Сказка как проверяется дружба читать – Как проверяется дружба

Как проверяется дружба

Спойлерить не буду, ответ из сказки и так очевиден. Правда, вот вопрос: а что если бы мать Али-Аги дала ему точно такие же советы? Алискер ему через реку не предложил на своих плечах перебраться. Все, не друг. И не было бы этой истории. И еще – заработки – это не бандитов грабить. Но у автора, кажется, на этот счет свое мнение.  

В дальнем царстве, в неведомом государстве в давние времена, когда нас с вами еще на свете не было, жила, говорят, одна старушка. И был у нее единственный сын по имени Алискер.

Подрос Алискер, стал сильным и статным юношей. И мать сказала ему:

— Ты теперь мужчина, сынок. Пора тебе самому хлеб добывать. Ступай-ка на заработки!

Наутро испекла старушка из последней горстки муки два лаваша и дала их сыну в дорогу.

— Смотри, сынок, — наказывала она, — встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам — зови братом… И скажешь встречному так: «Я бы очень хотел идти вместе с тобой, да надо мне на часок в соседний аул заглянуть… Не подождешь ли меня? Вдвоем шагать веселее». Подождет он — значит, будет тебе добрым товарищем… Потом, когда немало уже пройдете, ты пожалуйся: «Я что-то устал. Да и поесть пора. Давай отдохнем!» — и протяни своему спутнику лаваш. Если он разломит лаваш на две равные половинки — значит, будет он тебе верным другом. Дальше, когда попадется вам на пути ручей или речушка, ты, сынок, сразу начни разуваться. Не ступит твой попутчик без тебя в воду, скажет: «Зачем нам обоим ноги мочить? Давай я тебя на спине перенесу», знай — это товарищ твой, друг и брат на всю жизнь.

Дала такие наказы старушка юноше, и отправился он в дорогу. Много ли, мало ли прошагал Алискер, но вот встретился ему человек почтенных лет. Дальше пошли они вместе, и Алискер, как учила его мать, сказал:

— Не подождешь ли ты меня, отец? Я отлучусь ненадолго в соседний аул, мигом вернусь…

Отошел подальше и спрятался в придорожных кустах. Смотрит, старик не стал ждать. Поднялся и зашагал, не оглянувшись.

Отправился Алискер дальше один. На следующее утро встретился ему юноша, чуть постарше его самого. Назвался он Али-Ага. Познакомились, пошли вдвоем. Вот спустя немного, Алискер говорит:

— Не подождешь ли ты меня, братец, часок? Посиди… Я только сбегаю в соседний аул, живо вернусь…

Отбежал до поворота дороги и спрятался за большим камнем. Видит, сел попутчик у обочины и сидит спокойно, дожидается. Обрадовался Алискер, говорит про себя: «Вот этот будет мне товарищем!».

Пошагали путники дальше, а когда наступило время обеда, Алискер протянул Али-Аге лаваш, и тот разделил его на две ровные-ровные половинки. «Ну, — думает Алискер, — будет мне Али-Ага истинным другом!».

Шли они, шли, много ли, мало ли прошли, но встретился на их пути овраг, а в нем шумливый ручей. Алискер стал было разуваться, но Али-Ага сказал:

— Зачем нам обоим ноги мочить? Залезай ко мне на спину, я тебя перенесу.

Засмеялся Алискер от радости. Убедился, что есть у него теперь настоящий товарищ и друг. Мало ли, много ли они прошагали еще, как попалась им по дороге глубокая пещера. Зашли в нее, а там драгоценности грудами лежат.

Не успели Али-Ага с Алискером все рассмотреть хорошенько, слышат: людские голоса. Они быстро спрятались в темном углу. Смотрят: ввалилась в пещеру целая ватага разбойников. Разбойники, оказывается, ограбили царскую казну и теперь собрались добычу делить. Все поделили мирно, а как дошла очередь до меча с золотой рукоятью, заспорили и пустили в ход кулаки.

Тут в разгар их ссоры Алискер выскочил с камнем и бросил его в атамана разбойников. Испугались разбойники, подумали, привидение в пещере завелось, и кинулись наутек. А Алискер побежал было за ними, чтобы еще больше напугать, да оступился и упал в глубокую расщелину. И как взвоет: «Конец мне пришел…».

И тут же слышит:

— Эй, Алискер, держись! Я бросаю тебе веревку!

Вытащил Али-Ага Алискера из каменной западни.

— Спасибо, брат! — обнял его Алискер. — Век твоей помощи не забуду!

— За что ты меня благодаришь? — удивился Али-Ага. — Правда, золота и всякого добра здесь столько, что завладей я всем один, был бы богат, как сам царь. Но мне не богатства нужны, а чистая совесть. Разве мог я тебя, с кем делил и дорогу, и хлеб, покинуть в беде беспомощным?!

И вернулись юноши со всеми богатствами домой, к матери Алискера. Решили вместе жить.

Старушка очень рада была, что советы ее помогли Алискеру найти названого брата. И зажили все трое мирно и ладно, а когда время пришло, сыграли Алискеру и Али-Аге веселые свадьбы. И я на тех свадьбах был, гулял, ел и пил, а потом вот к вам пришел, про них рассказать.

skazki-narodov-mira.ru

Как проверяется дружба: читать текст онлайн бесплатно

В дальнем царстве, в неведомом государстве в давние времена, когда нас с вами еще на свете не было, жила, говорят, одна старушка. И был у нее единственный сын по имени Алискер.

Подрос Алискер, стал сильным и статным юношей. И мать сказала ему:

— Ты теперь мужчина, сынок. Пора тебе самому хлеб добывать. Ступай-ка на заработки!

Наутро испекла старушка из последней горстки муки два лаваша и дала их сыну в дорогу.

— Смотри, сынок, — наказывала она, — встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам — зови братом… И скажешь встречному так: «Я бы очень хотел идти вместе с тобой, да надо мне на часок в соседний аул заглянуть… Не подождешь ли меня? Вдвоем шагать веселее». Подождет он — значит, будет тебе добрым товарищем… Потом, когда немало уже пройдете, ты пожалуйся: «Я что-то устал. Да и поесть пора. Давай отдохнем!» — и протяни своему спутнику лаваш. Если он разломит лаваш на две равные половинки — значит, будет он тебе верным другом. Дальше, когда попадется вам на пути ручей или речушка, ты, сынок, сразу начни разуваться. Не ступит твой попутчик без тебя в воду, скажет: «Зачем нам обоим ноги мочить? Давай я тебя на спине перенесу», знай — это товарищ твой, друг и брат на всю жизнь.

Дала такие наказы старушка юноше, и отправился он в дорогу. Много ли, мало ли прошагал Алискер, но вот встретился ему человек почтенных лет. Дальше пошли они вместе, и Алискер, как учила его мать, сказал:

— Не подождешь ли ты меня, отец? Я отлучусь ненадолго в соседний аул, мигом вернусь…

Отошел подальше и спрятался в придорожных кустах. Смотрит, старик не стал ждать. Поднялся и зашагал, не оглянувшись.

Отправился Алискер дальше один. На следующее утро встретился ему юноша, чуть постарше его самого. Назвался он Али-Ага. Познакомились, пошли вдвоем. Вот спустя немного, Алискер говорит:

— Не подождешь ли ты меня, братец, часок? Посиди… Я только сбегаю в соседний аул, живо вернусь…

Отбежал до поворота дороги и спрятался за большим камнем. Видит, сел попутчик у обочины и сидит спокойно, дожидается. Обрадовался Алискер, говорит про себя: «Вот этот будет мне товарищем!».

Пошагали путники дальше, а когда наступило время обеда, Алискер протянул Али-Аге лаваш, и тот разделил его на две ровные-ровные половинки. «Ну, — думает Алискер, — будет мне Али-Аг

gusi-lebedi.club

Как проверяется дружба. — Начальные классы

9

Открытый урок

по литературному чтению

по теме

«Как проверяется дружба»

2 класс

Автор:Багирова.З.К. воспитатель ГПД МКОУ Луткунская СОШ.

Цели: научить обучения составлению характеристики внутренних качеств

героев,формирование понятия дружбы.

Задачи: формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь

на его название и предполагаемый жанр,

формировать понятие «дружба» и «друг»;

развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с

собственным жизненным опытом;

развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний;

воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.

Методы:

Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с

учебником, практический метод, анализ, обобщение.

Оборудование:

Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)

Ход урока

Урок начат с молитвы.

  1. Целеполагание

Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».

В чем заключалось ваше домашнее задание?

/на выбор:

  1. Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»

  2. Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью./с рисунком/

— выступление детей 2-3 чел.

Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?

  1. Введение в тему произведения.

— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/

— Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/

— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.

— Учебник стр.71

— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?

— В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?

  1. Словарная работа.

Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.

Слайдподготовленный ученик

Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвойСамого Государя Императора.

Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.

— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.

Работа со словарем:

Статный – человек стройный, красивого телосложения.

Лаваш – лепёшка.

Аул – горное селение.

Ватага – толпа, шайка.

— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.

Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.

ДОСКА:

Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.

  1. Работа с текстом.

  1. Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74

  2. Работа по прочитанному

— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.

— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?

— Рассмотрите картинки на стр.75.

— Как художник представил себе продолжение сказки?

— Как вы себе представляете продолжение сказки?

— Обоснуйте свой ответ.

  1. Чтение продолжения с.75

  2. Работа по прочитанному.

— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?

-Найдите ответ в тексте.

  1. Анализ произведения.

-Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

-Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?

— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.

О каком качестве Али-агиговорит его поступок?

Найдите это качество в словаре характеристик.

/дождался – о терпении/

— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.

— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки.с.73

— С каким словом будет второе бревнышко?

/поделился – нежадный, щедрый/

— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.

— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/

— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73

Он правильно сделал?

— О каких качествахАли-аги идет речь здесь?

Внимание/забота, доброта 2брёвнышка

— Все наказы матери выполнил Алискер?

— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?

— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?

— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?

— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?

/верность, надёжность, честность/

— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?

— Каким еще был Али-ага? /скромным/

— Хотели ли вы иметь такого друга?

— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.

— На каких же качествах основана настоящая дружба?

/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/

Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.

Слайд

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Делу время, потехе час.

Друзья познаются в беде.

Вежливость открывает все двери.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Старый друг лучше новых двух.

Без беды друга не узнаешь.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Доброе братство дороже богатства.

— Обоснуйте свой выбор.

/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.

  1. Итог урока

— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?

— Чему она учит?

Ответьте на контрольные вопросы:

Что лежит в основе дружбы?

Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь

— Послушайте стихотворение:

/подготовленный ученик/

Дружище, послушай слова мудреца,Буряк Саша

Не будет поддержки от друга льстеца.

От первой беды рассыплется в прах,

Та дружба, которая только в словах.

Но друг задушевный навеки с тобой, Тюрина Катя

С тобою он связан одною судьбой,

В ладони твоей неизменна крепка,

Надежного верного друга рука.

Какой вывод вы сделали для себя?

— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?

/посадим человечка в окошко/

Домашнее задание на 2 четверть

— Выберите одно из предложенных заданий:СЛАЙД

1. Подготовить выразительное чтение сказки.

2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.

3. Нарисовать диафильм к сказке.

Оценки за урок.

multiurok.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: урок «Как проверяется дружба»

Открытый урок

по литературному чтению

по теме

«Как проверяется дружба»

2 класс

 

           Автор: Гугучкина Мария Валерьевна  

           учитель начальных классов

                                                     НОУ «Нижневартовская православная    

                                                     гимназия»

г.Нижневартовск

2010г

Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного                

          творчества в целях расширения литературного кругозора и  

          обучения составлению характеристики внутренних качеств

          героев, формирование понятия дружбы.

Задачи: формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь    

              на его название и предполагаемый жанр,  

              формировать понятие «дружба» и «друг»;

              развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с  

              собственным жизненным опытом;

              развивать речь учащихся, обучая их построению  высказываний;

              воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.

Методы:

               Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с  

               учебником, практический метод, анализ, обобщение.

Оборудование:

Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)

Ход урока

Урок начат с молитвы.

  1.  Целеполагание

Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».

В чем заключалось ваше домашнее задание?  

/на выбор:

  1. Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»
  2. Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью. /с рисунком/

— выступление детей               2-3 чел.

Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?

  1. Введение в тему произведения.

— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/

— Какой темы будет касаться наша проблема?                   /дружба/

— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.

— Учебник стр.71

— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?

—  В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?

  1. Словарная работа.

Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.

Слайд    подготовленный ученик

Лезгины – один из народов Дагестана —  «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.

Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.

— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.

Работа со словарем:

Статный – человек стройный, красивого телосложения.

Лаваш – лепёшка.

Аул – горное селение.

Ватага – толпа, шайка.

— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.

Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.

ДОСКА:

Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.

  1. Работа с текстом.
  1. Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74
  2. Работа по прочитанному

— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.

— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?

— Рассмотрите картинки на стр.75.

— Как художник представил себе продолжение сказки?

— Как вы себе представляете продолжение сказки?

— Обоснуйте свой ответ.

  1. Чтение продолжения  с.75
  2. Работа по прочитанному.

— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?

-Найдите ответ в тексте.

  1. Анализ произведения.

— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?

— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.

О каком качестве Али-аги говорит его поступок?

Найдите это качество в словаре характеристик.

/дождался – о терпении/

— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ   первое наше бревнышко – терпение.

— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73

— С каким словом будет второе бревнышко?

/поделился – нежадный, щедрый/

— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.

— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/

— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот  эпизод  с.73

Он правильно сделал?

— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?

Внимание/забота, доброта                      2 брёвнышка                          

— Все наказы матери выполнил Алискер?

— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?

— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?

— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?

— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?

/верность, надёжность, честность/

— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?

— Каким еще был Али-ага? /скромным/

— Хотели ли вы иметь такого друга?

— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.

— На каких же качествах основана настоящая дружба?

/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/

— Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.

Слайд

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Делу время, потехе час.

Друзья познаются в беде.

Вежливость открывает все двери.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Старый друг лучше новых двух.

Без беды друга не узнаешь.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Доброе братство дороже богатства.

— Обоснуйте свой выбор.

/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.

  1. Итог урока

— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?

— Чему она учит?

Ответьте на контрольные вопросы:

Что лежит в основе дружбы?

— Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом?    любовь

— Послушайте стихотворение:

                                                    /подготовленный ученик/

Дружище, послушай слова мудреца,                                   Буряк Саша

Не будет поддержки от друга льстеца.

От первой беды рассыплется в прах,

Та дружба, которая только в словах.

Но друг задушевный навеки с тобой,                                   Тюрина Катя

С тобою он связан одною судьбой,

В ладони твоей неизменна крепка,

Надежного верного друга рука.

 Какой вывод вы сделали для себя?

— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?

/посадим человечка в окошко/

Домашнее задание на 2 четверть

— Выберите одно из предложенных заданий:            СЛАЙД

1. Подготовить выразительное чтение сказки.

2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.

3. Нарисовать диафильм к сказке.

Оценки за урок.

nsportal.ru

Урок по литературному чтению «Как проверяется дружба»

10

Открытый урок

по литературному чтению

по теме

«Как проверяется дружба»

2 класс

Автор: Гугучкина Мария Валерьевна

учитель начальных классов

НОУ «Нижневартовская православная

гимназия»

г.Нижневартовск

2010г

Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного

творчества в целях расширения литературного кругозора и

обучения составлению характеристики внутренних качеств

героев, формирование понятия дружбы.

Задачи: формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь

на его название и предполагаемый жанр,

формировать понятие «дружба» и «друг»;

развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с

собственным жизненным опытом;

развивать речь учащихся, обучая их построению высказываний;

воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её.

Методы:

Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с

учебником, практический метод, анализ, обобщение.

Оборудование:

Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)

Ход урока

Урок начат с молитвы.

  1. Целеполагание

Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».

В чем заключалось ваше домашнее задание?

/на выбор:

  1. Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»

  2. Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью. /с рисунком/

— выступление детей 2-3 чел.

Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?

  1. Введение в тему произведения.

— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/

— Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/

— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.

— Учебник стр.71

— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?

— В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?

  1. Словарная работа.

Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.

Слайд подготовленный ученик

Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.

Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.

— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.

Работа со словарем:

Статный – человек стройный, красивого телосложения.

Лаваш – лепёшка.

Аул – горное селение.

Ватага – толпа, шайка.

— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.

Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.

ДОСКА:

Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.

  1. Работа с текстом.

  1. Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74

  2. Работа по прочитанному

— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.

— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?

— Рассмотрите картинки на стр.75.

— Как художник представил себе продолжение сказки?

— Как вы себе представляете продолжение сказки?

— Обоснуйте свой ответ.

  1. Чтение продолжения с.75

  2. Работа по прочитанному.

— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?

-Найдите ответ в тексте.

  1. Анализ произведения.

— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?

— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.

О каком качестве Али-аги говорит его поступок?

Найдите это качество в словаре характеристик.

/дождался – о терпении/

— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.

— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73

— С каким словом будет второе бревнышко?

/поделился – нежадный, щедрый/

— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.

— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/

— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73

Он правильно сделал?

— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?

Внимание/забота, доброта 2 брёвнышка

— Все наказы матери выполнил Алискер?

— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?

— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?

— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?

— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?

/верность, надёжность, честность/

— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?

— Каким еще был Али-ага? /скромным/

— Хотели ли вы иметь такого друга?

— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.

— На каких же качествах основана настоящая дружба?

/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/

Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.

Слайд

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Делу время, потехе час.

Друзья познаются в беде.

Вежливость открывает все двери.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Старый друг лучше новых двух.

Без беды друга не узнаешь.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Доброе братство дороже богатства.

— Обоснуйте свой выбор.

/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.

  1. Итог урока

— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?

— Чему она учит?

Ответьте на контрольные вопросы:

Что лежит в основе дружбы?

Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь

— Послушайте стихотворение:

/подготовленный ученик/

Дружище, послушай слова мудреца, Буряк Саша

Не будет поддержки от друга льстеца.

От первой беды рассыплется в прах,

Та дружба, которая только в словах.

Но друг задушевный навеки с тобой, Тюрина Катя

С тобою он связан одною судьбой,

В ладони твоей неизменна крепка,

Надежного верного друга рука.

Какой вывод вы сделали для себя?

— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?

/посадим человечка в окошко/

Домашнее задание на 2 четверть

— Выберите одно из предложенных заданий: СЛАЙД

1. Подготовить выразительное чтение сказки.

2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.

3. Нарисовать диафильм к сказке.

Оценки за урок.

kopilkaurokov.ru

Урок литературного чтения во 2 классе «Как проверяется дружба»

27.10.16 Литературное чтение урок №25

Тема: «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка).

Цель: содействовать формированию умений выделять необходимые эпизоды из текста и пересказывать их, оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию; создать условия для развития умений прогнозировать развитие сюжета.

Сценарий урока.

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний. Проверка Д/З: пересказ мордовской народной сказки «Врозь-плохо, вместе — хорошо»

— Перед вами картинки с изображением одежды, жилища, музыкальных инструментов одного из народов, проживающих на территории России. Говорить мы сегодня будем о лезгинах. Тема урока лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба» .

III. Постановка учебной задачи.

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, давайте поставим цели урока:

1) Познакомиться … (с историей и традициями лезгинского народа.)

2) Прочитать … (лезгинскую народную сказку «Как проверяется дружба»)

3) Учиться … (выразительно читать новое произведение.)

IV. Открытие нового знания.

1. Знакомство с историей традициями лезгинского народа. (стр. 65)

2. Лексическая работа. Словарная разминка на с. 71 учебника.

А) Работа со словарем.

Б) выяснение значения выражения «человек почтенных лет».

— Как вы понимаете выражение «человек почтенных лет»? (Почтенный — значит уважаемый.)

— За что можно уважать человека? (За ум, мудрость, знания.)

— Чем дольше человек живет, чем он старше, тем мудрее становится, больше понимает, знает и умеет.

— Кого же мы назовем «человек почтенных лет»? (Человека мудрого, который жил долго, многое видел в жизни, много знает и многое умеет.)

3. Чтение первой части сказки (с. 71 — 74)

4. Прогнозирование дальнейших событий. Задание 4 с. 74.

5. Составление устного рассказа, прогнозирующего дальнейшие события, по серии рисунков. Задание5 с. 74.

6. Продолжение чтения сказки детьми.

V. первичное закрепление.

— Почему сказка называется «Как проверяется дружба»?

— Кто проверял дружбу? (Алискер.)

— Кто дал ему мудрый совет, как проверить дружбу? (Его мать.)

— Как называются в тексте эти мудрые советы? Подтвердите свой ответ строчками из текста. (Наказы.)

VI. Физминутка.

VII.самостоятельная работа.

РТ стр. 25 задание 1. Самопроверка.

VIII. Включение нового в систему знаний.

РТ стр. 25 задание 2.

IX. Рефлексия.

— Какую задачу ставили перед собой на уроке?

— Удалось ли решить поставленную задачу?

— Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем надо еще поработать?

Д/З: перечитать, подготовиться к чтению по ролям.

infourok.ru

Открытый урок по литературному чтению по теме «Как проверяется дружба» 2 класс — 29 Июня 2013 — Конкурсы

Учитель начальных классов
Гугучкина Мария Валерьевна,
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Нижневартовская православная гимназия»,
г.Нижневартовск ХМАО-Югра

Цель: познакомить учащихся с произведением устного народного
творчества в целях расширения литературного кругозора и
обучения составлению характеристики внутренних качеств
героев, формирование понятия дружбы.

Задачи: формировать умение прогнозировать содержание
читаемого текста, опираясь на его название и
предполагаемый жанр,
формировать понятие «дружба» и «друг»;
развивать умение анализировать и оценивать поступки
героев, соотносить их с собственным жизненным опытом;
развивать речь учащихся, обучая их построению
высказываний;
воспитывать умение контролировать свою деятельность,
оценивать её.

Методы:
Наглядный метод, беседа, работа со словарем, работа с
учебником, практический метод, анализ, обобщение.

Оборудование:
Карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, каркас и фундамент дома со словами (честный, смелый, добрый, заботливый, надёжный, верный)
Ход урока
1. Целеполагание
Цель нашего урока – познакомиться с новым произведением и определить те качества, которыми обладают герои, выяснить главную мысль произведения.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы работали над сказкой «Вместе хорошо, порознь-плохо» и на внеклассном чтении познакомились со сказкой « О дружбе» и «Три товарища».
В чем заключалось ваше домашнее задание?
/на выбор:
1) Составить рассказ с рисунком к заданию №5 по сказке «Вместе хорошо, порознь-плохо»
2) Придумать продолжение истории «О дружбе» — что случилось с лошадью. /с рисунком/
— выступление детей 2-3 чел.
Микроитог: Что объединяет эти два произведения? Чему они учат?
3. Введение в тему произведения.
— Посмотрите на доску, что сегодня нас ждет на уроке? /проблемная ситуация/
— Какой темы будет касаться наша проблема? /дружба/
— Сегодня мы продолжим тему дружбы и познакомимся с новой сказкой.
— Учебник стр.71
— Прочитайте название сказки. Что можно сказать о содержании по данному названию?
— В конце урока мы должны построить дом, который укажет нам — Каковы основы дружбы?

4. Словарная работа.
Прежде чем начать чтение сказки давайте выясним, что это за народность ЛЕЗГИНЫ.
подготовленный ученик
Лезгины – один из народов Дагестана — «прекрасной страны гор». Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла. Как и все горцы, лезгинские мужчины были храбрыми воинами. За высокое воинское искусство, отличную выправку их приглашали в конвой Самого Государя Императора.
Это очень гордый народ. Именно поэтому у них очень высоко ценилось понятие чести, дружбы.
— В тексте вам, возможно, встретятся незнакомые слова, давайте прочитаем и выясним их лексическое значение.
Работа со словарем:
Статный – человек стройный, красивого телосложения.
Лаваш – лепёшка.
Аул – горное селение.
Ватага – толпа, шайка.
— Прежде чем приступить к чтению, обратите внимание на слова, которые встретятся в тексте и могут вызвать затруднение при чтении.
Подготовка к чтению: чтение хоровое, выборочное.
ДОСКА:
Не-ве-до-мом, е-дин-ствен-ный, А-лис-кер, рас-ще-ли-на.
5. Работа с текстом.
1) Чтение текста хорошо читающими учащимися до стр.74
2) Работа по прочитанному
— Прочитайте, что говорила мать, когда провожала сына в дорогу.
— Какие слова матери вам кажутся самыми важными?
— Рассмотрите картинки на стр.75.
— Как художник представил себе продолжение сказки?
— Как вы себе представляете продолжение сказки?
— Обоснуйте свой ответ.

3) Чтение продолжения с.75
4) Работа по прочитанному.
— Почему Али-ага вытащил Алискера из расщелины?
-Найдите ответ в тексте.

6. Анализ произведения.
— Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
— Кто из героев у вас вызвал симпатию? Почему?
— Прочитайте в тексте, как Али-ага прошел 1 испытание. /с.72 последний абзац.
О каком качестве Али-аги говорит его поступок?
Найдите это качество в словаре характеристик.
/дождался – о терпении/
— Поставим на фундамент дома ДРУЖБЫ первое наше бревнышко – терпение.
— Как повел себя Али-ага на втором испытании? Прочитайте эти строки. с.73

— С каким словом будет второе бревнышко?
/поделился – нежадный, щедрый/
— Выложим второе бревнышко со словом – щедрый.

— В чем заключалось третье испытание? /перейти ручей/
— Как поступил Али-ага в этот раз? Прочитайте этот эпизод с.73
Он правильно сделал?
— О каких качествах Али-аги идет речь здесь?
Внимание/забота, доброта 2 брёвнышка

— Все наказы матери выполнил Алискер?
— В чем же заключалось самое главное испытание Али-аги?
— Найдите в тексте и прочитайте слова Али-аги, где он объясняет – почему он вытащил Алискера из расщелины?

— Как вы понимаете слова «чистая совесть»?
— О каких качествах Али-аги вы можете сказать?
/верность, надёжность, честность/

— Как вы думаете, почему Али-ага удивился, когда Алискер поблагодарил его за помощь?
— Каким еще был Али-ага? /скромным/

— Хотели ли вы иметь такого друга?

— Посмотрите на дом, который у нас получился. Осталось поставить крышу.
— На каких же качествах основана настоящая дружба?
/терпение, щедрость, доброта, забота, верность, надежность, честность, скромность/
— Перед вами лежат пословицы. Выберите те, которые отражают основную мысль сказки.
На доске:
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, потехе час.
Друзья познаются в беде.
Вежливость открывает все двери.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Доброе братство дороже богатства.

— Обоснуйте свой выбор.
/настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. Али-ага ни разу не бросил Алискера, поступал с ним честно, по совести. Настоящей дружбе не страшны никакие испытания/.
7. Итог урока
— С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
— Чему она учит?
Ответьте на контрольные вопросы:
Что лежит в основе дружбы?
— Как вы думаете, какая главная добродетель лежит в основе всего? Что должно быть фундаментом? любовь

— Послушайте стихотворение:
/подготовленный ученик/
Дружище, послушай слова мудреца,
Не будет поддержки от друга льстеца.
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.

Но друг задушевный навеки с тобой,
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.

Какой вывод вы сделали для себя?
— Понравился вам урок? С каким настроением вы уйдете с него?
/посадим человечка в окошко/
Домашнее задание на 2 четверть
— Выберите одно из предложенных заданий:
1. Подготовить выразительное чтение сказки.
2. Написать дома рассказ по одной из пословиц, выбранной сегодня на уроке.
3. Нарисовать диафильм к сказке.
Оценки за урок.

www.pomochnik-vsem.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*