Сказка про лень и трудолюбие – Какие есть сказки, где трудолюбие награждается, а лень наказывается?

Сказки о лени и трудолюбии

Один заработанный рубль

Грузинская притча

У одного человека был очень ленивый сын. Ничего он не хотел делать, ни одного пятака заработать не мог. Кормил его отец, пока мог, только состарился он, захворал, и невмоготу ему стало. Слег старик в постель, позвал жену и говорит:
– Все свое имущество передам кому чужому, ничего сыну не оставлю – лентяй он, ни к чему не годный, рубля заработать не может.
Обидно матери, заступилась она за сына:
– Как это он рубля заработать не может?!
А муж стоит на своем:
– А ну, если может, пусть пойдет заработает рубль – все имущество ему оставлю.
– Хорошо, – сказала жена.
Пошла она к сыну, дала ему рубль и научила:
– Уйди куда-нибудь до вечера, а вечером придешь, отдашь этот рубль отцу и скажешь, что ты сам его заработал.
Так и поступил сын. Пришел вечером, принес этот рубль и говорит отцу:
– Совсем извелся из-за этого рубля, с трудом его заработал.
Взял отец рубль, понюхал и бросил его в камин.
– Это не ты заработал! – сказал он сыну.

Засмеялся сын и ушел. Что делать матери? Дала она ему еще один рубль и сказала:
– Пойди, хоть целый день без дела ходи, а к вечеру пробеги версты две – чтоб вспотеть, войди к отцу и скажи: – Потом заработал я этот рубль.
Так и поступил сын. Прибежал он вечером усталый, вспотевший, вбежал к отцу и говорит:
– Видишь, отец, весь я в поту, трудно достался мне этот рубль.
Взял отец рубль, понюхал и бросил и его в камин.
– Не обманешь меня, сынок, – говорит, – не ты заработал эти деньги.
Ни во что не счел сын все это, опять засмеялся и ушел.
Поняла мать, что плохо дело, и сказала сыну:
– Видишь, сынок, не обмануть нам его, придется тебе самому поработать. Пойди поработай, хоть по три пятака в день заработаешь, и то в неделю рубль наберешь, принеси его отцу, поверит.
Послушался сын. Пошел и вправду целую неделю работал. Кому что сделал, кому что перенес, набрал так один рубль и принес отцу.
Понюхал и эти деньги старик и бросил их в камин.
– Нет, сынок, и это не ты заработал, – говорит.
Не выдержал сын, бросился к камину, голыми руками выгреб из огня свои деньги и закричал отцу:
– Помешался ты, отец! Целую неделю трудился я и гнул спину из-за этих денег, а ты их в огне жжешь.
Сказал тогда отец:
– Теперь-то верю я, что ты сам этот рубль заработал, сердце у тебя за него заболело. Видишь, сынок, как трудно самому заработать деньги. Будешь работать – будешь и иметь, а не будешь работать – с голоду умрешь.
С такими словами отец завещал сыну все свое имущество, а сам ушел туда, откуда не возвращаются.

raskazka.net

10 правильных детских рассказов о трудолюбии и лени

Тамара Ломбина много лет собирает рассказы для детей до 7 лет, которые учат добру и справедливости

Василий Сухомлинский

Бабушка и Петрик

В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой. Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.

В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.

Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.

А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.

– Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?

– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:

– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?

Василий Сухомлинский

Каждый человек должен

Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:

– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?

– Ночью тоже ведет поезд машинист.

– Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?

– Не спит, сынок.

– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.

– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.

– Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?

– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.

– И я должен? – спрашивает Петрик.

– И ты должен.

– Что же я должен?

– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

Петрик долго не мог уснуть.

Василий Сухомлинский

Правильно думай о труде

Пятиклассники посадили много кустов рябины. Когда-нибудь целая роща вырастет. А пока что нужно поливать кусты, ухаживать за ними.

Разделили кусты между учениками. Каждому досталось по четыре деревца.

Марийка и Оля сидят за одной партой. И кусты рябины их рядом.

Договариваются девочки и приходят вместе поливать деревья.

Первую рябину Марийке поливать очень легко, вторую – немного труднее, третью – трудно, а на четвертую уже совсем мало остается сил.

Но вот заболела Оля, и пионервожатая попросила Марийку:

– Поливай и Олины деревца. Она же твоя подруга.

Марийка тяжело вздохнула, взяла ведро и пошла к рябиновой роще. Она все думала: теперь ей поливать восемь деревьев. Восемь поливалок воды надо нести от колодца.

Девочка взялась за работу. Полила одно дерево, второе, третье. И вот что странно: работа казалась ей легкой. Уже на шестом деревце стало труднее. Седьмое деревце поливать было совсем трудно, а на восьмое едва хватило сил.

«Вот оно что, – думала Марийка, окончив работу. – Теперь я знаю, как облегчить работу. Надо думать: мне поливать двенадцать деревьев. Тогда восемь поливать будет совсем легко».

Так она и сделала на следующий день. Собираясь на работу, она все время думала: мне надо полить двенадцать деревьев. Вытащить из колодца и отнести в рябиновую рощу двенадцать ведер воды.

Поливая, она все время думала только об одном: мне сегодня надо полить двенадцать деревьев.

Полила восемь – и не ощутила усталости. «Самое трудное – приучить себе правильно думать о труде», – вспомнила Марийка слова учителя.

Алексей Мусатов

Как хлеб на стол пришел

Хлеб был мягкий, пахучий, податливый, и Лёнька Вишняков вылепил из него петуха. Тот получился на славу: гордо вытянутая шея, толстый гребешок, хвост трубой, лапы со шпорами.

Не отстал от Лёньки его двоюродный брат Петя и тоже вылепил петуха. Пока взрослые за столом были заняты своими разговорами, Лёнька и Петя затеяли петушиный бой.

Он был непродолжительным. Хлебные клювы вскоре прогнулись, крылья и хвосты отвалились, шпоры притупились.

Тогда ребята превратили своих хлебных петухов в шарики и принялись шмякать ими об пол. Это было забавно.

И вдруг ребята получили от дедушки Семёна по крепкому подзатыльнику.

– Ах вы, нечестивцы! Да кто же так с хлебом обращается?

– Подумаешь! Хлеба ему жалко, – обиделся Лёнька, потирая затылок.

– Да я в городе хоть пять буханок из магазина могу принести, – поддержал его Петя.

Отец Пети ещё в начале зимы приехал из города в деревню, стал работать в колхозе инженером и вместе с сыном жил в доме у Вишняковых.

– Вот в том-то и беда, – сказал дедушка. – Не знаете вы ещё, с каким трудом людям хлеб достаётся. – И он принялся рассказывать про пахоту сохой, про сев из лукошка, про жатву серпом, про молотьбу цепом.

– Ну что вы их пугаете, дедушка, – вступился за ребят старший брат Лёньки Николай. – Соха да серп – это когда было-то? Теперь всё машинами делается…

– Машины машинами, а хлеб уважать нужно, – строго заметила Лёнькина мать Евдокия Ивановна и посмотрела на сына и Петю. – Вы, поди, думаете, что буханки да булки в магазине готовятся. А вам уж не мешало бы знать, как кусок хлеба на стол приходит.

– А я и так про хлеб всё знаю, – заявил Лёнька. – Это вон Петьке нужно… Он городской.

– Ничего ты толком ещё не знаешь… Так, с пятого на десятое, – сказала Евдокия Ивановна и обратилась к мужу: – Показал бы им, Василий, как хлеб в поле выращивают.

– Стоит, пожалуй, заняться, – согласился Василий Семёнович и кивнул ребятам: – Ну что ж, с завтрашнего дня и начнём…

– С завтрашнего? – переспросил Лёнька. – Так сейчас же зима, снег кругом, морозы… И в поле ничего не растёт.

– А добрые хозяева об урожае всегда заранее думают… Ещё задолго до весны. Вот завтра и приходите ко мне в бригаду.

На другой день Лёнька с Петей узнали, что Василий Семёнович и Николай выехали на тракторах в поле и пашут там снег.

– А зачем же его пахать? – удивились ребята.

Они встали на лыжи и помчались за околицу. И верно: Лёнькин отец вспахивал снег. К трактору был прицеплен сколоченный из толстых брёвен тяжёлый треугольный плуг – снегопах. Он, как утюг, врезался в сугробы и сдвигал снег в толстые валы.

– А я знаю, зачем снег пашут! – догадался Петя. – Когда поле покрыто валами, снег задерживается.

– Верно смекнул, – согласился Лёнькин отец, – запасём мы зимой снега побольше – весной в земле будет много влаги. Вот с этого и начинается забота об урожае.

А через неделю Лёнька с Петей застали Василия Семёновича на скотном дворе. Тот прицепил к трактору бульдозерную навеску и стал сдвигать навоз наружу, а там со специально построенной горки – эстакады – навоз перемещался на большие тракторные сани.

Ребята забрались в кабину трактора и поехали за деревню. Здесь навоз выгрузили из саней в большой бурт.

Потом Василий Семёнович пересел на колёсный трактор и принялся возить в поле торф с болота, а затем минеральные удобрения, похожие на соль,– со станции железной дороги.

– Догадались, зачем всё это нужно? – спросил Василий Семёнович. – Это чтобы лучше хлеб уродился.

В это воскресное утро Евдокия Ивановна разбудила Лёньку с Петей намного раньше обычного и сунула одному в руку корзиночку с едой, другому – бидончик с молоком.

– Отнесите-ка нашим завтрак. Уже время подходит.

– А где они сегодня работают? – спросил Петя.

– В мастерской. Машины к весне ладят.

– Опять к весне? Но на улице ещё зима…

– А ты знаешь поговорку: «Правь телегу зимой, а сани летом»? Так и у нас в колхозе. Ну, шагайте быстрее!

Мастерская находилась около машинного сарая. Через открытые ворота Лёнька и Петя увидели тракторы, сеялки, культиваторы, бороны… Ребята не раз встречали эти машины в поле, но вот так, собранными в одном месте, они их видели впервые.

– Ой, сколько машин! – воскликнул Петя. – Давай посмотрим.

– Оглядевшись по сторонам, ребята сели в кабину трактора, осмотрели и потрогали рычаги.

– А завтрак-то! Нас ведь ждут, – вспомнил вдруг Лёнька.

В ремонтной мастерской вовсю шла работа: гудели станки, в кузнице пылал огонь в горне. Василий Семёнович вытачивал на токарном станке какую- то деталь, Николай сваривал полосы железа.

Всеми работами руководил Петькин отец.

– У вас здесь, как на заводе, – сказал Петя. – И станки, и электросварка…

– Заметив ребят с завтраком, Николай обрадовался:

– Наши кормильцы пришли! Наконец-то! – И вдруг захохотал: – Да вы только посмотрите на них!.. Чумазые, грязные…

– Они, наверное, качество ремонта машин проверяли,– улыбнулся Василий Семёнович. – Ну, как, есть замечания?

– Все в порядке… Машины к севу готовы! – басом сказал Лёнька и переглянулся с Петькой; только сейчас они заметили, что их носы и щёки изрядно перемазаны машинным маслом.

– Да уж мы стараемся, – сказал Василий Семёнович и посоветовал: – Вы бы ещё проверили, как семена к весне готовят.

Лёнька с Петькой пошли к колхозному амбару. Там под навесом стояла большая сортировка. Ребята заглянули в её нутро и увидели много проволочных решёт.

Бригадир включил мотор, шестерёнки в сортировке закружились, решёта пришли в движение. Из дверей амбара по резиновой ленте транспортёра поползло зерно и толстой струёй стало сыпаться внутрь сортировки.

– А зачем же зерно через решёта пропускать? – спросил Петька. – Оно и так чистое…

– Чистое, да не очень, – пояснил бригадир и показал ребятам на отверстие внизу сортировки, из которого тонкой струйкой вытекали мелкие зёрнышки разного цвета и формы. – Это всё семена сорняков… Тут и лебеда, и осот, и вьюнок… Не очистим мы зерно от них перед севом – попадут они в почву, прорастут и будут мешать пшенице.– И он подвёл ребят к другой стороне сортировки, откуда сыпалось добротное семенное зерно.– Вот тут действительно чистые семена, без сорных примесей.

– Теперь их и сеять можно? – спросил Петя.

– Да нет, рано. Их ещё на всхожесть надо проверить. Вы к дедушке в агролабораторию зайдите. Может, ваша помощь потребуется.

Лёнька и Петька отправились в колхозную агролабораторию.

Войдя в просторную, светлую, тёплую комнату, ребята застыли в изумлении. Все столы в комнате были заставлены деревянными ящиками с землёй. Из земли пробивались сочные зелёные стебельки всходов.

Навстречу ребятам вышел дедушка Семён, дежурный по агролаборатории.

– Дедушка, мы тебе помогать пришли, – сообщил Лёнька. – Что надо делать? Землю копать, сеять, полоть?

– Нет, этого ничего не требуется. А вот считать до сотни…

– Мы и до тысячи можем… и до миллиона, – заявили ребята.

– Пока нужно только до сотни, – улыбнулся дедушка.

Дедушка подвёл ребят к ящикам с посевами. На каждом из них было написано, какой сорт пшеницы здесь посеян и из какого зернохранилища он взят.

– Мы сейчас проверяем семена на всхожесть, – объяснил дедушка. – В каждом ящике посеяно по сто зёрен. Вот вы и посчитайте внимательно, сколько зёрен взошло в каждом ящике. А чтобы не ошибиться, посчитайте по нескольку раз. Ясна задача?

Ребята быстро произвели подсчёт. Петьке повезло. В его ящике всхожесть оказалась самая лучшая: из ста зёрен проросло девяносто восемь. А у Лёньки дали всходы только восемьдесят семь зёрен. Дедушка все эти цифры тщательно записал в тетрадку. – Семена с плохой всхожестью, конечно, сеять не будем.

Подошла весна. Отгремели буйные ручьи, снег с полей сошёл, и земля начала подсыхать. На обочинах дорог зазеленела щетинка травы, зацвели жёлтые первоцветы.

Как-то вечером Лёнькин отец собрал всех трактористов своей бригады, развернул перед ними карту колхозных полей и принялся объяснять, кто из них на каком участке будет проводить весенние посевные работы.

На другой день ребята увязались с Василием Семёновичем в поле.

Лёнькин отец поднялся на пригорок, нагнулся, взял горсть земли, скатал из неё шарик и бросил на твёрдую дорогу. Шарик рассыпался на мелкие комочки.

– Ну, ребята, поспела землица. Можно начинать пахоту!

– А дедушка уже начал! – И Лёнька показал в сторону приусадебного участка, где дедушка Семён, покрикивая на лошадь, ходил за плугом.

– Ну, как пашется, батя? – спросил Василий Семёнович.

– Совсем измучился! – Дедушка остановил лошадь и вытер рукавом взмокшее лицо. – Плуг что-то мелко берёт.

– Да, мелковато, – Василий Семёнович замерил ладонью глубину борозды. – При такой пахоте хорошей картошки не вырастишь.

– Сюда бы, Василий, твой трактор пригнать, – со вздохом сказал дедушка. – Он бы за час всё перепахал.

– Нет, моему трактору на таком пятачке и делать нечего, – усмехнулся Василий Семёнович. – Ему простор нужен, широта…

К вечеру тракторно-полеводческая бригада переселилась жить в поле. Трактористы привезли сюда вагончик-общежитие, соорудили кухню, столовую, доставили бочки с горючим. Рядом с вагончиками прибили к столбу большой лист фанеры и положили кусок мела, чтобы записывать на доске, как идёт работа.

С утра тракторы, попыхивая синим дымком и, таща за собой сцепку с боронами, разошлись по разным сторонам поля, вспаханного ещё с осени, и начали бороновать землю, чтобы сохранить в ней влагу. Поле ожило, загудело. С каждым часом росли прямоугольники чёрной зяби.

Тракторы работали с восхода солнца до позднего вечера. Как-то вечером Лёнька с Петькой забрались на трактор Василия Семёновича. Это был мощный гусеничный ДТ-75.

– Видали? – сказал Лёнькин отец.– Это вам не лошадь.

– А что такое ДТ-75? – спросил Петя, показывая на марку трактора.

– А это значит: дизельный трактор в семьдесят пять лошадиных сил, – пояснил Василий Семёнович.– А есть и более мощные тракторы – в триста лошадиных сил… Подумай только – триста лошадиных сил! Этих степных богатырей выпускает Кировский завод в Ленинграде.

Потом Василий Иванович, посмеиваясь, спросил ребят, довольны ли они катанием на тракторе и не покатать ли их ещё и ночью?

– А ты разве и ночью работать будешь? – спросил Лёнька.

– Обязательно. Пока земля не высохла, надо её поскорее подготовить к посеву.

Через два-три дня по заборонованной зяби пустили культиваторы, и поле стало мягким, ровным и чистым. Теперь можно было сеять пшеницу.

Отец прицепил к своему трактору сцепку, а к ней – две сеялки. На загрузчике к сеялкам подъехал дедушка Семён.

Железные ящики сеялок наполнили пшеницей. Сеяльщицы встали на откидные доски, приделанные к каждой сеялке.

– Счастливого вам сева! – взмахнув рукой, крикнул дедушка.

Отец вёл машину, словно по шнуру. Зёрна пшеницы вытекали из носиков сошников и тут же засыпались землёй.

Дедушка всё же не выдержал и, присев на корточки, принялся осторожно разгребать землю – зёрна пшеницы лежали ровной цепочкой.

– Принимай, земля, золотые зёрнышки,– шепнул дед Семён.– Расти, хлебушек, густой, колосистый да умолотистый.

Сделав первый круг, Василий Семёнович остановил трактор с сеялками и сказал подошедшему председателю колхоза, что он хочет прицепить к трактору ещё одну сеялку.

– Это дельно! – одобрил дедушка.– Ещё с дюжину лукошек прибавится. Скорее отсеемся…

– Да что ты всё на лукошки меряешь,– отмахнулся председатель и спросил Василия Семёновича, потянет ли трактор.

– Ещё как! – ответил тот.– Он хоть гору своротит. Вот только кто сеяльщиком ещё будет?

– А я смогу,– согласился дедушка и кивнул на ребят: – У меня и помощники найдутся.

К трактору прицепили ещё сеялку, загрузили зерном.

Довольные ребята стояли рядом с дедушкой на откидной доске – вот они и сеяльщики!

Работа вроде несложная, но всё время надо быть начеку: не кончилось бы зерно в ящике сеялки, не засорились бы сошники. И дедушка то и дело покрикивал на молодых сеяльщиков:

– Эй, вы, севцы-ударники! Не зевать, смотреть в оба!

– Дедушка, а почему ты всё время про лукошко вспоминаешь? – спросили ребята.

– Э-э, хлопцы! – отозвался старик.– Я же в деревне, пока у нас машин не было, лучшим севцом считался. Как, бывало, выйду на зорьке с лукошком на груди да пойду полной горстью зерно разбрасывать по пашне, так все и залюбуются. К вечеру от усталости с ног валишься… А с утра опять рукой маши… Да нет, против таких богатырей,– кивнул он на трактор с сеялками,– куда там с лукошком тягаться. На таком поле сотня ручных севцов не справится.

Прошли считанные дни, и нежные росточки пшеницы пробили землю. Сначала они были слабенькими, робкими, но с каждым днём крепли, наливались соками, зеленели, и вскоре всё поле покрылось густыми всходами.

Раньше была тёмная комковатая пашня, а теперь до самого горизонта раскинулось безбрежное изумрудное море посевов пшеницы.

Раньше – шагай себе по пашне хоть вдоль, хоть поперёк, а теперь нельзя – помнёшь зелёные всходы.

Василий Семёнович вместе с ребятами пошёл осматривать посевы пшеницы – как-то они выглядят, не остались ли где незасеянные места.

Неожиданно Василий Семёнович свернул с дороги в поле. Он шёл и пристально вглядывался в посевы. Потом нагнулся и принялся вырывать какую-то зелёную траву.

– Вот сорняк проклятущий, всё же появился! Смотрите, вот это осот, это лебеда, это вьюнок, – Василий Семёнович показал ребятам сорняки. – И смотрите, какие они густые да сильные. Если им волю дать, они и пшеницу задушат.

– Как же так? – с недоумением спросил Петька. – Пшеницу перед севом сортировали, а сорняки лезут и лезут.

– Значит, земля ещё до сева была засорённая, – пояснил Василий Семёнович. – Сорняки живучие, с ними много лет бороться приходится…

– Давай мы будем вырывать сорняки,– кивнув Петьке, предложил Лёнька и ухватился за стебель лебеды.

– Да нет, куда там, это вам не грядка на огороде,– Лёнькин отец махнул рукой.– Разве сотни гектаров руками прополешь?

– Что же теперь будет? – озадаченно спросил Петя.

– Придумаем что-нибудь, – улыбнулся Василий Семёнович. – Пойду-ка я сейчас позвоню в район…

…Утром Лёньку с Петькой разбудил сильный гул самолёта. Казалось, что самолёт пролетел над самой крышей дома. Ребята стремглав выскочили на улицу. За околицей с пригорка они увидели самолёт. Похожий на лёгкую зелёную стрекозу, он на небольшой высоте летел над посевами пшеницы, и из его распростёртых крыльев падал мельчайший белый дождь. После первого захода самолёт развернулся, сделал второй заход, потом третий, четвёртый. Так он и сновал над полем из конца в конец, поливая дождичком зелёные посевы.

Всё это длилось каких-нибудь десять минут. Потом самолёт пролетел над крышами колхозных домов и пошёл на посадку в сторону старого пастбища.

Ребята помчались туда. Там находился заправочный пункт.

Самолёт уже приземлился. В бочки под крыльями перекачивали насосом какую-то жидкость.

Когда бочки наполнились, самолёт, взревев мотором, оторвался от земли. И снова над посевами пролился белёсый дождь, хотя в небе не было ни одной тучки.

На большой банке из белой жести Лёнька прочёл: «Препарат для борьбы с широколистными сорняками». И дальше шёл перечень тех сорняков, которые боялись этого самого препарата. Тут и василёк, и осот, и лютик, и лебеда, и вьюнок…

– Ага, миленькие! – обрадовался мальчик. – И на вас управа нашлась. Так вам и надо!

Потом ребята направились в поле – интересно, что же стало с сорняками? И как чувствует себя пшеница?

А председатель колхоза, бригадиры и агроном уже осматривали обработанные самолётом посевы.

– Это удивительный препарат,– пояснил бригадирам агроном.– Вот видите, сорняки поникли, сжались, а через несколько дней они и совсем высохнут. А для пшеницы и других культурных растений этот препарат совершенно безопасен.

– Ну и здорово же это придумано! – воскликнул Лёнька.

Пшеница созревала, покрывалась бронзовым налётом. Густые высокие хлеба стояли сплошной стеной.

Налившееся зерно в усатых колосьях стало твердеть.

В колхозе приближалась самая горячая пора – уборка урожая.

Механизаторы приводили в боевую готовность комбайны, жатки, грузовики. Всюду пестрели плакаты: «Уберём хлеб без потерь и в самые короткие сроки!»

Погожим солнечным утром Василий Семёнович прицепил к своему трактору сцепку с двумя жатками и вывел их в поле. Лёнька с Петькой в широкополых шляпах смело забрались в кабину трактора. Отсюда им хорошо было видно всё поле. Длинные острые носки жаток срезали густую пшеницу и укладывали её в валки.

Прошли эти жатки по полю, раз, другой, и тут все увидели, что им всё нипочём. Словно бритвой срезали они пшеницу: и мокрую, и полёглую, и заросшую травой.

А Василий Семёнович прицепил к трактору новую сцепку и к ней ещё жатку.

– Вот это жнёт-косит, вот это захватывает! – восхитился Лёнька и, не утерпев, измерил шагами ширину захвата трёх лафетных жаток. Получилось что-то без малого пятнадцать метров.

Через несколько дней пшеница в валках подсохла. На смену жаткам вышли в поле комбайны. Они двигались вдоль валков. К комбайнам были прицеплены подборщики, которые захватывали пшеницу и подавали её на транспортёр, а затем в молотилку.

Ребята решили взглянуть и на полевой ток.

Среди поля стояла большая зерноочистительная машина. Машина всё делала сама. Транспортёр забирал зерно из грузовиков и подвод, поднимал вверх, распределял по сортировкам, очищал его и вновь наполнял кузова автомашин уже сортированным зерном.

Ребята по примеру взрослых брали по полной пригоршне очищенной пшеницы, пересыпали её с ладошки на ладошку и даже пробовали на зуб. Придраться было не к чему – зерно сухое и чистое.

С полевого тока грузовики повезли очищенное зерно в колхозные амбары и на элеватор.

Утром Лёнька с Петей поехали на грузовике с пшеницей к железнодорожной станции. Вскоре показались высокие серые башни элеватора. Здесь машину с зерном взвесили на больших весах, девушки из лаборатории проверили пшеницу на чистоту и влажность и, наконец, вручили шофёру квитанцию.

– Дядя Миша, а что в бумажке написано? – полюбопытствовал Лёнька, прежде чем шофёр успел убрать квитанцию в карман.

– Написано, сколько пшеницы наш колхоз продал государству, по какой цене, а главное, сказано, что зерно принято элеватором по первому сорту, – пояснил дядя Миша.

– А я знаю, куда колхозное зерно пойдёт,– сказал Петя, садясь в машину.

– Куда же? – спросил Лёнька.

– Его на мельницу свезут, смелют, муку в пекарню отправят. Там булок напекут, саек, калачей, баранок. Потом в магазинах продавать будут. Ешь на здоровье!

К концу месяца колхоз обмолотил всю пшеницу.

– Вот мы и перехитрили непогоду,– сказал Василий Семёнович, когда вся семья вернулась с поля и села обедать.– Дали твёрдое слово за две недели убрать весь хлеб – и убрали. И дождь нас не задержал, и зерно мы не потеряли!

Дедушка отрезал каждому от свежеиспечённого каравая по ломтю хлеба.

– Отведайте-ка нового урожая… Чуете, какой дух сытный, – и он лукаво поглядел на Лёньку с Петей.– Теперь-то вы знаете, как кусок хлеба на стол приходит.

Ребята взяли по ломтю хлеба и переглянулись: ещё бы не знать!

Василий Сухомлинский

Не потерял, а нашел

Когда сыну исполнилось двенадцать лет, отец дал ему новую лопатку и сказал:

– Иди, сын, в поле, отмерь участок площадью сто ступней вдоль и сто поперек и вскопай.

Пошел сын в поле, отмерил участок и стал копать. А копать он еще не умел. Трудно было вначале, пока приловчился копать и к лопате приспособился.

К концу работа пошла все лучше и лучше. Но, когда сын вонзил лопату в землю, чтобы перевернуть последнюю горсть почвы, лопата сломалась.

Возвратился сын домой, а на душе неспокойно: что скажет отец за сломанную лопату?

– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я допустил потерю в хозяйстве. Лопата сломалась.

– А копать ты научился? Копать тебе в конце было трудно или легко?

– Научился, и копать в конце мне было легче, чем в начале.

– Значит, ты не потерял, а нашел.

– Что же я нашел, отец?

– Желание трудиться. Это самая дорогая находка.

Валентина Осеева

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.

А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

– Что же сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьем заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё ведра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну что? Каковы наши сыновья?

– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Василий Сухомлинский

Пекарь и Портной

Заспорили Пекарь и Портной: чей труд важнее и нужнее людям? Пекарь говорит Портному:

– Что случится, если я не испеку хлеб? Да без хлеба ни шахтер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Портной, ножницы в руки не возьмешь.

– А что случится, если портных не станет? Кто одежду сошьет? Без одежды ни шахтер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Пекарь, в свою пекарню не пойдешь.

Так и не пришли к одному мнению – чей же труд важнее и нужнее людям.

– Я обойдусь без тебя, Портной, – сказал Пекарь.

– И я проживу без тебя, Пекарь, – ответил Портной.

Пошли каждый на свою работу. Трудится Пекарь день, трудится другой – можно и без Портного обойтись. На третий день повесил Пекарь пиджак возле печи, рукав пиджака и обгорел; да так обгорел, что и пепел посыпался. Почесал затылок Пекарь. Что же делать? Пиджак с одним рукавом. К Портному нужно идти…

А Портной тем временем поработал день без хлеба – ел суп и кашу. Поработал второй день без хлеба… А на третий день живот так подвело, что и ножницы из рук выпали. Надо идти к Пекарю за хлебом.

Вышли из дома одновременно – Пекарь и Портной. Пекарь шел к Портному, а Портной – к Пекарю.

Встретились. Пекарь держит в руке пиджак без рукава, а Портной – пустую корзинку.

Иоанн Рутенин

Три сестрицы

В Давние давние времена жил на Руси один хороший человек. Был он пасечник и цветовод.

И всё ему казалось, что он мало добра людям делает.

Помолился он как-то раз на ночь перед иконой и говорит:

– Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился ему этой ночью во сне Ангел небесный и говорит:

– Вот, ты продаёшь людям душистый и сладкий мёд со своей пасеки. Люди его едят и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

Проснулся утром хороший человек, вспомнил сон и думает: «Может оно и так, но что бы мне ещё такое сделать?»

И на следующую ночь опять стал молиться:

– Господи, что бы мне сделать такое, чтобы и людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился к нему и во вторую ночь Ангел небесный во сне и так сказал:

– Вот, у тебя есть богатый цветник. И люди покупают у тебя прекрасные розы. Люди их ставят у себя в вазу на стол, любуются ими – и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

«Может, оно и действительно так, но что бы мне ещё такое-эдакое сделать?»

И опять стал молиться прежде, чем лечь:

– Не гневайся на меня, Господи, что надоедаю Тебе со своими просьбами. Но что бы мне такое сделать, чтобы и людям было хорошо, и Тебе приятно.

И явился к нему в третий раз Ангел небесный и говорит:

– Раз уж ты так хочешь Богу угодить, возьми из двух живых сотвори одно мёртвое, но так, чтобы оно как живое было.

Растерялся хороший человек. Отвечает Ангелу небесному:

– Да как же это такое сделать-то можно?

Улыбнулся ему Ангел и говорит:

– А тебе в этом две сестрицы помогут. А та, что ты сотворишь, – будет третья сестрица… – Да и улетел к себе на небеса!

Проснулся утром хороший человек: «Вот это задача!» – думает. Вышел он во двор прогуляться. Глядит, а на самой красивой розе в его цветнике пчела сидит.

– Эка! – осенило его. – Может, это те две сестрицы самые и есть?

И начал он размышлять: «А чем они не сестрицы? Пчела никак не может без розы: каждое утро на ней нектар собирает. А роза этому и рада, и тоже скучает без пчелы».

Стал он размышлять дальше: «Да и похожи они, хоть роза – растение, а пчела – насекомое. И похожи вот как: у пчелы крылышки как лепестки, а у розы лепестки, похожие на крылышки! Роза пахнет сладко как мёд. А мёд благоухает, словно роза».

Размышляет он дальше и думает: «Схожи они даже и в том, что нежная роза может ненароком уколоть своим шипом, а добрая пчела может нечаянно ужалить. Ну чем не две сестрицы! – решил хороший человек. – Но как же им третью-то сотворить? Да так, чтобы она на своих сестер была похожа. Была тонкая и длинная как стебель розы. Была трудолюбивая как пчела, которая сама себя не жалеет, когда мёд собирает. Чтобы она пахла как мёд с розой и роза с мёдом. И чтобы у неё было крылышко, похожее на лепесток, и лепесток, похожий на крылышко?»

Думал, думал хороший человек, потом пошёл на пасеку, набрал воску и сотворил свечу.

Она получилась длинная, тонкая и прямая как стебель розы. Он зажёг её и пламя свечи было похоже и на крылышко пчелы, и на лепесток розы. А как дивно пахнет она, когда горит!

И, как роза может нечаянно уколоть, пчела нечаянно ужалить, так свеча может ненароком ожечь.

И также, как пчела не жалеет себя на работе, так и свеча до того не щадит себя в своём жарком горении, что сгорает дотла.

Вот и вам, двум сестрицам, – пчеле и розе, – третья сестрица – свеча!

Пошел хороший человек в церковь и всем свечки поставил: перед иконой Пресвятой Троицы, перед иконой Богородицы с Младенцем Христом, Всем Святым и тому Ангелу небесному, что во сне ему являлся.

Вы спросите меня, а что такое мёртвое как живое?

А вы зажгите свечку перед иконой. Посмотрите на её огонек.

Разве он не живой? Живой!

И как он молится вместе с нами Господу и Богородице!

И людям хорошо, и Богу приятно!..

Василий Сухомлинский

Счастье и труд

У одной бедной женщины были два сына-близнеца. Когда сыновьям исполнилось семь лет, мать дала им по ведру, взяла за руки и сказала:

– Пойдем, сыны, добывать разум.

Шли они день, шли другой, а на третий пришли к высокой горе.

– В этой горе, – рассказала мать, – маленькими золотыми крупицами рассыпан разум. Чтобы добыть разум, нужно найти полное ведро маленьких золотых крупинок. Добывайте себе разум. – И дала сыновьям по маленькой лопатке.

Сыновья-близнецы были очень похожи друг на друга: синие глаза, черные брови, белое лицо… но душа у них была разная. Один сын – Работящий, а другой – Ленивый.

Ленивый взял ведро и лопатку и пошел прочь от горы.

– Пойду к речке, – сказал он Работящему, – рыбу половлю и уху сварю.

А Работящий сел возле высокой горы и начал пересыпать землю маленькой лопаткой. Наберет лопатку земли, высыпет, а из нее иногда падает золотая крупинка. Он ту крупинку и кладет в ведро.

Прошло много лет. Ленивый сын вспомнил о своем Работящем брате и решил: пойду посмотрю, жив ли он еще.

Идет день, идет другой, на третий день приходит к горе. Но гора совсем не там, где была много лет тому назад, когда они с братом были семилетними детьми. Стоит возле горы Работящий брат, а рядом с ним полное ведро золотых крупинок.

Удивился Ленивый, понял, что его Работящий брат пересыпал всю земляную гору и добыл разум. А он, Ленивый, только и научился рыбу ловить и уху варить.

– Что же ты теперь будешь делать? – поинтересовался Ленивый брат у Работящего.

– Пойду добывать счастье для матери.

– За золото, счастье купишь? – спросил Ленивый.

– Счастье не покупается, – отвечал Работящий брат, – счастье достигается трудом.

Василий Сухомлинский

Дырявое ведро

Один раз в неделю третьеклассники приходили вечером в школу с ведрами. Они поливали маленькие дубки, которые росли довольно далеко от школы – метров за триста.

Приходил и Николай Лежебока. Очень не хотелось ему работать. Несет Николай ведро с водой и всю дорогу от колодца и до дубков думает: «Зачем я на свет родился? Разве для того, чтобы это ведро носить?» Когда приближался день работы, Николай с самого утра думал: «Хотя бы сегодня дождь пошел».

Но дождя не было. Николай стал думать: «Как бы облегчить работу?» И придумал: пробил гвоздиком дырочку на дне ведра.

Набирает Николай полное ведро, но пока донесет – воды на дне – стакан остается. Легко стало Лежебоке.

Однажды к зеленым дубкам пришел дед Матвей – старый солдат. Все в селе уважали деда Матвея: за подвиги на фронте награжден он был тремя орденами.

Увидел дед Матвей, что Николай обманывает товарищей, а никто не видит обмана. Подошел к Николаю, когда мальчик выливал под дубок стакан воды, положил ему руку на плечо и говорит:

– Выверни карманы.

Вывернул Николай карманы в штанах и смотрит с удивлением на деда. И мальчики смотрят, и вожатая.

Взял дед Матвей у Николая тот же гвоздик и провертел в кармане дырку. Потом и в другом кармане дырку сделал. Вынул из своего мешка две горсти желудей, положил в карманы Николаю и говорит:

– Это не желуди, а патроны. И ты идешь не воду набирать, а по врагу стрелять, потому что – война. Враг вон за тем забором. Подойди, мальчик, к забору, и вынимай там патроны из карманов.

Наклонив голову, Николай сделал шаг, другой, третий. Желуди все высыпались. Пока дошел до забора, не осталось в карманах ни одного.

– Подумайте, каким человеком может стать Николай, – сказал дед Матвей и пошел своей дорогой.

Дети стояли, опустив головы. Они думали.

Рассказы собрала Тамара Ломбина

Член Союза писателей России, кандидат психологических наук.

Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир»

rebenok.mirtesen.ru

Пересказ какой-нибудь сказки,в которой трудолюбие награждается,а лень наказывается.

Вдовьи дети

Жила в маленьком домике вдова с двумя дочерьми: родной и приёмной. Как водится, падчерица трудилась в поте лица, целыми днями пряла пряжу, сидя у колодца. А сестрица, материнская любимица, жила беззаботно. Не удержала однажды молодая пряха веретено в руках, и полетело оно в воду. Злая мачеха отправила девушку вслед за потерей на дно колодца.

Награда прилежной работницы

Спустившись под воду, падчерица очутилась в удивительном уголке: вместо илистого дна перед ней оказалась зелёная лужайка. Пока девушка искала своё веретено, её трижды попросили о помощи, и никому добрая душа не отказала:

  • достала готовые хлебы из печи;
  • собрала урожай с яблони;
  • взялась услужить старушке, представившийся госпожой Метелицей.

Поручение последней состояло в том, чтобы падчерица хорошенько вытряхнула её перины. По словам старушки, когда из ее постели летят перышки, наземные жители видят снег. Гостья добросовестно справилась с заданием, и госпожа Метелица предложила ей остаться у неё в услужении. Так как веретено несчастная все равно не нашла, работа у новой знакомой пришлась ей больше по душе, чем возвращение домой к разгневанной мачехе.

День за днём девушка старательно взбивала перины, а на земле тем временем радовались снежной зиме. Но вот тоска по родным заставила падчерицу заговорить о возвращении наверх. В благодарность за её труды госпожа Метелица провела помощницу через волшебные вороты, из которых пролился на работницу золотой дождь. Осыпанная золотом вернулась труженица домой. Увидев такое, мачеха тут же снарядила родную дочь на дно колодца.

Урок для нерадивой лентяйки

Проделывая путь названой сестры, избалованная девушка прошла мимо пышущей жаром печи, полной хлебов, не помогла яблоне, ветви которой тянули к земле спелые плоды. А, когда добралась до дома госпожи Метелицы и заявила о своём желании поступить к ней на службу, так небрежно взялась исполнять свои обязанности, что очень скоро хозяйка волшебных перин сама указала новой помощнице на дверь. В ответ на это неженка потребовала заработанную награду. Старушка подвела лентяйку все к тем же воротам, но вместо золота на ее голову пролилась смола. С тем и вернулась домой родная дочь.

vashurok.ru

Воспитательское занятие на тему:» Трудолюбие и лень» (6 класс).

Значение слова Трудолюбивый по Ожегову: Трудолюбивый- любящий трудиться.

По Ожегову: Лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Мини сценка. Народная сказка «О Лени и трудолюбии»

Жили-были Лень и Трудолюбие. Как-то Трудолюбие набрало зерна на поле, принесло домой и спрашивает, кто пойдет на мельницу муку молоть. Лень отвечает, что она не пойдет.

Взяло Трудолюбие зерно и отнесло на мельницу, а Лень потом тоже прибежала. Спрашивает Трудолюбие, кто понесет муку домой, а Лень отвечает, что она не понесет. Отнесло Трудолюбие муку домой, само тесто замесило, само печь затопило, само хлеба напекло да пирогов вкуснейших.
Накрыло Трудолюбие стол и спрашивает, кто будет кушать. Лень первой за стол села, да еще и ложкой по столу погромыхивает…

Вывод: « Где работают – там густо, а в ленивом доме – пусто»

А сейчас у нас открывается клуб под названием « Время работать»

Делимся на три команды.

Задание. «Кто больше назовёт пословиц и поговорок о труде и лени»

(Дети называют пословицы)

— Терпенье и труд всё перетрут.

— Труд кормит, а лень портит.

— Без труда – не вынуть рыбку из пруда.

-Хочешь есть калачи не сиди на печи и т. д.

Какой сделаем вывод?
Чтобы быть трудолюбивым и добиться успехов в каком либо деле, нужно проявлять настойчивость и терпение. Не лениться и доводить начатое дело до конца! Без труда нельзя достигнуть высоких результатов, добиться уважения и материальных благ.

Как сказал А. П. Чехов «Без труда не может быть чистой и радостной жизни»

Всё в этом мире зависит от труда. Все виды трудовой деятельности связаны между собой.

Например, на работу не вышли учителя? Что будет? (Ответы детей)

Даже за один день можно научить человека многому, а ведь учитель учит людей всех профессий. Каких профессий ?Как вы думаете? ( швей, врачей, водителей, строителей, электриков и т. д.)

Не вышел на работу пекарь?

-Все будут без хлеба.

А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?

-Мы останемся без еды.

Вывод: « Жизнь — это труд» И он необходим в жизни человека.

(Слайд № 2)

-Ребята, а каким общественно полезным трудом занимаетесь здесь у нас в интернате? (Ответы детей) Дежурство по школе, жилому корпусу, в столовой, ухаживание за школьным двором т. д.

Но не забывайте , что учеба и хорошие знания ваш главный труд, в процессе которого закладывается фундамент знаний, необходимых будущему специалисту. И всё же вы просто обязаны выполнять и в школе , и в доме, где вы живёте, посильную работу.

«Учёба и труд рядом идут»

А сейчас я хочу вас проверить: действительно ли вы разбираетесь в профессиях. Для этого мы поиграем в игры. Наш клуб « Время работать» продолжает свою трудовую деятельность.

Игра « Знаю кто? Написать названия профессий.

Ткань , швейная машинка………………..одежда.

Мука, тесто, печь ……………………….хлеб.

Кирпич, раствор ……………………….дом.

Кисти, краски, холст ………………….картина.

Доски, инструменты …………………….мебель

Игра « Третий лишний» Вычеркнуть лишнее слово.

  1. массажист, парикмахер, ножницы

  2. агроном, семена, строитель

  3. почтальон, писатель, телеграмма

  4. подъёмный кран, машина, крановщик

  5. ветеринар, котёнок, дедушка

  6. учитель, продавец, воспитатель

Игра «Где я был?» Ответить на вопросы.

— Я видел комбайн. Где я был?

— Я видел станок. Где я был?

— Я видел шприц. Где я был?

— Я видел много книг. Где я был?

—Я видел спектакль. Где я был?

—Я видел медведя. Где я был?

Конкурс « Кто каким делом занят?

Каждая команда готовит по две пантомимы, изображающие людей, занятых каким- либо делом.

Задание. По движению рук, ног, тела догадаться, каким именно делом занят человек. ( Например: пилит, играет на скрипке, рубит, копает, шьёт, делает укол.)

А теперь чтобы закрепить наши знания по профессиям проведём физминутку.

Физминутка.

     Давайте немножко отдохнем и станцуем танец «Мастера». (Под музыку педагог имитирует работу с различными инструментами, а дети повторяют за ним движения).

«Топорики» — Дети складывают ладони вместе, попеременно касаясь ими плеч и колен.

«Молоточки» — Производят удары кулак о кулак.

«Рубанок» — Руки – на уровне пояса, ладони, имитируя движения рубанком, параллельно полу, двигаются то вправо, то влево.

«Пила» — Правую руку сгибают в локте, ладонь сжимают в кулак, имитируя движение пилы. Затем то — же самое повторяют левой рукой.

«Маляр» — Превращаем в кисть правую (левую) руку. Пальцы – волосы кисти, они мягкие и упругие. Макаем кисть в краску и плавными, широкими движениями красим сверху вниз, слева направо, по косой, стараясь не пропустить ни одного участка стены.

Ребята, вы много читали стихотворений, сказок о труде и безделье. Давайте сейчас вспомним эти произведения.

1.Какая девушка за свое трудолюбие была вознаграждена поездкой на бал? (Золушка)

2. Госпожа метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то её облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Смолой её облило).

3.Кто и в какой басне И.А. Крылова «все лето красное пропела?» (Стрекоза и муравей)

4.В каком стихотворении С.Я. Маршака убежали книжки. (Книжка про книжки)

5. Из какого стихотворения К. И. Чуковского слова: « Убежало одеяло, улетело простыня….» (Федорино горе)

Таблица (на доске)

Итак, если человек трудолюбивый какой у него характер? Если ленивый?

Какое настроение у трудолюбивого? И у ленивого?

Кто из них сможет купить всё необходимое, еду, одежду?

А теперь мы с вами отправимся в страну ребусов. (Слайды)

Итог:

Вы у меня сегодня молодцы, хорошо поработали, много знаете о трудолюбии и лени, о профессиях. Я думаю, что в дальнейшем вам это пригодиться. Все активно участвовали.

-Как вы думаете мы достигли поставленной цели?

А теперь по цепочке ответьте на вопросы:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Я понял, что…

На этом наше занятие окончено. Всем спасибо. Молодцы ребята.

infourok.ru

Сказка на тему трудолюбие и лень

Жили-были в одном государстве в давние времена два соседа. Один из них обманом, нечестным путем разбогател и стал купцом. Другой сосед честным трудом возвел себе дом, разбил сад, стал садовником. Однажды между соседями разгорелся спор. Купец говорит:
— Послушай, сосед, вижу я, как ты днем и ночью в поте лица своего трудишься. Давай-ка я научу тебя легко зарабатывать деньги.
— И как это? — спросил садовник.
— Покупай дешево, продавай дорого, обманывай людей, любыми путями стремись урвать побольше. Вот тогда и богатство твое приумножится, и спокойнее на душе станет, — поучал купец.
— Нет, сосед, — отвечал садовник, — не хочу я такого богатства. Человек должен зарабатывать деньги только честным трудом.
Но купец не соглашался с этим. Долго они спорили так. Наконец купец предложил:
— Давай выйдем на дорогу и спросим у первых трех встречных, кто из нас прав. Если скажут, что прав ты, отдам тебе все свое добро, если же буду прав я — заберу все твое. На этом и порешили.
Вышли на дорогу. Долго ли, коротко ли шли они, повстречали на дороге юношу.
Купец сказал:
— Рассуди-ка ты нас, сынок. Я говорю, что богатство лучше накопить грабежом. А вот сосед мой утверждает, что добро необходимо наживать честным трудом. Кто из нас прав?
— Конечно, прав ты, господин купец, — ответил юноша.
— Ну, что я тебе говорил? — произнес купец, повернувшись к соседу.
Садовник не придал большого значения словам юноши, подумал про себя, что молод еще, откуда ему знать такое, и предложил:
— Ну что ж, продолжим путь. Аллах троицу любит — остались двое.
Они пошли дальше, дошли до леса, углубились в него. Шли-шли и вышли на зеленую лужайку, на которой из земли бил ключ. Напились они воды из родника, немного отдохнули и снова пустились в путь. Вскоре повстречался им охотник — по лицу видно было, что лиходей. Купец подошел к нему:
— Братец охотник, рассуди ты нас. Я говорю, что богатство лучше копить хитростью, нечестным путем, а вот садовник утверждает, что честный путь лучше. Ответь-ка, кто прав из нас?
— Господин купец, — ответил охотник, — прав ты. Бедный садовник удивленно произнес:
— Братец купец, пойдем-ка, поищем третьего. Поглядим, что-то скажет он.
Долго ли, коротко ли шли, дошли до какой-то юрты. Видят, перед юртой сидит старичок. Поздоровавшись честь честью, рассказали старику о своем споре.
— Я считаю правым купца, — сказал старик, выслушав их.
Садовник, услышав ответ старика, чуть ума не лишился.
“Интересно, есть ли в этом краю хоть один честный и порядочный человек? — думал он про себя. — Кого ни встретили, все одобряют бесчестие и неправду”.
— Скажи-ка, старик, а чем ты сам занимаешься? — спросил уже вслух садовник.
— Я был шахским палачом, — ответил старик.
“Ну, какой же справедливости можно ждать от палача?” — решил садовник.
И вот, проиграв в споре, садовник был вынужден отдать все нажитое честным трудом добро купцу. Оставшись без всего, садовник решил: чем жить среди таких людей, лучше переехать в другие края. Задумано — сделано: собрался и двинулся в путь. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, шел он шел и дошел до пещеры в очень пустынной местности, окруженной крутыми скалами. Лил сильный дождь, укрыться, кроме как в пещере, было негде, поэтому он вошел в нее. Огляделся, видит пещера-то обжитая. Столько здесь всякого добра, что глаза разбегаются. В одном углу — драгоценности, в другом — дорогие ткани, дальше — мешки с пшеницей и рисом. И чего тут только не было! Наступили сумерки. Дождь лил не переставая. Садовник было собрался выйти из пещеры, как увидел группу людей, идущих в его сторону. Он спрятался в дальнем углу пещеры. Пришедшие удобно расположились, расстелили скатерти, стали есть и пить. Из их разговора стало ясно, что это сорок разбойников, а пещера — их дом. Разбойники стали обсуждать план ограбления шахской сокровищницы. Атаман распределил обязанности, и затем, вооружившись, снарядившись, разбойники тронулись в путь. Вслед за разбойниками убежал из пещеры и садовник.
Разбойники очень умело обчистили шахскую сокровищницу. Погрузили они награбленное на верблюдов и привезли в свою пещеру. Утром повсюду разнесся слух, что ночью была ограблена сокровищница падишаха. Падишах созвал весь дворовый люд и приказал разыскать разбойников.
Главный визирь падишаха выступил вперед и, поклонившись, сказал:
— Да продлится жизнь падишаха, не новое это дело. Вот уже несколько лет эти разбойники грабят народ, никто не может их поймать, неизвестно даже, где они обитают.
— Ничего знать не хочу, — сказал падишах. Пусть войско обыщет весь город и разыщет разбойников, хоть под землей.
Ослушаться падишаха было нельзя, поэтому визирь, советники, все придворные, взяв по отряду воинов, разошлись на поиски разбойников. Семь дней, семь ночей продолжались поиски, но разбойников и след простыл. Все, несолоно хлебавши, вернулись во дворец.
А бедный садовник по дороге в город только и слышал об ограблении шахской сокровищницы. Хорошо зная о случившемся, садовник пришел ко дворцу, попросил отвести его к шаху. Поклонившись, он сказал: — Да продлится жизнь падишаха, я знаю, где скрываются разбойники, ограбившие твою сокровищницу. Шах воскликнул:
— Если это правда, половина сокровищ твоя.
— Да продлится жизнь шаха, — ответил садовник, — мне не нужно никаких сокровищ. Недалеко от твоего города есть пещера. В ней проживают сорок разбойников. Сокровища твои они унесли и спрятали в этой пещере.
Шах немедля отправил к пещере девять тысяч девятьсот девяносто девять вооруженных мечами всадников. Шахские воины нашли в пещере, кроме шахской казны, много другого добра, но ни одной живой души там не было. Устроили засаду, но разбойники так и не появились. Тогда нагрузили все, что было в пещере, на верблюдов и привезли во дворец. Падишах был беспредельно рад.
— Ну, странник, — сказал падишах садовнику, — я держу свое слово — половина этого добра твоя.
— Да продлится жизнь шаха, — ответил садовник, — меня, как тебя эти разбойники, некоторое время назад коварно ограбил некий купец, разорил вконец. Так что мне для жизни достаточно и горсти золота.
— Этого мало, — возразил падишах, — проси еше что-нибудь, не стесняйся.
Садовник ответил:
— Да пребудет в вечном здравии властелин мира, в пещере разбойников, кроме твоих сокровищ, много награбленного у народа. Было бы неплохо возвратить все это владельцам.
Падишах согласился с садовником. Глашатаи объявили по городу волю властелина. Каждый забрал свое добро. Садовник же взял пожалованное ему шахом золото и двинулся в обратный путь. Три дня и три ночи шел он и дошел до родного города. На золото шаха начал он потихоньку строить себе новый дом, сажать сад. За короткое время восстановил он свой былой достаток. Сосед садовника, купец, увидев это, пришел к нему, поздоровался и спросил:
— Сосед, ведь ты разорился. Откуда же у тебя это богатство? Садовник знал, как жаден купец. Видит, что и сейчас он замышляет очередную хитрость, и отвечает:
— В таком-то городе на протяжении нескольких лет орудовали сорок разбойников. Грабили они народ. Дошло дело до того, что обчистили они и шахскую сокровищницу. Случайно я узнал, где скрываются разбойники, и сообщил об этом падишаху. Шахская челядь, уничтожив разбойников, вернула людям их добро. А люди в знак признательности одарили меня. Если хочешь — пойди в этот город и говори каждому встречному, что это ты сообщил о месте пребывания разбойников. Люди одарят и тебя золотом-серебром. Так ты, не ударив палец о палец, умножишь свои богатства. Жадный купец, поверив садовнику, вернулся домой, захватил свой хурджун и двинулся в тот самый город. У городских стен повстречал троих людей. Подошел он к ним и говорит:
— Знаете ли вы, кто я?
— Нет, не знаем, — ответили люди.
— Я тот, кто показал падишаху пещеру сорока разбойников, — говорит купец.
Оказывается, эти трое были из сорока разбойников.
— Ах, радость какая! — воскликнули разбойники, не желая упускать случая. — Да мы же тебя повсюду ищем. Покажи-ка ты нам свой дом, мы столько подарков тебе натаскаем, что некуда будет складывать. Купец сказал, где живет. А разбойники созвали всех своих товарищей и прямиком направились к дому купца. Унесли они из купеческого дома все, что можно было унести. А самого хозяина избили до полусмерти. Три дня и три ночи лежал бездыханный купец, чуть богу душу не отдал. Но постепенно поправился. Садовник пришел проведать купца.
— Видишь, что со мной приключилось? — воскликнул купец, завидя соседа.
— Я давно знал, что так будет, господин купец, — ответил садовник.- Нечестно нажитое — так и теряют.

vashurok.ru

Народные сказки о ленивых людях

У разных народов существуют различные сказки. Их великое множество: о храбрых и верных, о подлых и лживых, о смелых и хитрых. В том числе – и народные сказки о ленивых людях. И не случайно, потому что, как говорят, Лень-Матушка родилась вперед некоторых. Поэтому так популярны в фольклоре многих стран рассказы о персонажах, не любящих трудиться.

Русские «ленивцы»

Можно, наверное, сказать: «Да, многие русские народные сказки – о ленивых людях». Силушка богатырская да лень – вот черты, характерные для некоторых героев данного фольклора. Даже богатырь Илья (не то чтобы сильно ленивый, просто, как утверждается в былине – больной) пролежал на печи 33 года, а потом вдруг внезапно стал известным богатырем. Но тут другое дело – вроде бы, чудесное исцеление! Но вместе с тем как бы подчеркивается: богатырем-то стать несложно, это возможно безо всякого труда – не прилагая существенных к тому усилий. Что получаем в результате: надежда на чудеса и традиционный русский авось.

По щучьему велению

А вот Емеля из сказки «По щучьему велению» — точно уж ленивый.

народные сказки о ленивых людяхВедь, по сути, произведение повествует об одном из трех сыновей, который ничего делать не хочет и целыми днями (да и ночами, видимо) отлеживается на русской печке. Которая, кстати, может быть рассмотрена как символ Лени-Матушки. Случайно изловив щуку, Емеля заставляет ее исполнять разнообразные желания. Первое: чтобы ведра, не расплескиваясь, сами шли домой. Дальше – пуще. Аппетиты героя разыгрались: дрова лезут в печь сами, а сани с нарубленными дровами самостоятельно передвигаются из лесу к дому. На печи Емеля едет к царю, дивящемуся такому чуду. Далее – заставляет при помощи щучьего веления полюбить себя Марью-царевну. Все чуть не закончилось плачевно: молодых закатали в бочку и выбросили в воду. Но и здесь щука (читай – удача и чудо) приходит главному герою на помощь, сделав его богатым и уважаемым, признанным царем и красивым. Вот такие они, народные сказки о ленивых людях, воспевающие подобное свойство характера.детские сказки о ленивых и трудолюбивых

Еще можно вспомнить такие произведения фольклора, как «Ленивая жена», «Два Мороза», «Морозко», «12 месяцев». Правда, в некоторых из них лень, скорее, высмеивается, а персонажи, с нею связанные, перевоспитываются, зачастую при помощи телесных наказаний.

Детские сказки о ленивых и трудолюбивых

Александр Пушкин сперва и не планировал писать для детей. Однако вскоре после публикации и по сегодняшний день его стихотворные сказки – ощутимый вклад в сокровищницу русской литературы. К данной теме – народные сказки о ленивых людях – можно отнести и «Сказку о попе и его работнике Балде». Не секрет, что в основу сюжета легла сказка «Батрак Шабарша», записанная и изданная Афанасьевым. В ней противопоставляются ленивый хозяин и работящий батрак, последний, кстати, и черта может за пояс заткнуть. Но возмездие ленивому – не за горами. А справедливость торжествует!

интересные сказки о ленивых людях

Интересные сказки о ленивых людях

Кстати, подобные произведения характерны не только для русского фольклора и авторских литературных сказок. Хэйсаку из японской сказки «Веер Тэнгу» с помощью найденного чудесного веера женится на молодой княжне и становится очень богат. Ест угрей с белым рисом, гуляет по горам, спит, наедается, более ничего не делая. И все благодаря счастливой воле случая – волшебному вееру. Так и хозяин Кота в сапогах — маркиз Карабас — герой, который использует внезапное волшебство для того, чтобы стать известным и богатым, не прилагая усилий к тому. Как правило, в сказках других народов данные персонажи тоже выгодно женятся/выходят замуж, становятся богатыми и знатными. Да, видимо, Лень-Матушка в художественной литературе обладает-таки мировым масштабом и способностью проникать в сюжеты сказок различных народов мира.

fb.ru

Труд-лень в китайских и русских сказках и фразеологии

Мой обещанный опус. Прямо-таки сочинение по мотивам русских сказок с китайской спецификой. Вещь спорная. Но мне мои мысли,когда они приходили в голову, понравились. Писала я это с удовольствием и интересом. Открывая в своих рассуждениях для себя много нового. Так что вот. Читайте и критикуйте!

Понятия «труд» и «леность», «заботы» и «праздность» являются основополагающими в мировоззрениях самых разных народов и, бесспорно, неразрывно связаны с любой из культур. Отношение к этим понятиям определяло жизнеспособность народов, их право и их способность к самоопределению. Народ, не способный к эффективному труду, был обречён на исчезновение, именно поэтому теме труда были посвящены основные размышления людей вне зависимости от их вероисповедания, национальности и половозрастной принадлежности. Размышления на тему «труд-лень» выражались в самых разных формах. Как говорится,

«труд сделал из обезьяны человека».  В более позднее время эта формула приобрела вид «труд облагораживает». Для русской и китайской социалистической традиции особенно близко и понятно высказывание Ф. Энгельса: «Труд… первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Мао Цзэдун по этому поводу говорил: «Необходимо работать с исключительной кропотливостью». И в заключение можно вспомнить слова любимого всеми русскоязычными детьми кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино», тогда эта же формула приобретает вид: «Совместный труд, для моей пользы, он объединяет!». Другими словами,  концепт «труд-лень» рассматривался и продолжает рассматриваться во всём мире как краеугольный камень социального мироустройства.

Размышления на эту тему получили отображение в самых разных формах. Во-первых, афоризмы и высказывания видных представителей различных культур: мыслителей, философов, учёных, военных и политических деятелей. Размышления таких авторитетных деятелей на тему «труд-лень» формировали золотой фонд мировой мысли.

Во-вторых, пословицы, поговорки, присказки (в русской традиции), чэнъюй, сехоуюй, гуаньюнъюй, яньюй (в китайской традиции). Возникновение таких фразеологических единиц могло быть спонтанным, то есть их появление провоцировалось какой-то внезапной ситуацией, историческим, то есть конкретная фразеологическая единица отождествлялась с каким-то широко известным событием, и литературным, то есть удачно использованное в литературном произведении высказывание входило в обиход.

С появлением кинематографа многие фразеологизмы (в виде «крылатых выражений») стали уходить в народ с киноэкранов. В русской традиции особенно много «крылатых выражений» дал миру горячо любимый тысячами русскоязычных людей режиссёр Леонид Гайдай. Без его фильмов до сих пор не обходится ни один государственный праздник. Любому русскоязычному человеку хорошо известны цитаты из его фильмов: «Операция «Ы»», «Приключения Шурика», «Самогонщики», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие. Много «крылатых выражений» оставили эти фильмы и в отношении концепта «труд-лень»:

«Кто не работает, тот ест»; «Запомни, студент, у тебя учёт в рублях, а у меня в сутках»; «А ты бухти мне о том, как космические корабли бороздят Большой Театр»; «Ну что, граждане, алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет поработать? Шаг вперёд…»; «Всё, всё, что нажито непосильным трудом, всё украли! Куртка замшевая!.. три..», «Не.. Не пойдёт! Я на русалках больше заработаю!»

Оставили свой след и другие фильмы. Фильм «Большая перемена» запомнился такими цитатами: «Слышь, это я анонимку написал о том, что ты – тунеядка!»; «Вот так всегда: работаешь, работаешь, а потом – бац! – и вторая смена»

. Фильм «Бриллиантовая рука» любим в том числе за такие фразы: «Как говорил наш дорогой шеф, Мыхал Ываныч: «Куй железо, не отходя от кассы»». Фильм «Гений» не богат на фразеологизмы, но и он «высказался» по вопросу «труда»: «Как завещал товарищ Ленин – работать, работать и ещё раз работать – и тогда будет много денежков!» Горячо любим и фильм «Золотой телёнок»: «Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!»

Огромную роль для фразеологии любого народа играют сказки, мифы, предания, легенды. Именно этот пласт народного творчества питает образную базу языка, делает его насыщенным и красочным. В русском и китайском языках такая ситуация прослеживается как нигде ярко. Впрочем, говоря о китайском языке, следует сделать маленькое уточнение. Дело в том, что огромное воздействие на формирование метафор в языке оказала классическая литература. Самые яркие образы и самые понимаемые символы китайский народ черпал и продолжает черпать из своих литературных шедевров.

Большую часть всего фразеологического фонда китайского языка образуют фразеологические единицы, заимствованные из четырёх китайских классических романов, так называемых «Четырёх Великих Творений» (四大名著sì4 dà 4 míng2zhù4 сы да минчжу). Это роман  «Троецарствие» (XIV в.) (三国演义Sān1 guó2 yǎn3yì4 саньго́ яньи́), автором которого является Ло Гуаньчжун (罗贯中 (прибл. 1330—1400 гг.)), роман «Речные заводи» (ок. XV в.) (水浒传

olga-kurto.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*