С какого возраста идут в школу – В каком возрасте отдавать ребенка в школу?

Содержание

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Советы, какие документы обязательны

Во сколько лет отдать ребёнка в школу

Вопрос, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу, рано или поздно задаёт себе каждая мама. Иногда родителям самим действительно очень сложно оценить готовность ребёнка к школе, понять, какими начальными знаниями должен обладать будущий первоклассник. Попробуем разобраться, когда можно отдать ребёнка в школу, а когда торопиться не стоит.

Что гласит закон

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*. Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка. Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.

Самый старший, самый младший – это страшно?

«А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других. Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.

Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.

С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника. А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто. Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Как понять, что мой ребёнок готов к школе?

Интеллектуальное развитие

Должен ли ребёнок иметь начальные знания, поступая в первый класс? Нет, неумение читать и писать не станет основанием для отказа в приёме. Не нужно нанимать дошколёнку репетиторов. Он может знать алфавит, писать печатными буквами, но это необязательно. Однако есть ряд навыков, которые он должен продемонстрировать. Например, что он умеет запоминать и анализировать материал. Может прочитать стихотворение по возрасту, пересказать короткий текст. Знает, в какой стране, в каком городе, по какому адресу он живёт, как зовут маму и папу – полным именем, а не домашним. Важно, чтобы на вопросы он отвечал не односложно, а развёрнуто, предложениями из 3–5 слов, и умел использовать обобщающие понятия. Описать предмет, рассказать о домашнем животном, назвать автора любимого стихотворения – всё это говорит о том, что ребёнок обладает хорошим «багажом знаний».

+ Лучше раньше: ребёнок развит не по годам и с лёгкостью цитирует любимые произведения – пора в первый класс, вне зависимости от того, исполнилось ему 7 или нет.

Лучше позже: малыш испытывает сложности в общении, из него даже пару слов вытянуть сложно, он «путается в показаниях»? Оставьте его дома или в дошкольном коллективе ещё на годик, позанимайтесь с ним дополнительно. Иначе проблемы в обучении будут накапливаться как снежный ком.

Речевое развитие первоклассника

Развитие речи очень тесно связано с интеллектуальной готовностью к школе. Хорошая речь во многом формирует школьную зрелость ребёнка, его готовность или неготовность к обучению – и позволяет предположить, что читать и писать он научится легко.

+ Лучше раньше: ребёнок не знает, кто такой «логопед», чётко и правильно выговаривает звуки, умеет их различать на слух, находить в словах. У него хороший словарный запас, соответствующий возрасту, он знает значения слов. Речь его связная, выразительная.

Лучше позже: если звуки ребёнку не даются. Словарный запас скудный. Он не умеет подбирать синонимы и антонимы (смелый – храбрый, хороший – плохой), или ему требуется больше времени на ответ, чем другим детям. Испытывать сложности в обучении могут и застенчивые, стеснительные дети.

Психологическая готовность к обучению

Психологическая зрелость ребёнка – фактор во многом индивидуальный: кто-то готов психологически к школе уже в 5,5 лет, а кому-то и в 8 рановато. Конечно, шансов, что у ребёнка старше 7 лет психологическая готовность соответствует норме, гораздо больше. Школьную зрелость демонстрирует понимание, как себя нужно вести в школе, умение работать по образцу, соблюдать правила и т.п. Подобное понимание ситуации (так называемая произвольность поведения) формируется у детей как раз к 6,5–7 годам, и даже в 7 лет она ещё несовершенна, поэтому при выборе школы будет уместно обратить внимание на возможность мягкой адаптации (что позволяют современные системы учебников, например «Начальная школа  XXI века» – одна из основных образовательных систем, рекомендованных к использованию). Это позволит детям с разным уровнем психологической готовности чувствовать себя комфортно в первом классе.

+ Лучше раньше: ребёнок усвоил социальные нормы, понимает указания, умеет следовать правилам, понимает причинно-следственные связи. У него хорошая работоспособность, он усидчив, обладает навыками самоконтроля. Не состоит на диспансерном учёте у невролога и психиатра. Спокоен, не страдает бессонницей, головокружениями, гипервозбудимостью и т.п. Он активный, общительный, умеет легко знакомиться и дружить.

Лучше позже: у малыша «слабая», истощённая нервная система, есть неврологическое заболевание. Он страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Также если он тревожен, замкнут, у него всё валится из рук (значит, мелкая моторика тоже отстаёт), неразговорчив, конфликтен, неусидчив и выказывает плохие навыки социализации.

Состояние здоровья будущего первоклассника

Все будущие первоклассники обязательно проходят полное медицинское обследование и получают заключение врача о готовности к обучению в общеобразовательной школе. Да, по сравнению с детским садом учёба в школе – настоящая работа: вместо прогулок и дневного сна – сидение за партой, вместо игр – чтение учебников и необходимость вглядываться в надписи на доске. Школьное питание не каждому ребёнку придётся по вкусу. Непривычная обстановка, строгие школьные правила заставляют понервничать, а стресс обостряет хронические заболевания.

+ Лучше раньше: если ребёнок полностью здоров, не страдает хроническими заболеваниями, а простудными болеет от силы 4–5 раз в год. Его физическое развитие соответствует возрастным нормам или слегка опережает их. 

Лучше позже: у ребёнка есть какие-либо хронические заболевания (аденоиды, диабет и т.п.), он болеет по 10–12 раз в год, его называют «часто болеющим». Лучше лишний год посвятить закаливанию, повышению иммунитета и общему оздоровлению.

Мотивация учиться и готовность к обучению

Пытаясь ответить на вопрос, когда вести ребёнка в первый класс, мама и папа часто забывают спросить самого ребёнка: а сам-то он хочет учиться? Любознательность очень влияет на то, в каком возрасте отдать ребёнка в школу и будет ли ему там легко. Ведь если учиться интересно, в школу бежишь, а если нет – обучение равно мучению. Если к 6–7 годам ребёнок не проявляет интерес к учёбе, родителям и воспитателям стоит объединить свои усилия в этом направлении: поддерживать ребёнка в его желании учиться, беседовать с ним про то, какая школьная жизнь интересная, как много новых друзей у него появится и как увлекательно каждый день узнавать что-то новое. Можно играть – «репетировать» уроки и перемены, ответы у доски, можно сходить на экскурсию в школу и посмотреть на реакцию ребёнка. И помнить, что желание ребёнка, а не амбиции родителей в данном случае в приоритете.

Чем не нужно руководствоваться родителям будущих школьников:

  • мнением окружающих – «А бабушка считает, что уже пора»,

  • своими родительскими амбициями – «Другие в школу пошли, а мой чем хуже?,

  • тем, что класс набирает хороший учитель, – если ученик не готов, даже хороший учитель не будет отвечать родительским ожиданиям,

  • своими представлениями о детской дружбе – «Ой, ну все его друзья же ушли в первый класс, ему будет скучно!»,

  • нежеланием заниматься ребёнком – «В школе всему научат, поскорей бы отдать».

Свою помощь родителям в вопросах готовности ребёнка к школе предлагают детские психологи, дефектологи, логопеды. Специалистами в области детской возрастной психологии на сегодня разработано множество тестов, при помощи которых можно оценить уровень развития ребёнка дошкольного возраста в разные возрастные периоды. Предложите ребёнку пройти онлайн-тест на нашем сайте, и вы узнаете уровень готовности своего ребёнка к школе, получите рекомендации экспертов по дошкольному и начальному общему образованию.

Самый главный вывод

Не стоит отдавать ребёнка в школу, ориентируясь исключительно на мнение подруг, рейтинг школы, разрозненные рекомендации на форумах в Интернете. Помните, что вы отвечаете перед ребёнком в своём выборе, доверяете его самому лучшему, на ваш взгляд, первому учителю, выбираете «правильную» учебную программу, по которой предстоит учиться первокласснику. Малышу должно быть комфортно и интересно учиться. Врождённая любознательность ученика, его познавательные интересы нуждаются в постоянной и регулярной поддержке и развитии, и родителям очень важно понимать это, записывая ребёнка в первый класс. Ведь именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребёнка.

*Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 19. Общее образование, пункт 2.

shkolaveka.ru

во сколько лет дети готовы к школе с 6 или 7 лет

Содержание статьи:

Когда ребенок переходит 6-летний рубеж, перед многими родителями встает трудная задача: решить, с какого возраста отдать ребенка в школу — в 6 лет 6 месяцев, 6 лет 7 месяцев, 6 и 8, 6 и 9 или после 7 лет и ближе к 8. В этой статье мы подробно рассмотрим, на какие критерии следует обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор.

Во сколько лет отдать ребенка в школу

Большинство детей идут в школу после 7 лет или, если им не хватает до 7 лет нескольких месяцев, т. е. это дети с днем рождения в сентябре, октябре, ноябре и декабре. Особенно трудный выбор стоит перед родителями детей, чей возраст на момент поступления в школу достигает 6 лет 6 месяцев и 6 лет 7 месяцев, т.е. это дети с днем рождения в январе и феврале. Этот возраст проблематичен еще и по тому, что классы считаются по годам, а ваш ребенок формально уже будет учиться на год младше. Но есть случаи, когда дети идут в школу младше 6,6 или даже с 8 лет. Давайте попытаемся решить какой вариант лучше всего для вас. Для этого мы рассмотрим основные критерии, которые следует учитывать при выборе возраста для поступления в школу.

Закон о поступлении детей в первый класс

Сначала расскажем о том, во сколько лет можно отдать ребенка в школу по закону. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012 Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам гласит, что в 1 класс общеобразовательной школы могут поступить дети, начиная с возраста 6-и с половиной лет и до достижения возраста 8-и лет.

Дети младше или старше этих возрастных рамок могут быть приняты в школу по усмотрению администрации с письменного заявления родителей. Такие дети должны пройти тестирование и комиссию на определение их готовности к обучению в школе.

Такие временные рамки (от 6,6 до 8 лет) выбраны не случайно, дети такого возраста физиологически готовы к обучению в школьных условиях, у них достаточно развиты речь, внимание и память. Это выражается в умении высиживать 45 минут на месте, концентрировать и удерживать внимание, слушать учителя, запоминать новый материал в требующемся объеме.

Состояние здоровья будущего первоклассника

Наличие хронических заболеваний

Дети с хроническими заболеваниями должны сначала пройти полное обследование, после которого лечащий врач должен сделать заключение о возможности обучения в общеобразовательной школе.

Учеба в школе увеличивает нагрузку на все системы организма. Повышенная нагрузка на костно-мышечную систему может привести к нарушению осанки (сколиозу), остеохондрозу. Большая нагрузка ложиться на органы зрения, что может привести к его ухудшению. Часто в школе обостряются или появляются заболевания пищеварительной системы. Не все дети могут есть школьную еду, а в обязанности учителя не входит смотреть кто что съел, как это было в садике. Поэтому при наличии хронических заболеваний ответ на вопрос «когда отдать ребенка в школу — в 6 или 7 лет», ответ будет как можно позже, так как ребенок будет более зрелым.

Частые простудные заболевания

Совершенствование иммунной системы у ребенка происходит постепенно, как правило, она формируется к 4-5 годам. Есть такое правило, чем меньше ребенок, тем чаще он болеет. Если ваш ребенок относится к часто болеющим, т.е. болеет 10-12 раз в год, то ребенка лучше отдать в школу после 7 лет. Частые прогулы в школе могут негативно сказаться на обучении. А за этот год нужно приложить все силы на закаливание и оздоровление малыша. Обязательно проконсультируйтесь с отоларингологом, на предмет увеличения миндалин и аденоидов, проходимости носовых ходов. Часто болеющим детям нужно посетить иммунолога и возможно пройти курс оздоровления в санатории.

Состояние нервной системы

Ребенка перед школой обязательно осматривают невропатолог и психиатр, они дают свое заключение о готовности малыша идти в школу.

Если малыш страдает повышенной возбудимостью нервной системы, то есть это гиперактивный ребенок, но с развитым интеллектом и хорошо подготовленный к школе (умеет читать, писать, считать, хорошо учит стихи), то возможно лучше его отдать в школу с 6,6 и до 7 лет, так как за год он скорее всего не станет спокойней и усидчивее. А если с учебой в школе будет складываться не очень хорошо, то можно будет остаться в первом классе еще раз. О воспитании и лечении гиперактивных детей читайте в статье на нашем сайте.

Если ребенок отстает от сверстников в нервно-психическом развитии (плохо запоминает стихи, не развита мелкая моторика, плохо развита речь) или имеет какие-то заболевания нервной системы, то лучше малыша отдать в школу после 7 лет, даже если ему будет 7,9 или 7,10, или даже после 8 лет. Кроме этого возможно малышу понадобится обучение в коррекционном классе. Для этого ребенок должен пройти медико-педагогическую комиссию. Заставить вас ее проходить никто не может, вам ее рекомендуют, а вы вправе отказаться, так как по закону ребенок с небольшими отклонениями может учиться в обычной школе.

Развитие речь

Сейчас часто слышишь, что в наше время появилось очень много «логопедических» детей. Это не так, логопедические дети были всегда, только раньше этому не придавали такого значения. Если вы посмотрите советские фильмы или ералаш с участием детей начальной школы, то услышите, что многие дети имеют логопедические проблемы.

В наши дни стало уделяться большое внимание развитию речи детей, появились логопеды и дефектологи, которые в частном порядке проводят занятия с малышами. Ведь очень важно, чтобы малыш еще до школы научился правильно и четко говорить, научился выговаривать все звуки и понимать их отличие от букв.

Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, то нужно их сначала поставить и автоматизировать, а потом идти в школу. Без этого ребенку будет трудно читать, а в дальнейшем писать.

Поэтому, если у вашего ребенка не развита речь, то в школу лучше его отдать как можно позже, а за это время приложить все усилия на исправления дефектов речи. Для этого необходимы регулярные занятия с логопедом и/или дефектологом. Такие дети должны ходить в логопедический садик, а если вы поздно заметили, то лучше такого ребенка отдать в речевой класс. Там разработана специальная программа по обучению детей с логопедическими проблемами.

Определение готовности малыша к школе


Готовность к школе определяется по разным критериям, на нашем сайте есть подробный разбор всех параметров, которые учитываются при поступлении в 1 класс.

Часто для тестирования дошкольников используют ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасека. Этот тест лишь ориентировочный и не дает полной картины готовности к школе, но позволяет протестировать большое количество детей, поэтому его проводят в школах среди подавших документы детей.

В наших российских школах от будущего ученика первого класса негласно требуют:

1. Уметь читать по слогам.
2. Знать алфавит.
3. Писать печатными буквами простые слова и цифры.
4. Считать до 100, и обратно от 10.
5. Оперировать цифрами в пределах 20.
6. Знать названия геометрических фигур.
7. Хорошо запоминать стихи.
8. Уметь пересказывать короткий текст.

Если ребенок что-то из этого не умеет, его возьмут в школу, но у него будут проблемы в обучении, так как его одноклассники скорее всего все это умеют.

Еще очень важное качество, которое любят учителя – это умение себя вести (хорошее поведение), то есть ребенок должен сидеть за партой тихо, не разговаривать с соседом, поднимать руку, когда хочет что-то спросить или сделать, не ходить по классу во время урока. Это качество определяет психическая готовность ребенка к школе. Так вот психическая готовность к школе по возрастным нормам формируется у детей к 6,5-7 годам. Раньше этого возраста дети еще психически и физически не сформированы для школьной деятельности, хотя нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого конкретного ребенка. Поэтому рекомендованный возраст для поступления в школу начинается после 6 с половиной лет, но если ваш ребенок опережает психическое и физическое развитие и имеет все необходимые навыки, указанные выше, то ребенка можно отдать в школу с более раннего возраста.

Мотивация к обучению

Часто во сколько лет идти ребенку в школу в 6 или 7 лет определяет желание родителей, но это неправильный подход. Главное желание и готовность ребенка, а потом амбиции родителей.
Ребенок должен хотеть учиться в школе, он должен осознавать то, что на него ложится большая ответственность. Он должен быть готов взять на себя новые обязательства, должен выполнять новые требования и следовать школьным правилам.

Выбор учителя

Многие родители стремятся отдать свое чадо в школу, когда набирает класс конкретный хороший педагог, не взирая на возраст и готовность ребенка к обучению. Хороший учитель, безусловно, один из важных критериев и его необходимо учитывать, только не стоит ставить телегу впереди паровоза. Сначала полная готовность и желание учится ребенка, а потом выбор учителя.

Если ребенок не готов к обучению, у него будут проблемы в школе и тем более у хорошего педагога, так как желающих попасть к нему будет много. И скорее всего класс у такого педагога будет из очень хорошо подготовленных детей, а ваш ребенок на их фоне может сильно выделяться. Поэтому лучше подождать еще один год и подготовить ребенка, а хорошую учительницу можно найти и в другой школе.

Когда отдать ребенка в школу в 6.5 или 7.5 лет: советы психолога

Зависит ли возраст поступления в школу от пола?

Каких-то возрастных ограничений между мальчиками и девочками при поступлении в школу нет, здесь все определяют индивидуальные особенности. Есть очень много собранных и ответственных мальчиков 6 лет и непослушных, рассеянных девочек 7 лет.

Большинство мам хотят отдать мальчиков пораньше в школу из-за призыва в армию, чтобы он к 18 годам успел поступить в институт. Здесь есть свой плюс, но подготовленность и желание мальчика на первом месте.

Влияет ли возраст на интерес к учебе?

К 6-7 годам у малыша есть все задатки для появления учебной мотивации, но, если ее не поддерживать и не развивать, она может не появиться вообще. Родители и воспитатели детского сада заранее должны мотивировать ребенка к учебе в школе. Детям надо рассказывать про учебный процесс, что школа — это его работа, которая поможет ему узнать и научиться многому новому, что школьное обучение интересный и увлекательный процесс, что он будет взаимодействовать в коллективе с одноклассниками и т. д.. Малышам надо давать интересные задания и задачки, а также возможность самим поиграть в школу.

Если ребенок ходит в хороший детский сад, где развивают его познавательный интерес, то в школу можно не торопиться, если же нет, то лучше отдать ребенка в школу пораньше.

Самый старший или самый младший в классе – что лучше?

Не нужно бояться, что ребенок будет самым старшим или самым младшим в классе. Комфорт ребенка в школе складывается не из-за возраста, а из успеваемости по предметам, отношений между учениками, того, насколько ребенок коммуникативен и способен заводить новых друзей.

Если ваш малыш застенчив, неразговорчив, труслив ему будет трудно и после 7 лет, а если он активный и общительный, то и в 6 с небольшим лет он легко адаптируется в новом коллективе.

Пойти в школу с 6 лет

Дети с 6 до 7 лет должны прилагать значительные усилия, чтобы сохранять усидчивость в течение всего учебного дня. Большинство таких детей хорошо владеют своим поведением, это называется произвольная регуляция, и она очень важна для успешного обучения. Хотя все же стоит заметить, что способность к самоконтролю у детей младше 7 лет еще далека до совершенства. Поэтому при составлении расписания в начальных классах чередуются уроки физкультуры с познавательными предметами, а в некоторых школах есть даже прогулка.

Некоторые дети в 6 лет обладают высокой произвольной регуляцией и хорошей работоспособностью, таким детям легко учится в школе и в 6 лет.

Но шестилетним детям с высокой истощаемостью, гиперактивностью или высоким уровнем тревожности будет учится в школе значительно тяжелей. Им потребуется помощь учителя, специалистов и родителей.

Пойти в школу с восьми лет

В первый класс после 8 лет идут обычно дети, которые имеют проблемы со здоровьем. Это часто болеющие дети и находящиеся на лечение у специалистов.

Бывают случаи, когда учеба в 1 классе не заладилась, и ребенка пришлось забрать из школы. В таком случае, если ребенок пошел в школу поле 7 лет, второй раз он идет уже после 8 лет.
Задача родителей устранить за освободившийся год возникшие проблемы.

Для таких детей может стать выходом обучение на дому.

Как отдать ребенка в школу

Для начала нужно выбрать школу. Все начальное обучение одинаковое во всех школах общеобразовательных, гимназиях и лицеях. Какие-то уклоны начинаются с 5 класса. В начальной школе возможны только добровольные дополнительные занятия по желанию ученика и его родителей.

Сейчас действует приказ Минобразования РФ от 15 февраля 2012 г. N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», который гласит, что с 10 марта по 1 августа родители могут подать заявление в школу, к которой территориально (по прописке или временной регистрации) относится ребенок. Отказать вам в поступлении не могут — вне зависимости от того, в какой срок вы подали заявление до 1 августа. А с 1 августа, если остались места в школе, заявления принимаются от родителей, не прописанных на территории закрепленной за школой. Это актуально для крупных городов Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах легче поступить в ту школу, которую хочется.

Список юридических документов

• Письменное заявление о просьбе зачислении ребенка в первый класс.
• Свидетельство о рождении ребенка и ксерокопия.
• Паспорт родителя, который прописан по адресу прикрепленной школы и ксерокопия.
• Справка о прописке ребенка.

Список медицинских документов

• Медицинский полис обязательного страхования.
• Медицинская карта 026/у.
• Прививочный сертификат.
• Прививочная карта форма 63.

В каком же возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как каждый ребенок индивидуален. Но исходить следует из того, насколько ребенок готов к школе, хочет ли он учиться сам, насколько готовы к этому его родители.

Если у вас возникают сомнения, проведите тестирование. Это можно сделать, обратившись в медико-психологический центр вашего района или поликлинику. Психолог определит какие именно компоненты готовности сформированы, а какие нет, сделает заключение готов или нет ребенок к учебе в этом возрасте. Если потребуется, он составит план работы по развитию или коррекции нужных способностей.

Быстрый онлайн-тест на готовность ребёнка к школе вы можете пройти на нашем сайте здесь.

Запомните! Возраст, в котором лучше всего отдать ребенка в школу, сугубо индивидуален. Безусловно, нужно прислушиваться к мнению всех специалистов, но окончательное решение принимать только вам. Если вы считаете, что ваш ребенок готов к школе, то это ваше решение и отказать вам не могут.

birth-info.ru

С какого возраста можно отдать ребенка в школу по закону в 2019 годуВсе о детях и их родителях

После окончания дошкольного периода ребенок все больше стремится пойти в школу. Он начинает осознавать, что школьника воспринимают как взрослого. С какого же возраста положено отдавать ребенка в школу?

Согласно принятому Закону «Об образовании» в Российской Федерации, в школу принимают детей, начиная с 6.5 лет и не позже 8 лет. Многие родители зачастую отдают своего ребенка в школу с 7 лет. Если в сентябре ребенку исполняется 6 лет и 7 месяцев, то это время вполне подходит для приема в первый класс.

Многими родителями движет желание иметь не по годам развитого ребенка, поэтому они намерены отдавать его в школу с 6 лет. Специальная педагогическо-медицинская комиссия определяет готовность ребенка к школе. В составе этой комиссии присутствуют:

  • Опытные воспитатели детских садов;
  • Детские психологи;
  • Логопеды;
  • Детский психиатр.

Присутствие психиатра в составе комиссии не должно пугать родителей, его задача – задать ребенку пару вопросов, выяснить степень готовности к школе. Обычно задаются вопросы на проверку логического мышления и умения вести математический счет до 10. После прохождения этой комиссии ребенок получает официальный допуск к школе.

Иногда бывают такие ситуации, когда ребенок в полной мере не готов к посещению школы, а у родителей есть сильное желание отдать его туда прямо сейчас. Причины для этого могут быть самые различные: все его друзья во дворе уже приняты в школу и он туда стремиться, родители убеждены, что их малыш — самый умный.

Зачастую мнения родителей в этом случае не совсем объективно. Чтобы пройти комиссию, недостаточно быть просто умным и разбираться во многом, определяющую роль при этом играет психологическая готовность ребенка к школе. У ребенка может наблюдаться застенчивость либо скромность в характере, недостаточная физическая форма. Школа для таких детей может превратиться в серьезное испытание, с которым они могут не справиться.

Поэтому специалисты советуют родителям не спешить отдавать своих детей в школу. Для начала они должны быть полностью уверенными в том, что ребенку в школе будет комфортно. Прежде чем принимать решение отдать ребенка в раннем возрасте, необходимо взвесить все доводы за и против.

Как определить, пора ли ребенка отдавать в школу?

На готовность ребенка к обучению и успехам в школе влияет ряд важных факторов, которые нужно оценить до принятия решения отдавать его в школу.

  1. Развитие интеллекта – важный показатель подготовки к школе. Родителям нужно обратить внимание на развитие речи ребенка, внимания, памяти и мышления.

Малышу легко будет даваться учеба, если он:

  • Связно разговаривает, обладает хорошим словарным запасом;
  • Может составлять небольшой рассказ по картинке;
  • Отлично произносит все звуки, может различать и находить их в слове;
  • Бегло читает слова, состоящие из 2-4 слогов;
  • Знает и называет все геометрические фигуры;
  • Считает до 10 и в обратном порядке;
  • Отличает цвета и называет их;
  • Хорошо собирает пазлы;
  • Рассказывает наизусть стихи, повторяет скороговорки, петь песенки;
  • Аккуратно раскрашивает фигуры, не вылезая за контур.

Бывают ситуации, когда родительское желание по максимуму подготовить ребенка в интеллектуальном плане дает обратный эффект. В школе желание учиться у таких детей пропадает, ведь они уже имеют базовые знания.

  1. Эмоциональная зрелость ребенка. наличие у ребенка таких качеств, как собранность, умение взвешивать решения, сначала подумать, а потом делать. Если ребенок не дозрел до школы эмоционально, то ранний поход в школу может стать причиной серьезных психологических проблем.
  2. Наличие мотивации к учебе. Начало школьного года в жизни первоклассника – это период перестройки в жизни ребенка, переходный момент от беззаботной дошкольной жизни. Чтобы учеба была успешной, важна мотивация ребенка к обучению. Выяснить мотивацию ребенка к учебе поможет простой вопрос: «Зачем ты пойдешь в школу?». При этом важно, чтобы мотивация ребенка была познавательная, чтобы он стремился узнавать что-то новое.
  3. Физическая зрелость и состояние здоровья ребенка играет при этом немаловажную роль. Перед записью ребенка в школу, необходимо выяснить зрелость его нервной системы. В плане физиологии ребенок считается зрелым для посещения школы, если он:
  • Имеет хорошо сформированные коленные чашечки, отлично выраженную арку стопы;
  • Теряет первые молочные зубы;
  • Ловко прыгает на одной ноге;
  • Хорошо бросает мяч и ловит его;
  • Отводит большой палец руки при рукопожатии.

При этом у него также должна быть развита мелкая моторика: умение резать ножницами, работать с мягким пластилином, застегивать молнию, шнуровать ботинки. Состояние здоровья играет также важную роль в определении готовности к школе. Если он часто болеет, имеет хронические заболевания, то лучше посоветоваться насчет его готовности к школе со специалистом.

o-kroha.com

Во сколько лучше отдать ребенка в школу – в 6 лет или в 7?

Интерьвью с психологом

На вопросы отвечает Наталья Храмцова – психолог, стаж работы в государственном детском саду более 15 лет.

КакНадо: Наталья, есть ли какой-то единый критерий, общие рекомендации для родителей, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

Наталья Храмцова: Лучше всего отдавать ребенка в школу тогда, когда он полностью готов к обучению: хочет учиться, способен слышать задания и выполнять инструкции учителя. И, к сожалению, невозможно с абсолютной точностью сказать, к какому возрасту такая готовность будет сформирована. Некоторые дети бывают готовы к школе уже к 6 с небольшим годам, а некоторым удается обрести необходимые качества только к 7 – 7,5 годам.

КН: По моим наблюдениям, чаще всего возникают вопросы у мам и пап детей, родившихся зимой (с декабря по март). Тогда возраст похода ребенка в школу нужно выбрать между 6.5 и 7.5 лет. Детей, родившихся летом, обычно (в 90% случаев) отправляют ровно в 7 (7 и 1 месяц, 7 и 2) без колебаний. Лишь редкие мамы решаются отдать ребенка в 6 лет ровно. Если ребенок родился в Сентябре (октябре, ноябре), то тоже чаще всего отдают в школу в неполные семь лет, мотивируя это тем, что на следующий год ребенку будет почти 8 и это вроде бы как совсем поздно.

НХ: Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» – комплексное, многокомпонентное (см. рис. 1). Выделяют три основных линии – это физическая готовность (общий уровень здоровья, моторики и т.д.), психологическая готовность (мотивация к обучению, произвольность, внутренняя позиция школьника и др.) и специальная готовность (умение читать, писать).

 

Возраст ребенка при определении степени готовности ребенка к учебе – критерий не единственный и далеко не самый главный. Нельзя сказать, что вот ребенку исполнилось 7 лет, и он точно готов идти учиться. Опираться в данном случае только на возрастную характеристику – это все равно, что выбирать автомобиль, ориентируясь только на его размер без учета остальных характеристик.

КН: Нужно ли бояться, что ребенок будет самым старшим в классе (если пойдет почти в 8 лет)? Или, наоборот, что будет самым младшим (если пойдет в шесть с хвостиком)? Что лучше для ребенка?

НХ: Будет ли комфортно ребенку в коллективе, как станут формироваться его отношения с другими детьми, будет зависеть не только от его возраста. Гораздо важнее оценить, легко ли ребенку заводить новых друзей, насколько он открыт, коммуникабелен. Очень важен предыдущий опыт ребенка адаптации в новых условиях (например, как привыкал он к детскому саду, осваивался среди друзей по дополнительным занятиям). Если будущий первоклассник застенчив, боязлив, тревожен, ему будет непросто приобретать друзей и в 6, и в 7 лет. Общительному, активному ребенку несложно освоиться в коллективе в любом возрасте.

КН: Есть мнение, что отдавать надо к хорошей учительнице начальных классов, а во сколько – в шесть лет или в семь идти – не важно. Часто детей отдают конкретному педагогу не потому, что ребенок готов к школе, а потому что этот педагог в этом году набирает класс. Хорош ли такой подход?

НХ: В том, что родители подбирают для своего ребенка определенного учителя, школу, нет ничего плохого. Действительно, в первом классе личность учителя играет очень важную роль для ребенка. Грамотно построенный процесс поддержки ребенка в период адаптации к школе, укрепление познавательной активности, развитие мотивации к обучению – всему этому хороший учитель уделит внимание.

 

Однако стоит помнить и о том, что даже самый замечательный педагог не в силах уделять внимание только вашему ребенку в процессе урока, ведь наполняемость классов достаточно высокая. Если ребенку с дефицитом внимания требуются дополнительные пояснения и контроль выполнения работы, как это обеспечить учителю на общем уроке? Педагог не всесилен, и есть трудности, с которыми лучше разобраться до поступления в первый класс.

КН: Дети, которым учеба дается с трудом, скорее всего пойдут в школу в 7 или в 7.5 лет. А если ребенок хорошо читает, считает, сообразителен и способен, да к тому же усидчив – нужно ли его отдавать в школу в 6 или 6.5 лет? Стоит ли таких деток держать в садике лишний год?

НХ: Как мы с вами уже выяснили, понятие готовности к школе включает в себя достаточно много разных критериев. Если к 6 – 6,5 годам большинство этих показателей достигнуты или близки к достижению, то ребенка можно отдавать в школу. Но ведущим показателем все равно остается желание самого ребенка, его отношение к учебе. Если родители видят, что дошкольник здоров, готов и стремится учиться, то ходить еще год в детский сад не имеет смысла.

Родителям детей, которые и к 6,5 – 7 годам имеют трудности с обучением, у которых отсутствует желание идти в школу, нужно обязательно получить консультацию детского психолога, нейропсихолога. Важно определить, какие именно компоненты готовности не сформированы, организовать работу по их развитию и коррекции в последний год посещения детского сада. Рекомендации специалистов пригодятся и педагогам школы, чтобы строить индивидуальный маршрут обучения вашего ребенка.

КН: Я читала, что ребенку в 6 лет физически и психологически сложно высидеть подряд несколько уроков. Есть ли дети, которые в шесть лет действительно готовы к такой нагрузке?

НХ: Дети 6-7 лет действительно прилагают значительные усилия, чтобы сохранять усидчивость в течение учебного дня в школе. К этому возрасту большая часть дошкольников уже научаются достаточно хорошо владеть своим поведением, но детям приходится для этого напрягаться гораздо больше, чем взрослым. Подобная способность называется психологами произвольной регуляцией или произвольностью. И это – один из важнейших компонентов готовности к обучению.

Способность к самоконтролю у детей 6 лет еще не безупречна, и педагоги в школе это, конечно же, учитывают при составлении расписания для первоклассников. Правильное чередование уроков (познавательной и физической направленности), организация физкультминуток на уроках, организация подвижных игр на переменах – все это помогает детям в течение дня справляться с нагрузкой.

Есть дети, которые к 6 годам показывают высокую произвольность, сохраняют хорошую работоспособность достаточно долго. И если в школе образовательный процесс в первом классе выстроен грамотно, то нагрузки переносятся детьми достаточно легко. В этом первокласснику могут помогать и родители, правильно организуя режим дня ребенка после школы.

Другое дело – дети с астеничностью, высокой истощаемостью, гиперактивностью или высоким уровнем тревожности. Таким дошкольникам гораздо труднее дается самоконтроль, им приходится напрягаться гораздо сильнее, чтобы удерживаться в рамках школьных правил. Чтобы справляться с нагрузками, им требуется помощь родителей и специалистов.

КН: Расскажите, пожалуйста, о возрасте психологической готовности ребенка идти в школу. Одинаковая ли она у всех детей или зависит от конкретного ребенка?

НХ: В детской психологии существует понятие – возрастная норма. Это средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов, некий стандарт. Предполагается, что к 6,5-7 годам большинство детей физически и психологически готовы и способны обучаться в школе, то есть сформированы все компоненты готовности к учебе.

Но, как и любой стандарт, возрастные нормы не учитывают индивидуальностей. Поэтому говорить о том, что все без исключения дети готовы к школе в 7 лет, а в 6 – не готовы, нельзя. Все дети разные, и степень готовности ребенка к учебе определяется для каждого дошкольника индивидуально.

КН: Не будет ли способному ребенку скучно учиться с неспособными детьми? Зависит ли это от возраста похода в школу (в шесть лет ему будет менее скучно, чем в семь или наоборот)?

НХ: Вызывают ли уроки интерес у ребенка, развивается ли и поддерживается его любознательность, познавательная активность в школе, во многом зависит от того, как строится процесс обучения в образовательном учреждении. В хорошей школе используют современные учебные программы, направленные на развитие интереса детей к знаниям, стимулируют желание детей узнавать новое.

Но это помогает лишь в том случае, если у дошкольника к моменту поступления в школу были сформированы два важнейших компонента – мотивационная готовность к обучению (я хочу учиться) и внутренняя позиция школьника (см. рис. 2). Это может произойти и в 6, и в 7 лет.

Если у вашего ребенка повышенная познавательная мотивация, он любит узнавать новое, его интересуют различные задачки, его интерес к учебе достаточно устойчив, тогда имеет смысл подыскать для него школу, где все эти способности окажутся востребованными. И не столь важно, сколько лет ему будет.

КН: Постоянно читаю отзывы – чтобы поступить в хорошую школу ходили на подготовительные курсы при школе, учили, зубрили и, наконец, поступили. Но в первом классе ребенок потерял интерес к учебе, потому что в первом классе было только повторение пройденного на курсах. Если способного ребенка отдать в школу в 7.5 лет – не будет ли ему скучно в школе, не потеряет ли он интерес к обучению?

НХ: Не всегда бывает просто определить, чем вызвана потеря интереса к учебе. Иногда отсутствие желания учиться, которое родители ошибочно принимают за скуку, может быть симптомом других проблем. Детям от рождения свойственен интерес к окружающему миру, они по натуре исследователи, экспериментаторы. И если естественное желание понимать, как все устроено, вдруг пропадает, то это повод насторожиться.

Неинтересные уроки, знакомые задания могут быть одной из причин. Побеседуйте с учителями, выясните, действительно ли материал уроков полностью идентичен уже пройденному на курсах? Полностью отсутствует всякая новизна? Как показывает опыт, такое все же бывает редко.

Чаще всего выясняется, что причина в другом. Потеря интереса к обучению может оказаться связанной с ощущением собственной неуспешности, с нежеланием преодолевать трудности, прикладывать усилия. Может дать о себе знать «перекормленность» занятиями, перегруженность интеллектуальных возможностей.

А возможно, отсутствие интереса – такой способ сопротивления родительскому давлению «Давай! Учись! Надо!.. Сейчас запустишь, и потом будет только хуже». Для того, чтобы определить, что именно скрывается за маской скуки, бывает полезно обратиться за помощью к детскому психологу.

КН: Влияет ли возраст на интерес к учебе? Говорят, что если передержать ребенка лишний год в саду, то потом ребенку будет скучно учиться. Так ли это?

НХ: Говорить о том, что интерес к учебе появится сам собой и точно к определенному возрасту, невозможно. На появление желания учиться, мотивации к обучению, очень значительно влияют родители, воспитатели детского сада, другие близкие значимые взрослые. К 6-7 годам у ребенка есть все условия к появлению учебной мотивации, но нельзя рассчитывать на то, что она непременно появится без должных усилий, сама по себе.

Кроме того, желание учиться требует постоянного поддержания на первых порах. Детей стоит увлекать интересными заданиями, давать пищу для ума. Если в подготовительной группе есть возможность развивать познавательный интерес, то лишний год в детском саду не причинит большого вреда. В противном случае, вероятно, лучше сделать выбор в пользу школы.

КН: Каждый родитель считает своего ребенка уникальным. Нужно ли умерить собственные амбиции и дать ребенку насладиться детством (т.е. отдать ребенка в школу в 7.5 и больше лет) или все-таки отдать ребенка в мир раньше? Если возможно, расскажите о том, как влияют наши ожидания успехов ребенка на его развитие, будущее, карьеру.

НХ: Универсального рецепта, к сожалению, нет. Ребенку, не готовому к школе, целесообразнее бывает посещать детский сад и до 7,5 лет, при условии, что будет проводиться работа по формированию компонентов готовности к обучению.

Когда родители отдают в школу ребенка, не принимая в расчет индивидуальные особенности и возможности, не учитывая его интересы, склонности (например, выбирая языковую школу для ребенка с плохой вербальной памятью), они сильно рискуют. В числе возможных последствий такого выбора – потеря желания учиться, необходимость постоянного контроля за выполнением домашних заданий, низкая успеваемость, отказ ходить в школу.

Делая свой выбор – уходить в школу или ходить в детский сад, подумайте, чем вы руководствуетесь. Важнее ли для вас то, что говорят и думают другие (У других вот дети уже к 6 годам в школу ходят, а мой что, хуже?), опираетесь ли вы на традиции (Так принято) или сначала вы стараетесь честно понять, что действительно нужно именно вашему ребенку.

КН: Прокомментируйте такую ситуацию: ребенок ходит в садик в группу, где все детки старше его. Что лучше – выпуститься вместе с друзьями и идти в школу самым маленьким или отходить еще один год в садик в подготовительную группу с другими детками?

НХ: В подобном случае стоит постараться объективно оценить степень готовности ребенка к школе, затем поговорить с ним самим, выяснить его отношение к ситуации, обсудить все возможные последствия. Если окажется, что ребенок вполне готов к обучению, несмотря на возраст, и хочет оказаться в одном классе с друзьями, тогда решение отдать его в школу будет вполне разумным.

Если ребенок не готов к учебе, то отдавать его в школу просто «за компанию» не следует.

КН: Еще одна ситуация: компания мам во дворе отдает своих детишек в школу в этом году. Наши дети уже подружились и мне хочется, чтобы мой ребенок пошел с ними в один класс. Но мой ребенок младше. Что вы посоветуете в такой ситуации?

НХ: Так же, как и в предыдущем случае, нужно первым делом оценить, насколько ребенок готов к школе. Даже если дети дружны, это не поможет избежать проблем с учебой, которые скорее всего появятся, если ребенок не был достаточно подготовлен к обучению.

КН: Влияет ли усидчивость ребенка на успеваемость в школе? Стоит ли ребенка «с шилом в попе» отдавать в школу раньше или, наоборот, позже? Что делать с детьми усидчивыми? По моему опыту, не бывает родителей, довольных своими детьми. Родители усидчивых пытаются их растормошить. Бегучих и прыгучих пытаются успокоить. Должен быть разным подход к таким детям при поступлении в школу?

НХ: То, что родители называют усидчивостью, на языке психологов именуется «произвольностью». Об этом качестве мы уже говорили сегодня.

Произвольность отражает способность ребенка к контролю своего поведения волевыми усилиями. Важным компонентом готовности к школе является произвольность поведения и психических процессов – внимания, памяти, мышления.

Для успешного обучения ребенок должен уметь заставить самого себя слушать объяснения учителя, запоминать информацию, продолжительное время выполнять необходимую работу. Чем лучше умеет это ребенок к моменту поступления в школу, тем проще ему на уроках. Некоторые дети обладают высоким уровнем произвольности уже к 6 годам.

Не все дети способны к произвольному самоконтролю. Например, дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, имеют очень низкий уровень произвольности. И даже к 7 годам не всегда удается это скорректировать. Таким детям необходим особым образом организованный учебный процесс, правильное сочетание умственных и физических нагрузок, специфический режим дня.

И тут уже ответственность родителей – выбрать школу, отвечающую таким требованиям, чтобы ребенку было полезно и комфортно. А если ребенок остается после 7 лет в детском саду, то все равно потребуется работа с психологом. Произвольность сама по себе не возникает, требуется целенаправленная работа по ее формированию. Пока ребенок посещает детский сад, это делать все-таки проще.

Детей, которые больше времени проводят за логическими играми и задачками, хорошо бы деликатно вовлекать в физическую активность. В этом случае важно не настаивать чрезмерно, искать игры, которые смогут приносить удовольствие. Хорошо помогает личный пример родителей. Физическая активность всегда полезна, но она должна радовать.

КН: Есть какие-то рекомендации, советы для родителей как принять правильное решение? Я понимаю, что нужно видеть ребенка, идти на консультацию к психологу вместе с сыном или дочкой, но часто такой возможности нет, особенно у семей, живущих в глубинке. Могли бы вы сформулировать общие рекомендации? Например, скорее да, чем нет, скорее в шесть с половиной, чем в семь с половиной или наоборот.

НХ: Чтобы принять решение о том, готов ли ребенок к обучению в школе, постарайтесь как можно более объективно оценить, какие именно компоненты готовности (см. рис.1 и рис.2) уже сформированы у вашего ребенка и в какой степени.

Если большинство компонентов будут отмечены как присутствующие и уровень их развития окажется выше среднего, то можно говорить о том, что ребенок готов к школе. И помните, что возраст в данном случае показатель далеко не главный.

Сейчас есть очень много литературы по теме готовности к школе, можно брать из них задания для проверки, использовать тесты. Важно лишь соблюдать рекомендации авторов, делать это в виде игры, не пугать ребенка; помнить, что полученные результаты – это ориентир, а не диагноз.

КН: Есть ли различия в этом вопросе между мальчиками и девочками?

НХ: В моем опыте эта разница незначительна.

КН: Девочки, с одной стороны, усидчивее и старательнее мальчиков. Поэтому их часто отдают в школу в неполные шесть, в шесть или в шесть с половиной лет. Надо ли старательную девочку отдавать в школу рано?

НХ: Не соглашусь с вами. Мальчики бывают усидчивыми и старательными, и встречаются девочки с низким уровнем произвольности и неустойчивым вниманием.

Если, говоря о старательной девочке, мы подразумеваем ее высокую способность к произвольной регуляции, умение организовывать свою деятельность (сейчас я сделаю это, потом – то, и получится вот что) при минимальной поддержке взрослых, то такая девочка, вероятнее всего, готова к учебе в школе.

При условии, что у нее есть желание пойти в первый класс, есть интерес учиться.

КН: С другой стороны, родители мальчиков потом боятся, что их сыны “загремят” в армию и поэтому стараются отдать детей в шесть лет, чтобы “был один год про запас”.

НХ: Есть объективные факты реальности, против которых трудно спорить. Родители вынуждены учитывать это, планируя будущее ребенка. И здесь трудно советовать, каждый должен оценить все риски самостоятельно.

С одной стороны – вероятность трудностей при обучении, которые могут возникнуть у ребенка, не подготовленного к школе, с другой – опасение попасть в армию, не успев сдать экзамены в ВУЗ.

КН: Что важнее – дать ребенку наиграться, прожить свое детство в играх и гуляньях или приучать его к работе, дисциплине, обучению с ранних лет? Как найти золотую середину в вопросе «полноценное детство – трудолюбивый ребенок»?

НХ: В психологии есть понятие – ведущий тип деятельности. Именно в такой деятельности формируются важные психические качества, которые необходимы ребенку на следующем этапе возрастного развития.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра, благодаря ей рождаются предпосылки учебной деятельности. Поэтому важно давать детям возможность играть в игры с правилами, в сюжетно-роевые игры.

В играх дети учатся подчинять себе свое поведение; тренируют память, запоминая считалочки; споря со сверстниками, учатся договариваться, решать конфликты, понимать эмоции других. Логические игры помогают развивать аналитические навыки, обучают операциям сравнения и классификации.

Желание трудиться сначала тоже рождается как часть игры – постирать кукле платье, починить машинку, помыть посуду и т.п. К дисциплине дети приучаются через соблюдение распорядка дня в семье, а затем и в детском саду.

Вот так и рождается произвольность, ради чего-то дети постепенно обретают способность контролировать свои «хочу» в угоду «надо» сначала в игре. А потом и в других делах. Взрослые помогают в этом: поощряют произвольное поведение и укоряют за его отсутствие.

Ответственность в детях не появляется вдруг, ее не выработать за один год, отпущенный на подготовку к школе. Родители формируют ответственность за свое поведение у ребенка постепенно, в течение всей его жизни. Задача непростая, но вполне посильная.

КН: Все твердят, что у современных детей с поступлением в школу детство заканчивается. Нагрузка так велика, что говорить о беззаботном времяпрепровождении уж точно не приходится. Чем опасным может быть для ребенка лишний год, проведенный «на свободе»? Или наоборот, как может негативно сказаться год, полный безделья и беззаботности? Что хуже?

НХ: Нагрузка в современных школах действительно достаточно высока, трудиться приходится много и ученикам, и их родителям. Но то, как будет воспринимать учебу в школе ребенок, во многом зависит от родителей.

Большую роль здесь играет собственный опыт взрослых. Вспомните, чем была школа для вас – тюрьмой или местом, где рассказывают интересные вещи, уроки были наказанием или тренировкой? Если родители видят будущий процесс обучения как трудный, но увлекательный процесс, как интересные задачи, требующие усилий, но интересные и полезные, тогда и ребенок не пугается учебы.

Часто я слышу от детей, что они боятся школы, потому что там будет очень трудно, они опасаются, что не справятся, что родители будут ругаться. Для мам и пап этих детей будущее обучение – сплошная головная боль и проблемы, невыносимая повинность, бесконечная череда заданий, над которыми нужно корпеть дни и ночи. Дети в таких ситуациях не ждут от школы ничего хорошего и теряют интерес к занятиям, даже еще не начав учебу.

Подготовительная группа в детском саду не время для отсутствия любых занятий, не просто «лишний» год. Это – хороший шанс подправить некоторые ошибки, развить полезные для школы качества. Самое главное – разумный подход. Не переусердствовать, не сломать ребенка, а вместе с ним определить нужные линии развития, возможно воспользовавшись некоторой помощью нейропсихолога, логопеда, детского психолога.

Интервью провела Елена Хапова.
Задать вопросы Наталье лично вы можете в разделе «Психологические консультации».

Как легко выучить историю с ребенком – настольная игра “Таймлайн”
Развиваем логику и память – настольная игра “Барбарон”

(2)(0)

kaknado.su

Во сколько лет отдавать ребенка в школу – закон и мнения врачей

Основной документ, регулирующий вопрос начала обучения ребенка в школе, Закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 67 определяет возраст начала школьного обучения ребенка с 6,5 и до 8 лет, если у него нет противопоказаний по состоянию здоровья. С разрешения учредителя учебного заведения, а это, как правило, управление образования на местах, возраст может быть меньше или больше указанного. Основанием является заявление родителей. Причем, нигде в законе не поясняется, должны ли родители указывать в заявлении причину своего решения.

Что должен уметь ребенок перед школой

Ребенок готов к школе, если у него сформированы навыки:

  • выговаривает все звуки, различает и находит их в словах;
  • владеет достаточным словарным запасом, употребляет слова в правильном значении, подбирает синонимы и антонимы, образует слова от других слов;
  • имеет грамотную связную речь, правильно строит предложения, составляет небольшие рассказы, в том числе, по картинке;
  • знает имена отчества и место работы родителей, домашний адрес;
  • различает геометрические фигуры, времена и месяцы года;
  • понимает свойства предметов, такие как форма, цвет, размер;
  • собирает пазлы, раскрашивает, не выходя за границы рисунка, лепит;
  • пересказывает сказки, рассказывает стихи, повторяет скороговорки.

Умения читать, считать и писать не обязательны, хотя негласно школы требуют этого от родителей. Практика свидетельствует, что владение навыками до школы не является показателем успешности обучения. И наоборот, отсутствие навыков не является фактором неготовности к школе.

Психологи о готовности ребенка к школе

Психологи при определении возраста готовности ребенка обращают внимание на личностно-волевую сферу. Л. С. Выготский, Д.Б Эльконин, Л.И. Божович отмечали, что наличия формальных навыков недостаточно. Гораздо важнее личностная готовность. Она проявляется в произвольности поведения, умении общаться, концентрировать внимание, навыках самооценки и мотивации учения. Каждый ребенок индивидуален, поэтому универсального возраста для начала обучения нет. Ориентироваться нужно на личностное развитие конкретного ребенка.

Мнение врачей

Педиатры обращают внимание на физическую готовность к школе и советуют провести простые тесты.

Ребенок:

  1. рукой дотягивается через голову до верха противоположного уха;
  2. удерживает равновесие на одной ноге;
  3. кидает и ловит мячик;
  4. самостоятельно одевается, кушает, выполняет гигиенические действия;
  5. при рукопожатии большой палец руки оставляет в сторону.

Физиологические признаки готовности к школе: 

  1. Мелкая моторика рук хорошо развита.
  2. Молочные зубы сменяются коренными.
  3. Правильно сформированы коленные чашечки, изгиб стопы и фаланги пальцев.
  4. Общее состояние здоровья достаточно крепкое, без частых болезней и хронических заболеваний.

Врач-педиатр детской поликлиники «Клиники доктора Кравченко» Наталья Гриценко отмечает необходимость «школьной зрелости», что подразумевает не паспортный возраст ребенка, а зрелость функций нервной системы.  Это залог соблюдения школьной дисциплины и работоспособности мозга.

Лучше рано или поздно

Что лучше – начать обучение в 6 лет или в 8 лет – этот вопрос не имеет однозначного ответа. Позже идут в школу дети, имеющие проблемы со здоровьем. В 6 лет физиологически и психологически готовы к обучению немногие дети. Но, если и в 7 лет не наступила школьная зрелость, лучше год подождать.

Мнение доктора Комаровского

Известный доктор Комаровский признаёт, поступление в школу ведет к тому, что первое время ребёнок чаще болеет. С медицинской точки зрения, чем старше ребенок, тем устойчивее его нервная система, крепче адаптивные силы организма, способность к самоконтролю. Поэтому большинство специалистов, педагогов, психологов, медиков, сходятся во мнении: лучше позже, чем раньше.

Если ребенок родился в декабре

Чаще проблема выбора начала обучения возникает у родителей детей, рожденных в декабре. Декабрьским детям на 1 сентября исполнится либо 6 лет и 9 месяцев, либо 7 лет и 9 месяцев. Эти цифры укладываются в указанные законом рамки. Поэтому проблема видится надуманной. Специалисты не видят разницы в месяце рождения. К декабрьским детям применимы  те же рекомендации, что и к остальным детям.

Итак, главный показатель родительского решения  – собственный ребенок, его личностное развитие и готовность к обучению. Есть сомнения – обращайтесь к специалистам.

polzavred.ru

Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?

Настал новый век, и появляются дети, многие из которых характеризуются как индиго. Нынешнее поколение очень сильно отличается от предыдущего. Многие дети обладают определёнными способностями: могут читать, писать, считать, при этом не будучи ещё школьниками. Соответственно, возникает вопрос: «Во сколько лет отдавать ребенка в школу?» Некоторые родители в этой ситуации начинают считать, что находиться ещё один год до школы дома ребёнку будет скучно. А это значит, что непременно надо оформляться в школу. Но есть трудность — ему пока нет 7 лет. А именно данный возраст лучший для поступления в школу. А есть противоположный вариант: ребёнку уже практически 7, он многое знает и обладает умениями, но в плане психологии ещё совершенно не готов к школе. А ведь скоро он станет ещё старше. Допустимо ли отдать ребёнка в школу в 8 лет, не поздно ли это?

Для родителей мальчиков выпуск ими школы в 18 лет подобен кошмарному сну. Ведь юношу сразу заберут в армию, но и отбирать у ребёнка ещё один год отдыха как-то не хочется. Как же быть в данном случае?

Во сколько лет отдавать ребенка в школу?

До того как углубиться в психологические аспекты этой темы, посмотрим, с какого возраста по законодательству России ребёнок может посещать школу. По закону дети могут посещать подобные учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. При подаче родителями заявления и разрешении директора, ребёнка могут принять раньше или позже установленного срока.

Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям. Хотя, конечно, допустимо и более ранее поступление в школу, если было принято взвешенное решение.

А можно ли не отдавать ребенка в школу? Дети обязательно должны получить образование. Поэтому оставлять их без обучения нельзя. В некоторых случаях ребёнок может находиться на домашнем обучении.

Практикуется также дошкольная подготовка. Сейчас особенно часто такое встречается в частных школах. Там имеются определённые группы раннего развития для детей, чем-то напоминающие детсадовские.

В 1 класс ребёнка надо непременно отдать до 8 лет. Иначе вы будете иметь дело с органами опеки и даже можете лишиться родительских прав.

Как определить, можно ли в школу чаду? Прежде чем решить, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, надо разобрать ряд факторов. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные особенности

Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимательность и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько малыш соответствует нормам первоклассника.

Ребёнку готов в 1 класс, если он:

  • имеет связную речь и запас слов, соответствующий нормативам для 1 класса;
  • по картинке может придумать сюжет;
  • ребёнок нормально говорит звуки и знает, где они находятся в слове;
  • умеет читать небольшие слова с определённой скоростью;
  • знает печатные буквы;
  • отличает геометрические фигуры друг от друга;
  • определяет свойства предметов;
  • умеет считать от 1 до 10 и в обратном порядке, складывать и вычитать простые значения;
  • различает цвета и называет их правильно;
  • хорошо складывает пазлы;
  • запоминает стишки и поёт песенки, повторяет скороговорки;
  • раскрашивает картинки строго по контуру.

Чтобы отдать ребенка в школу в 6 лет, не надо пытаться его полностью подготовить, иначе он очень быстро устанет от учебы. Он будет обладать практически всеми умениями и ему будет неинтересно. В этом случае родители обязаны продумать, в какую школу лучше отдать ребенка, возможно, есть смысл оформить ребёнка в заведение с повышенными требованиями.

Не стоит считать, что школа полностью обучит всему. Она даёт только начальные знания, которые помогают ребёнку лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, родители должны быть готовы к тому, что с малышом нужно будет много заниматься.

Эмоциональный фон

Ваше чадо должно быть собрано и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста. Но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. По мнению психологов, для того чтобы узнать готовность малыша к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка – это игра, то будет правильным отложить школу на один год.

Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

Мнение педиатров

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Так можно будет проверить физическую готовность ребенка к школе. Итак:

  1. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха.
  2. У малыша правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен.
  3. Идёт смена молочных зубов.
  4. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге.
  5. Умеет кидать и ловить мячик.
  6. Оттопыривает большой палец при рукопожатии.
  7. Развита мелкая моторика.

Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу.

И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на море, например, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия.

Пол ребенка

Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят.

Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще.

У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент

Тревожность — это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей.

Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения.

Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк.

Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться.

Самый благоприятный для учебы темперамент – сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив.

Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя.

Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам. Если ребёнку уже 7, но психолог утверждает, что надо повременить, стоит прислушаться.

Мнение психологов

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? Родители задают этот вопрос очень часто. Поэтому психологи выяснили несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы.

  1. Психологические особенности: нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности; у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет; в семье сложный период.
  2. Медицинские: у ребёнка имеются психические расстройства; в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб; есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет?

Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все «за» и «против».

Когда отдавать ребенка в школу? Комаровский – известный на всю Россию педиатр — утверждает, что 6,5-7 лет — это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Хотя доктор Комаровский признаёт, что, поступив в школу, первое время ребёнок станет больше болеть.

Каждый ребёнок — личность. И лучше родителей его не знает никто. Может, именно вашему ребёнку необходимо пойти в школу в 8 лет. Только принимая подобное решение, помните, что, возможно, ваше чадо будет ощущать себя некомфортно, когда поймёт, что в его классе дети младше, чем он сам. Чтобы убрать все сомнения, посоветуйтесь с детским психологом.

Когда надо задуматься об оформлении ребёнка к школе?

Цель воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка быть самостоятельным. Так вот, вы воспитываете его с самого его рождения, всячески стараетесь его чему-нибудь научить. В итоге к 5-6 годам он накапливает необходимый «багаж» знаний для обучения в школе.

И вот возникает вопрос: «Когда же задуматься об оформлении ребёнка в учебное заведение?»

Как вы наверняка поняли из нашей статьи, процесс подготовки к обучению довольно сложен и многогранен. Поэтому необходимо задуматься уже за девять месяцев до первого сентября. Обязательно обратитесь к психологу, ведь он должен проверить ребёнка на предмет готовности к школе.

Если окажется, что ваше чадо не совсем готово к школе, то у вас будет время доработать то, что необходимо.

Решение о возрасте оформления ребёнка в школу – это очень важный и ответственный шаг. Нужно все обдумать и взвесить.

Необходимо создать атмосферу праздника в первый день учёбы ребёнка. Украсьте квартиру и сделайте семейное торжество. Ведь ребёнок должен знать, что начинается новый этап в его самостоятельной жизни, полный взлётов и падений.

Декабрьский ребенок и учеба

Когда отдавать в школу декабрьского ребенка? Родители задают этот вопрос довольно часто психологам. И они отвечают на вопрос так: «Всё зависит только от ребёнка». Так как каждый – это личность. Кто-то готов учиться раньше. Потому, что с восприятием и сообразительностью всё в норме. А иной и в 7 лет совершенно не готов к школе.

Обязательно сначала нужна консультация психолога. А уж он подскажет, какой сделать выбор. Возможно, специалист подскажет, над чем нужно поработать, чтобы заполнить недостающие «пробелы». Если малыш хиленький и значительно меньше ростом, чем все остальные в классе, также желательно, конечно же, немного подождать.

Небольшое заключение

Прочитав статью, надеемся, вы нашли ответы на волнующие вопросы. Теперь понятно, что семилетний возраст ещё не означает, что вашему любимому ребёнку пора в школу. Нужно учитывать, конечно же, и другие факторы. Надеемся, что теперь вы сможете принять действительно верное решение.

fb.ru

В каком возрасте идти в первый класс

Согласно закону об образовании в первый класс зачисляются дети в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Если вдуматься, это довольно большой промежуток времени, особенно в масштабе детства. Если на 1 сентября ребенку исполняется семь лет, то проблем никаких нет, он просто идет в школу. А вот если малыш родился весной, то для многих родителей выбор этот – отдать его в шесть или в семь с половиной лет – становится непростым. Как понять, готов ли ребенок к школе?

С одной стороны, ответ лежит на поверхности: надо действовать в интересах ребенка, быть внимательными к нему, не следовать вслепую стереотипам. С другой – факторов, определяющих зрелость первоклассника, довольно много: ребенок должен быть готов стать первоклассником интеллектуально, эмоционально, физически, психологически. И, как выясняется, крайне важно не пропустить момент этой готовности!

В школу в 6,5 лет

Как правило, в шесть с половиной лет (а то и раньше!) детей в школу ведут амбициозные родители, для которых успешность ребенка в учебе является очень важной частью их собственной, родительской состоятельности. «Такие родители уделяют слишком большое внимание интеллектуальному развитию своих чад, и, бывает, к 6 годам ребенок действительно готов к школе, – рассказывает психолог Екатерина Долженко. – Что говорить, мне знакома мамочка, которая сокрушается, что ее ребенок в два года недостаточно хорошо читает! Но это крайность, конечно».

Ребенок должен быть готов к школе не только по критериям счета и письма, но и психологически. Ошибка амбициозных родителей в том, что они часто идут по интеллектуальному пути, в то время как надо надо смотреть шире: ребенок должен быть лабилен, должен быть готов учиться, физически просто высидеть урок.

Часто бывает, что дошкольники, которых целенаправленно готовили к школе в домашних условиях, хорошо развиты интеллектуально. Но нельзя фиксироваться только на познавательной сфере, ибо, как правило, такие детки оказываются не социализированным. Они не в курсе интересов, которыми живут другие дети, не умеют с ними общаться и конкурировать. А по законам коллектива неспособный конкурировать с одноклассниками ребенок скорее всего станет аутсайдером.

Немаловажно, что маленьким зачастую сложно усидеть в классе даже 35 минут. А ведь в первом классе бывает и по 4 урока, и по 5. Шестилетний и даже почти семилетний ребенок иногда может выдержать такую программу, но какой ценой!

Торопливость родителей может обернуться проблемами со здоровьем: среди первоклашек не редки случаи болезней нервной системы, гастрита, язвы желудка.

Перед школой родителям следует проверить, насколько готов ребенок – эмоционально, физически, психологически, интеллектуально. Проконсультироваться с психологом. Обратить внимание на то, тревожен ли малыш. Кстати, иногда за тревогой стоит интерес к той же школе, и это не плохо. Важно выяснить, хочет ли пойти ребенок в школу на самом деле: дети в очень большой степени подвержены эмпатии и частенько непроизвольно в своих желаниях озвучивают желания родителей.

Личный опыт

«Моя Зоя пошла 1 класс ровно в 6,5, о чем совершенно не жалею, – говорит Татьяна А. – У меня и в мыслях не было оставлять ее в саду лишний год. В современной школе надо учиться 11 лет, это же ужас как долго! Многие говорят, что отдать ребенка в школу – значит, оборвать детство, но, на мой взгляд, это не так: моя дочка, хотя и третьеклассница, все еще играет и в куклы, и в игрушки. И учится хорошо. Думаю, мое рвение связано с собственным жизненным опытом: я пошла в школу в 7,5, хотя надо было идти на год раньше. Я читала с 5 лет, хорошо соображала по математике – в общем, была хорошо подготовлена к первому классу. Но маму отговорили от этого шага я осталась дома еще на год. Это был абсолютно пустой, бессмысленно проведенный год: в садик я не ходила, сидела дома с бабушкой, и мне было невыносимо скучно!» «Действительно, это был убитый год, – вспоминает мама Татьяны, – и я до сих пор жалею, что послушала тогда родственников и оставила Таню на год дома».

 «Если ребенок готов полностью к интеллектуальной деятельности, физически достаточно развит и тянет психологически, то его надо отдавать в школу и в шесть с половиной, и даже чуть раньше, – говорит психолог Екатерина Долженко. – Но смотрите очень внимательно». Действительно, в одной и той же ситуации вы можете или подарить ему лишний год золотого детства, или оказать «медвежью услугу», притупив интерес к учебе и лишив таким образом возможности гармонично развиваться и учиться. Ведь учеба (как ни удивительно это звучит!) может приносить и удовольствие, и удовлетворение, и радость познания.

Личный опыт

«Я собиралась отдать ребенка в первый класс в 7,5 лет, полагая, что чем позже пойдет малышка в школу, тем для нее же лучше, – говорит Наталья Л. – Но в садике сказали, моя девочка готова к учебе, и порекомендовали отдать на год раньше. К чему я, в отличие от нее, была совершенно не готова: до начала учебного года оставалось всего полгода.

«Но она же маленькая! Пусть пойдет через год и будет в классе самой старшей, самой сильной и самой умной!», – помню, сказала тогда я.

«Совсем необязательно, – ответили педагоги. – Наоборот, если она пересидит лишний год в саду, в первом классе ей будет неинтересно, и вы вообще потом не заставите ее учиться!»

Я показала ребенка психологам в школе и в саду, проконсультировалась с учительницей… И отправила в школу. Тем более, что в детском саду начали сворачивать образовательные программы, и еще один год подготовки к школе показался мне избыточным… Сколько можно к ней готовиться? Пусть уже идет и учится в ней!

Почти половина детей в нашем первом классе оказались шестилетками, и они все при этом неплохо учатся. Моя дочка вполне справляется с программой, но всегда не преминет напомнить, что она самая младшая в классе (хотя в классе есть девочка, которая старше ее всего на два дня). Зато когда получает пятерки за контрольные или побеждает в олимпиаде, для нее это дополнительный повод для гордости: я и самая младшая, и при этом такая умная. На игру в куклы, правда, времени почти не остается. Но в большей степени она огорчается не из-за этого, а потому, что в школу нельзя брать игрушки. Но таковы школьные правила!»

В школу в 8 лет

Основная масса родителей все-таки предпочитает со школой не торопиться. Простой пример: если набрать в поисковике «В школу в 6 лет или в 7», выпадет не один миллион ответов, и в большинстве из них утверждается, что в школу надо идти ближе к 8 годам. Некоторые даже сожалеют, что нельзя ребенка в 9 отдавать, чтоб наверняка с нагрузками справился.

В отличие от «амбициозных», родители «Митрофанушек» ставят во главу угла не интеллектуальную, а психологическую и эмоциональную готовность ребенка. Отчасти они правы: еще выдающийся психолог Лев Семенович Выготский утверждал, что у детей с 3 до 7 ведущая деятельность – игровая, а познавательная становится преобладающей с 7 до 13 лет.

Но опытные воспитатели и педагоги знают, что принцип «лучше поздно, чем никогда» работает далеко не всегда. Это подтверждает Светлана Юрьевна Кондякова, старшая воспитательница детского сада «Жемчужина»: «Действительно, бывают дети, которые в течение лишнего года, проведенного дома или в детском садике, могут запросто растерять весь интерес к учебе. Самое печальное, что исчезает мотивация к обучению и познанию. В первом классе им будет скучно и не интересно, а если так, то каких успехов в учебе можно в этом случае ожидать? Пересидевшие дети остаются еще на год в детском саду, где продолжают играть, и в дальнейшем воспринимают учебу на уровне игры».

Пересиженным деткам приходится туго. Чуть ли не до третьего класса они вынуждены проходить то, что уже давно знают, и школа для них – очень скучная история. Что делать подготовленному ребенку в классе, где все решают 2 плюс 2 равно 4, в то время как он с дробями справляется играючи? Психологи считают, что для подлинного интереса к учебе именно этот интерес и есть основной двигатель школьной успешности и успеваемости. Процесс познания должен быть немножко сложным, должен находиться в так называемой зоне ближайшего развития, чтобы вызывать азарт исследователя, радость первооткрывателя. Это очень сильно мотивирует!

И все же в 6,5 лет к школе готовы далеко не все. Например, ребенок может уметь читать и считать, быть крупным и сильным, но психологически ему надо еще подрасти.

Личный опыт

«Я отдала дочь в школу в 7,5 лет, – говорит Анна Ш. – В 6,5 ей было еще рано: она девочка домашняя, робкая, в том возрасте еще не читала, и в нашей семье по этому поводу не было ни сомнений, ни дискуссий. Сейчас Ксения во втором классе, она хорошо учится, серьезно относится к выполнению заданий, но среди ее одноклассников много детей младше нее. В физическом развитии Ксюша опережает многих, она самая крупная девочка в классе. Думаю, что вопрос, в 7 или в 6,5 лет надо отдавать ребенка, решается индивидуально. Есть плюсы и минусы и в том, и в другом варианте. Истина, как всегда, посередине: лучше всего в школу идти ровно в 7. Но что делать тем детям, которые родились весной? Они всегда будут или чуточку маловаты, или великоваты для первого класса. Но думаю, что с взрослением эта разница становится все менее заметной».

Ваш ребенок готов пойти в первый класс, если он:

  • Весит больше 23 кг, у него уже выпадают молочные зубы, и он может правой рукой через макушку дотянуться до левого уха (так называемый филиппинский тест, который показывает достаточный уровень созревания нервной системы и необходимые возможности восприятия мозгом информации).
  • Способен в течение 15 минут выполнить конкретное задание, одновременно запомнить 8-10 картинок, обобщить группы предметов и выделить сходства и различия между ними.
  • Легко контактирует со взрослыми и детьми, не агрессивен, признает авторитет старших.
  • Может нарисовать фигуру с человечка с ушами, глазами, ртом, туловищем, шеей, ногами и руками с пальцами. При этом должно быть понятно, девочка это или мальчик.
  • Хочет пойти в школу чтобы учиться.

www.parents.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*