Разрезание пут обряд у казахов – Что нужно знать об обряде Тұсау кесу? — Природа Казахстана,казахские обычаи и традиции,Астана,Номады,Инвестиции в Казахстане

Содержание

Что нужно знать об обряде Тұсау кесу? — Природа Казахстана,казахские обычаи и традиции,Астана,Номады,Инвестиции в Казахстане

В казахской культуре сохранилось много важных обрядов. Сегодня обряды родильного и свадебного циклов (бесікке салу, қырқынан шығару, тұсау кесер, беташар, и др.) воспринимаются как действия развлекательного характера, ценность которых в сплочении родни, совместном проживании радостных событий, следовании традициям, украшении быта.

Почему для наших предков был так важен обряд тусау кесу? Одна из причин — высокая младенческая смертность. Ну как тут не радоваться тому, что ребенок благополучно прожил первый год (или как говорили казахи — первый мүшелі жас). Потому и первые шаги были важными и радостными знаками того, что человек пришёл в этот мир надолго. И теперь — свободный от пут потустороннего мира – он уверенно пойдёт по своей новой дороге, по Жизни.

 

В силу сугубой традиционности кочевников тенгрианский обряд тұсау кесу у казахов до сих пор сохранился, но понимание смысла обряда в сознании народа трансформировалось. Между тем, у наших предков такие обряды, как тұсау кесу (разрезание пут) или ашамайға мінгізу (посадка на коня) были обрядами Начала пути, путешествия по жизни, освоения пространства. Если ребенок встал на ноги, значит пора ему седлать коня.

 

Что нужно знать об обряде тұсау кесу?

1. Он помогает ускорению физического развития ребёнка (чтобы тот уверенно ходил и бывают случаи, когда обряд могут повторить, если ребёнок ходит слабо).

2. Идея обряда в передаче ребёнку духовных и физических качеств избранного родителями уважаемого человека.

3. Ритуал символизирует открытие жизненного пути.

4. Избранный родителями достойный, уважаемый человек торжественно перерезает путы и берёт ребёнка за обе ручки и проходит с ним несколько шагов.

5. В это время присутствующие произносят бата — пожелания герою праздника и осыпают его сладостями (шашу).

6. Веревка на ногах ребенка должна быть черно-белой. По одной версии, это означает, в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить-перешагнуть. У казахов есть также притча «ала жiптi аттама» – «не переступай черту», остерегающий человека от неправильных поступков.

Даже специалисты затрудняются ответить на вопрос, каким все-таки был изначальный смысл обряда «тусау кесу»? Среди них распространена версия о том, что он как-то связан с представлением кочевников о трехмерности мира.

Исследователь А. Калыш однажды участвовал в обряде, который включал в себя не один, а целых три варианта действий.

 

АМАНЖОЛ КАЛЫШ, доктор исторических наук:

«У нас в Жетысу, в Алматинской области, я присутствовал на разрезании пут, мы трое — две женщины и я (это моя ученица была и ее ребенок). Я разрезал шерстяную веревку, бело-черную или серо-коричневую веревку. Это предложили как традиционный кочевому социуму обряд. А второе — я даже такое раньше не видел — путы из бараньих кишков. Кишки намотали и тоже разрезали, это тоже кочевой обряд. А третий способ — путы сделали из травы и разрезали. Это из земледельческой традиции. И вот мы три человека разрезали по-разному».

 

Обряд разрезания пут олицетворяет собой благопожелание взрослых — юному наезднику не знать препятствий на своем пути под названием Жизнь. Поэт Бахыт Каирбеков в книге «Мир кочевья» пишет о том, что есть три вида пожеланий:  «Шөптей көп болсын, тұқымы болсын!», что означает «Быть его роду многочисленным, как густая трава»! В этом случае путы плели из стеблей травы. В другом случае казахи говорили — «Бай болсын» («Быть ему богатым!». При этом использовались путы из бараньих кишок «тоқ шегi». Она с изнанки жирная, а жир всегда олицетворял сытость, достаток, богатство. И, наконец, «Адал бол!» — «Быть ему честным, благородным человеком!».

 

Сейчас обряд несколько видоизменен. Ребенку разрезают путы и кладут перед ним, деньги, еще что-то. Ребенок делает первые шаги по коврику или белой материи. И если книгу возьмет или ручку, то говорят, что будет ученым. А если деньги берет, то бизнесменом. Раньше разрезание пут доверяли только женщине старшего возраста, у которой было много детей, даже внуки есть, все хорошо воспитаны, сама в жизни устойчивая. А в последние годы разрезают и мужчины. Даже дед разрезает путы своему внуку. Деду можно, а отцу не положено.

 

Подробнее в выпуске проекта «Этнографический атлас»

 

Читайте также:

Обряд «сундет в старину и сейчас»

Этикет принятия гостей у казахов 

Почему нужно знать Жеті ата?

kazakh-tv.kz

Казахский обряд «Тусау Кесер» — Yvision.kz

Наверное, каждый, у кого есть маленький ребенок, который только-только начинает делать свои первые шаги, сталкивался с таким замечательным казахским обрядом под названием «Тусау Кесер» — разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка – умение ходить, познавать мир.

Эту тему я подняла не случайно, нас скоро ожидает это счастливое событие. Хотелось бы рассказать о нем немного.

Обычно ребенок начинает уверенно ходить около года, некоторые дети раньше, некоторые позже, но я заметила, что все родители делают этот обряд к первому дню рождению, одним выстрелом двух зайцев, и обряд, и день рождения. Мы не исключение.

Наши предки были уверены, если не провести этот ритуал, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.

Для проведения «тусау кесу»  готовят пестрый жгутик – «ала жiп», переплетенный из нескольких шерстяных ниток разных ярких цветов, имеющий размер приблизительно 50-60 см. Этот жгутик называют «тусау» – путы. Цвет ниток состоит из трех цветов: белый – символ чистоты, зеленый – здоровье и долголетие и красный – символ достатка. В старину «ала жiп» делали из нитей белого и черного цветов, символизирующих философию и реальности мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод.

Мы купили готовые нитки бело-черно-красного цвета. Стоят они сейчас 200 тг и белую дорожку с надписью «Тусау кесу» за 1200 тг .

Среди приглашенных гостей выбирается самый почетный – молодой, здоровый, красивый, энергичный и уважаемый человек, которому доверяется перерезать путы новыми ножницами. Малыш делает первые шаги, и взрослые осыпают всех праздничным «шашу» из сладостей и монет.

Считается, что темперамент перерезавшего путы человека передается малышу, поэтому мы выбрали нашего друга, который послужит примером нашего малыша. А дальше родители вручают подарок для человека, перерезавшего пути.

При проведении ритуала около ножек ребенка кладут какие-нибудь предметы – глобус, книгу, деньги, музыкальные инструменты и тд на фантазию родителей. Это своеобразный «тест» для малыша – что он возьмет в руки, с тем предметом будет связана его профессия.

Вышеописанная информация частично взята с просторов Интернета.

После проведения нашего обряда я расскажу все более подробнее.

Единственное, что мы уже подготовили это дорожка, путы, выбрали человека, который будет перерезать путы, приготовили малышу национальный костюм и пока все на этом.

Расскажите, кто уже сталкивался с таким обрядом?  Что как проходит? Что мы еще упустили? Какие предметы вы дали на выбор малышу?

yvision.kz

Молодые семьи об обряде тусау кесу и кому доверили разрезать путы — обзоры

Арзу Кешкинбаева, 28 лет, родной город — Астрахань, @zuzik.art_studio


Я родилась в Астрахани, и моя семья больше русскоговорящая. А мой супруг из Актау, и вся семья мужа говорит на казахском. Но это не мешает нам находить общий язык и жить счастливо. Мы живем в Актау, я работаю на дому — делаю пригласительные, баннера, бонбоньерки.

На западе чтят традиции, и обычай тусау кесу соблюдают все. Так что у нас даже не было мысли о том, чтобы не проводить обряд.


За полгода мы решили, что будем отмечать праздник в узком кругу — семья супруга и моя. Еще решили, что отмечать будем в другом городе — в красивом месте Боровое. Заранее купили билеты, забронировали уютный домик, заказали тортик, шары, национальный костюм дочке, дорожку тай тай.

Я думаю, что для перерезания пут важно выбрать человека, на которого ваш ребенок будет похож в будущем. Ваша семья должна уважать этого человека.

У нас на праздновании присутствовали только самые близкие, поэтому мы решили, что перерезать путы будет моя старшая золовка. Она у нас не по годам умная, ответственная, справедливая, добрая и с самого рождения любит мою дочку.


Люди считают, что если перерезать путы малышу, он сразу побежит. В нашем случае дочка пошла через два месяца. Также многие считают, что это открывает дорогу ребенку в светлое будущее.

Акбота Смагулова, 27 лет, родной город — Алматы, сетевой предприниматель




У нас дружная гармоничная семья, современные родители. Мы живем вместе с ними, с братишкой мужа и его женой. А еще у нас есть сынок Абильмансур, которому недавно исполнился год. Пока Абильмансур единственный внук в семье, поэтому в доме все делают для него.

Хоть у нас современная семья, мы чтим казахские традиции, проводим все положенные обряды. Для каждой семьи важно, когда их ребенок проживает свой первый год благополучно, без болезней. И обряд тусау кесу символизирует, что ребенок освобождается от пут, начинает уверенно идти по собственной дороге.

Интересно, что этот обряд проводят по-разному в разных регионах нашей страны. Например, моя невестка из Актау, и там этот обряд проводится иначе, традиционнее. В Алматы все современнее. Но я думаю, главное провести обряд с хорошими намерениями.

Стало модно отмечать первый год ребенка как большой праздник и объединять его вместе с тусау кесу. Но Абильмансур уже в десять месяцев пытался ходить самостоятельно, мы ходили вместе с ним, водили за руку. Поэтому мы не стали ждать до года. Я думаю, нужно подстраиваться под ребенка, все дети развиваются по-разному.

Мы решили все за неделю — выбрали день и пригласили гостей. И купили все необходимое: белую дорожку, красивый костюм казахского батыра, веревку и все остальное.


Особенное внимание мы уделили тому, чтобы подготовить к обряду сына.

Рассказывали ему о том, что скоро он сможет побежать. Нам было важно через любовь и внимание подготовить сына.

При выборе человека для перерезания пут самое важное, чтобы у него были чистые намерения без злых мыслей. Хорошо, если это шустрый и честный человек. Важно, чтобы он был хорошим и позитивным.

Мы решили, что выбрать человека на эту роль должен дедушка. Абильмансур его первый внук, он сам давал ему имя, и сам выбрал человека. Мой супруг и его папа хотят, чтобы Абильмансур стал боксером — известным олимпийским чемпионом. Дома мы, играя с сыном, называем его «чемпионом». И дедушка хотел пригласить именно спортсмена. Но так как сроки подготовки были сжаты, мы решили, что это не так важно. Главное, не то, кто будет перерезать путы, а воспитать сына как чемпиона.

Я думаю, и сегодня этот обряд имеет большое значение. Это важное событие для каждой семьи.

Алмагуль Елтаева, 26 лет, родной город — Тюмень, сотрудник банка




У нас молодая семья, ей всего четыре года. Но у нас уже двое детей — старший сын Тамерлан и младшая дочь Айлина.

Казахские традиции и обряды в наших семьях всегда соблюдали, и мы не отстали. Мы считаем, что этот обряд символичный — ты перерезаешь путы ребенку и пускаешь его искать свой путь.

Для сына обряд проводила его прабабушка, они сшила ему костюм, апашки готовили калта, ну а мы с мужем накупили сыну подарков. Потому что это событие было запланировано на его первый день рождения.


Для меня было важно правильно выбрать человека, который будет перерезать путы. Я думаю, он должен наградить своего подопечного многими своими качествами. Мы долго думали, и я уговорила мужа Мирама сделать это самому. Насколько мне известно, обычно так не поступают. Но более надежного человека я найти не смогла.

С Айлиной этот обряд немного затянулся, так как мы еще не определились с человеком.


Я думаю, обряд тусау кесу важен для каждого ребенка. Этим закладываются в них традиции, начало новой жизни.

weproject.media

Обряд «тусау кесу»: известные казахстанцы, перерезавшие путы малышам

Казахский обряд «тусау кесу» — перерезание пут — проводится, когда ребенок начинает делать первые шаги. Малышу обвязывают ножки тонким черно-белым шнуром, а перерезать их достойному, по мнению родителей человеку, чтобы тот передал ребенку свои лучшие качества. Нередко казахстанцы просят известных людей перерезать путы их детям, а те, в свою очередь, с честью воспринимают такое предложение.

ZTB.kz предлагает вам вспомнить, кто из известных людей нашей страны совершал этот обряд.


Боксер Геннадий Головкин

Казахстанский боец принял участие в казахском обряде, который прошел аж в США. Дело в том, что несколько лет назад пара из Казахстана попросила GGG перерезать веревку, которой были обвязаны ноги их малыша. На что Головкин с удовольствием согласился.

Боксер Канат Ислам

Летом 2017 года во время проведения открытой тренировки казахстанских боксеров в Астане перед боем в рамках ЭКСПО поклонник Каната Ислама попросил кумира перерезать путы своему 10-месячному сыну. Чемпион с радостью согласился.

Джеки Чан

Летом 2017 года известный актер Джеки Чан прибыл в Астану на фестиваль китайского кино в рамках «Года туризма Китая в Казахстане». Тогда актер перерезал путы маленькой казахстанской девочке.

Аким Астаны Бахыт Султанов

Ныне аким Астаны, а в прошлом министр финансов, тоже не остался в стороне. На праздновании Наурыза несколько лет назад он перерезал путы малышу, который оказался ему почти тёзкой. Ребенка звали Бакытбек Султан.

Космонавт Айдын Аимбетов

Первый космонавт независимого Казахстана Айдын Аимбетов тоже перерезал путы костанайскому малышу. Национальный обряд был проведен на встрече с полковником ВВС, носящим звание «Халық Қаһарманы».

Экс-аким ЮКО Бейбут Атамкулов

В Шымкенте в ходе празднования Наурыза тогда еще аким ЮКО Бейбут Атамкулов принял участие в обряде перерезания пут малышу по имени Абылайхан. Кроху при поддержке мамы и бабушки поставили на белую ткань с надписью «Тай-Тай». Глава региона большим ножом перерезал путы, после чего кроха сделал первые шаги. Аким также подарил малышу памятные подарки. Ныне Атамкулов является министром иностранных дел.

Аким Алматинской области Амандык Баталов

И снова во время празднования Наурыза аким области «разрезал путы» маленькому Адильжану.

Экс-аким Павлодарской области Ерлан Арын

Малыш со своей бабушкой

В 2013 году Аким Павлодарской области Ерлан Арын перерезал путы годовалому Нурали Жумекену по просьбе его родителей, обратившихся на блог главы региона. Обряд аким области провел по всем традициям. Сразу после разрезания пут и первых шагов малышу дали благословение.


ztb.kz

Тусау кесу (тусау кесер) — разрезание пут. — на Детки.kz

Ваш малыш вот-вот пойдет? Пора готовиться к первому и долгожданному обряду — тусау кесу. Кто и как должен резать путы, происхождение обряда читайте в статье.

Тусау кесу — разрезание пут.

Оговоримся сразу: дата в данном случае — понятие условное. Понаблюдайте на детской площадке: кто-то из малышей уже в десять месяцев делает вполне уверенные шаги, а некоторые карапузики упорно отказываются ходить и в год, и в год и два месяца, и больше. Поэтому, если вы не хотите ждать годика, или, наоборот, считаете, что лучше подождать, пока кроха на самом деле сделает первый шаг, — это ваш малыш и ваше право. Народные традиции мудры и никогда не „диктуют”. Просто в наше время молодым родителям хочется в первый день рождения малыша устроить не просто семейный праздник, а самый настоящий той — с большим количеством гостей, с выполнением старинных обрядов… и тут на помощь приходит обычай «тусау кесу», исполнение которого может по-настоящему украсить любой праздник!

Тусау кесу — языческие корни. Поклоняясь Тенгри

Если говорить об истории обычая: «тусау кесу», как и многое другое, оставили нам в наследство наши предки-язычники. Причем эта традиция существовала и существует не только у казахов, но и у кыргызов, хакасов, тувинцев и  других родственных народов. И даже называется одинаково — «разрезание пут»: у казахов — «тусау кесу», у кыргызов — «тушоо кырктыруу», у алтайцев — «тужак кезер».

Поклоняясь верховному божеству Тенгри (Небу), язычники делили мир на три части: подземный, наземный и небесный. Человек за свою жизнь должен был побывать в каждом из этих миров. И первым на его пути был мир подземный: именно оттуда, по поверьям, ребенок приходил на землю, и в первый год жизни его связь с подземным миром была столь велика, что разорвать ее самостоятельно малыш не мог. Нужна была помощь взрослого и сильного человека — и вот с тех самых пор разрезать путы доверяют не просто „шустрому”, как думают многие, но — сильному и духовно, и физически человеку. Разрезая путы, он будто разрывает последнюю нить, связывавшую младенца с подземным миром. И малыш делает первый шаг — в наш мир!

Путы — атрибуты от природы

Отсюда, кстати, и атрибуты обычая «тусау кесу». Из глубины веков, из тех времен, когда наши предки могли использовать только природные материалы, пришла традиция вить путы из зеленой травы, которой были устланы наши степи. Конечно, этому придавалось значение: трава символизировала рост и процветание. Другой вариант — кишка барана. Что, естественно, означало сытую, безбедную жизнь. Но самый распространенный сегодня материал — это скрученные нитки, черная и белая.

  • По одной версии, это означает, что в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить-перешагнуть.
  • По другой — пестрая нить, «ала жiп», символизирует пожелание — «ала жiптi аттама», то есть «будь честным».

Заметим в скобках: совершенно не обязательно три раза завязывать малышу все вышеперечисленные путы, на чем иногда настаивают родственники или профессиональные организаторы праздников. И, соответственно, три раза разрезать. Скорее всего, малыш устанет, закапризничает, и вообще откажется делать первый шаг, — и в чем тогда смысл всего мероприятия?

Ак жол — белая дорожка

Классический «сценарий» обряда «тусау кесу» прост и удивительно хорош в этой своей простоте. Когда гости в сборе, на пол (ковер, траву — если праздник проходит на улице) расстилается белая ткань: по этой белой дорожке малыш должен сделать свои первые шажки, чтобы его жизненная дорога была светлой и долгой — «ак жол». Затем ножки малыша перевязывают специальным образом — «восьмеркой». И человек, которого родители, естественно, выбирают заранее (потом его непременно нужно отблагодарить), перерезает путы малышу. Звучит специальная песня обряда «тусау кесу». Малышу помогают сделать первые шаги по дорожке, имитируя бег. Пока карапуз «бежит», на ткань бросают традиционное казахское «шашу» — конфеты, сладости и так далее. Теперь «гвоздь» программы исполнен — можно праздновать! Доброго тебе пути, малыш…

Мадина Тлеубекова


В старинных обрядах мелочей не бывает 

Болатбек Бейсбеков, художник.

Ала жiп

При проведении любого древнего национального обряда нужно понимать: важно — все! Несущественных деталей не бывает. Каждая мелочь имеет огромное значение: так задумали наши предки. Что такое «ала жiп», которой завязывают путы ребенку? Казалось бы, простая скрученная веревка. Ни в коем случае: «ала жiп» — это целая философия. Как выглядит «ала жiп», которую делаем мы — семья Бейсбековых? Два скрученных шнура ручной работы, белый и черный. На этих шнурах — 5 монеток и 5 камешков. Потому что „5” и „7” — это священные числа у казахов. И то, что для «ала жiп» используется не семь, а пять монеток, объясняется старинной… «технологией», придуманной нашими предками специально для обряда «тусау кесу».

Располагаются — и монетки, и камешки — не в свободном порядке, а совершенно определенным образом: так, чтобы после разрезания пут центральная часть — с одной монеткой и одним камешком — осталась в руках у уважаемого человека, который совершил обряд. Потом он унесет с собой эту часть «ала жiп», и каждый раз, когда будет смотреть на этот своеобразный «сувенир», будет вспоминать того малыша, которому в свое время в буквальном смысле слова помог встать на ноги. Вспоминать — с добрыми чувствами, добрыми пожеланиями, которые, конечно же, будут помогать ребенку, а потом и взрослому человеку всю его жизнь.

Итак, путы разрезаны. Малыш сделал свои первые в жизни шаги. Но пусть «ала жiп» остаются на его ножках до окончания тоя: наша «технология», оставшаяся нам в наследство от наших предков, это позволяет. Две части «ала жiп» надежно фиксируются на ножках — и это тоже делается не просто так: пусть в толпе детишек, которые обязательно придут на ваш праздник «тусау кесу», сразу можно будет увидеть главного виновника торжества. А монетки и камешки уберегут его от сглаза…

Новое время диктует новые правила даже для старинных обычаев: когда моя семья начала производство «ала жiп», мы поняли, что необходима хорошая упаковка. Такая, чтобы даже сама покупка «ала жiп» уже настраивала на праздник. И конечно, эта упаковка тоже должна быть со смыслом — а как иначе? И мы сделали круглую коробку-цилиндр. В диаметре — 7 сантиметров, по высоте — 21 сантиметр, то есть, опять же, три раза по 7. Таким образом мы – семья мастеров — тоже желаем всего самого лучшего малышу, для которого покупают нашу «ала жiп».

От редакции. В 2009 году на Всеказахстанском конкурсе на лучшего мастера „Шебер” семья мастеров Бейсбековых из Шымкента получила премию как лучшие мастера-предприниматели — за разработку «ала жiп».

Что дарить на тусау кесу?

В старину малышу после «тусау кесу» дарили коня и седло. Сегодня на этот праздник обычно дарят привычные «малышковые» подарки — то, что всегда приятно получить на день рождения: от игрушек до одежды. Но если вам хочется сделать подарок со значением, такой, чтобы он и через много лет напоминал и родителям, и ребенку о замечательно прошедшем празднике, — обратите внимание на памятную монету «Тусау кесу», выпущенную Национальным банком Республики Казахстан в 2007 году. Серия — «Обряды, национальные игры Казахстана». Номинал – 500 тг. Состав — серебро 925-й пробы. Кстати, в этой же серии есть и другая «детская обрядовая»монета — «Бесикке салу».


Ажеки в главной роли

Роза Садвакасова, художественный руководитель музыкального ансамбля Ару Ана

Во все времена главными «действующими лицами» наших обрядов были бабушки. И главными вдохновительницами проведения обрядов — тоже. Кому, как не бабушке, больше всех хочется, чтобы свадьба внучки или сундет-той любимого внука прошли по всем канонам казахских традиций? И кто, как не бабушка, может рассказать своим детям и внукам, как у казахов прежде выдавали замуж и как проводили обряд «тусау кесу»? Но вот вы женили (выдали замуж) всех своих детей, порадовались маленьким внукам, «проконсультировали» по казахским обычаям и традициям всю округу… Что дальше? Именно так возник наш ансамбль «Ару Ана»: мы решили стать, скажем так, «профессиональными бабушками».

Сегодня в нашем ансамбле  десять женщин, естественно, все — бабушки (есть и прабабушки!), все — пенсионерки, работаем при продюсерском центре «Нурсай», которым руководит известный музыкант Нурлан Албан. Мы помогаем возрождать самые простые и милые сердцу национальные казахские традиции: провожаем невесту («кыз узату»), радуемся рождению малыша («бесик той»), помогаем сделать первый шаг на «тусау кесу» и т.д. Естественно, все это происходит под наши песни — и для «тусау кесу» есть своя специальная песня, созданная давным-давно. Сегодня есть несколько ее вариантов, но основа остается прежней: эта песня шаг за шагом описывает и, соответственно, сопровождает обряд. Вот мы взяли малыша в свои руки. Вот мы завязали ему путы. Вот мы поставили его на белую ткань… Счастливого тебе жизненного пути, малыш!

Самое интересное, что в нашем многонациональном Казахстане традиции и обычаи разных народов нередко смешиваются. И вот уже на казахском празднике «тусау кесу» можно увидеть элементы корейского празднования года ребенку, когда перед малышом выкладывают разные предметы (ручку, книжку, деньги и пр.). А еще бывает, что к нам в продюсерский центр обращаются и спрашивают: можно провести казахский обряд для неказахской семьи? Причем чаще всего это касается именно «тусау кесу» — уж очень хорош обычай и велика его символика. Так мы однажды провели «тусау кесу» для маленького корейского мальчика вместе с Анитой Цой!

Журнал «Лиза. Мой ребенок», 2010, №4

detki.kz

Перерезание пут и другие значимые обычаи казахов

У нас оживилось сообщество, где общаются участницы тренинга Бабушкины Секреты, проходившего прошлой осенью. Я знала, что результаты проявятся не сразу, но глубокая работа будет идти и даст свои плоды. И я рада, что так оно и получается, но сейчас не об этом.
aaannnaaa разместила в сообществе очень интересный пост о перерезании пут и других обычаях казахов. Думаю, этот материал может помочь лучше понять суть обычая перерезания пут, сохраняющегося на Юге России и Украине.

Здравствуйте! Я обещала рассказать о традициях казахов. Их очень много, ссылку на список основных я указала в конце, а сейчас расскажу об обсуждавшемся на вебинаре обычае ТҰСАУКЕСЕР — разрезание пут.

Каждое поколение казахов, вне зависимости от эпохи и условий, в которых оно жило, свято выполняло наказ далеких предков, четко выраженный в пословице: «Алты жыл аш болсаң да, атаңның салтын ұмытпа» (Хоть шесть лет голодай, но обычай отцов не забывай). Этот наказ помнят и нынешние казахи. Трудно встретить казаха, который не знаком со смыслом таких понятий, как суйiншi (плата за добрую весть), шiлдехана (празднование рождения ребенка), сүндет той (праздник в честь обрезания мальчика в 3, 5 или 7 лет), байғазы (обычай дарить подарок за впервые увиденную в доме новую вещь), беташар (обряд открывания лица невесты).

Перерезание пут это тенгрианская традиция и зародилась она задолго до мусульманства. По тенгрианским верованиям в верхнем мире божества носили пояс на шее, в среднем люди на поясе, в нижнем души умерших на ногах. Когда человек умирал и уходил в нижний мир в царство Ерлика, ему при погребении перевязывали ноги поясом, состоящим из белой и черной веревок. Когда человек возвращался из нижнего в средний мир, эти веревки нужно было перерезать, чтобы они не мешали ему ходить.

Как только ребенок начинает делать свои первые неуверенные шажки, родители зовут гостей на Tұсаукесер тойы. Право разрезать путы на ногах ребенка дается не каждому. Tұcay кесушi (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях – основательным, мудрым, честным; таким, чей жизненный путь достоин подражания, так как, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Кроме того, он должен быть еще и легким на подъем, то есть ловким и быстрым.
Тогда ребенок во взрослой жизни не будет спотыкаться.

Путы для обряда изготавливают из трех видов различных материалов. Одни используют для плетения пут длинные стебли растений. Считается, что в этом случае ребенок будет иметь многочисленное потомство, расти и множиться, как растение. Те же, кто желает, чтобы их ребенок вырос богатым, в качестве пут используют бараньи кишки (символ сытости). Но большинство людей мечтают видеть своего ребенка человеком честным, благородным, любящим Отечество и радеющим за счастье своего народа. В этом случае путы плетут из шерстяных ниток трех цветов. В наше время тоже отдают предпочтение «ала жiп» – пестрым ниткам. Каждый цвет имеет свое предназначение. Белый – чтобы ребенок вырос благородным, зеленый – чтобы жил долго, красный – чтобы был богатым.
Пестрота пут имеет еще одно значение. У казахов есть выражение «ала жiптен аттау» (перешагивать через пестрые нити, символизирующие обман и присвоение чужого добра). Принято считать, что ребенок, перешагнувший через настоящие пестрые нити во время обряда «Тұсаукесер», в жизни не будет совершать дурных поступков, вырастет человеком порядочным и честным.
После окончания обряда родители преподносят дорогой подарок разрезавшему путы и устраивают веселый той.

Не каждый человек считает себя достойным перерезать путы ребенку. Вот пример: «Мы хотели чтобы свекровь переразала путы. А она сказала что ей нельзя (не уточнила почему). Поэтому просто пригласили уважаемого агашку (старика). Веревка должна быть пестрой (по-моему не обязательно черно-белой). Постелили белую дорожку. Агашка перерезал ножницами, а потом две женщины взяли с двух сторон за руки и побежали. Все присутствующие бросали на дорожку перед сыном деньги и конфеты (чтобы жизнь была хорошей). В конце концов подарили агашке подарок и устроили застолье.»

Также я нашла много сходства со славянскими обычаями и в последующих традиционных переходах (посажение на коня, и прочее). Примечательно, что в Казахстане традиции очень хорошо сохранились, и все от мала до велика стараются им следовать. Может быть и не все обычаи исполняются в повседневной жизни, но если дело касается переходов (рождение, смерть, свадьба, основные возрастные переходы), то даже у городских казахов всё это исполняется как можно более тщательно.

Источники.
Я просмотрела несколько форумов по теме, и один из них мне очень понравился — Казахстан: народные традиции, культура, искусство http://club.osinka.ru/topic-59236?start=315&highlight=
А здесь можно посмотреть список казахских игр и традиций, сохранившихся до наших дней http://www.asemel.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=188%3A2009-12-18-17-51-28&Itemid=3

vokina.livejournal.com

Казахский национальный обряд » Тұсау кесу»

Біз қазақ халқы әулет дәстүрін қастерлеп, дәстүрлік мұраларды насихаттап жүрген халықпыз.

Дәстүрдің озығы бар, жазығы бар,

Өткеннен бізге жеткен асылы бар.

Сәбидің кейбір кезін қызықтайтын,

Қазақта «Тұсау кесер» рәсімі бар.

 Жүргізуші: Тұсау кесер — казахский обряд, посвященный ребенку, дословно — разрезание пут. По обычаю, проводится, когда малышу исполняется год, чтобы ребенок пошел ножками. В старину аксакалы считали, что, начиная ходить, малыш встает и падает, потому что его ножки связаны невидимой веревкой. И для того чтобы по жизни человек не спотыкался, а шел легко и ровно, надо эти путы разрезать. Делается это символично.

Выбирают тұсау-кесуші — человека, который получает почетное право освободить ребенка от веревочки. Раньше это была веселая, шустрая бабушка, которая хорошо бегает и прожила достойную жизнь.

Сейчас часто выбирают тұсау-кесуші — человека — успешного, достойного, уважаемого человека, чтобы ребенок повторил его жизненный путь и брал с него пример.

Саша Шкуринская : Красную нить вплела – с пожеланием богатства, благополучия.

Зеленую нить – с пожеланиями процветания, благоденствия.

Белая нить вплетена – для чистоты души и помыслов!»

Асель: Бүгінгі күні кІшкентай Михаилдың «Тұсау кесер» тойын Ұлыстың ұлы күні наурыз мерекесімен тұтастырып, қалың жұрттан бата алу мақсатында осы жерде «Тұсау кесер» тойын өткізбекші.

Михаилдың тұсауын кесуге аяғы жеңіл, жүрісі шапшаң, ақкөңіл, елімізге сыйы, ардақты ана, сүйікті әже…

Ал, қарсыалайық кішкентай Михаилды ортаға әкеліп, Людмила Витальевнаға табыс етейік.

Тұсау кесер алдында

Керегіңді сайлап ал:

Бір пышағын қайшының

Қаратауға қайрап ал;

Бір пышағын қайшының

Алатауға қайрап ал!

Қандай қиын белде де,

Қандай қиын жерде де

Түспесінші қабағың.

Туған жердің төсінде

Жығылмастан, сүрінбей

Алшайып жүр, қарағым!

Жолың болсын деселік,

Жолыңа нұр төсейік.

Жарылқасын алдыңнан.

Тұсауыңды кесейік!

Тұсауыңды кесейік!

Күрмеуіңді шешейік.

(Осы кезде ақ жайма жайылып, тұсау кесуге қажетті заттар ортаға қойылады.)

Милана :

 (баланы көтеріп келе жатып айтатын өлеңі:)

Топ-топ, малыш, топ, малыш.

Если сделаешь шажочек,

обрадуешь меня.

Сниму я твои оковы,

разрежу путы с ног твоих!

Беги теперь, мой жеребенок!

Пусть развеваются твои волосы!

Будь проворен, не ленись!

Будь первым, ни шагу назад (Михаилды жетектеп жүргізеді.)

( Ақ жайманың алдын кең ғып ашып баласына жол ашады, шашу шашылады, құттықтаулар айтылады.)

Ән: Халық әні.

Бата берілуі:

Құлыным үлкен жігіт болсын!

Ата-анасына қызық болсын

Жақсылармен қатар болсын,

Жамандармен қатал болсын,

Ата-дәстүр байлығын жалғастырар,

Берік бұтақ болсын.

Наурыздарың құтты болсын!

Ұлыс береке әкелсін

Ақ мол болсын,

Қайда барсаң жол болсын

Осы тойды қызықтаған

Баршаңызда той болсын!

Танец

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*