Труд в литературе – Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Труд

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Труд

Очень многие авторы текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку поднимают проблему труда и его важности для человека и общества. У этого вопроса много аспектов, которые мы постарались осветить в данной подборке аргументов. Под каждым заголовком вы найдете нужные литературные примеры для сочинения.

Значимость труда в жизни человека

  1. Для Матрены, героини рассказа А. Солженицына «Матренин двор», труд – смысл жизни. Она постоянно что-то делает, помогает близким и знакомым. К сожалению, ее добротой часто пользуются. Матрена постоянно работает на колхоз, на соседей, на знакомых, выполняет и тяжелую работу, не требуя денег. Даже погибает героиня, помогая соседям перевозить собственную избу. В этом отношении к жизни, по мнению автора, заключена праведность, на которой держится весь мир.
  2. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», вынужден почти всю жизнь воевать: Первая Мировая война, потом бесконечная Гражданская война. Его тянет домой, к мирному труду пахаря, к земле. Труд – основа жизни Григория, он чувствует землю, природу, скучает по созидательности всех хозяйственных работ (в то время, как на войне одно лишь разрушение). Желание защитить свою землю, свое право трудиться на ней и руководит Мелеховым в его метаниях между красными и белыми.

Правильное отношение к труду

  1. Маленького героя автобиографического рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» приучают к труду с детства. Бабушка дает внуку задание: насобирать ягод на продажу. Рассказчик, попав под влияния друзей, съедает ягоды и идет с ними на речку. А бабушке отдает туесок, набитый травой, с ягодами лишь сверху (посоветовал один из приятелей). Герой мучается из-за обмана, который раскрывается при продаже ягод. Бабушка срамит и обличает внука, но подарок из города все же привозит, а рассказчик на всю жизнь запоминает, что трудиться надо добросовестно.
  2. Сергей Крылов, герой романа Д. Гранина «Иду на грозу»
    , преклонялся перед наукой, научный труд для него – смысл жизни, а ученые — боги. Кроме беспрерывной работы, герою ничего не нужно для счастья. Несмотря на неудачи в карьере, Крылов не сдается и трудится, ведь работа ученого особенная: он двигает вперед не только человека, но и человечество. И поэтому герой трудится даже над закрытой темой во имя науки, и ему дают разрешение на эксперименты.

Высокий смысл труда

  1. Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина, постоянно скучает и живет, будто по привычке. От скуки он и решил поухаживать за Ольгой, возлюбленной своего друга Владимира Ленского, и Владимир вызывает Евгения на дуэль, а затем погибает от его рук. А вся эта мрачная хандра, ведущая к катастрофическим последствиям, не прекращается потому, что нет у Евгения дела, которым он будет заниматься. Без труда жизнь уныла и не приносит удовлетворения.
  2. Герой рассказа В. Распутина «Красный день» привык к труду с малолетства, ведь матери больше помочь никто не мог, кроме детей. Труд для него – необходимость, которую он ощущает как обыденность. После того как мальчик натаскал воды в баню вместо матери-банщицы, причем сделал это тайно, чтобы она не могла отказаться от помощи, мать расплакалась, высоко оценив этот поступок. Именно такие люди, которые с детства при деле, и смогли возродить из руин огромную страну в период послевоенной разрухи.

Можно ли оправдать пренебрежительное отношение к труду?

  1. Шухов, герой повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», занимается не свободным, а подневольным трудом в лагере. Заключенные должны сохранять баланс в работе: не перенапрягаться и не отлынивать. Перенапрягаться нечего – премии не дадут, а отлынивать – время долго идет и пайку могут урезать еще больше. Заключенные могли бы относиться пренебрежительно к их тяжелому труду, но для них это – необходимость, особенно холодной зимой.
  2. Нельзя оправдать пренебрежительное отношение к работе врача. Такое, как
    в рассказе М.Зощенко «История болезни»
    . Врачам и сестрам абсолютно плевать на больных: героя привели к ванне с какой-то старухой, его случайно положили у окна, а посуду мыли настолько плохо, что рассказчик заразился коклюшем от ребенка из соседнего отделения. Также от небрежности жене героя сообщили, что он умер. Это была ошибка, но разве можно оправдать такие неточности?

Труд как образ жизни

  1. Для Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов», труд – это не обязанность, не блажь, это способ существования. Он нуждается постоянно в какой-то деятельности, иначе не чувствует себя полезным. Кипучая энергия Штольца фонтанирует и распространяется на все вокруг. И своего друга Илью Обломова он на некоторое время вывел из его бездействия. Именно такие люди, которые стремятся к труду, а не бегут от него, двигают общество вперед.
  2. Господин из Сан-Франциско из одноименного рассказа И.Бунина всю жизнь наживал капитал. Причем это не благородный труд, это эксплуатация других людей. Он губил рабочих тяжелыми условиями и нищенской зарплатой ради собственной роскоши и богатства. Для Господина труд – это не образ жизни, а необходимость для бедных. Но что дало ему богатство? Когда герой умер, его практически выбросили из шикарной гостиницы и отправили тело в ящике из-под лимонада. Полезность жизни измеряется пользой для окружающих, а Господин никогда не трудился, и эту пользу обществу не приносил, поэтому он никому не нужен.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Произведения о труде — Художественные произведения о труде. — 2 ответа



Литературные произведения о труде

Автор Иван Горчаков задал вопрос в разделе Литература

Художественные произведения о труде. и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Об учителях: » Безумная Евдокия» Алексина,
» Уроки французского» В. Распутина .
Роман Олега Куваева «Территория» о труде геологов.
Юрий Герман- трилогия «Дорогой мой человек»,
«Дело, которому ты служишь»,»Я отвечаю за всё»;
повесть «Подполковник медицинской службы».
Всё о врачах.
Повесть Вадима Кожевникова — «Знакомьтесь — Балуев!»
о строительстве газопровода.
Роман Галины Николаевой «Битва в пути»
Замечательная книга. Была и остается одной из лучших
книг о работе, любви, чести, долге, об очень
интересной и насыщенной жизни человека.
А. Платонов.» Котлован» и «В прекрасном и яростном мире»

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Художественные произведения о труде.

Ответ от Јинша[гуру]
Чем пахнут ремесла?

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Дж. Родари

Ответ от Галина Китча[гуру]
Работай, работай, работай:
Ты будешь с уродским горбом
За долгой и честной работой,
За долгим и честным трудом.
Под праздник — другим будет сладко,
Другой твои песни споет,
С другими лихая солдатка
Пойдет, подбочась, в хоровод.
Ты знай про себя, что не хуже
Другого плясал бы — вон как!
Что мог бы стянуть и потуже
Свой золотом шитый кушак!
Что ростом и станом ты вышел
Статнее и краше других,
Что та молодица — повыше
Других молодиц удалых!
В ней сила играющей крови,
Хоть смуглые щеки бледны,
Тонки ее черные брови,
И строгие речи хмельны…
Ах, сладко, как сладко, так сладко
Работать, пока рассветет,
И знать, что лихая солдатка
Ушла за село, в хоровод!
А Блок

Ответ от Марк Тракторенко[гуру]
«Как закалялась сталь» Н. Островский
«Мать» М. Горький
«Поднятая целина» М. Шолохов
«Русский лес» Л. Леонов


Ответ от Диана Миронова[эксперт]
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Автор: Н. Заболоцкий

Ответ от Людмила Фатьянова[гуру]
Можно сказать и так:
Всеволод Кочетов, «Журбины»- о труде судостроителей
Антон Макаренко, «Педагогическая поэма» — об учительском труде
Катарина Причард, «Девяностые годы» — о труде золотоискателей
Венедикт Вересаев, «Записки врача»- о труде врача))
На самом деле, это книги «о времени и о себе»; важна не разновидность труда, а человек в этом труде, его отношение к делу, интерес, увлечённость им, преданность своей профессии, трудности и проблемы, которые он преодолевает, решает. Эпоха, характеры, быт, личные взаимоотношения — весь «фон» повествования, а не только тупо «труд». То есть, нельзя сказать, что существуют просто «книги о труде»

Ответ от Владимир Мишутин[новичек]
Почитай , там рассказывается о труде стеклодувов. Интересное, но тяжёлое дело, ведь стекло — хрупкий материал.

Ответ от Ђигрица[гуру]
Каверин Открытая книга


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

2oa.ru

Статья по литературе на тему: Труд и творчество читателя

Труд и творчество читателя.

   Искусство даёт нам возможность приобщаться к духовной культуре человечества. Общение с искусством требует труда, сознательной и целеустремлённой работы над собой. Искусство хранит клад и не открывает его поверхностному взгляду. Без труда читателя глубины литературного произведения остаются тайной, о существовании которой он и не подозревает. Труд читателя измеряется не только количеством прочитанных книг, но и способностью вдумываться в текст.

   Труд читателя приводит к свободе общения с писателем, к тому, что художественный текст становится понятным. Эта свобода общения даётся не сразу, потому что каждый писатель – это особый мир, и нужно душевно измениться, чтобы проникнуть в него. Вот эта способность к изменению себя – тоже труд читателя.

   Для всех нас не секрет, что труд создания художественного произведения достаточно тяжёл. Труд читателя схож с трудом автора. Всякое произведение искусства вызывает у нас разнообразные чувства и эмоции. Писатель вовлекает читателя в сложный мир противоречивых чувств, побуждает видеть в одном и том же герое доброе и дурное. И только тогда литературный текст найдёт отклик в душе читателя, когда он начнёт сопереживать. Произведение искусства ведёт читателя к итоговой оценке событий и героев, а не объявляет её. Иногда эту оценку читателю сложно выяснить, поэтому в ходе чтения или после прочтения текста у нас появляется желание обдумать его. Чтобы эти размышления не были стихийными и приводили к определённым законченным выводам, необходимо прибегнуть к анализу художественного произведения. Анализ – это путь от читательских впечатлений к автору произведения и попытка приблизиться к позиции автора. В анализе необходимо внимание к форме произведения, способность увидеть мысль писателя.

   Анализ требует от читателя определённых навыков и умений, которые он начинает приобретать на уроках литературы. Литература – самое сложное из искусств, потому что литература – это искусство слова. Только слово может исчезнуть, а потом появиться в каком-нибудь художественном тексте и снова привлечь к себе внимание читателя. Для того, чтобы стать настоящим читателем, надо научиться анализу художественного произведения.

   Анализ требует не только умственных усилий, но и душевных, а также свободы воображения. Воображение и способность чувством откликнуться на текст – это то, что открывает читателю мир художественного произведения.

    Чтение литературного текста, по словам учёного В. Асмуса, — «труд и творчество». Читателю необходимо увидеть, услышать и понять то, что автор хотел донести до него. Поэтому литературное произведение – вечная школа.

   

nsportal.ru

Статья по литературе (11 класс) на тему: Труд и нравственность

Тема труда в современной прозе

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота!

Незадолго до Великого Октября В.Я. Брюсов определил в стихотворении «Работа» одну из важнейших тем. Пройдет время. И другой поэт Э. Межелайтес в поэме «Человек» скажет:

Подчинилась земля мне, и я

Одарил ее красотой.

Произошли и происходят значительные перемены в нашей жизни, в нашем труде. Буранный Едигей у Ч. Айтматова не только в производстве, но и в жизни. Роман «И дольше века длится день» не подпадает под рубрику труда. Сама рубрика «Труд» становится все более условной. Меняется мир вокруг нас – меняется и человек в мире. Завершая романом «Дом» свою эпопею народной жизни  «Братья и сестры», Ф. А. Абрамов размышляет об этих изменениях. Михаил Пряслин своим трудом обустраивает дом. Истовое отношение к труду, его непреложность в жизни впитаны Михаилом в плоть и кровь вместе с материнским молоком. Традиционное крестьянское и колхозное слились воедино. «Надо» — закон социального бытия. Он предельно суров – война, после – военное трудное время. Разные труды и дни выпадают на долю пекашенцев. Вспомним два эпизода. Праздничны, эмоциональны эти страницы, описывающие тяжелый, маетный труд заготовки сена. Пряслинскаяя бригада на покосе. Позавидуешь такому труду. Это в романе «Две зимы и три лета». Пройдет время, и вромане «Дом» все будет иначе. Изменившееся отношение к труду, о котором с болью говорит Ф. Абрамов – следствие многих сложных процессов, происходивших в деревне. И об этом главном в народной жизни – о нравственном отношении к труду – думает Пряслин. Если в романе «две зимы и три лета» разное отношение к колхозному труду воплощалось в конфликте, связанном с образами Михаила и Егорши. Почти до последних страниц романа Михаил Пряслин противостоит двум героям – директору совхоза Таборскому и трактористу Виктору Нетесову. Таборский – демагог, прикрывающий свою демагогию и общими недостатками, и временными трудностями, и беспринципностью некоторых руководителей. Он – «Егорша» новейшей формации. Другое дело Виктор Нетесов. Это деловой человек современной деревни. Он все делает, как надо, работает по часам, техника у него в порядке, нормы выполняет. Он рационалист. Таборский его не волнует. Но он объясняет начальству нерентабельность. Трактор Нетесова и коса Михаила вступили в своеобразный конфликт. Первый прав, хотя это вызывает у автора грусть. Роман Плетнева А. «Шахта» несет в себе все приметы «поэтики» производственного романа. Он открывается конфликтом. Шахтер Михаил Свешнев считает, что лаву, где ему работать, надо приостановить для ремонта, привести в безопасное для людей состояние, а начальник участка Василий Матвеевич Головкин требует плановой нормы угля за смену. Суть конфликта – производственная. Но автор не ограничивается ею. С образом Михаила Свешнева связана основная идея романа. Будет в его трудовой жизни эпизод, несколько перекликающийся с героическим поступком Сергея петрова из романа В. Титова «Всем смертям назло». Михаил, рискуя жизнью, спасает Азоркина.  На него же пытаются свалить вину, что Азоркин стал инвалидом. Роман О. Куваева «Территория» о труде геологов. Роман о поисках золота. Роман о Чукотке. Герой романа инженер геологоразведочного управления Поселка Илья Николаевич Чинков по прозвищу Будда. Под его руководством идут поиски олова. Но Чинков считает, что тут есть и золото. На первом плане в романе столкновение человека с обстоятельствами дела, труда. Литература последних лет часто приводит нас в кабинеты и лаборатории ученых. Проблема нравственного поступка в науке, важная и в современных условиях. Например, роман И. Герасимова «Пробел в календаре».  Повесть Д. Гранина «Однофамилец». В повести нравственность поступка в решении научных споров для героя повести П.В. Кузьмина заключается в том, чтобы не броситься в погоню за славой. Герою романа Д. Гранина «Картина» во имя Нравственности надо не остаться, а уйти. Это переход от одних ценностных ориентиров к другим. Председатель горисполкома маленького русского городка Лыкова Сергей Лосев – деловой, энергичный, исполненный забот о благосостоянии города и его обитателей человек. Он погружен в гущу дел. В трудовую атмосферу жизни. И вдруг – картина. Лосев  начала романа – «делец поневоле». Труд души Сергея Лосева, сначала незаметный для него самого, связанный с борьбой за сохранение дома у Жмуркиной заводи, дома, запечатленного на картине художника Астахова, приведет Лосева к конфликту с принятым порядком вещей, с самим собой. Кульминация произведения – эпизод в кабинете Уварова. Чувства Лосева оказываются сильнее разума. Так из делового человека, измеряющего жизнь, дела и поступки людей рублями, тоннами и километрами, Лосев превращается в человека, чувствующего красоту, понимающего важность таких ценностей, как совесть, сохранение памяти о прошлом, связь времен и даже любовь. Главный конфликт романа в столкновении Лосева с Поливановым, в прошлом разрушителем старины, а ныне ее собирателем, и не с прагматиком Уваровым в разговоре о сохранении примечательного дома, изображенного на картине художника Астахова, а с самим собой. Лосев обретает новые жизненные ценности. Прагматик и рационалист в нем терпит поражение, уступая место эмоционально-эстетическому взгляду на жизнь. Но такой человек, по мысли Гранина, не может занимать руководящее место. Поэтому Сергей Лосев в конце романа уходит.  Растворяется в гуще жизни до лучших времен. И это грустно, если обретенные Лосевым ценности «мешают» сегодня в управленческой деятельности. Книги о людях труда обогащают духовно-нравственный мир нашего современника.

nsportal.ru

Своеобразие труда советских писателей. Труд писателя

Своеобразие труда советских писателей

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила жизнь всего населения бывшей Российской империи, в том числе и людей искусства. Советские писатели, из каких бы далеких концов нашей необъятной родины они ни приходили в литературу, — это подлинно новые люди, с новым взглядом на мир. У каждого из них был свой сложный жизненный путь, многому его научивший.

Советский писатель не может находиться в стороне от жизни, он всегда с народом, в гуще событий. Он не только наблюдает жизнь, а всегда принимает непосредственное и деятельное участие в ее изменении и преобразовании — сначала с оружием в руках защищая революцию от врагов, затем помогая организовывать колхозы, строить заводы и фабрики, выполнять пятилетние планы, воспитывать новые поколения строителей коммунизма.

«Молодой писатель растет как писатель только тогда, когда он растет как человек, как боец, растет вместе со всей страной» (Н. Островский). Лишь в этом случае выполняет он долг перед своим народом.

Революция уничтожила ту зависимость художника от денежного мешка, о которой писал В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература». В первые же годы после революции Владимир Ильич говорил о том, что положение художника в нашей стране изменилось коренным образом: «В обществе, базирующемся на частной собственности, художник производит товары для рынка, он нуждается в покупателях. Наша революция освободила художников от гнета этих весьма прозаических условий. Она превратила Советское государство в их защитника и заказчика. Каждый художник, всякий, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего»[23]

.

Этот идеал советского художника определяется прежде всего принципами народности и партийности, лежащими в основе искусства социалистического реализма.

Советская литература и искусство, говорится в Программе партии, «призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания. Главная линия в развитии литературы и искусства — укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед».

Своеобразие труда советского писателя проявляется в первую очередь в этой тесной связи с жизнью народа, из которой черпает советский писатель свои темы и образы, в партийности освещения и решения поставленных вопросов.

Художественный метод социалистического реализма не мог не наложить своего отпечатка на культуру творческого труда. То, что социалистический реализм «утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его…» (Горький), обусловливает собою новый подход к человеческой личности, новые принципы строения сюжета, новые творческие замыслы. Горький говорил о себе, что он «первый в русской литературе и, может быть, первый в жизни вот так, лично, понял величайшее значение труда, — труда, образующего все ценнейшее, все прекрасное, все великое в этом мире». Эта тема созидательного труда, весь пафос этой темы составляют великое завоевание советской литературы. Ее предшественнице, литературе XIX века, приходилось по большей части иметь дело с людьми, лишенными возможности трудиться на благо своего народа, и с вырастающей на этой почве личной драмой передовой личности. Легко понять, что самое изображение труда потребовало от писателей нашего времени нового подхода. Им пришлось, например, решать вопрос о связи техники производства и личных судеб рабочего и колхозника. Известно, как часто у молодых — и не только молодых — писателей наших дней техника заслоняет собою человека, как за всякого рода деталями производства нередко теряются герои художественной литературы, их внутренняя жизнь и идеалы.

Социалистический реализм требует «правдивого, исторического и конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». Он воспитывает в советском писателе умение различать в настоящем ростки будущего. «Нам, — говорил в 1935 году Горький, — необходимо знать не только две действительности — прошлую и настоящую, ту, в творчестве которой мы принимаем известное участие. Нам нужно знать еще третью действительность — действительность будущего». Понятно, как повышаются при этом требования к писателю: знать эту третью действительность он может лишь при условии вооруженности всеми необходимыми знаниями и только при его теснейшей сращенности с действительностью настоящего, с окружающей его жизнью. С помощью социалистического реализма писатели впервые в истории получают возможность предвидеть эту «третью действительность» — будущее. В социалистическом реализме нет и не может быть господства той «художественной ощупи», которой характеризовался труд некоторых даже видных писателей прошлого. «Советский писатель, — говорил А. Н. Толстой, — должен по локоть засунуть руки в тесто жизни, но — как зрячий и знающий — зачем». «Наш реализм, — указывал Горький, — имеет гарантированное будущее, литераторы наши должны это чувствовать». Писатели нашей эпохи не только судьи и критики старых, отживающих отношений; они прежде всего смелые борцы за победу коммунизма.

Понятно, какие гигантские требования предъявляет метод социалистического реализма к писателям нашей эпохи. Мы живем в эпоху величайших исторических сдвигов, когда старое рушится под натиском нового. Писатель должен угадывать ростки новой жизни, распознавать их еще в зародыше, он должен обладать высокоразвитым «чувством нового» для того, чтобы проникать своим взором в тайники будущего. Ленинский завет «надо мечтать!» требует от писателей нашей поры той революционной романтики, которая является существенной частью социалистического реализма.

С громадной, небывалой остротой стоит у нас вопрос об общественно-политических взглядах писателя, его передовом мировоззрении. Эти взгляды часто бывали противоречивыми у писателей прошлого — критических реалистов и романтиков. Действительность не давала им точки опоры, они не могли найти в этой действительности тех сил, которые представляли собою будущее; кроме того, этих сил часто просто не существовало. Бальзак мог избегнуть катастрофы, только идя «против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков»[24]. На этот же путь борьбы с противоречиями собственного мировоззрения должны были вступить Тургенев в «Отцах и детях» и многие художники прошлого.

Советскому писателю эта опасность не грозит. Он имеет возможность познавать и оценивать действительность с позиций марксизма-ленинизма. Писатели советской эпохи уделяют все большее внимание политическому воспитанию; они являются передовыми борцами за коммунизм, им принадлежит громадная роль в воспитании наших читателей вообще и молодого поколения в частности.

Советский писатель обладает, как правило, гораздо более разносторонним и богатым жизненным опытом, чем его предшественники.

Жизненный опыт писателей советской эпохи был, как правило, обогащен их политической деятельностью. Маяковский вел революционную работу уже в юные годы. Молодость Фурманова была ознаменована гражданской войной, деятельной политико-просветительной работой. Фадеев в молодости «прошел школу гражданской войны, в частности партизанской борьбы» на Дальнем Востоке. Прежде чем всецело отдаться литературе, Павленко был политработником. А. Н. Толстой, прошедший через трудные годы эмигрантских идейных скитаний, кончил тем, что не только признал революцию, но и, как он сам выражался, полюбил «ее всемирный размах». Сельвинский до того, как он стал советским поэтом-профессионалом, прошел особенно сложный путь. «Можно вспомнить о профессиях, каждая из которых не являлась для меня чем-либо значительным, но все вместе прочно входят в мою биографию. В гимназические и студенческие годы был: юнгой на шхуне «Святой апостол Павел», грузчиком в севастопольском порту, натурщиком в художественных студиях, репортером уголовной хроники в газетке некоего Трецека «Крымская почта», актером бродячего театра «Гротеск», борцом в цирке под именем «Лурих III, сын Луриха I», сельскохозяйственным рабочим в немецкой колонии «Майнаки» (под Евпаторией), рабочим консервной фабрики «Таврида», инструктором плаванья в полку имени III Интернационала. Особо хочу отметить двухлетнюю работу на электрозаводе — сначала в качестве сварщика, затем агитатора».

Эта колоритная биография очень типична. И понятно, как этот сложный, изобиловавший зигзагами и переломами, путь советских писателей обогащал их жизненный опыт.

Прав был Гладков, говоря: «Биографии наши поучительны, ох! как поучительны! Сколько мы в жизни увидели, узнали, через какую борьбу прошли, прежде чем осмелились назвать себя писателями…» Но эта борьба продолжалась и после того, как эти люди стали писателями.

Советские писатели почти всегда владели какой-либо «второй специальностью», с которой они обыкновенно начинали свою трудовую жизнь. К этой специальности они время от времени обращались. Наконец, они специально изучили ту или иную область знаний, деятельно участвуя при этом в производственной жизни страны. Макаренко до того, как он стал литератором, работал педагогом, и эта его «вторая специальность» помогла ему создать «Педагогическую поэму». Несколько иным путем шла Мариэтта Шагинян, которая в разное время изучила целые области производства, в частности шерстопрядение, строительство гидростанций и т. д. Эти разнообразные знания способствовали обогащению жизненного опыта писателей, раньше почти всегда изолированных от производственной жизни страны.

В противоположность царизму, всячески ограничивавшему общение писателя с народом, советская власть всеми средствами стимулирует такое общение. Это, в частности, проявляется и в творческих поездках советских писателей. Припомним Всеволода Иванова, исколесившего Сибирь, М. М. Пришвина, великолепно знавшего среднерусский край, П. П. Бажова, превосходно изучившего Урал, и десятки и сотни иных писателей, неутомимых путешественников по Советскому Союзу. Знанием условий народного быта вызвана к жизни, в частности, богатая очерковая продукция советской эпохи.

Писателям нашей страны доступны все уголки жизни, все стороны ее культуры. Вспомним, как энергично мобилизованы были силы советских писателей, а вместе с ними деятелей театра, кино и пр. на освещение, например, детского беспризорничества, как разносторонне показала советская литература жизнь юных «правонарушителей» в детских колониях и трудовых лагерях.

В наше время писатели впервые в истории являются коллективной силой, которая на равных правах со всеми другими трудящимися, под руководством Коммунистической партии, участвует в строительстве коммунизма.

Неоценимым преимуществом советских писателей перед писателями прошлого является то, что они изображают современную действительность, вторгаясь в самую гущу непрерывно изменяющихся форм жизни. Таковы, например, творческие поездки советских писателей к месту действия их будущих произведений. Эти поездки, проводившиеся планомерно, сыграли большую роль в творчестве многих советских художников слова. Лето, которое В. Катаев провел на площадке строительства Магнитогорска, собирая материал для романа «Время, вперед!», было для него «незабываемым». Столь же драгоценна была для Шагинян поездка к месту постройки гидростанции на реке Дзорагет в Армении, в результате которой была создана «Гидроцентраль». Роман этот, вспоминает Шагинян, «писался очень медленно, не быстрее, чем строилась реальная ГЭС. И люди, вошедшие в него, были обобщенным отражением живых, дорогих мне, ставших предельно узнанными, людей». Этой работе советская писательница «отдалась всей своей душой — впервые в жизни с величайшим творческим напряжением…»

Безыменский, много в своей творческой жизни работавший в выездных бригадах, с увлечением вспоминал о своей работе на заводе в качестве поэта-пропагандиста: «Две или четыре строки стихотворной «молнии» обладают возможностью немедленно распространить хорошее, искоренить плохое, заставить человека изменить свое неблаговидное поведение или побудить его работать еще с бо?льшим энтузиазмом… Получение «ордена верблюда» каким-нибудь цехом предприятия буквально преображает этот цех. Стихи поэта могут в один день стать знаменем и песней тысяч людей…»

Особый интерес представляют бригадные поездки писателей. Так, например, весною 1930 года бригада писателей — Вс. Иванов, Леонов, Луговской, Павленко, Санников и Тихонов — отправилась в Туркмению. Все они многое повидали там и считали, что поездка эта принесла им «огромную пользу и многому научила». Тихонов даже признавал, что эта поездка сыграла, большую роль в его литературной судьбе, так как дала ему возможность воочию увидеть страну, «охваченную социалистическим переустройством. Создавались первые колхозы и совхозы. Ломалось последнее сопротивление баев. Были еще и жаркие схватки с басмачами. Мы видели пустыню с ее своеобразным бытом, пограничные заставы и колхозы, города, в которых рождалось новое, сложную ирригацию и ее работников; мы проехали страну вдоль и поперек…»

Непосредственным результатом этой поездки явились книги: Вс. Иванова — «Повести бригадира Синицына», Луговского — «Большевикам пустыни и весны», Павленко — «Путешествие в Туркменистан» и «Пустыня», Тихонова — «Кочевники» и «Юрга».

Сила этих впечатлений была незнакома писателям дореволюционной эпохи; ее в полной мере испытали лишь советские литераторы, живущие в свободном обществе и деятельно участвующие в производстве материальных и культурных благ для нужд всего народа.

У молодой советской литературы есть темы, разработку которых она подняла до высоты, не известной прошлому. Таковы, например, темы бесправия угнетенных народов нашей страны при царизме, победоносной борьбы с эксплуататорами, борьбы советского народа за коммунизм, созидательного труда, в каких бы областях он ни проявлялся, тема Отечественной войны за независимость Советского Союза.

Эти темы разрабатываются в напряженных творческих исканиях, которые далеко выходят за пределы рабочего кабинета писателя или редакции журнала.

Вопросы художественного метода советской литературы сделались предметом внимания специальных пленумов и конференций, всесоюзных съездов писателей, наконец, текущей и повседневной работы Союза советских писателей, объединяющего в своих рядах несколько тысяч прозаиков, поэтов, драматургов и критиков нашей страны.

В новой Программе партии намечен целый ряд мероприятий для дальнейшего расцвета литературы, искусства и культуры, для еще большего повышения многообразия и богатства духовной жизни советских людей. Уже сейчас многомиллионный голос советского читателя звучит в полную силу в его письмах к писателю, на разнообразных читательских конференциях. Этот голос ободряет и осуждает и часто ободряет тем самым, что осуждает. Он несет с собою искреннее и открытое восприятие замысла произведения, его образов, сюжета, языка. Когда участники похода Ковтюха, прочтя «Железный поток», спросили: «А товарищ Серафимович в какой части у нас был?», автор имел основание заключить: «Значит, правдиво написано…» Эти читатели были возмущены тем, что Кожух выпорол партизан, и Серафимович, отстаивая сначала свою правоту с точки зрения исторической правды, затем согласился с читателями во имя правды художественной: «Прочитал я им эту главу, вижу — кучка красноармейцев поднимается и уходит. Возмущены: «Как так — драли? Это оскорбительно». Я говорю им: «Милые товарищи, не забывайте, что это были партизаны в начале революции; дисциплина тогда только внедрялась, и установить ее было нелегко. Случалось, что прибегали к строжайшим мерам, но все-таки боролись с грабежами и насилиями…» Однако же в конце концов я согласился с ними. Они были правы: художественно правдивее, вернее, если сцены порки не будет. Ведь что нужно было показать и в чем убедить, что масса безропотно подчинялась дисциплине? Это — достигнуто. Я был очень благодарен красноармейцам. «Правильно, — говорю, — ребята. Изменить надо».

Такой диалог между писателем и его читателями был бы, конечно, невозможен до Октября. И не потому только, что «партизаны» не могли тогда иметь права голоса. В спор с автором «Железного потока» вступали люди, боровшиеся с оружием в руках за советский строй, люди, возмущенные самым фактом унижения человеческого достоинства. Они утверждали, что не все случившееся в действительности достойно быть запечатленным в художественном произведении.

В разговоре о «Железном потоке» раскрылся новый социальный тип читателя, и раскрылся он не однажды.

В довольно близкой к этому ситуации Николай Островский отказался «посчитаться» с пожеланиями читателей. В любопытнейшем письме к читательнице «Как закалялась сталь», комсомолке Харченко, Николай Островский говорил: «Вы протестуете против того, что автор романа «Как закалялась сталь» так безжалостно искалечил одного из героев — Павла Корчагина. Ваше движение протеста я понимаю. Так и должна говорить молодость, полная сил и энтузиазма. Герои нашей страны — это люди, сильные душой и телом, и будь это в моей воле, то есть создай я Корчагина своей фантазией, он был бы образцом здоровья и мужества. К глубокой моей грусти, Корчагин писан с натуры».

Так «вторгаются» читатели наших дней в процесс творчества советских писателей, требуя от них иного разрешения конфликта, иных, более соответствующих нашему времени, портретов, эпизодов сюжета и финалов. Писатель не всегда соглашается с мнением своих читателей, но он всегда дорожит их активностью. Она для него является поддержкой. «Мне, — писал однажды Маяковский, — рассказывали: в трамвай сел человек, не бравший билета и старающийся обжулить дорогу. Заметивший кондуктор изругался: «Эх ты, жулик, шантрапа, сволочь… клоп Маяковского…» Пригодившееся для жизни и вошедшее в жизнь определение было лучшей и приятнейшей рецензией на мою пьесу».

Прав А. Н. Толстой, утверждавший, что «характер читателя и отношение к нему решают форму и удельный вес творчества художника. Читатель — составная часть искусства». Особенно велика его роль в советском искусстве, которое, как указывал Ленин, «должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс… должно быть понятно этим массам и любимо ими… должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их». «…мы, — говорил Ленин, — должны всегда иметь перед глазами рабочих и крестьян. Ради них мы должны научиться хозяйничать, считать. Это относится также к области искусства и культуры»[25].

Как и всякий иной деятель культуры, художник слова должен быть теснейшим образом связан с духовной жизнью своего народа, должен знать его материальные потребности и духовные интересы — и не только знать, но и действенно защищать их. Живя для своего народа, он вместе с тем живет для всего человечества, представляя гений своего народа в содружестве наций. Чтобы успешно выполнять эти ответственнейшие задачи, художник слова должен обладать всей полнотой знаний. Он овладевает ими не только через книги; писатель совершает путешествия, внимательно всматриваясь в кипящую повсюду жизнь, и — самое главное — являясь деятельным участником борьбы, которую ведет его народ, писатель принимает непосредственное участие в жизни. Участие в борьбе в громадной мере обогащало жизненный опыт писателей прошлого, укрепляло в них стремление преодолеть всякого рода враждебные влияния, умение успешно противостоять их многочисленным жизненным испытаниям. Так знания и опыт в своей совокупности формировали культурный уровень писателя.

К ним присоединяется то «страшное стремление вперед», которое так отличало жизнедеятельность Данте, Шекспира и Льва Толстого. Без этого стремления вперед нет и не может быть творческих исканий писателя, а стало быть и рождающейся в результате этих исканий творческой победы. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость», — говорил Л. Толстой, и эти слова как нельзя лучше характеризовали высокий идейный пафос лучших писателей прошлого. Толстовский «пафос исканий» сохраняет актуальность и для нашей эпохи, без него невозможна подлинная культура. Только идя этим путем, художник слова может достойно выполнить свой патриотический долг перед выдвинувшим его народом, перед взрастившей его родиной.

Важнейшим и обязательным условием деятельности советского писателя является его «сращенность со своим временем» (Фурманов. Курсив мой. — А. Ц.), его живое ощущение современности, понимание ее законов и процессов. «Если не жить современностью — нельзя писать», — говорил Александр Блок. Именно это позволило ему написать наиболее «современные» его поэмы «Двенадцать» и «Скифы». «Наш советский писатель, — напоминал Горький, — не может быть… только профессиональным литератором, это — живое лицо, живой, энергичный участник всего того, что творится в стране». «Советский народ, — говорилось в приветствии ЦК КПСС Второму Всесоюзному съезду советских писателей, — хочет видеть в лице своих писателей страстных борцов, активно вторгающихся в жизнь, помогающих народу строить новое общество…»[26] Культура советского писателя основана на этом принципе его «вторжения в действительность)», в целях ее социалистической перестройки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

«Человек труда в художественной литературе»

    Навигация по данной странице:
  • Ажаев, В. Далеко от Москвы: Роман в 3-х кн./ В. Н. Ажаев; авт. предисл. Д. Гранин. – Москва: Современник, 1985. – 701с.
  • Гранин, Д. А. Иду на грозу: роман/ Д. А. Гранин. – Москва: Профиздат, 1988. – 367с.
  • Довженко, А.П. Думы у карты родины: киноповести, рассказы, очерки, статьи, выступления / А.П. Довженко. – Ленинград, 1983. – 463с.
  • Кетлинская, В. Мужество: роман/ Вера Кетлинская. – Москва: Высшая школа, 1986. – 639с.
  • Коновалов, Г. Истоки: роман/ Григорий Коновалов. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983. – 623с.
  • Кочетков, В.А. Журбины: роман/ В.А. Кочетков; худ. Л. Гритчин. – Москва: Известия, 1986. – 461с.
  • Леонов, Л.Н. Соть: роман/ Л.М. Леонов. – Москва: Современник, 1984. – 304 с.
  • Медынский, Г.А. Честь: повесть/ Г.А. Медынский; авт. послесл. С. Покровский; авт. послесл. С. Покровская. – Ленинград: Ленинздат, 1981. – 400с.
  • Панова, В. Кружилиха / В. Панова. – Москва: Современник, 1986. -222с.
  • Титов, В. Всем смертям назло…: повести В.А. Титов; авт. предисл. Б. Н. Полевой. – Москва: Советская Россия, 1983. -125с.
  • Шагинян, М. Гидроценраль: роман / М. С. Шагинян; авт. предисл. М.С. Горячкин. – Москва: Советская Россия, 1988. -352с.
«Человек труда в художественной литературе» (виртуальная книжная выставка)

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных,

Нет священней слова – Труд!
2016 год объявлен Годом человека труда в Чувашской Республике



Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.

(Белинский В.Г.)


Ажаев, В. Далеко от Москвы: Роман в 3-х кн./ В. Н. Ажаев; авт. предисл. Д. Гранин. – Москва: Современник, 1985. – 701с.

В романе В.Н.Ажаева (1915-1968) «Далеко от Москвы» (1948) изображены трудовые подвиги советских строителей, проложивших в годы Великой Отечественной войны нефтепровод в глухой тайге. Автор создал правдивые образы советских людей, показал их мужество и волю к победе.



Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.

(Достоевский Ф. М.)


Гранин, Д. А. Иду на грозу: роман/ Д. А. Гранин. – Москва: Профиздат, 1988. – 367с.

Переиздание широко известного романа Д. А. Гранина «Иду на грозу» (1962). Публикация его в серии «Человек труда» сопровождается статьей доктора филологических наук А. И. Павловского.



Физическая энергия рабочего способна творить сказочные чудеса

(Горький М.)


Довженко, А.П. Думы у карты родины: киноповести, рассказы, очерки, статьи, выступления / А.П. Довженко. – Ленинград, 1983. – 463с.

В однотомник лауреата Ленинской премии всемирно известного советского кинорежиссера, драматурга и писателя Александра Петровича Довженко (1894-1956) вошли киноповести: «Арсенал», «Земля», «Аэроград», «Щорс», «Мичурин», «Зачарованная Десна» и «Поэма о море», а также избранные рассказы, очерки и статьи, посвященные людям труда, их красоте и достоинству.



Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

(Толстой Л. Н.)


Кетлинская, В. Мужество: роман/ Вера Кетлинская. – Москва: Высшая школа, 1986. – 639с.

В центре романа «Мужество» — формирование характера советского молодого человека, мужество комсомольцев — строителей города в дальневосточной тайге.



Труд будит в человеке творческие силы.

(Толстой А. К.)


Коновалов, Г. Истоки: роман/ Григорий Коновалов. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983. – 623с.

В центре романа — история трех поколений русской рабочей фамилии Крупновых. Основные события романа происходят в 1939-1945 годах.



Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни

(Бальзак О.)

Кочетков, В.А. Журбины: роман/ В.А. Кочетков; худ. Л. Гритчин. – Москва: Известия, 1986. – 461с.

Роман «Журбины» (1952) Всеволода Анисимовича Кочетова (1912-1973) широко известен читателю. В нем автор рисует жизнь трех поколений кадровой рабочей семьи, раскрывает типичные черты, присущие русскому рабочему классу. Роман сопровождается статьей В.М.Акимова.



Труд облагораживает человека.

(Белинский В. Г.)


Леонов, Л.Н. Соть: роман/ Л.М. Леонов. – Москва: Современник, 1984. – 304 с.

Роман «Соть» (1929) известного советского писателя Л. М. Леонова — характерное произведение советской литературы начала 30-х гг. Оно рассказывает о социалистическом строительстве, о героизме и творчестве народа, о пафосе коллективного труда, борьбы стихией.



Легкость дается тяжелым трудом.

( Айвазовский И. К.)


Медынский, Г.А. Честь: повесть/ Г.А. Медынский; авт. послесл. С. Покровский; авт. послесл. С. Покровская. – Ленинград: Ленинздат, 1981. – 400с.

Действие повести Григория Медынского «Честь» развертывается в наше время. В центре повествования — советский школьник, девятиклассник Антон Шелестов, вовлеченный преступниками в свою шайку. Автор раскрывает причины, которые привели Антона к нравственному падению,- неблагополучная семья, недостаточное внимание к нему взрослых, отход юноши от школьного коллектива, влияние улицы, разрыв с настоящими друзьями и т. д. Антон — юноша со слабым, неуравновешенным характером. Он делает попытку порвать с засасывающей его тлетворной средой, но ему не хватает для этого силы воли. И вот участие в грабеже приводит его вместе с другими преступниками на скамью подсудимых. Дальнейший путь Антона Шелестова — возвращение к честному труду.



Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

(Чехов А. П.)


Панова, В. Кружилиха / В. Панова. – Москва: Современник, 1986. -222с.

В книгу лауреата Государственной премии Веры Федоровны Пановой (1905—1973) вошли широко известные произведения — роман «Кружилиха» и повесть «Спутники».



Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдутся воля его выполнить и силы для этого.

(Жюль Верн)


Титов, В. Всем смертям назло…: повести В.А. Титов; авт. предисл. Б. Н. Полевой. – Москва: Советская Россия, 1983. -125с.

Повесть Владислава Титова «Всем смертям назло…» во многом автобиографичная. Автор ее — в прошлом шахтер, горный мастер,- рискуя жизнью, предотвратил катастрофу в шахте. Он лишился обеих рук, но не покорился судьбе, сумел выстоять и найти свое место в жизни. Повесть «Ковыль — трава степная» также посвящена нашим современникам, их мужеству и высокой нравственной красоте.



Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

(Чехов А. П.)


Шагинян, М. Гидроценраль: роман / М. С. Шагинян; авт. предисл. М.С. Горячкин. – Москва: Советская Россия, 1988. -352с.

В однотомник известной советской писательницы М.Шагинян вошли очерки разных лет («Как я была инструктором ткацкого дела», «Фабрика «Торнтон», «Четыре портрета», «Мысли к съезду» и др,), а также роман «Гидроцентраль».

Поделитесь с Вашими друзьями:



www.uverenniy.ru

Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы (буклеты)

Художественные произведения

1. Г.Сапгир «Садовник».

2. Б. Заходер «Портниха», «Строители».

3. С.Маршак «Пожар», «Почта».

4. С Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?».

5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

6. Е. Пермяк «Мамина работа».

7. Н. Найденова «Ольга Павловна».

8. Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека».

9. С. Баруздина «Кто построил этот дом?».

10. А. Бродский «Мой брат».

11. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы».

12. Б. Житков «Светофор» (из книги «Что я видел»).

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

  • Без труда нет плода.

  • Воля и труд дивные всходы дают

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Советы хорошо, а дело лучше

  • Поспешишь — людей насмешишь.

  • Не спеши языком — торопись делом.

  • Умелые руки не знают скуки.

  • Дело мастера боится.

  • Сделал дело — гуляй смело.

  • Скучен день до вечера — коли делать нечего.

  • Что на месте лежит, то само в руки бежит.

  • В деле не сила нужна, а умение.

МБДОУ «Детский сад №2»

Ардатовский муниципальный район Нижегородской области

Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы

Подготовил: воспитатель

Яшнова Л.Ю.

СТИХОТВОРЕНИЯ О ТРУДЕ

Помощник

Мама усталой с работы придет,

Маме и дома хватает забот.

Веник возьму я и пол подмету

Дров наколю и сложу под плиту.

Свежей воды принесу два ведра

Ну а теперь за уроки пора!

Мама сегодня с работы придет.

Будет у мамы по меньше хлопот.

П. Жанэ

*****

Не мешайте мне трудится

Не мешайте мне работать

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте!

Не жалейте!

А хотите в лейку лейте –

Поливайте огород

Он ведь тоже воду пьет!

Шоферы

Шуршат по дорогам веселые шины

Спешат по дорогам машины.

А в кузове важные, срочные грузы

цемент и железо, изюм и арбузы

Работа шоферов трудна и нужна

Но как она людям повсюду нужна.

*****

Весёлая работа

Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное. Б. Белова.

ЗАГАДКИ

В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идет оно,

А зовут его… (Зерно)

*****

Широко, а не море

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра — на столе. (Хлеб)

*****

Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.

(воспитатель)

*****

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он … (артист)

****

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.

(Фотограф)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*