Легенды о гомеле – Легенда о Гомеле

Содержание

Легенда о Гомеле

Именно в том месте, где сейчас расположился город, на реке Сож раньше было слишком много намытого песка. Плоты и баржи, проходившие по этой реке, могли сесть на мель, и чтоб этого не случилось, напротив этого места, на берегу, постоянно находился человек, и громко кричал, предупреждая: «Го! Мель! Го! Мель!».

Есть так же мнение, что городку название дал ручеек Гомеюк, впадавший в реку Сож у подножия холмика, считалось, что именно там, некогда было сформировано первое поселение.  А само слово Гомеюк происходит от финского hommo joki «быстрая река».

Сам же город обладает немалыми городскими легендами и приметами. Например, то, что по всему городу можно зарядиться фортуной, и это будет так же легко, как и зарядить телефон. На железнодорожном вокзале установлена жанровая скульптура «Дорожное настроение» — путник, сидящий на чемодане. И по народной примете, если вы ему потрёте нос, то хорошее настроение и (или) успех во время поездки вам обеспечен. В Гомеле так же существует примета для студентов: зарядиться успехом возможно с помощью предмета «Студентки». Не забывают так же потереться и о «Карандаша», что возле цирка, говорят, хорошая примета…

Так же большинство молодоженов стараются в день бракосочетания побыть и у «Лодочника», многие вообще залазят в саму лодку, веря, что это обязательно закрепит их брак, а если ещё знать, в каких местах повесить замок, ну тогда всё, триумф наверняка обеспечен.

В этом таинственном городе заряжаются удачей, например, фанаты солигорской футбольной команды «Шахтер», побывав у скульптуры «Кроты», что находиться рядом с кинотеатром «Октябрь».

Если пройтись по городским легендам, то существует самая популярная из всех, это наличие подземных проходов под центральным парком. Говорят, что по ним можно перейти на другую сторону Сожа прям под водой, ведь на Гомель не одно нападение совершалось. А ещё говорят, что по ним ходит призрак графа Николая Петровича Румянцева. После смерти был похоронен в склепе над собором святых Петра и Павла. До Великой Отечественной войны последний раз видели там останки. Во время оккупации немцев склеп никто не открывал, а после войны, когда открыли, останков уже там не было…

 Однако эксперты отвергают факт о существовании ходов, говорят, что на деле есть только почти полностью засыпанные вентиляционные шахты.

Многие сейчас скажут, что никто уже в эти легенды и приметы не верит, но носы у скульптур всё больше и больше блестят, а прогуливаясь по парку, невольно задумываешься: а куда ведет этот туннель?  

problr.by

О чём рассказывают городские легенды

Каким бы здравомыслящим не считал себя человек  XXI века, ему, как и пару столетий назад,  свойственно верить в разного рода приметы, легенды. Неважно, старинные они, придуманные или пересказанные на современный лад. И не то чтобы абсолютно каждый стремился раньше чёрного кота перейти дорогу, понимая, что верить в такое глупо, но, к примеру, шутя, бросая монетку в море, в глубине души мы всё же надеемся, что именно это таинственное действо когда-нибудь поможет нам вернуться на лазурный берег.

 

Более того, кем-то когда-то услышанные, увиденные или, скорее всего, придуманные истории и связанные с ними приметы становятся «фишками» больших и маленьких городов и деревень. Какие-то из них просто  гуляют из уст в уста местных жителей, другие даже просачиваются за пределы населённого пункта, благодаря туристическим гидам, которые раскрывают мистические «тайны» заезжающим путешественникам.  Конечно, если верить всему, то можно потеряться в реальности. Ведь получится, что в каждом источнике термальных или минеральных вод, на каждом курорте с чудодейственной грязью получала и регулярно обновляла свои молодость и красоту Клеопатра. Поэтому, регулярно окунаясь, можно запросто ею стать. Или выходит, что через все озёра и реки нашей Синеокой прокладывал себе путь Наполеон. И в каждом из водоёмов его солдаты оборачивали по обозу с сокровищами, которые так и манят к себе местных жителей и туристов. Ну и конечно известно всем, что все цари, генсеки и другие видные деятели при жизни не могли обойтись без системы подземных ходов, которыми, как гласят легенды, напичканы наши города и веси. 

 

Свои добрые приметы и городские легенды имеет и Гомель. Ведь ничто таинственное нам не чуждо. Например, по всему городу можно запросто зарядиться удачей. И, поверьте, сделать это не сложнее, чем зарядить мобильный телефон. Отправляясь в путь, на вокзале потрите нос у скульптуры «Чемоданное настроение», и, как гласит народная примета, успех поездки вам обеспечен. Вы студент и на носу сессия? Не волнуйтесь, ведь есть масса способов сдать её успешно. Первый и, говорят, самый действенный – учить. А вот второй и третий, пусть не такие продуктивные, зато лёгкие и интересные. И если призвать из окна халяву может любой студент мира, то зарядиться удачей от изящной, явно владеющей предметом «Студентки», могут только гомельчане. Не лишним будет потереться и о «Карандаша» возле цирка, где-то слышала, что это тоже хороший знак. Явно рассчитывая на поддержку «извне» в семейной жизни, многие молодожёны стремятся в день рождения своей семьи побывать у «Лодочника». Самые просвещённые собиратели легенд, преодолевая пышноюбочные трудности, забираются к нему в лодку, полагая, что это непременно укрепит союз. А если ещё в нужном месте, которых в городе несколько, повесить замок, то успех семье точно обеспечен. 

 

И, кстати, о  таком таинственном свойстве Гомеля как города, где едва ли не на каждом шагу можно что-нибудь потереть на удачу, давно знают за пределами областного центра. Как вы думаете, куда устремляются, посещая город, фанаты солигорской футбольной команды «Шахтёр»? К скульптуре «Кроты», разместившейся напротив кинотеатра «Октябрь». Зачем? Говорят, сфотографироваться. Но мы-то знаем: чтобы зарядиться удачей.

 

В Гомеле есть и городские легенды. Самая популярная – о существовании подземных ходов под всеми любимым центральным парком. Считается, что по ним можно аж на другую сторону Сожа перейти под водой. И даже вроде бы по ним ходит призрак графа… Ну и что, что специалисты отрицают существование ходов, говоря лишь о наличии практически засыпанных вентиляционных шахт. Если подходить ко всему так неромантично, можно совсем без легенд остаться. А куда без них современному городу?

Возможно, самые рациональные из наших уважаемых читателей воскликнут: «Да кто сейчас в такое верит!» Может и никто. Вот только носы и пальцы у гомельских скульптур блестят всё больше. И даже если напрямую все эти приметы удачи вам не принесут (хотя кто проверит!), то поверить в неё точно помогут. А ради этого определённо стоит жить и приезжать в город над Сожем. 

 

 

 

 

Автор фото: Дарья Стрельченко, Анна Пащенко, Ирина Чернявская

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter

newsgomel.by

Теории происхождения названия Гомеля — Краязнаўчы сайт Гомеля і Гомельшчыны

Гомель — один из красивейших городов Беларуси. Его историческое прошлое и сегодняшний день воплощены в архитектуре города. Собор Петра и Павла и дворец князя Паскевича, в котором расположен музей, зимний сад, зоны отдыха притягива­ют не только гомельчан, но и многочисленных гостей [4].

Гомель — административный центр Гомельской области и Гомельского района, второй по численности населения город в стране. Расположен на юго-востоке рес­публики на реке Сож в 302 км на юго-восток от Минска [4].

Существует не менее шести версий происхождения названия Гомеля.

  1. Название «Гомель» произошло от названия ручья Гомеюк, впадавшего в реку Сож у подножия холма, где и было основано когда-то первое поселение.
  2. Название «Гомель» происходит, вероятно, от старославянского «гомь» – воз­вышенность, сухое место.
  3. Согласно третьей версии название города происходит от слова «гом», которое могло означать либо холм или овраг, либо быть именем князя или рода, основавших древнее поселение.
  4. В разных источниках в одно время могли встречаться равносильные названия: Гомель, Гомий, Гомеи, Гомей, Гомье, Гомъе, Гомъи. Форма зависела от диалекта местности. Г омель, Гомий, Гомей – прилагательные, характерные для языка древних восточных славян. Однокоренное украинское слово «гомок» означает «кусок земли, бугор».
  5. Пятая версия бытовала в советское время: плотогоны, проводившие по реке Сож плоты, предупреждая друг друга об опасности напороться на песчаную отмель, кричали «Го! Го! Мель!».
  6. Название Гомель могло произойти от старинной белорусской формы приветст­вия: «Даць у гомель», что означает «стукнуть кулаком в плечо» [2].

Остановимся подробнее на некоторых из версий.

Историк Н. И. Виноградов в начале XX в. так писал о древнем Гомеле: «Как все древнейшие города, он не помнит года своего основания, так как возник еще в то время, когда люди не знали ни письменности, ни летоисчисления. Холм, господ­ствующий над слиянием Сожа и Ипути и занимавший одно из самых красивых и вы­годных положений, прежде других покрылся поселком». Место поселения радими­чей было самым возвышенным, на правом берегу реки, окруженным глубокими оврагами, которые сохранились до нашего времени. По одному из них протекала ре­чушка Гомеюк [1].

В X в. крепость и поселение Гомий обрели черты крупнейшего города в Посо- жье. В старинных летописях Гомель упоминается под названием Гомий, Гомье, Гомь и др. Одна из версий происхождения названия города предполагает, что слово «Го­мий» происходит от названия первого рода, поселившегося на берегу реки Гомеюк. С XV столетия в старинных грамотах имя города звучит как Гомей, а в XVII в., когда город входил в состав Речи Посполитой, под влиянием латинского языка он полу­чил название – Гомель. А как же лингвистический аспект увязать с аспектом гео­графическим? Психологически основное внимание при толковании названия кон­центрируется на корне -гом-, который связывается с единичным бугром, холмом, конкретной возвышенностью. В сознании гомельчан и гостей города такой холм ас­социируется с высоким берегом реки Сож, на котором размещен знаменитый княже­ский парк со дворцом (замком). Высокий берег – холм, парк с дворцом – могут пока­заться не просто местом древнего Гомеля (что правильно), но и местом «рождения» названия Гомель = Гомий, Гомей (а это – не одно и то же) [5].

Если название Гомель тождественно Гомий, то Гомей – это более широкое по­нятие, так как «гом» – земляной ком, а прилагательное Гомий – может означать хол­мистый. А город не может быть холмистым, поэтому приходим к выводу, что это – холмистая местность в районе Гомеля [3]. Слово, обозначающее возвышенный рель­еф (гору, холм, высокий берег), одновременно может иметь и противоположное зна­чение. В этой связи можно предположить, что название в далекие от нас времена могло указывать не столько на возвышенную, холмистую, сколько на пересеченную местность.

Самая последняя версия, предложенная некоторыми современными исследова­телями, указывает на происхождение названия Гомель от старинной белорусской формы приветствия: «Даць у гомель», что означает «стукнуть кулаком в плечо». В летописной записи 1142 г. была зафиксирована форма названия Гомий («…и слышавъ оже билися Ольговичи у Переяславля съ стрыемъ его с Вячеславомъ, и братом его Изяславомъ, и поиде на волости ихъ, и взя около Гомия волость ихъ всю»). В ле­тописях город упоминается под названиями Гомей, Гомій, Гомін, Гомъ, Гомъе. Ко­нечно же, жить на высоких берегах Сожа между впадениями в него реки Ипуть и ру­чья Гомеюки люди стали гораздо раньше, однако официальным годом основания Гомеля является 1142 г. [3].

Литература

  1. Виноградов, Л. Е. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 г. Факсимильное воспроиз­ведение издания 1900 года из фондов Гомельского областного краеведческого музея / Л. Е. Виноградов. – Гомель : Сож, 1992. – 48 с.
  2. Рогалев, А. Ф. От Гомеюка до Гомеля: городская старина в фактах, именах, лицах / А. Ф. Ро- галев. – Гомель : Белорус, агенство науч.-техн. и деловой информации, 1993. – 216 с.
  3. Режим доступа: http://jam.by/info/history.html.
  4. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  5. Режим доступа: http://sites.google.com/site/poezdkavgomel/home.

Автор: В.В. Матлаш
Источник: Беларусь в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 24 мая 2012 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2012. – 444 с. Ст. 84-85.

nashkraj.info

Легенды Гомеля: по местам первопроходцев

Решив отправиться в путешествие, многие выбирают дорогостоящие курорты или едут в дальние страны к морю, старинным замкам или соборам. Всем интересно узнать не только историю возведения того или иного сооружения, но и зачастую неправдоподобную, полную загадок легенду. Выбрав в качестве конечной точки Гомель, можно быть уверенным, что красивые легенды Гомеля не заставят скучать и откроют иную сторону этого прекрасного города.

В поисках красивых легенд

Откуда произошло название города

Многие белорусские города, по версии историков, получили свои названия благодаря рекам, возле которых основывались поселения. Река Менка (Меня) дала название Минску, Палата – Полоцку, Бобруйка — Бобруйску. Не исключение и Гомель, название которого, согласно городской легенде, произошло из-за ручья Гомеюк, впадавшего в реку Сож.

По мнению некоторых исследователей, название города может происходить и от имени основателя рода, вождя радимичей Гомия, поселившегося на территории нынешнего города.

Менее правдоподобной, но красивой и заслуживающей внимания является легенда о плотах, которые справляли по реке Сож. Предупреждая друг друга об отмелях, плотогоны выкрикивали: «Го! Мель!». Так и закрепилось за поселением, выросшим на берегу реки, название Гомель.

Первый поселенец «Лодочник» и его верная рысь

Спустя много веков на месте переправы, по которой сплавлялись плотогоны и звучно выкрикивали «Го! Мель!», раскинулся городской парк. В 2007 году на берегу реки Сож, на Киевском спуске была установлена скульптурная композиция «Лодочник», созданная по мотивам городской легенды об основании места и ставшая воплощением первого поселенца будущего Гомеля. С колчаном и стрелами за спиной, гордо и смело глядит лодочник на город, а рядом с ним спокойно лежит рысь – символ Гомеля.

Визитная карточка Гомеля

Интересна легенда Гомеля о гербе города. Современный герб представляет собой щит, на котором изображена лежащая на голубом фоне рысь. Почему именно это животное стало символом? По свидетельствам некторых исторических данных, много веков назад в лесах вокруг города обитали рыси. Именно это и послужило тому, что их изображения стали символом города и его визитной карточкой. Однако, не менее интересна и следующая легенда.

До 1855 года гербу Гомеля предшествовал немного иной — герб Новой Белицы, бывшего уездного центра. Однако и на старом гербе также изображалась рысь, появление которой приписывают фельдмаршалу Петру Румянцеву, благодаря которому Новая Белица стала уездным городом. Герб города должен был отображать фигуру основателя – фельдмаршала Румянцева, поэтому грациозная и смелая рысь заняла место на гербе города.

Конечно, практически каждая городская легенда, описанная выше, неправдоподобна. Но согласитесь, без них рассказы об истории города не были бы таким интересными и красочными. И, проходя по Киевскому спуску, не остановился бы взор на месте известной скульптуры лодочника и его верной рыси.

belarus-travel.by

Тайны гомельских подземелий:сокровища Паскевича, бункер Рокоссовского и подземный ход под рекой

Недавно возле Боярского спуска были раскопаны некие подземные сооружения. Сразу же о находке распространились самые разные слухи. Но вскоре выяснилось — обнаружены хозяйственные постройки XX века. Настоящий подземный ход в Гомеле искал корреспондент TUT.BY.

Подпольные тюрьмы для домашних рабов

Легенды о подземном мире Гомеля ходят давно. Говорят, например, о существовании подземного хода под рекой Сож. По одной версии, он идет из дворца в заречную зону. По другой — выходит туда же из здания бывшего духовного училища. Еще рассказывают о том, что весь гомельский парк стоит на подземных лабиринтах, имеющих выходы на Киевском спуске.

Достоверные знания о подземном Гомеле должны быть у археологов. Доктор исторических наук Олег Макушников пишет, что уже в средневековом Гомеле жилые дома были углублены в грунт — до полутора метров. Но вот почему ранние славяне так любили жить наполовину в земле — остается загадкой. Опыт жизни в землянках и полуземлянках в послевоенном Гомеле показывает — холод и сырость вовсе не делали жизнь в них комфортной и здоровой. Тогда, может быть, углубленные в землю постройки использовали как хозяйственные подвалы? При этом археологические раскопки свидетельствуют, что печи ставились в верхней, наземной части дома — как раз над подземельем. Иногда печки ставили и под землей. Значит, такие частично отапливаемые подвалы были скорее не холодным погребом, а чьим-то жилищем.

Кого же тогда прятали под землей в средневековом Гомеле? Как версия — с учетом того, что в Древней Руси процветало рабовладение, — подпольные ярусы домов могли служить жилищем для рабов-холопов из числа военнопленных, должников и провинившихся. Или же тут могли ютиться ремесленные работники, «гастарбайтеры» XII века из окрестных сел. Такое своего рода «социальное жилье» эпохи феодализма. Хорошо известно, что в Древнем Риме рабов держали в крытых ямах и подземных казармах-эргастулах.

Также глубокие подполья и подземные ходы можно найти в некоторых деревянных домах в районе Забега или на Монастырьке, например. В прошлом по ним могли бегать от царских властей, например, гомельские старообрядцы, в настоящем — представители преступного мира.

Как Паскевичи под Сожем на карете ездили

Гомельский старожил Владимир Михайлов рассказывает, что незадолго до войны был обнаружен подземный ход, ведущий из здания бывшей Троицкой церкви на улице Крестьянской, в то время — Гомельский аэроклуб, на другую сторону Советской. В подземелье будто бы нашли старинное оружие и другие предметы древности.

В 2000-х годах несколько кирпичных сооружений были отрыты при проведении земляных работ неподалеку от центрального входа в парк. Автор, в то время — старший научный сотрудник Гомельского областного краеведческого музея, спустился в них. Полазив под кирпичными сводами некоторое время — и ничего не обнаружив, выбрался на поверхность. Скорее всего, это тоже были некие хозяйственные помещения конца XIX — начала XX века. Но тут ко мне подошел пожилой мужчина: «Пойдемте, я покажу вам место настоящего подземного хода…».

Мужчина привел нас на крутую береговую террасу Сожа примерно напротив дворцовой башни. По его словам, где то в 40−50-х годах он с друзьями обнаружил здесь подземный ход. Через провал в грунте на прибрежном склоне они забрались в земляную галерею, уходящую вниз к реке. Ход был шириной и высотой около трех метров. Его земляные своды были покрыты мхом, а через несколько десятков метров дорогу преграждал обвал. Раскопки на этом месте пока не проводились.

В то же время эта информация согласуется со свидетельствами летописи, утверждающими, что в деревянном Гомельском замке времен Речи Посполитой был подземный ход, ведущий к реке. Во время осады замка украинскими казаками и белорусскими повстанцами в середине XVII века именно с помощью этого хода гарнизон получал воду. После того как запорожские казаки «вычислили» и взорвали первый подземный гомельский «водопровод», литовский гарнизон вынужден был сдаться.

На месте замка Речи Посполитой новые российские владельцы Румянцевы построили свой жилой дворец. Воинственный князь Варшавский Иван Паскевич пристроил к нему трехъярусную башню. Но не все знают, что у этой башни есть еще два этажа — подземных, куда ведет винтовая лестница. Почву же для фантазий про подземный ход из княжеского дворца через Сож подпитывает и тот факт, что башню сооружал Адам Идзиковский — польский архитектор, художник и романтик, а по совместительству — автор проекта туннеля под Ла-Маншем. Что же, в случае крестьянского бунта владельцам дворца очень удобно было бы «вынырнуть» на другом берегу Сожа. Ведь гомельские крепостные крестьяне своих владельцев Паскевичей не очень жаловали и в 1840-х годах, например, действительно бунтовали.

Еще молва утверждала, что ход был такой широкий, что князь Паскевич будто бы ездил под речкой на карете.

Сегодня в Гомельском дворцово-парковом ансамбле со всей решительностью отрицают существование подземных ходов под парком. А все похожие на них сооружения без обиняков причисляют к хозяйственным. Выходы на Киевском спуске — это ливневая канализация, подземные коммуникации в районе часовни-усыпальницы и башни обозрения — соответственно остатки системы отопления и подвалы бывшего сахарного завода. Но у гомельских сталкеров по этому поводу существует альтернативное мнение…

Подземный Гомель глазами сталкеров

Гомельчанин Дмитрий Козловский искал в парке таинственные подземелья еще в 90-е. Он говорит, что тогда в него вело множество входов на Киевском спуске и со склонов прибрежной террасы за дворцом. Сегодня на Киевском спуске два входа из трех полностью замурованы. Лазы на береговой круче вообще сровняли с землей. Но нам все же удается отыскать один — скользя по мокрой листве, мы спускаемся по прибрежному откосу к кирпичной сводчатой арке примерно напротив башни обозрения. Вглубь склона ведет полузасыпанная галерея. Дмитрий говорит, что он с друзьями в 90-е годы пробирался по ней в подвал оранжереи. А вот попытки проползти по ходу со стороны Киевского спуска закончились неудачей — чем дальше, тем уже становился проход.

Нам удалось разыскать также сталкера с еще большим стажем… После войны ходили упорные слухи о том, что коллекции Паскевичей из Гомельского исторического музея вовсе не вывезли во время эвакуации. Дескать, три работника обкома и НКВД замуровали их в одной из подземных галерей, а сами — погибли. В 1978 году трое старшеклассников решили организовать экспедицию за княжескими сокровищами. Запаслись комбинезонами, ручными фонариками и с большим трудом добытой геодезической картой парка. Глубокой ночью молодые кладоискатели спустились в вентиляционную шахту возле ворот в бывшую каретную, что выходят к Лебяжьему пруду. Внизу действительно оказался подземный ход! Правда, в сторону пруда он был заглушен, и сталкеры-комсомольцы пошли по нему в другом направлении. Ход делал сначала плавный поворот, а затем — поворачивал под углом 90 градусов. Затем пытливых юношей встретила окованная железом старинная дверь. Но советские школьники смогли преодолеть и эту преграду, и следующий дверной проем — не зря журнал «Техника — молодежи» был среди них так популярен. И в результате оказались в подвале дворцовой башни, где тогда располагался Гомельский областной краеведческий музей. Княжеского золота энтузиасты не нашли, но попили кофе и послушали музыку на бобинном магнитофоне. Уходя на рассвете, включили магнитофон с таким расчетом, чтобы он мог встретить веселыми мелодиями первых явившихся на работу сотрудников. Наверное, так появляются на свет легенды о призраке Ирины Паскевич или сурового князя Федора…

Свидетельства этого подземно-ночного приключения юные романтики засняли на одну из первых советских «мыльниц» — «Вилия».

Участник того похода гомельчанин Юрий сегодня утверждает, что скрытые под парком лабиринты — вовсе не ливневая канализация. Точнее, под сток дождевых и прочих вод они были приспособлены уже в наше время. Изначально это были универсальные подземные сооружения, которые могли использоваться как для хозяйственных нужд, так и для других целей — укрытия, скрытого перемещения, обороны дворца. Раньше в парке на поверхность выходило много старинных металлических труб — по мнению Юрия, это была вентиляция подземелий. Еще Юрий говорит, что из верхнего яруса подземных галерей имеются ходы, уводящие вниз — на второй и даже третий ярус. О них рассказывал ему его старший брат Вячеслав. Но спуститься в них ему не удалось — они были затоплены водой. Еще брат будто бы видел бронзовую старинную пушку, замурованную в кирпичную стену одной из подземных галерей.

Жительница Гомеля Валентина Попова говорит, что по словам ее прабабушки, все ходы были устроены так, что Паскевичи могли пройти к разным зданиям в своих владениях под землей. Например, из графского дворца в собор якобы тоже вела подземная галерея. А что до скрытого хода из дворца к Лебяжьему пруду, то по нему княгиня Паскевич будто бы ходила купаться…

В ходе реставрации 2007 года дверь в стене нижнего подвального этажа башни Гомельского дворца была замурована.

«Бункер Рокоссовского»

Воспоминания очевидцев — это одно. Но нам все же удалось увидеть настоящий подземный ход своими глазами…

Работая некогда на Гомельской телефонной станции, автор слышал от рабочих, что в районе мастерских Гомельского государственного университета находился подземный «бункер Рокоссовского». Явившись туда сейчас, мы узнали от одного из преподавателей физмата, что в детстве он действительно спускался здесь в некое подземелье, на стенах которого висели полуистлевшие плакаты о борьбе с Гитлером. Однако при первых же попытках его отыскать мы сталкиваемся с пожилым, но очень решительным охранником. Но он все же — страж академического учреждения и попутно выдает нам целую историческую справку. По словам бдительного охранника, в этом районе есть настоящий подземный ход.

В руководящих вузовских инстанциях, куда мы обращаемся, о таковом ничего не слышали — но журналистские поиски нам санкционируют. Первоначально нам удается попасть в бомбоубежище под левым крылом корпуса № 2 на Кирова. Бомбоубежище внушительное — около десятка помещений отделены друг от друга мощными и наглухо закрывающимися стальными дверями. Сегодня эти помещения официально числятся в системе гражданской обороны Гомеля как ПРУ — «противорадиационное убежище». Но это — не «бункер Рокоссовского». Да и на все наши вопросы о подземном ходе здесь только пожимают плечами…

Продолжаем поиски… Неподалеку от пустующего деревянного общежития лесного техникума 1928 года постройки мы еще ранее заметили ступеньки, спускающиеся к двери на замке. Сверху — современная складская пристройка. Но она «маскирует» более старый фундамент… Наконец нам открывают загадочные двери — и мы попадаем в «бункер Рокоссовского»! Это — подземное сооружение с бетонными перекрытиями в метр толщиной. Но сегодня тут все — в аварийном состоянии, и в темноте по шатким полам приходится передвигаться с большой осторожностью. Луч фонаря выхватывает нависающие сверху куски разрушившегося бетона и арматуры. После первого подземного яруса мы спускаемся по лестнице еще глубже — на второй уровень. Вероятно, здесь был предусмотрен и командный пункт, и узел связи, и спальня, и столовая. В одной из комнат — фрагменты установки по принудительной подаче воздуха.

Сотрудники говорят, что это бомбоубежище (возможно, командно-штабной пункт) якобы соединяется подземными переходами с университетскими корпусами № 2 и № 3. В одной из стен находим узкий лаз, передвигаться по которому можно только ползком или на корточках. Заваленный мусором ход имеет три наглухо задраивающиеся стальные двери, а в конце его видна стенка — то ли колодца, то ли поворота.

Подземный ход для Пантелеймона Пономаренко

В поисках скрытого выхода из «бункера Рокоссовского» в ГГУ Скорины вновь спускаемся в один из подвалов корпуса № 2. Рабочие сообщают, что там тоже есть какой-то ход. И действительно — кирпичная кладка, ранее преграждавшая путь в некое подземное сооружение, частично разобрана. Автор перелез через нее и оказался в темной подземной галерее. Но пробравшись через первые мусорные завалы, обнаруживаю, что по ней можно идти в полный рост. Двигаюсь вперед. Ход делает плавный поворот, за ним второй, третий… Воздух становится все более тяжелым. Пройдя метров 70−100 с маломощным фонариком-брелком в руках, я возвращаюсь назад. Подземный ход уходит в кромешную темноту в направлении центра города…

По словам рабочих, подземный ход выходит на поверхность где-то в районе железнодорожного вокзала.

Стенки галереи выложены из кирпича, верхнее перекрытие — из железобетонных балок. Вероятно, это довоенная конструкция — ведь массовое производство крупнопанельных бетонных плит было развернуто в Гомеле только в 50−60-е годы. Сегодня в этом туннеле проходят несколько водопроводных труб небольшого диаметра, уложенных двумя «связками» под изоляцией, и телефонный кабель ТПП на два-три десятка пар. И скорее всего, эта галерея изначально была сооружена как подземный переход оперативного назначения — и лишь вторично стала использоваться для технических нужд. В пользу этой версии говорит следующее: 1. Прокладка телефонной канализации и водопроводных коллекторов не предполагает сооружение подземных коридоров в рост человека. 2. Наш ход, похоже, не имеет люков-колодцев для технического обслуживания. 3. Технологические коммуникации прокладываются, как правило, по прямым трассам. Наш же ход имеет плавные повороты — логичные при возможных ситуациях преследования, огневого столкновения, обороны.

Учебный корпус № 2 ГГУ им. Ф. Скорины был построен в 1937 году в стиле «сталинского» историзма. Этот корпус пединститута имени Чкалова, наряду с Домом имени Парижской Коммуны, являлся тогда одним из немногих четырехэтажных зданий в Гомеле. И его проектировщики наверняка предусматривали, что с началом войны оно будет использоваться для размещения армейского или гражданского руководства обороной города. Поэтому и могли спланировать подземный ход — для немедленной эвакуации. Подтолкнуть их к такому решению могла и печальная участь гомельских коммунаров, в марте 1919 года оказавшихся в кольце стрекопытовских мятежников и из окружения так и не вышедших… А был ли «бункер Рокоссовского»? После освобождения Гомеля в ноябре 1943 года командующий фронтом Константин Рокоссовский и оперативная группа его штаба размещались в скромном домике на улице Одесской (ныне — Рокоссовского). А вот остальная часть штаба, согласно официальным данным, — где-то на окраине Гомеля. Впрочем, если и не работники штаба, то другие подразделения и службы Белорусского фронта могли использовать сооружения старейшего гомельского вуза… Например, в начале 1944 года в уцелевшей части учебного корпуса находился эвакгоспиталь № 257. В общежитии рядом с «бункером Рокоссовского» размещалась воинская часть.

А вот в учебном корпусе Гомельского пединститута имени Чкалова летом 1944 года, как сообщают историки Михаил Старовойтов и Георгий Евдокименко, располагался ЦК Компартии Беларуси (большевиков). В аудитории 2−1, например, сидел сам партийный лидер БССР Пантелеймон Пономаренко.

news.tut.by

Легенды Беларуси. ТОП-11 мистических и аномальных мест Беларуси.

Легенды Беларуси. ТОП-11 мистических и аномальных мест Беларуси.

5 (100%) 2 vote[s]

Легенды Беларуси. Не только в Хэллоуин происходит что-то сверхъестественное. В Беларуси, как мы выяснили, мистика и фантастика встречаются чаще, чем можно себе представить.

Накануне самого мистического праздника мы составили ТОП-11 аномальных зон, разбросанных по всей территории страны. Может, и вы бывали там и видели что-то необычное?


 

 

 

 

 

1. Легенды Беларуси. Ковалевский плюшевый мишка

 

Безобидная детская игрушка для некоторых жителей микрорайона Бреста Ковалево стала синонимом жути. Привидение-мишка являлось людям в конце коридора, и от него невозможно было оторвать взгляд.

Жительница Ковалева рассказала исследователям портала ufo-com.net, что для нее привидение-мишка стало чем-то вроде приманки. Елена лежала и смотрела, а он отдалялся в сторону кухни квартиры и «тянул» за собой ее взгляд.

Елена читала молитву «Отче наш», но это не помогало: в кухне женщина увидела какого-то мужчину. После этого нечто пронзительно завизжало, запрыгнуло на лежащую хозяйку дома и укусило в шею.

Елена утверждает, что после произошедшего несколько дней с шеи не сходили коричневые пятнышки. На укус в шею жаловался и ребенок, который до того спал.

 

 

2. Чудесное озеро Витебщины

 

Озеро, названное Святым, расположилось в Городокском лесу. Найти его не так-то легко, да и стоит ли искать. Легенда гласит, что сам дьявол когда-то утопил здесь церковь. Поэтому со дна озера будто бы попадают в ад.

И живут в нем не только рыбы да жабы. Местные русалки вовсе не похожи на добрую русалочку Ариэль. Они заманивают неудачливых путников и топят их в озере.

Сопротивляться красавице сложно: ее бездонные голубые глаза гипнотизируют. К тому же не только у воды можно наткнуться на коварных существ: иногда русалки появляются в полях и лесах. Тогда смерти от воды можно не ждать: скорее всего, девица просто-напросто защекочет вас до смерти.

Есть два способа спастись от русалки: встать в нарисованный на земле круг, в котором должен быть начерчен крест. Второй вариант – как можно быстрее сказать «Чур моя!» Повинуясь приказу, русалка пойдет в жилище того, кто ее пленил, и будет честно и беспрекословно выполнять работу по дому.

 

 

3. Мозырское Красное болото

 

Еще один коварный обитатель белорусских водоемов – водяной. Чаще всего водяного описывают как длиннорукого мужчину с внушительным пузом и запутанными волосами-водорослями. Но иногда водяные могут менять свой облик.

К примеру, недалеко от Красного болота, у освященного источника, был замечен водяной в образе девочки. Очевидец набирал там воду, а малышка с глазами цвета морской волны протягивала в ладонях ярко-красные ягоды. Спугнул девочку-водяного звук, раздавшийся поодаль: кто-то еще хотел набрать воды.

 

 

4. Путчинский вампир

 

На самом деле, вампиры – это не сладкие Эдварды Каллены, и даже не драматичные Луи. По крайней мере, белорусские. Чаще это покойники, которых похоронили год или несколько лет назад. В могилах им не лежится: усопшие встают по ночам и приходят пить кровь своих живых родственников.

При жизни вампиры обычно имеют репутацию колдунов. Раньше считалось, что такого покойника нужно откопать и вбить ему в грудь осиновый кол, а потом желательно сжечь тело. По преданиям, откопанные мертвецы не разлагались, а были полны свежей крови.

Теперь о вампирах почти ничего не слышно, но лишь почти. В деревне Путчино, что под Минском, помнят историю, произошедшей в прошлом веке. Очевидцем ужаса стала маленькая девочка, игравшая с другими детьми у дома, в котором год назад умер мужчина. Внезапно покойник появился на дороге и подошел к дому.

Выглядел мужчина нездорово: он был серым и дряхлым. Дети стали кричать, что пришел «тятя», чтобы мать вышла из дому. «Тятя» тем временем схватил одну из своих дочек и направился прочь.

Так бы и ушел, но мать все же вышла из дому и закричала. Видимо, она спугнула покойного мужа: вампир исчез. Говорят, девочка упала на землю, рыдая от страха.

 

 

5. Борисовские «круги на полях»

 

Казалось бы, инопланетяне не балуют Беларусь своим вниманием, но все не так однозначно. Борисов прославился на всю страну самой настоящей пиктограммой. Мы привыкли к классической придавленной кукурузе, но в Борисове инопланетяне выбрали для посадки поле с тритикале.

Круг был образован по всем канонам. В общем, все как у людей, точнее – инопланетян. Стебли тритикале были аккуратно придавлены по кругу, лежали по часовой стрелке. От основной окружности в четыре стороны расходились небольшие «коридорчики», которые венчались кружками поменьше. Самый главный круг был диаметром примерно в 20 метров, а его «лучи» направлялись по четырем сторонам света.

Обнаружили круги утром 17 мая 2009 года. Следующей ночью местные жители организовали ночные бдения – в надежде, что НЛО вернется, но этого не произошло. Позже портал ufo-com.net составил схему пиктограммы.

 

 

6. Слободской полтергейст

 

Сообщения о полтергейстах в Беларуси не так уж редки. Удивительные вещи случились в деревне Слобода Минского района. Точнее, началось все в самом городе.

В квартире одной семьи стало происходить невероятное: предметы телепортировались, иногда исчезали, а потом появлялись в других местах. Например, могли пропасть, а затем посыпаться с потолка деньги. В воздухе появлялось яйцо, которое внезапно падало и разбивалось.

Мать семейства взяла двух своих дочерей и уехала в деревню Слобода к матери, надеясь спастись от полтергейста, но аномальные явления последовали за ними.

Самое страшное началось, когда предметы стали телепортироваться в старшую дочку, тогда ей было 11 лет. Изо рта у нее вывалились гвоздь, битое стекло, а из ушей с помощью пинцета пришлось доставать металлические проволочки. При этом слизистая не повреждалась, а самостоятельно проглотить эти предметы девочка не могла.

Дочь женщины говорила о том, что видит некий белый столб, отдающий приказы.

Мать семейства винила в происходящем бывшего мужа. Тот постоянно приходил к ним, скандалил. Годом ранее он уносил из дома и тайком возвращал обратно детские вещи. Мать его была известна как колдунья.

Этим случаем занимались специалисты по паранормальным явлениям. Они испытали чертовщину и на себе, когда забрали появившееся из воздуха и разбившееся яйцо. После того как один из них попал в катастрофу, было решено прекратить изучение. 

 

 

7. Вилейские аномалии

 

Вилейщина в конце восьмидесятых – начале девяностых годов стала настоящим аэродромом для НЛО. Местные жители говорили о том, что в небе постоянно появляются некие шары.

Шары летали практически круглый год будто по расписанию. Летом появлялись примерно в 9-10 часов вечера, а зимой – в 7-8.

Были и другие случаи: жители Сосновки сообщали, что видели красный шар, который направился вверх, и случилось это около полуночи.

Жители же Дубровки рассказывали, как объекты «обшаривали» местность прожекторами и даже не брезговали приземлиться – в лесу или рядом с фермой. Объекты, по их словам были красными, шарообразными. В общем, показания многочисленных свидетелей совпадают.

Теперь «аэродром», видимо, заброшен, так как НЛО уже давно не беспокоило жителей Вилейщины. Тем не менее многие уфологии продолжают следить за этой зоной.

 

 

8. Брестский Бернардинский монастырь

 

Некогда величественный Бернардинский монастырь к нашему времени стал развалинами. Но простыми и заурядными их никак не назовешь.

Один из исследователей истории Бреста посещал развалины со своими помощницами, и обе они были поражены. Как и сам исследователь.

Дело в том, что девушки слышали пение монашеского хора, при этом свои наблюдения они сделали независимо друг от друга.

Спутать звучащие в унисон человеческие голоса с чем-то еще было невозможно: ближайшее место, где проходят песнопения, находится на приличном расстоянии, да и хор там православный. К тому же в момент, когда слышались звуки, исследователи находились в подвалах Бернардинского монастыря.

 

 

9. Лошицкая усадьба

 

С усадьбой, расположенной в Минске, связана довольно трагическая история. Любители паранормального знают усадьбу как обитель призрака Ядвиги, которая некогда хозяйничала в доме.

Ядвига была молодой женой не очень молодого Евстафия Любанского. Прекрасная и умная Ядвига нравилась не одному ему. У девушки был яркий и довольно продолжительный роман с Мусиным-Пушкиным, который на тот момент был минским губернатором. Эта связь не могла понравиться супругу красавицы.

Однажды после ссоры с мужем Ядвига ушла из дома в расстроенных чувствах и направилась к реке. До сих пор никто не знает, утопилась девушка сама, «помог» ей кто-то или это было случайностью, но наутро ее тело нашли на берегу.

Евстафий тяжело переживал смерть жены, потерял волю к жизни и уехал на Кавказ. Но перед этим он приказал заложить окно комнаты Ядвиги кирпичом, а в парке посадил маньчжурский абрикос.

Призрак Ядвиги неоднократно видели в парке, чаще всего именно рядом с абрикосом. Ее описывают как женщину, облаченную в свободные белые одежды.

Считается, если девушка встретит это привидения, то Ядвига поможет ей в любовных делах.

 

 

10. Мирский замок

 

Мирский замок, расположившийся на Гродненщине, известен не только как историческая ценность и место туристического паломничества, но и как обитель Сонечки – довольно безобидного призрака. София Святополк-Мирская погибла безвинно в совсем юном возрасте – девочке было 12 лет.

Николай Святополк-Мирский однажды приказал вырубить сад, выросший у замка, и на его месте создать пруд. Пока проходила вырубка, погиб один из рабочих-лесорубов. Когда все было закончено, мать рабочего пришла к Николаю, прокляла его и озеро, сказав, что отныне здесь будут гибнуть люди – по одному за каждое срубленное дерево.

Первой жертвой проклятия стала Сонечка. Через несколько лет и сам Святополк-Мирский последовал за ней: его тело нашли на берегу злополучного пруда.

С тех пор дух неприкаянной девушки обитает в Мирском замке. А люди действительно гибнут: чаще всего в озере тонут мужчины.

 

 

11. Гольшанский замок

 

Гольшаны по праву считаются лидером среди мистических мест Беларуси. Здесь обитают сразу два привидения – Черный Монах и Белая Дама. Причем вторая отнюдь не дружелюбна и далеко не так безобидна, как, например, Сонечка из Мирского замка.

Белую Даму можно понять: с ней обошлись очень жестоко. Когда шло строительство францисканского монастыря, одна из его стен все время обрушивалась. Монастырь нужно было сдать в срок, иначе рабочие не получили бы вознаграждение. Они решили тайно принести жертву, чтобы стена больше не обваливалась.

Договорились замуровать в стену жену одного из строителей – ту, что первой принесет мужу обед.

Самая красивая из девушек вышла замуж недавно, и от большой любви всегда старалась прийти к мужу пораньше. Как он ни молился, чтобы жена задержалась, красавица поспешила к любимому с обедом. Это и обрекло ее на смерть, зато монастырь был построен в срок.

Легенда могла бы оставаться только легендой, но не так давно проходила реставрация Ольшанского замка, и в одной из стен нашли скелет девушки. После того как кости извлекли, стена дала трещину, а затем и вовсе обвалилась.

Черный Монах тоже стал жертвой любви. Он не был монахом, но одевался в монашеские одежды, чтобы тайно встречаться со своей возлюбленной – княжной Ганной-Гордиславой Гольшанской. Отец княжны, разозлившийся из-за связи дочери с парнем из народа, велел поймать его и казнить. Бедного влюбленного тоже замуровали.

Неупокоенный и несчастный, он до сих пор бродит по замку, где встретил любовь и смерть.

 

 

Самые интересные статьи:

Похожее

ezoterik-page.com

Легенда о Святом озере (окрестности города Рогачёв Гомельской области)

В разных местностях Беларуси можно услышать легенды и предания, созвучные известному сказанию о граде Китеже.

Примерно в семи километрах к западу от города Рогачёв Гомельской области есть Святое озеро. Согласно преданию, когда-то здесь стояла церковь. Во время давней войны к церкви подходило вражеское войско. Денно и нощно священники и прихожане молились о спасении.

В результате церковь вместе с людьми погрузилась на дно возникшего в одночасье озера, которое с тех пор и называется Святым.

В дни церковных праздников со дна озера доносится звон колоколов, а на воде появляются сверкающие кресты.

В этой легенде нет упоминания о людских грехах. Мощное положительное «место силы», каковым в данном случае является Святое озеро, сохраняет мыслеобразы былых времён в виде активного энергополя, которое в определённое время проявляется в звуковых и зрительных эффектах, соответствующих информационному потенциалу мыслеобразов.

Сама информация о данном месте «записана» в тонкоэнергетических слоях планеты. Именно там, в тонком параллельном пространстве, находится спасённая высшими силами от осквернения и возможного разрушения церковь или какой-то культовый объект прежних веков, привычно называемый церковью.

Энергетические образы, являющиеся разновидностью информации, как видим, могут быть долговечнее любых каменных сооружений.

Фрагмент из книги: © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2011. – С. 197. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

rogalevblog.wordpress.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*