отырып, білімді берік меңгертеді. Оқу әрекеттері арқылы ойын түрлерін пайдалану, бағдарламада анықталған білім, білік және дағдыларды қалыптастыру, тиянақтау, бекіту немесе тексеру жұмыстарымен жүзеге асады. Жаңа технологияны пайдалана отырып көптеген жетістіктерге жетуге болады. Қарапайым математикалық түсініктермен таныстыру барысында оқу үрдісін ұйымдастырудың негізгі түрі – ойын. Ойын – ұшқын, білімге құмарлық пен еліктеудің маздап жанар оты. Ол арқылы оқушының пәнге деген қызығушылығын арттыруға болады. Ойын ойната отырып өткен тапсырмаларды және жаңа тақырыпты шешуге болады. [10]

Компьютер ойындары баланы ашушаң, қатігез, мейрімсіз етеді. Көз жанарын бұзады. Ал Рубиктің текшесін жинау ойыны арқылы оқушылардың ойлау, сөйлеу, есте сақтау дағдыларын дамытады.

Мақсаты:

Балалардың жеке қабілетін ашу, шығармашылық дербестігін дамыту, қызығушылығын арттыру, белсенділікті ұлғайту, басқа адамның жұмысын бағалауға үйрету, балаларды шапшаңдыққа, тапқырлыққа тәрбиелеу, ізденімпаз  тұлға  қалыптастыру.

Математикалық амалдарды пайдалануға дағдыландыру. Оқушыларды жазбаша және  ауызша есептеу әдістеріне қалыптастыру. Жас ұрпақтың ойлану қабілетін  дамыту, қас-қағымда  шешім  қабылдауға үйрету.

Зерттеу міндеттері:

  • тақырыптың өзектілігін ашу;

  • мәселе төңірегінде теориялық материалдармен танысу және талдау;

  • фактілік материалдармен танысу және талдау;

  • математика пәніне деген қызығушылығын ояту;

  • математиканы оқып — үйренуге құмарлығын арттыру;

  • Рубиктің текшесін жинағандағы алған білімін тәжірибеде қолдана білу;

  • логикалық ой қорытындысын жасау, идеялар, гипотезалар ұсыну қабілетін қалыптастыру.

Зерттеу тақырыбының өзектілігі:

Балалар жер шары халқының санының басым көпшілігін құрайды. Бала дамуы болашақ ересек адамның рухани және практикалық іс-әрекет аймағының, оның бейнесі мен шығармашылық әлеуетінің дамуының өзекті алғышарттары болып табылады. Осы балалардың ғылыми ізденістерге, өмір бойы білім алуға құштарлығын арттыру, мектепте алған білімдерін одан әрі дамыту, әлеуметтік бейімделуде әр түрлі өмірлік жағдайларда қолдана білу.

Біздің елімізде балаларға мектеп жасына дейін қоғамдық тәрбие берудің ықпалы ұдайы өрісін кеңейтіп келеді. Біздің қоғамымызға сай келетін баланың тұлғалық, әлеуметтік бағдарларын дамыту жауапкершілігі біздің ұстаздарымызға жүктелген. Өз жағымнан аз болса да өз үлесімді қосқым келеді. Еліміздің болашағы – білімді ұрпағында. [1]

НЕГІЗГІ БӨЛІМ

1.1. Текшенің атауы мен тарихы

Бұл жұмбақ конструкцияның  құрылысын венгрлік сәулетші, архитектура профессоры Эрно Рубик ойлап тапты. Рубик Будапешт қолданбалы өнер академиясының интерьер дизайны факультетінде өнеркәсіп дизайны мен архитектура пәнінен мұғалім болып жұмыс істеді. Ол математикалық теория ережелер негізін түсіндіргісі келгендіктен, өзінің ойлап тапқан кубигін ең алғаш өз білім бағдарламасына кіргізген. [8]

1970 жылы Эрно Рубик 3х3х3 текшесін ойластыруға кірісті. Алғашқы ойыншығы 27 түрлі-түсті ағаштан жасалған кубиктерден тұрды. Уақыт өткен соң ары қарай дамытып, барлық артық нәрселерден құтылып, бір қалыпқа келтірген.  [Қосымша, 1 сурет]

Жасап шығарған текшесін Рубик өзінің достары мен студенттеріне көрсетіп сынады. 1975 жылы Рубик ойлап тапқан ойыншығына  венгрлік  иеқұжат (патент)  жасатып алды. Кубиктің  бірінші шығарылымы жаңа жылдық сыйлық ретінде «Сиқырлы Кубик» деген атпен 1978 жылы рождестволық мейрам  қарсаңында шыққан. 1980 жылы Рубиктің кубигі үлкен табыс алып келді. Оны өндіріске айналдыру үшін «Ideal Toy Corporation» компаниясы лицензия сатып алып «Рубик кубигі» деген атаумен өндіре бастады. Венгрия, Германия, Қытай елдері кубикті сол ескі атаумен, яғни «Сиқырлы текше» деп пайдаланады. Ал басқа мемлекетте ол  «Рубик кубигі» деген есіммен танымал.

Өндірістің алғашқы кезеңінде 100 миллион дана кубик өндірілген, ал заңсыз шығарылған  кубиктердің саны одан да көп. Еуропа, Америка елдеріне Рубик кубигі 1980 жылдың мамыр айында, ал КСРО-ға 1981 жылы жеткен. [11]

1.2. Эрно Рубиктің биографиясы

Жеке басына тоқталатын болсақ Эрно Рубик екінші дуниежүзілік Отан соғысы жылдары туылған. Яғни 1944 жылы 13 шілде Венгрия елінің Будапешт қаласында дүниеге келген. Әкесі зауытында әуеинженер, ал анасы ақын болған. [Қосымша, 2 сурет]

1967 жылы Будапешттік технология мен экономика университетінің Инженер факультетін бітірген. Ары қарай аспирантураға түсіп Скультптор және интерьердің дизайнері оқуын аяқтады. 1975 жылы доцент атағына ие болды. 1980 жылдары «Ойындар мен басқатырғыштар» журналының редакторы болды. 1983 жылы өзінің жекеменшік жиһаз дизайнын ойластыратын студиясын ашты. 1987 жылы профессор атағына ие болды. 1990 жылы Венгрлік техникалық академиясын ашып соның президенті болған. Осы академияда аса талантты жас өнертапқыштарға арнап арналған Халықаралық Рубик фонды құрастырылды. Қазіргі жылдары Рубик Эрно жеке зерттеулерімен айналысуда, ол видеоойындарын өндіруімен және студиясын басқаруымен айналысады. Көптеген мемлекеттік сыйлықтың иегері. Оның ішінде 1983 жылы Венгрялық мемлекеттік халық премиясы, 1995 жылы Дэннис Габор сыйлығы және 2007 жылы Кошутов сыйлығы. Эрно Рубик Шығыс Еуропадағы ең бірінші миллонер атанды. [13]

Текшеден басқа ол тағы Рубик шарын, Рубик змейкасын, Рубик сиқырлы сақиналар интеллектуалдық ойыншықтарын ойластырды. [Қосымша, 3-5 суреттер]

1.3. Рубик текшесінің құрылысы

Рубик текшесі (венгр тілінен Bűvös kocka — сиқырлы текше) — логикалық басқатырғыш ойын құралы ретінде пайдаланылады. Рубик текшесінің алты жағында тоғыз кішкентай текшелер өзара байланыстырылып орналасқан. Әр кішкентай текше алты түстің біріне боялған. Ойын мақсаты — Рубик текшесінің әр жағын бір түсті қалпына келтіру. Сол үшін Рубик текшесінің жылжытылатын бөлшектерін бұрып, әр түрлі түзбелерді жасау керек. Рубик текшесімен 43 252 003 274 489 856 000 түзбе жасалуы мүмкін. [Қосымша, 6 сурет]

Кубик ортасына цилиндірлік бекіткіш механизм орнатылған. Ол бекіткіш басқа сыртқы кубиктермен бір-бірін тығыз байланыстырып тұрады және оларға кез келген бағытта айналуға мүмкіндік береді. [5]

2.1. Жинау жолы, оның математикамен байланысы

Бәріміздің бос уақытымыз  болып, не істерімізді білмей отырғанда алдымызға яғни қолымызға Кубик Рубик (текше пішінді зат) келіп түседі. Ондағы түстерді бір бетке жинаймыз деп, уақыттың біраз бөлігін өлтіріп, өзіміздегі мидың күшін сарқығандай боламыз. Алайда, кейде бір бетке түстерді жинау түгілі, бастапқы орындарына келтіре алмай, салымыз суға кететін жағдайдар да кездеседі. Біз ойлағандай кубикті жинау қиын емес екен. Бар болғаны 20 ғана жүріспен (солай алғанымыз дұрыс болар) істі толық бітіруге мүмкіндік бар. Дэвидсонның пікіріне сүйенсек, ол 20 жүріспен істі бітіру деген ғалымдардың ойлап тапқаны дейді. Өйткені, жайдан-жай ешкімнің де кубик жүрістерін зерттемейтіні анық. Ал Дэвидсонның өзі болса, кубиктің 20 жүріспен шешуге болатынына алғашқы кезде қатты сенгенін жасырмайды. [3]

Ғалымдар Кубик Рубиктің қыр-сырына жету үшін болуы мүмкін жүрістерді 2,2 миллиард топқа бөлген. Әр топта 20 миллиардқа жуық жүріс қарастырылған. Бірдей және симметриялық жүрістерін ескеріп, кейіннен 56 миллион топқа дейін қысқартқан. Ал Google корпорациясы жүрістерді анықтауға өздерінің компьютерлерін ұсынған. Дэвидсонның ойы бойынша, 2,8 гигагерц жиілікте істейтін Nehalem микроархитектуралы процессорге негізделген компьютер барлық жүрісті 35 жылда есептеп, бағдарлама қылып ұсына алады екен. Және Кубик Рубикті шешуге мектеп кезінде математика сабағынан өткен қарапайым ғана формулалар көмектесетін көрінеді. Тек сол формулаларды өз пайдаңызға жаратсаңыз болды. [4]

Егер текшенің беттерін келесі белгілерімен анықтасақ, оның формулалары арқылы түстерін оңай келістіріп жинауға болады: В — үстіңгі беті, Н — астыңғы беті, Л — сол жағындағы беті, П — оң жағындағы беті, Ф — алдыңғы беті, З — артқы беті [Қосымша, 7 сурет]

Төбесінде сызықшасы жоқ болса, онда оны сағат тілімен тек 90 градусқа айналдырады. Ал бір сызықша болса, онда оны сағат тіліне қарсы 90 градусқа айналдырады. Егер екі сызықша орналасса, демек көрсетілген бетін кез-келген бағытпен 180 градусқа айналдыруға болады.

1 — формуласы: ВП’ В»П ВП’ ВП
2 — формуласы: П’ВЛВ’ ПВЛ’В’
3 — формуласы: Ф’П ФП’ нужное число раз

Рубик текшесімен (8!×38−1)×(12!×212−1)/2 = 43 252 003 274 489 856 000 түзбе жасалуы мүмкін. [13]

2.2. Әлемдегі жылдам көрсеткіштер

Текшені жылдам жинастыруын — спидкубинг деп атайды, ал оны тез жинастыратын адамдарды — спидкубер дейді. Ең жылдам жинау әдісі Джессика Фридрих әдісі болып табылады.

1990 жылы Windows  компаниясы Рубик кубигінің виртуалды нұсқасын жасап шығарды. Дәл қазіргі уақытта компьютер ойынханалары осы ойын түрінен жарыстар ұйымдастырады. Жылына екі мәрте,  әлеуметтік желіден бөлек, «Дүниежүзілік Кубик Ассоциациясы» Рубик кубигін жылдамдық бойынша құрастыру жарыстарын ұйымдастырады. [12]

Бірінші әлем чемпионаты 1982 жылы Будапешт қаласында болды. Онда 19 елден келген ұлттық құрама чемпиондары қатысты.

Қазіргі таңда Рубик кубигін аз уақыттың ішінде жинап шығу, бір қолмен жинау, аяқпен құрастыру, көзді байлап жинау, пирамида үлгісін жасау, мегамикс деген секілді номнациялар бойынша жарысады.

Бұл кубикті құрастыру бойынша әлемдік рекорд — 5,25 секунд. Бұл көрсеткішті Коллин Барнс 2015 жылы орнатты, ол Мэтсом Волкомның рекордын бір сатыға түсірді. Кезінде Мэтсом текшені 5,55 секундпен рекорд орнатқан. Ал осының алдында 5,66 секундпен Феликс Земдегс рекордын алған екен. [Қосымша, 1 таблица] Кейбір бейресми мәліметтер бойынша осы Феликс Земдегс текшені 4,21 секунда жинаған екен. Негізінде осы Феликс Земдегс текшені жинаудан 50 рет Әлемдік рекорд орнатқан.

2011 жылы Италиялық Джованни Контарди текшені бір қолмен 9,43 секундта жинады. Венгриялық Маршелл Эндрю жабық көзімен 26,36 секундта текшені жинаған. Томаоки Окаяма ең аз 20 жүріс қолданғаны үшін жүлделі орын алды. Ал Индонезилық Фахри Райхан текшені аяғымен 27,93 секундта жинаған.  [2]

2.3. Рубик текшесінің түрлері және басқа ойындары

Қазірге дейін әлем бойынша кубиктердің 350 миллионнан астамы сатылған. Егер сол сатылған кубиктерді үсті-үстіне қойып жалғап шығатын болса, олардың ұзындығы Жердің Оңтүстік және Солтүстік Полюстерін жалғауға жетеді екен.

Осы 3×3×3 текшесінен басқа сан алуан текше түрлері бар. 2×2×2, 4×4×4, 5×5×5, 6×6×6, 7×7×7, 8×8×8, 9×9×9, 10×10×10, 11×11×11, 13×13×13, 17×17×17 текшелері кездеседі; осылардан басқа қырына сурет салынған текшелер; «гибридтар» тетраэдрлардың қосындысы; бұрыштары домалақтанған текшелер; «Рубиктің кек қайтару»; «Гигаминкс»; «Тераминкс» тағы басқа логикалық ойыншықтар бар.

Рубиктің соңғы жылдардағы ұсынған текшесі «Айна текшесі 3×3×3», бірақ бұл текшенің бөлшектері куб емес — үш түрлі тік төртбұрыш.

Рубик басқатырғышты тек текше ретінде ғана емес, сондай-ақ басқаша пішінді етіп те ойластырған

Ақпанның 2009 жылы Германияда өткен көрмеде өзінің жаңа басқатырғышын ұсынды — Рубиктің шары. Осыдан басқа ойын түрлерін ойластырған, олар «Рубиктің змейкасы», «Рубиктің тетрисі», «Рубиктің сиқырлы сақиналары», «Рубиктің сағаты». [Қосымша, 3-5 суреттер] [6]

3.1. Менің 3х3х3 жинау тәсілім

Мен мектеп табалдырығын аттағалы шахмат үйірмесіне қатысамын. Осы уйірмеде менің жетекшім Рубиктің текшесін жинауды уйретті. Осы екі интеллектуалдық ойын түрі математикамен терең және тығыз байланыста екендігін білдім, олар баланың ойлау қабілетін дамытудың керемет құралы.

Алғашында 3х3х3 текшені 20 минутта жинастырдым, кейін арада бір жыл өткелі бері 1-2 минутта жинастыра бастадым. Текшені жинастырудың ең басты шарты — біркелкі түстерді біріңғай етіп бір бетіне жинастыру. Түстердің бір-бірімен сәйкесуі көнілге жағымды әсер тигізеді.

Текшенің алдымен өзіңе жағымды түсін таңдау қажет. Сол түсті үстіңгі бетіне қосу формасы ретінде келтіремін. [Қосымша, 9 сурет] Содан кейін ортадағы төрт жақтың түстерін бетіндегі ортасындағы түске келтіремін. [Қосымша, 10 сурет] Осылай беткі қабатын бірінші формула арқылы бірыңғай түске айландыруды бастаймын. Үстіңгі беті жиналса, жан-жақтарындағы бірінші қабаттың түстері де бір қалыпты түске автоматты түрде жиналады. [Қосымша, 11 сурет] Енді екінше қабатты жинастыруға кірісемін. Ол үшін үстінгі бетін астына қаратып, Сол астындағы орта буынның түстерін екінші формуламен келтіре бастаймын. Енді екі астыңғы қабат пен астыңғы беті жиналды. [Қосымша, 12 сурет] Астынан үстіне аударылған қабатты жинастыра бастаймын, ол үшін бірнеше комбинация пайдаланып, бірінші формуламен түстерін сәйкестіремін. Осылайша беті, асты, екі қабаты жиналды. [Қосымша, 13 сурет] Енді соңғы үшінші қабаттың жан-жақтарын жинастыруға кірісемін. Ол ушін тағы өзгеше комбинациялар арқылы ушінші формуламен мәреге жеткенімше айландырып түстерін бірыңғай етіп келтіремін. Кейде комбинацияны бір рет айналдырған сәтте де жиналып қалуы мүмкін. [Қосымша, 14 сурет]

Рубиктің текшесін жинау анамның арманы еді. Сол арманын мен орындап бергеніме қатты қуанамын. Рубиктің комбинациялары мен формулаларын ол уш күнде жаттап алды. Бұл дегенім, еш уақытта өз арманыңа қол жеткізу кеш емес. Өз достарымның арасында кішігірім сауалнама өткіздім, олардың текшеге қызығушылығы білгім келді.

Олардың армандары менің армандарымен сәйкес пе екен деген сұрағыма жауап іздедім. [Қосымша, 2 таблица] Менің арманым, осы жоба арқылы барша елімнің адамдарына текшені жинаудың жолдарын түсіндіріп, олардың логикалық ойын, есте сақтау қабілетін, зейінін ұлғайту. Және де осы 3х3х3 текшесінен басқа Рубиктің ойыншықтарын жинап уйрену!

3.2. Текшенің тәжірибесі мен кері әсері

Көптеген әлемдік баспаханалар  Рубик кубигін құрастыру тәсілдерін мақала етіп жариялаған. Ойыншыққа бірқатар тәжірибелер де жүргізілген. Ағылшын психологтары Рубик кубигінің феноменін зерттеу үшін өзгеше сынақ жүргізді. Олар кубикті адамға ұқсас маймылдарға жинатып көреді. Бірінші минутта шимпанзе қуыршақты қызығушылықпен құрастырады, алайда кейіннен қобалжи бастап, көңіл-күйі мүлдем түсіп кетеді. Маймылдардың бірі сынақ барысында кубикті тордан лақтырып жібереді, енді бірі жұтып қояды, ал үшіншісі парша-паршасын шығарып тас-талқан етеді. Осы сынақ нәтижесінде тек маймыл ғана емес, сонымен қатар, адамдар да келеңсіз жағдайға түседі екен. Ағылшындық психиатрлар мен невропатологтар адамға жасаған тәжірибесінде, қолындағы қуыршағын нәтижесіз айналдыра берген адам –  көңіл-күйі түсіп, ашуға бой алып, агрессияға ұшырап, ойыншықты сындыруға дейін барған. Текшені жинаудың күрделігі сонда, осы текшені жинастыру үшін 60-тан астам арнайы жинау кітаптары шығарылған. Үзбестен текшені жинағандары үшін, кейбір адамдардың қолдары талып, тырып қалған жағдайлары болған. Тіптен осы ойынның түрін, яғни текшені мейрамханалардағы міндетті атрибуттар тізіміне енгізген. Рубиктің текшесі бүткіл Әлемге эпидемия ретинде тарап кетті. Тіптен аспазшылар да осы текшеге ұқсастырып әртүрлі тағам түрлерін де ойластырды. [Қосымша, 15 сурет] [11]

Рубик текшесінің 15 жылдығына орай «Дайамонд Каттерз Интернейшнл» зергерлік компания 1500000 АҚШ доллар тұратын текше жасап шығарды. Оған 22,5 карат күлгін тас (аметист), 34 карат лағыл (рубин), 34 карат зүбаржат (изумруд) асыл тастарын және 750 сынамалы алтын жаратты. [Қосымша, 16 сурет]

ҚОРЫТЫНДЫ

Ғылыми зерттеу жұмысым текшенің шығу тарихын ғана емес, сол текшені жинаудың пайдасын түсіндіру. Жинаған кездегі мидың екі жартышары да қозғалады, ойға салады. Ал осы қозғалыс адамның ден-саулығын жақсартады. Ұрпағымыздың денінің саулығы болашағының мықты боларына әсер етері сөзсіз. Еліміздің тәуелсіздігін сақтап қалу үшін мықты да білімді азаматтар мектеп қабырғасынан тәрбиеленуге тиісті. Келешекте осы текше туралы тақырыпты әлі де зерттей беріп, үнемі дамып, толықтыру мақсатым. [7]

Рубик текшесі есте сақтау қабілетін дамытады. Кеңістікте орналасқан түрлі-түсті кубтарды реттеу, орнына қою, белгілі бір алгоритмдерді қолдану арқылы сәйкес келтіріледі. Бұл ойыншықтың түрлі-түсті болуы да оны барша адамдарға тартымды әсер тигізеді. Куб алты түрлі түстен тұрады. Сол әр түстің шашыраңқы, яғни түстердің араласып кеткенін, белгілі бір жүйемен жинау арқылы жүзеге асырылуы логиканы байытады.

Интеллектуалды ойыншықтардың дүние жүзінде ең көп тараған түрі болып табылады. Жас ерекшеліктеріне қарамастан кез-келген жастағы адамдар көп қызығушылық танытады.

XXI ғасырда 4х4х4, 5х5х5, 6х6х6, 7х7х7, 8х8х8, 9х9х9, 10х10х10, тағы сол сияқты текшелер өндірілді. Олардың жиналуы күрделірек және белгілі бір уақытты қажет етеді. [6]

Қорыта айтқанда, балалардың жеке қабілетін ашады, шығармашылық дербестігін дамытады, қызығушылығын арттырады, белсенділікті, ізденімпаздықты қалыптастырады, басқа адамның жұмысын бағалауға үйретеді, балаларды шапшаңдыққа, тапқырлыққа тәрбиелейді, ізденімпаз  тұлға  қалыптастырады. [9] Өйткені, зерттеу жұмысы барысында танысқан амалдар өз бойыма жігерлі әсер тигізді. Болжамдар, ғылыми көзқарастар, жүргізілген сауалнамалар нәтижесі кез келген адамның белгілі болжамдары сәтті деп қарап, өз жұмысым сол жүйеге орай жүзеге асыратындығына толық көзім жетті.

ҰСЫНЫСТАР:

Сөзімді түйіндей келе алдағы уақытта осы тақырып көлеміндегі зерттеу жұмыстары ары қарай жалғасын тапса деген оймен төмендегі жобаларды ұсынамын:

  1. Рубиктің текшесі жайлы қазақша ғылыми еңбектер кітап болып басылып, көпшілікке ұсынылса;

  2. Математика факультативінде осы тақырыпқа арнайы бір академиялық сағат бөлініп, осы текшенің көмегімен логикалық есептерді шығаруы қолға алынса;

  3. Ұлттық ерекшелігімізге байланысты осы текшені Қазақстанда өндірілуі басталса;

  4. Сиқырлы текшенің құпиясы білім беру мекемелерінде тәрбие саласына арнайы енгізілсе және түрлі іс-шаралар (жарыстар) ұйымдастырылса;

  5. Қазақстан Республикасының энциклопедияларында ана тілімізде бұл текше жайында ақпарат жеткіліксіз, осы жайында біздің елімізде энциклопедияларды дамытуы қолға алынса;

  6. Тақырыпқа байланысты ырымдар туралы кеңінен насихат жұмыстары жүргізілсе, пайдасы туралы мақалалар мен өлеңдер жазылса.

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР

  1. Ахметов Ә., Әлімқұлов Н. Қазақ балалар әдебиетінің кітапханасы – Алматы: «Жалын» баспасы, 1991

  2. Дубровский В., Калинин А. Новости кубологии (рус.) – Россия: Квант, 1982

  3. Дубровский В. Алгоритм волшебного кубика (рус.) – Россия: Квант, 1982

  4. Дубровский В. Математика волшебного кубика (рус.) – Россия: Квант, 1982

  5. Залгаллер В., Залгаллер С.Венгерский шарнирный кубик  (рус.) – Россия: Квант

infourok.ru

Проект «Кубик Рубика и другие…»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 3ИМ. К. А. МОСКАЛЕНКО» Г. ЛИПЕЦКА

Творческий проект по технологии

Автор проекта:

ученица 3Б класса

Карпова Анатасия

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Курьянова Наталья Викторовна.

г. Липецк.

20134-2015 г.

Об авторе проекта:

Карпова Анастасия Руслановна, родилась 10 ноября 2005 года. Анастасия обучается в 3Б классе МБОУ «Лицей №3 им. К.А.Москаленко» по программе «Школа 2100».

Анастасия живёт с родителями, очень любит животных, в особенности лошадей. Любит коллекционировать монеты, игрушки, фантики и наклейки. В свободное время упражняется с Кубиком Рубика, лепит из глины, рисует на бумаге и по ткани. Когда что-то заинтересует – добивается желаемого, общительная и дружелюбная. Для Анастасии очень важно общение с родственниками и друзьями, часто ходит в гости.

Анастасия занимается в двух кружках: Рисование «Волшебные краски» и стиль-студия «Каприз». В 2013 году участвовала с коллективом «Каприз» в соревнованиях в городе Пенза, где выиграли 1 место.

Содержание

Введение.

1. Аннотация………………………………………………………………………………..4

2. Обоснование……………………………..…………………………….5

3. Определение конкретной задачи и ее формулировка………………………………………6

4. Выявление основных параметров и ограничений……..…………………………………7

Основная часть.

Теоретическая часть.

1. История кубика Рубика ……………………………………9-11

2. Разновидности головоломки ……………………………………………….12-13

3. Скоростная сборка как это возможно ……………………………………….14-15

Практическая часть.

1. Выбор головоломки …….……… ……………………………………18

2. Изучение алгоритмов сборки …………………………………………16-17

3. Тренировка рук ……………………………………………………………….17

4. Правила проведения соревновательных дисциплин…………………..19

Заключение.

1. Самооценка…………………………………………………………………..23

2. Анализ и оценка проделанной работы руководителем проекта………….23

3. Просветительская работа…………………………………………24

4. Библиографический список……………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

Аннотация

Творческий проект «»Кубик Рубика и другие…»» ориентирован на любой возраст. Этот хитрый кубик с гранями шести разных цветов уже более 30 лет покоряет сердца и умы людей по всему миру. Кубик Рубика развивает мелкую моторику, тренирует ум, пространственное мышление и логику. Проект построен та том, чтобы показать, что Кубик Рубика может научиться собирать любой желающий.

Цель:

Показать масштабы, которые охватывает Кубик Рубика и показать его основы сборки, а также другие разновидности головоломок.

Задачи:

— познакомить с историей возникновения Кубика Рубика, всех слушателей;

— показать размах развития этого направления;

— показать основы сборки Кубика Рубика;

Проект состоит из трёх частей: введение, основная часть, заключение.

В ведении сформулирована цель и задачи проекта, дано обоснование идеи возникшего проекта. В основной части представлен теоретической материал, разновидности головоломок и способы сборок. В практическом разделе представлены алгоритмы сборки, практические моменты тренировки рук и пространственного мышления, изучение алгоритмов, выбор головоломки, чётко сформулированы правила проведения соревновательных сборок. В заключении проекта дана оценка автором данного увлечения, а так же анализ и оценка работы научным руководителем, родными и друзьями.

Обоснование

Свой проект хочу посвятить занятию по сборке Кубика Рубика. Мой папа профессионально собирает Кубик Рубика и когда мне было 7 лет я захотела тоже научиться этому. Мне это занятие очень понравилось, тогда я стала тренироваться в скоростной сборке, чтобы потом принять участие в международных соревнованиях. Дома у нас много различных головоломок. Но папа мне сказал о том, что это совсем небольшая их часть, которые есть на планете. Я решила подробнее познакомиться с увлечением моего папы .

Определение конкретной задачи и ее формулировка

Начав изучать разновидности головоломок, мне стало интересно пособирать их. Таким образом мы стали собирать свою коллекцию и изучать их разновидности. Изучая головоломки, параллельно я решила готовиться к соревнованиям, но так как их количество на соревнованиях очень большое, я решила остановиться на стандартном, известном всем Кубике Рубика 3х3х3. Стала изучать различные алгоритмы и тренировать свою скорость. В данном проекте хочу ознакомить вас с тем, как это делала я и что для этого нужно.

Выявление основных параметров и ограничений

Таким образом, я выбрал для себя тему проекта. Мое увлечение прежде всего, доступно всем, недорогое (так как Кубик Рубика продается практически везде и доступен каждому) и данное увлечение привлекает к себе внимание окружающих. Способ сборки Кубика Рубика — доступен практически для любого возраста (самый маленький участник соревнований 4-х летний мальчик).

Теоретическая часть.

История кубика Рубика

Число возможных различных состояний Кубика Рубика равно:

43 252 003 274 489 856 000, то есть более 43 квинтиллионов комбинаций.

В 1974 году 29-летний Эрно Рубик, трудился на факультете интерьерного дизайна будапештской Академии прикладных искусств и ремесел, он преподавал венгерским студентам промышленный дизайн и архитектуру. Как это обычно и бывает с выдающимися изобретениями, проект кубика вынашивался не один год. В начале изобретение представляло собой набор из 27 деревянных кубиков с разноцветными гранями (всего 27 х 6=156 цветных граней).

Настоящее «кубическое» нашествие началось лишь в 1980, когда в результате совместных усилий Тома Кремера и Тибора Лакзи, лицензию на производство кубика-Рубика купила компания Ideal Toy Corporation (именно она дала головоломке имя Rubik’s Cube), которая разместила заказ на 1 000 000 шт. после чего начала рекламировать и продавать эту игрушку во всем мире. В то время было выпущено около 100 миллионов «легальных кубиков» и еще больше — подделок. В 80х через Кубик прошел, наверное, каждый десятый житель цивилизованного мира. На западе Кубик Рубика появился в мае 1980, а в СССР Кубик пришел «в массы» в 1981 году. Первыми силу головоломки ощутили на себе учителя — целые классы целеустремленно, не выходя на перемены, ожесточенно вертели Кубик. Школьники собирали его во время уроков под партами. Учителя, отобрав его во время уроков, сами скрипели кубиком на занятиях, отгородившись от учеников классным журналом. А потом допоздна засиживались в учительской, пытаясь собрать головоломку. В школах проходили «закрытые» чемпионаты на скорость — находись легендарные личности, которые смогли в первые годы «кубизации» собрать его за одну минуту (у самого Рубика в первый раз на сборку ушел целый месяц).

В 1982 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира по собиранию Кубика Рубика. В нём приняли участие представители 19 стран — победители в национальных чемпионатах. Лучшее время сборки — 22,95 секунды показал 16-летний студент из Лос-Анджелеса Минх Тхай

Рекорд собирания Кубика Рубика в минувшие годы неоднократно переходил из рук в руки и сегодня является практически недостижимым для обычного человека временем: менее 8 секунд (в среднем из 5 попыток).

Уже в 1980-м кубик получает венгерский национальный приз за лучшее изобретение и выигрывает конкурсы на лучшую игрушку в США, Великобритании, Франции и Германии. В 1981 году кубик попадает в экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства (MOMA). В том же году ограниченным тиражом в Англии выходит

Между тем, падение интереса к разноцветному искусителю вовсе не было дружным и повсеместным. Так могло показаться лишь производителям игрушки, на волне игорного помешательства наштамповавшим десятки миллионов «лишних» кубиков и на год-другой забывшим, что рынок сбыта всё же ограничен. А может быть, тому виной вся масса неумех, так и не сумевших собрать Кубик? Или же логику пространственных поворотов заслонили политические дебаты, партии и демонстрации? Или просто настала электронная эра, и народ ушел играть в «Тетрис»?


На фото: Том Кремер и Эрно Рубик, 2007 г.

Разновидности головоломки

Помимо традиционного 6-цветного исполнения кубика 3-х гранного кубика, есть 2-х, 4-х, 5-ти, 6-ти, 7-ми, 8-ми, 9-ти. 10-ти, 11-ти, так же предпринимались единичные попытки изготовления таких , как 12-ти, 13-ти и даже 17-ти гранных. Так же есть кубики с исполнением не стандартных расцветок, с изображением различных рисунков и различных задач. Помимо этого есть «гибриды» — полученные объединением нескольких кубиков, варианты с закруглёнными углами.

Гигаминкс

Тераминкс

Спустя почти 30 лет после своего гениального изобретения — кубика, знаменитый профессор Эрнё Рубик создал новую головоломку — шар Рубика, демонстрация которого состоялась на выставке в Германии в феврале 2009 года.


Одной из последних модификаций кубика Рубика является Зеркальный кубик Рубика (Rubik’s Mirror Blocks), с размером массива 3 × 3 × 3, как и в оригинальной версии головоломки, однако выполненный со всеми гранями одного цвета (часто блестящими, зеркальными — откуда и название), но на каждой из которых вместо квадратов — прямоугольники разных размеров. Другими словами, 26 элементов такого кубика имеют форму параллелепипеда и отличаются не цветами, а размером и формой (соотношением рёбер и граней). Собирать такой куб сложнее ввиду его объёмности — разобранный куб выглядит нагромождением параллелепипедов различных размеров. Однако он подчиняется схемам сборки классического куба 3 × 3 × 3, стоит лишь абстрагироваться от форм составных элементов.

Так же существует множество головоломок, аналогичных кубику Рубика по устройству, но другой формы:

«Пирамидка Мефферта» — изобретена раньше кубика Рубика и является самой простой для сборки из перечисленных головоломок.

«Мегаминкс» — это головоломка в форме додекаэдра, похожая на кубик Рубика. Головоломка состоит из 62 видимых снаружи движущихся элементов, Существуют два основных исполнения мегаминкса: шести-цветный и двенадцатицветный. В шестицветном исполнении противоположные грани мегаминкса окрашены в один и тот же цвет.

Скоростная сборка как это возможно

Скоростная сборка — это сборка кубика Рубика на время. Для изучения скоростной сборки необходимо научиться быстро вращать кубик, а также выучить алгоритмы и понять определённые принципы. Люди, увлекающиеся скоростной сборкой Кубика Рубика, называются спидкуберами. А сама скоростная сборка — спидкубинг.

Для того чтобы собирать Кубик быстро, требуется скоростной кубик, так как обычный для этого не подходит. В скоростном кубике есть винты, которыми можно регулировать натяжение сторон. Также скоростные кубики отличаются строением и качественным пластиком. Такие кубики легче крутятся и позволяют «резать углы» (возможность провернуть грань при недовёрнутой грани). Для скоростной сборки кубик необходимо регулярно чистить и смазывать специальной смазкой. А ещё позаботьтесь о правильной настройке кубика под себя. 

Необходимо научиться правильно его вращать. Для этого есть специальные движения пальцами и определенные методы тренировки пальцев рук.

Также необходим метод сборки, сейчас насчитываются десятки методик, но на данный момент одним из самых популярных методов скоростной сборки является метод Джессики Фридрих. С помощью него как раз и осуществляется скоростная сборка, метод включает в себя ряд этапов, которые необходимы для скоростной сборки.

Практическая часть.

Выбор головоломки

Для начала, чтобы понять, как собирается Кубик Рубика и как он крутится достаточно купить обычный кубик в ближайшем киоске, его качество и надежность значения иметь не будет. Когда я начинала учиться, папа купил мне такой кубик и я училась на нем собирать, это был мой любимый кубик и я ходила с ним везде. На таком кубике легко освоить азы сборки и научиться его собирать. Но для скоростной сборки, как сказал папа — такой кубик не подойдет, для этого нам понадобится специальный скоростной кубик. Скоростной кубик достаточно тяжело купить в привычных магазинах, его проще всего заказать по интернету. Сейчас я собираю на таком же кубике, на которым был установлен мировой рекорд.

Главное, на что надо обращать внимание при выборе скоростного кубика, это возможность настройки, вес, качество пластика и хорошие наклейки. Выбрав себе кубик, его необходимо настраивать под себя. Например, я люблю чтобы кубик крутился легко, а папин кубик крутится немного тяжелее. Затем кубик необходимо смазать, как например лыжи, чтобы он лучше крутиться, для этого продаются специальные смазки.

Также кубик требует дополнительного ухода и периодической чистки, так как в него попадает пыль, сам кубки стирается и остается крошки пластика, для этого мы его периодически разбираем и чистим.

Естественно, для кубика должно быть свое место хранения. Для этого мы с папой используем маленькие мешочки, в которых и храним кубики, чтобы при переноске не портились наклейки и в него не попадала лишняя пыль.

Изучение алгоритмов сборки

Определившись с кубиком, необходимо понять, как он крутится. Для этого я его просто вращала. Поняв, как он крутится, необходимо изучить любой из методов для начинающих. Чтобы начать изучать эти схемы, необходимо понять, как читаются эти схемы. У кубика, как и у любого предмета, есть стороны и эти стороны имеют свое международное обозначение:

Передняя сторона — F;

Задняя — B;

Нижняя — D;

Верхняя — U;

Правая — R;

Левая — L.

На этих сокращениях все «Куберы» мира могут обмениваться своими алгоритмами, по которым можно обозначить ряд движений для сборки конкретного кусочка кубика. Например: R U F U R. Так кроме обозначения стороны используются обозначения в какую сторону крутить кубик: по часовой R , или против часовой R’, штрих с права обозначает что грань нужно крутить против часовой если его нет то по часовой. Так же после этих обозначений может стоять цифра — , например R2 что значит надо правую сторону крутить 2 раза. Так же в скоростной методике встречаются и дополнительные обозначения, но наи них сейчас не будем подробно останавливаться. И вот на этих знаниях уже можно приступать к изучению алгоритмов сборки. Основные методы сборки для начинающих строятся на основе скоростного метода Джесики Фридрих, но более упрощенные и разделенные на несколько этапов сборки.

Основные этапы сборки:

1. Сборка первого слоя (тут необходимо собрать тот слой где собрали крест, при этом все цвета должны стоять правильно, относительно друг друга).

2. Сборка второго слоя (тут мы добавляем второй слой к нашему уже собранному первому).

3. Сборка третьего слоя (на этом этапе мы завершаем сборку)

Данный метод основан на послойной сборке и каждый этап включает в себя дополнительные под этапы.

Которые как раз и обозначаются уже знакомыми нам обозначениями, например:

Lw’ U R’ D2 R U’ R’ D2 R2

Данный случай решается вот таким алгоритмом, и им мы собираем весь 3 слой. Lw’ — обозначает, что с левой гранью нам надо крутить и центральную против часовой.

Тренировка рук

Собирая кубик на скорость, большое значение имеет то, какие мы делаем движения пальцами и как быстро. Для этого нам необходимо на определенное движение определенная постановка пальцев на кубике и тогда достигается более быстрое решение алгоритма.

Также необходимо тренировать скорость этих вращений, я это делаю много-кратным повторением одного и того же алгоритма. При этом, как и в любом спорте, тут важна тренировка и разминка. Например, придя с холода, руки скованны и им необходим разогрев, так как они плохо справляются с кубиком.

Правила проведения соревновательных дисциплин.

На соревнованиях, все участники находятся в одинаковых условиях, всем кубики запутывают одинаково чтобы все участники начинали с одного и того же положения. Для того что бы принять участие в официальных соревнованиях, необходимо всего лишь зарегистрироваться в них, на официальном сайте WCA (Всемерной ассоциации куберов). Возраст участников не ограничен, как и скорость сборки с какой собирают участники, на соревнования моет попасть любой желающий, даже если скорость сборки очень медленная.

На соревнования дается 5 попыток с разными алгоритмами для каждой попытки. После того как у частник делает все пять попыток худшая и лучшая попытки убираются, и из оставшихся 3-х берется среднее время. И вот таким образом выбирается кто быстрее.

На соревнованиях кубик собирают не только привычным для всех методом. Так же его собирают 1 рукой, в слепую, на минимальное количество ходов и даже ногами, помимо этого всего насчитывается 18 дисциплин с различными головоломками которые были показаны выше.

Самооценка

В изучении по сборке Кубика Рубика улучшилась моторика пальцев,

multiurok.ru

проект_Кубик Рубика_ПикулевД.docx — Проектная работа «Как собрать кубик …

1. Повернуть нижнюю грань на 90° по часовой стрелке.
2. Повернуть правую грань на 90° по часовой стрелке, то есть от себя.
3. Повернуть фасадную грань на 90° против часовой стрелки.
4. Повернуть правую грань на 90° против часовой стрелки, то есть на себя.

Более подробно о записи процессов я еще скажу на этапах сборки. Кроме того, формулы
вам понадобятся, в случае если вас заинтересуют другие способы сборки кубика.

Первый этап
Цель: собрать крест верхней грани – первого слоя
На самом деле, первые два этапа самые легкие. Вам практически не нужно опасаться
разрушения ранее собранных слоев, так как вы практически еще ничего не собрали и у вас есть
определенная свобода движения граней. Можно пользоваться интуицией или алгоритмами
сборки.
На этом этапе нас интересуют двухцветные реберные элементы кубика. Выберите цвет
грани, которую вы будете собирать первой. С этого момента она будет считаться верхней
гранью, или первым слоем. Теперь к ней необходимо подобрать реберные элементы. Всего
реберных элементов 12, но нас интересуют только четыре, одна из наклеек которых имеет
интересующий нас цвет – цвет верхней грани, то есть верхнего центрального элемента.
Ниже показано, как будет выглядеть кубик после первого этапа. Обратите внимание:
крест как бы спускается на боковые грани. Если этого не произойдет, то это значит, что вы
собрали неверно.
Результат первого этапа /©NakedScience

Предположим, для сборки вы выбрали оранжевую грань. Ваша задача на данном этапе
будет заключаться в том, чтобы найти на кубике по очереди все реберные элементы, имеющие
оранжевую наклейку, и, оценив их положение, выбрать один из алгоритмов, для того чтобы
поднять элемент наверх. Как на этом этапе, так и на последующих кубики уже могут стоять на
своих местах. Это облегчит сборку, а в некоторых случаях некоторые этапы можно будет
пропустить.
9

znanio.ru

Презентация «Игрушка кубик-рубик»

Это клад, а не игрушка !

Расскажу вам об игрушке,

ей играет вся семья.

Всем быстрей купить хотелось чудную игрушку .

И с тех пор игрушка эта стала членом всей семьи. И от мала до велика с нею все играем мы

Она нервы успокоит, кисти рук нам разовьёт.

Различать цвета научит

и улучшит устный счёт.

С ней играть — нужны смекалка, ум, вниманье, быстрота.

Развивает кардинально все рефлексы нам она.

Пусть размером небольшая и на вид она скромна.

Состоит вся из квадратов, шесть боков у ней друзья.

Каждый бок свой цвет имеет. Постарайся — собери!

Тут нужны не только руки. Тут нужны ещё мозги!

Очень нужная игрушка, завлекательна, хитра. В кубик-рубик все играйте. Вот совет наш вам, друзья!

videouroki.net

Исследовательская работа: «Волшебный кубик» — начальные классы, прочее

18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район РБ

 

 

Тема исследовательской работы:

«Волшебный кубик»

 

Автор: ученик 4а класса Байбаков Алмаз

МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш

Научный руководитель: Гареева Эльвира Риферовна

с. Чекмагуш — 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Основная часть

1.1. Что такое кубик Рубика. История создания…………………..4

1.2. Способы сборки головоломки………………………………….6

Глава 2. Практическая часть. Мое исследование.

2.1.Анкетирование……………………………………………..…….7

2.2. Мастер- класс с одноклассниками……………………………..7

Выводы…………………………………………………………………….…….8

Заключение………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………10

Приложения………………………………………………………………..11

Введение

Здравствуйте! Меня зовут Алмаз! С детства я был очень любопытным и любознательным мальчиком. Это и подтолкнуло меня на изучение волшебного кубика Рубика. Все началось вот с чего. Как-то раз, шагая по улице, я увидел, что ребята собирают тот самый «Волшебный кубик»- кубик Рубика. При этом они собирали его очень быстро, будто у них пальцы в узел завязывались. После этого мои мысли были только об этом. Придя домой, я заглянул в интернет, чтобы научиться сборке. Выучив за сутки необходимую теорию, и нарисовав схемы для сборки я быстро научился его собирать. И сейчас мой рекорд 42 секунды. Это еще не предел. Я надеюсь. Мне хотелось знать о волшебном кубике все.

Актуальность Я выбрал эту тему потому, что считаю кубик Рубика не просто игрушкой, а серьёзным испытанием для мыслительных способностей и проявлением упорства тех, кто его собирает. Существует множество модификаций этой игрушки. Было бы здорово постигнуть все его тайны.

Гипотеза: если я сам научусь собирать кубик Рубика, то смогу научить и других.

Практическая значимость: результаты проведенного опроса могут стать опорой для введения математического кружка или элективного курса.

Предмет исследования — кубик Рубика.

Цель – научиться собирать кубик Рубика и научить других.

Задачи:


1. Заинтересовать тех, кто ещё не «заболел» кубиком Рубика;

2. Изучить историю кубика Рубика и способы сборки;

3. Провести анкетирование на актуальность головоломки;

4. Сделать выводы.

Метод исследования: анкетирование, опрос

Результат – проведение мастер-класса по сборке кубика Рубика.

Глава 1. Основная часть

1.1. Что такое кубик Рубика. История создания.

Кубик Рубика — головоломка. Классический кубик представляет собой куб 3×3×3. Он состоит из 54 граней малых кубиков, составляющих один большой куб. Каждая грань куба состоит из девяти квадратов и окрашена в один из шести цветов: красный, оранжевый, белый, жёлтый, синий, зелёный.

Основа куба — трехмерная крестовина. Центральные кубики окрашены только с одной стороны, с которой видны. Восемь маленьких угловых кубиков окрашены с трех сторон. Остальные двенадцать кубиков расположены посередине, окрашены только с двух видимых сторон.

26 кубиков назвать кубиками можно лишь условно, все они имеют разные выемки. Это хорошо видно на экране.

Головоломка изобретена в 1974 году венгерским скульптором Эрно Рубиком. Он работал в академии искусства, и чтобы развивать у студентов пространственное воображение, он создал наглядное учебного пособие.

Создав первый образец, Рубик осознал, что не в состоянии его собрать. Почти месяц затратил он на «приручение» собственного шедевра.

Первые кубики были выпущены для магазинов игрушек Европы. Затем заинтересовались головоломкой на Западе.

Так игра в кубик Рубика захватила весь мир от мала до велика.

1.2. Способы сборки головоломки.

Существует множество способов собрать кубик Рубика.

Алгоритм, который решает головоломку за минимально возможное количество ходов, называют алгоритмом Бога.

Люди, увлекающиеся скоростной сборкой кубика Рубика, называются спидкуберами. А сама скоростная сборка — спидкубинг .

Каждый год проходит чемпионат Европы или чемпионат мира по скоростной сборке кубика.

В классической дисциплине (кубик 3×3×3) действующий рекорд — 4,904 сек. установил Лукас Эттер (США) 21 ноября 2015 года.

Мой рекорд на сегодняшний день- 42 секунды.

Я знаком с тремя способами сборки:

— это способ Морозова,

— способ Джессики Фридрих

— способ классический.

Я собираю классическим способом. Это способ для новичков. Кубик

собирается послойно по этапам:


1. правильный крест в первом слое;


2. углы первого слоя;


3. рёбра среднего слоя;


4. крест в последнем слое;


5. расстановка рёбер последнего слоя;


6. расстановка углов последнего слоя;


7. разворот углов последнего слоя.

В этом способе используются так называемые формулы.

Схема сборки прилагается. (Приложение 1)

2 способ. Способ Валерия Морозова (интуитивный) – здесь нет готовых формул для заучивания. Сборка начинается с 8 угловых элементов. Этот способ для продвинутых. Я его только изучаю, поэтому он для меня еще не совсем понятен.

3 способ. Способ Джессики Фридрих (послойный) — самый популярный метод скоростной сборки . Сборка, как и в классическом способе, начинается с креста на одной из сторон. Но формул больше. За счет этого сборка происходит быстрее. Когда я пытаюсь собрать этим способом, я начинаю путаться.

Итак, я полностью могу собрать кубик пока только классическим способом. Но мне интересны и другие, я буду знакомиться с ними дальше. В будущем планирую придумать свой способ со своими формулами. Назову его скоростной способ Алмаза Байбакова!

Глава 2. Практическая часть. Мое исследование.

2.1.Анкетирование.

Я провел исследование на актуальность головоломки с помощью анкетирования, в котором участникам нужно было ответить на вопросы. (Приложение 2. Вопросы анкеты.)

Участвовало 50 человек, из них 30 детей и 20 взрослых.

Итак, все пытались собирать, больше половины могут собрать одну грань, и все хотят научится полностью собирать головоломку. (Приложение 3. Результаты анкетирования)

Вывод: Анкетирование показало, что кубик Рубика актуален! Мало кто умеет собирать полностью кубик, не знают как это сделать и хотят научиться!

2.2. Мастер- класс с одноклассниками.

После рассказа в классе о кубике Рубика я провел несколько занятий по обучению сборки кубика. (Приложение 4) Конечно, сразу всем собрать не получилось. Но мы будем работать дальше с теми, кому это интересно. Многие мои одноклассники приобрели кубик, и мы часто вместе собираем, учим и учимся друг у друга. По моему наблюдению – это больше интересно мальчикам, которые любят решать задачи. Эти занятия очень увлекательны, с одной стороны- они укрепляют нашу дружбу, с другой- развивают логическое мышление, пространственное воображение. Для удобства я нарисовал схему сборки по этапам, чтобы не запутаться и раздал друзьям памятки по сбору волшебного кубика.

Мои занятия получили неожиданное продолжение: возникла идея провести школьные соревнования по спидкубингу. Эту идею удалось реализовать на прошедшей неделе. (Приложение 5)

Из заявленных участков, семерым удалось собрать кубик полностью. Их результаты:

Вагапов Шамиль-1 мин 10 сек

Гареев Динислам- 1 мин 24 сек

Сакаева Диана- 1мин 35 сек

Давлетов Ильяс- 45 сек

Ризванов Камиль- 55 сек

Сираев Даниил- 1 мин 55 сек

Кашапова Диана- 1 мин 58 сек

Выводы

1. История кубика Рубика, способы сборки интересны для ребят.

2. Анкетирование выявило актуальность головоломки.

3. Собирать кубик Рубика интересно и полезно!

Заключение

Собирать кубик не только интересно, но и полезно! Это развивает гибкость и скорость мышления, помогает быстро оценивать обстановку и принимать решение, развивает усидчивость и способность добиваться результата.

Лично мне сборка кубика помогает снять психологическую нагрузку за день.

Закончив свой проект, я могу сказать, что всё то, что было задумано, в целом получилось. Я сам научился собирать кубик Рубика, и могу помочь тем, кто ещё не овладел алгоритмом сборки, но очень хочет научиться собирать кубик. Теперь мне захотелось добавить к своим исследованиям знания об элементах комбинаторики. Это очень большая и увлекательная область математики. Возможно, это будет уже новый, научно-исследовательский проект.

Моя коллекция: Вашему вниманию представлена коллекция головоломок: кубики 2 на 2, 3 на 3, 4 на4, 5 на 5, кубоиды, зеркальный кубик Рубика, башня Рубика, и другие. (Приложение 6)

Перспективы:

1.Изучение новых способов сборки и создание своего.

2.Проведение новых мастер-классов по сборке кубика Рубика.

3. Совершенствование в спидкубинге.

Список литературы

  1. http://cub-rub.ru/interesnoe.php

  2. http://cub-rub.ru/recordu.php

  3. http://www.rubik-effects.com/history.php

  4. http://www.peoples.ru/art/sculpture/erno_rubik/

  5. http://nauchitsya-sdelat.ru/

  6. http://cub-rub.ru/ErnoRubik.php

Приложение 1

Приложение 2

Вопросы анкеты

1) Пытались ли вы хотя бы раз собирать кубик Рубика?

2) Можете ли Вы собрать полностью одну грань?

3) Можете ли Вы полностью собрать все грани?

4) Хотели бы Вы научиться полностью собирать кубик Рубика?

Приложение 3

Результаты анкетирования

Приложение 4

Мастер- класс по сборке кубика Рубика

В школе

В семье

Приложение 5

Соревнования по спидкубингу

Приложение 6

Моя коллекция

kopilkaurokov.ru

Научно-исследовательская работа «Кубик Рубика»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В Г. МИРНОМ»

ФИЛИАЛ «АЙХАЛЬСКИЙ»

Кубик Рубика- математический тренажер.

Автор: Рудь Никита,

Студент 2 курса

Руководитель:

Маслюкова С.В.,

Преподаватель математики ГАПОУ РС (Я) «МРТК»

филиал «Айхальский»

Айхал 2018г

Содержание

Введение
1. Основная часть
1.1. История создания.
1.2. Алгоритм сборки.
1.3. Разновидности.
1.4. Кубик Рубика в настоящее время.
2.Заключение
3.Список использованной литературы

Оглавление

Цель работы: изучить устройство кубика Рубика, принцип сборки.

Задачи:

-научиться собирать головоломку самостоятельно;

-выяснить кубик Рубика-детская игрушка или сложнейший математический тренажер.

Гипотеза: кубик Рубика- сложнейший математический тренажер.

Объект исследования: кубик Рубика

Предмет исследования: устройство кубика Рубика как сложнейшего математического тренажера.

Вопросы, на которые я искал ответ:

-Принцип построения кубика Рубика.

-Какие существуют разновидности кубика Рубика.

-Является ли кубик Рубика сложнейшим математическим тренажером.

Описание работы


Работа посвящена рассмотрению принципа работы кубика Рубика как сложнейшего математического тренажера.

  1. Первым этапом было изучение истории создания кубика Рубика.

  2. Вторым этапом было изучение алгоритма сборки кубика Рубика.

  3. Третьим этапом было изучение разновидностей кубика Рубика.

  4. .Кубик Рубика в настоящее время.

Введение.

Я выбрал исследовательскую работу о кубик Рубике потому, что считаю кубик Рубика не просто игрушкой, а серьёзным испытанием для мыслительных способностей и проявлением упорства тех, кто его собирает. Кубик Рубика — это игрушка для ума, наиболее увлекательная головоломка всех времен и народов. Существует множество модификаций этой игрушки.

В своей исследовательской работе я постараюсь изучить кубик Рубика, понять его устройство и научиться его собирать.

1.Основная часть

1.1. История создания.

Эрне Рубик — венгерский преподаватель промышленного дизайна и архитектуры. Изобретая наглядное пособие по трехмерному предметному моделированию для студентов, получил игрушку.

Рубик пробовал различные материалы — дерево, картон, бумага, наносил на грани цифры и символы, но все-таки отдал предпочтения окрасу сторон в различные цвета.

Существует легенда, что конструкцию механизма ему подсказала галька. Он поместил на место центрального кубика крестовину, вокруг которой свободно вращались, не рассыпаясь, остальные кубики.

Головоломка была готова к 1974 и прошла успешное испытание на студентах и друзьях изобретателя, а запатентована более чем через год самим изобретателем.

Массовое изготовление началось в конце 1977 года, когда одна из венгерских фирм выпустила под Рождество пробную партию новых головоломок. Игрушка не выходила за пределы страны. К счастью головоломка случайно попалась на глаза предпринимателю Тибору Лакзи, приехавшему на Родину по делам. Он увлекался математикой и взялся за ее коммерческую раскрутку.

Тибор Лакзи: ”Когда я впервые увидел Эрно Рубика и предложил ему немного денег, это было похоже на милостыню. Рубик был ужасно одет и курил дешевые сигареты. Но я уже знал, что передо мной стоит гений. Мы продадим миллионы головоломок, — сказал я ему”.

Игрушка попала на Нюрнбергскую ярмарку игрушек, где заинтересовала английского изобретателя игр Тома Кремера.

До 1979 года Лакзи и Кремер пытались заинтересовать кубиком крупных производителей игрушек, но те опасались из-за ее сложности в изготовлении и сборке (у самого изобретателя на сборку головоломки ушел месяц, изначально он не был уверен, что сможет найти способ ее решения).

Первые кубики были тяжелы и небезопасны в использовании, их отказывались экспортировать на запад. В 1980 году появилась более легкая и безопасная версия, тогда же кубик сменил имя с магического куба на кубик Рубика. Игрушка прижилась, только в Венгрии, Португалии и Германии головоломку по-прежнему называют магический куб, а китайцы, отвергнувшие оба варианта названия, называют его венгерский куб.

Наконец, в сентябре 1979 года, после пятидневных переговоров, игрушкой удалось заинтересовать компанию Ideal Toy Corporation, крупного производителя игрушек, был подписан контракт на поставку в Америку 1 млн. кубиков.

Американец Лари Николс запатентовал свой магнитный куб (головоломку, сходную с КР) в одно время с Рубиком. Однако его игрушка не прижилась и была отвергнута производителями игр. А еще год спустя японцу Теруточи Ичиге удалось запатентовать в Японии точную копию венгерского кубика. Но мир покорил не кубик Николса или Теруточи, а именно кубик Рубика.

В 1980 году состоялся международный дебют кубика, он успешно побывал на игрушечных ярмарках Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Нюрнберга, даже в Голливуде, где его представляла венгерская кинозвезда Габор.

Кубик выиграл престижную награду BATR Toy of the Year в 1980, а затем и в 1981. В Англии прошла церемония представления кубика принцу Чарльзу и леди Диане, в честь свадьбы которых был выпущен специальный тираж. В 1982 статья о кубике Рубика появилась в Оксфордском словаре.

За два дебютных года по всему миру было продано более 100 млн. фирменных кубиков. И еще в полтора раза больше подделок, к их производству подключились Тайвань, Коста-Рика, Бразилия, Гонконг.

Из-за цветной пластмассовой игрушки мир охватила массовая истерия: в 1981 году Патрик Боссер, 12-летний английский школьник опубликовал книгу You Can Do The Cube со своей технологией решения КР. Она была продана в количестве около полутора миллионов экземпляров в семнадцати переизданиях и возглавила список бестселлеров года!

В последние годы интерес к Кубику несколько угас. Стремительное развитие компьютерных игр ощутимо пошатнуло всю индустрию настольных игр и головоломок.

Сам Эрно Рубик практически отошел от дел, продав в 1985 году свое имя американской фирме Тома Кремера Seven towns, Ltd.

1.2. Алгоритм сборки Кубик Рубика

1.3. Разновидности.

• Карманный куб (2×2)

• Кубик Рубика (3×3)

• Реванш Рубика (4×4)

• Профессорский куб (5х5)

•Триамид Рубика
Головоломка в виде объемного треугольника (состоит из 10 ромбовидных фигур, соединенных между собой посредством четырех кристаллов).

• Венгерские кольца.
Прототип головоломки изобрел в конце XIX века Уильям Черчилль, свои варианты представили также Эрно Рубик (кольца пересекаются под углом) и Эндре Пап (плоский вариант). В нашей стране головоломка носила название «Волшебные кольца». Она состоит из двух соединяющихся в форме восьмерки колец, заполненных разноцветными (2-4 цвета) шариками. Шарики свободно перемещаются в кольцах. В задачу играющего входило составить непрерывные последовательности из шаров каждого цвета.
Аналогичная головоломка, выпускавшаяся в Германии, называлась Magic 8 (Волшебная Восьмерка).


• Змейка Рубика.
Головоломке можно придать различную форму, так как она состоит из 24 призм, последовательно соединенных между собой шарнирами.

• Детища Рубика (другие головоломки, созданные Рубиком).

• Неправильный кубик Рубика.
Головоломку кубической формы, сегменты которой выполнены в виде разнообразных трапеций, можно собирать в объемные многоцветные фигуры самых причудливых форм.

• Кукуруза или Светофор.
Запатентовал Эндре Пап в 1982 году, имеет циллиндрическую форму, состоит из рядов дисков (обычно от 4 до 7) с пропилами, образующими вертикальные пазы, в которых размещены цветные шарики. Диски свободно поворачиваются относительно друг друга, одного шарика не хватает, что дает возможность менять местами остальные. Цель игры — расставить шарики так, чтобы они образовывали вертикальные ряды единого цвета.

Существует два варианта головоломки — с шариками шести различных цветов и с шариками, которые помимо шести основных цветов, различаются еще и по оттенку. Второй вариант головоломки сложнее, так как необходимо выстроить вертикальные ряды по возрастанию интенсивности оттенка.

• Кубы других размеров.

• Мезон.
Тройной мезон (представляет собой несколько обычных КР, соединенных вместе определенным образом).

Каре (по способу соединения и количеству соединяемых кубиков различают: двойной мезон, тройной мезон, сиамский кубик, квартет, T-мезон, Q-мезон и т. д.).
Для решения необходимо привести все доступные грани к своему цвету).

• Эксклюзивные кубы.

• Кубик сома.
Предшественник КР, изобретенный шведским ученым и писателем Питом Хейном по легенде — во время лекции по квантовой механике. Головоломка состоит из 7 отдельных частей, из которых необходимо сложить куб 3х3х3. Всего существует 240 различных способов ее решения.

• Кубик Судоку.
Автор — американец Джей Хоровиц. По сути, это обычный КР, в котором вместо цветов на стороны нанесены цифры от 1 до 9. Задача игрока — расположить цифры в правильном порядке на каждой из граней кубика.

• Кубы, созданные на основе настольных игр.

1.4. Кубик Рубика в наше время.

Пик популярности КР прошел, но с 1991 года в течение нескольких лет Кремер неустанно реанимировал покупательский интерес и возобновлял производство кубиков. Наконец, он добился успеха. В 1996 году 300 тыс. кубиков были проданы в США, а в 1997 еще 100 тыс. в Великобритании. С каждым годом оборот продаж возрастает: в 2006 году было продано уже 5 млн. головоломок, а от 2007 года ожидают продажи 9 млн. Глядя на эти цифры, можно с уверенностью сказать, что возвращение кубика Рубика состоялось.

Национальный научный фонд США выделил Северо-Западному Университету грант в размере 200 тыс. долларов на исследование кубика Рубика. Основная доля этих средств пойдет на приобретение систем хранения информации общей емкостью 20 Тбайт. Исследователи собираются записать максимально возможное количество различных состояний кубика Рубика.

Методы, выработанные в ходе решения комбинаторных задач, в дальнейшем найдут применение в ряде областей (в бизнесе они помогут оптимально размещать товары на полках супермаркетов).

Джорж Хелм – один из самых увлеченных головоломкой людей.
Сам кубик периодически выставляется то в одном, то в другом музее мира, но своего музея пока не имеет, если не считать таковыми фотографий частных коллекций в том же интернете. Может быть, в будущем у головоломки появится собственный полноценный музей.

2.Заключение

Я узнал об истории создания и устройстве Кубика Рубика, а также о его разновидностях и других головоломках, похожих и непохожих на него, освоил сборку.

Я выполнил поставленную перед собой задачу и советую каждому не останавливаться перед трудностями, а искать решение, ведь это не так уж и сложно!

3.Литература

  1. Сайт ru.wikipedia.org;

  2. Сайт nauchitsya-sdelat.ru;

  3. Сайт speedcubing.com.ua;

  4. Сайт attuale.ru;

  5. Сайт pix-feed.com.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*