Физиологические рефлексы новорожденных – таблица, хватательный, сосательный, Бабинского, Бабкина, шаговый, Робинсона

Содержание

Врождённые физиологические рефлексы

Врождённые физиологические рефлексы

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребенка делятся на две группы:

  • сегментарные двигательные автоматизмы

  • спинальные – обеспечиваются сегментами спинного мозга

  • оральные — обеспечиваются сегментами мозгового ствола

  • надсегментарные позотонические автоматизмы

  • миелэнцефалические позотонические рефлексы – обеспечиваются центрами продолговатого мозга

Сегментарные двигательные автоматизмы

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорожденного

Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных

У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных).

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 — 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорожденного укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорожденные обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери.

Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС БАБИНСКОГО).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни.

Рефлекс Переза

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни.

Рефлекс Моро

Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 — 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты

Оральные сегментарные автоматизмы относятся

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребенок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отмечается в течение 1 года жизни.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорожденных в норме. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Надсегментарные позотонические автоматизмы Миелэнцефалические позотонические рефлексы

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Если повернуть голову лежащего на спине новорожденного так, чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, то происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо и сгибание противоположных. Более постоянной является реакция верхних конечностей: рука, к которой обращено лицо, выпрямляется (повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних конечностей; при разгибании головы повышается мышечный тонус разгибателей рук и сгибателей ног. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблюдаются у новорожденных постоянно.

Тонический лабиринтный рефлекс

В положении на спине повышается мышечный тонус разгибателей шеи, спины, ног; под влиянием этого же рефлекса, в положении на животе ребенок принимает положение эмбриона (голова приводится к груди либо запрокидывается назад, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти — в кулачки, ноги сгибаются и приводятся к животу).

studfiles.net

Физиологические рефлексы новорожденного.

Рефлексы новорожденного ребенка можно разделить на 3 категории:

  • стойкие пожизненные автоматизмы;

  • транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие специфические условия уровня развития двигательного анализатора и впоследствии исчезающие;

  • рефлексы или автоматизмы, только появляющиеся и поэтому не всегда выявляемые сразу после рождения.

К первой группе рефлексов относят такие, как роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный, или надбровный рефлекс.

Ко второй группе относят следующие рефлексы:

  • спинальные сегментарные автоматизмы – хватательный рефлекс, рефлекс Моро, опоры, автоматической походки, ползания, рефлексы Галанта, Переса;

  • оральные сегментарные автоматизмы – сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротовой рефлекс;

  • миелоэнцефальные позотонические рефлексы – лабиринтный тонический рефлекс, асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс.

К третьей группе можно отнести мезэнцефальные установочные рефлексы – установочные лабиринтные рефлексы, простые шейные и туловищные установочные рефлексы, цепные шейные и туловищные установочные рефлексы.

В течение всего года происходит запухание активности рефлексов второй группы. Они имеются у ребенка не более 3-5 мес. Одновременно уже со 2-го месяца жизни начинается формирование рефлексов третьей группы.

Оценка безусловно рефлекторной деятельности новорожденных.

Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных вдов исследования) не должны причинять боли. Безусловные рефлексы оцениваются в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Исчезает к концу 1-го года жизни.

Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения. Исчезает к концу первого года.

Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. Исчезает к 6 месяцам.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы. Исчезает к 3 месяцам.

Хватательный рефлекс. Состоит в схватывании и прочном удержании пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавить на подошву у основании II-III пальца, что приведет к подошвенному сгибанию пальцев. Исчезает на 2-4 месяце.

Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или произвести удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см, по обеим сторонам от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер охватывания. Сохраняется до 4-х месяцев.

Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. Рефлекс остается физиологическим до 2 лет.

Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается. Рефлекс исчезает после 4 месяцев.

Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, “стоит” на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Рефлекс исчезает к 2 месяцам.

Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. Рефлекс исчезает к 2 месяцам.

Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в “ползание” включается руки и он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.

Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.

Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.

На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, конечностей.

Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивно разгибании конечностей.

Мезэнцефальные установочные рефлексы.

Туловищная выпрямляющая реакция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы.

Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе.

Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.

Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы.

Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.

Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища.

Оценивая результаты исследований безусловных рефлексов новорожденных, учитывают наличие или отсутствие рефлекса, его симметричность, время появления, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен отсутствовать, т.е. за пределами своей возрастной группы, то он считается патологическим.

studfiles.net

Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг.

Соответственно морфологическому строению ЦНС у детей имеется ряд особенностей функций нервной системы. Поскольку кора, пирамидные пути, стриарное (полосатое) тело к рождению ребенка недостаточно развиты, все жизненные функции регулируются у новорожденного промежуточным мозгом, главным образом, таламопаллидарной системой, т.е. подкоркой. С этим связаны характерные для новорожденного своеобразные, атетозоподобные движения, движения обхватывания и в дальнейшем ползание.

С последующим развитием нервной системы появляются статические и двигательные функции: держание головы, сидение, стояние, ходьба. По мере созревания коры движения ребенка становятся целеустремленными, произвольными (табл. 4).

На втором году дети ходят уверенно и пытаются преодолеть препятствия (лестницу, скат, горку). Складывают кубики, закрывают дверь, начинают играть с мячом. Наблюдаются большие успехи в развитии речи. К концу второго года словарный запас достигает более 200 и появляются первые речевые цепи.

Таблица 4

Схема развития статических функций и психомоторное развитие ребенка

Месяцы

жизни

Статические функции психомоторного развития

Первый

Второй

Третий

Четвертый

Пятый

Шестой

Седьмой

Восьмой

Девятый

Десятый

Одиннад-

цатый

Двенад-цатый

Движения ручек и ножек вначале бессмысленны и бесцельны (импульсивные движения). Наблюдаются также движения рефлекторные (сужение зрачков от действия света, глотание, чихание) и движения инстинктивные (сосание). К концу первого месяца в промежутки бодрствования ребенок двигает ножками и ручками, поворачивает голову, появляются координированные движения глаз, следит глазами за яркими предметами.

Ребенок реагирует на взрослого, когда тот попадает в поле зрения, появляются первые попытки удержать рукам» предметы и первые лепечущие звуки.

Делает произвольные движения головой, поворачиваясь в сторону звука, узнает предметы, которые часто видит, следит за ними глазами, улыбается.

Активно хватает предметы, лежащие перед ним. В состоянии, находясь в вертикальном положении, держать голову » свободно ее двигать.

Узнает близких. Берет протянутую игрушку. Может выпрямлять ноги и стоять при поддержке подмышки.

Может самостоятельно и без поддержки сидеть. Становится на четвереньки. Занимается с игрушками. Хорошо ест из ложки, при виде пищи открывает рот. Начинает использовать как средство общения звук в комбинации с движением.

Проявляет интерес к окружающему, возникают эмоции (испуг, радость). Ребенок начинает понимать речь взрослого.

Многократно произносит различные, слоги. Пьет из чашки. Сидит без поддержки. Встает на ноги, держится за неподвижную опору.

Пытается стоять без опоры. Встает на колени, ищет спрятанную поблизости игрушку. Интересуется своим отражением в зеркале, тянется к нему, улыбается.

Переступает, держась за каталку. Понимает названия некоторых предметов и имена близких людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

Выполняет несложные поручения. Он сосредоточенно играет: накладывает один предмет на другой. Реакция на звук в связи с содержанием и знанием значения звука.

Делает первые самостоятельные шаги, приседает без опоры. Произносит 8—10 слов. Знает название некоторых окружающих предметов. Понимает запрещения.

Филогенетически древними являются вкусовой и обонятельный анализаторы. Их периферические рецепторы – вкусовые и обонятельные луковицы – у новорожденных развиты достаточно хорошо. Доношенные и даже недоношенные дети сразу после рождения реагируют на вкусовые раздражители и на многие запахи изменениями мимики, закрытием глаз, учащением дыхания и пульса, криком. Развитие этих анализаторов продолжается в раннем и дошкольном возрасте.

Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован к моменту рождения. Новорожденный ребенок на звуки реагирует вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, миганием, закрыванием глаз. Но отчетливая реакция на звук обнаруживается только в состоянии спокойного бодрствования ребенка, и почти не отмечается во время крика

Развитие второй сигнальной системы стало возможным на основе предшествующего развития первой сигнальной системы, т.е. накопления чувственного опыта, приобретенного ребенком на протяжении первого года жизни. Развитие речи — результат разно образной деятельности ребенка. (Таблица 4)

У новорожденного, как уже отмечалось, условные рефлексы осуществляются полностью первой сигнальной системой. Для этой начальной фазы развития высшей нервной деятельности человека характерно наличие временных связей. Это связи типа Н—Н («непосредственный раздражитель — непосредственная реакция»), как условно их принято обозначать по предложению А. Г. Иванова—Смоленского. Например, при подготовке ребенка к кормлению, когда мать готовится приложить ребенка к груди, он открывает ротик и сосредоточенно ищет грудь. Вздрагивает и мигает на резкий звук.

Начиная со второй половины первого года жизни, с периода овладения ребенком так называемой «пассивной» или «сенсорной» речью (т. е. когда ребенок начинает понимать речь окружающих), появляются первые условные реакции на словесные раздражители, т. е. закладывается начало совместной деятельности первой и второй сигнальных систем. На этой фазе развития высшей нервной деятельности человека к условным связям типа Н—Н прибавляются связи типа С—Н («словесный раздражитель — непосредственная реакция»). Например: на вопрос: «Где мама?» — ребенок сначала смотрит на маму, улыбается, позже показывает пальчиком или протягивает ручки. Вскоре показывает на наиболее полюбившиеся и знакомые игрушки; просьбы: «Дай собачку», «Возьми игрушку» — быстро выполняет.

После 8 мес у ребенка, благодаря подражательной деятельности и влиянию окружающих людей, появляются первые попытки произносить отдельные слова («мама, папа, баба» и т. п.) и членораздельные звуки. Таким образом, на этой фазе развития, до 1,5—2 лет, к первым двум типам временных связей прибавляются связи типа Н—С («непосредственный раздражитель — словесная реакция»). На втором году жизни у ребенка все более и более увеличивается запас слов, достигает 250—300. Слова объединяются в простые предложения из двух—трех слов: «хочу кушать», «пойдем гулять» и т. д. К концу третьего года запас слов увеличивается до 500—700. Поднимается на более высокий уровень развития вторая сигнальная система. Эта фаза развития высшей нервной деятельности характеризуется появлением связей между речевоспринимающим и речедвигательным отделами второй сигнальной системы, связей типа С—С («словесный раздражитель — словесная реакция») — на вопрос: «Девочка, как тебя зовут?» — отвечает: «Оля», «Сколько тебе лет?» — «Три года». Так постепенно вторая сигнальная система начинает играть ведущую роль, развивается способность к обобщению.

Таблица 4. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Возраст

Голосовые реакции

1-1,5мес

Гуление: а-аа,е-ее и т.д.

2-3 мес

Гуление: г-у, ш-и, бу-у, эы и т.п.

4 мес

Свирель: аль-ле-е-лы-агы-аы ти т.п.

7-8,5 мес

Лепет: произносит слоги (ба-ба, да-да-да и т.д.). модулированный лепет – повторяет слоги с разнообразными интонациями

8,5-9,5мес

Слова: «мА-ма», «па-па», «ба-ба», «дя-дя», «те-тя», «ам-ам» и т.д.

9,5-18 мес

Звукоподражательные слова: «ав-ав» («собака»), «тик-так» («часы»), «му-му» («корова») и т.д. Все существительные употребляются в именитель-ном падеже, в единственном числе.

18-20 мес

Попытки связать два слова по фразу («Мама, дай!»). Усваивается повели-тельное наклонение глаголов («иди-иди!», «дай-дай! И т.д.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него большое значение.

20-22 мес

Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна). Словарь доходит до 300 слов.

22-24 мес

Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы -23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. От 18 до 24 месяцев — первый период вопросов «что это?»

3-й год

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам, пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже. Появляются многословные фразы, придаточные предложения;

к концу года – соединительные союзы и местоимения.

4-5 лет

Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фраза в развитии языка. Второй период вопросов «почему?»

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

studfiles.net

Рефлексы новорожденного: безусловные и условные

Появившийся на свет ребенок обладает рядом автоматизмов (безусловных, атавистических, физиологических, условных), играющих большую важность на каждом этапе его развития. Некоторые умения, например: врожденные, приобретаются сразу после рождения крохи, другие – по мере ее взросления. Правильно ли развиты рефлексы новорожденного, а также работа нервной системы – оценивает детский педиатр или невропатолог.

Основные рефлексы у младенцев: безусловные и условные

Что же такое «рефлексы» (автоматизмы)? Согласно «Большой Советской Энциклопедии» – это физиологическая реакция организма маленьких детей на внешние раздражители, которые проявляются на какие-то действия. По тому, как у крохи выражены физические способности (например: хоботковый, сосательный, хватательный) можно оценить его психофизическое развитие.

Разделяют 2 основные группы – это безусловные и условные.

Безусловные рефлексы новорожденных – для чего нужны?

В период новорожденности (первые несколько месяцев) ярко выражены только безусловные рефлексы: глотательный, роговичный, сухожильный. Эти и другие врожденные умения позволяют грудным детям, как можно быстрее адаптироваться к новой жизни вне утробного организма.

Наличие безусловных рефлексов у ребенка играет важную роль, а именно:

  • защищают организм, помогают выжить и приспособиться к новым условиям;
  • обеспечивают нормальную деятельность нервной системы и выживание во внешней среде впервые месяцы после рождения;
  • помогают правильно развиваться и формируют новые рефлексы в старшем возрасте.

Важно! Если ребенок не проявляет каких-либо рефлекторных реакций на раздражитель, его необходимо показать врачу.

Ослабление или отсутствие у грудничка базовых рефлексов может свидетельствовать о неврологических расстройствах и негативно влиять на его дальнейшее развитие.

Условные рефлексы новорожденного – как проявляются

Полагаясь на медицинскую энциклопедию, условные рефлексы новорожденных относят к числу врожденных реакций младенческого организма на внутренние и внешние раздражители. Они формируются в процессе развития ребенка и служат «фундаментом» для приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от вида контактного раздражения выделяют простые (половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный) и сложные (имеют выраженный эмоциональный характер).

Физиологические рефлексы ребенка

Родителям кажется, что родившийся ребенок беспомощное создание, которое ничего не умеет делать. Однако некоторые физиологические способности помогающие крохе выжить уже заложены в утробе матери.

Итак, давайте изучим оральные рефлексы, которые имеются у новорожденных деток.

Данный рефлекс необходим для питания и развивается с первых дней жизни грудного ребенка. Как правило, продолжается до 1-1,5 года, а затем, постепенно угасает. Если в ротовую полость малыша положить соску (пустышку) или дать материнскую грудь, то появятся сосательные движения губами и язычком.

Это врожденный автоматизм на глотание пищи через ротовую полость. Он подконтрольный нервной системе и остается на всю оставшуюся жизнь.

  • Хоботковый рефлекс

Проявляется при легком прикосновении указательным пальцем к губам ребенка. Ответная реакция на раздражитель – сокращение мимических мышц верхней и нижней губы и выпячивание вперед в виде «хоботка» (трубочкой). Такой рефлекс позволяет малютке плотно захватить сосок во время прикладывания к груди.

  • Ладонно-ротовой (Бабкина)

Автоматизм Бабкина существует до 3 месячного возраста.  Проверяется путем надавливания пальцем руки на ладонь малютки. Рефлекс ребенка на это действие – поворачивание головы в сторону ладони и открытие рта.

  • Поисковый (Куссмауля)

Суть рефлекса, если осторожно прикоснуться к углу рта (щеке) новорожденного, он начнет поворачивать голову, чтобы найти грудь своей мамы. В ответ на нежную манипуляцию кроха открывает ротик и начинает кушать молоко.

Бывалым мамочкам этот оральный рефлекс уже знаком, поэтому перед началом грудного вскармливания они прикасаются соском к щечке младенца.

  • Рефлекс защиты

Не менее значимым является защитный рефлекс, который проявляется во время переворотов на животик. Находясь в позиции «лежа на животе» кроха сразу повернет голову на бочок. В первый месяц жизни грудничка его наличие способствует развитию дыхательной функции.

Спинальные рефлексы у младенца

Спинальные безусловные автоматизмы или двигательные рефлексы проявляются с первых минут жизни новорожденного. По их выраженности можно узнать состояние скелетных мышц у ребенка. Объективную оценку и динамику их развития может дать только специалист. Поэту плановые осмотры играют важную роль при патронатном наблюдении за крохой.

Согласно медицинскому справочнику к спинальным рефлексам относятся:

  • Верхний хватательный рефлекс ( Янишевского или Робинсона)

Хватательные рефлексы определяют реакцию ладошек ребенка на факторы внешних раздражителей. Если прикоснуться к ладони новорожденного или положить погремушку, он крепко сцепит ее своей ручкой. Иногда сжатие пальчиками настолько сильное, что младенца можно легко приподнять. Атавистический рефлекс Янишевского существует непродолжительное время – от 1 до 4 месяцев, после чего затухает.

  • Шейный тонический рефлекс (ассиметричный и симметричный)

Ассиметричный тонический рефлекс у малышей возникает в период новорожденности. Он характеризуется  высокой возбудимостью и повышенным мышечным тонусом. У здоровых детей проявление тонического автоматизма наблюдают в возрасте двух-четырех месяцев, а ближе к полугодию он ослабевает или вовсе исчезает.

Диагностируется шейный автоматизм следующим образом: например, при повороте головы ребенка в левую сторону, он согнет правую ножку и ручку, а две противоположные – автоматически выпрямит. Такое положение тела чем-то напоминает «фектовальщика».

У детей с патологией ДЦП присутствие асимметрического рефлекса остается на долгий период времени. Такой категории малышей очень трудно ориентироваться в пространстве (отсутствует фокусировка взгляда) и координировать свои движения.

Симметричный тонический рефлекс проявляется в любом положении тела новорожденного. Он может быть сильно выраженным или слабым.

При сильно выраженных шейных рефлексах, ребенок не может принять удобную позицию, ему тяжело свернуться в калачик, сесть и даже ползать. После полугода возможна частичная задержка развития мелкой моторики.

Самостоятельно определить степень растяжения и сжатия мышц можно с помощью простого упражнения: наклонив голову ребенка к груди, сделать несколько движений на разгибание и сгибание рук и ног. При сильном сопротивлении ручек во время разгибания, а ножек при сгибании, кроху следует показать врачу-ортопеду.

  • Рефлекс опоры

Опорный рефлекс проявляется у новорожденного до 2 месячного возраста. Если кроху поставить ступнями на твердую поверхность, то он выпрямит ножки и будет стараться стоять.

  • Ползания (Бауэра)

Спинальный рефлекс Бауэра в норме у ребенка – до 4 месяцев. Выложенный на животик младенец будет проявлять попытки ползать (отталкивающие движения от ладоней взрослого), если его ножки почувствуют малейшую опору.

  • Шаговый (автоматической походки)

Как и ползание, данный рефлекс угасает на 2 месяце жизни ребенка. Проявление автоматизма походки у новорожденного можно наблюдать, если приставить его ступни на стол или другую твердую поверхность. Находясь вертикально, он начнет автоматически передвигать левой и правой ножками.

Рефлекс Галанта проявляется, если провести пальцами или ладошкой (сверху-вниз) по позвоночнику. На внешний раздражитель в паравертебральной области ребенок выгибает спинку дугой. У детей этот автоматизм сохраняется впервые 2-3 месяца.

Если провести ладонью по подошве (от подушечки к пятке), то большой пальчик начнет разгибаться. Одновременно четыре других пальца, веерообразно раздвигаются в стороны и разгибаются. Такую реакцию малыша на внешний раздражитель, еще называют рефлексом Бабинского.

  • Рефлекс Моро у грудничка

Можно проверить 3 способами: хлопком по пеленальному столику либо другой поверхности, на расстоянии 10-15 см от младенца; пассивным выпрямлением ножек; опусканием тела вниз и поднятием в исходное положение. В ответ на раздражение новорожденный реагирует так: вначале отводит ручки в разные стороны, а затем возвращает к туловищу, как бы его охватывая. Данный автоматизм можно наблюдать у детей с первых дней новорожденности. Как правило, он угасает после 4 месяцев, у недоношенных деток может длиться намного дольше.

Проверяется у грудного ребенка до 2-3 месяцев, путем сгибания ножек в коленных суставах на сопротивление. Рефлекс Кернинга считается в норме, если разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах невозможно.

Как проверять наличие рефлексов у младенца

Большинство молодых родителей не знают что делать, если рефлексы у ребенка ослабленные, отсутствуют или не угасают после 5-6 месяцев развития.

Иногда причиной угасаний автоматизмов у детей могут стать послеродовые травмы, недоношенность, противопоказанность принимаемых лекарственных препаратов или заболеваний во время протекания беременности.

Появление и угасание врожденных рефлексов можно проверять у невропатолога, как при плановых осмотрах малютки, так и самостоятельно дома.

Педиатры рекомендуют делать это следующим образом:

  • При каждом кормлении грудью или из бутылочки проверять, как ребенок реагирует на легкие прикосновения к щечке, или верхней губе – открывает ли он ротик, ищет ли раздражитель. Таким способом мама проверит реакцию на оральные рефлексы новорожденного.
  • Во время игр с 2-3 месячным малышом, как можно чаще давать в ручки игрушки (погремушки). Проверить степень развития хватательного рефлекса очень просто: положите в ладонь крохи свой указательный палец, и вы заметите, как он молниеносно сожмет своей ручкой. В случае угнетения, проконсультируйтесь с врачом.
  • Наблюдайте, поворачивает ли кроха на бок головку, когда лежит на животике. Ослабление или отсутствие поворотов головой может свидетельствовать о наличии такого неприятного заболевания как ДЦП.
  • Во время удерживания грудничка в вертикальном положении, поставьте его стопы к опоре, он должен совершить активные движения ножками. Так проверяются рефлексы опоры и автоматической походки.

Контролировать ответные реакции организма необходимо постоянно, особенно впервые месяцы жизни новорожденного. В случае каких-либо отклонений – это может свидетельствовать о патологических нарушениях в развитии мышечной, костной и нервной систем.

Родителям, которые знают, какие должны быть рефлексы в норме, когда возникают, их значение, намного легче воспитывать и растить здорового ребенка.

Загрузка…

razvitie-baby.ru

Физиологические рефлексы у детей до года

Природа защищает новорожденных с первых минут жизни, закладывая в них безусловные рефлексы. Благодаря ним только родившийся младенец может сосать материнскую грудь, получая питание, и с их помощью дети осваивают двигательные навыки.

О рефлексах

Проявление рефлексов у новорожденных контролируется разными отделами мозга, и по становлению автоматизмов и времени их угасания педиатры и неврологи определяют, нет ли у крохи поражения отделов мозга или нарушения их функций.

В период новорожденности у малыша задействованы исключительно безусловные рефлексы, которые со временем либо исчезают, либо перерождаются в условные. Приобретенные в процессе развития и созревания отделов мозга двигательные реакции являются словно личным опытом младенца. Безусловные физиологические рефлексы необходимы грудничку для разных целей:

  • Чтобы пережить процесс родов и тяжелый для него период адаптации к новому миру и иным условиям, такие автоматизмы исчезают со временем «за ненадобностью»;
  • некоторые рефлексы постепенно перерождаются в двигательные навыки;
  • часть рефлексов у детей остается с ними на всю жизнь.

Проверка работы рефлексов важна для оценки состояния и темпов развития крохи в первые месяцы жизни, а также для стимулирования образования условных автоматизмов. Очень полезно включать в ежедневные гимнастические занятия:

  • проверку рефлекса ползания, которая будет снижать тонусность мышц, помогать крохе осваивать процесс ползания и способствовать отхождению газиков;
  • стимулирование хватательного автоматизма, особенно если он слабый, и малыш плохо и мало держит предметы в руках;
  • ежедневно следует проверять, остался ли у крохи нижний хватательный автоматизм и рефлекс Бабинского, такое контрастное стимулирование будет способствовать правильному развитию стопы;
  • защитный автоматизм помогает малышу при выкладывании на животик укреплять мышцы шеи и плеч, что приблизит момент, когда он сможет удерживать головку, и в целом ускорит темпы развития мускулатуры ребенка.

Оральные автоматизмы

Безусловные рефлексы новорожденных этой группы отвечают за процесс сосания и проявляются в первые часы жизни крохи.

Сосательный рефлекс

Данный автоматизм проявляется при воздействии на полость рта ребенка: если вложить малышу в ротик соску или сосок, он тут же начинает делать характерные сосательные движения. Сосательный рефлекс важен не только для получения пищи: благодаря регулярным движениям челюсти правильно формируется лицевой скелет у детей, происходит очистка ушек от загрязнений. Сосательный автоматизм сохраняется у детей на первом году жизни.

Хоботковый автоматизм

Если приложить к губам грудничка палец, сосок или соску, кроха вытянет их, словно хоботок. Сосательный автоматизм работает в паре с хоботковым: почувствовав объект, из которого можно получить пищу, ротик малыша принимает нужную форму, захватывает «источник питания» и начинает производить сосательные движения. Хоботковый автоматизм наблюдается у детей до 2-3 месяцев, плавно угасая к концу этого срока. Дольше он сохраняется у малышей, имеющих поражение ЦНС.

Искательный рефлекс

Этот автоматизм также помогает новорожденному питаться. Если дотронуться до уголка рта ребенка, он повернет голову в ту сторону, которой вы коснулись. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам, когда младенец начинает хорошо видеть.

Реакция Бабкина

Если надавить на ладошки грудничка, у него приоткроется ротик, а подбородок прижмется к груди. По становлению этого автоматизма специалисты определяют состояние малышей, особенно если роды проходили тяжело: если рефлекс слабый или отсутствует, значит у ребенка есть нарушения в работе ЦНС. Рефлекс Бабкина угасает после 3 месяцев жизни.

Глотательный автоматизм

Он позволяет ребенку проглатывать пищу. И если сосательный рефлекс постепенно затухает к концу первого года жизни, то глотательный остается с человеком навсегда.

Двигательные автоматизмы

  1. Защитный рефлекс проявляется, когда младенца кладут на животик — малыш должен повернуть головку в сторону. Вложив в кроху такой автоматизм, природа охраняет его от удушения из-за невозможности перевернуться самостоятельно на бок или на спину. Защитный автоматизм проявляется у малышей с первых часов жизни, но у детей с поражением ЦНС он может отсутствовать.
  2. Рефлекс опоры можно выявить, если, поддерживая кроху под мышки, предоставить его ступням опору. Малыш при этом должен выпрямить корпус и встать на полную стопу. При легком наклоне вперед грудничок начинает «шагать». Эта реакция — временное явление и из нее не вырастают двигательные навыки. Автоматизм в норме должен угаснуть до 1,5 месяцев.
  3. Рефлекс Бауэра представляет из себя способность совершать ползательные движения. Автоматизм проявляется у малыша в любой позе и усиливается, если его ступням предоставить опору. Специалисты отмечают наличие этой реакции с 3-4 дня, а угасает она постепенно к 4-5 месяцам, когда ползание становится для ребенка осознанным занятием.
  4. Хватательный рефлекс заключается в том, что при вкладывании объекта в ладони младенца, ребенок его зажимает в кулачок и прочно удерживает. Данный автоматизм отмечается у детей до 3-4 месяцев. Хватательный рефлекс есть и на нижних конечностях: если надавить на стопу в области 2 и 3 пальцев, малыш согнет пальчики ног. Как правило, наличие этого автоматизма на ступнях проверяется вместе с рефлексом Бабинского.
  5. Рефлекс Бабинского — это неосознанное разгибание и расправление пальчиков стопы после проведения пальцем по наружной стороне ступни от пяточки к пальцам.
  6. Рефлекс Моро у новорожденных проявляется сразу после появления на свет и заключается в симметричном разведении и сведении ручек младенца в ответ на различные раздражители: похлопывание по бедру, резкий шум, удар по пеленальной поверхности в 15 см от головки ребенка. Автоматизм этот постепенно угасает к полугоду.
  7. Реакция Галанта действует, когда новорожденного, лежащего на боку, поглаживают по линии позвоночника, в ответ на эти действия малыш изгибает спинку. В норме автоматизм начинает проявляться с 5-6 дня и наблюдается до 3-4 месяцев, если же у младенца имеется поражение спинного мозга, рефлекс Галанта не будет действовать.
  8. Рефлекс Переса проявляется при болезненном надавливании на остистые отростки позвонков, реакция ребенка на такие действия должна быть соответствующей — малыш будет плакать, мышечный тонус у него резко повысится, что приведет с сгибанию конечностей. Автоматизм Переса наблюдается у малышей до 4 месяцев, но отсутствует у детей с поражением ЦНС.

Позотонические рефлексы

Данная группа автоматизмов отвечает за двигательное развитие младенца и контролирует тонусность мышц. Именно благодаря им дитя может поднимать головку, а впоследствии учится сидеть, стоять и ходить. В норме эти рефлексы проявляются постоянно у новорожденных, а у недоношенных выражены слабо.

  1. Реакция Магнуса-Клейна характеризуется разгибанием и сгибанием определенных конечностей при повороте головы лежащего ребенка. Так, если лицо крохи обращено к правой ручке, то она распрямится, а левая, наоборот, согнется.
  2. Шейный автоматизм также связан с изменением тонуса мышц при движении шеей. Если согнуть голову новорожденного, у него повысится тонус сгибателей рук и разгибателей ножек, то есть верхние конечности согнутся, а нижние — разогнутся. При обратном движении головки малыша ручки его распрямятся, а ножки подогнутся.
  3. Лабиринтный рефлекс выражается в тонусе мышц-разгибателей в положении на спине, если же кроху выложить на животик, его спинка, ручки и ножки словно подогнутся, и младенец примет позу эмбриона.
  4. Группа установочных реакций появляется со второго месяца жизни и позволяет малышу удерживать части своего тела: сначала головку в вертикальном положении, затем приподнимать ее, лежа на животике. Со временем рефлекторная тонусность перерастет в контролируемую мозгом, а пока малышу помогает сама природа.
  5. Физиологические реакции выпрямления и равновесия позволяют крохе координировать свои движения и удерживать свое тело при сидении и в вертикальном положении, причем автоматизм выпрямления постепенно сменяется на автоматизм равновесия. Поначалу у младенца возникает тонусность мышц, которая влияет на его положение, а затем его организм учится самостоятельно балансировать, напрягая определенные мышцы. На основании этих сложных реакций выстраивается база практически всех двигательных навыков.

newbabe.ru

Врождённые физиологические рефлексы — это… Что такое Врождённые физиологические рефлексы?

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъём головы и даже запрокидывание её назад.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 — 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 — 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 — 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх-четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер, пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми) может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет. ( Dettwyler 1995).

Гемочелюстной рефлекс (рефлекс Полянского)

При надавливании с двух разных сторон головы на ребёнка чистыми руками врача-акушера, голова ребёнка сгибается с двух разных сторон черепа ребёнка, вследствие чего вызывается открытие рта ребёнка. Вялость ребёнка после диагностирования рефлекса и быстрая истощаемость запаса крови ребёнка является естественным следствием нормальной работы рефлекса. Отсутствие или слабая выраженность рефлекса могут быть следствием вялости рук врача-акушера.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого, ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

См. также

dic.academic.ru

норма и отклонения от нее

В этой статье:

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения. Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней — неонатальный период. На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается. Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный. Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
СосательныйВозникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питанииДо 12 месяцев
ГлотательныйПри попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимоеОстается до конца жизни
ХоботковыйЕсли по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботокДо 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина)Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротикДо 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля)При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малышаДо 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и РобинсонаЕсли в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положенииДо 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского)При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно)Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий»)Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставахДо 3-4 месяцев
КернигаНогу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможноДо 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походкиЕсли поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбуДо 1,5-2 месяцев
Рефлекс опорыОбычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стояДо 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра)Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползаниеДо 3-4 месяцев
ГалантаПри проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасанияДо 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна. Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика». Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно. Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра. Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

  • Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
  • Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
  • Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
  • Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
  • Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы. При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия. Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки. Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем. Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

Полезное видео о рефлексах новорожденных

moirody.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*