Труд в литературе – —

Урок литературы по теме «Труд как основа жизни на земле»

Разделы: Литература


Цели урока:

  • вызвать интерес к личности писателя, познакомить с его нравственными позициями;
  • формировать у учащихся деятельное отношение к жизни, убеждение в том, что всё достигается большим трудом;
  • воспитывать читательский вкус.

Задачи:

  • научить чувствовать исключительную самобытность образного строя мысли писателя;
  • выработать умение ориентироваться в тексте художественного произведения.

Оборудование:

  • тексты рассказов;
  • портреты писателя;
  • книжная выставка, на которой представлены произведения А.П.Платонова;
  • книги и статьи о А.П.Платонове.
  • карточки, на которых записаны ключевые слова, позволяющие определить позицию автора по данной теме ( “Труд”, “Профессионализм”, “Талант”, “Творчество”, “Отдача всех жизненных сил”, “Служба людям”, “Интерес к работе”, “Учение”, “Польза”, “Чудо”, “Свобода”).

Работа с карточками: в процессе работы с произведениями учащиеся делают ряд выводов, раскрывая определение “Труд – это…”; на карточках зафиксированы основные составляющие этого определения и по мере раскрытия основных положений данные карточки фиксируются на доске. В результате выстраивается схема, позволяющая учащимся самостоятельно сделать вывод.

Предварительное задание: прочитать рассказы А.П.Платонова “В прекрасном и яростном мире”, “Корова”; определить по “Толковому словарю” значение слов “труженик”, “трудолюбие”.

Эпиграф:

Пока в пространстве
кружится планета,
На ней,
залитой солнцем,
никогда
Не будет дня,
чтоб не было рассвета.
Не будет дня,
чтоб не было труда.

Р.Рождественский.

Чтобы жить и светиться,
надо много трудиться.

А.Платонов

I.Организационный момент.

II. Активизация познавательной активности учащихся. Сообщение темы и цели урока.

Чтение учителем притчи Соломона.

“Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.
И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник”.

Беседа с учащимися:

— О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?

— Для чего (почему) трудится муравей?

— Какой смысл имеет эта притча?

— А зачем ещё трудится человек? И что значит — трудиться?

— Какого человека мы можем назвать тружеником?

— Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?

А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт “Толковый словарь”:

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.
Трудолюбивый – любящий трудиться.

Слово учителя:

Объявление темы урока, работа с эпиграфом (строки Роберта Рождественского)

Как вы понимаете смысл строк Роберта Рождественского?

Вывод: Человек будет трудиться всегда и трудился всегда, т.к. только с помощью труд

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Труда очень важная в русской литературе. А в русском фольклоре сокровищнице мудрости очень много пословиц, поговорок о труде: Труд человека кормит

Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

Урок — размышление

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Психологическая зарядка:

Учитель просит выйти к доске двух самых смелых шестиклассников и сесть на стулья лицом к классу. «Друзья, эти стулья непростые – они волшебные, всякий сидящий на них может представить перед своим внутренним взором огромное здание — это мир, в котором мы живём. Закройте все глаза, а сидящие лицом ко всем подарят миру свои пожелания».

(Если удастся создать правильный настрой, то такое начало даёт мощный заряд на дальнейшую работу)

Слово учителя.

Уважаемые шестиклассники, на уроках литературы мы с вами успели познакомиться с биографией поэта и его некоторыми стихотворениями. Сегодня нам предстоит обратиться ещё к одному. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться…» Нам предстоит поразмышлять о непреходящих духовных ценностях, которые создаются в результате неустанной работы человека над собой. Пусть соприкоснуться с удивительной поэтической строкой нам поможет музыка!

В. Брюсов, русский поэт, в своё время писал в стихотворении «Труд»:

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных,

Нет священней слова: «труд!»

Тема труда – очень важная в русской литературе. А в русском фольклоре – сокровищнице мудрости очень много пословиц, поговорок о труде:

  • Труд человека кормит.

  • Не бравшись за топор, избы не срубишь

  • Дерево сильно корнями, а человек трудом.

  • Деревья смотрят в плодах, а человека в делах.

  • Дело мастера боится.

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Писатели, поэты в разное время рассказывали о труде человека. И это закономерно, так как труд- основа жизни, трудом живёт и славится человек.

— Ребята, вы получили предварительные задания по группам посмотреть, как поэтической строкой рисуют трудовой процесс разные поэты.

1 группа:

А.Кольцов, поэт начала XIX века, в стихотворении «Косарь» писал:

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

Освяти, взволнуй

Степь просторную!

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

Молоньёй, коса,

Засверкай кругом!

(1836)

В.Брюсов

Здравствуй, тяжкая работа,

Плуг, лопата и кирка!

Освежают капли пота,

Ноет сладостно рука!

(1901)

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Всё счастье земли – за трудом!

(1917)

С.Есенин вот что пишет о труде:

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

(1925)

— Ребята, о какой работе идёт речь в этих стихотворениях?

— Как относятся поэты к труду человека?

— Какое настроение возникает при чтении этих поэтических строк?

(возможные ответы)

— Конечно, все стихотворения о физической работе, которая приносит наслаждение, даёт ощущение собственной силы, удали, мощи. Поэты поют гимн людям труда, восхищаются ими.

— Теперь послушайте строки, которые написал великий Пушкин после окончания своего романа «Евгений Онегин»

Миг вожделенный настал:

Окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть

Тайно тревожит меня?

— О каком труде здесь размышляет поэт?

(возможные ответы:

Пушкин пишет об умственном, поэтическом труде, творческом, в который он вложил всего себя)

— Пушкин был большим поклонником тетра и в лирическом отступлении об этом виде искусства в романе «Евгений Онегин» он пишет:

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полёт?

Терпсихора – муза танца в древнегреческой мифологии.

В данном случае – русская балерина Истомина. Труд балерины – тяжёлый физический труд. Почему же Пушкин пишет о нём так вдохновенно? Почему он не просто описывает «полёт» (прыжок) как физическое усилие, а говорит о нём – «душой исполненный полёт»

(возможные ответы:

Балерина вкладывает в танец свою душу, она не просто танцует, она творит)

— Каждый человек, чем бы он ни занимался, должен вкладывать в работу свою душу, быть творцом. Поэтому не случайно Е. Евтушенко писал:

Требую с грузчика, с доктора,

С того, кто мне шьёт пальто:

Всё надо делать здорово,

Это неважно что.

«Душой исполненный полёт» может быть везде.

— Ребята, приведите примеры, когда писатели, поэты запечатлели такой «полёт» в литературе.

(возможные варианты

  • Данила – мастер из «Малахитовой шкатулки»

  • Левша у Лескова

  • Стихи детей – маме)

Человек — «золотые руки» — всё делает легко, любовно, словно песенку поёт.

— Таким образом, мы выяснили, что труд бывает умственный и физический. Но и в том, и в другом случае человек должен творчески к нему относиться, вкладывая всю душу в дело, которое выполняет, об этом и размышляет Н.Заболоцкий.

Он писал о природе, о человеке, о воле к борьбе, о стойкости, о постоянном самосовершенствовании. Поэт высказывает интересную мысль, человек – часть природы, но и в то же время он творец такой природы, какой в самой природе нет. Эта природа – творчество человека.

— Друзья, обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете эти строки?

(ответы учащихся)

— Да, действительно, чтобы воспринимать окружающий мир, его красоту, богатство, разнообразие, «мало увидеть, здесь надо всмотреться, здесь вслушаться надо», то есть надо приложить усилия, чтобы мир открылся тебе.

Чтобы книга открыла нам свои сокровища, недостаточно просто прочитать её, надо вдумчиво прочитать, самому открыть для себя мудрость писателя. Чтобы посадить дерево, построить дом, написать картину, надо приложить труд рук и труд души.

— Что же такое душа?

(дети отвечают, используя словари)

(Слово «душа» имеет ряд лексических значений:

  1. внутренний, психический мир человека, его сознание.

  2. То или иное свойство характера — добрая душа

  3. В религиозных представлениях: сверхестественное, нематериальное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

— Обращаемся к стихотворению «Не позволяй душе лениться..» Чтение стихотворения учителем наизусть

— О чём это стихотворение?

— Что такое труд души? О каком человеке говорят: «он ленив душой?»

(душа трудится, т.е. отзывается радостью, возмущением на тревоги и волнения извне)

Ленивый душой – равнодушный. Он посторонний наблюдатель.

Чтение стихотворения по строфам с комментариями.

  1. строфа

Толочь воду в ступе – заниматься бесполезным делом.

2 строфа

Обращаем внимание на переносный смысл слов: «этап, пустырь, бурелом, ухаб» — это те жизненные препятствия, которые должен преодолеть человек на пути духовного совершенствования.

3 строфа

Держать в чёрном теле – сурово, строго обращаться с кем-либо.

Узда – (перен.) то, что сдерживает, дисциплинирует. Держать себя в узде- вести себя сдержанно. Держать себя в руках.

4 строфа

Снимать последнюю рубашку – доводить до нищенского состояния.

(если душа не будет трудиться, то человек станет духовно нищим)

5 строфа

Поблажка – послабление, снисхождение по отношению к кому-нибудь.

Трудись неустанно.

6 строфа

Объясняется обозначение души разными, противоположными по значению словами:

она рабыня – человек заставляет выполнять её свою волю;

она царица – возвышенная душа делает человека прекрасным, обогащая его духовно,

она работница – должна без устали трудиться

она дочь – потому что сама детище, результат внутреннего, творческого труда человека над собой.

Чтение стихотворения полностью подготовленным учеником.

— Какова же главная мысль стихотворения?

Труд души – это неустанная работа человека над собой, стремление к духовному совершенству.

Ребята, в конце нашего разговора мне хочется подарить вам памятки.

Нравственные зарубки на каждый день:

  • посочувствуй чужой беде;

  • помоги кому – нибудь поверить в себя;

  • поделись радостью открытия;

  • не пожалей доброго слова тому, кому плохо сейчас;

  • помни, что осудить человека легче, чем понять –

Трудись над этим!

Мои юные друзья, мы сегодня много говорили о труде души, а быть может, далеко не все слова легли на ваше сердце, а взяли и спрятались — за шкафы, за шторки или упали под стол?..

Наверное, не все из вас уже сейчас положили в свой жизненный багаж вечные ценности, о которых шла сегодня речь. Поэтому пусть мостиком между вами и этим большим яростным миром, которому так нужны ваши добрые, чистые души, будет эта прекрасная музыка.(музыка)

refdb.ru

«Человек труда в художественной литературе»

«Человек труда в художественной литературе» (виртуальная книжная выставка)

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных,

Нет священней слова – Труд!
2016 год объявлен Годом человека труда в Чувашской Республике



Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.

(Белинский В.Г.)


Ажаев, В. Далеко от Москвы: Роман в 3-х кн./ В. Н. Ажаев; авт. предисл. Д. Гранин. – Москва: Современник, 1985. – 701с.

В романе В.Н.Ажаева (1915-1968) «Далеко от Москвы» (1948) изображены трудовые подвиги советских строителей, проложивших в годы Великой Отечественной войны нефтепровод в глухой тайге. Автор создал правдивые образы советских людей, показал их мужество и волю к победе.



Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.

(Достоевский Ф. М.)


Гранин, Д. А. Иду на грозу: роман/ Д. А. Гранин. – Москва: Профиздат, 1988. – 367с.

Переиздание широко известного романа Д. А. Гранина «Иду на грозу» (1962). Публикация его в серии «Человек труда» сопровождается статьей доктора филологических наук А. И. Павловского.



Физическая энергия рабочего способна творить сказочные чудеса

(Горький М.)


Довженко, А.П. Думы у карты родины: киноповести, рассказы, очерки, статьи, выступления / А.П. Довженко. – Ленинград, 1983. – 463с.

В однотомник лауреата Ленинской премии всемирно известного советского кинорежиссера, драматурга и писателя Александра Петровича Довженко (1894-1956) вошли киноповести: «Арсенал», «Земля», «Аэроград», «Щорс», «Мичурин», «Зачарованная Десна» и «Поэма о море», а также избранные рассказы, очерки и статьи, посвященные людям труда, их красоте и достоинству.



Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

(Толстой Л. Н.)


Кетлинская, В. Мужество: роман/ Вера Кетлинская. – Москва: Высшая школа, 1986. – 639с.

В центре романа «Мужество» — формирование характера советского молодого человека, мужество комсомольцев — строителей города в дальневосточной тайге.



Труд будит в человеке творческие силы.

(Толстой А. К.)


Коновалов, Г. Истоки: роман/ Григорий Коновалов. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983. – 623с.

В центре романа — история трех поколений русской рабочей фамилии Крупновых. Основные события романа происходят в 1939-1945 годах.



Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни

(Бальзак О.)

Кочетков, В.А. Журбины: роман/ В.А. Кочетков; худ. Л. Гритчин. – Москва: Известия, 1986. – 461с.

Роман «Журбины» (1952) Всеволода Анисимовича Кочетова (1912-1973) широко известен читателю. В нем автор рисует жизнь трех поколений кадровой рабочей семьи, раскрывает типичные черты, присущие русскому рабочему классу. Роман сопровождается статьей В.М.Акимова.



Труд облагораживает человека.

(Белинский В. Г.)


Леонов, Л.Н. Соть: роман/ Л.М. Леонов. – Москва: Современник, 1984. – 304 с.

Роман «Соть» (1929) известного советского писателя Л. М. Леонова — характерное произведение советской литературы начала 30-х гг. Оно рассказывает о социалистическом строительстве, о героизме и творчестве народа, о пафосе коллективного труда, борьбы стихией.



Легкость дается тяжелым трудом.

( Айвазовский И. К.)


Медынский, Г.А. Честь: повесть/ Г.А. Медынский; авт. послесл. С. Покровский; авт. послесл. С. Покровская. – Ленинград: Ленинздат, 1981. – 400с.

Действие повести Григория Медынского «Честь» развертывается в наше время. В центре повествования — советский школьник, девятиклассник Антон Шелестов, вовлеченный преступниками в свою шайку. Автор раскрывает причины, которые привели Антона к нравственному падению,- неблагополучная семья, недостаточное внимание к нему взрослых, отход юноши от школьного коллектива, влияние улицы, разрыв с настоящими друзьями и т. д. Антон — юноша со слабым, неуравновешенным характером. Он делает попытку порвать с засасывающей его тлетворной средой, но ему не хватает для этого силы воли. И вот участие в грабеже приводит его вместе с другими преступниками на скамью подсудимых. Дальнейший путь Антона Шелестова — возвращение к честному труду.



Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

(Чехов А. П.)


Панова, В. Кружилиха / В. Панова. – Москва: Современник, 1986. -222с.

В книгу лауреата Государственной премии Веры Федоровны Пановой (1905—1973) вошли широко известные произведения — роман «Кружилиха» и повесть «Спутники».



Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдутся воля его выполнить и силы для этого.

(Жюль Верн)


Титов, В. Всем смертям назло…: повести В.А. Титов; авт. предисл. Б. Н. Полевой. – Москва: Советская Россия, 1983. -125с.

Повесть Владислава Титова «Всем смертям назло…» во многом автобиографичная. Автор ее — в прошлом шахтер, горный мастер,- рискуя жизнью, предотвратил катастрофу в шахте. Он лишился обеих рук, но не покорился судьбе, сумел выстоять и найти свое место в жизни. Повесть «Ковыль — трава степная» также посвящена нашим современникам, их мужеству и высокой нравственной красоте.



Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

(Чехов А. П.)


Шагинян, М. Гидроценраль: роман / М. С. Шагинян; авт. предисл. М.С. Горячкин. – Москва: Советская Россия, 1988. -352с.

В однотомник известной советской писательницы М.Шагинян вошли очерки разных лет («Как я была инструктором ткацкого дела», «Фабрика «Торнтон», «Четыре портрета», «Мысли к съезду» и др,), а также роман «Гидроцентраль».

www.uverenniy.ru

литературный труд — определение — русский

Пример предложения с «литературный труд», памяти переводов

MultiUnКомитет рекомендует государству-участнику рассмотреть вопрос о принятии законодательных актов в целях признания, регистрации и защиты коллективных авторских прав коренных народов на свои традиционные знания и культурное наследие, а также для предотвращения несанкционированного использования научных и литературных трудов и художественных произведений коренных народов третьими сторонами в соответствии с принятым Комитетом Замечанием общего порядка NoUN-2КЭСКП рекомендовал Мексике рассмотреть вопрос о принятии законодательных актов в целях признания, регистрации и защиты коллективных авторских прав коренных народов на свои традиционные знания и культурное наследие, а также для предотвращения несанкционированного использования научных и литературных трудов и художественных произведений коренных народов третьими сторонами102.jw2019Это произошло потому, что Библия не похожа на другие литературные труды.MultiUnСогласно статье # Конституции «граждане свободно занимаются научным, литературным трудом и художественным творчествомUN-2литературные труды и традиционные формы устного выражения и творчества, такие, как легенды и сказки, поэтические сказания и загадки, аспекты языка, в частности слова, знаки, названия, символы и другие обозначения;MultiUn• Вручение премии за написание книги и литературные труды, спонсором которой является Культурный фонд Аль-Алифаjw2019Свою новообретенную свободу они использовали для создания литературных трудов, которые способствовали формированию философии Просвещения и идей терпимости.jw2019Ко II веку до н. э. евреи успели перевести многие свои литературные труды на греческий язык и даже создавали на нем новые произведения.jw2019Поэтому они не подвергнутся влиянию библейской критики, которая старается умалить Библию, представляя ее просто человеческим литературным трудом со всеми свойственными людям промахами.jw2019Тертуллиан известен своими литературными трудами, в которых он защищал номинальное христианство.UN-2литературные труды, история и традиционные формы устного выражения и творчества, такие, как легенды и сказки, поэтические сказания и загадки, аспекты языка, в частности слова, знаки, названия, символы и другие обозначения;jw2019Талмуд: «Авторитетный литературный труд иудейского предания, состоящий из Мишны и Гемары» (Webster’s New Collegiate Dictionary).UN-2· конференция молодых авторов поощряет молодежь, желающую заниматься литературным трудом создавать произведения, которые затем оцениваются во время пребывания на территории писателями, проживающими во всех уголках Канады;MultiUnВ данном положении указанного закона однозначно предусмотрено, что нет оснований говорить о совершении уголовного правонарушения в том случае, если, среди прочего, речь идет о высказываниях диффамационного содержания по смыслу статьи # Уголовного кодекса, которые были допущены и являются доступными для других людей в научных или литературных трудах, художественных произведениях или материалах общественной информации, при исполнении должностных обязанностей, при осуществлении политической или иной публичной или общественной деятельности, или в ходе журналистской работы, или при защите того или иного права, или при защите обоснованных интересов, если из того, каким образом высказаны эти утверждения, и из связанных с ними других обстоятельств однозначно следует, что такое поведение не направлено на ущемление чести или достоинства другого человекаMultiUnконференция молодых авторов поощряет молодежь, желающую заниматься литературным трудом создавать произведения, которые затем оцениваются во время пребывания на территории писателями, проживающими во всех уголках КанадыUN-2Согласно статье 74 Конституции «граждане свободно занимаются научным, литературным трудом и художественным творчеством.UN-2Литературный труд структурирует процесс развития каждой личности.MultiUnИспользование основного инструмента МГЖЛ- ознакомления других людей, поддерживающих идею развития человеческой личности, с результатами своего литературного труда, характеризуется гибкостью и многообразием формUN-2Он был поэтом-песенником, имевшим большое количество литературных трудов и публикаций.jw2019Никакой другой литературный труд древнего времени не переписывали настолько тщательно.Common crawlЗиновьева, которая продлилась 21 год. Все эти годы он жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом, не имея постоянного места работы и источника существования.jw2019Литературные труды Юстина включают апологии, написанные в защиту христианства.jw2019Но тот факт, что столько древних литературных трудов было забыто, а книги Библии на древнееврейском языке сохранились, свидетельствует о Библии как о труде совершенно иного рода.UN-2С момента своего создания МГЖЛ пропагандирует занятие литературным трудом в форме изложения своих мыслей на бумаге; в рамках этого процесса женщины могут реализовать свой человеческий потенциал как личности и внести вклад в развитие женского движения, избегая при этом излишней политизированности.jw2019Уважаемый оксфордский богослов Джон Уиклиф в проповедях и литературных трудах резко высказывался против небиблейских обычаев Католической церкви, основывая свои утверждения на ‘Божьем законе’, то есть на Библии.

Показаны страницы 1. Найдено 528 предложения с фразой литературный труд.Найдено за 9 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

ru.glosbe.com

«Человек труда в художественной литературе»

«Человек труда в художественной литературе» (виртуальная книжная выставка)

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных,

Нет священней слова – Труд!
2016 год объявлен Годом человека труда в Чувашской Республике



Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.

(Белинский В.Г.)


Ажаев, В. Далеко от Москвы: Роман в 3-х кн./ В. Н. Ажаев; авт. предисл. Д. Гранин. – Москва: Современник, 1985. – 701с.

В романе В.Н.Ажаева (1915-1968) «Далеко от Москвы» (1948) изображены трудовые подвиги советских строителей, проложивших в годы Великой Отечественной войны нефтепровод в глухой тайге. Автор создал правдивые образы советских людей, показал их мужество и волю к победе.



Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.

(Достоевский Ф. М.)


Гранин, Д. А. Иду на грозу: роман/ Д. А. Гранин. – Москва: Профиздат, 1988. – 367с.

Переиздание широко известного романа Д. А. Гранина «Иду на грозу» (1962). Публикация его в серии «Человек труда» сопровождается статьей доктора филологических наук А. И. Павловского.



Физическая энергия рабочего способна творить сказочные чудеса

(Горький М.)


Довженко, А.П. Думы у карты родины: киноповести, рассказы, очерки, статьи, выступления / А.П. Довженко. – Ленинград, 1983. – 463с.

В однотомник лауреата Ленинской премии всемирно известного советского кинорежиссера, драматурга и писателя Александра Петровича Довженко (1894-1956) вошли киноповести: «Арсенал», «Земля», «Аэроград», «Щорс», «Мичурин», «Зачарованная Десна» и «Поэма о море», а также избранные рассказы, очерки и статьи, посвященные людям труда, их красоте и достоинству.



Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

(Толстой Л. Н.)


Кетлинская, В. Мужество: роман/ Вера Кетлинская. – Москва: Высшая школа, 1986. – 639с.

В центре романа «Мужество» — формирование характера советского молодого человека, мужество комсомольцев — строителей города в дальневосточной тайге.



Труд будит в человеке творческие силы.

(Толстой А. К.)


Коновалов, Г. Истоки: роман/ Григорий Коновалов. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983. – 623с.

В центре романа — история трех поколений русской рабочей фамилии Крупновых. Основные события романа происходят в 1939-1945 годах.



Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни

(Бальзак О.)

Кочетков, В.А. Журбины: роман/ В.А. Кочетков; худ. Л. Гритчин. – Москва: Известия, 1986. – 461с.

Роман «Журбины» (1952) Всеволода Анисимовича Кочетова (1912-1973) широко известен читателю. В нем автор рисует жизнь трех поколений кадровой рабочей семьи, раскрывает типичные черты, присущие русскому рабочему классу. Роман сопровождается статьей В.М.Акимова.



Труд облагораживает человека.

(Белинский В. Г.)


Леонов, Л.Н. Соть: роман/ Л.М. Леонов. – Москва: Современник, 1984. – 304 с.

Роман «Соть» (1929) известного советского писателя Л. М. Леонова — характерное произведение советской литературы начала 30-х гг. Оно рассказывает о социалистическом строительстве, о героизме и творчестве народа, о пафосе коллективного труда, борьбы стихией.



Легкость дается тяжелым трудом.

( Айвазовский И. К.)


Медынский, Г.А. Честь: повесть/ Г.А. Медынский; авт. послесл. С. Покровский; авт. послесл. С. Покровская. – Ленинград: Ленинздат, 1981. – 400с.

Действие повести Григория Медынского «Честь» развертывается в наше время. В центре повествования — советский школьник, девятиклассник Антон Шелестов, вовлеченный преступниками в свою шайку. Автор раскрывает причины, которые привели Антона к нравственному падению,- неблагополучная семья, недостаточное внимание к нему взрослых, отход юноши от школьного коллектива, влияние улицы, разрыв с настоящими друзьями и т. д. Антон — юноша со слабым, неуравновешенным характером. Он делает попытку порвать с засасывающей его тлетворной средой, но ему не хватает для этого силы воли. И вот участие в грабеже приводит его вместе с другими преступниками на скамью подсудимых. Дальнейший путь Антона Шелестова — возвращение к честному труду.



Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

(Чехов А. П.)


Панова, В. Кружилиха / В. Панова. – Москва: Современник, 1986. -222с.

В книгу лауреата Государственной премии Веры Федоровны Пановой (1905—1973) вошли широко известные произведения — роман «Кружилиха» и повесть «Спутники».



Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдутся воля его выполнить и силы для этого.

(Жюль Верн)


Титов, В. Всем смертям назло…: повести В.А. Титов; авт. предисл. Б. Н. Полевой. – Москва: Советская Россия, 1983. -125с.

Повесть Владислава Титова «Всем смертям назло…» во многом автобиографичная. Автор ее — в прошлом шахтер, горный мастер,- рискуя жизнью, предотвратил катастрофу в шахте. Он лишился обеих рук, но не покорился судьбе, сумел выстоять и найти свое место в жизни. Повесть «Ковыль — трава степная» также посвящена нашим современникам, их мужеству и высокой нравственной красоте.



Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

(Чехов А. П.)


Шагинян, М. Гидроценраль: роман / М. С. Шагинян; авт. предисл. М.С. Горячкин. – Москва: Советская Россия, 1988. -352с.

В однотомник известной советской писательницы М.Шагинян вошли очерки разных лет («Как я была инструктором ткацкого дела», «Фабрика «Торнтон», «Четыре портрета», «Мысли к съезду» и др,), а также роман «Гидроцентраль».

uverenniy.ru

Труд подростков в художественной литературе


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Труд подростков в художественной литературе Цель работы: выявить особенности описания труда подростков и их отношение к труду в произведениях разных жанров и разных эпох.Гипотеза: многие писатели обращались в своих произведениях к теме труда и, возможно, показали различное отношение подростков к труду, а также влияние времени на характер трудовой деятельности.Предмет исследования: описание труда детей, а именно подростков, в художественной литературе.Объект исследования: произведения художественной литературы разных эпох и разных жанров. ЗАДАЧИ:- изучить с помощью словарей понятия «труд» и «подросток»;- познакомиться с законами, регулирующими трудовую деятельность подростков ;- изучить материал об особенностях детского труда в разные исторические эпохи;- исследовать особенности описания труда подростков в произведениях литературы разных жанров;- сделать выводы из исследования. {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Название произведения, жанрАвторДатаСказка «Двенадцать месяцев»С.Я. Маршак20 вСказка «Золушка»Шарль Перро17 вРоман « Приключения Тома Сойера»Марк Твен19 вПовесть « Тимур и его команда»А.П. Гайдар20 вПовесть – сказка «Дорогие мои мальчишки»Л. Кассиль20 вСказка-быль «Кладовая солнца»М.М. Пришвин20 вПовесть «Расмус-бродяга»Астрид Линдгрен20 вРассказ «Петька на даче»Л. Андреев19 вРассказ «Кормилец»Д.Н. Мамин-Сибиряк19 вРассказ «Маленький шахтёр»А. СерафимовичНач 20 вСтихотворение « Плач детей»Н.А.Некрасов19 в ПОДРОСТОКТРУД Труд – дорога к счастью, к лучшему будущему.СКАЗКИ « …мачеха заставляла Золушку делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя» Труд – вознаграждение Том Сойер решил проблему : как сделать неинтересную работу привлекательной, а труд из наказания превратить в вознаграждение. Труд – помощь, долг, подвиг «…этот мальчишка отлично работал на Судоремонтом заводе и уже стал фрезеровщиком четвертого разряда. Кроме того, он успевал хорошо учиться в училище». Труд – подражание взрослым, стремление быть взрослыми «Настя, как мать, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани». Труд готовит к самостоятельности ( позиция взрослых).Труд отбирает детство, детские развлечения ( позиция подростка). «Дети были дешевой рабочей силой, и фрёкен Хёк вовсе не считала, что мучит их, хотя для Расмуса было мучением окучивать картошку целыми днями». Труд – раннее старение «Мальчик становится похожим на состарившегося карлика».  Таков был труд детей в капиталистическом обществе. Труд – отчаяние, слёзы, смерть.«Тоска и отчаяние щемили сердце. Губы дрожали, он щурился, хмурил брови, стараясь побороть себя и глотая неудержимо подступавшие детские слезы».«Целый день на ф

schoolfiles.net

«Исследовательская работа на тему «Труд подростков в художественной литературе»


VIII ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Первые шаги в науку – ЮНИОР — 2016»
Современная и классическая литература
Труд подростков в художественной литературе
Исследовательская работа
Выполнила: Серба Мария, ученица 6А класса МБОУ «Гимназия»
Руководитель работы: Яковлева Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия»
Лесосибирск, 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….. 3 §1. Понятия «труд», «подросток»……… ………………………………………………4 §2. Труд детей в разные исторические эпохи……………………………………………..5-7 §3. Труд подростков в законах…………………………………………………………8-9 §4. Описание труда подростков в произведениях разных жанров и исторических эпох………………………………………………………………………………………………..10-14 Заключение……………………………………………………………………..…..……15-16 Список литературы………………………………………………………… ……….. …17 Приложения………………………………………………………………………………….18
Введение
О роли труда в развитии человека и общества известно многое. Очень часто в нашей жизни звучит фраза «Труд создал человека». Мыслители всех времён осуждали праздность и лень. А Антон Павлович Чехов писал, что «без труда не может быть чистой и радостной жизни». Трудолюбие должно воспитываться и развиваться с детства. Тема труда взрослых, подростков, детей всегда была и остается актуальной. Во все исторические эпохи детей приобщали к труду. Но как? Каким образом? Иногда это был тяжёлый изнурительный труд. Когда на одном из уроков обществознания нам дали задание: привести примеры описания труда подростков из художественной литературы, мы заметили, что эта тема представлена неоднозначно, и решили исследовать данный вопрос. Цель работы: выявить особенности описания труда подростков в произведениях разных жанров и эпох. Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо решить ряд задач: -изучить с помощью словарей понятия «труд» и «подросток»; -познакомиться с законами, регулирующими трудовую деятельность подростков; -изучить материал об особенностях детского труда в разные исторические эпохи; -исследовать особенности описания труда подростков в произведениях литературы разных жанров;

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*