Четверти, триместры, модули, биместры: в чём отличия и какая форма обучения в школе лучше
Российские школы могут определять режим работы (пятидневку или шестидневку) и график каникул (раз в пять недель или три раза за учебный год) самостоятельно. Татьяна Волошко разобралась, какие формы обучения в школе существуют, чем они отличаются друг от друга и есть ли им какая-то альтернатива.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Консервативные четверти
Несколько лет назад в проекте «Активный гражданин» среди родителей, учителей и школьников провели опрос: четверти, триместры или модули. Тогда традиционная форма обучения по четвертям с небольшим отрывом обошла модульную. С тех пор мало что изменилось. Многие российские школы по-прежнему выбирают четвертную форму.
Хотя недовольных такой формой обучения тоже хватает. И всё из-за длинных и неравномерных четвертей (8, 7, 11 и 7 недель). А к нескончаемой третьей четверти отдельное замечание: за 11 учебных недель дети больше болеют, чем учатся. Тем не менее многие московские школы от четвертей пока отказываться не собираются.
«Наш лицей открылся 30 лет назад. В то время других форм обучения просто не существовало. У нас интенсивная учёба. И по нашим подсчётам при модульной форме теряется одна учебная неделя. Зачем её терять, обещая отдать, как я говорю, „сухарями“ в виде дистанционного образования? Ещё один плюс: четвертная система совпадает с праздниками (ноябрь и январь) — родители и дети отдыхают в одно время. Да, третья четверть действительно бывает перегруженной, но вполне можно равномерно распланировать все школьные мероприятия в течение года. А ещё передвинуть весенние каникулы на одну-две недели раньше — и вопрос решён».
Владимир Чудов, директор лицея № 1502
«Я голосовала за четвертную систему. Третья четверть меня совсем не пугает. А вот система „5+1“ мне как раз не нравится: дети только настроятся на работу, только войдут в ритм — как сразу расслабление. А потом опять раскачка. При такой системе дети учатся вполсилы».
Мария Дайковская, мама восьмиклассницы
«Мне очень нравятся четверти. Они привязаны к госпраздникам — это удобно родителям. Моя дочка учится в 1 классе, и в третьей четверти в феврале каникулы. Правда, мне сказали, что в следующем году их уже не будет, но я сама буду их устраивать, если почувствую, что ребёнок устал. А при системе „5+1“ я совершенно не понимаю, чем в каникулы занимаются дети (особенно со 2 класса)».
Анна Кузнецова, мама, учитель географии Донской гимназии.
Триместры и модульная система
Три триместра, в каждом из которых, как можно догадаться, по три месяца, с двумя длинными каникулами по 17-18 дней (осенними и весенними) и трёхмесячными летними называют триместровой системой. Эта форма обучения в чистом виде на самом деле немного где используется, и в опросе «Активный гражданин» набрала минимальное количество голосов. Но если разбираться в терминологии, то она не проиграла.
На основе триместровой системы разработали модульную. Три учебных месяца — это, конечно, много. Пришлось разбить ещё пополам. Получилось шесть полуинтервалов — пять учебных недель и одна неделя каникул. Хотя итоговые оценки детям всё равно выставляют в конце триместра, а не так называемого модуля.
Как бы там ни было, система «5+1» считается не такой загруженной, как четвертная. Но и к ней есть замечания. Иногда учебные интервалы то сокращаются до четырёх, то увеличиваются до шести недель. И это не очень нравится и родителям и детям.
«Учебные периоды при системе каникул (5+1) действительно могут немного корректироваться в зависимости от того, на какие дни недели выпадают 1 сентября, новогодние и другие праздники. Но это это не какие-то радикальные корректировки, поэтому в целом ритм соблюдается».
Илья Новокрещёнов, директор школы «Покровский квартал»
Короткий учебный интервал в пять недель можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Об этом очень хорошо сказал выпускник 2017 года.
«Мозгу одиннадцатиклассника адаптироваться под такой график трудно. Продуктивность обучения, которая в таком режиме вроде бы должна расти (ну частый отдых, полезно же!), вместо этого падает, так как просто не успеваешь перестроиться. В каникулы либо тупо лежишь на диване, уткнувшись в телефон, либо пытаешься делать что-то для себя полезное. Но много полезного сделать не получается: мозг ещё не устал, но уже отдыхает и работать отказывается. А в понедельник начинаешь снова свою унылую пятинедельку и опять не успеваешь к ней привыкнуть, а на носу уже следующие каникулы. Как так-то?».
Иван Ветошкин, выпускник 2017 года
Родители школьников в общем-то довольны этой схемой, но недостатки тоже есть.
«Дети меньше болеют — проверено на собственном ребёнке, так как мы когда-то учились и по четверной системе. Минус в том, что на разгон уходит много времени, а на качественную учёбу остаётся букально полторы недели. Но для меня главное — здоровье сына, поэтому система „5+1“ оптимальна. А идеального варианта нет».
Галина Леонтьева, мама семиклассника.
Не очень популярные биместры
Существует ещё одна, не слишком популярная форма обучения (по которой учатся ученики Павловской гимназии в Подмосковье и в Университетской школе МГПУ) — биместровая система. Это пять равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры) и пять каникул по две недели между ними. При такой системе учебный год длится 10 месяцев, с сентября по июнь, а летние каникулы — всего два месяца (это шестой биместр).
«На самом деле трёхмесячным каникулам всего лишь около 25 лет. До этого в СССР каникулы длились два с небольшим месяца, так как июнь для средней и старшей школы был месяцем трудового воспитания. Ни в одной стране мира в школах нет таких длинных каникул (чаще всего два месяца). У нас это вошло в норму, и мы к этому привыкли. А это и социальная, и психологическая, и экономическая, образовательная проблема. Когда мы замеряли, сколько остаётся остаточного знания после учебного года с трёхмесячными каникулами, то получили печальные 15-20%. В сентябре дети пытаются реанимировать знания, и на это уходит как минимум месяц».
Сергей Степанов, доктор психологических наук, профессор Московского института открытого образования
Идеальной формы обучения в школе нет и вряд ли может быть. Но в каждой системе учителя, родители и дети находят для себя какие-то плюсы. И это, пожалуй, главное.
mel.fm
Триместры
Уважаемые родители!Администрация ЧОООУ «Православная гимназия во имя Свт. Филарета Московского» уведомляет Вас о переходе с 01 сентября 2018 года на обучение по триместрам.
С 01 сентября 2018 года наша гимназия планирует перейти на обучение по триместрам. Данное решение было принято 28 мая 2018 года педагогическим советом в рамках своей компетенции. Указанное решение основывается на положениях статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель триместровой системы обучения – обеспечение эффективного качества образовательной подготовки учащихся с учетом здоровьесберегающих технологий. Самый большой плюс триместров — в равномерном распределении учебной нагрузки (согласно исследованиям ученых, работоспособность учащихся существенно снижается после 5-6-ти недель учебных занятий).
Задачи триместровой системы обучения:
- Осуществление положительного влияния триместровой системы образования на психофизическое состояние детей (учащиеся получают возможность спокойно отдохнуть и с новыми силами приступить к завершению триместра.
- Обеспечение объективного оценивания результатов (накопление большего количества оценок).
- Достижение равномерного распределения учебной нагрузки в течение всего учебного года, равномерной интервальности отдыха учащихся (здоровьесберегающий подход).
Организация процесса:
Триместры предполагают равномерное деление учебной нагрузки в течение учебного года: по три месяца каждый триместр, в свою очередь делится на две части, между которыми предполагаются рабочие каникулы. (Этим достигается приблизительно равномерное распределение учебной нагрузки в течение всего учебного года, равномерная интервальность отдыха учащихся (здоровьесберегающий подход).
Промежуточная аттестация происходит в конце ноября, февраля, мая.
Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель без учета государственной итоговой аттестации.
Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.
Подробнее о триместрах: альтернативный режим был разработан советскими учеными еще в конце 50-х годов прошлого века. Первыми опробовали новую систему московские и ленинградские школы — больше 30 лет назад. Педагоги и родители очень хорошо знают, как резко снижается здоровье наших детей, стоит им пойти в школу. Медики, как оказалось, тоже думают об этой проблеме. В середине прошлого века исследования зарубежных ученых показали, что работоспособность учащихся существенно снижается после 5-и недель учебных занятий. Именно поэтому и была предложена альтернативная структура учебного года, предполагающая регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами. На то, что «традиционная» структура учебного года далека от совершенства, впервые (33 года назад!) указал профессор С. М. Громбах в 1975 году. Он писал об этом на страницах журнала «Советская педагогика». А за последнее время из-за увеличения школьных нагрузок эта ситуация ещё обострилась. После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье. Ведущий сотрудник института, кандидат медицинских наук Степанова М. И. отметила, что при обучении по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано, что психоэмоциональное состояние учащихся оказалось более устойчивым.
По мнению учителей, которые находят триместровую систему более эффективной с точки зрения организации учебного процесса, следует отметить следующие плюсы:
— во время каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые вызывают у них затруднение и ликвидировать задолженности перед окончанием триместра;
— накапливается больше оценок для наиболее адекватной промежуточной аттестации;
— увеличивается накопляемость оценок у обучающихся (при традиционной системе максимум 2-3 оценки при одном часе в неделю), что повышает объективность выставления оценок за триместр, что особенно важно в старших классах;
— удобнее выставлять оценки. Раньше учитель, который ведет в классе один урок в неделю, не всегда мог выставить хотя бы одну оценку каждому ученику, а теперь за три месяца это сделать значительно проще;
— выставление годовых оценок превращается в чисто техническую процедуру: если оценки, набранные учеником за год, выглядят как »5, 5, 4» – естественно, напрашивается итоговая »пятерка». В отличие от »5, 5, 4, 4», когда педагогу приходится принимать волевое решение. Кстати, школьникам также выпадает меньше стрессов, волнений и подозрений в учительской несправедливости;
— каникулы в середине триместра позволяют подвести предварительные итоги;
— появляется возможность во время каникул заняться корректировкой планов, подведение итогов, снять напряжение учебного периода.
Учащиеся отмечают следующие преимущества триместровой системы:
— каникулы с триместровой аттестацией дают возможность лучше систематизировать занятия, больше времени остается на то, чтобы «подтянуться»;
— появилась возможность «расслабиться» в каникулы в середине триместра, чтобы набраться сил для следующей половины учебного периода;
— общего времени отдыха становится на несколько дней больше;
— организм привыкает к чередованию работы и отдыха в определенном ритме.
Триместры
1 триместр — сентябрь, октябрь – каникулы — ноябрь
2 триместр – декабрь – каникулы — январь, февраль
3 триместр – март – каникулы – апрель, май
fil-gim.ru
Статья на тему: Преимущества триместровой системы обучения в школе.
Преимущества триместровой системы обучения в школе.
Бондарева Виктория Игоревна
Директор МОУ школа № 2
г.о. Жуковский
В соответствии с Законом РФ « Об образовании» ст.15 п.1: «Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно».
1 сентября 2013 года МОУ школа № 2 перешла на триместровую систему организации обучения. Так как практика триместровой системы организации образовательного процесса уже достаточно распространена, переходу предшествовало изучение опыта школ, в которых обучение организовано по триместрам и ознакомление с аргументами в пользу данной системы.
Сравнивая традиционную систему и триместровую, были отмечены следующие преимущества: в отличие от четвертей (первые две четверти были по два месяца, третья – очень длинной, а четвёртая из-за большого количества выходных и праздников в мае – короткой), учебный год при триместровой системе будет делиться на три равных промежутка времени, что позволит равномерно распределить учебную нагрузку в течение учебного года. При триместровой системе организации обучения продолжительность учебного года второй и третьей ступеней общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, как и при традиционной системе, а продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) и летнего отдыха соответствует традиционной системе.
Традиционная система школьных четвертей крайне нерациональна в основном – из–за длинной третьей четверти, которая приходится на период наиболее холодной погоды, короткого светового дня, эпидемиологического неблагополучия. В лексиконе школьных психологов даже появился новый термин – «синдром третьей четверти», который подразумевает ярко выраженную усталость учеников, жалобы на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, сниженное внимание.
После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье.
Ведущий сотрудник института, кандидат медицинских наук Степанова Марина Исааковна отметила, что при обучении по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано меньше случаев повышенной и высокой степени невротизации, психо — эмоциональное состояние обучающихся оказалось более устойчивым.
В результате перехода МОУ школа № 2 на триместровую систему организации образовательного процесса нами также было отмечено снижение заболеваемости обучающихся, что подтверждается результатами медицинских осмотров.
Результаты ежегодных медицинских осмотров обучающихся:
Сведения о болезнях | 2012 – 2013 учебный год Традиционная система | 2013 – 2014 учебный год Триместровая система |
Болели простудными болезнями | 57,3% | 54,7% |
Травмы | 1,1% | 1,2% |
Прочие заболевания | 27,2% | 19,7% |
Сведения о болезнях | 2012 – 2013 учебный год Традиционная система | 2013 – 2014 учебный год Триместровая система |
Не болели | 19,2% | 22,5% |
Болели 1-3 раза | 78,6% | 75% |
4 -6 раз | 2,2% | 2,5% |
Болели более 6 раз | 0% | 0 % |
2012 – 2013 учебный год Традиционная система | 2013 – 2014 учебный год Триместровая система | |
Болезни ЦНС | 1,8% | 1,3% |
Пищеварительной системы | 5,5% | 5,3% |
Снижение зрения | 10,5% | 9,7% |
Нарушение осанки | 11,46% | 11% |
Анализ состояния здоровья позволяет расценивать обучение в условиях равномерного чередования учёбы и каникул как здоровье сберегающее.
Кроме снижения заболеваемости, к преимуществам триместровой системы следует отнести более устойчивое психо — эмоциональное состояние обучающихся и повышение успеваемости обучающихся.
По результатам работы психолога школы было отмечено снижение числа обращений педагогов по вопросам трудностей в освоении обучающимися учебной программы, конфликтного поведения обучающихся:
2012 – 2013 учебный год Традиционная система | 2013 – 2014 учебный год Триместровая система | |
Обращения учителей по вопросу трудностей в освоении учебной программы, снижения уровня учебной мотивации обучающихся | 48 | 37 |
Обращений по вопросу конфликтного поведения обучающихся | 31 | 24 |
Таким образом, переход на триместры способствуют: сохранению и укреплению здоровья детей, снижению перегрузки обучающихся,
улучшению психологического климата в школе, в классах и на уроках, снижению психо — эмоционального напряжения участников образовательного процесса, повышению удовлетворенности школой детей, родителей, педагогов.
Согласно результатам анкетирования обучающихся школы, проведённого после введения триместровой системы обучения 94% обучающихся ответили, что их устраивает обучение по триместрам и равномерное распределение учебной нагрузки. 97% обучающихся устраивает наличие коротких промежуточных каникул. А 69% обучающихся
считают то, что нечётное количество оценок по предметам за триместры даёт возможность выставить более объективно итоговые оценки.
Обучающиеся отмечают следующие преимущества триместровой системы:
1. Каникулы чрез пять недель дают больше времени на то, чтобы «подтянуться», ликвидировать задолженность по предметам.
2. Появляется возможность «расслабиться» в каникулы в середине триместра, чтобы набраться сил для следующей половины учебного периода.
3. То, что всегда знаешь, когда каникулы и аттестация, дает внутренний настрой, большую четкость и ясность.
Плюсы новой системы, которые отмечают учителя:
1. Переход с четвертей на триместры для педагогов означает, что одним отчетом у них будет меньше.
2. Новая система способствует увеличению накопляемости оценок у обучающихся (при традиционной системе наблюдалась низкая накопляемость оценок при одном часе в неделю), что повышает объективность выставления оценок за триместр.
3. Нечётное количество оценок по предметам даёт возможность выставить более объективно годовые оценки.
4. Переход на триместровую систему обучения способствует оптимальному сочетанию учебной работы и отдыха.
5. Каникулы в середине триместра позволяют подвести предварительные итоги.
6. Появляется возможность во время каникул заняться корректировкой планов, подведением итогов, снять напряжение учебного периода.
По мнению родителей, переход на триместровую систему обучения способствует уменьшению случаев заболеваемости детей, благодаря возможности физической и психологической разгрузки через каждые пять недель. Также для родителей стало важным увеличение числа периодов отдыха для совместных семейных занятий (путешествий, совместного труда).
У системы есть единственный недостаток, который исчезнет в случае перехода всех школ на единую систему обучения:
несовпадение планирования учебной и воспитательной работы в школе с планами учреждений, в том числе и дополнительного образования, работающими по традиционной системе.
Источники: 1. Журнал «Управление начальной школой» № 12, 2009 года
М.И. Степанова, д-р мед. наук, зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, г. Москва.
2.Закон РФ « Об образовании» ст.15п.1.
3.[ http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/chto-takoe-trimestr-nashi-razmyshlenija.html].
4. [http://murzim.ru/nauka/pedagogika/29039-zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-shkole.html].
nsportal.ru
Переход на обучение по триместрам
Уважаемые родители!
Администрация МБОУ «Сиверская гимназия» уведомляет Вас
о переходе с 1 сентября 2017 года на обучение по триместрам.
С 1 сентября 2017 года наша гимназия планирует перейти на обучение по триместрам. Данное решение было принято 30 марта 2017 года педагогическим советом в рамках своей компетенции. Указанное решение основывается на положениях статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель триместровой системы обучения – обеспечение эффективного качества образовательной подготовки учащихся с учетом здоровьесберегающих технологий. Самый большой плюс триместров — в равномерном распределении учебной нагрузки (согласно исследованиям ученых, работоспособность учащихся существенно снижается после 5-ти недель учебных занятий).
Задачи триместровой системы обучения:
- Осуществление положительного влияния триместровой системы образования на психофизическое состояние детей (учащиеся получают возможность спокойно отдохнуть и с новыми силами приступить к завершению триместра; не будет назиданий родителей, популярных наказаний перед каникулами: не пойдешь на улицу и т.п.)
- Обеспечение более частой промежуточной аттестации в 10-11 классах, чем по полугодиям: три раза, что позволит исключить неоправданный расслабление старшеклассников в 10-м классе и первой половине 11-го класса.
- Обеспечение объективного оценивания результатов (вместо 4-х отметок за четверть в младшем и среднем звене и 2 отметок в старшем звене будет 3 отметки за триместры).
- Достижение равномерного распределения учебной нагрузки в течение всего учебного года, равномерной интервальности отдыха учащихся (здоровьесберегающий подход).
При переходе на триместры не ущемляются права ни учащихся переводных классов, ни выпускников 9 и 11 классов.
Организация процесса:
Триместры предполагают равномерное деление учебной нагрузки в течение учебного года: по три месяца.Каждый триместр, в свою очередь делится на две части, между которыми предполагаются рабочие каникулы. (Этим достигается приблизительно равномерное распределение учебной нагрузки в течение всего учебного года, равномерная интервальность отдыха учащихся (здоровье- сберегающий подход).
Промежуточная аттестация происходит в конце ноября, февраля, мая.
Продолжительность учебного года второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной итоговой аттестации.
Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Во время рабочих каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые вызывают у них затруднение и ликвидировать задолженности. Продолжительность учебного года при триместровой системе обучения такая же, как и при обучении по четвертям.
Подробнее о триместрах: альтернативный режим был разработан советскими учеными еще в конце 50-х годов прошлого века. Первыми опробовали новую систему московские и ленинградские школы — больше 30 лет назад. Педагоги и родители очень хорошо знают, как резко снижается здоровье наших детей, стоит им пойти в школу. Медики, как оказалось, тоже думают об этой проблеме. В середине прошлого века исследования зарубежных ученых показали, что работоспособность учащихся существенно снижается после 5-и недель учебных занятий. Именно поэтому и была предложена альтернативная структура учебного года, предполагающая регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами. На то, что «традиционная» структура учебного года далека от совершенства, впервые (33 года назад!) указал профессор С. М. Громбах в 1975 году. Он писал об этом на страницах журнала «Советская педагогика». А за последнее время из-за увеличения школьных нагрузок эта ситуация ещё обострилась. После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье. Ведущий сотрудник института, кандидат медицинских наук Степанова М. И. отметила, что при обучении по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано меньше случаев повышенной и высокой степени невротизации, психоэмоциональное состояние учащихся оказалось более устойчивым. Таким образом, регулярное чередование учебы и каникул положительно сказывается как на здоровье детей. Согласно анкетированию учащихся, проведенному в школах России в сентябре 2011 года, традиционный вариант каникул выбрали 18,8% учащихся систему «5+1» — 83,5%. В школах, где введена такая система, обучающихся отмечают: 15,2% — стали меньше уставать в течение триместра; 40,5% — достаточно времени, чтобы «подтянуть» отдельные предметы; 11,4% — снизилась нагрузка; 20,3% — учебный год делится на равные промежутки времени, что способствует снижению тревожности и напряженности; 40,3% — возвращаясь с каникул внутри семестра, можно с новыми силами более качественно закончить триместр.)
По мнению учителей, которые находят триместровую систему более эффективной с точки зрения организации учебного процесса, следует отметить следующие плюсы:
— во время каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые вызывают у них затруднение и ликвидировать задолженности перед окончанием триместра;
— накапливается больше оценок для наиболее адекватной промежуточной аттестации;
— увеличивается накопляемость оценок у обучающихся (при традиционной системе максимум 2-3 оценки при одном часе в неделю), что повышает объективность выставления оценок за триместр, что особенно важно в старших классах;
— удобнее выставлять оценки. Раньше учитель, который ведет в классе один урок в неделю, не всегда мог выставить хотя бы одну оценку каждому ученику, а теперь за три месяца это сделать значительно проще;
— выставление годовых оценок превращается в чисто техническую процедуру: если оценки, набранные учеником за год, выглядят как »5, 5, 4» – естественно, напрашивается итоговая »пятерка». В отличие от »5, 5, 4, 4», когда педагогу приходится принимать волевое решение. Кстати, школьникам также выпадает меньше стрессов, волнений и подозрений в учительской несправедливости: с цифрами не поспоришь;
— оптимальное сочетания учебной работы и отдыха, можно планировать триместровые проекты;
— каникулы в середине триместра позволяют подвести предварительные итоги;
— появляется возможность во время каникул заняться корректировкой планов, подведение итогов, снять напряжение учебного периода.
Учащиеся отмечают следующие преимущества триместровой системы:
— каникулы с триместровой аттестацией дают возможность лучше систематизировать занятия, больше времени остается на то, чтобы «подтянуться», сделать реферат, триместровую работу;
— появилась возможность «расслабиться» в каникулы в середине триместра, чтобы набраться сил для следующей половины учебного периода;
— общего времени отдыха становится на несколько дней больше;
— организм привыкает к чередованию работы и отдыха в определенном ритме.
Родители считают:
— дети стали меньше болеть благодаря возможности физической и психологической разгрузки;
— в связи с уменьшением количества аттестаций снижается стресс, вызываемый ситуацией оценки;
— увеличивается число периодов отдыха для совместных семейных занятий (путешествия, совместный труд и т.д.).
Триместры
1 триместр — сентябрь, октябрь, – каникулы — ноябрь
2 триместр – декабрь – каникулы — январь, февраль
3 триместр – март – каникулы – апрель, май
sivgimn.eduface.ru
Что такое триместровая система организации учебного времени?
Елена Мазитова
В украинских школах может появиться новая форма организации учебного времени — триместровая система. О том, что это такое, а также каким образом нововведение повлияет на учебный процесс читайте далее.
В отличие от привычных четвертей, триместровая система предусматривает разделение времени обучения на равные части. Таким образом, промежутки между обучением и отдыхом практически одинаковые. Эксперты отмечают, что такой подход поможет правильно распределить нагрузку на школьников.
В целом триместровая система обучения включает шесть учебных триместров и такое же количество периодов для каникул. При этом продолжительность отдыха для школьников — одна неделя. Исключением являются двухнедельные новогодние и летние каникулы продолжительностью три месяца.
Предварительное расписание школьных каникул согласно триместровой системе выглядит следующим образом:
- 1 триместр/осенние каникулы — с 2 по 8 октября включительно;
- 2 триместр/осенние каникулы 2 этап — с 17 по 23 ноября включительно;
- 3 триместр/зимние каникулы — с 27 декабря по 8 января включительно;
- 4 триместр/зимние каникулы 2 этап — с 21 по 27 февраля;
- 5 триместр/весенние каникулы — с 10 по 16 апреля включительно;
- 6 триместр/летние каникулы — с 1 июня по 31 августа включительно.
Как видим, триместровая система построена таким образом, что каждый учебный период заканчивается отдыхом. При этом время каникул в школах по данной системе практически не совпадает с каникулами по обычной четвертной системе.
Если вы уже планируете семейный отдых на следующий год, учтите, что в графике школьных каникул могут возникнуть изменения. Дело в том, что Министерство образования определяет лишь общее количество времени для учебы и отдыха. А школа имеет право самостоятельно устанавливать периоды каникул, придерживаясь при этом рекомендаций ведомства.
Фото: depositphotos
Читайте также
4mama.ua
Каникулы по триместрам
Расписание каникул в школах, вузах и учреждениях среднего профессионального образования в Москве утверждаются индивидуально для каждого учебного заведения его директором, ректором или другим ответственным за принятие решения лицом. На практике же график каникул редко отличается от рекомендаций вышестоящего органа управления.
Российские школы живут по двум учебным «календарям»: четвертям и триместрам. В зависимости от этого, а также ориентируясь на рекомендации Министерства образования учебные заведения сами определяют даты каникул. В целом школе выгодно придерживаться общеустановленных рамок, так как общие каникулы означают более широкие возможности в организации качественного детского досуга: спектаклей, экскурсий, концертов и т.п.
Каникулы в школах с системой обучения по триместрам
До ближайших каникул осталось:
: : :днейчасовминутсекунд
- Осенние каникулыс 08 октября по 14 октября 2018 года.
- Вторые осенние каникулыс 19 ноября по 25 ноября 2018 года.
- Зимние каникулыс 31 декабря по 08 января 2019 года.
- Вторые зимние каникулыс 18 февраля по 24 февраля 2019 года.
- Весенние каникулыс 08 апреля по 14 апреля 2019 года.
- Летние каникулыс 27 мая по 01 сентября 2019 года.
Рассчитать график каникул при учебе по триместрам несколько проще: там они не совпадают с государственными праздниками. Даты определяются просто – по системе «5 + 1», то есть каждая шестая неделя – это каникулы. Таким образом, школьники отдыхают два раза осенью, два раза зимой и по одному разу весной и летом.
Осенние каникулы 2018–2019 учебного года
Первые осенние каникулы 2018 года ждут школьников с 8 октября по 14 октября. До следующих придется чуть больше месяца грызть гранит науки, посвящая себя занятиям. Получить следующую неделю отдыха от уроков можно будет с 19 по 25 ноября.
Новогодние каникулы 2018–2019 учебного года
Зимой 2018/2019 в школах с модульной системой также предусмотрено два периода отдыха. Первые зимние каникулы в этом году будут длиться с 31 декабря по 8 января . Это, кстати, единственные каникулы, совпадающие с графиком традиционной системы обучения по четвертям. Второй раз школьники будут отдыхать с 18 по 24 февраля.
Зимние каникулы 2018–2019 учебного года
Весенние каникулы 2018–2019 учебного года
Учащимся остальных классов школ с модульной системой до весеннего отдыха придется подождать чуть дольше. Весенние каникулы планируются с 8 по 14 апреля. Зато совсем скоро после них настанут уже и майские праздники, дающие возможность не ходить в школу еще несколько дней.
Летние каникулы 2018–2019 учебного года
Летние каникулы в 2019 году традиционно пройдут с 27 мая по 1 сентября.
* Для учащихся первых классов и классов коррекционно-развивающего обучения.
Кроме плановых каникул, занятия в школе могут быть отменены по следующим причинам.
www.examen.ru
Каникулы для школьника: триместры или четверти?
С 2013 года вступил в силу закон, который разрешает общеобразовательным учреждениям России по своему усмотрению организовывать учебный процесс и решать в индивидуальном порядке, сколько каникул должно быть в учебном году. Но правильно ли это? Как точно и равномерно распределить нагрузку на учеников? Сколько раз в году лучше всего отдыхать школьникам, разбирался MedAboutMe.
Четверти или триместры: кто устанавливает каникулы?
В России закон «Об образовании», предусматривающий количество каникулярных дней в учебном году, предоставляет учебным заведением право выбора. Ограничений практически нет, хотя и установлено обязательное правило — отдыхать ученики школы должны не менее 30 дней в течение года.
График каникул для каждой в отдельности школы составляется в индивидуальном порядке, как правило, директором учреждения. Учитывается загруженность детей, количество учащихся, месторасположение школы (отдаленность от крупных населенных пунктов) и многие другие факты. На практике же такое расписание очень редко противоречит рекомендациям вышестоящего управляющего органа. Менять привычный график учебы хотят не все.
Новый учебный 2016-2017 год предусматривает два разных календаря, школьники «живут» либо по четвертям, либо по триместрам. Учитывая советы Министерства образования, учебные заведения устанавливают индивидуальный график каникул.
Преимущества триместров и развитие детей
От привычной для многих бывших и настоящих учеников системы четвертей вот уже третий год подряд может отказаться каждая российская школа. Учебный год теперь делят на три полноценных триместра, каждый из которых длится от 10 до 12 недель.
- I триместр заканчивается 18.11.
- II триместр — 23.02.
- III триместр — 31.05.
Сегодня по такому принципу работают школы Великобритании, России и некоторых штатов США.
Среди преимуществ обучения по триместрам стоит выделить:
- Частые каникулы, что непременно сказывается не только на успеваемости детей, но и на их здоровье. Ученики (особенно младших классов) быстро утомляются из-за интенсивного и жесткого учебного графика. Регулярный отдых — прекрасный способ для восстановления сил. Педагоги в тех школах, которые уже работают по принципу триместров, все чаще говорят, что учебные инновации только положительным образом отражаются на учебном процессе и развитии детей. Триместры позволяют исключить третью затяжную четверть, на которую ни у преподавателей, ни у учеников уже недостаточно сил.
- Триместры длиннее четвертей, а это огромный плюс при аттестации, ведь за такой длительный период у учителя есть возможность проанализировать знания каждого ученика. Все успеют получить свои оценки.
- Что касается здоровья, то по статистическим подсчетам прослеживается положительная динамика. Школьники практически все пиковые периоды заболеваемости ОРЗ проводят дома, ведь II триместр заканчивается в конце февраля, а осенние каникулы начинаются в октябре.
Отрицательные стороны: минусы обучения по триместрам
Выделяют сегодня и минусы обучения по триместрам:
- Каникулы, которые начинаются в средине триместра, часто вызывают чувство незавершенности. Дети не успели настроиться на учебу и войти в ритм, как снова «идут» отдыхать.
- Каникулы в школе редко совпадают с каникулами в школах искусств. Дети, посещающие кружки, не могут полноценно расслабиться, ведь вроде и в школу ходить не нужно, а дополнительное обучение продолжается.
- Чем больше каникул у детей, тем больше «головной боли» у занятых родителей. Проблема с досугом ребенка всегда остается актуальной, особенно если и мама, и папа работают.
А может, лучше четверти?
В том случае, если график учебы в школе предусматривает четверти, то все каникулы делят на такие периоды:
- Конец октября — начало ноября (9 дней).
- 14 дней на новогодние праздники (последние дни в декабре и первые 10 в январе).
- 1 неделя весной (чаще всего — конец марта).
- 3 месяца летом.
Такой график каникул чаще всего совпадает с выходными днями в художественных школах и музыкальных студиях. После каждой четверти ученики отправляются как бы на заслуженный отдых с готовой аттестацией и ощущением какой-то завершенности.
Школам в какой-то степени выгодно следовать общеустановленным правилам, ведь чаще всего культурные учреждения работают, ориентируясь на четвертную систему. Классический календарь каникул дает более широкие возможности для организации детского досуга.
Но есть в четвертях и свои минусы. Школьники сильно устают в период длинной четверти, и больше болеют. Вспышка заболеваемости ОРЗ выпадает на самую затяжную третью четверть.
Мнение психологов и советы специалистов
Каникулы 2016-2017 учебного года по своему плану выстраиваются еще до 1 сентября, как правило, на Совете школы. Что именно выберет учебное заведение, зависит от многочисленных факторов, в том числе от внутреннего распорядка школы. Но психологи и другие эксперты с учетом практики утверждают, что детям больше нравится триместровая система образования. У учеников создается впечатление, что отдыхают они намного больше.
Что касается педагогов, то за последние несколько лет они все чаще отдают предпочтение четвертям. При триместровой системе дети, только начав учиться, уходят на каникулы. Приходиться продумывать и применять дополнительные методы быстрой мотивации при выходе на учебу, что не всегда получается.
Родителям же лучше всего выбирать ту систему образования, которая подходит их детям. Если в семье несколько детей, и они учатся в разных учебных заведениях, то очень выгодно, чтобы периоды отдыха совпадали. Такой вариант поможет мамам и папам легко выстроить режим, который будет благоприятствовать здоровому обучению.
В итоге, как показывает практика, обе системы образования дают свои положительные результаты, если, конечно, образование организовано на должном уровне.
Интересные мировые факты о каникулах
- В XIX веке в Соединенных Штатах Америки у школьников не было летних каникул. Такой отдых (как в современном понимании) попросту не существовал. Дети из сельской местности оставляли учебу на время сбора урожая, а ученики, проживающие в городах, отдыхали 7 дней через каждый 3 месяца учебы. В конце XIX века была внедрена новая система образования, предоставляющая школьникам одинаковое время на отдых, что существенно помогло снизить их утомляемость.
- В Японии учиться дети начинают в апреле. Состоит учебный год из триместров. Первый заканчивается 20 июля, после чего школьники идут на летние каникулы. Второй триместр начинается 1 сентября и заканчивается 31 декабря. А третий — с января по март.
- В Чехии летние каникулы длятся всего 2 месяца. Отдыхают дети только зимой и летом.
- Школьные каникулы в Германии непродолжительные, по сравнению с Россией. К тому же у каждой федеральной земли свой график отдыха для школьников.
medaboutme.ru
Добавить комментарий