В браке – КиноПоиск.ru

Содержание

Отношения в браке

        Отношения в браке  — очень сложная тема. Психологи, социологи и просто обычные люди год из года задаются вопросами: почему так редки хорошие браки — браки, которые не душат развитие партнеров, в которых дурное настроение одного не отзывается на всех домашних, а встречает доброжелательное понимание? Может быть, сам институт брака несовместим с определенными проявлениями человеческой природы? А может быть, брак — это только иллюзия, которая вот-вот исчезнет, или же это просто современные мужчины не способны наполнить его реальным содержанием? Должны ли мы в каждом конкретном случае говорить о нашей собственной неудаче или виной всему брак как таковой? Почему брак так часто — это смерть любви? Должны ли мы смириться с этим, как с объективной неизбежностью, или же причина внутри каждого из нас, где идет непримиримая борьба сил, разных по содержанию и воздействию? Можем ли мы распознать эти силы и таким образом избежать их пагубного влияния?

 

На первый взгляд проблема кажется очень простой — и совершенно безнадежной. Однообразие длительного житья с одним и тем же человеком порождает скуку и делает отношения все более тоскливыми, особенно в сексе. Отношения в браке превращаются в своего рода рутину. Постепенно партнеры пресыщаются и остывают, и, говорят, это неизбежно. Однако это только отдельный симптом, а не болезнь в целом . Ведь увидеть, что брак лишился своей души и сияния только из-за многолетнего однообразия — значит взглянуть на ситуацию весьма поверхностно.

 

 Опустошенность брака вызывается не столько усталостью, сколько является результатом действия скрытых деструктивных сил, которые вначале тайно подтачивают его основы, а затем — зерно падает уже на плодородную почву разочарований, недоверия, враждебности и ненависти. Чаще всего мы не хотим замечать эти силы, особенно в своем доме, потому что чувствуем в них что-то угрожающее. Ведь одно только признание их существования заставит нас предъявить к себе неприятные требования. И, однако, нам придется дать себе в них отчет и углубиться в проблему

отношений в браке, если мы действительно хотим разрешить ее с психологической точки зрения. При этом главный вопрос, который мы должны поставить — с чего начинается отвращение супругов друг к другу?

 

Прежде всего, существуют некоторые причины общего порядка, слишком обычные, чтобы на них подробно останавливаться. Они идут от нашей человеческой ограниченности, хорошо известной и мало зависящей от того, насколько именно мы готовы признавать или не признавать это. Но, как бы мы ни оценивали других, из общего правила каждому известно исключение — он сам. Приходилось ли вам когда-либо слышать, чтобы некто, взвешивая решение вступить в брак, говорил бы: «У меня со временем разовьются такие-то и такие-то неприятные черты»? А то или иное несовершенство супруга — будьте уверены — неизбежно проявится за время долгой и тесной совместной жизни. Сначала это вызовет лишь холодный комочек недовольства, но потом, вращаясь по склону горы времени, он вырастает в снежную лавину. Если муж, что встречается весьма часто, держится за иллюзию независимости, он с тайной горечью будет реагировать на то, что его чувств требуют, что жена связывает его. Она, в свою очередь, чувствуя подавленный бунт, будет реагировать на него скрытой тревогой и страхом потерять мужа, и эта тревога заставит ее инстинктивно усиливать свои требования к нему. Муж ответит повышением раздражительности и встанет в оборонительную позицию. И так будет продолжаться, пока наконец котел не взорвется, причем никто так и не поймет причину. Взрыв же может случиться по совершенно ничтожному поводу. В сравнении с браком все недолгие отношения, будь то флирт, приятельство или связь — гораздо проще по своей природе, так как в них партнерам сравнительно легче избегать острых углов друг друга.

 

  Наша нелюбовь напрягать себя, как внешне, так и внутренне, больше чем это абсолютно необходимо, относится к обычным человеческим несовершенствам. Государственный служащий, нанятый пожизненно, чаще всего не станет прилагать к делу особого старания. Работа никуда от него не денется, ему не надо ни с кем соревноваться и бороться за карьеру, как профессионалам или даже простым рабочим. Давайте рассмотрим прерогативы брачного контракта, с учетом того, как они закреплены законом или доминирующими общественными стандартами. Если взглянуть на проблему с психологической точки зрения, мы сразу увидим, что пожизненное право на поддержку, дружбу, верность и даже сексуальное взаимодействие налагают на брак тяжкое бремя, и легко заметить, что огромная опасность таится здесь именно в фатальном сходстве с неувольняемостью государственного служащего. Наше образование так мало касается брака и

отношений в браке, что большинство из нас даже не знает, что влюбленность мы получаем в подарок, а хороший брак нужно строить шаг за шагом. С незапамятных времен известен чуть ли не единственный мост через пропасть между законом и счастьем. Этот мост — изменение нашего личного отношения в направлении осознанного отказа от требований к партнеру. Я хочу пояснить, что под требованиями я понимаю именно требования, а не желания. В дополнение к этим общим осложняющим обстоятельствам имеется масса индивидуально обусловленных, отличающихся по силе, характеру и вероятности проявления. Существует также нескончаемый ряд ловушек, попадая в которые, любовь преображается в ненависть. Мы не многого достигнем, перечисляя их все, поэтому лучше сосредоточится на нескольких основных.

 

Прогноз для отношений в браке неблагоприятен с самого начала, если для брака выбран «неправильный» партнер. Чем объясняется, что выбирая, с кем мы будем делить свою жизнь, мы так часто выбираем неподходящего человека? Что происходит в этом случае? Может быть, мы не понимаем, что нам на самом деле нужно? Или не умеем понимать других людей? Или влюбленность настолько ослепляет нас? Все это, конечно, может сыграть свою роль. Однако следует подумать и еще об одном существенном обстоятельстве: не может быть свободный выбор всегда «неправильным». Какие-то качества партнера и правда отвечают нашим ожиданиям, что-то в нем и впрямь обещает исполнение наших желаний и, возможно, на самом деле исполняет их в браке. Но если остальные черты личности при этом не учитываются как ненужные или второстепенные, эта «отчужденность» от партнера потом неизбежно скажется на взаимоотношениях. Следовательно, существенная ошибка такого выбора состоит в том, что он был сделан лишь для того, чтобы выполнить какое-то отдельное условие. Один единственный импульс, одна единственная страсть вырвалась на авансцену и все заслонила собой. У мужчины, например, это может быть пылкое желание назвать своей девушку, которой добивается множество других поклонников.

 

Это особенно неудачное для любви условие, которое в дальнейшем убивает все

отношения в браке, потому что внешняя привлекательность жены для мужа быстро улетучится в отсутствии соперников и возникнет снова только при появлении на сцене новых вздыхателей, которых он бессознательно ждет. Партнер может показаться желанным оттого, что он (или она) обещает утолить нашу тоску по признанию в материальном, социальном или духовном плане. В других случаях наш выбор могут определить все еще сильные инфантильные желания. Мужчина, потерявший в детстве мать может неосознанно хотеть вновь обрести ее, и в качестве жены выбрать себе женщину, старше себя и с детьми.   Девочка, потерявшая в детстве отца, с большой вероятность выберет себе мужчину, существенно старше себя, напоминающего ей потерянного ею родителя. Она будет довольно счастлива с ним несколько лет, несмотря на полное отсутствие половых отношений. И это будет длиться до тех пор, пока она сама не перерастет свое детское желание. И только тогда до нее дойдет, что, будучи связанной с мужчиной, который, несмотря на ряд безусловно приятных качеств, не много для нее значит, она на самом деле одинока. Во всех таких случаях, а они действительно бесчисленны, слишком много в душе человека остается пустым, незаполненным. И первоначальное исполнение желания определенных
отношений в браке
сменяется последующим разочарованием. Разочарование еще не равнозначно нелюбви, но образует ее источник, если только мы не наделены исключительно редким даром терпимости и не чувствуем, что отношения на такой ограниченной основе преграждают путь к возможности отыскать свое счастье. При этом совершенно неважно, насколько мы цивилизованы и преуспели в контроле над своими инстинктами. Внутри нас, в согласии с нашей природой, будет постепенно нарастать глухая ярость против человека или силы, которая угрожает помешать осуществлению наших жизненно важных стремлений. Эта ярость, даже помимо нашей воли, все равно прорвется наружу и будет заметно влиять на наше поведение, как бы мы ни старались забыть о ней и не думать о возможных последствиях. И наш партнер неизбежно почувствует, что отношение к нему стало более критичным, небрежным и нетерпимым.

 

Большую роль также играет наша собственная противоречивость. Опасность для отношений в браке здесь  проистекает не столько от того, что мы предъявляем все новые требования к любви, сколько от того, что сами эти требования противоречивы. Мы всегда считаем себя более цельными, чем мы есть на самом деле, потому что инстинктивно боимся, и не без оснований, что наша противоречивость угрожает нашей же личности и даже самой жизни. Противоречивость обычно ярче заметна в людях, эмоционально неуравновешенных, но в данном случае нецелесообразно говорить о них особо. Ибо природа вещей такова, что внутренняя противоречивость наших требований особенно легко и сильно проявляется, причем у всех людей, в семейной жизни.

 

В качестве примера можно привести мужчин, тесно связанных со своей родительской семьей и, тем не менее, выбравших жен по контрасту со своим ближайшим окружением, в том

числе — по национальности, внешности, интересам и общественному положению. Этот контраст, первоначально притянувший их, их же и отпугивает, и они неосознанно начинают искать чего-нибудь более привычного.

 

Или же, например, женщины с претензиями, желающие достичь высокого положения, и в то же время не осмеливающиеся осуществить свои амбициозные мечты. Они подыскивают мужей, которые бы сделали это вместо них. Муж должен быть во всех отношениях совершенством: знаменитым, образованным и достойным восхищения. Многие женщины на ЭТОМ и успокоятся. Однако столь же часто бывает, что жену скоро перестают удовлетворять отношения в браке, когда ее желания осуществлены не ею, а мужем, так как ее собственное стремление к власти не может смириться с тем, чтобы муж ее затмевал.

 

И, наконец, есть женщины, выбирающие женственного, деликатного и слабого мужчину. Ими руководит их маскулинная (мужественная) позиция, хотя они могут и не осознавать этого. Однако они же нередко таят в себе также неосознанное стремление к сильному грубому самцу, который возьмет их силой. Таким образом, от мужа их будет отвращать его неспособность выполнить оба желания одновременно, и они будут тайно презирать его за слабость.

 

Подобные противоречия могут породить нелюбовь между супругами различными путями. Мы можем не любить нашего партнера за его неспособность дать нам то, что для нас очень важно, считая при этом его достоинства само собой разумеющимися и совершенно их не ценя. Со временем недостающее становится заманчивой целью, ярко приукрашенной нашим «знанием», что это как раз то самое, чего мы «на самом деле» хотели с самого начала. С другой стороны, мы можем не любить его именно за то, что он действительно выполнил наши желания, так как результат этого выполнения оказался несовместимым с нашими внутренне противоречивыми стремлениями.

family-abc.ru

БРАК — это… Что такое БРАК?

  • бракёр — бракёр …   Русское словесное ударение

  • брак — брак, а …   Русский орфографический словарь

  • бракёр — бракёр, а …   Русский орфографический словарь

  • бракёр — бракёр …   Словарь употребления буквы Ё

  • бракёр — брак/ёр/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Брак — – брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание во взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • БРАК — это продолжение любви иными средствами. Геннадий Малкин В любви теряют рассудок, в браке замечают потерю. Моисей Сафир Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке. Пьер Боннар Многие… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Брак — Брак: Брачный союз: Брак (традиционный). Церковный брак. Гражданский брак. Морганатический брак. Временный брак. Брак по расчёту. Фактический брак. Фиктивный брак. Групповой брак. Однополый брак. Брак  трагикомедия 1974 года. Брак … …   Википедия

  • БРАК — (по советскому праву) добровольный, свободный союз мужчины и женщины, заключённый с целью создания семьи с соблюдением установленных советским законом правил и порождающий права и обязанности супругов. В советском социалистическом обществе брак… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • брак — брак, санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак всегда институт …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • бракёр — бракёр, бракёры, бракёра, бракёров, бракёру, бракёрам, бракёра, бракёров, бракёром, бракёрами, бракёре, бракёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    в браке — это… Что такое в браке?

  • Браке (Нижний Везер) — Город Браке Brake Герб …   Википедия

  • Браке — Город Браке (Нижний Везер) Brake (Unterweser) Герб …   Википедия

  • Браке — город в великом герцогстве Ольденбургском, с 1834 г. порто франко, расположен на левом берегу Нижнего Везера, 10 км ниже Эльсфлета, на ветви Гуд Норденгамм Ольденбургской государственной жел. дор., насчитывает до 4055 жителей (1880), ведущих… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Изнасилование в браке — Половые …   Википедия

  • ОСНOВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О БРАКЕ И СЕМЬЕ — ОСНOВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О БРАКЕ И СЕМЬЕ, общесоюзный нормативный акт, регулирующий отношения, к рые вытекают из брака и принадлежности к семье. Утверждены Верх. Советом СССР 27 июня 1968 и введены в действие с 1 окт …   Демографический энциклопедический словарь

  • Кодекс о браке и семье — (КоБС)  свод законов, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи. Его принятие относилось к ведению союзных республик СССР, единого документа не… …   Википедия

  • Повесть о втором браке Василия III — – рассказ о событиях 1525 г., когда Василий III развелся с бесплодной женой Саломонией Сабуровой, насильно постриг ее в монахини и через два месяца женился на Елене Васильевне Глинской, будущей матери Ивана Грозного. В старшем списке нач. XVII в …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • КОДЕКС ЗАКОНОВ О БРАКЕ, СЕМЬЕ И ОПЕКЕ (КЗоБСиО) — – единый законодательный акт, содержащий в систематическом изложении нормы советского социалистического права, регулирующие брачно семейные отношения и отношения опеки в СССР. Первой кодификацией советского семейного законодательства был Кодекс… …   Советский юридический словарь

  • Кодекс о браке и семье —         семейный кодекс, в СССР свод законов, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи (см. также Семейное право). Принятие К. о б. и с. относится к… …   Большая советская энциклопедия

  • КОДЕКС О БРАКЕ И СЕМЬЕ — систематизированный законодательный акт, объединяющий нормы, которые регулируют отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Словарь финансовых терминов …   Финансовый словарь

  • состоит в браке — семейный, женатый, живет в законе, мужняя женщина, состоит в законе, замужняя, мужняя жена, несвободная, замужняя женщина, несвободный, окольцованная, семейная Словарь русских синонимов. состоит в браке прил., кол во синонимов: 12 • женатый (11) …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru

    Брак

    (26 голосов: 4.9 из 5)

    См. раздел ТАИНСТВО БРАКА

     

    Брак – 1) церковное таинство, в котором при добровольном согласии и взаимной любви мужа и жены благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа и Его Церкви; 2) супружеский союз.

    – Первая и главная цель брака – это полная и нераздельная преданность общения двух супружеских лиц. Поэтому в семье невозможно счастье без единых духовно-нравственных целей жизни. Это возможно лишь в том случае, когда супруги не стремятся получить друг от друга что-либо, а стремятся отдать себя для счастья своей половины.
    – Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, есть рождение и христианское воспитание детей.
    – И третье значение брака – это предохранение человека от блуда. Человеческая природа, уязвленная грехом, требует контроля над собой. Половые отношения благословляются Церковью внутри брака, то есть человек может удовлетворять свои потребности, не нарушая заповеди Божией, сохраняя внутреннюю чистоту.

    Брак между православными и нехристианами по церковным канонам (31-е правило Лаод., 72-е правило Трул. и др.), категорически запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь, а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного – единства духовного.
    Брак православных с инославными запрещается и не венчается (72-е прав. Трул.). Он может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.

    Зарегистрированный государством брак без венчания блудом не является (понятно, что причиной этого является то, что один из супругов – не член церкви), т.к. брак был заключён до обретения одним из них веры; по заповеди Апостола Павла (1Кор.7): Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

    Как понимать 5-ю главу из Послания Апостола Павла к Ефесянам (Еф.5:33) о семейной иерархии, цитаты из которой часто приводят вне контекста?

    В браке от супругов требуются усилия для компенсации мужской и женской природы. Вспомним грехопадение: жена согрешила отсутствием послушания и смирения, а муж – отсутствием твёрдости и воли. Стало быть, сегодня Господь исцеляет её послушанием мужу, а его – ответственностью и отеческой заботой о жене.

    В Евангелии Господь говорит, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Есть ли у брака вечный смысл, сохранятся ли отношения между мужем и женой в Царстве Божием?

    Протоиерей Владимир Хулап: В христианском богословии есть различные точки зрения на этот вопрос: одна на них говорит, что брак – это исключительно земное дело, другая указывает на то, что брак все-таки имеет вечное измерение. Важно помнить, что, говоря об эсхатологии, о реалиях будущего века, мы используем образы, поскольку наш человеческий язык принадлежит этому миру. С другой стороны, любовь к ближнему имеет вечное измерение, поэтому логично предположить, что союз любящих друг друга людей будет в той или иной мере причастен к нему. Поэтому апостол Павел называет любовь супругов образом отношений Христа и Церкви, святой Иоанн Златоуст говорит, что брак — это образ Троицы, а во время Венчания Церковь молится о том, чтобы Бог воспринял венцы брачующихся в Своем Небесном Царстве. Конечно это богословский идеал, но его реализация — посильная и исполнимая задача конкретной семьи.

    См. ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ, БЛУД, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ, БРАКА РАСТОРЖЕНИЕ

    ***

    Православное понимание любви и брака и их подмены

    архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

    Православие – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие – это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство – «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

    Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) – но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» [1].

    Как к браку относится Церковь?

    Церковь видит в браке тайну любви – любви не только человеческой, но и божественной.

    «Брак есть таинство любви» – говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф.18:20).

    О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

    Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,– пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

    «Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин.15:1:1Ин.3:16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф.5:25.)» [2].

    Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», – говорит муж жене у Златоуста.

    «Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

    Для чего установлен брак?

    Брак не есть всего лишь «способ устроения» земного бытия, не есть «утилитарное» средство для продолжения рода – хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак – это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак «таинством», Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «плотью» со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. [3]

    Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке – Библия – не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. [4]

    Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт.1:28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт.3:16). Таким образом, семья – не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин.2:1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака – согласию, они ставят другой, объективный фактор – форму брака – в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы [5].

    Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек – не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

    Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» [6] «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку – с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» [7].

    Очень важно помнить, что брак – это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

    Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

    Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть – безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые – в различных комбинациях друг с другом – призывают к половому освобождению» [8].

    Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

    Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

    Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

    Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано»

    (Мф.19:10-11). Христос как бы так говорит: «Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается». «Лучше не жениться!» Это – как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи – преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царство Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Гал.6:2).

    Примечания:

    1. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости М.,1991. С. 31-32.

    2. С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.98.

    3. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия. Клин: Фонд «Христианская жизнь». 2000. С.8.

    4. Проф.С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.106.

    5. Там же, с. 138 -139.

    6. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1987. С.318.

    7. Там же, с. 320.

    8. Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.

    ***

    Доклад на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений

    azbyka.ru

    Психология отношений между мужчиной и женщиной в браке

        Когда дело касается семьи, психология отношений между мужчиной и женщиной в браке сводится к целому перечню правил. В то же время, вы не обязаны им следовать. Умейте выработать свое видение семьи на основе общих идеалов. Ведь семьи все по сути своей разные, так как все люди не одинаковы и действовать нужно не всегда по шаблону.

       А пока вы будете строить светлое будущее в браке, рассмотрим типичные проблемы молодой пары.

    Адаптация к новым условиям.

       Свадьба прошла шикарно и медовый месяц вы тоже отгуляли. Страсти поутихли, пора возвращаться к обыденной жизни, к работе и построению быта. Вы снимаете или покупаете жилье, а может быть вам его дарят.

       Обустройство дома или квартиры – целая история, но у вас хватит сил создать семейное гнездышко для личного счастья. Но даже будучи окрыленными счастьем брака, вы столкнетесь с некоторым непониманием.

       Раньше вы снимали квартиру с подругой, жили в общежитии института или в доме родителей. Теперь же это лично ваше и партнера. Это не розовый домик принцессы и не холостяцкая берлога. Найти нечто среднее трудно.

       Женщины поддерживают чистоту и порядок, а мужчины разбрасывают носки и рубашки. Коса на камень в очередной семейной ячейке.

       Мужчины и женщины воспринимают быт по-разному и видят его тоже каждый по-своему. Что для женщины очевидно, во вселенной мужчины может даже не существовать. И наоборот.

       Как справляться? Принимать друг друга такими, какие есть. Никто не обязан изначально подстраиваться под интересы другого. Да, жилье – это вотчина домохозяйки, она устанавливает правила в доме, но даже в этом случае нет смысла злиться или говорить в тысячный раз о неправильно разложенном белье.

       Придумайте другую систему уборки, например, хитрые жены используют корзинки для носков у дивана. Вы можете обсудить, в конце концов, что именно вас злит и раздражает. А если ничего не выходит, то просто плюньте, оно того не стоит. Вас никто не осудит, вы все равно делаете несказанно много для семьи.

    Что меняется после свадьбы?

       Бывает так, что до заключения брака у пары были замечательные отношения, а после того, как влюблённые узаконили отношения, в доме не утихают ссоры. Для этого существует множество причин.

    • Теперь супруги видят друг друга в обычной обстановке, в болезни, раздраженными или уставшими. Рушится привычная картина всегда привлекательного, свежего и бодрого партнёра.
    • Человек сам себя видит по-другому. Если раньше в представлении мужчины существовал образ «идеального мужа», а в представлении женщины «идеальной жены», то при столкновении с реальностью они рушатся. Мужчина и женщина замечают собственные недостатки, это их расстраивает и, кажется, что настоящий брак не соответствует тому, о котором мечталось.
    • Партнёрам приходиться решать новые для себя вопросы: бытовые и финансовые. Мнения могут не совпадать, что является почвой для новых споров и конфликтов.

       На несоответствии представлений о браке реальной действительности основывается кризис 1 года в семье. Супругам нужно время, чтобы они изучили и приняли привычки друг друга, научились принимать совместные решения и находить компромиссы.

    В чем роль каждого?

       С давних времен было как: мужчина все чинит по дому, строит, зарабатывает деньги; женщина убирается, следит за детьми. Сейчас все смешалось в кучу, и большая часть правил лишилась прежнего смысла. Ну и пусть. Однако притирка и выяснение ролей никуда не делись.

       Вот, что выходит при создании совместного быта. В семье девушки мама убиралась, а папа помогал ей в делах – надевал пододеяльник, переставлял стулья или выбивал коврики. В семье парня мама все делала сама и никого не подпускала к домашним обязанностям.

       Время очередной уборки и девушка жутко злится, потому что ее возлюбленный даже не пошевелится на диване перед телевизором. Его все устраивает. А почему? Потому что так было принято в его семье. Что же думает девушка? Она глубоко убеждена в неуважении к себе, ведь ее отец помогал матери.

       Что делать? Разговаривать, конечно. Делиться, что и когда вы чувствуете. Оставьте крики и ссоры на потом, для накала страстей еще рано. Просто скажите, что считаете какой-то поступок партнера неправильным. Кто знает, может быть он и не догадывается, что вы злитесь?

    Кризисы, возникающие в браке.

     Психология отношений между мужчиной и женщиной в браке осложняется возникновением и других кризисов в семейных взаимоотношениях.

       Следующий значимый кризис 3 лет зачастую совпадает с рождением первенца. Теперь супругам потребуется свыкнуться с новой для себя ролью родителей. Кроме того, супруги начинают замечать, что они изменились за период совместной жизни, появилась взаимозависимость. В этот период может возникнуть потребность вернуться к себе в добрачном состоянии через возобновление старых контактов или смену профессиональной деятельности. В этот кризис главное: не уйти слишком далеко от семьи и сделать рождение ребёнка – счастливым и связующим событием.

       По заверениям специалистов в области психологии отношений кризис 7 лет – самый труднопреодолимый среди кризисов, возникающих между мужчиной и женщиной в браке. Это этап пресыщения друг другом. Супруги уже так хорошо изучили друг друга, что могут обходиться и вовсе без слов. С одной стороны, замечательно иметь надёжного партнёра, который понимает тебя, с другой стороны – на супружескую пару давит однообразность, серость и предсказуемость, отношения кажутся пресными. К этому периоду, как правило, быт уже налажен, роль родителей стала привычной, и в отсутствии иных целей супруги могут заняться поиском новизны на стороне. Эксперты отмечают, что после 7-10 лет брака самая высокая вероятность измены.

        Чтобы избежать разрыва, в этот период рекомендуется найти новое общее увлечение. Например, брать уроки сальсы. Это позволит узнать партнёра с непривычной стороны. Нужно постараться не забыть, почему отношения начались. Вернуть романтику в отношения можно, если снова устраивать сюрпризы и свидания друг другу.

       Следующий кризис связан с личным состоянием супругов. Он приходится на время кризиса среднего возраста, когда наблюдается склонность к переосмысливанию и недовольству прожитой жизнью, появляется страх, что времени осталось слишком мало. Это сложный период в жизни каждого человека, и супругам следует объединиться и постараться убедить друг друга, что они всё сделали правильно и выбрали верного спутника жизни.

       Последний кризис возникает, когда дом покидают дети, чтобы строить свои собственные жизни. Утешение супруги могут найти в друг друге: отправиться в круиз или перебраться за город, ведь большинство целей уже достигнуто.

       Психология отношений, возникающая между мужчиной и женщиной в любом браке, это не только череда кризисов, это ещё и привязанность, уважение, нежность, забота и любовь.

    Притирка к родственникам.

       Невероятно болезненная тема, как водится. А все почему? Потому что каждый действует со своей колокольни. Большая проблема – когда родня ревнует. Особенно свекрови ревнуют сыновей к невесткам, а тести недолюбливают зятьев.

       Важно со своей стороны попытаться захотеть наладить контакт. Это уже очень много. Так вы хотя бы разрядите обстановку, покажете свои намерения.

       Не очень хорошо, если молодая семья живет с кем-то из родственников. Это было нормальным пару веков назад, но сегодня это точно не вариант. У каждого человека должно быть личное пространство, не стесняйтесь этого.

       К тому же, молодая пара никогда не сможет наладить собственный быт, если присутствуют другие хозяева. Свекровь будет хозяйничать на кухне и в доме, учить невестку и не даст ей все продумать самостоятельно. Это потенциальные конфликты. Точно также проблемы назревают, если присутствуют родители жены. По возможности живите отдельно, это полезно для вашего брака.

       Не позволяйте другим вмешиваться в ваши отношения и не делитесь проблемами семьи с другими. То есть, не выносите сор из избы. Хотелось бы и старшим поколениям посоветовать не учить молодых жизни. Все программы уже заложены, еще в детстве, так что учить особо нечему. Молодые сами разберутся, иначе пара не повзрослеет, а ей еще переходить через несколько кризисов.

    Концепция совместного будущего.

       Пара должна говорить о желаниях, об участии каждого в совместных планах. Помните, как мы выше говорили о том, как каждый понимает быт по-своему? Так вот здесь тоже самое, но серьезнее. Здесь уже речь не о носках или выбитом коврике. Вам предстоит родить и воспитать детей, сделать ремонт, купить автомобиль.

       Все ваши решения теперь общие и ответственность у вас общая. Это нужно учитывать, поэтому понятие «очевидно и само собой» не принимается. Все нужно проговаривать.

       Намерены ли вы заниматься с ребенком сами или возьмете няню? Будет ли муж присутствовать при родах? Сколько детей у вас будет? Какой автомобиль вы хотите? Когда планируете купить? Это миллионы вопросов, и чтобы все пошло гладко, нужно разговаривать.

    Создание своих правил.

       В большинстве пар одни и те же проблемы. «Мы мало общаемся и никуда не ходим» — жалуется жена. «Я много работаю и устаю» — парирует муж. Почему женщине хочется больше общения? Одно дело, если ей действительно на хватает общения мужа, другое – если это субъективно, и она думает, что общаться целыми днями напролет – это норма, просто потому, что так принято.

       То, как принято, — чушь полная. Устанавливайте свои правила. Весь мир разъезжает по планете, потому что путешествовать – это круто и весело. Но по факту — это расходы, нервы и выложенные фото ВКонтакте. Если вас как пару что-то не устраивает, и вы делаете это «что-то», потому что так все делают, остановитесь. Нет никаких норм и никогда не было. Пара – это такая же индивидуальность, это личность. Будьте единым целым и смотрите в одном направлении, а не на то, как должно быть или как у всех.

       Психология отношений между мужчиной и женщиной в браке – это сокровенное общение с миллионом недомолвок и мелких переживаний. Но вы все пройдете, если научитесь действовать сообща, как единый организм.

       И еще для развития понимания и возможно решения проблем представлю вам видео:

    Использованы материалы с сайтов: psychologynow.ru, psypopanalyz.ru, youtube.com

    polzablog.ru

    Почему брак назвали браком? Ответ

    Наверняка каждый хоть раз задумывался о том, почему брак назвали браком. На первый взгляд это слово никак не ассоциируется с семейными отношениями. Поэтому стоит копнуть поглубже и разобраться в данном вопросе.

    Официальная версия

    Почему брак назвали браком? Согласно официальной версии, это слово пришло из старославянского языка. Оно связано с глаголом «брати», что означало женитьбу (брать невесту). Путем добавления суффикса -к и было получено слово в современном его значении. Также некоторые аналогии можно найти в украинском языке. Слово «побратися» означает «пожениться».

    А как быть с расхожими шутками о значении слова «брак»? Мол, почему брак назвали браком, если этот термин означает изъян? В данном контексте слово имеет немецкое значение и было введено в русский язык во времена Петра I. Таким образом, это два абсолютно разных брака, которые никак не связаны между собой.

    Неофициальная версия

    Почему брак назвали браком? Неофициальная версия отправляет нас к славянской мифологии. В соответствии с древними поверьями, богиня Веста знала все о тонкостях замужества, воспитания детей и ведения хозяйства. Это некий эталон любящей и заботливой супруги. Таким именем называли всех девушек, которые приобретали подобные знания. Только их было принято брать замуж.

    А вот тех девушек, которые не обладали семейной мудростью и знаниями, называли НЕвестами (то есть неготовыми к замужеству). Но если союзы с ними все-таки заключались, то их называли браками (чем-то неправильным). Но эта версия не претендует на научность.

    Звучит по-разному, а значение одинаковое

    Почему брак назвали браком? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно изучить этимологию слова и проанализировать его значение в разных культурах. Итак, со старославянским значением «брака» мы уже разобрались. И во французском языке, и на латыни это слово также означает «брать, иметь». А теперь давайте немного обратимся к самому ритуалу бракосочетания. Ведь люди обмениваются кольцами и берут друг друга за руки. Таким образом, практически во всех культурах «брак» — это единение людей через сжатие рук. Это своего рода символ крепкого союза мужа и жены.

    Словарь Даля

    Почему союз мужчины и женщины назвали браком? Косвенный ответ на данный вопрос можно найти в словаре Даля. В нем слово «брак» соотносится со словом «брашно», которое означает еду, пищу. Таким образом, брак — это пиршество. А чем сопровождается практически любая свадьба? Конечно же, пышным застольем. Вот такая аналогия.

    Современные рассуждения

    Ни для кого не секрет, что современные молодые люди не так серьезно относятся к официальному оформлению отношений, как, например, их родители, а также бабушки и дедушки. Поэтому на вопрос о том, почему союз называют браком, у них есть свое мнение. Так, многие считают, что любовь и закон — это несовместимые вещи. Некоторые даже находят подтверждение в Библии: «Ибо в беззаконии был зачат…». То есть люди не были связаны никакими официальными узами.

    Почему сожительство называют гражданским браком?

    С точки зрения современного законодательства, словосочетание «гражданский брак» никак не соотносится с сожительством без оформления официальных отношений. В соответствии с Семейным кодексом, это как раз-таки и есть официально зарегистрированные семейные отношения. Но если углубиться в историю, становится понятно, что люди употребляют данный термин, обозначая сожительство, вовсе не безосновательно.

    Дело в том, что до 1918 года в России браки заключались исключительно в церкви (то есть через венчание). Но представители некоторых вероисповеданий (сектанты или старообрядцы) по религиозным причинам не могли пройти через данную процедуру. Поэтому их отношения оформлялись путем записи в метрическую книгу. Именно это явление, с точки зрения представителей церкви, получило название «гражданский брак». Причем никаких юридических последствий оно не имело. То есть при прекращении сожительства супруги не могли делить имущество. А в случае смерти одного из них второй не имел права быть наследником.

    Почему термин «гражданский брак» получило такое широкое распространение в современном обществе? Да просто потому, что слово «сожительство» имеет негативные ассоциации. К тому же для таких отношений больше подходит определение «фактический брак», но оно не прижилось в обществе.

    Виды брака в соответствии с современным законодательством

    Когда уже стало понятно, почему женитьбу называют браком, целесообразно изучить виды этого явления в соответствии с современным законодательством. Так, в Семейном кодексе и других нормативно-правовых актах выделяют такие разновидности:

    • Гражданский брак — отношения, зарегистрированные и оформленные в соответствии с законодательством и без участия церкви. В отечественном законодательстве этот вид брака является единственным, на который распространяются правовые нормы.
    • Церковный брак — отношения, оформленные через религиозный обряд венчания. В некоторых странах он имеет юридическую силу наравне с тем, что зарегистрирован в государственных органах. Тем не менее отечественным законодательством церковный брак не является официальным и не имеет какой-либо юридической силы. В связи с этим во многих храмах священники проводят венчание только в том случае, если брак был ранее зарегистрирован в ЗАГСе.
    • Фактический брак — это незарегистрированные бракоподобные отношения, которые в законодательстве чаще называют сожительством. Даже если люди ведут совместное хозяйство и имеют общих детей, у них не появляется никаких брачных прав и обязательств.
    • Гражданское партнерство (или союз) — это практика, распространенная в основном в западных странах. Это промежуточная форма между сожительством и зарегистрированным браком. Несмотря на то что отношения официально не оформлены, у так называемых «супругов» есть некоторые права и обязанности. Особенностью можно считать то, что такая форма брака доступна однополым парам.
    • Фиктивный брак — это официальная регистрация брака без намерения сторон создать фактическую семью в общепринятом смысле. Обычно мотивами заключения такого союза является получение гражданства или политического убежища, претензия на наследство, получение государственного пособия или любые другие корыстные цели.

    Заключение

    Вокруг семейных отношений в последнее время ведется многих споров. Например: почему супружество называют браком? После изучения всех теорий происхождения данного слова, а также ознакомления с его значениями в других языках мира у человека складывается впечатление, что наиболее правдоподобна версия, связанная именно со словом «рука». То есть брачующиеся — это люди, которые держатся за руки. Сколько бы шуток ни было вокруг слова «брак», именно оно является общепринятым и фигурирует во всех нормативно-правовых актах.

    fb.ru

    Семья и брак.

    Важным условием создания полноценной семьи является получение представление об очень многих вещах: о том, что такое семья и брак, какой брак поддерживает государство, что такое функции семьи и т.д.

    Что такое семья?

    Каждый день заключаются браки, образуются семьи. Но семейное счастье не выдается во дворце бракосочетания, оно выстраивается самими супругами постепенно, практически всю жизнь.

    Можно ли считать в полном смысле семьей такую, где брак хоть и остается зарегистрированным, но давно распался и ушедший отец много лет не интересуется своим ребенком?

    Чтобы ответить на этот вопрос, приведем два определения семьи и соотнесем их с приведенной ситуацией.

    • Семья – союз лиц, проживающих на одной территории, связанных друг с другом материальной и моральной общностью жизни, оказывающих друг другу взаимную помощь и поддержку.
    • Семья – это союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака.

    Это проявляется:

    • в форме совместного проживания.
      Выполнение работы в отдаленном месте (моряки, военная служба и др.) не означает распада семье.  Сейчас получили распространение «гостевые браки», когда супруги, по взаимному согласию, проживают в разных местах и лишь приезжают друг к другу.
    • в ведении домашнего хозяйства.
      Подразумевается совместное питание, общий бюджет. Случаются исключения (например, молодожены проживают раздельно у своих родителей, которые их и содержат).
    • в общности интересов, проблем.
      Этот момент особенно важен. Супруги, которые проживают вместе, но не обсуждают вопросы их жизни, врозь проводят досуг, вряд ли составляют полноценную семью.

    Права и обязанности закреплены в Семейном кодексе (например, право на выбор фамилии, обязанность воспитывать детей). Обычно устанавливаются и дополнительные права и обязанности. Женщины чаще отвечают за ведение хозяйства, мужчины — за мелкий ремонт. Детям поручаются более легкие обязанности: мытье посуды, уборку игрушек. Пренебрегать этим — значит нарушать обязанности члена семьи.        

    Таким образом, отвечая на вопрос можно сказать, что семьей нельзя назвать такую, в которой в наличии лишь брачные отношения, и нет ответственности друг за друга, взаимных обязанностей и поддержки.

    Что такое брак?

    Брак – это свободный и равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные права и обязанности.

    Можно выделить следующие признаки брака.

    1. Брак – это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор», так как помимо распределения обязанностей в семье, союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность к друг другу, предпочтение другим.
    2. Брак – это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Моногамия – это единственная форма брака, признанная в западных странах и России. В некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство).
    3. Брак – это свободный союз. Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака.
    4. Брак –  это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак равны между собой как в отношении личных прав, выбора профессии, воспитания детей, так и в отношении совместно нажитого имущества.
    5. Брак – это такой союз, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Именно с момента регистрации брака возникают права и обязанности супругов.

    «Семья» и «Брак» — это одно и тоже?

    «Семья» и «Брак» – это разные понятия, но между ним существует тесная связь: брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами.

    Брак – это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни, союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины и женщины.

    Семья – более глубокое понятие, так как это не только круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака, но и личные, интимные отношения, которые не поддаются правовому регулированию.
    Семья – более широкое понятие, так как в отличие от брака представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет не только супругов и их детей, но и других родственников, а также и близких, и необходимых членам семьи людей.

    Ученые считают, что брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами. Например, в случае различного рода обстоятельств, возникающих в семейной жизни (потеря работы, выход на работу жены-домохозяйки и т.д.), в семье сильно меняются и личные, и эмоциональные отношения: возникают конфликты, ссоры, разногласия. В таких случаях супруги принимают решение о пересмотре отношений ради сохранения брака.

    В целом, можно сказать, что нормальная семья возникает и развивается лишь на основе брака, но не вне его.

    Что такое гражданский брак?

    Определение «гражданский брак» часто используется в настоящее время для характеристики отношений, установившихся между мужчиной и женщиной. Что стоит за этим определением? Нужен ли гражданский брак»?

    Под «гражданским браком» подразумевается совместное проживание двух людей, союз которых не зарегистрирован в государственном органе (ЗАГСе). Вследствие этого на подобный союз не распространяются положения семейного законодательства: о взаимной материальной ответственности, о праве наследования, правовые нормы в отношении детей и прочие.

    Исходя из этого, можно полагать, что «гражданский брак» не создает основу для создания семьи, в полной мере выполняющей свои функции, в частности, накопления материальных средств и обеспечения материального благополучия всех членов семьи.

    Вместе с тем в совместном проживании до официального заключения брака можно найти и положительные стороны. Будущие супруги могут лучше узнать друг друга, выяснить совпадение или несовпадение взглядов на создание семьи, определить психологическую, духовную и физическую совместимость.

    То есть для людей с определенным жизненным опытом, решившим заключить семейный союз, «гражданский брак» представляется не нужным.

    А для неопытных и сомневающихся, видимо, допустим и такой вариант как «гражданский брак», (можно считать его, например, промежуточным).

    Право выбора супругами фамилии

    Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.
    1. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.
    2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.
    3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

    www.tmsam.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *