Сенсорные способности – Сенсорные способности (восприятие)

Сенсорные способности (восприятие)

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш­них свойствах предметов: их форме, цвете, величи­не, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные спо­собности составляют фундамент умственного разви­тия ребенка.

Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эта­лонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая систе­ма мер и т.д.

Ощущения это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоня­ния и др.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.

Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

В ряду других способностей, обспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя , конструктора, сенсорные способности зани­мают ведущее место. Они дают возможность с осо­бой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звуча­ния и других внешних свойств предметов и явлений.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя :

— формирование сенсорных эталонов

— обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

  • развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения вели­чины.

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

studfiles.net

Консультация на тему: Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей детей дошкольников

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание — сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства — живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Сенсорное воспитание включается в деятельность дошкольников с учетом возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, основных закономерностей и особенностей развития сенсорных способностей у детей.

Сенсорное восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процессе сенсорного восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающей деятельности. Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей деятельности, делает жизнь ребёнка богаче и ярче. Бедность же впечатлений обуславливает появление отрицательного эмоционального состояния. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называется перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. В этот период ребёнок учится отображать отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния). Именно взрослый может своевременно обучить ребёнка этим действиям.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей малыша.

Главная задача взрослых, выстроить свою работу с малышом таким образом, чтобы максимально развить сенсорные способности ребёнка. С раннего возраста развивать сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, и формировать сенсорную культуру ребёнка.

Формирование эталонов

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов — общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем — с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Синий, голубой, зеленый…

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета — кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Круг, квадрат, овал…

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное — чтобы ребенок мог различать их.

Широкий, узкий, совсем узенький…

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их — довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки — решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин — в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Обучение способам обследования

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.

Красный или вишневый?

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов — это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые — от красного до желтого, холодные — от зеленого до фиолетового).

Круглый или овальный?

Обучение ребенка обследованию формы предмета — это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор — прямоугольный, тарелка — круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем — крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д. На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием — предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Маленький или короткий?

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины — научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности — когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке — когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.

«Подбери бантик к платью»
Дидактическая задача: развивать умение группировать оттенки цветового тона. Развивать мелкую моторику.
Материал: Куклы, вырезанные из картона, одетые в платья разных цветов, разноцветные бантики.
Инструкция: ребёнку предлагается кукле помочь выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье.

Воспитатель показывает по одной кукле и поочерёдно опрашивает детей (какого цвета у неё платье), уточняя их ответы. Обращает внимание на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки). У наших кукол сегодня праздник, и они попросили нас помочь им выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье.

Упражнение «Соедини картинку»
Дидактическая задача: Развитие мышления, развитие зрительного восприятия, умения находить различия и общие свойства предметов.
Материал: Силуэты чайников, игрушек, машин и др. из картона, разрезанные на части.
Инструкция: детям предлагается помочь Незнайке собрать картинки из частей. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части и собирают картинку.

«Почини коврик», «Почини одежду»
Дидактическая задача: учить различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, треугольник, квадрат). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материал: распечатанный бланк методики, ножницы, клей. Силуэты одежды, вырезанные из картона, геометрические фигуры
Инструкция: на бланке изображен «коврик» круглой формы с нарисованными на нем медвежатами. В одном месте «коврик порван» – не хватает фрагмента картинки. Задание: выбрать из предложенных 5 фрагментов подходящую «заплатку» для «коврика». Чтобы проверить правильность своего решения, ребенок может вырезать выбранную им «заплатку» и наклеить ее на «коврик».

В целях получения максимального эффекта занятия по развитию сенсорных навыков организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка лучше всего развивается посредством дидактических игр. Дидактическая  игра происходит в неразрывной связи с развитием логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Таким образом, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе.

nsportal.ru

Статья по теме: Развитие сенсорных способностей у детей

Развитие сенсорных способностей у детей

Развитые сенсорные способности — залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях.

В ряду способностей, обеспечивающих успех деятельности не только дошкольника, но и будущего музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место (сенсорный — от лат. sensus — чувство, ощущение). Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать нюансы формы, величины, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Фундамент развития

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание — сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства — живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но, когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Формирование эталонов

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов — общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем — с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Синий, голубой, зеленый…

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета — кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Круг, квадрат, овал…

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное — чтобы ребенок мог различать их.

Широкий, узкий, совсем узенький…

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их — довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки — решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин — в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Обучение способам обследования

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.

Красный или вишневый?

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов — это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые — от красного до желтого, холодные — от зеленого до фиолетового).

Круглый или овальный?        

Обучение ребенка обследованию формы предмета — это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор — прямоугольный, тарелка — круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем — крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д. На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием — предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Маленький или короткий?

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины — научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности — когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке — когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.

nsportal.ru

Как развивать сенсорные способности ребенку


Сенсорные способности — это представление о внешних свойствах предметов, величине, цвете, форме, звуке. Без этого невозможно знакомство с миром. Младший возраст, 2-3 года, -наиболее благоприятный период, когда ребенок через органы чувств максимально впитывает представления о том, что его окружает. Задача родителей — в игровой форме помочь ему.

Каждому ребенку в раннем детстве предстоит непростая задача — выявить для себя сенсорные эталоны, то есть некие общепринятые мерки внешних свойств различных предметов. Сенсорные эталоны — это звук (речь и музыка), величина (размеры, определяемые на глаз, а в дальнейшем — при помощи метрической системы), форма (геометрические фигуры), цвет (семь основных цветов спектра и их оттенки), вкус (сладкий, кислый, горький и пр.), запах (приятный, неприятный, легкий, тяжелый и т.д.). Важно, чтобы эти представ-ления были разносторонними. Это значит, что надо не только знакомить малыша с цветом и формой, но параллельно развивать его познавательные и речевые умения.

Не потрогаешь — не узнаешь!

С восприятия предметов и явлений начинается знакомство с окружающим миром. При помощи психических процессов — памяти, мышления и воображения — выстраиваются образы восприятия, которые способствуют нормальному умственному развитию.

До 2 лет кроха учится сенсорным умениям своеобразно: чтобы как следует «прочувствовать» предмет, ему надо прикоснуться к нему, погладить, возможно, попробовать на вкус. Только так он воспринимает понятия, характеризующие свойства предмета: величину и вес, гладкость или неровность, сладость или кислинку. Полученный опыт позволит ему потом связывать представления, добытые «опытным путем», с конкретными предметами или явлениями. Безусловно, все то, с чем сталкивается малыш с рождения, то. как он исследует внешний мир и преодолевает трудности, вызывает у нас бурю эмоций. И как же велико разочарование, когда наше чадо не может справиться с поставленной перед ним задачей, а еще хуже, совсем отказывается принимать участие в развивающих играх.

Тут важно понять, что для малыша слово «заниматься» — это, по сути, пустой звук, «хотение» взрослого. А самому ребенку хочется играть. Так давайте использовать это его стремление в своих целях! Ведь в игре можно постигнуть и закрепить гораздо больше, чем в принудительном «уроке».

ДО 2 ЛЕТ КРОХА УЧИТСЯ СЕНСОРНЫМ УМЕНИЯМ СВОЕОБРАЗНО: ЧТОБЫ КАК СЛЕДУЕТ «ПРОЧУВСТВОВАТЬ» ПРЕДМЕТ, ЕМУ НАДО ПРИКОСНУТЬСЯ К НЕМУ, ВОЗМОЖНО, ПОПРОБОВАТЬ НА ВКУС.

Паровозик в помощь

Есть определенные правила для того, чтобы развивающие игры приносили желаемые плоды. Нужно выстраивать свои беседы, игры и занятия, учитывая индивидуальные способности ребенка и его возраст, исходя прежде всего из интересов самого малыша. Если ваш ребенок увлекается современными мультфильмами и знаком с их героями, включайте их в разные занимательные задачки. Например, кроха очень увлекается паровозиками и часто смотрит мультфильм про Томаса. Уловив эту незримую ниточку, можно использовать этого героя в своих занятиях, что будет способствовать лучшему усвоению и запоминанию материала. Послушайте в записи гудок паровоза, это будет хорошим толчком для развития слухового внимания. Далее можно будет дополнить копилку звуков гудком теплохода или мотором машины, а потом предложить ребенку определить на слух, кому принадлежит тот или иной звук.

Можно с паровозиком выучить цвета, когда он приходит к вам в гости со своими вагончиками. Например, каждому вагончику можно предложить привезти по одному колечку для пирамидки. Задача взрослого — четко проговорить инструкции. Ребенок должен найти соответствующее колечко. Результатом этого задания будет собранная пирамидка.

Так что внимательно приглядывайтесь к любимым героям малыша, будь то Лунтик, Смешарики, Фиксики или Паровозики из Чаггингтона. Любимцы ребенка станут вашими помощниками в развитии его сенсорных навыков.


Музыка + шум


Музыку полезно слушать в любом возрасте, но чем раньше начать, тем лучше. Предложите малышу послушать в записи пение птиц, звуки леса или шум прибоя. И вы удивитесь, как перевозбужденный ребенок притих, прислушиваясь к приятным звукам.

Нелишним будет включать тихую классическую музыку во время засыпания. Она настроит малыша на спокойный отдых. А если он хорошо отдохнул, то и продуктивная деятельность после сна будет иметь более высокий результат.

В своих занятиях хорошо использовать шумовые игрушки. Насыпьте в бутылочки из-под шампуня разные крупы: горох, рис. манку, и они «превратятся» в музыкальные инструменты. Вы даже можете придумать сказку, используя в рассказе шумовые игрушки и предметы посуды.

Вода и песок

Немаловажными для ребенка в период раннего развития являются тактильные ощущения. Поэтому во время занятий вы можете взять его ручки в свои или легким движением погладить его по спинке. Разрешайте ему повозиться в воде. Используйте в играх песок. Так, собрав игрушечные овощи в корзину, предложите ребенку их помыть. Достаточно будет налить в глубокую миску или маленький тазик воду комнатной температуры. Так постепенно ребенок запомнит, что перед едой овощи нужно вымыть. Но главное, он ощутит свойства воды, мокрой пластмассы или резины, из которых сделаны игрушки.


ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВЗРОСЛОГО — ЭТО УЧИТЬ РЕБЕНКА НАБЛЮДАТЬ, СРАВНИВАТЬ. НАПРИМЕР, ИЗМЕРЯЯ ДВЕ ДОРОЖКИ КРАСНОГО И ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА ПО ДЛИНЕ ПРИЕМОМ НАЛОЖЕНИЯ, МЫ ПОДВОДИМ РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТОБЫ МАЛЫШ НЕ ТОЛЬКО ЗАКРЕПИЛ ЗНАНИЯ ДВУХ ЦВЕТОВ, ИЗМЕРИЛ И ПОНЯЛ, ЧТО КРАСНАЯ ДОРОЖКА ДЛИННЕЕ ЗЕЛЕНОЙ, НО ЕЩЕ И РАССКАЗАЛ ОБ ЭТОМ.

Игры с песком — это целая песочная терапия. Практически все дети обожают возиться с песком — простым или кинетическим. К тому же игры с песком способствуют развитию мелкой моторики пальцев, помогающей развитию умственных способностей у детей. Так что можно обзавестись мини-песочницей с кинетическим песочком — и малышу интересно, и мама довольна.

Интерактивная «Репка»

Сказка «Репка» является базовой для многих развивающих игр. Пусть малыш запомнит сюжет в ходе игры. Возьмите красивый мешочек и положите туда картинки персонажей сказки. Предложите принять участие в ней своему малышу.

Загадайте загадку:

Желтый бок, румяный бок,
Сидит на грядке Колобок.
Тянет его бабка, тянет его дедка.
Что же это?

Достав из мешочка первую картинку, громко эмоционально проговорите: «Репка!»

Посадил дед репку,

Выросла репка

— Ох, вкусна да крепка.

Здесь же попутно можно задать ребенку вопрос: «Какая выросла репка? Большая!» Покажите руками, какая она большая! И так продолжайте рассказывать сказку, сопровождая все действия показом картинок. Мама может эту сказку рассказывать как бы нараспев, дети так лучше запоминают текст. И вот когда все герои уже приняли участие в сказке, взрослый может предложить ребенку попробовать на вкус настоящую репку (или, учитывая «не сезон», роль репки может исполнить яблочко), а потом поиграть.

Чтобы добиться результатов в своих занятиях, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • используйте в работе с малышами только крупный, яркий материал, который можно потрогать, пощупать и уместить в руках ребенка;
  • включайте в свои занятия сюрпризный момент;
  • не усаживайте детей за стол, а проводите обучение, сидя на ковре;
  • добавляйте в свои занятия двигательную активность;
  • помните, что концентрация внимания малыша 2-3 лет составляет 10 минут;
  • выполняйте задания вместе с ребенком, а не за него.

6 эффективных игр

Ну а теперь закрепим пройденное. Вот варианты развлечений, которые способствуют сенсомо-торному развитию малышей.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Предложите ребенку силуэтные картинки овощей и попросите его найти репку. Если ребенок отгадал, накройте репку цветной картинкой. То же самое проделайте и с другими овощами. Если ребенок затрудняется ответить, накройте силуэт цветной картинкой вместе с ним и проговорите, что это репка!

ПОВТОРЕНИЕ ЦВЕТОВ

Попросите ребенка разложить игрушечные овощи по тарелочкам. Морковь — на красную тарелку, репку — на желтую, капусту -на зеленую.

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ «КТО СНАЧАЛА. КТО ПОТОМ»

Обратите внимание ребенка на выстроенные картинки персонажей сказки «Репка» друг за дружкой. Попросите малыша, глядя на картинки, ответить на ваши вопросы: «Кто посадил репку? Кто стоит за дедом? Кто стоит за внучкой? Кто пришел последний?»

ТАКТИЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «УЗНАЙ НА ОЩУПЬ»

Покажите ребенку игрушечные овощи: морковь, капусту и репку. Дайте их потрогать. Положите в мешочек овощи и предложите ребенку на ощупь достать предмет и угадать, что же он взял.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ОГОРОД»

С ребенком можно выучить песенку-игру на запоминание овощей. Для игры понадобятся игрушечные овощи либо можно использовать настоящие, предварительно вымыв и высушив их.

Ход игры: Разложите овощи на ковре и, взявшись за ручки, водите хоровод, напевая:

Мы пришли на огород.

Что у нас здесь растет?

Есть морковка и лучок, (показать руками)

Есть свекла и чесночок, (показать руками)

Мы корзиночки возьмем,

Урожай наш соберем.

Можно попросить ребенка собрать урожай в корзинку.

ИГРА НА СРАВНЕНИЕ «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Игра проводится по мотивам сказки. Вам понадобятся три медведя (если нет игрушек, можно распечатать картинки). Картинки не должны быть мелкими. Тарелки разных размеров. Разыграйте ситуацию, что медведи пришли с прогулки и захотели кушать. Предложите малышу накрыть на стол. Папе нужно поставить самую большую тарелку, маме поменьше, а медвежонку — самую маленькую.

milalink.ru

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста: как начать занятия

В этой статье:

С появлением на свет у каждого малыша органы чувств уже сформированы, но находятся как бы в «замороженном» состоянии, то есть не функционируют полностью. Навыки пользоваться ими придут не сразу. Кроме того, развитие сенсорных способностей у малышей раннего возраста потребует определенной системы. Она должна быть направлена на правильное восприятие окружающего мира.

Главная задача системы — сформировать и усовершенствовать у детей раннего возраста представления о таких важных понятиях, как:

  • цвет;
  • величина предмета;
  • форма и пр.

В первые же годы после рождения дети должны усвоить основные сенсорные эталоны, цветовые тона, формы, временные и пространственные отношения.

Что такое сенсорика и как ее развивать?

Сенсорное развитие — это метод формирования у детей раннего возраста представлений о свойствах предметов, начиная с размера и заканчивая запахами и положением в пространстве.

В начале жизни ребенка окружает множество всего нового. Он сталкивается с новыми событиями, которые удивляют, радуют и расстраивают его ежедневно, учится воспринимать формы и краски предметов.

Для родителей крайне важно в период раннего возраста помочь детям не потеряться в мире запахов, форм и цветов, а научить подчинять их себе в процессе перманентного саморазвития.

Эти цели непростые, но вполне выполнимые, и именно их можно считать главными в процессе сенсорного развития детей раннего возраста. Естественно, если родителей рядом в нужные моменты не будет, мир не пройдет стороной и ребенок так или иначе с ним познакомится. Но нужно понимать, что познания эти могут быть искаженными и неполными, а порой даже обратными действительным. Именно поэтому так необходимы поддержка и участие взрослых, когда речь идет о таком важном деле, как сенсорное развитие ребенка.

Что говорят ученые?

Специалисты уверены, что сенсорное развитие — это одна из основ последующего умственного развития детей раннего возраста. Однако если посмотреть на это под другим углом, то станет ясно, что развитие сенсорных навыков позволяет детям совершенствовать заложенные природой ощущения и восприятия.

Чем младше ребенок, тем больше он поддается процессу воспитания в нем сенсорных навыков, которые копятся и со временем помогают составить полную картину окружающего мира.

Уже не первую сотню лет ученые всех стран пытаются постичь одну из наиболее важных тайн природы — тайну формирования и развития способностей человека. Результаты есть, и они незаурядны. В области биологии, например, ученые пришли к выводу, что у человека среди 15 миллиардов клеток в работе принимает участие только пятая их часть. А значит, мозг человека, в том числе и ребенка — это неиссякаемый потенциал, который задействован не более чем на 20%.

Гениальные люди, время от времени рождающиеся на свет, — это вовсе не отклонение от нормы. Это та норма, которая пока недоступна остальным людям и которая является подтверждением того, что проявление человеческого разума во всей полноте возможно.

Все это означает, что каждый появившийся на свет здоровый ребенок может достичь самых невиданных высот в области развития. Между тем в жизни все происходит иначе: появляясь на свет с массой перспектив, уже к 3-4 годам дети не хотят ничего того, что помогло бы им развиваться, протестуя против детского сада, а потом и против школы, где учеба дается с большим трудом. Почему так происходит? Почему для одних детей учеба — это проще простого, и они заканчивают школу экстерном, а для других – мука и испытание?

Анализ исследований ученых показывает, что проще всего с учебой справляются дети, развитию которых родители уделяли внимание еще до школы. Когда речь идет о таком важном моменте, как сенсорное развитие, тут в первую очередь требуется создание для ребенка оптимальных условий. Чем более правильными были эти условия, чем содержательнее и разнообразнее дела, которым посвящал себя кроха, тем заметнее становился успех.

Очень жаль, но до сих не все родители понимают, что правильный режим, модная одежда и качественное питание — это еще не все, что нужно ребенку. Чтобы малыш развивался, рос успешным и целеустремленным, ему просто необходимо получать пищу для ума. Есть ли разница между тем, когда кроха начнет различать цвета, узнает, как шнуровать ботинки или собирать пирамидку? Да! Разница есть, и она огромная.

Детей нужно начинать развивать в раннем возрасте, иначе потом будет просто поздно. Психологи утверждают, что основной багаж знаний малыш приобретает в возрасте до трех лет.
То есть сенсорное развитие необходимо активизировать именно в этот период, когда в голове малыша закладывается до 70% представлений об окружающем мире. Со временем эта информация будет пополняться, но не так значительно.

Разновидности сенсорных ощущений и задачи сенсорики

Сенсорные ощущения можно поделить на пять основных видов:

  • визуальные;
  • вкусовые;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • слуховые.

Именно они влияют на формирование у малыша таких понятий, как форма предметов, размер, цвет, а также вкус, запах и звук.

Сенсорное развитие ставит перед собой несколько основных задач. Среди них:

  • формирование верных эталонов;
  • формирование правильных ощущений;
  • тренировка навыков использования системы эталонов с правильной реакцией на процессы перцептивного типа.

Планируя сенсорное развитие, необходимо принимать во внимание возраст детей, а также их особенности в тот или иной период. Маленькие дети в первое полугодие после рождения основную часть времени в период бодрствования посвящают наблюдению за происходящим вокруг, осваивают хватательные движения, начинают проявлять интерес к ярким предметам и издающим звук игрушкам. Лишь во втором полугодии у детей раннего возраста проявляется интерес к вкусам и запахам.

С года и до трех лет у детей появляются знания о том, какие признаки имеют предметы в окружающем мире. Малыши уже представляют, что такое вкус, цвет, имеют представление о запахах, размерах, положении в пространстве. В четыре года у малышей укореняются полученные представления и наступает новый период — аналитического восприятия окружающего мира.

Что такое эталонная система?

Для детей раннего возраста сенсорные эталоны — это:

  • основные цвета;
  • геометрические формы;
  • основные размеры;
  • семь нот;
  • вкусы;
  • температурные определения;
  • пять вариантов запахов.

Учитывая возраст ребенка, сенсорное развитие может проходить в нескольких вариантах, описанных ниже.

Малыши от 1 до 2 лет:

  1. Обучение навыку различать цвета и подбирать их по примеру
  2. Обучение ориентироваться в размерах с упражнениями на матрешке
  3. Тренировка навыка собирать пирамидку более чем из четырех колец разного размера
  4. Умение соотносить конфигурацию плоских фигур с объемными (использование игрушек-вкладышей)
  5. Обучение азам рисования (проведение линий разной толщины, направления, длины).

Для детей от 2 до 4 лет:

  1. Развитие навыка различать основные 6 цветов и подбирать их по примеру
  2. Ориентирование в основных величинах
  3. Навыки сборки пирамидки из более чем 6 колец разного размера
  4. Умение формировать фигуру из нескольких частей (крупные пазлы)
  5. Навыки выделять форму предмета, как объемного, так и плоского
  6. Развитие навыков рисования.

Как можно увидеть, сенсорное развитие наиболее активно проводится с 1 года и до 4 лет, когда дети усваивают наибольшее количество информации об окружающем мире.

Форма сенсорной культуры и ее особенности

Как уже было отмечено выше, сенсорное развитие наиболее эффективным будет у детей самого раннего возраста. В этом случае оно положительным образом повлияет на их интеллект и развитие в целом. Именно поэтому начинать нужно как можно раньше, в идеале — с 1 года, когда у детей начинается период повышенного интереса ко всему, что их окружает.

Нужно понимать, что обучение и развитие должны проходить в ненавязчивой игровой форме, чтобы малыш получал удовольствие от занятий.
Это означает, что работать с детьми раннего возраста нужно непродолжительное время, в непринужденной дружественной атмосфере и обязательно в моменты, когда малыши находятся в хорошем настроении, не испытывают чувства голода и не чувствуют себя уставшими.

Продолжительность занятия-игры должна быть не более 7 минут — этого времени будет вполне достаточно для того, чтобы чему-то научить кроху и не дать ему заскучать.

Примеры работы с малышами

Ниже приведено несколько вариантов обучающих занятий, которые позволят ускорить сенсорное развитие детей раннего возраста. Занятия поделены с учетом возраста и навыков детей.

Начальная группа — дети от года до двух лет:

  1. Перед малышами разложите яркие кубики, шары, пирамидки и др. и на собственном примере покажите, как отобрать предметы по общему признаку (форме) в отдельную группу.
  2. Разберите пирамидку и покажите малышу, как ее собрать, учитывая размер или цвет колец.
  3. Подготовьте несколько вариантов тканей и предметов с разной поверхностью, прикасаясь поочередно каждым из них к коже ребенка и сопровождая действия описанием ощущений. Например, мягкая игрушка — это ощущение чего-то пушистого, теплого, атласный лоскуток — нежного и скользящего, шерстяной носок — колючего и жесткого. Попросите малыша описать его ощущения, тренируйтесь со временем определять предмет по ощущениям с закрытыми глазами.
  4. Поиграйте с крохой в гримасы перед зеркалом. Покажите, как лицо может быть добрым, смешным, злым и грустным, попросите малыша показать, какие лица умеет делать он.
  5. Малыша, знакомого с фруктами, можно попросить описать форму, цвет и вкус каждого из фруктов. То же можно предложить сделать ребенку и с овощами, и с целым рядом других предметов и игрушек.

Для детей в возрасте от двух до четырех лет:

  1. Начинайте разучивать с малышом буквы алфавита. Показывайте ему их на картинках, упражняйтесь с цифрами, обращая на них внимание малыша везде, как дома, так и на улице, превращая процесс в увлекательную игру.
  2. Разложите в парные непрозрачные тканевые мешочки (подойдут воздушные шарики) разные крупы и попросите кроху на ощупь сгруппировать мешки с одинаковыми крупами и описать ощущения.
  3. Покажите и расскажите ребенку, как работать с пазлами или с мозаикой, пофантазируйте вместе и соберите картину или целую композицию.
  4. Поиграйте с детьми раннего возраста в ассоциации. Попросите подобрать ассоциации к таким простым словам, как «зима» или «лето», «кровать» или «стол». Со временем задание можно будет усложнить, предлагая подбирать в качестве ассоциаций только определенные части речи: глаголы, прилагательные, существительные.

В заключение отметим, что сенсорное развитие малышей в раннем возрасте при условии правильного его планирования и воплощения в жизнь позволит подготовить сознание детей к адекватной оценке событий, с которыми им придется сталкиваться в жизни.

Работая с детьми почти с самого рождения, взрослые помогают им открыть двери в мир неограниченных возможностей, развивая потенциал мозговой деятельности, готовя почву для полноценного развития и самореализации в этом мире.

Дети, воспитанию сенсорных способностей которых уделяли время с раннего возраста, повзрослев, чаще других достигают успеха, имеют хороший контакт с родителями и достойное место в обществе.

rebenkoved.ru

О развитии сенсорных способностей | Сила осознания

http://silaosoznania.ru/

 

Развитие  экстрасенсорных способностей Развитие сознания Интуиция Ясновидение Полушария головного мозга Левое полушарие Правое полушарие Осознание Сознание человека Управление сознанием Любовь Мудрость Свет Самосовершенствование личности

 

 

«Если мы не осознаем, что происходит у нас внутри,

то извне нам кажется, что это судьба»

Карл Юнг

Мы привыкли считать реальностью физический проявленный мир.

Но и реальность тонкого, не проявленного  мира, мира сознания и феномены сознания доказаны учеными разных стран, в квантовой механике и психофизике.

Под миром сознания понимается все энергоинформационное  пространство  Вселенной.

Главная действующая сила в Тонком Мире – это векторно направленная мысль, осознанное или неосознанное намерение. Тонкое тело человека следует в своих движениях за мыслью.

Всем знакомо выражение «выше головы не прыгнешь». Это заблуждение.

Человек  может практически все…  Если не все, то многое.
Способности сознания, или как их на Востоке называют – сиддхи, являются более совершенными, более тонкими  формами физических чувств.

В процессе развития психических способностей, они часто проявляются в одной из форм или их комбинации. И представляют собой, более целостное видение картины окружающего мира.

Это такие экстрасенсорные способности, как —  развитая интуиция, телепатия, ясночувствование (более тонкая чувствительность), яснослышание (внутренний слух), ясновидение (внутреннее зрение), яснознание (знание,  полученное напрямую из энергоинформационного поля) и т. д.

Многие люди, находясь в состоянии внутреннего расслабления, ментальной внутренней тишины, воспринимают информацию, которую они не могли бы получить физически. Например, физически находясь далеко от описываемых ими мест. Да и любой человек, если подумает, всегда вспомнит «что – то такое» в своей собственной жизни.

Экстрасенсорные способности в той или иной мере присущи всем  от рождения.

Часто эти экстрасенсорные способности, приобретаются как естественный результат духовного роста. Это свойственные человеку способности, но они проявляются только тогда, когда сознание достигло определенного уровня развития. Мы все  потенциально  имеем их, но не все проявляют их в реальности. Когда уровень достигается, сенсорные способности, проявляются спонтанно.

Но их можно и развивать. Развитие сознания, развитие сенсорных способностей оказывает положительный эффект на творческие способности, на  интеллект, на улучшение здоровья, оптимизацию жизненных ситуаций.

Мы получим  доступ к своей сенсорной силе, только тогда, когда освободимся от таких негативных чувств,  как гнев, раздражение, сильная обида. Эти чувства нужно принять и осознать и проработать.

Мировоззрение человека, его нравственная и энергетическая чистота  имеют  большое значение.

Чтобы не создать себе никаких проблем, очень важно чувствовать и понимать меру своей ответственности  и энергетические  пределы   допустимого.

Если же такие способности не подконтрольны Мудрости, Любви и Свету – возможны кармические проблемы.

Любой человек со здоровой психикой и осознанным намерением может развить любые свои способности и физические, и интеллектуальные и психические.

Стоит задуматься, исходя уже из того, что нами левополушарно осознается 5-7% информации, а больше 90% «повисает» в глубинах подсознания (правое полушарие головного мозга).

О необходимости когерентной работы полушарий головного мозга  мы уже с Вами говорили в статье «Полушария головного мозга. Левое и правое полушария головного мозга.»

Большинство же  людей рассматривают экстрасенсорные способности, скорее как нечто экзотическое, чем практически полезное. В какой – то мере это происходит из – за того, что в основном люди левополушарные и имеют склонность к логическому мышлению.

Первое, что мы должны осознать, зачем нам нужны экстрасенсорные способности. Мне кажется, что  человек  собираясь что – то сделать, всегда должен  дать себе четкий ответ на вопрос: зачем?

А то может получиться, как в том анекдоте: «Нашел смысл жизни. А смысл?»

Если мы развиваем их  для получения знаний с помощью, которых мы найдем ответы на жизненно важные для нас вопросы, станем осознаннее,  займемся самоанализом, приблизимся к истине, осознав искажения действительности, манипуляции сознанием, выберем более правильный вектор жизни, станем мудрее, счастливее, здоровее –  то мы на правильном пути и это стоит нашего внимания, времени,  усилий.

Ведь в нашей жизни важно все —  и результат и сам процесс жизненного пути.

Осознанно живущие люди идут по жизни в соответствии со своим предназначением, в соответствии со своими мечтами.

Каждый выбирает сам как ему жить!

Экстрасенсорика — это дар, который мы можем применять в течение всей своей жизни.

Предлагаю провести телепатический эксперимент —

(за одно,  проверить  свои сенсорные способности)

Сядьте с прямым позвоночником, полностью расслабьтесь – короткий вдох и медленный долгий выдох – несколько раз.

Образно «попросите» знакомого позвонить Вам в  ближайшее время. Представьте, как Вы это делаете.

Часто бывает, о ком — то подумал и этот человек звонит.

Попробуйте сделать это осознанно.

На самом деле, ничего удивительного нет. Когда мы спокойны и расслабленны, мы можем воспринимать впечатления – образы, которые излучаются другими людьми.

Обращаю Ваше внимание – передача мыслей тем эффективнее, чем более образно они выражены.

Расслабьтесь, остановите все мысли, как это делать посмотрите в разделе «Мастерская          энергоинформационных технологий» — универсальную  практику «Обретение осознания».

Передавайте именно образ, ощущения, а не слова.

Вы можете улучшить работу головного мозга, сделав медитацию на пламени свечи для очищения сознания.

О ней узнать в разделе «Мастерская энергоинформационных практик» — медитация на пламя свечи.

Помните, что основной инструмент,  язык общения в энергоинформационном поле это образная сконцентрированная мысль.

Успехов во всем!

Posted by Наталья Чавлытко

http://silaosoznania.ru/

 

Пожалуйста, комментируйте статьи, рекомендуйте их Вашим знакомым.

Приглашаю Вас поделиться своими результатами, способами гармонизации и оздоровления организм.

От этого выиграют все.

 

Перейти к разделам  мастерской энергоинформационных практик:

 

 

 

Читать  статьи:

 

Осознание в нашей жизни

Осознание себя в мире

Осознание и энергетика человека

Время перемен и осознание необходимости синхронизации

Осознание природы страха

Как сострадая, действовать осознанно и энергетически грамотно

Увеличение силы осознания – расширение сознания

Подсознание  — ключ к нашим возможностям

Осознайте силу собственного подсознания

Самоанализ с помощью подсознания + тест + результаты

Оцените свои достоинства и недостатки с позиции необходимости решения своих задач  +(тест + результаты, часть I)

Самогипноз – практика применения силы подсознания или как использовать возможности релаксации для решения своих задач

 

 

 

 

 

Получайте  свежие статьи  и другие полезные материалы на свой почтовый ящик,

подписавшись на рассылку проекта:

 

<<< вернуться назад

на главную

вперед >>>

 

 

 

 

silaosoznania.ru

Органы чувств и сенсорные способности

Большой интерес для познания психической деятельности низших многоклеточных беспозвоночных представляет устройство и функционирование их органов чувств, представленных также весьма различными образованиями в соответствии с общим уровнем организации животного.

У наиболее низкоорганизованных представителей беспозвоночных органы чувств еще очень слабо дифференцированы как в морфологическом, так и в функциональном отношении. У этих животных трудно выделить органы осязания, химической чувствительности и т.д. Очевидно, первичные органы чувств вообще были плю-ромодальными, т.е. они обладали лишь общей, присущей всей живой материи чувствительностью, но в повышенной степени. Существование таких плюромо-дальных чувствительных клеток является весьма вероятной гипотезой, но в настоящее время такие рецепторные клетки, очевидно, уже не существуют. Специализация таких клеток по отдельным видам энергии привела к появлению унимодальных рецепторных образований, которые, как правило, реагируют лишь на один специфический вид энергии. Так появились термо-, хемо-, механо-, фото- и другие рецепторы.

Согласно этой гипотезе, все органы чувств многоклеточных животных развились из органов осязания — наименее дифференцированных рецепторов. В наиболее элементарных случаях осязательная функция присуща всем клеткам поверхности тела. Но уже у кишечнополостных появляются специальные осязательные клетки, которые, скапливаясь в определенных местах, образуют подлинные органы осязания. Это вытянутые цилиндрические или веретеновидные клетки, несущие на конце неподвижный чувствительный волосок или пучок волосков. Однако эти органы часто выполняют и обонятельную функцию. Особенностью низших многоклеточных беспозвоночных является то, что во многих (хотя и не во всех) случаях эти две рецепторные функции слиты и не поддаются морфологическому разграничению.

В этом нетрудно усмотреть остатки первичной плюромодальности.

С другой стороны, органы зрения относятся к наиболее сложным по строению и функционированию. Иногда органы чувств низшего порядка превращаются в органы чувств высшего порядка (например, у пиявок некоторые из органов осязания — так называемые «сенсиллы» — превращаются в глаза). Известный советский зоолог, специалист по сравнительной анатомии беспозвоночных В.А. Догель говорил в таких случаях о «повышении органа в ранге». Однако в процессе филогенеза, как отмечает Догель, нередко имело место и обратное явление; в других случаях какие-то рецепторы беспозвоночных исчезали, чтобы потом вновь появиться в несколько измененной форме. Это непостоянство и легкость перестройки привели к тому, что у близкородственных беспозвоночных однотипные рецепторы, в частности органы оптической чувствительности, подчас бывают совершенно различными по строению и функциям.

Если взять, к примеру, кишечнополостных, то гидра четко реагирует на свет, хотя специальных органов зрения у нее нет. Она воспринимает свет всей поверхностью тела. Положительный фототаксис гидры выражается в том, что животное производит в освещенной сфере круговые иди маятникообразные колебательные движения и в конце концов занимает положение в сторону источника света или даже направляется (ползет) к нему. Свободноживущие же представители кишечнополостных — медузы — обладают уже специальными многоклеточными органами светочувствительности. В простейшем случае эти органы представлены так называемыми глазными пятнами, которые находятся среди обыкновенных эпителиальных клеток, и даже нечетко отграничены от них. Более дифференцированным рецептором является глазная ямка (рис. 32). Однако чаще у медуз встречаются уже настоящие глаза, причем наиболее

Рис. 32. Развитие глаза беспозвоночных (на примере гидромедуз). Слева вверху — глазное пятно; слева внизу — глазная ямка; справа — глазной пузырь. 1 — зрительная клетка; 2 — пигментная клетка; 3 — зрительный нерв; 4 — эпителий; 5 — хрусталик; 6 — светочувствительные палочки; 7 — стекловидное тело (по Бючли)

сложно устроенные из них представляют собой погруженные под слоем эпителиальных клеток глазные пузыри приблизительно шарообразной формы. Эпителий над глазным пузырем утончен и представляет собой прозрачную роговицу. Дно и стенки пузыря состоят из двух типов клеток: ретинальных и пигментных, причем ретинальные клетки снабжены чувствительными палочками. В полости глазного пузыря находится стекловидное тело — студенистая масса, защищающая ретину от механических повреждений. Иногда встречаются даже хрусталик и радужка, и тогда налицо все основные компоненты глаза высших животных (нет, однако, глазодвигательных мышц и систем фокусировки).

Учитывая, что глазное пятно является исходной формой вообще всех органов зрения, можно, следовательно, в ряду медуз проследить путь усложнения структуры от самого примитивного органа светочувствительности до сложного, высокодифференцированного глаза.

Очень разнообразны по своему строению и глаза червей, как и других низших многоклеточных беспозвоночных; в принципе к ним относится то же, что говорилось в отношении глаз медуз. В соответствии с многообразием движений кольчатых червей, разнообразием способов добывания пищи и других моментов жизнедеятельности находится и уровень развития сенсорной сферы этих животных. Это, правда, не означает, что у кольчецов имеются рецепторы для всех видов энергии, воздействующих на них, или даже что для всех форм чувствительности имеются специальные органы чувств. Так, например, у кольчатых червей встречаются сложно устроенные глаза, снабженные даже хрусталиками. Имеются весьма сложные глаза и у некоторых планарий и улиток. По их обладатели, насколько известно, неспособны к зрительному восприятию предметов. За исключением, может быть, некоторых улиток, у всех этих животных фотоскопические глаза, позволяющие отличать свет от тьмы и направление, откуда световые лучи падают на животное, а также перемещение светотеней в непосредственной близости от животного. Светочувствительность может при этом быть очень высокой, например, гребешок, двустворчатый моллюск с несколькими десятками глаз, закрывает створки раковины уже при уменьшении интенсивности освещения на 0,3%. (Для сравнения можно указать, что человек воспринимает уменьшение освещения лишь не менее чем на 1%).

Большой интерес представляют активно плавающие многощетинковые кольчатые черви из семейства Alciopidae, ведущие хищный образ жизни. У этих полихет глаз не только отличается исключительно сложным строением и величиной, но и снабжен аккомодационным устройством в виде специальных сократительных волокон, способных передвигать хрусталик и тем самым менять фокусное расстояние. Это единственный известный случай среди низших беспозвоночных: аккомодация глаза встречается только у головоногих моллюсков и позвоночных. Возможно, у этих червей в какой-то степени уже существует предметное зрение, что было бы исключением, подтверждающим общее правило. Это относится и к свободно плавающим хищным моллюскам Heteropoda, которые тоже обладают весьма сложно устроенными глазами с приспособлением, заменяющим аккомодацию.

Что же касается дождевого червя, то здесь обнаруживается чрезвычайно интересный факт: у него нет не только сложно устроенных, но и вообще никаких специальных органов светочувствительности. Вместе с тем ему свойствен четкий отрицательный фототаксис. Функцию светоощущения выполняют рассеянные в коже светочувствительные клетки. Это пример кожной светочувствительности низших многоклеточных беспозвоночных. Кожная светочувствительность наблюдается и у многих моллюсков, причем у двустворчатых это нередко единственная форма фоторецепции. Эти моллюски реагируют как на освещение, так и на затемнение чаще всего одинаковым образом — втягиванием выступающих из раковин частей тела или запиранием раковины. Многие улитки реагируют на внезапное затемнение сокращением «ноги», причем эта реакция сохраняется и после экстирпации глаз, что опять-таки указывает на наличие кожной светочувствительности.

Реакция дождевого червя на условия освещения состоит в том, что он уползает в зону большего затемнения. Если же внезапно уменьшить интенсивность освещения, то червь реагирует на это движениями бегства; в естественных условиях он вползает в почву. Такая же реакция следует за внезапным освещением. Если же осветить лишь определенный участок тела дождевого червя, то время этой реакции сокращается пропорционально размеру освещаемой площади поверхности тела — в наибольшей мере червь реагирует при освещении всей его поверхности. Следовательно, реакция определяется градиентом раздражения освещенных и неосвещенных частей тела. Аналогично реагируют на свет и другие кольчатые черви.

Кольчатые черви реагируют также на прикосновения, химические и термические раздражения, силу тяжести, электрические раздражения, течение воды, а наземные формы (дождевые черви) — на влажность среды. Однако принципиальных отличий от реакции на свет нет: все эти реакции находятся на одном уровне и характеризуются тем, что являются ответами на отдельные раздражители, на отдельные признаки, качества предметов, но не на сами предметы как таковые. Так, например, много- и малощетинковые черви проявляют четко выраженные таксисные реакции на тактильные раздражения. Преобладают отрицательные реакции, но в ряде случаев наблюдаются и положительные тигмотаксисы: прикосновения нервных сегментов животного к субстрату влекут за собой прижимание к нему всем телом, что имеет, конечно, большое значение при роющем образе жизни или жизни в трубках. Интересно, что у дождевого червя соответствующие рецепторные образования представлены лишь отдельными чувствительными клетками, разбросанными по всему телу, но более густо располагающимися на его переднем конце. У многощетинковых же червей органами осязания часто являются щупальца или щетинки.

Хорошо развита и химическая чувствительность, причем в большинстве случаев наблюдается отрицательный хемотаксис. При большой интенсивности химического воздействия черви всегда реагируют отрицательно. С другой стороны, дождевой червь, например, способен по химическим признакам выбирать разные виды листьев, что свидетельствует о специализации в сенсорной сфере. У ряда кольчецов обнаружены расположенные около ротового отверстия органы химической чувствительности в виде ямок. Особенно это относится к плавающим видам, у которых имеется пара таких ямок, выстланных мерцательным эпителием.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*