Кто усадил детей за парты, и Как доска оказалась на стене: История знаменитых школьных атрибутов: picturehistory — LiveJournal
Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика. Парта, ранец, школьная доска – каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю. В этой статье мы расскажем о них и вспомним те школьные принадлежности, о которых современные школьники уже забыли.
Школьная парта
Этот предмет мебели, примерно в том виде, каким он запомнился нам из детства, появился только в конце XIX века. До этого специальных конструкций для учеников по-видимому не существовало, и дети учились за обычными столами.
Воссозданный учебный класс в Царскосельском лицее
Впрочем, были в старину специальные приспособления для письма, сегодня их назвали бы эргономичными – это поставец, секретер и конторка. Именно они послужили прототипами для позднее появившихся парт.
Предметы мебели, предназначенные для письма
По мере увеличения грамотных людей в XIX веке стало расти и количество пациентов у окулистов. В конце концов на это обратили внимание, и молодой врач-гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 1870 году не только доказал, что учение портит зрение, но и предложил выход – конструкцию новой ученической парты. Ее так и стали называть «парта Эрисмана». От обычного стола она отличалась наклоном столешницы (так чтение происходило под прямым углом) и тем, что была сразу соединена со скамейкой. Исходный вариант этой парты был одноместным. Изготавливали эту мебель из массива дуба – для прочности, так что первые образцы были просто неподъемными.
Парта Эрисмана
Мужская гимназия, XIX век
Чуть позднее другой энтузиаст своего дела, ссыльный студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана. Именно он сделал ее двухместной, что позволило существенно сэкономить рабочее место в классах и придумал знаменитую откидную крышку, чтобы детям было удобнее из-за парты вставать. Так как в деревенских школах не было шкафчиков, он предложил накрутить на парты сбоку крючки для сумок, а под столешницей сделать удобные полочки для книг и тетрадок. Ну, еще углубления для чернильниц, два желобка для перьев и карандашей, – и вот перед нами та самая парта, которую мы так хорошо помним если не лично, то по старым фильмам уж точно.
Школа в Российской империи. 1900 год
На уроке в гимназии (конец XIX – начало XX века)
Памятник школьной парте, установленный в центре Варшавы
Ранец
Школьная сумка, как отдельный аксессуар, тоже появилась в XIX веке. До того дети носили учебники стопками, перевязав их ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки.
Николай Богданов-Бельский «У дверей школы»
Портфели в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школотой. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen — сумка) были распространены еще с XVIII века.
Гимназист XIX века с ранцем за спиной
В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Так, в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно, картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дермантин и украшали их напечатанными рисунками.
Париж середины XX века
Школьная форма 1950-х гг.
Школьники 1970-х гг.
Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков. До сих пор вспоминаю свой выпускной класс каждый раз, когда вижу на телеэкране, как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.
Школьники с дипломатами — характерная примета 80-х гг.
Школьная доска
За последние 200 лет именно этот школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до новейшего электронного чуда техники. Но давайте по порядку. Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками.
Альберт Анкер «Ученик», XIX век
В 1814 году директор одной из шотландских школ Джеймс Пилланс, рисуя для детей географическую карту, решил сделать это на нескольких досках сразу – для масштабности. И так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса.
Пионеры на уроке атеизма. 1930-е гг.
За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад. Ниже в подборке фото – те предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нам, нашим дедушкам или прабабушкам. О назначении многих из них современные школьники теперь даже не догадываются.
Чернильницы-непроливайки благодаря особой форме не протекали при опрокидывании
Набор перьев для письма
Школьный дневник 1903 года удивительно похож на те, которые буквально пару лет назад, с появлением электронных, перестали быть обязательными (очень неоднозначная инновация, по мнению большинства родителей
Старинное пресс-папье с дарственной надписью. Внизу укреплялась промокательная бумага для удаления излишек чернил. Этот предмет школьники не носили в портфелях из-за тяжести, но он был обязательным атрибутом любого рабочего стола
Химический карандаш. В стержень добавлялись водорастворимые красители. Обычно дети для получения более яркого цвета этот карандаш слюнявили
Самый старый из хранящихся в музеях карандашей датируется 1630 годом
Рейсшина – полезнейшее приспособление для проведения параллельных линий
Трафарет. Как же без него было нарисовать стенгазету?
Логарифмическая линейка – аналоговый калькулятор
Промокашка, которая обязательно вкладывалась во все тетрадки, выпускаемые в Советском Союзе
Обратные стороны тетрадок всегда содержали полезную и увлекательную информацию
См.также:
Советский школьник тоталитарного режима
Гигиена и режим школьника. Диафильм 1959г.
Дети, школьники и студенты СССР 50-60х Фотограф С. Фридлянд
Советская канцелярия
Школьные медали в России и СССР
picturehistory.livejournal.com
как Фёдор Эрисман придумал школьную парту, которая простояла сто лет
Профессиональные болезни школьников — близорукость и нарушения осанки — беспокоили врачей ещё 150 лет назад. Швейцарец Фридрих Гульдрейх, который перебрался в Россию и принял православие под именем Фёдор Эрисман, придумал парту, которая не позволяла детям двигаться. И хотя по описанию это больше похоже на орудие пыток, сидевшие за партой Эрисмана вспоминают о ней с удовольствием.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Если в начале XIX века в России сомневались, нужно ли учить народ грамоте, то после крестьянской реформы 1861 года в стране начался педагогический бум. Повсюду открывались народные школы, учителя и мыслители спорили о программах и методиках. При этом никакой специальной мебели в классах не было: дети занимались за столами, сидели на стульях или скамьях.
На то, что такая мебель вредит здоровью, обратил внимание петербургский офтальмолог Фёдор Эрисман, урождённый Фридрих Гульдрейх. Он родился в Швейцарии, где получил медицинское образование и познакомился с будущей женой Надеждой Сусловой. Она тоже училась медицине (в то время в России женщин в университеты не допускали) и стала первой русской женщиной-врачом.
Вместе супруги приехали в Россию. Гульдрейх принял православие, стал Фёдором Фёдоровичем и начал частную офтальмологическую практику. Тогда он обратил внимание, что зрение у учеников к выпускным классам часто снижается. Обследовав учеников 15 гимназий, в 1870 году он опубликовал работу «О влиянии школы на происхождение близорукости». А после придумал первую конструкцию парты, которая была названа его именем.
Фёдор Фёдорович ЭрисманЗа основу он взял расчёты швейцарского доктора Фарнера, который представил свою парту пятью годами ранее. Парта Эрисмана — это скреплённые между собой скамья и стол. Столешница наклонена: ученик, сидя ровно, видит книги и тетради под прямым углом. Скамейка заходит за край стола, спинка поддерживает поясницу, подставка даёт упор ногам.
Это была жёсткая конструкция: ученик не мог ни отклониться от стола, ни ссутулиться за ним. Сидеть можно было только в одном положении, но благодаря эргономическим расчётам это было удобно. Парты изготавливали из дуба и выпускали в четырёх (по некоторым данным — в семи) размерах. По указу Александра II их стали устанавливать во всех школах.
Чертёж учебного стола системы ЭрисманаБыла одна проблема: одноместные парты стоили дорого и занимали слишком много пространства. Требовались большие классы, чтобы усадить всех учеников. 15 лет спустя проблему решил Пётр Коротков — сельский учитель, бывший студент, сосланный на Урал за революционную деятельность.
Он придумал сделать парту двухместной, а также добавил несколько важных мелочей: крючки для сумок сбоку, выемки для чернильницы и перьев, полку для книг под крышкой. Саму крышку Коротков сделал складной. Теперь ученик, вставая для ответа, не вылезал из-за парты, а одним движением откидывал вверх свою половину столешницы. В 1887 году Коротков получил патент на изобретение и медаль на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке.
«У нас такие парты были в первом классе, а потом нас пересадили за обычные столы. Мы радовались, что теперь занимаемся „как взрослые“. Но на самом деле за партой было куда удобнее — сидеть, писать, а ещё — списывать! В парту мы складывали книжки и ранцы — они на полке отлично умещались. А когда перешли за столы, их стало некуда девать».
Ольга, 1986 год выпуска
Фёдор Эрисман прославился не только как окулист и создатель парты. Он был одним из первых ученых-гигиенистов в России. Он исследовал состояние школ, фабрик и ночлежек, разрабатывал санитарные требования к условиям труда, руководил дезинфекцией в русской армии во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Преподавал на медицинском факультете Московского университета.
В 1896-м он вступился за студентов, арестованных во время волнений: они вышли на демонстрацию памяти жертв Ходынской трагедии. Десятки человек были арестованы, а после начались массовые аресты тех, кто требовал их освободить. Профессора Эрисмана уволили. После 30 лет жизни в России он вернулся в Швейцарию. Он заведовал городской санитарной частью в Цюрихе и умер в 1915 году.
Школьная парта Эрисмана пережила революцию и перекочевала в СССР. Правда, в 20-е годы посидеть за ней могли немногие: школ едва хватало для половины желающих. Нарком просвещения Анатолий Луначарский в 1920 году жаловался, что на один карандаш приходится 60 учащихся, а на одну чернильницу — 100 учащихся. Зато эти годы были временем экспериментов: совместное обучение, отмена домашних заданий и уроки политграмоты вместо истории. К концу десятилетия основные материальные проблемы решили, тогда же появились единые учебные программы.
Парты Эрисмана поставили не только в начальной, но и в старшей и вечерней школах. Ученики вставали, с грохотом откидывали дубовые крышки, педагоги из года в год тренировали детей тихо открывать парты. Именно их можно увидеть в советских фильмах примерно до середины 1960-х: «Друг мой, Колька!», «Весна на Заречной улице», «Дикая собака Динго», «Аттестат зрелости».
«Многие сейчас удивляются — как можно было за такими партами учиться, с них же всё скатывается! Но ничего с них не скатывалось, потому что советские парты были слегка шершавыми, ещё и во много слоев покрашенными. И сидеть было удобно. А потом, когда поставили стулья, острые углы стали рвать колготки».
Ирина, 1985 год выпуска
К 1970-м годам парты стали удешевлять: делали не из дорогого дерева, а из ДСП, сократили размерный ряд, скамью заменили стульями. В последнем был только один плюс: классы стало легче убирать. Уборщиц в школах не было, порядок наводили сами ученики, а вымыть или просто подмести пол под монолитными дубовыми партами было практически невозможно.
В остальном же случилось то, против чего выступал Эрисман: ученики получили возможность отодвигаться от стола и менять позу, стали сутулиться: мебель зачастую не подходила по росту. Старинные парты сначала оставались в начальной школе, потом только в первых классах, а потом и оттуда исчезли. Был ещё промежуточный вариант, когда наклон столешницы регулировался железной ручкой. Но он не прижился. В фильме «Вам и не снилось» 1980 года стулья и парты уже современные, на металлическом каркасе и без наклона.
«Я пошёл в школу в 1969 году Латвии, и у нас были такие парты. Стояли они класса до 6-7. Были рассчитаны на рост примерно 150 сантиметров, поэтому к старшим классам за ними становилось тесно. А так было удобно. На внутренней стороне стола оставляли друг другу послания, договаривались одновременно грохнуть крышкой, чтобы испугать учительницу. А ещё мы сами их чинили — на уроках труда».
Виктор, 1979 год выпуска
Сегодня по СанПиН парты с наклонной столешницей должны стоять как минимум в начальной школе: «Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности должен составлять 7–15°». А вот использовать скамейки вместо стульев правила не разрешают. Так что хотя и находятся мастера, готовые воспроизвести классическую парту по чертежам, пока она живёт в основном в музеях и старых фильмах.
Парты Эрисмана в советском фильме «Весна на Заречной улице»Зато в школах стал появляться другой старинный предмет — конторка, стол для работы стоя. В XVIII–XIX веках такой использовали чиновники и служащие, а теперь и ребёнок, устав сидеть за партой, может сменить положение прямо во время урока.
mel.fm
50 фотографий и предметов из жизни советской школы
Посмотрел, и сразу стооооооооолько вспомнилось…
Дежа вю, одним словом.
Всего 50 фотографий, которые многим навеют ностальгию, ведь на них изображены предметы советской школы, которыми мы регулярно пользовались, когда были школьниками. Также представлены фотографии из школьной жизни.
В 1918 году церковь отделилась от государства, а школы отделились от церкви, после чего был введён принцип советского образования. Уже в 1930 году в России был введён принцип всеобщего обязательного бесплатного образования. Для уменьшения неграмотности среди населения вплоть до 1930-х годов в системе народного образования СССР действовали школы ликбеза, школы грамотности.
В СССР была создана система общеобразовательных школ, охватывающая все слои населения. Существовали средние общеобразовательные школы, вечерние школы, школы для работающей молодёжи.
Советский калькулятор и счеты, без этих школьных предметов никак нельзя было обойтись на математике.
Букварь 1958 года
Папки для бумаг на завязочках.
Арифметика для 1-го класса (1965 год)
Логарифмическая линейка
Обучение часам, алфавиту и счетам
Портфель учителя советской школы
Пенал для ручек и карандашей.
visualhistory.livejournal.com
Исследовательская работа «Школьная парта»
Введение.
Мебель для школы во всем своем многообразии появилась в истории не сразу. История школьной мебели началась с самого необходимого для занятий предмета – школьной парты. Хотя многие, по привычке, называют стоящие в классе столы партами. А ведь больше 100 лет парта была спутником любого школьника от первого класса до получения аттестата зрелости!
В школах древности никаких особых парт и столов ученикам не полагалось. Школяры времен Древней Эллады или Рима писали на покрытой воском дощечке, пристраивая ее у себя на коленях.
В Средневековье и более поздние времена все ученики, находящиеся под началом учителя, усаживались за один стол. В некоторых странах они сидели на стульях, а на Руси, как правило, на деревянных лавках. Потом школьники стали заниматься на так называемом поставце – столике с откидной наклонной доской, за которой работали стоя. В школе эти поставцы не прижились, но из них со временем получилась канцелярская «конторка» (ее можно увидеть на рисунках и картинах XIX века) и хорошо знакомый вам секретер (за которым, правда, работают сидя на стуле).
Но уже к середине XIX века и учителя, и медики стали задумываться – а как сказывается на здоровье школьника сидение несколько часов подряд за не приспособленным для долгих занятий столом? Ведь такое неудобное положение очень вредно для позвоночника! Да и зрение от этого портится…
Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман… Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано — во всех школах использовать парты единого образца.
Цель: исследовать и сравнить степень действия формы и вида школьной парты на здоровье школьника.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Познакомиться с историей происхождения школьной парты и её усовершенствованием;
Познакомить с историей возникновения школьной парты в России;
Выявить преимущества и недостатки школьной парты;
Рассмотреть виды школьных парт в разных странах мира;
Проанализировать характер воздействия на здоровье учеников школьной парты;
Показать изменение школьной парты во времени и современное ее усовершенствование.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, социологический опрос, статистические данные, использование интернет – ресурсов, корректировка в конструкции парт.
Гипотеза: влияние конструкции школьной парты на здоровье ученика.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Лянторской СОШ № 3».
Предмет исследования: школьная парта.
Практическая значимость проекта: данный проект помогает выяснить значимость правильной школьной мебели в формировании здорового детского организма, влияние школьной парты на профилактику детского сколиоза и развитие ранней близорукости у школьников, формирование правильной осанки; показывает на то, как сказывается удобство школьной парты на усидчивости ребёнка, его способности лучше усваивать учебный материал.
Глава 1. История школьной парты.
Парта Эрисмана
К середине XIX века и учителя, и медики стали задумываться – а как сказывается на здоровье школьника сидение несколько часов подряд за не приспособленным для долгих занятий столом? Ведь такое неудобное положение очень вредно для позвоночника! Да и зрение от этого портится…
Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман.
Но парта Эрисмана поначалу делались одноместными. С одной стороны, это хорошо: никто ни у кого не мог списать, никто никому не мешал. Только вот стоили такие парты довольно дорого и занимали в классе много места. Поэтому в большинстве школ 20го века использовались парты на двоих.
Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины 19го века, когда Высочайшим Постановлением было предписано — во всех школах использовать парты единого образца.
Эти парты просуществовали без изменений до второй половины 20го века, на них сидели еще наши прапрабабушки и прапрадедушки и все ныне живущие, рожденные, по крайней мере, до 50-го года! Редкий образец удачной конструкции изделия, по распространению сравнимый разве, с автоматом Калашникова! Но большинство сегодняшних молодых мебельщиков эту парту просто не помнят. Не довелось.
Она представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба, отдельные детали, которой имели толщину до 40, и даже до 60 мм.
Эта двухместная парта включала продольных два полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Дальний от сидящего за партой край столешницы, был выполнен в виде узкой горизонтальной поверхности, на которой имелись два отверстия, куда вставлялись фарфоровые чернильницы, и два желобка для ручки или карандаша.
Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница — в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов. Интересно и то, что петли откидных крышек, ломались довольно часто, но не продавались нигде, и их изготовление служило прекрасным занятием для мальчиков на уроках труда!
За такой партой ученик мог сидеть только в одном, лишь в самом удобном для него положе-нии, словно сегодняшний космонавт в индивидуальном ложементе. Этому способствовали нужная высота спинки, поддерживавшей именно поясницу, правильно рассчитанный уро-вень высоты подножки, точное расстояние до нее от переднего края сиденья, правильный угол наклона столешницы и т.д. А для того, чтобы парты как теперь говорят, росли вместе с учеником, — они выпускались в четырех типоразмерах.
То есть уже полтора века назад безопасность ребенка ставилась во главу угла!
Все было продумано и проверено, полностью соответствовало требованиям. Так, почему же этих, столь безопасных и сохраняющих здоровье детей и подростков предметов, в наших школах вдруг, не стало? Почему они сохранились лишь в единичных экземплярах, да и то, в музеях? Есть лишь один единственный класс, полностью оснащенный этими партами — в здании Симбирской гимназии, где учились еще Ленин и Керенский!
1.2 Недостаток парты Эрисмана
Дело в том, что такая парта имеет несколько существенных недостатков. Один из них — встать из-за нее можно было, только откинув крышку, словно люк танковой башни. И учите-ля каждый раз, первого сентября, вновь и вновь тренировали классы вставать из-за парт не создавая оглушительного грохота. Если ученик, вызванный к доске, вставал, то учебник или его большая тетрадь сдвигались поднятой крышкой вперед, цепляли чернильницу, и все ее содержимое выливалось на спину сидящего впереди. Причем, фиолетовые чернила, потом сводились обычно нашатырным спиртом или нашатырно-анисовыми каплями от кашля. Но главная трудность состояла в уборке помещения. Ведь парты, соединенные в один продоль-ный ряд и сцепленные между собой выступающими концами своих полозьев — неприступная конструкция, почти недоступная для веника и тряпки. Ведь, когда после революции ликви-дировали должность уборщиц, и в действие вступил чеховский лозунг:«чисто не там, где ме-тут …», — уборку доверили самим школьникам. В результате, настоящая очистка пола стала производиться только летом — при его новой покраске…Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. Так как ученики год от года становились старше, то парты произво-дились для четырех возрастных групп. Со временем такие парты обзавелись отверстиями для чернильницы, книгодержателем и другими приспособлениями, стали выпускаться более раз-нообразными по размерам…
1.3 Парта 60-х годов.
В начале 60-х годов прошлого века, когда наконец-то началось строительство жилья, был объявлен и другой лозунг: «В новую квартиру — с новой мебелью!». Новые парты были нужны обязательно! Но государство не могло осилить огромные затраты на их полную замену, да и в стране просто не растет столько дуба, чтобы разом изготовить миллионы новых парт.
Вот тогда-то и придумали дешевые столики на трубчатых металлических ножках, с при-ставным стулом, который во время уборки можно было бы ставить ножками вверх — си-деньем на столешницу. К тому же, такая конструкция помогала учителю в начале учебного дня сразу увидеть, кого сегодня нет в школе. Тогда, в период «оттепели», всем очень хоте-лось хоть как-то отойти от этого сидения в классе в строгой позе, в ряд, затылок в затылок. Мечталось об американском опыте, когда ученики словно бы ведут диалог с учителем, сидя за индивидуальными столами, свободно расставленными в классе. Но суровая действитель-ность: недостаток учителей и школьных помещений скоро снова заставили сажать учеников по двое за вновь разработанные столы, по-прежнему, выстроенные в классе в три ряда.
От этой мебели гигиенисты пришли в ужас сразу же, еще в 60-х, только один раз увидев, как криво-косо сидел за ней наш ученик.
1.4 Современная школьная парта.
Мебель для школ не выставляют в магазинах. Ее заказывают и покупают оптом. Делать ее — выгодно. Но чтобы оценить, что же сегодня предлагают наши изготовители, достаточно пройтись по страницам Internet.
Выбор школьной мебели крайне скуден. Заметно, что ее проектирование проводилось домашними умельцами, не только не читавшими действующих стандартов, но и не знающих даже, чем парта отличается от стола со стулом — партой огульно называется теперь все, что предназначено для занятий ученика сидя.
Вся школьная мебель похожа на ту, что была сделана в 60-е, только стала она еще хуже — почему-то стало немодным выполнять даже элементарные требования стандартов. Взамен прочного, многослойного пластика, применяется ламинированная плита, у мебели острые уг-лы, нет наклона у столешниц, высота их не регулируется, ростовые размеры детей и подрост-ков не учтены, стул не регулируется по высоте, его невозможно зафиксировать на нужном расстоянии от стола, нет подножек, подлокотников. Ядовитые выделения из ДСП, вдыхают школьники все десять лет своей учебы, — не хочется и спрашивать, какое здоровье будет у наших будущих поколений. Достаточно просмотреть статистику военкоматов при призыве в армию …
Похоже, что те, кто разрабатывает эти изделия, просто мстят младшим за свои уже прошедшие десятилетние мучения в школе за неудобным и опасным столом.
Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ, постепенно совершенствуясь, но не изменяя основной идее. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: ведь это непорядок, когда современные дети вынуждены сидеть за партами, придуманными еще во времена Александра Второго! Однако создать что-то принципиально новое оказалось труднее, чем принять по этому поводу постановление правительства. А потому старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Подобная мебель не способствует сохранению здоровья школьников, и уж тем более – росту успеваемости. Есть, правда, передовые школы, которые могут себе позволить приобретение новой, практичной и правильной с точки зрения медицины мебели.
Но конструкторская мысль не стоит на месте. Существует множество проектов (разработок и даже реальных образцов) самых современных школьных парт, которые не только отвечают всем требованиям медицинской науки, но и включают в себя многие достижения науки и техники. Парты, растущие вместе с учениками, парты со встроенными в них компьютерами и даже интерактивные сенсорные парты, разработанные учеными Даремского университета, сочетающие функции клавиатуры и дисплея. То, что «напишет» ученик за такой партой, может тут же без труда «проявиться» на классной доске или за столом учителя. Внедрению всей новой техники препятствует только одно: такие парты пока еще весьма дорогие. И все же будем надеяться, что вам еще предстоит посидеть за такими чудо — партами. Ведь время и ученые работают на вас!
Правильная школьная парта. НормыСАнПиНа .
Немецкая школьная парта.
Занимаясь домашним уютом и интерьером мы порой забываем о своих детях. Собирая их в школу, покупаем им рабочий стол или парту, какую найдем в ближайшем магазине или зака-жем в интернет-магазине. Главный критерий в выборе выдвижных ящичков для хранения — побольше. Потом «чадо» садится делать уроки, а мы твердим ему: «сиди прямо» «глаза сло-маешь», «горб наживешь», ну, и так далее, — в зависимости от фантазии родителя. Все это правильно. Просто ребенок не может сидеть за столом с прямой столешницей, не согнув-шись.
Времена к счастью иногда меняются . По новому САнПиНу столешница школьной парты должна иметь от 12 до15гр наклона. Сидя за ней, наши дети просто технически не смогут «горбиться». Это уже заложено анатомически и придумано век назад.
Материал -березовая фанера. Предполагаемое покрытие — морилка, полиуритановый лак. Регулировка по высоте. Под столешницей ящик для хранения тетрадей и книг. Будет допол-нено стопором или газовым лифтом.
Ребенок работая за такой партой меньше устает, а натуральный материал дает тепло и чувство комфорта. На данный момент»полевые» испытания показали полную работоспособность этой парты.
Глава 2. Школьные парты в разных странах мира.
2.1 Перуанская школа.
Школьная фотография на уроке математики в перуанской школе (г. Куско)
2.2 Школа Нигерии
Школьная фотография на уроке социологии в Нигерии (г. Кано)
2.3. Немецкие школьники
Немецкие школьники на уроке английского языка (г. Дюссельдорф)
2.4. Школа в Японии
Урок классического японского языка (г.Токио)
2.5 Школьники Бразилии
Бразильские школьники на уроке математики (г. Белу-Оризонти)
2.6 Английская школа
Английские школьники за партами
Глава 3. Характер воздействия школьной парты на здоровье учеников.
3.1 Статистические данные
Вопрос здоровья школьников волновал и учителей, и медиков еще в 19 веке. По данным социологического исследования мы выявили, что неудобное положение очень вредно для позвоночника (развивается детский сколиоз).
Да и зрение от этого портится — развивается (близорукость)…
Данные представлены в диаграмме.
В настоящее же время – 3% детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель растет до 10%. В 7-8 классе он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью.
Сегодня миопию по праву можно считать «молодеющим» недугом. Это заболевание чаще всего обнаруживается у детей в возрасте 8 — 12 лет, а в подростковый период происходит его усиление.
Близорукость у подростков в последние годы приобрела поистине пугающие масштабы — по статистике миопией страдает каждый третий ребенок в возрасте 14 — 15 лет. Стабилизируется острота зрения, как правило, в возрасте от 18 до 25 лет. Среди учащихся 1—2-х классов близорукость встречается у 3—6%, 3—4-х классов — у 6%, 7—8-х классов — у 16% и в 9—10-х — более чем у 20%. Выраженная (высокая, далеко зашедшая) близорукость дает свыше 30% слабовидения и слепоты от всех глазных заболеваний, она является преградой к выбору многих профессий.
По данным диспансеризации, у школьников за последние годы почти в два раза выросло количество заболеваний позвоночника. В результате — в четырех случаях из пяти это приводит к “взрослому” остеохондрозу, который оборачивается межпозвоночными грыжами, радикулитами и т.д., а иных делает инвалидами. По данным углубленных педиатрических осмотров детей в дошкольных учреждениях, в последнее десятилетие нарушения костно-мышечной системы стоят на первом месте среди всех встречающихся морфофункциональных отклонений. В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) растет число детей с асимметричной осанкой, с деформациями грудной клетки и нижних конечностей.
— Каковы симптомы самого распространенного из детских ортопедических заболеваний — сколиоза?
— Греческое слово “сколиоз” (по-латыни scoliosis) означает “кривой”. Основной симптом — боковое искривление позвоночника и его скручивание вокруг своей оси (торсия). Но этот недуг нужно рассматривать не только как ортопедическую деформацию, а как сложное заболевание костной и нервно-мышечной системы растущего организма. Эта прогрессирующая патология, развиваясь, вызывает тяжелые, зачастую необратимые деформации скелета ребенка. У больных сколиозом не только уродуется фигура, но происходят функциональные нарушения состояния внутренних органов, в первую очередь — сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Малый рост, сутулость, а в тяжелых случаях и горб меняют психику подростков, особенно девочек — они становятся нелюдимыми, раздражительными. Кстати. Девочки заболевают сколиозом в 4—6 раз чаще, чем мальчики. Болезнь начинается с нарушения осанки. Первыми аномалию должны заметить родители. Неправильная поза в положении сидя, стоя, странная походка не должны остаться без внимания и педагогов.
Согласно исследованиям, почти 70% юношей и девушек эти страшные заболевания приобретают в школе, а значит, их можно предотвратить? Какие меры профилактики посоветуете вы — специалист, работающий с детьми более 30 лет?— Если своевременно оказать амбулаторную помощь, у детей с нарушениями осанки и сколиозом можно приостановить дальнейшее нарастание деформаций и стабилизировать позвоночник. Однако из-за отсутствия в нашей стране единой государственной программы и слабо развитой сети спецмедучреждений для лечения детей с нарушениями осанки и начальными формами сколиоза подавляющее большинство их остается без квалифицированной помощи или попадает в руки непрофессионалов. Проблема не только медицинская, но и социально-экономическая, требующая вмешательства государства.
3.2 Изменение школьной парты во времени и современное ее усовершенствование. Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ, постепенно совершенствуясь, но не изменяя основной идее. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Подобная мебель не способствует сохранению здоровья школьников, и уж тем более – росту успеваемости. Есть, правда, передовые школы, которые могут себе позволить приобретение новой, практичной и правильной с точки зрения медицины мебели.
Виды школьных парт:
Школьная парта с регулируемой высотой
1-местная или 2-местная (отдельно школьный стол, и отдельно школьные стулья). Школь-ная парта без наклона столешницы, подходит с первого по старшие ученические классы. Можно регулировать высоту стола и стула под изменяющийся рост ребёнка.
Школьная парта антисколиозная с регулируемой высотой
1-местная или 2-местная (отдельно ученический стол, и отдельно ученические стулья).
Ученическая, школьная парта рекомендуется для младших ученических классов, т.к. она имеет специальные пазы со стороны ученика, которые дают возможность сидеть как можно ближе к столу и локти ученика при этом не будут провисать, соответственно позвоночник будет находится в правильном положении. Эта школьная парта ученика имеет стандартный наклон столешницы 7 градусов. Ученик может регулировать высоту школьного стола и школьного стула под свой рост.
Стол ученический двухместный регулируемый по высоте и углу наклона столешницы №1-3 №2-4 №3-5 №4-6 Парта трансформер с наклоном ТИП 3
Металлокаркас из профильной трубы 25х25 мм. Размер: 1200х500хН (№2 520мм. №3 580мм. №4 640мм. №5 700мм. №6 760мм.) ЛДСП Дополнительно:Столешницы и экраны из фанеры, МДФЛоток под письменные принадл. (бук, чер)Скругление угловРегулировка угла наклона ТИП 3Регулировка соответствует СанПиНа
Школьная парта совместная с лавочкой
Эта парта не имеет регулировки по высоте. Её предпочитают брать младшие и средние учебные классы. Лавочки совмещены с ученической партой, и поэтому покачаться как на стуле у ученика не будет возможности. И много других видов парт.
Конструкторская мысль не стоит на месте. Существует множество проектов (разработок и даже реальных образцов) самых современных школьных парт, которые не только отвечают всем требованиям медицинской науки, но и включают в себя многие достижения науки и техники. Парты, растущие вместе с учениками.
Парты со встроенными в них компьютерами и даже интерактивные сенсорные парты, разработанные учеными Даремского университета, сочетающие функции клавиатуры и дисплея. То, что «напишет» ученик за такой партой, может тут же без труда «проявиться» на классной доске или за столом учителя.
Внедрению всей новой техники препятствует только одно: такие парты пока еще весьма дорогие. И все же будем надеяться, что вам еще предстоит посидеть за такими чудо — партами. Ведь время и ученые работают на вас!
Я предлагаю усовершенствовать школьные парты е и внести небольшую корректировку в ее конструкцию:
1.На каждую парту добавить подсветку в виде настольного освещения для профилактики и предотвращения
2.подлокотник сделать передвижным, так как в наше время замечена тенденция
увеличения леворуких детей.
3.3 Требования к мебели:
Как любое изделие ученическая мебель должна отвечать определенным требованиям и стандартам.
мебель для школы должна быть экологически чистой. Не допустимо, чтобы при изготовлении применялись какие-либо токсичные и опасные вещества и материалы.
Чаще всего учебную мебель производят из экологически чистой ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита), которая по всему периметру герметично обклеена кромкой из ПВХ.школьная мебель должна быть безопасной в использовании. Весьма желательно, чтобы все углы столешниц школьных парт и учительского стола, спинки и сиденья стульев, полки и дверцы книжных шкафов были закруглены. Это значительно снизит травматизм и обеспечит безопасность в классе. Так же выбирая металлокаркас для учебной мебели, следует отдать предпочтение круглой, а не прямоугольной трубе.
ученическая мебель, должна соответствовать определенной ростовой группе. Школьная мебель, подобранная под неправильную ростовую группу будет не просто неудобна, а даже опасна для здоровья учеников. Она может способствовать формированию неправильной осанки, искривлению позвоночника, ухудшению зрения и т.д.
3.3 Рекомендации для учеников и родителей.
Поза ученика за партой не является единой, независимой от характера занятий учащегося; одну посадку он обязательно должен соблюдать при письме, другую он может занять при слушании учителя и товарищей. Однако каждая поза должна быть удобна для данного занятия и безусловно удовлетворять гигиеническим требованиям.
Во время письма и чтения ученик должен выполнять следующие условия правильной посадки:
а) Сидеть прямо. При этом туловище располагается отвесно, голова немного наклонена вперёд. В случае наклона туловища и головы центр тяжести их переносится вперёд по отношению к точке опоры, и мышцам шеи и спины приходится затрачивать всё больше и больше энергии, чтобы удержать их от опускания к парте.
б) Использовать для опоры спинку сиденья. Соблюдение этого условия значительно отодвигает наступление утомления при сидении за партой. Выполнение этого требования возможно лишь при правильных размерах парты.
в) Не опираться грудью на парту. Между туловищем и краем крышки должно быть расстояние примерно в толщину ладони.
г) Туловище, голову и плечи следует держать ровно. Нельзя отклонять их вправо или влево. Плечи находятся на одном уровне. Корпус располагается параллельно краю парты.
д) Ноги надо ставить прямо на пол или подножку. Ноги в коленях должны быть согнуты под прямым или несколько большим (100-110°) углом.
В младших классах учителя путём показа и желательно при помощи наглядного пособия знакомят детей е правилами гигиенической посадки и в процессе занятий обучают соблюдению их.
В последующем, в старших классах, учителя должны следить за тем, чтобы правильная посадка вошла у учащихся в привычку. Работа над правильной посадкой является обязанностью всех преподавателей.
При чтении следует соблюдать ту же прямую посадку, что и при письме. Читая вслух и про себя, учащийся берёт книгу в руки или кладёт её посредине крышки парты. При переходе на следующую страницу ученик сдвигает книгу так, чтобы читаемый текст снова приходился против средней линии парты и туловища ученика.
Если ученик длительное время держит книгу в руках, то руки начинают дрожать, а с ними дрожит и книга. Это вредно для глаз. Кроме того, в этом случае ученик нередко теряет место, где он читает. В результате тратится время, внимание учащегося рассеивается, затрудняется понимание того, что он читает. При чтении длинного текста вслух всему классу надо, вызывая ученика, предупреждать его, что он может не вставать. Или надо вызвать ученика к столу учителя и предложить положить книгу на стол. Хорошо, если на столе есть небольшой пюпитр для чтения. Особенно существенно иметь это в виду в отношении учащихся младших классов.
Если ученик не пишет и не читает, он может принять другую позу. Однако она не должна ограничивать подвижность грудной клетки. Ученик может, например, облокотиться на спинку парты так, как это делают, сидя на стуле. При этом ученик сможет положить руки на скамью или на стол или заложить их за спину. В данном случае изменение положения будет также устранять утомление от длительного однородного положения частей тела. Закладывание рук за спину является очень полезным, так как при этом грудная клетка распрямляется и облегчает свободное дыхание учащегося — усиливается кислородное питание организма. Полезно предлагать всем детям на некоторое время закладывать руки за спину во время слушания рассказа учителя или при чтении текста вслух одним из учеников. В оздоровительных и санаторных школах этот приём широко применяется, и дети настолько привыкают к нему, что, возвратившись в обычную школу, пользуются
им для отдыха по своей инициативе. Несмотря на свободу выбора учениками поз во время объяснений, отдыха и тому подобного, не следует разрешать детям даже в эти периоды прислоняться к крышке парты, облокачиваться на неё обеими руками и класть голову на руки. Подобные позы нежелательны, так как при них стесняется нормальное дыхание.
Если учитель будет делать периоды чтения и письма чрезмерно длинными, без пауз и перемены вида работы, то дети не смогут соблюдать правильной посадки. Надо также иметь в виду, что полная неподвижность противоречит природе ребёнка и подростка.
Общее утомление учащихся от занятий отражается на позе ученика. По начинающейся непоседливости и другим признакам преподаватель может судить о первых признаках и дальнейших проявлениях утомления учащихся.
Закрепление привычки сидеть правильно часто тормозится тем, что учащиеся дома при письме сидят кое-как. Путём связи с родителями и воспитательной работы с детьми учитель должен добиваться правильной посадки учащихся дома. То же относится к кружковым и внешкольным занятиям.
3.4 Практическая значимость проекта.
Данный проект помогает выяснить значимость правильной школьной мебели в формировании здорового детского организма, влияние школьной парты на профилактику детского сколиоза и развитие ранней близорукости у школьников. Формирование правильной осанки. Как сказывается удобство школьной парты на усидчивости ребёнка, его способности лучше усваивать учебный материал.
Источники информации:
http://priusadebnoehozyastvo.blogspot.ru/2010/08/blog-post_27.html
http://www.belo-sch6.edusite.ru/p31aa1.html
http://skola3.siteedit.ru/page4/1/4/
http://beardeon.ru/topic/kollekciya_shkolnih_fotografii_iz_raznih_stran_mira_ot_julian_germain.html
infourok.ru
История школьной парты
Многие ли нынешние дети знают, как выглядела настоящая школьная парта? Думаем, что им знаком скорее всего современный письменный стол для школьника, а его история его появления скрыта за пеленой времени. Однако, для каждого поколения парты для школы были свои.
Теперь давайте обо всём по порядку…
В древней Греции, Риме или Египте партой, служила обычная деревянная или глиняная дощечка, лежащая у него на коленях.
Студенты смиренно сидели на ступеньках анфилады или лестницы храма, посвященного древним Богам Олимпа и часами внимали, а иногда и просто зубрили нудные постулаты, мудреные теоремы и аксиомы, послушно и тщательно повторяя их за философами. Так же были популярны общественные лекции в небольших колизеях. Кстати, именно оттуда берут свое начало поточные аудитории.
Уже в Средневековье учеников у преподавателя стало значительно меньше (как за счет войн и эпидемий, так и за счет общего падения интереса к образованию) и сидеть они стали рядом с ним.
На Руси в то же время ребятишек сажали на лавки вдоль стен избы, оставляя при этом пространство посередине для работы лектора.
Немногим позже в Европе появился поставец – тумба или конторка с откидной полкой для удобства письма и хранения письменных принадлежностей.
Только в 19 веке врачи задумались над влиянием рабочего места подростка на его здоровье?
И первым настоящую, специально сконструированную ученическую парту показал миру русский учёный Федор Федорович Эрисман. Изначально за ней мог заниматься только один человек.
Однако, из-за дороговизны мебели, в 20 веке набрали популярность двухместные изделия того же конструктора.
Более ста лет изобретение русского ученого пользовалось популярностью.
Обратите внимание на фото 1950-х годов.
Может кто-нибудь узнает своего дедушку или бабушку?
Однако, в 1970-е годы было решено посадить детишек обратно за обычные столы.
Сегодня учителя и родители, заботящиеся о своих чадах, понимают насколько полезна была модель Эрисмана и постепенно возвращаются к подобным конструкциям.
На сегодняшний день лучшим вариантом и современным прототипом таких моделей является парта трансформер или другими словами регулируемая парта, которая обеспечивает правильную анатомическую посадку ребенка в процессе обучения в школе или дома, помогая успешно бороться против сколиоза или ухудшения зрения ребенка.
www.2x2x2.ru
Исследовательский проект «История школьной парты»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Смольянская средняя общеобразовательная школа»
Брянский район
Брянская область
Исследовательский проект
Номинация
«Гигиена человека»
История
школьной парты
Автор: Иващенко Анастасия Сергеевна, 5 класс
МБОУ «Смольянская СОШ» Брянского района
Руководитель: Туркова Ирина Ивановна, учитель биологии и химии
высшей категории МБОУ «Смольянская СОШ» Брянского района
Кузина Оксана Викторовна, учитель истории МБОУ « Смольянская СОШ»
д. Городец
2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
.
I ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..
Глава I.
1.1. «Жизнь» школьной парты.
1.2.Школьная парта: история и современность.
1.3. Гигиенические требования к школьной парте.
1.4.Правила посадки за партой.
Глава II.
2.1. Основная часть
2.2. Аналитический отчет результатов анкетирования учащимися 1- 4 кл.
2. 3 . Сравнительная характеристика школьных парт.
2. 4. Статистический анализ результатов медицинского осмотра учащихся, выявлении типичных нарушений осанки и зрения среди учащихся начальной школы.
Глава III.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ……………………….
IV. ВЫВОДЫ …………………………………………………… …
V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..
VI. CНОСКИ ………………………………………………………
VII .ПРИЛОЖЕНИЕ (1- 3)……………………………………….
1.Введение
Добрый день!
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что этот предмет школы «живет» в ней уже довольно долго.
Школьная парта — одно из прекрасных школьных воспоминаний. Каждая парта – абсолютно живой и индивидуальный участник всех школьных событий, она словно хороший школьный друг. С партой связано очень много интересных воспоминаний в школьной жизни. Каждый из нас помнит свою школьную парту до мелочей, до каждой надписи и пятнышка на ее столешнице.[1] А между тем, это не только предмет воспоминаний детства и юности, но и серьезное изобретение. Вот стоит она такая не живая, и в это же время родная среди экспонатов школьного музея. Тема исследовательского проекта «История школьной парты» меня заинтересовала после участия в районном конкурсе музееведов, где я представляла редкий экспонат школьного музея – макет первой школьной парты, переданный в музей учителем начальных классов Сердюк Валентиной Ивановной.
Школьная парта — главное оборудование в классе, без школьной парты и школьной доски невозможно правильно организовать школьный процесс. Большую часть времени учащимся приходится сидеть за партой и очень важно, чтобы она была удобной. Правильно устроенная парта создаёт наиболее удобные условия для работы на уроках письма, литературы, рисования и т.д. Все учебные занятия связаны с большими умственными и физическими нагрузками. Сидение за партой вызывает напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. Поэтому очень важно, чтобы парты для учеников были комфортные, удобные и безопасные. Я давно стала замечать, что за партами, которые находятся в нашем классе, мне удобно сидеть только до 3 урока, потом мне хочется наклониться налево или лечь на парту. Я решила исследовать, а какой должна быть школьная парта?
Цель моего исследования: выявить причины мышечной усталости учащихся начальной школы во время учебных занятий и выяснить, существуют ли современные школьные парты, отвечающие всем требованиям медицинской науки.
Задачи:
1 . Изучить хронологию исторических событий возникновения школьной парты.
2. Познакомиться с гигиеническими требованиями к учебной мебели для общеобразовательных школ.
3. Провести анализ результатов анкетирования. Представить сравнительную характеристику учебных парт начальной школы.
4. Выявить, используя данные медицинского осмотра учащихся основные причины нарушения зрения и осанки во время учебных занятий.
5. Оформить и распространить среди учащихся школы и родителей информационный буклет «Сиди правильно».
Гипотеза: причина повышенной утомляемости учащихся заключается в технической конструкции школьных парт.
Объект исследования: школьные парты МБОУ «Смольянской СОШ» для учащихся 1-4 классов.
Предмет исследования: соотношение конструкции парт и их влияние на осанку и зрение учащихся.
Методы исследовательской работы:
— теоретический анализ
— индуктивный метод сбора информации, периодической печати, сети Интернета
-интервьюирование
— анкетирование
— опрос
-наблюдение
— фотографирование
Глава I.
1.1«Жизнь» школьной парты
А, знаете ли вы, что такое настоящая школьная парта? Хотя многие, по привычке, называют стоящие в классе столы — партами. А ведь больше 100 лет парта была спутником любого школьника от первого класса до окончания школы! В школах древности никаких особых парт и столов ученикам не полагалось. Школяры времен Древней Эллады или Рима писали на покрытой воском дощечке, пристраивая ее у себя на коленях.[1] В Средневековье и более поздние времена все ученики, с учителем, усаживались за один стол. В некоторых странах они сидели на стульях, а на Руси, на деревянных лавках.
Самой древней партой, прадедушкой нынешней, считается поставец, который нам знаком с эпохи Возрождения [2]
Крышка поставца фиксировалась наклонно, как и в современной парте. Уже позднее из поставца возникли секретер и конторка, а уж потом конторка, стол и скамейка, превратились в мебель для учеников.
Первая попытка решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано — во всех школах использовать парты единого образца. Эти парты просуществовали без изменений до второй половины ХХ века. Она представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба, отдельные детали, которой имели толщину до 40, и даже до 60 мм. [3]
Эта двухместная парта включала продольные два полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Дальний край столешницы, был выполнен в виде узкой горизонтальной поверхности, на которой имелись два отверстия, куда вставлялись фарфоровые чернильницы, и два желобка для ручки или карандаша.
Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница — в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов. Интересно и то, что петли откидных крышек, ломались довольно часто, но не продавались нигде, и их изготовление служило прекрасным занятием для мальчиков на уроках труда.
Чудо-парту разработал Эрисман — знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века. Это парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. ( Приложение №1)
Так же школьная парта была изобретена в селе Брусняты ныне село Брустнятское Белоярского района, студентом Петербургского университета Петром Коротковым. Работая в Бруснятах сельским учителем, он в 1887 г. получил от Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставки серебряную медаль и диплом за изобретение парты. До нее в школах пользовались деревянным столом. Эти деревянные парты с пологой крышкой, простой скамьей и откидными крылышками наиболее удобны для спины и зрения школьника. Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: ведь это непорядок, когда современные дети вынуждены сидеть за партами, придуманными еще во времена Александра II!Потому старые добрые парты просто заменили канцелярскими столами и стульями добрые парты просто заменили канцелярскими столами и стульями.[4]
1.2.Школьная парта: история и современность
В 60-х годах придумали дешевые столики на трубчатых металлических ножках, с приставным стулом, который во время уборки можно было бы ставить ножками вверх — сиденьем на столешницу. К тому же, такая конструкция помогала учителю в начале учебного дня сразу увидеть, кого сегодня нет в школе. Была идея рассаживать детей за индивидуальными столами, свободно расставленными в классе.
В настоящее время люди изобретают больше нового. В Англии учитель получил патент на свое первое изобретение — школьную парту SmarteDesk с вмонтированным в нее компьютером. По словам изобретателя — обычного школьного учителя Крега Джиринджи — идея о создании подобной парты-компьютера пришла ему в голову десять лет назад, однако из-за громоздкости тогдашнего оборудования воплотить ее в жизнь удалось только в этом году. Новое средство обучения рассчитано на детей самых разных возрастов, а поэтому, по мнению изобретателя, в скором времени будет применяться повсеместно и станет неотъемлемым атрибутом любого класса. SmarteDesk снабжена вмонтированным монитором, на который благодаря специальной защитной панели, можно даже опереться локтями. [5]
Парта — это специфический предмет школьной мебели. Парту придумали специально для школы и придумали ее в конце XIX века врачи, которые обеспокоились здоровьем детей. Особенно волновала медиков посадка школьников, которые из-за того, что сидели на общей скамье, вынуждены были кто тянуться до стола, а кто нагибаться над ним. Для решения этой проблемы была разработана уникальная конструкция парты-трансформера. Парта-трансформер отличается от обычного школьного стола или парты тем, что у нее регулируется высота самого стола, а также угол наклона столешницы. Применение простого принципа подбора правильной высоты парты и степени наклона письменной поверхности помогло избежать проблем с осанкой многим учащихся.
Парты-трансформеры далеко не сразу стали широко распространены. Дело в том, что их первые модели были очень тяжелыми, громоздкими и дорогими, поэтому ими оборудовались только элитные гимназии царской России. Ситуация изменилась только в конце советской эпохи, когда металлокаркас стал активно использоваться для изготовления школьной мебели. Сейчас парты-трансформеры на металлокаркасе более доступны, и больше детей может сберечь свою спину и сохранить хорошее зрение. Парты-трансформеры бывают как одноместные, так и двухместные. Индивидуальные парты могут быть снабжены боковой полочкой для книг. [5]
Парты и ученические столы — это необходимый минимум для того, чтобы правильно организовать образовательный процесс. Ни одно поколение провело свои школьные годы за партой. А между тем школьная пора это не только время получения знаний, но и время когда формируется осанка. Поэтому параметры парты должны соответствовать возрасту учащихся, чтобы обеспечить удобство и комфорт.
1.3. Гигиенические требования к школьным партам для общеобразовательных школ
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 – 15° . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм — 750 мм, 1300-1450 мм — 850 мм и 1450-1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15-17. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7-10 мин, а для обучающихся II-III ступени образования — 15 минут. При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.[6]
Вывод: парты должны регулироваться по росту ребёнка, столешница должна находиться под наклоном, углы на столешнице закруглены, в классах должна появиться конторка.
1.4. Правила посадки за партой.
Как часто мы слышим от родителей и учителей «сиди прямо», «не сутулься», «глаза сломаешь», ну и так далее. Все это правильно. Просто ребенок не может сидеть за столом, с прямой столешницей не согнувшись. Поэтому50% современных школьников имеют плохую осанку и зрение. А вы знаете, как правильно сидеть за партой?
Парта — это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Школьник должен сидеть полностью на всей поверхности стула, глаза находятся от тетради или книги на расстоянии около 30 см, ноги стоят на полу всей ступней Спина прямая, касается спинки стула. Руки лежат свободно на парте, не поднимая и не опуская плечи. Голову надо держать ровно, не опускать ее, и не втягивать в плечи. Важно помнить, что неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника и ухудшению зрения.
Глава II.
2.1. Аналитический отчет результатов анкетирования . Сравнительная характеристика учебных парт.
Изучив гигиенические требования, мы пришли к выводу, что очень важно иметь правильно организованное рабочее место. Я решила провести анкетирование среди учеников начальных классов, чтобы выяснить отношение к партам, за которыми они сидят. Ученикам были предложены следующие вопросы:
1.Комфортно ли вам сидеть за партами?
2. Как быстро вы устаёте писать на уроке письма, русского языка? (в середине урока, к концу урока, через 10 мин от начала урока)
3. Падали ли вы со стула? (да, нет)
4. Устаёт ли у вас спина к концу урока? (да, нет)
(Приложение №2)
Вывод:
Проанализировав результаты анкетирования, четко прослеживается зависимость учебного комфорта учащихся 1,2 класса от конструкции
парт. Ребята реже падают со стульев и меньше устают на уроках, по сравнению с учащимися 3 и 4 класса.
Для выявления причины утомляемости школьников на уроках я решила сравнить парты, за которыми сидят ученики 1 и 2 классов. Малыши с большим интересом откликнулись на мою просьбу, показать, как необходимо правильно сидеть за партами на уроках.
2.2. Сравнительная характеристика парт
Школьная парта -2 класс
Школьная парта -1 класс
1.Материал изделия — дерево
1.Материал изделия — дерево.
2. Регулируется по росту ребенка.
2.Легко регулируется по росту.
3.Ножки стульев и парт неустойчивы
3.Устойчивы ножки столов и стульев.
Вывод: школьные парты учеников 1 класса соответствуют гигиеническим
требованиям СанПиНа, увы, парты учеников 2 класса не имеют регулированной столешницы, углы парт острые, отсутствует пенал для ручек.
В нашей школе имеется 4 разных вида парт, в задании начальной школы стоят парты старые деревянные и новые модифицированные парты. (Приложение №3)
Всем ребятам начальной школы понравились новые школьные парты, но оказалось, что они не очень удобные, хотя имеют наклон, но нет пеналов для ручек, как на старых партах, поверхность столешницы маленькая по размеру, поэтому не входят учебники и школьные принадлежности.
Старые парты оказались гораздо удобнее, с крышечками, с пеналами, места для школьных принадлежностей больше, сидеть удобнее, так как есть подножка и спинка больше по размеру.
Выводы сделаны на основе бесед с ребятами и учителями.
В здании старшей школы ученические столы и стулья, двух видов, одни полностью деревянные используются как вспомогательные столы, и столы новой модификаций. Данные столы низкого качества: постоянно разворачиваются болты, слетают шайбы со стульев, не прочные столешницы.
2.3 .Статистический анализ результатов медицинского осмотра
Вывод:
После проведенного анкетирования, анализа медицинских карт отмечается динамика проявления нарушений осанки и близорукости учащихся. Особенно ярко выраженная симптоматика выделяется у ребят 3, 4 класса, где парты имеют горизонтальную поверхность, учебная деятельность в данном случае вызывает массу неудобств: быстро устают мышцы, появляется дискомфорт и боль в позвоночнике, что может вызвать нарушение осанки.
Ученикам 1, 2 класса куда комфортней сидеть за школьной партой. Удобное положение тела, прямая спина, отсутствие общего напряжения мышц — условия для нормального развития и обучения.
Изучая проблему близорукости и нарушения осанки, как следствие неудобной школьной мебели, я узнала, что позвоночник младших школьников очень гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой.
Глава III. Практическая значимость проекта
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников, является важным делом. Высокая работоспособность ученика, производительность и безопасность его труда невозможны без рациональной организации его рабочего места. Разработка проблемы организации рабочего места и стала для меня актуальной в ходе исследовательской работы.
Парта — предмет школьной мебели, рабочий стол, предназначенный для учеников в системе основного (иногда и дошкольного) образования.
Занятия за партой связаны с определённым положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота. Позы с небольшим наклоном головы более выгодны для осанки. При больших наклонах головы в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, нарушения осанки.
В ходе тесного сотрудничества с учителями начальных классов выяснилось, что парты наших первоклассников все же имеют некоторые технические недоработки: пластиковые регуляторы очень быстро приходят в негодность, фанерные покрытия стульев растрескиваются, отсутствует пенал для ручек, которые постоянно падают на пол. Хочется верить, что появятся множество проектов самых современных парт, которые не только будут отвечать всем требованиям медицинской науки, но и включают в себя многие достижения науки, парты со встроенными в них компьютерами и даже интерактивные сенсорные парты, с клавиатурой и дисплеем. То, что « напишет» ученик за такой партой, может тут же без труда «проявиться» на классной доске или за столом учителя. Будем надеяться, что нам еще предстоит посидеть за такими чудо — партами. Ведь время и ученые работают на нас!
V. ВЫВОДЫ
В ходе проделанной работы было доказано, что основным предметом в школе является школьная учебная парта. Правильно устроенная парта создает наиболее удобные условия для занятий.
Моя гипотеза о том, что причина усталости на уроках заключается в конструкции школьных парт, подтвердилась.
В ходе нашего исследования я пришла к выводу, что за исключением уроков физкультуры учащиеся находятся в школе в сидячем положении. А в большинстве кабинетов начальной школы парты не имеют соответствующего наклона, поэтому являются причиной быстрой усталости на уроке и нарушения осанки. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Чтобы ослабленный организм развивался гармонично, необходимо создавать достаточно интенсивный двигательный режим, но ни в коем случае не перегружать его. Виды спорта, во время занятий которыми увеличивается нагрузка на позвоночник (тяжелая атлетика, прыжки в высоту и длину, акробатика и др.), должны быть исключены. Необходимо обучать учеников такой посадке за партами, которая является наиболее удобной для занятий и наименее утомительной. Поэтому предлагаю всем учащимся, родителям придерживаться следующих рекомендаций, представленных в информационном буклете «Сиди правильно» (приложение 4)
V I. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника» М., 2005 г
2.Савенков А.И., Методика исследовательского обучения младших школьников, М.: Учебная литература, 2008, 205 с.
3. В.П. Романюк, В.С. Лучкевич, И.Л. Самодова. История мировой и отечественной медицины: учебное пособие. — СПб.: СПбГМА им.И. И. Мечникова, 2010. — 110 с
VII. CНОСКИ
Электронные ресурсы удаленного доступа
1. История школьной парты [Электронный ресурс]
http://www.partadami.ru/notes/istoriya-shkolnoy-party.php.
2. «Покинуть скорее бы парту!» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: hhttp://hronometry.com/htm, свободный.
3. Кто изобрел парту. // «Уральский следопыт», № 9 1977 года
4. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
5. Парты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ru. wikipedia.org, свободный
6. Фестиваль педагогический идей.
http://festival.1september.ru/articles/653729/
7. http://saratov-ouk.ru/work/109057/Vsya-zhizn-v-shkol
VIII.ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Приложение №2
Удобно ли вам сидеть за партами?
Как быстро вы устаёте писать на уроке письма?
Падали вы со стула?
Устаёт ли у вас спина к концу урока?
Приложение №3
Результаты анкетирования.
Приложение №2
Удобно ли вам сидеть за партами?
Как быстро вы устаёте писать на уроке письма?
Падали вы со стула?
Устаёт ли у вас спина к концу урока?
Приложение №3
Приложение №2
Удобно ли вам сидеть за партами?
Как быстро вы устаёте писать на уроке письма?
Падали вы со стула?
Устаёт ли у вас спина к концу урока?
Приложение №3
Приложение №2
Удобно ли вам сидеть за партами?
Как быстро вы устаёте писать на уроке письма?
Падали вы со стула?
Устаёт ли у вас спина к концу урока?
Приложение №3
infourok.ru
Школа, парты и деньги родителей: kot_de_azur — LiveJournal
В одной школе решили заменить парты. За счет родителей. У одних не оказалось нужной суммы, а других деньги были. И в итоге купили только тем детям, у которых родители смогли заплатить за мебель. Остальные же остались учиться старыми партами. Но тут неожиданно вмешался другой родитель и купил своему ребенку вот что.Еще в этой истории мне совершенно непонятно, почему администрация всё это позволила? Разве Министерство образования РФ не должно обеспечивать школы новыми парта.
Истории рассказал пользователь gagarikkk портала Pikabu, назвав ее «Парты, деньги и один адекватный отец». Со словам автора история реальна. Какая школа не уточняется.
gagarikkk:
Так получилось, что мой друг является владельцем неплохого бизнеса, но никому это не афиширует (велосипед, майка, рюкзачок, треники — в этом весь он). В школе, где учится его дочь, группа родителей решила поменять в классе парты. К слову, они были в нормальном состоянии.Но захотелось новые. После обсуждений родители разделились на две неравные группы: те, кто мог скинуться, и 7 человек отказались (банально нет лишних денег). Их поставили перед фактом, что их дети будут сидеть за старыми партами. Когда мой друг предложил скинуться чуть побольше и купить парты на всех, то родители покрутили пальцем у виска (вроде «почему мы должны за кого-то платить, нет денег — пусть сидят за старыми партами»).
В итоге он вообще отказался скидываться. На его доводы, что это приведет к расколу класса на «бедных» и «богатых», его послали чуть ли не открытым текстом.
Настал день Х. В класс завезли новые парты. Четыре старые парты сдвинули в один угол, там образовалось типа гетто из «нищих» учеников. Мамашки сияли. Когда мой друг спросил их, не напоминает ли им это сюжет из Нашей Раши про платного и бесплатного пациента, получил ответ: «Ненуачто!? Можем себе позволить!»
Это продолжалось ровно 1 день. На следующий день пришедшие в школу обнаружили на месте старых парт новые. Плюс детские стулья.
Так вот. Сейчас эти этиматери бегают и кричат, что сие есть дискриминация, что их детей принижают и что все должно быть одинаково. Друг смотрит на них и угорает. На вопрос одного из папаш «Нафиг ты это сделал?», он ответил: «Считай, что это был социальный эксперимент. И вообще, вы же сами хотели, чтобы у одной части детей парты были лучше, чем у других, вот и вышло по-вашему!»
1. Изначально тип похожих старых парт. 2. Новые парты.
Дальнейшие комментарии:
1. Говорит, что на сегодня запланировано внеочередное родительское собрание. Будут что-то решать.
2. Обещал завтра вечером заехать ко мне и ,за рюмкой чая, рассказать о результатах
3. Проговорился о сумме («чтобы все увидели !неадекватность» наших мамаш 200 штук не жалко»)
4. Намекнул, что вроде собирается сдать то что купил обратно в магазин (не понял!?)
5. Очень ругался («ты обалдел!? Ты бы еще телевидение вызвал бы»). Поэтому фоток, контактов и ссылок не будет. Верьте на слово. (друг так и похож под нищего, у мамашек появляются версии от «продал почку» до «ограбил банк»)Теперь про парты: Парта на одного. Индивидуальная. Один ребенок — одна парта. 8 парт. 8 стульев. 8 детей. Сдвинули парами. Ширина класса позволяла.
И насчет» дать в долг», «предложить скинуться кто сколько может, а остальное добавить» и т.д. Так вот: такое скорее всего не прокатило бы. Дело в том, что «ядру» родительского комитета очень понравилась сама идея того, что их дети будут сидеть отдельно от малообеспеченных и за другими(новыми) партами. Так что если бы даже скинуться согласились все, то,скорее всего, они бы сразу изменили бы свой выбор на парты более дорогие. И так до тех пор, пока не выделилась бы группа «нищих», которые скинуться не в состоянии.
3. Парта похожая, на купленную героем статьи и стулья.
Если история все же не фейк,то непонятно как школа допустила такое разделение? Родительскому комитету предстоит нелегкая задача.
Пользователь gagarikkk после публичной огласки истории, заявил: «считайте я все выдумал». Но кажется, что он больше испугался продолжения.
История
kot-de-azur.livejournal.com
Добавить комментарий