Признаки времен года для детей – Учим времена года и месяцы с детьми: как запомнить и различать

Содержание

Учим времена года и месяцы с детьми: как запомнить и различать

Стихи

Времена года

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Четыре цвета года

Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.

Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.

Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.

Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.

Кто в чем

Блещут лужи на тропинках –
Осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла –
Ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком
Или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, –
В тепленьких сапожках.

Вернисаж

Листья. Желтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!

Правильно различать месяцы поможет сказка «12 месяцев» и стихотворение:

Зовем мы зимнею порой ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ,
Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль.
За февралем приходит МАРТ, за ним АПРЕЛЬ и МАЙ.
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай.

За маем лето на порог ИЮНЬ к нам приведет.
ИЮЛЬ подарит ягод сок, а месяц АВГУСТ – мед.

За летом осени ансамбль исполнит танец свой,
СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, потом НОЯБРЬ засыпят сад листвой.

Снежок роняя на ходу, зима придет опять.
Двенадцать месяцев в году, и всех их надо знать.

evrikak.ru

Как с ребенком выучить месяцы года

Каждый ребенок, переступая границу «сад-школа», имеет за своей спиной огромный багаж знаний. Это как практические знания: счет порядковый и количественный, умение читать и писать, но и знания об окружающем мире. Основной задачей детей младшего дошкольного возраста является знать времена года, из каких месяцев они состоят, правильно называть и не ошибаться в их последовательности. О том, как выучить с ребенком месяцы года и пойдет речь в этой статье.

С какого возраста нужно обучать детей

Всего существует четыре времени года и запомнить их не так уж и сложно. Ведь у каждого времени года есть свои особенности яркие, красочные и не забываемые. Уже к 4 годам, можно приступать к знакомству с месяцами. Ребенок смог уже несколько раз пережить смену всех времен года, почувствовать разницу и ощутить признаки каждого времени года. Познакомился со всеми природными явлениями: листопад, снег, дождь, капель.

С чего начать обучение

Основой и профилактикой для изучения ребенком месяцев года является знания о самих временах года, умении в них ориентироваться.

Начинать знакомить с времена года можно с года. Для этого существует большое количество иллюстраций, который необходимо показывать малышу и рассказывать о том, что там изображено.

В год не стоит нагружать ребенка длинными предложениями и большим объёмом материала. Будет достаточно 2–3 предложений, которые более ярко описывают время года. Не стоит показывать все времена года одновременно. Один день вы несколько раз в день по 5 минут, показываете картинку осени, на другой день картинку следующего времени года.

Моменты, на которые стоит обратить внимание

  1. Ребенку должно быть интересно. Если он не хочет, отвлекается, отложите картинку на потом, все равно он ничего не запомнит, а только станет более раздражительным.
  2. У малыша не должно быть никаких физиологических потребностей. Он должен быть сыт, не хотеть в туалет и спать.

Самым прекрасным методом запомнить все признаки каждого времени года — наблюдение. Живое и яркое, где можно потрогать, послушать, понюхать и забрать с собой. Ведь дети раннего дошкольного возраста познают тактильно, с помощью прикосновений и ощущений.

Признаки времен года

А теперь более подробно о признаках каждого времени года, на которые следует обратить внимание детей. Считается, что обучение необходимо начинать строго с зимы, она более яркая, выразительная и детям легче запоминается.

Зима — это Снежное Царство. Нужно дать ребенку возможность тактильно изучить снег. Взять его в руки, попробовать сделать из него шар или рассыпать его тоненьким слоем на землю. Рассказать, что снег холодный, мокрый. Помочь ребенку самому выстроить смысловую цепь: зима-снег-холодный и мокрый. В старшем возрасте, ребенку можно рассказать и о зимних праздниках, и о развлечениях зимой.

Весна-время, когда все просыпается. Покажите первые листочки на деревьях, почки. Послушайте с ребенком, как «поет» ручей. Расскажите, что птицы возвращаются из теплых краев, познакомьте с помощью иллюстраций и стихотворений, мультфильмов с животными, которые просыпаются после зимней спячки.

Лето — здесь ребенок будет знать, что это отдых с родителями или веселое времяпрепровождение у бабушки. Но следует еще и отметить, что только летом созревает большое количество фруктов и овощей полезных и необходимых организму. Летом ночи становятся короче, а дни длиннее. Можно обратить внимание, на зеленые деревья и цветы. Пронаблюдать за жучками и бабочками.

Осень — самое красивое время года, когда сменившие цвет листочки опадают с деревьев в каком-то своем танце. С ребенком можно собрать подручный материал: шишки, каштаны, листочки и создать поделку вместе. Можно во время прогулок собирать самые запоминающиеся листочки: красные, зеленые и желтые и создать гербарий. Расскажите, что осенью уже холодает, раньше становится темно, птицы улетают в теплые края, на зимовку.

В возрасте 2-3 лет ребенок должен хорошо владеть знаниями о временах года, знать их признаки и ориентироваться в последовательности. Уже к 5 годам можно ребенка знакомить с месяцами, учить правильно их произносить.

Упражнения, методики, техники

В настоящее время существует большое количество игр, пособий для изучения месяцев.

  1. Рекомендуют использовать презентации. Это отличный вариант: в нем собрано большое количество картинок, которые последовательно ребенка знакомят со временем года и признаками каждого месяца.
    • При выборе иллюстраций следует помнить, что они должны быть яркими, красочными.
    • Не быть загромождёнными посторонними деталями и должны отвечать поставленной цели. Если нужно рассказать о труде людей осенью, то картинка должна быть соответствующая: поле, комбайн и работающие люди.
  2. Лучшая форма обучения детей в дошкольном возрасте-игровая. Отличным вариантом станут мини-сценки. Здесь можно как проигрывать ситуацию, так и просто устроить приход тетушки Совы, которая хочет разгадывать загадки или Незнайка пришел и по дороге упал, поломав картину, необходимо помочь. А в роли картины может служить иллюстрация времени года, собери и расскажи, что же на картине изображено.
  3. Можно устроить вечер искусства
    , предложить нарисовать время года, человека в определенной одежде и узнать, когда ходят в курточке, шубе или майке и шортах.
  4. Так же не стоит забывать о чтении сказок, стихотворений, загадок и пословиц. Отличным вариантом станет известная книга «365 сказок». В ней большое количество иллюстраций, к каждому времени года и дню. Так же существуют книги «Времена года» и «Изучаем календарь», которые помогут справиться с изучением времен года.

Это отличные упражнения для ребенка, они хорошо развивают мышление, внимание, память ребенка, помогают разложить всю информацию по местам и отличное время препровождение для всей семьи.

Обучение в форме игры

Самый главный принцип получения новой информации для детей дошкольного возраста — игра. Если ребенку интересно, то он запомнит большое количество нового материала: познавательного и красочного.

В просторах интернета есть очень увлекательный и полезный мультфильм «Тетушка Сова». Он поможет ребенку найти ответы на большое количество вопросов. Но следует помнить, что не нужно необдуманно отпускать ребенка за просмотр мультфильма и думать, что проблема решена, необходимо садиться рядом и беседовать.

Итак, ребенок ориентируется в признаках каждого времени года и достиг необходимого возраста (4,5 года) для знакомства с месяцами.

  1. Следует рассказать, что каждое время года делится на три месяца. Здесь отличным вариантом станут календари природы, где каждое время поделено на три месяца. Календарь можно как сделать самому, так и приобрести в любом магазин. У каждого месяца есть своя картинка, которая ассоциируется строго с ним. Нужно дать понять, что в мае распускаются цветы, а в сентябре начинают сбор урожая. В дальнейшем ребенок, смотря на картинку, будет называть месяц.
  2. Можно провести наблюдение. Выбрать для себя объект за окном и наблюдать за ним, все 12 месяцев, отмечая какие происходят изменения.
  3. Так же поможет чтение сказок. Правильным выбором станет сказка «12 месяцев», где подробно знакомят с каждым из них.
  4. Хорошо подойдут сочинения маленьких четверостиший с ребенком.
  5. Есть огромное количество запоминалок, про каждое время года.
  6. Можно учить песни, которые ассоциировались бы с временем года и месяцами, такие как «Три белых коня».

Для проверки можно использовать картинки небылицы, где художник, что-то перепутал, пусть ребенок отгадает. Альбом для заполнений «Времена года», где в ячейку нужного месяца необходимо вставить картинку.

Вместо заключения

Насколько быстро и правильно ребенок запомнит месяцы и времена года, а так же будет в них ориентироваться, зависит от метода подачи новой информации. Чем интересней подано, тем больше шансов, что запомнится.

childage.ru

Времена года для детей дошкольного возраста

Ваш малыш познает мир. Это настолько захватывающий процесс, что в нем с удовольствием принимают участие не только сами дети, но и взрослые – родители, бабушки-дедушки, воспитатели в детском саду. Одной из интереснейших можно смело назвать тему «Времена года для детей дошкольного возраста».

 


 

Содержание

 

Контрасты времен года

Времена года в картинках для детей

Изучаем времена года через музыку

Осень, весна, зима и лето в стихах и сказках

Учим времена года играя

Дидактические игры на тему «Времена года» (примеры)

 


 

Как научить ребенка временам года? Рассказать про все сезоны года, их особенности и отличительные признаки – задача непростая, но вполне выполнимая. И чем разнообразнее будут соответствующие занятия, тем быстрее ребенок усвоит все, что касается смены времен года.

 

 

 

 

Контрасты времен года

 

Если говорить о садике, то поначалу имеет смысл провести обзорное занятие, на котором выяснить уровень знаний ребятишек о названиях времен года, их признаках.

Многие педагоги советуют не изучать времена года по порядку, а начинать с ознакомления с контрастными сезонами – летом и зимой.

 

Именно в них особенно проявляются яркие черты каждого из них:

 

  • лето – солнце, жара, зелень и мороз,
  • зима – вьюга, снежные сугробы.

 

На следующем этапе можно поговорить о весне и осени, тоже акцентируя внимание на особенных признаках:

 

  • весна – возрождение природы, капель, первые листочки и цветочки;
  • осень – сначала золотая с ярким убранством деревьев, затем листопад, дожди, слякоть.

 

 

 

 

Времена года в картинках для детей

 

Рассказывая про времена года детям, важно создать у них живописный образ каждой поры.

 

Для этого понадобятся картинки необходимого содержания, на которых могут быть изображены:

 

  • природные изменения;

 

 

  • чем занимается весной и летом, осенью и зимой человек;

 

 

  • как одевается весной, летом, осенью и зимой человек;

 

 

  • как выглядят в каждую пору дикие животные – заяц, белка и т.д., что они делают;

 

 

  • в какие игры играют дети;

 

 

  • какие полезные дела люди могут сделать (к примеру, к зиме организовать кормушки для птиц, весной поучаствовать в изготовлении скворечников).

 

Прекрасно подойдут для занятий раскраски про времена года. Для детей это будет и познавательное, и художественное занятие.

 

 

Картинки позволяют сделать информацию про времена года для дошкольников максимально доступной. Предложите ребенку красочную таблицу, на которой будут изображены все четыре времени года, с просьбой описать каждый из ее фрагментов.

 

 

Задайте следующие вопросы:

 

  • Сколько времен года?
  • Какая пора изображена на каждом из фрагментов картинки?
  • Почему он так думает?
  • Как он относится к этому времени года?
  • Почему он любит или не любит эту пору?
  • Какое время года на Земле сейчас?

 

 

Изучая времена года в детском саду подобное занятие можно провести в виде соревнования, начисляя баллы за максимально подробный и интересный ответ. Надо отметить, что это еще и очень полезное упражнение для развития речи.

 

Совет. В ходе занятия уместно вспомнить поучительный рассказ К. Ушинского «Четыре желания», в котором мальчик Митя был в восторге от занятий и игр в каждый сезон и хотел бы, чтобы не кончались ни зима, ни весна, ни лето, ни осень…

 

 

 

Изучаем времена года через музыку

 

Дошкольники уже способны воспринимать и понимать классическую музыку, скажем, П. И. Чайковского из альбома с соответствующим нашей теме названием «Времена года». На таком музыкальном занятии можно сочетать прослушивание музыкальных фрагментов из различных пьес данного альбома и представлять времена года для детей в картинках, фото, а также в репродукциях известных художников.

Так, например, воспитатель во время прослушивания пьесы «Март. Песня жаворонка» может показать детям, не просто рисунок на тему весны, а, скажем, репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». В данном случае изобразительный и музыкальный ряд способны создать запоминающийся образ весны, который у ребенка сохранится на всю жизнь.

К тому же можно предложить детям попытаться нарисовать то, что они услышали в звуках.

 

 

 

 

Осень, весна, зима и лето в стихах и сказках

 

Сколько стихов, загадок, песенок обо всех порах года существует в детской литературе! Стихи для детей о временах года, как правило, очень живописны, эмоциональны, легко запоминаются.

Музыкальные или художественные занятия некоторые педагоги успешно дополняют и чтением стихов по теме. Так, после прослушивания следующей пьесы из того же цикла «Времена года» – «Апрель. Подснежник», дети могут вспомнить стихи, которые они знают, об этом весеннем месяце, о первых цветах – подснежниках, и, конечно же, если не на этом, то на следующем занятии выразить свои эмоции на бумаге карандашом или красками.

Времена года и месяцы для детей прекрасно иллюстрируются замечательной волшебной сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», благодаря которой за время чтения можно вместе с ее героиней «прожить» весь год, погостить в каждом месяце, узнать, чем каждый характерен. К тому же это еще и урок добра и взаимопомощи.

 

 

 

 

Учим времена года играя

 

Изучать времена года для детского сада противоестественно без применения подвижных игр, ведь дети этого возраста не могут долго сидеть на месте, к тому же движение им просто необходимо для полноценного физического и психического развития.

В правильно подобранных игра времена года для детей дошкольного возраста перестают быть неинтересным, сложным и трудно доступным материалом.

 

Во время подвижных игр ребятишек можно познакомить:

 

  • со сменой времен года,
  • с изменениями в природе в ходе каждого сезона,
  • с календарными месяцами,
  • с видами одежды, соответствующей времени года.

 

Кроме всего прочего, занятия-игры помогают развитию наблюдательности, любознательности, укрепляют память. Правильно построенная игра учит детей бережно относиться к природе.

 

 

 

Дидактические игры на тему «Времена года» (примеры)

 

1. Попросите ребенка соотнести каждую из картинок с тем или иным временем года, а затем уточнить, почему именно он сделал такой выбор.

 

2. Предложите ребенку в каждом из кружочков нарисовать предметы или явления, характерные для определенного сезона.

 

 

 

3. Попросите ребенка соотнести каждую из картинок справа с картинками времени года слева и обосновать свой выбор.

 

 

 

 4. А теперь одеваемся на прогулку. Какие вещи необходимо одеть для осенней, зимней, летней или весенней прогулки?

 

 

 

 5. Попросите ребенка описать, что чувствует солнышко на каждой из картинок и почему.

 

 

 

6. Позвольте ребенку раскрасить картинку. Спросите, какой сезон изображен на каждом из фрагментов. В пустых клеточках вместе подпишите времена года и соответствующие им календарные месяцы. Спросите: какие зимние, весенние, летние и осенние праздники он знает? Какой праздник его любимый? В каком месяце его празднуют? Выделите этот месяц и посчитайте, как скоро он наступит.

 

 

7. Вместе с ребенком вы можете сделать специальные часы, которые будут отображать текущее время года. Рядом с каждым из сегментов подпишите праздники, которые собираетесь отпраздновать в каждый из четырех сезонов.

 

8. Предложите ребенку раскрасить картинку, состоящую из четырех фрагментов, каждый из которых соответствует определенному времени года. После того, как он закончит, спросите, каких цветов на каждом из фрагментов оказалось больше и почему.

 

 

 

 

 

9. Попросите ребенка нарисовать кроны деревьев в каждый из четырех сезонов года. Пусть малыш расскажет, как меняется дерево с течением времени.


 

Видео: Времена года — Презентация для детей

 

 

www.rastut-goda.ru

Времена года для детей | Азбука воспитания

Для детей времена года выглядят, как каждый раз новый мир с яркими характерными красками, запахами и ощущениями, присущими определенному времени года. Ознакомление детей с временами года можно начинать с картинок с описанием природы, демонстрирующих особенности сезона, знакомить с легкими стихами о природе для детей про времена года в картинках и загадках.

В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.

Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.

Четыре сестрицы

Стихи для детей про времена года (автор Е. Карганова)

Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы

Странички про каждое время года

Весна в стихах и картинках для детей

Наступила весна! Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.

Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.

Месяц март

Протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Посмотри, какое яркое солнце делится с нами первыми теплыми лучами! Вот и снег начинает искриться в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи, побежит по дорогам шумная вода.

 

 

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

(С. Маршак)

Что мы делаем в марте

В марте погода еще мокрая, то дождь, то снег, поэтому на улицу, обязательно, надо не забыть взять зонтик. 8 марта международный женский день, а значит поздравляем маму. Несмотря на то, что солнышко пригревает все сильней, воздух еще холодный, поэтому снег будет лежать до самого конца марта, а то и до первых чисел апреля.

Что мы празднуем в марте

8 марта — в нашей и во многих других странах отмечается международный женский день. В этот день наши мамы получают от нас подарки. Еще этот день называют Днем Весны.

Месяц май

Снегогон, потому что от быстро, разливаясь ручьями тает снег. Ну-ка, а если подойти к деревьям поближе и приглядеться к веточкам, то можно найти на них маленькие пушистые комочки. Это почки — из них скоро выпустятся первые листочки. Оглянись, вот уже и снег почти расстаял, остались только небольшие темные корки грязи, а кое где, на открытых участках, уже появилась зеленая травка

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи.
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.

(С. Маршак)

Что мы делаем в апреле

В апреле температура воздуха поднимается до 10 и выше градусов и вот тогда, в самых первых числах месяца, снег начинает обильно таять. От тепла снег превращается в воду, вот поэтому в арпеле так много ручейков. Можно сделать из бумаги кораблик и запустить его по веселому речейку во дворе.

Что мы празднуем в апреле

1 апреля — День смеха. В этот день можно кого угодно разыграть, но могут и тебя разыграть, поэтому ко всему надо относится с юмором.

22 апреля — Это День Земли. День нашей планеты на которой мы живем. Еще это праздник чистой Воды, которую мы пьем, Земли по которой мы ходим и Воздуха, которым мы дышим.

Месяц МАЙ

Травень, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья. Вот и полностью очистилась природа от зимы. От снега ничего не осталось, а вокруг зеленеет трава и на деревьях появляются первые зеленые листочки. Послушай! Как заливаются птицы в весеннем лесу, радуются солнцу.

 

Распустился ландыш в мае.
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

(С. Маршак)

Что мы делаем в мае

Май начинается с праздника «Первое мая». Это день мира, труда и весны! А следом за ним 9 мая праздник «День Победы». Уже становится тепло и можно пойти гулять в легком пальто. На прогулке посмотрите на деревья, сколько распускается маленьких листочков. Совсем скоро деревья будет не узнать, они все оденутся в зеленые наряды.

Что мы празднуем в мае

1 мая — Праздник весны и день Труда. В этот день можно много гулять, потому что солнце начинает припекать и появляются цветы.

9 мая — День Победы. В этот день более полувека назад наши дедушки и прадедушки победили врага, победив зло подарили нам мир, который нам надо ценить!

Задания-игры для детей про весну

Картинка время года весна. Собери картинку-часы из четырех времен года (точно так можно собрать и остальные времена года).


А вот календарь природы для детей собран из всех четырех частей времен года.

 

Расскажи, что изображено на картинке весной?

Лето в стихах и картинках для детей

Наступило лето! Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку.

Летом природа занята ростом и развитием; жизнь в лесу бурлит, растения тянутся вверх, а животные выхаживают своих детёнышей; солнышко припекает сильнее; рассвет наступает рано, а темнеет позже; а в августе можно увидеть падающие звёзды.

Месяц июнь

Хлеборост, потому что колосится восходящая рожь. Посмотри, как заколосилась в поле рожь, цветет брусника и шиповник, если увидеть улей, то в нем пчелы собирают мед с пыльцы растений.

 

 

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь —
И весь он разлетится.

(С. Маршак)

Что мы делаем в июне

В июне наступает теплая пора лета. Лето еще в самом начале, поэтому могут быть и холодные деньки, бывают дожди и грозы, но в целом погода в месяце хорошая. Можно больше проводить времени на улице, рассматривать цветных бабочек, гулять в саду и носить панамку от солнца, ведь теперь солнышка очень много и дни, ближе к концу июня, становятся самыми длинными в году.

Что мы празднуем в июне

23 июня — Международный олимпийский день. Раз в четыре года проходит Летняя Олимпиада, это когда спортсмены разных стран соревнуются между собой в различных видах спорта. А еще есть Зимняя олимпиада, она также проходит раз в четыре года, только зимой.

Месяц июль

Страдник, потому что устанавливаются жаркие дни с грозами. В этом месяце идет сенокос (косят сено), спеет черника, наливается клубника. А если сходить в лес за ягодами можно набрать целую корзину. Смотри! В парках лежит летом пушистый «белый снег»?! Это цветет тополь, а «летний снег» — это тополиный пух.

 

Сенокос идет в июле

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

(С. Маршак)

Что мы делаем в июле

Самый жаркий и знойный месяц. Солнце припекает настолько сильно, что гулять лучше пораньше с утра и вечером. Можно помогать в саду и на огороде, не забывая защищаться от жарких солнечных лучей. И еще знать, что в любой момент, даже в самую ясную погоду, могут нагрянуть тучи и разразится гроза, потому что, июль самый грозовой месяц. Но обычно гроза быстро проходит и вновь выглядывает солнышко.

Что мы празднуем в июле

8 июля – День семьи, любви и верности. Это семейный праздник. который можно отмечать вместе с любимыми тебе людьми с которыми ты рядом живешь.

Месяц август

Жнивень, потому что наступает главная пора жатвы, уборки урожая. Потрогай воду у берега в озере. Стала холодней. Это потому, что день стал короче, а ночи длинней. А солнце все-равно по-летнему греет. Месяц август дарит нам большой урожай фруктов, овощей и вкусных ягод.

 

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными набит.

(С. Маршак)

Что мы делаем в августе

Вкусная и сладкая пора — август. Грядки и кусты дарят самые вкусные плоды. Можно поесть малинки, клубники, а если сходить в лес по грибы, то на солнечных опушках можно пособирать сладкую лесную землянику. Гулять в этом месяце одно удовольствие, ведь солнце уже не так припекает, а дни стоят теплые и спокойные. Вот только вечером одеваться надо уже чуть потеплее, так как солнышко садится начинает рано.

Что мы празднуем в августе

14 августа — Первый Спас. Медовый спас. В этот день у пчелы выводят мед, поэтому в церквях в этот праздник принято освещать мед.19 августа — Второй Спас. Яблочный Спас. Вот и яблоки поспели, в церквях освещают яблочки.29 августа — Третий спас. К этому дню поспевают орехи и на Руси пекли пироги из свежего хлеба.

Расскажи, что изображено на картинке летом?

 Осень в стихах и картинках для детей

Наступила осень! Лес накинул золотца на листья, зашумели листья, вот ветер срывает их и пускает листопадом по дороге. Долго еще будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Вот тогда с нетерпением будем ждать первый снег.

Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки; погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.

Месяц сентябрь

Хмурень, потому что погода начинает хмуриться и капризничать. Приглядись-ка к деревьям. Листья пожелтели, некоторые едва-едва, а некоторые совсем желтые и начали уже опадать. Пора одевать куртку и брать с собой зонтик, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой теплый, как летом.

 

Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря —
И открылась школа.

(С. Маршак)

Что мы делаем в сентябре

Начало осени — сентябрь. Это пора бабьего лета, когда сухо и тепло, а природа постепенно готовится к холодам. Самая грибная пора и время, когда можно понаблюдать за тем, как первые птицы готовятся к отлету в теплые края. Если посмотреть в небо, то можно увидеть, как птицы все больше кучкуются и сбиваются в стаи. А в лесу становится тише, листья заметней желтеют и скоро начнется листопад.

Что мы празднуем в сентябре

1 сентября — День Знаний. У школьников начинается учебный год, а первоклашки идут в первый раз в школу на Первый Звонок!

Месяц октябрь

Грязник, потому что золотую осень начала октября сменяют дожди второй половины месяца. Смотри! Весь лес стал золотым. Листья от легкого дуновения ветра слетают, искрясь пестрыми красками на солнце. Эту пору называют «Золотая осень». Совсем немного времени и листья слетят с деревьев полностью.

 

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

(С. Маршак)

Что мы делаем в октябре

Самая яркая и красивая пора золотой осени приходится на начало октября. Ветер шумит листопадом. В парке и в лесу можно собрать цветной гербарий из листьев самых удивительных раскрасок. Становится прохладней, уже и куртку можно застегивать на все пуговицы и не забывать брать с собой зонтик. Ведь осенняя погода капризная, да и дождик не такой теплый, как летом.

Что мы празднуем в октябре

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. С этого дня становится холоднее и может выпасть первый снег. На Руси пекли тонкие блины и растапливали печи, чтобы было теплее и готовились к зиме.

Месяц ноябрь

Листогной, потому что опадают последние листья и природа готова к зиме. Вот и потеряли деревья последние листья. Лес стал просвечивать, пустым и мокрым. Стало заметно холодать, тут не далеко и до морозов, но вот показался первый снег. И радость заполнила прохожих, ведь на улице все в одночасье стало белым бело, а значит наступает зима. А значит скоро новый год.

День седьмого ноября —
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Всё на улице красно.

Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь музыка идёт
Там где шли трамваи.

Весь народ — и млад и стар — ,
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

(С. Маршак)

Что мы делаем в ноябре

Становится все холодней и пришло время для теплыйх вещей, таких, как пальто, шарфик, шапка и резиновые сапоги. Ведь на улице сыро и холодно, а до зимы еще долго будут моросить дожди, иногда с мокрым снегом. Но вот в один из дней ноября можно выглянуть утром в окно и увидеть, как все белым-бело. Всюду лежит снег. И может он еще, скорей всего, растает, но зима уже недалеко.

Что мы празднуем в ноябре

25 ноября — День матери. В этот день во многих странах отмечается международный праздник Наших любимых мам.

Расскажи, что изображено на картинке осенью?

Зима в стихах и картинках для детей

Пришла зима! Лес одел пушистые белые шубки. Вода в речках и озерах замерзла и превратилась в лед. Зато теперь можно кататься на коньках. Если снег мокрый можно слепить снежную бабу и поиграть в снежки, а если сухой, то с вихрем прокатиться с горы на санках.

Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда; на голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы; животные оставляют следы на снегу; временами случаются вьюги и морозы; дни короткие, а ночи длинные и холодные.

Декабрь месяц

Студенец, потому что стужа и холод становятся долгими спутниками погоды. Смотри сколько выпало снега! Снег белый, пушистый и еще липкий, можно лепить снежки. Вот-вот и настанут морозы, станет еще холодней. А вот улицы весело играют нарядными огоньками. Совсем праздничное настроение, скоро Рождество Христово, новый год!

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по ёлке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажёг
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонёк.

Год прошёл, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз.

(С. Маршак)

Что мы делаем в декабре

Декабрь снежный месяц. Что ни день, то снегопад. А сколько всего можно сделать во дворе. Можно слепить снежную бабу, можно построить крепость из снега, а можно залить водой лед и кататься на коньках. Только временами в декабре могут наступать оттепели и снег становится мокрым и липким, но бывают и крепкие морозы. И, главное, все ближе Рождество и новый Год!

Что мы празднуем в декабре

9 декабря — Во многих странах в этот день отмечается праздник детского телевидения и радиовещания. Может это и наш маленький праздник нашего детского раздела про времена года.

Январь месяц

Просинец, потому что январские дни наполнены солнцем. Ударили морозы. Теперь долго на улице не пробудешь, вон какой нос красный! Зато зимнее солнце ярко светит в чистом голубом небе, но складывается ощущение, что от этого еще морозней.

 

 

Открываем календарь —
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

(С. Маршак)

Что мы делаем в январе

Здравствуй, новый Год! Праздничное настроение! Ёлка, дед мороз со снегурочкой и подарки! А еще трескучий, мороз. В январе морозы, особенно, сильные и долго не погуляешь, зато, как краснеют щеки при катании с горки. И еще можно играть в снежки. Правда, чем становится холодней, тем снег не такой липкий, но тогда можно кататься на лыжах.

Что мы празднуем в январе

1 января — Со звоном курантов наступает Новый Год. Можно заглянуть под ёлку, чтобы найти долгожданные подарки.

7 января — Рождество Христово. Православный мир встречает светлый праздник Рождения Христа.

13 января — По старому календарю это день нового года, а по сложившейся современной традиции в этот день провожают старый новый год.

Февраль месяц

Бокогрей, потому что еще слабое солнце начинает пригревать щеки. Все дольше солнце задерживается на небосклоне. Чувствуешь?! Едва заметное тепло исходит от ярких лучей февраьского солнца. А вот и послышался стук капели — это сосульки заслезились водой, разогретые лучами пригревающего солнца. Еще немного и наступит праздник Масленицы. А вслед — придет весна!

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

(С. Маршак)

Что мы делаем в феврале

Веселые сосульки переливаются в ярких солнечных лучах. Значит, скоро весна! А пока еще холодно и случаются морозы. 23 февраля не забываем поздравить своих пап с мужским праздником. А в самом конце месяца наступает масленица. Мамы пекут блины, и все мы с удовольствием их едим.

Что мы празднуем в феврале

Последняя неделя февраля — Праздник Масленицы. Всю неделю пекут блины, устраивают народные гуляния и провожают зиму.

Расскажи, что изображено на картинке зимой?

 

 

azbyka.ru

Времена года и месяцы для детей

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны — это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.

И снова наступает зима…

Не забудьте обсудить и само понятие «времена года», что такое год. Детки часто путают «время года», «время суток», «неделя», «месяц» и просто «время», сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек — семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста —
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят 
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев, и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: «когда опадают листья с деревьев?», «когда мы поедем купаться на реку?» и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

Далее предложите ребенку рассмотреть рисунки и подумать, когда это бывает.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль — потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: «Весна, на старт!»
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: «Куртку тёплую снимай!»
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам 🙂

 

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней. 🙂

7gy.ru

Конспект урока по окружающему миру по теме «Основные признаки времён года» ( 1 класс)

План – конспект урока

«Окружающий мир» в 1 классе

Тема: Основные признаки времён года. Времена года в музыке и поэзии.

Тип урока: Урок закрепления и обобщения изученного материала.

Форма проведения: Интегрированный (окружающий мир и музыка).

Заочное путешествие «Год».

Цели и задачи:

Окружающий мир

— обобщить знания учащихся об основных признаках времён года;

— расширять кругозор детей;

— развивать на уроке способности учащихся логически рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

— воспитывать бережное отношение к окружающей среде, учить ценить и понимать красоту природы.

Музыка

— развитие темы «Музыка и природа» на произведениях П.И.Чайковского;

— расширение представлений о выразительности музыки;

— воспитание чувства любви к Родине через любовь к природе и родному краю;

— расширение музыкального кругозора детей (цикл «Времена года» Чайковского).

Оборудование:

— рисунок Земли;

— на доске – изображение годового цикла с четырьмя секторами, магниты;

— индивидуальные карточки с изображением природы;

— бланки для опроса;

— названия времён года и месяцев на карточках;

— аудиозаписи : «Звуки зимы», «Звуки весны», «Лес. Птичьи голоса.»;

— аудиозаписи «Времена года» ,«Симфония №1» («Зимние грёзы») П.И. Чайковского, портрет композитора.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Земля. (Я.Аким).

Есть одна планета –сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

  1. Вводная беседа. Сообщение темы и целей урока.

Это красивое стихотворение о Земле. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Мы с вами, ребята, живём на Земле и всё, что на ней происходит, видим своими глазами.

Загадка: Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут:

Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

Кто догадался, о чём эта загадка?

(О временах года).

Сегодня на уроке мы вспомним, что знаем о каждом времени года и чем они друг от друга отличаются. У вас на столах карточки с изображением разных времён года. На обратной стороне чистый лист. Подпишите его, написав свою фамилию, а затем постарайтесь угадать, что за время года изображено на карточке. Название этого времени года также напишите на чистом листе. Если затрудняетесь, можно тихонько посоветоваться с соседом по парте.

(Дети подписывают листочки).

А ещё вы услышите, как изображают времена года в своих произведениях композиторы.

3. Работа над темой урока.

Ну что ж, настраивайтесь на работу, мы отправляемся в путь. Наше сегодняшнее путешествие носит название «Год».

(Открывается доска, на ней – изображение годового цикла с четырьмя секторами).

Первоначальный вариант:

4. ЗИМА. Попробуйте отгадать название первой станции.

Что за тройка прилетела:

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром. (Зима).

Ребята, а какие вы знаете зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль).

(На верхний сектор круга помещаются карточки с названием месяцев и времени года «Зима»).

По каким признакам мы узнаем зимушку? (Земля замёрзла, укрыта снегом, сильные морозы, вьюги. Реки и озёра покрыты льдом. День короткий, солнце не греет).

Поэты рисуют нам картины природы словами, художники – красками. Композиторы тоже раскрывают нам красоту природы. Только пользуются они для этого своими средствами – музыкальными звуками. Образы природы в музыке несут в себе песенное начало.

Музыка , которая пришла к нам сегодня в гости, написана великим русским композитором П.И.Чайковским (показ портрета).

Чайковский очень любил русскую природу и она вдохновляла его на создание прекрасных музыкальных произведений. Давайте вместе с вами перевернём страничку музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.

Чайковский любил зиму и посвятил ей несколько произведений. Одно из них называется «Грёзы зимней дорогой». Здесь композитор рисует зимний пейзаж. Слышится широкая, напевная мелодия. Она возникает сначала далеко, затем приближается – и вот уже во всю ширь звучит раздольная русская песенная тема.

В нашем воображении возникают картины зимней дороги. По которой едет одинокая кибитка. Издали доносится звон бубенцов…

Слушание 1 части «Симфонии №1» ( «Зимние грёзы») .

Что ещё вы услышали в этой мелодии? (Ответы детей).

А теперь я предлагаю вам закрыть глазки и представить, что сейчас зима, вот мы открываем дверь, идём на улицу, а там …

(Аудиозапись «Звуки зимы»: вой ветра, метель…)

Не правда ли, повеяло холодом от этих звуков? Откройте глазки.

Как вы думаете, легко ли живётся в такое время животным ? Где их можно встретить? ( Перелётные птицы в это время в тёплых странах, а зимующим у нас очень трудно – пищи мало. Некоторые животные впадают с осени в спячку (медведь, ёж, змея…), а остальные бодрствуют. Мех у животных становится очень густым. Некоторые с осени откладывают на зиму припасы. Человек в это время может подкормить птиц и животных.)

А как встречает зиму человек? Какую работу он выполняет зимой, как одевается? (Человек убирает снег с дороги, скалывает лёд. Одеваться зимой надо теплее, чтобы не простудится).

Хорошо. А теперь выполняйте движения вместе со мной.

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Потереть нос)

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда.

(Шагать на месте, затем замереть)

Вьюга злится, снег кружится,

(Все кружатся)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.

(Имитация руками)

Ну что же, а теперь ребята, которые написали на своих карточках «Зима» выйдут сюда и прикрепят карточки в верхний сектор.

(Дети выходят с карточками, остальные проверяют правильность выполнения задания).

6.ВЕСНА.

А теперь отправляемся дальше в путь.

(На фоне музыки П.И.Чайковского «Апрель» — фрагмент).

Пришла, улыбнулась, — утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

Что же это за время года? (Весна).

Давайте определим, по каким признакам мы узнаем весну. Некоторые из них вы могли услышать и в загадке. (Становится теплее, снега и льды тают, оттаивает земля, бегут ручьи. Возвращаются перелётные птицы. Вся природа пробуждается. Появляются первоцветы, на набухают почки и появляются молодые листья. Появляются насекомые. Люди производят большой объём работ на полях и огородах, в садах : посадка, сев, обрезка деревьев и кустарников, уборка территорий…)

Какие растения выращиваются на территории нашего Кирсановского района? (Сахарная свёкла, подсолнечник, гречиха, пшеница (и др.

зерновые), картофель и т. д.)

Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май),

(Названия вывешиваются на доску)

А сейчас я хочу предложить вам послушать одно стихотворение о весне. Оно называется «Тише всех». Как вы думаете, как его надо слушать? (Очень-очень тихо)

(Стихотворение читает ученик)

Кто прошёл так тихо-тихо? Ну, конечно не слониха.

И, конечно, бегемот тихо так пройти не смог.

Дождь идёт – стучит по крыше, ход часов мы тоже слышим,

У часов обычный шаг: тик-так, тик-так…

Но никто из вас не слышал, как листок из почки вышел.

И конечно, и конечно, поутру порою вешней

Вы услышать не могли, как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.

Кто там выглянул молчком кверху белым колпачком?

Смотрят Заяц и Зайчиха, как подснежник вышел тихо.

И повсюду – тишина. Это так, а не иначе,

Это значит, это значит – в гости к нам пришла весна.

(Из книги «Румяные щёчки» Сост. С.Прокофьева,

Г. Сапгир, М. 1987 г.)

Вам понравилось стихотворение?

А теперь попробуйте услышать, как начинает «позванивать колокольчик капели», постепенно будя природу от зимнего сна.

(Аудиозапись «Звуки весны».)

Что вы услышали ? (Ответы детей)

Музыка первого месяца весны называется «Март». «Песня жаворонка» овеяна светлой грустью. Свежим дыханием весны. Музыка нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны,

Словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью по-зимнему холодного ветерка. Воздух прозрачный, чистый… Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждёт настоящей весны. Звучание переносится композитором в различные реестры (верхний – нижний). Благодаря этому мы ощущаем в музыке простор, парение жаворонка высоко в небе.

(Слушание «Март» — «Песня жаворонка»)

Ребята, а ранняя и поздняя весна чем-то отличаются друг от друга?

Если да, то чем? (Март ещё похож на зимний февраль, много

Снега, бывают и сильные морозы, а май – уже кругом всё в зелени, цветут сады. Май схож с летом).

Давайте поместим на доску карточки с изображением весны.

(Дети выходят с карточками).

Когда заканчивается весна, у школьников начинаются каникулы.

Они много гуляют, играют. Мы сейчас тоже отдохнём и подвигаемся, потому что сделаем перерыв на перемену, а затем продолжим наш урок.

(Перемена)

Продолжение урока.

7.ЛЕТО.

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало хлопот,

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Велит нам обильный собрать урожай,

Румяный, душистый испечь каравай.

Что же это? (Лето)

Вот и наступило лето. О чём рассказывает музыка «Июня»? Чайковский назвал пьесу «Баркароллой». Слово это родилось в Италии и переводится оно как «лодочная», или «песня в лодке»,

потому что «барка», «баркетта» по-итальянски и означает «лодка».

Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, реке, море, знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.

Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркароллу». Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь то ли от плавных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым ветерком. Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето!

(Слушание: «Июнь» — «Баркарола»)

Стихотворение (читает ученица):

Весёлое лето, всем дорого ты.

В лугах ароматных пестреют цветы.

А в рощице пташек звенят голоса;

Их песни хвалою летят в небеса.

Блестящие мошки кружатся толпой,

И солнышко шлёт им свой луч золотой.

(А. Плещеев).

Поднимите руки, кто был летом в лесу? Я предлагаю вам сейчас прилечь на парту, закрыть глазки и расслабиться. Представьте, что сейчас жаркое лето, душно, хочется в тень. И вот мы входим в лес, который дарит нам прохладу и много-много звуков…

(Аудиозапись «Лес. Птичьи голоса»)

Какие изменения в природе происходят летом? (Жаркие дни, растения набирают полную силу, начинают созревать плоды и семена. У животных появляются детёныши. Человек начинает убирать урожай зерновых культур с полей, фрукты, ягоды, некоторые овощи. Дожди тёплые, часто с грозами…)

Назовите летние месяцы.( Июнь, июль, август).

Есть ли среди ваших карточек изображения летних пейзажей?

(Дети вывешивают карточки на доску)

Это время года очень щедро на тепло и свет. Давайте же немного отдохнём.

8.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем и ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали! (Садятся).

9.ОСЕНЬ.

Ну и, наконец, мы добрались до конечного пункта нашего путешествия.

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она приготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

Что это? (Осень)

А осенние месяцы не забыли? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

В сентябре вы впервые сели за парты. Но это не самый главный признак осени. Можете ли вы назвать основные?

(Небо становится хмурым, чаще идут дожди, становится холоднее.

Перелётные птицы отправляются в тёплые края, некоторые животные впадают в спячку. Насекомые забиваются в щели Деревья и кустарники сбрасывают листву(кроме хвойных) , трава засыхает. Люди убирают урожай с огородов, полей, кладут его на хранение).

Послушайте стихотворение и определите, какая здесь осень – ранняя или поздняя?

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А.Толстой)

(Этот период близок к середине осени, т.к. начало схоже с летом, а конец уже с зимой. Здесь погода скорее октябрьская).

Пьеса «Октябрь» называется ещё «Осенняя песня». В музыке Чайковского главное не изобразительность, а чувства и мысли человека, его размышления об увядании природы и об осени человеческой жизни. Сопоставление мажора и минора: «в этой музыке мажор, словно луч солнца, стремящийся вырваться сквозь тучи, но музыка всё же остаётся минорной, а настроение печальным…»

Октябрь – это уже настоящая осень Не ранняя. Пышно убранная и нарядная, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

(Слушание «Октябрь» — «Осенняя песня» П.И. Чайковского ).

А теперь вам 2 вопроса:

1) Какие птицы в нашей местности перелётные? (Скворцы, грачи, соловьи, ласточки, утки, лебеди (озеро Прорва) и др.)

2) Дождь осенний и летний :какова разница? (Летом дождь непродолжительный, тёплый, а осенью- затяжной, холодный, хмурый).

У вас на столах должны остаться карточки с осенними картинками. Давайте вывесим их на доску.

(Дети выходят с карточками. Если у кого-то остались на партах карточки и ребёнок сомневается в выборе, то коллективно обсудить изображённое, помочь ученику определиться).

Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делал в своей музыке П.И.Чайковский.

Четыре времени в году меняют цвет земли моей.

Никак ответ я не найду: какое мне из них милей?

Они спешат в мои края через леса, через поля.

Четыре времени нельзя друг с другом спутать никогда.

И все они – мои друзья, узнать их можно без труда.

П.И.Чайковский любил русскую природу. Поэтому все времена года нашли своё музыкальное воплощение в сборнике фортепианных пьес «Времена года». И сегодня мы познакомились лишь с некоторыми из них.

10. Обобщение по уроку. Контроль усвоения знаний.

Ребята, а теперь небольшой блиц-опрос по уроку. Он покажет, насколько вы были внимательны на уроке. Игра называется «Да или нет».

У каждого из вас – карточка с цифрами от 1 до 10. Впишите свою фамилию на красную линию. Я буду читать по порядку предложения. Если вы согласны с тем, что я скажу, то ставьте около нужной цифры «+», если не согласны – « — » , если не знаете – точку.

Итак,

  1. В году 4 времени года.

  2. Осенью на деревьях появляются молодые листочки.

  3. Летом животным очень трудно доставать себе пищу.

  4. Зимой много снега и очень холодно.

  5. Весной некоторые животные впадают в спячку.

  6. В каждом времени года по три месяца.

  7. За апрелем наступает май.

  8. В конце лета на поверхности рек и озёр появляется ледок.

  9. Зимой необходимо подкармливать птиц и животных.

10) Автор сборника фортепианных пьес «Времена года» — П.И.Чайковский.

Таблица верных ответов:

1) + 6) +

2) — 7) +

3) — 8) –

4) + 9) +

5) — 10) +

11. Итог урока. Спасибо за активность на уроке, вижу, что все старались. Молодцы.

Вот и подошло к концу наш урок, на котором мы побывали в гостях у каждого времени года. Но я не стану называть эту остановку конечной. Как вы думаете, почему? 9За осенью опять придёт зима…) Это путешествие никогда не закончится. Опять вслед за весной придёт лето, а затем осень, зима – и так год за годом.

От каждого из нас, от людей, зависит только одно: чтобы наша Земля жила, дышала, чтоб птицы и звери, деревья и цветы, озёра и реки не страдали от рук плохих людей. А для этого каждому надо задуматься: не навредил ли я чем своей планете? Что полезного я сделал для неё?

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету. Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Спасибо вам за сотрудничество. Урок окончен.

infourok.ru

Как научить ребёнка временам и месяцам года

Подрастающим детям необходимо всё больше знаний об окружающем их мире. Эта информация не обязательно касается получения практических навыков (чтения, счёта, умения вырезать и клеить). Смена времён года, месяцев и дней недели — как объяснить эти процессы, как научить ребёнка легко запомнить нужную информацию?

Для того чтобы малыш хорошо запомнил и в дальнейшем легко ориентировался в названиях месяцев, необходимо провести подготовительную работу — нужно научить его хорошо различать и определять времена года.

Это обучение можно начинать очень рано, уже в полтора-два года нужно обращать внимание ребёнка на характерные приметы каждого сезона.

Изучаем времена года и их особенности

  • Зима. Это, безусловно, царство снега. Дайте малышу попробовать снег пальчиками – подключите его тактильную память. Выстроите цепочку: зима – это снег, а снежок холодный и белый. Попозже, когда ребёнок подрастёт можно добавлять другие приметы, связанные с этим сезоном, рассказывать о популярных зимних развлечениях, праздниках.

    Скачать изображение «Времена года»

  • Весна – время пробуждения. Обращайте внимание ребёнка на проклюнувшиеся почки, давайте ему потрогать молоденькие листики, травинки. Расскажите, какие птицы прилетают весной обратной после зимовки, какие животные пробуждаются от спячки.
  • Лето – с этим временем года у малыша, скорее всего, будет ассоциироваться отдых у любимой бабушки, либо другой его вариант – с родителями на море. Акцентируйте также внимание на том, что именно летом созревают столь любимые детьми фрукты и ягоды, что летом можно долго играть на улице, потому что день длинный, а ночь короткая.
  • Осень. Время, когда опадают, окрашиваясь в яркие цвета листья. Время изготовления интереснейших осенних поделок – из шишек, каштанов, ягодок и листвы. Поделки и аппликации из осенних даров природы легко соотнести с осенней порой. В то же время обращайте внимание на другие характерные признаки осени: становится холоднее, раньше темнеет, по утрам бывают заморозки, и некоторые птицы улетают зимовать на юг.

В возрасте двух — трёх лет ребёнок должен хорошо определять времена года, их последовательность, и основные признаки.

Отличный вариант для изучении времен года — это настольная игра. А играть в хорошо оформленную, яркую обучающую настольную игру — одно удовольствие. Ребенок достаточно быстро схватывает материал и сам проявляет интерес к игре.

  1. Настольная игра «Времена года» знакомит ребенка с изменениями в природе.  Красивые иллюстрации научат ориентироваться в сезонах годового круга, различать месяцы и сравнивать состояния природы.
  2. Настольная игра «Времена года и часы» знакомит ребенка не только с временами года, но и учит определять время.
  3. Настольная игра «Магнитные истории. Времена года» поможет научиться понимать, чем зима, весна, лето и осень отличаются друг от друга. Игра состоит из магнитных полей и фигурок.

Выучили? Переходим к следующему этапу.

Изучаем и запоминаем названия месяцев

Скчать изображение «Времена года»

Проще всего научить ребёнка определять месяцы, опираясь на имеющиеся знания о временах года. Для этого можно самостоятельно сделать наглядное пособие, которое поможет вам быстро научить малыша нужному материалу и закрепить его знания о временах года.

Итак, нам понадобится:

  1. Кусок плотного картона размером 30х40 см.;
  2. 4 бумажных конверта;
  3. 4 красивые крупные картинки, изображающие зиму, весну, лето и осень;
  4. 12 карт из плотной бумаги с крупными названиями месяцев и соответствующими им тематическими картинками.

Приступаем к изготовлению

Шаг 1. Разделите лист картона на 4 одинаковые части, на каждую наклейте картинку, изображающую определённое время года в такой последовательности: два верхних прямоугольника – это зима и весна, два нижних – лето, осень.

Шаг 2. В нижней части каждой картинки наклейте конверт (лицевая сторона конверта приклеивается непосредственно на картинку). У конверта отрежьте верхний клапан, которым обычно его заклеивают. Должен получиться своего «кармашек» на картинке, изображающей время года.

В этот карман и нужно поместить соответствующие каждому сезону карты с названиями месяцев. В итоге, в каждом кармане должны находиться три карты. Размер карты нужно подобрать так, чтобы её большая часть выглядывала из конверта, и ребёнок мог без затруднений увидеть, что на ней изображено и название самого месяца.

Оформляем карты

Скачать изображение «Месяцы и времена года»

Надписи «февраль», «март», «апрель» напишите или напечатайте чётко и крупным шрифтом. Первую букву названия месяца можно слегка выделить – сделать её другого цвета и чуть увеличить шрифт. Это поможет детям в будущем запомнить название месяца, в том числе, по первой букве. Однако этим способом удобнее пользоваться тем, кто уже хорошо знает алфавит.

Картинки на карточках должны изображать характерные события и приметы каждого месяца, доступные для запоминания малышом.

Например: январь – новогодние праздники, июль – купание в речке или на море, март – первые подснежники и тюльпаны, апрель – день рождения ребёнка (сестры, бабушки) и т.д. Постарайтесь, чтобы картинки были яркими и запоминающимися. Можно разнообразить картинки домашними фото, на которых изображён сам малыш, при этом следите, чтобы было хорошо видно, какое именно время года изображено на фотографии.

Учим названия месяцев и играем

Продемонстрируйте ребёнку наглядно, как соотносятся месяцы с временами года, поместив карты с их названиями в соответствующий карман.

Для первых занятий достаточно запоминания двух — трёх месяцев, гораздо важнее, чтобы ребёнок старался запомнить, как они распределяются по временам года, какие относятся к лету, какие к зиме. Учим месяцы не спеша, стараясь подбирать понятные ребёнку ассоциации и примеры. В процессе обучения предлагайте малышу самостоятельно распределять карточки с названиями в нужные карманы, при этом проговаривайте их названия вслух.

Усложняем задание:

Чтобы научить ребёнка хорошо ориентироваться, в каком порядке месяцы следуют друг за другом в течение года, предлагаем следующее задание. Вытащите все карточки с названиями и перемещайте их в произвольном порядке. Потом положите их перед малышом и предложите разложить их в правильном порядке, начиная с января. Можно добавить элемент игры, рассказав, что это злая Баба Яга смешала карточки, и если не помочь месяцам стать в правильном порядке, то Новый Год не настанет.

Когда юный ученик быстро и без проблем начнёт складывать карты с названиями месяцев в правильном порядке, а также устно отвечать на вопросы: «Как называется первый месяц в году?», «Какой месяц идёт за мартом?», «Назови три осенних месяца, три летних и т.д.», тогда можно считать, что он успешно научился определять месяцы.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультик о временах года и месяцах из серии «Уроки Тетушки Совы»:

marypop.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*