Устный экзамен по русскому языку примеры – Тренировочные варианты устного экзамена по русскому языку 2018

Устный экзамен по русскому для 9 классов

Устный экзамен по русскому для 9 классов


Официальное название
Когда станет обязательным?
Зачем его внедряют?
Что проверяет экзамен?
На что влияет?
Как будет проходить?
Что по баллам
Где посмотреть образец
Интересный факт

Официальное название
Устный экзамен будет иметь официальное название — Итоговое собеседование 9 классов по русскому языку.

Когда
Обязательным устное собеседование станет с 2019 года для выпускников 9-х классов и будет являться допуском к экзамену.
До 2019 года будет проходить апробация. В этот период школьники смогут сдать устный экзамен по желанию, при этом результаты собеседования не повлияют на допуск к государственной итоговой аттестации.

Зачем внедряют
Новшество родилось в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Экзамен должен поспособствовать развитию устной речи школьника.

Кроме того, что такой навык необходим для процесса обучения: дети должны уметь на уроках объяснять решение задач, пересказывать прочитанное, грамотно оформлять высказывания, обсуждать различные вопросы и формулировать собственную точку зрения, — хорошая устная речь позволит решать личные и профессиональные проблемы.

Ведь способность свободно общаться с разными людьми — это качество, необходимое любому современному человеку. Особенно в век информации, развития контента и популяризации успешной жизни.

Цитаты, мнения

«Мы понимаем, что такой устный экзамен — устное собеседование — нужно вводить, потому что это позволяет развивать устную речь, русский язык, литературу. Поэтому, скорее всего, такой допуск как штатный режим будет введен с 2019 года«, — отметил глава Рособрнадзора Кравцов.

В Рособрнадзоре отметили, что введение нового экзамена подчеркнет важность использования на уроках по всем предметам не только письменных, но и устных форм работы.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков полагает, что устный экзамен необходим в современных школах, так как ученики перестали правильно разговаривать на русском языке.

Введение устной части в ОГЭ по русскому языку соответствует мировым трендам: отказ от контроля предметного содержания в пользу проверки умения мыслить и работать с информацией. (Мнение учителя, mel.fm)

К устной части ОГЭ по русскому я отношусь неоднозначно. Боюсь, что мы упрёмся в традиционное «ожидание — реальность». Идея проверить, как школьники могут выстраивать грамотную и связную речь, мне нравится, но реализация вызывает вопросы. (Мнение учителя, mel.fm)

Что проверяет
Экзамен направлен на проверку навыков спонтанной речи.

Во время собеседования комиссия оценит коммуникативные навыки девятиклассников, выявит их способность к ведению диалога на заданную тему, умение осуществлять монологические высказывания, пересказывать прочитанные тексты, грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника.

Основной акцент сделан на спонтанную речь, поэтому на подготовку к заданиям выделят не более минуты.

На что влияет
Успешное прохождение итогового собеседования обеспечит девятикласснику допуск к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Как будет проходить
Выпускники девятых классов будут проходить собеседование в своих школах.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. Их них на подготовку участнику будет даваться около минуты. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Оцениваться оно будет по системе «зачёт»/«незачёт».

Ученикам предложат прочитать текст вслух, пересказать его, порассуждать на заданные темы самостоятельно — в виде монолога, а также в диалоге с экзаменатором.

Модель устного экзамена (итогового собеседования) по русскому языку — 9 класс включает следующие типы заданий:

1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребёнку.

Что по баллам
Общее количество баллов за выполнение всей работы — 14.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка.

В общей сложности школьникам предстоит столкнуться с четырьмя видами заданий, в числе которых:

  • Выразительное чтение текста, написанного в научно-публицистическом стиле. Эта часть собеседования может принести ученику до 2 баллов (14% от всех баллов за КИМ).
  • Пересказ текста, прочитанного в первом задании. При этом ученик должен не только озвучить основные мысли, изложенные во фрагменте, но и дополнить его своими комментариями и мыслями. Данная часть собеседования оценивается в 2 балла (14%).
  • Монолог на тему, которую ученик может выбрать из нескольких предлагаемых вариантов. Выбор может быть сделан в пользу одной их трех тем. Обычно к данному заданию прилагается фотографическое изображение и план монолога. Задание также оценивается в 2 балла (еще 14%).
  • Диалог с членом экзаменационной комиссии. Данный вид задания может обеспечить ученику еще 3 балла (22%).
  • Дополнительные 2 балла можно будет заработать, соблюдая литературные языковые нормы при выполнении заданий номер 1 и 2. Отдельной оценки заслуживает речевое оформление ответов девятиклассника при ведении диалога и монолога – оно оценивается в 3 балла. Эти баллы являются особенно важными, ведь они составляют 36% от всех экзаменационных «очков».

    Где посмотреть образец
    Чтобы посмотреть и сохранить демо-версию, нажмите сюда: Демо-версия.
    Тренировочные варианты тут: Тренировочные варианты.
    Кроме того, с официальной с информацией об экзамене можно ознакомиться на сайте ФИПИ: итоговое собеседование по русскому языку.

    Интересный факт
    Разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике.

    Смотрите также:

    repetitor-nk.ru

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 5.

    Тема 1.На уроке физкультуры. Опишите фотографию.

    На данной фотографии изображён один из моментов урока физкультуры в школе. Ребята соревнуются. Они разделились на три команды и по эстафете выполняют действия с мячом. Показано, как напряжены участники, как они ждут, когда же им передадут эстафетную палочку, чтобы вступить в борьбу за победу. Зрители тоже напряжённо следят за соревнованием.

    На уроках физкультуры у нас тоже бывают часто различные состязания. Мне нравится соревноваться командами. И себя проверяешь, и переживаешь за своих одноклассников, ведь так всегда хочется победить.

     

    Тема 2. Расскажите о том, как Вы путешествовали.

    Я люблю путешествовать. Чаще всего это происходит вместе с моими родителями. Мы ездили в Крым, были на Кавказе. Я люблю море и горы.

    Особенно мне запомнилась моя первая поездка в горы. Мы долго готовились к ней, ведь нам предстояло достичь своей первой вершины. Готовили спортивное снаряжение, продумывали маршрут.

    Помню наше первое путешествие по горной местности, когда видишь, как змейкой вьётся дорога между гор, а внизу, где-то в глубине, протекает ручей. Красиво! Путешествие запомнилось необычной природой, величием горного пейзажа. Поразило однотравье (один склон горы мог быть весь жёлтым от цветов, другой- сиреневым, третий- алым), этим отличается наша природа с её разнотравьем.

    Конечно, поразила сама вершина горы, на которой в разгар лета лежал снег, а на небольших островках цвели огромные чёрные тюльпаны. Да, как писал В. Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы!»

     

    Тема 3. Почему так важно следить за своей речью?

    Язык, речь играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они являются средством общения, передачи информации. С помощью слов можно выразить буквально любые оттенки чувств.

    Сила слова велика, ведь оно может поддержать человека, вселить в него уверенность, желание жить, а может унизить, просто уничтожить. Нужно стараться, чтобы язык был другом, а не врагом.

    Я считаю, что речь человека свидетельствует о нём самом, о его характере, уровне культуры и образования. Нужно быть внимательным к своим словам, следить за  речью, помнить, что слово может обидеть, ранить другого и в то же время поддержать в трудную минуту.

    Научиться правильно и красиво говорить можно. Думаю, что для этого нужно много читать, желательно вслух, чтобы слышать свою речь. Надо серьёзно относиться к урокам русского языка, на котором изучаются правила, формируются навыки устной и письменной речи. Просто нужно захотеть научиться красиво говорить, и тогда, я думаю, у каждого это получится.

    testy-klass.ru

    Устный экзамен в 9 классе по русскому языку 2019. » Рустьюторс

    Устная часть ОГЭ по русскому языку 2019.

    Структура собеседования.

     

    Задание 1. – выразительное чтение вслух текста (научно-публицистического стиля). 

    Время на подготовку – 2 минуты.  Время на выполнение – 2 минуты. По ссылке выше вы найдете информацию о том, что подразумевает собой выразительное чтение, какой должен быть темп.   

    Время на подготовку – 2 минуты. Время на выполнение – 3 минуты.    


    Задание 3 – монологическое высказывание по тексту.  

    Время на подготовку – 1 минута. Время выполнения – 3 минуты.

     

    Задание 4 – участие в диалоге.

    Время подготовки отсутствует. Время на выполнение – 3 минуты.

     

     

     

    Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

    Работа оценивается по системе зачет/незачет.
    Ученик получает «зачет» в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
    Задание 1( чтение текста). Максимальное количество баллов: 2 балла.
    Задание 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации). Максимальное количество баллов: 4 балла.
    Речевое оформление (заданий 1 и 2). Максимальное количество баллов: 4 балла.

     

     

    Задание 3 (монолог). Максимальное количество баллов: 3 балла.
    Задание 4 (диалог). Максимальное количество баллов: 2 балла.

    Речевое оформление (заданий 3 и 4). Максимальное количество баллов: 4 балла.

     

    ИТОГО: 19 баллов. Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Рекомендуемый порядок проведения экзамена, время отведенное на каждое задание.

     


    п/п
    Действия экзаменатора
    Действия учащихся
    Время

     

     

    15 мин.
    1
    Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена

     

    1 мин.

    ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

    2
    Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух

     

     

    3
    За несколько секунд напомнить о готовности к чтению
    Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя
    2 мин.
    4
    Слушание текста Эмоциональная реакция на чтение ученика
    Чтение текста вслух
    2 мин.
    5
    Переключение ученика на другой вид работы.
    Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации
    2 мин
    6
    Слушание текста Эмоциональная реакция на пересказ ученика
    Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
    3 мин.
    7
    Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать соответствующую карточку

     

     

    МОНОЛОГ

    8
    Предложить обучающемуся ознакомиться с темой монолога.
    Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут

     

     

     

     

    Подготовка к ответу
    1 мин.
    9
    Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ
    Ответ по теме выбранного варианта
    3 мин.

    ДИАЛОГ

    10
    Задать вопросы для диалога
    Вступает в диалог
    3 мин.
    11
    Эмоционально поддержать ученика

     

     

     

    Устные ответы участников итогового собеседования проверяются специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку.
     

    Критерии оценивания каждого задания.

     

    Задание 1. Чтение текста вслух

     

    Критерии оценивания чтения вслух

    Баллы
    Интонация

     

    ИЧ
    Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
    1
    Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
    0
    Темп чтения

     

    ТЧ
    Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
    1
    Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
    0
    Максимальное количество баллов за всё задание
    2

     

     

     

    Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания.


    Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

     

    П1

     

    Сохранение при пересказе микротем текста
    Баллы
    Все основные микротемы исходного текста сохранены.
    1
    Упущена или добавлена одна или более микротем.
    0

     

    П2

    Соблюдение фактологической точности при пересказе
    Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет
    1
    Допущены фактические ошибки (1 и более)
    0
    П3
    Работа с высказыванием
    Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично
    1
    Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа
    0
    П4
    Способы цитирования
    Ошибок нет
    1
    Допущены ошибки при цитировании (1 и более)
    0
    Максимальное количество баллов
    4

     

    Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

    Баллы

    Г

    Соблюдение грамматических норм

     

     

    Грамматических ошибок нет

    1

    Допущены грамматические ошибки (одна и более)

    0

    О

    Соблюдение орфоэпических норм

     

     

    Орфоэпических ошибок нет,

    или

    допущено не более одной орфоэпической ошибки

    (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

    1

    Допущены орфоэпические ошибки (две и более)

    0

    Р

    Соблюдение речевых норм

     

     

    Речевых ошибок нет,

    или

    допущено не более трёх речевых ошибок

    1

    Допущены речевые ошибки (четыре и более)

    0

    Иск.

    Искажения слов

     

     

    Искажений слов нет

    1

    Допущены искажения слов (одно и более)

    0

    Максимальное количество баллов

    4

     

     

    Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1

    и 2) – 10.

     

    Задание 3. Монологическое высказывание

     

    Критерии оценивания монологического высказывания (М)

    Баллы

    Выполнение коммуникативной задачи

     

    М1

    Участник справился с коммуникативной задачей.

    Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют

    1

    Испытуемый         предпринял        попытку                                  справиться          с коммуникативной задачей,

    но

    допустил фактические ошибки,

    и/или

    привёл менее 10 фраз по теме высказывания

    0

    М2

     

     

    Учёт условий речевой ситуации

     

    Учтены условия речевой ситуации

    1

    Условия речевой ситуации не учтены

    0

    М3

    Речевое оформление монологического высказывания (МР) 

     

    Высказывание характеризуется смысловои? цельностью, речевои? связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

    1

    Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более)

    0

    Максимальное количество баллов 

    3

     

    Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.

     

    Задание 4. Диалог.

     

    Критерии оценивания диалога (Д)

    Баллы

    Д1

    Участник справился с коммуникативной задачей.

    Даны ответы на все вопросы в диалоге

    1

    Ответы на вопросы не даны

    или

    даны односложные ответы

    0

    Д2

    Учёт условий речевой ситуации

    1

    Учтены условия речевой ситуации

    0

    Условия речевой ситуации не учтены

     

     

    Максимальное количество баллов

    2

     

    Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)

    Баллы

    Г

    Соблюдение грамматических норм

     

     

    Грамматических ошибок нет

    1

    Допущены грамматические ошибки (одна и более)

    0

    О

    Соблюдение орфоэпических норм

     

     

    Орфоэпических ошибок нет,

    или

    допущено не более двух орфоэпических ошибок

    1

    Допущены орфоэпические ошибки (три и более)

    0

    Р

    Соблюдение речевых норм

     

     

    Речевых ошибок нет,

    или

    допущено не более трёх речевых ошибок

    1

    Допущены речевые ошибки (четыре и более)

    0

    РО

    Речевое оформление

     

     

    Речь в целом отличается богатством и  точностью  словаря, используются разнообразные синтаксические

    конструкции

    1

    Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или        используются         однотипные        синтаксические

    конструкции

    0

    Максимальное количество баллов

    4

     

     

    Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.

    Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.

    Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

    Поскольку отдельно проверяется правильность речи, изучите, пожалуйста, раздел » ТИПЫ ОШИБОК»

    rustutors.ru

    Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к устному экзамену по русскому языку

    Подготовка к устному экзамену по русскому языку.

    Методические рекомендации.

            Русский язык является основной дисциплиной для учащихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки к устному экзамену, как допуску к ОГЭ, стала одной из самых актуальных.

    Это первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к ней — всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется своя система подготовки к экзамену.

    Анализируя впервые проведенный в этом году устный экзамен, я обратила внимание на трудности, с которыми столкнулись ребята, и решила подготовить для них методические рекомендации.

    Первые сложности были связаны с произношением и правильной постановкой ударения в словах, также девятиклассники испытывали трудности со склонением числительных. Кроме того, детям сложно построить полные ответы на заданные вопросы. Ребята не умеют строить монологическое высказывание, которое бы характеризовалось смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью. Речь учащихся не отличается богатством, точностью словаря и разнообразием синтаксических конструкций.

            Чтобы учащиеся осознанно подошли к этому экзамену, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5 класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.

     


    Задание № 1.

    Чтение текста.

    Нужно выразительно прочитать текст соответственно его пунктуационному оформлению.

    При подготовке к чтению обрати внимание на количество абзацев, на слова, в которых нужно правильно расставить ударения, на числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. С точки зрения синтаксического оформления текста нужно обратить внимание на знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.

    Алгоритм подготовки к чтению.

    1. Посмотри, о ком текст, который дан в задании.
    2. Обрати внимание на ударения в Ф.И.О. и трудных словах.
    3. Просчитай количество абзацев, посмотри, чем они связаны, и какую новую информацию передаёт каждый из них.
    4. Прочитай правильно числительные, встретившиеся в тексте. Вспомни правила о паузах, если встречаются знаки препинания при прямой речи, обобщении, перечислении, обособленных членах предложения и вводных словах.
    5. Читай текст в среднем темпе, не забывая о паузах между абзацами и интонации конца предложения.

    Я в своей практике, работая по УМК М.М. Разумовской, использую для подготовки ребят к чтению лингвистические тексты, которые достаточно часто даются в учебниках с 5 по 9 класс. Это тексты о русских лингвистах, именно в них можно найти слова, в которых нужно обратить внимание на ударение в фамилиях, именах и отчествах языковедов и в лингвистических терминах. А также в этих упражнениях даются числительные, которые нужно поставить в определенный падеж. Кроме того, мы с ребятами с 5 класса ведем словарики ударений и работаем по таблице склонения числительных.

    Задание №2

    Пересказ текста.

    При пересказе нужно передать все микротемы текста, вспомните, в первом задании мы обращали внимание на их количество. Если абзац состоит из 1-3 небольших предложений, их можно пересказать с помощью одного распространенного или осложненного предложения. Можно воспользоваться теми же способами сжатия информации, что и при написании сжатого изложения. Если же абзац большой (6-7 предложений) необходимы 2-4 составленных предложения.

    Кроме того, в пересказ нужно правильно ввести цитату, т.е. найти место в тексте, где она будет уместна, будет подходить по смыслу к переданной информации. При этом фразу нужно не просто зачитать, а ввести, употребив прямое или косвенное цитирование.

    Алгоритм подготовки к пересказу.

    1. Прочитай текст еще раз, определи его тему (о чем) и основную мысль (что хотел сказать автор).
    2. Обрати внимание на ключевые слова, последовательность действий, событий, явлений, фактов, мыслей.
    3. Посчитай количество микротем и сформулируй пересказ каждой из них.
    4. Небольшой абзац (1-2 предложения) перескажи одним предложением.
    5. Большие абзацы пересказываем с помощью 2-3 предложений.
    6. Обрати внимание на даты и события, чтобы не допустить фактических ошибок.
    7. Определи абзац, в котором будет уместна данная цитата.
    8. Выбери способ цитирования.
    9. Составь план и перескажи текст.

    Алгоритм введения цитаты.

    1. Ознакомься с цитатой, то есть обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чем, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.
    2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуй подставить её в разные абзацы.
    3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

    Способы введения цитирования.

    1. Цитату можно поставить перед текстом, если фраза относится ко всему отрывку или полно характеризует человека или предмет, о котором идет речь. То есть дается общая характеристика человека (предмета) его деятельности.
    2. Можно ввести цитату после какой-либо микротемы или в середине абзаца, где речь идет именно о том, о чем говорится в цитате.
    3. Фразу можно вставить и после текста, если эту цитату можно рассматривать как вывод из всего сказанного.

    Способы цитирования.

    Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменений.

    1. Если начинаем с цитаты, то вводные слова неуместны. Кто (регалии, приложения) Ф.И.О. сказал о (человеке, предмете, о котором текст): зачитываем фразу без изменений.
    2. Вводя цитату в середину текста или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом и т.д….) Ф.И.О. (+ приложение) считает: зачитываем фразу без изменений.
    3. Можно сначала ввести цитату (зачитываем фразу без изменений), а потом назвать автора, который её произнес (Ф.И.О.+ приложение). Будет замечательно, если вы уместно вставите ещё и свои слова из пересказа.

             Косвенное цитирование — это приведение цитаты в измененном виде, через             сложноподчиненное предложение с изменением местоимений (например, 1 лицо меняем на 3 лицо).

    В качестве подготовки к этому заданию также использую лингвистические тексты из УМК М.М. Разумовской. А фразы о лингвистах и их работах подыскиваем в цитатниках в интернете.

    Уже с 5 класса необходимо формировать навыки смыслового чтения, пересказа, создания устной формы разных видов сочинения, чтобы успешно  выполнить творческую часть экзаменационной работы.

    Задание №3

    Монологическое высказывание.

    В этом задании нужно выбрать тип речи, в котором вы будете составлять свое высказывание.

    1. тема — описание по фотографии
    2. тема — повествование на основе жизненного опыта

          3 тема — рассуждение на заданную тему

    Составляем пошаговую инструкцию по составлению устного высказывания.

             Шаг 1.

    Знакомимся с темой высказывания.

    Внимательно читаем подсказки.        

    Осмысливаем их.        

    Выделяем ключевые слова для составления высказывания.

    Шаг 2.

    Определяем основною мысль высказывания.

    Выясняем, о каких свойствах, явлениях должна идти речь в высказывании.

    Шаг 3.

    Строим план высказывания.

    Шаг 4.

    Составляем высказывание.

    Не забываем о логических переходах от одного предложения к другому.

    Шаг 5.    

    Дополняем свой ответ примерами из собственного жизненного опыта.


    Алгоритм составления монологического высказывания.

    1. Прочти внимательно задание.
    2. Определись с темой высказывания.
    3. Обрати внимание на подсказки, данные в задании.
    4. Вспомни, как строится высказывание данного стиля речи.
    5. Построй план своего монолога.

    Начинаем подготовку к устному монологическому высказыванию с пятого класса. К монологическому высказыванию по теме№1 — описание по фотографии — нам помогают готовиться задания по развитию речи, сочинения по цветным вклейкам в УМК М.М. Разумовской.

    Тема №1

    Описание.

    1. Вступительная часть

    Скажи несколько слов о теме — 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)

    Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)

    1. Основная часть Расскажите:

    кто запечатлен на фотографии?

    какие действия совершают люди?

    о чем думают?

    какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки).

    1. Заключительная часть

    Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,

    выразить свое мнение (1 -2 предложения)

    Монологические высказывания по теме №2 — повествование. К нему нас готовят задания по созданию сочинений на свободные темы, связанные с жизненным опытом ребенка.

    Тема №2

    Повествование

    1. Вступление

    Скажи несколько слов о теме — 1-2 предложение (праздник, спортивные соревнования, поездка, мероприятие и др.)

    Теперь описывай, где и когда это происходило (еще 1-2 предложения)

    1. Основная часть

     Расскажите:

    кто участники этого события?

    как готовились к событию?

    как все происходило? (см. предложенные подсказки)

    как участники относятся к этому событию?

    1. Заключительная часть.
    2.  Вывод.

    Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом,

     выразить свое мнение (1-2 предложения).

    Самым сложным для ребят является монологическое высказывание по теме №3 — рассуждение, при создании данного вида высказывания учащийся должен научиться:

    • рассуждать на заданную тему;
    • создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения;
    • аргументировать свою точку зрения, используя предложенный материал;
    • точно, логично выражать свои мысли в высказывании.

     Создание сочинения-рассуждения в устной форме — это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.

    Чтобы учащиеся осознанно выполняли его, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему обучения созданию сочинения-рассуждения. Подготовку учащихся провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов, начиная с 5класса, чему способствует УМК М.М. Разумовской.

    Рассуждение

    1. 1. Вступительная часть
    2. Сформулируй тезис

    Скажи несколько слов о теме — 1-2 предложение (о празднике, спорте, отдыхе и др.)

    Теперь описывай время года, суток, окружение, фон фотографии (еще 1-2 предложения)

    1. 2. Основная часть
    2.  Расскажите:

    кто запечатлен на фотографии?

    какие действия совершают люди?

    о чем думают?

    какие чувства испытывают? (см. предложенные подсказки)

    1. 3. Заключительная часть

    Несколько предложений по теме, можно соотнести со своим опытом, выразить свое мнение (1-2 предложения).

    Задание № 4

    Диалог.

    Алгоритм подготовки к диалогу.

    1. Прослушай вопрос, выдели в нем ключевые слова (диалог будет по той же теме, что и твое монологическое высказывание).
    2. Твой ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы. Правильно составленный вопрос уже содержит часть ответа на него.
    3. Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.
    4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объему, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы и рекомендации.

          Таким образом, используя УМК М.М. Разумовской,  можно подготовить учащихся к их первому испытанию – устному экзамену по русскому языку. Предложенная авторами система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, интуиции, на развитие практических навыков в чтении, пересказе, создании высказываний разных типов речи. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку, начатая по УМК М.М. Разумовской уже с 5 класса, помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

    nsportal.ru

    Подготовка учащихся к устной части экзамена по русскому языку в 9 классе

    В 2018 году в порядке эксперимента вводится новая форма мониторинга знаний по русскому языку – собеседование в устной форме. Эксперимент предполагает оценку «зачёт» / «незачёт», которая не влияет на допуск к ОГЭ.

    Устная часть ОГЭ по русскому языку направлена на выявление коммуникативных навыков школьников. Она проверит способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, пересказывать прочитанное, с привлечением дополнительной информации, умение вести монолог и диалог. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

    Коммуникативные навыки важны для познавательной деятельности, культурного роста, будущей профессиональной деятельности и самовыражения, взаимодействия с окружающими людьми, миром.

    Цель моей статьи: поделиться системой заданий для создания условий для формирования коммуникативной и языковой компетенции учащихся посредством работы с упражнениями для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

    Задачи:

    1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
    2. Выявить наиболее оптимальные способы формирования коммуникативной и языковой компетенции. 3. Разработать, подобрать эффективные задания для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

    Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь предполагает наличие собеседника, поэтому она  зависит от ее восприятия. Реакция слушателей, их реплики – все это влияет на характер речи и может изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий создает свою речь, одновременно работая над содержанием и формой текста, предложения и слова.

    Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменную речь мы читаем и записываем. Пишущий может совершенствовать, изменять и исправлять написанный текст.

    Устная и письменная речь

    Задание 1 «Чтение текста вслух» предполагает работу с интонацией и темпом речи. Для этого необходимо прежде всего понимать текст.

    Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, «приближение к себе». Вся подготовительная работа от первого прочтения «про себя» до чтения вслух сводится к тому, что чтец стремится текст автора сделать своим, встать на место автора. Выразительное чтение во многом зависит от заинтересованности читающего информацией текста. Если содержание вызывает интерес, то все требования к выразительному чтению, как правило, соблюдаются.

    При тренировке чтения текстов учащиеся отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных.

    Готовясь к чтению, работаем над содержанием:

    1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
    2. Определите тему текста (о чем текст?).
    3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
    4. Определите стиль текста и тип речи.
    5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
    6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.

    Способ сфокусировать внимание — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация.

    Готовясь с учениками к 1 части зачётной работы, говорим о неотъемлемых частях выразительного чтения:

    • логических ударениях;
    • темпе;
    • дикции;
    • дыхании;
    • ритме;
    • паузах;
    • эмоционально-образной выразительности (сопереживании).

    Логическое ударение — это выделение в речи слова или фразы, которые являются наиболее важными в сообщении. Станиславский говорил об ударении: «Ударение — указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или такте!» В обыденных разговорах люди используют смысловое ударение не задумываясь, потому что ясно осознают, что именно хотят сказать. Трудность возникает, когда надо прочитать вслух текст, написанный кем-то другим. Необходимо найти ключевые слова и фразы текста. Если нужно выделить важную мысль, то сделать это можно так: увеличить силу голоса, медленнее проговорить нужную фразу, сделать паузу до и/или после нее.

    Нельзя при чтении текста выделять слишком большое количество слов: это рассеивает внимание. Также некоторые учащиеся используют прием периодического подчеркивания, то есть акцентируют слова через равные промежутки времени, не важно, несут эти слова смысловую нагрузку или нет. А некоторые без надобности выделяют предлоги и союзы, такие как «и», «но», «тоже», «за», «перед» и т. д. Это очень отвлекает и выглядит как плохая манера речи. Изменение силы голоса тоже надо использовать уместно, потому что если чрезмерно усилить голос, то слушателям покажется, что с ними говорят свысока.

    Даю задания для тренировки:

    1. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на разных словах, объясните смысл прочитанной фразы: Ты взял яблоко?
    2. Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение: Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал : // «Если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию»

    Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К. С. Станиславский).

    Чёткости произношения способствует работа над скороговорками. Памятка ученикам:

    1. не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки, сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова;
    2. при произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и «смазанности»,
    3. поставьте разные исполнительские задачи, например: при речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.

    Примеры:

    1. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

    2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

    3.
    Расскажите про покупки!
    Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки,
    про покупочки мои.

    Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу. Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

    Упражнение: выбрать стихотворение со строкой небольшого размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая». Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

    «Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз» (К. С. Станиславский, собр. соч., т. III). Логическая группировка слов влияет на верную трактовку произведения и на ясную и убедительную передачу его.

    Логические паузы обязывают говорящего произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение.

    Расставьте знаки, паузы, объясните смысл предложений (предложения даются без знаков):

    1. Она / жеребенок — Она же / ребенок;

    2. Простить нельзя — / сослать в Сибирь — Простить, / нельзя сослать в Сибирь;

    3. «Этот человек, / — не раз говорил брату Антон, / — никогда не был учителем». — Этот человек не раз говорил брату: / «Антон никогда не был учителем».

    4. И шла она легко, / назад Изгибы длинные чадры Откинув. — И шла она легко назад, / изгибы длинные чадры откинув.

    5. Я занимался с братом, / который был болен английским языком. — Я занимался с братом, / который был болен, /  английским языком.

    6.
    Хватит! / Жевать давайте, / читать…

    Хватит. / Жевать? / Давайте! / Читать?

    Хватит жевать / – давайте читать.

    7. По тропинке к дому шли дедушка, / Иван Петрович, / девочка, / Маша, / дядя, / Андрей, / тетя, / Анна Ильинична, / бабушка, / Даша. — По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович, / девочка Маша, / дядя Андрей, / тетя Анна Ильинична, / бабушка Даша

    8. Поставлю статую, / золотую пику держащую. — Поставлю статую золотую, / пику держащую.

    9. Нынче совсем ничего не мог писать утром / — заснул. (Л. Т.) — Нынче совсем ничего не мог писать / — утром заснул.

    10. Приготовьтесь боксеры, / гимнасты,  борцы на выход. — Приготовьтесь боксеры, гимнасты,  / борцы на выход.

    Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора. Упражнения: прочитайте предложения, объясните их смысл. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.

    1.
    Жарко, солнце стоит над головой.
    Жарко: солнце стоит над головой.

    2.
    Зима суровая, лето знойное.
    Зима суровая – лето знойное.

    3.
    Жаворонки звенят! Воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.
    Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

    4.
    Володя пришёл.
    Володя пришёл?
    Володя пришёл!

    5.
    Вернёшься домой, посидишь, отдохнёшь.
    Вернёшься домой – посидишь, отдохнёшь.

    6.
    Я давно не видел брата друга и сестру.
    Я давно не видел брата, друга и сестру.

    7.
    Письмо должно быть срочно доставлено адресату.
    Письмо, должно быть, срочно доставлено адресату.

    При чтении важно передать чувства, настроение, переживание. Проверяя себя, подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью. В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки).

    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит
    Мимо острова Буяна,
    К царству славного Салтана,
    Судно весело бежит
    И желанная страна
    Вот уж издали видна.
    Вот на берег вышли гости;
    И за ними во дворец
    Полетел наш удалец.
    (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

    Следует помнить, что «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей» (Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собр. соч.: В 8 т. – Т. 4. – с.286).

    Работая над темпом чтения (примерно 120 слов в минуту), выясняем, что ускоренный темп часто отрицательно влияет на качество интонации и произнесения слов. Если ученик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Тренируясь, учащиеся понимают, что темп прочтения текста должен быть средним. При подготовке учащихся к выполнению 1 части устного экзамена по русскому языку даю тексты для прочтения из открытого банка заданий для подготовки к написанию сжатого изложения или литературные тексты. Вначале мы слушаем как образец аудиозапись профессионального чтеца, затем ученики читают данный текст.

    Итоговые упражнения:

    1.  Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения. Прочитайте текст.

    «Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние. Все было, но зато и минуты восторга, необыкновенного, полного счастья, когда вдруг где-нибудь на дороге, во мраке, встретишь незнакомого, но родного человека, и он распахнет перед тобой все богатства своей души, непокоренной, красивой русской души и спросит: «Как же быть, товарищ?» (Б. Горбатов, «Непокоренные»).

    2. Прочитайте вслух следующий отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»:

    «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.

    У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня… Я оглянулся– жена целовальника плакала, припав грудью к окну.

    Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего, Николай Иванович потупился; Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно покатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…»

    Способность умело пользоваться паузами, логическими и психологическими, — показатель выразительности звучания слова чтеца, свидетельство наполненности его жизненной воздействующей силой.

    Готовясь ко 2 заданию устной части «Пересказ текста с включением приведённого высказывания», вспоминаем план работы над подробным изложением и записываем его в тетради (можно раздать готовый план после обсуждения).

    Как готовиться к изложению (памятка учащимся)

    1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
    2. Определите тему текста (о чем текст?).
    3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
    4. Определите стиль текста и тип речи.
    5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
    6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
    7. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
    8. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
    9. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

    Для того чтобы правильно вставить цитату в текст (Задание 2. Работа с высказыванием), выполняем упражнение.

    Передайте чужую речь разными способами.

    «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». (В. Г. Белинский)

    1. В виде предложения с прямой речью.
    2. В виде предложения с косвенной речью.
    3. В виде предложения с вводной конструкцией.
    4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о.
    5. В виде части предложения.
    6. Введите цитату не полностью.

    Обобщающие задания даю по упражнениям №6, 177, 226 учебника русского языка 9 класса Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др. Задание типа «Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова…» провожу с использованием упражнения №178: «Цитату №1 включите в текст упражнения №177, а цитату №3 в текст упражнения №6». С этими заданиями учащиеся работают вначале так, что один ученик пересказывает текст, включая цитату, затем идёт обсуждение выполненной работы. На следующем этапе, на других уроках, идёт работа  в парах, и ученики слушают, исправляют и дополняют друг друга.

    Монологическая речь – вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

    В 3 задании учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описанием, повествованием или рассуждением), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Вспоминаем вначале, каковы основные признаки текста (законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между предложениями), затем обсуждаем  назначение типов текстов.

    Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д. Языковые средства: при описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.

    Задача при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом? Языковые средства – обилие глаголов и деепричастий.

    При рассуждении задача автора — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?

    Повторяем особенности построения текстов различных типов речи. Обсуждаем возможный план ответа при описании картины или фотографии и записываем его:

    1. Что изображено на переднем и заднем плане.         
    2. Кто изображен? Что делают герои? Что для них важно в этот момент?
    3. Какие особенности пейзажа, времени года можно отметить?
    4. Какие цвета, оттенки использованы? Почему?
    5. Каково настроение?
    6. Какие впечатления у вас вызвала фотография, картина?

    При обсуждении текста повествования вспоминаем элементы композиции и  составляем такой план:

    1. Экспозиция.
    2. Завязка.
    3. Развитие действия.
    4. Кульминация.
    5. Развязка.
    6. Эпилог. (В тексте небольшого объёма его может не быть.)

    Если выбирается текст рассуждение, то план ответа может быть такой:

    1. Тезис (основная мыль, которая может быть спорной).
    2. Доказательства в защиту изложенной мысли.
    3. Аргументы из литературных источников, жизненного опыта.
    4. Вывод по теме.

    Задания на этом этапе работы. Определите тип текста, докажите.

    1. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. (Описание, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые душм»))

    2. Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку. Все это продолжалось около трех часов. (Повествование, роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    3. Выбор рассказчика продиктован стремлением А.С.Пушкина объективно представить развитие исторических событий.

    Важную роль играет принадлежность Гринева к «старой» дворянской семье, где слова честь и дружба не разделяются. Соображения чести для отца Гринева стоят на перовом месте. Он напутствует сына: «Береги платье снову, а честь смолоду».

    Имеет значение и возраст Гринева. Ему семнадцать лет. Он не испорчен обществом, руководствуется общечеловеческими соображениями больше, чем социальными оценками. Для него важен сам человек, а не его принадлежность к какому-либо сословию. Об этом свидетельствует, например, его уважение и отношение к Пугачеву.

    И, наконец, Гринев – человек средних способностей, судит неглубоко, не делает далеко идущих выводов. Читатель порой видит дальше и подозревает о большем, чем сам Гринев.

    Такой рассказчик не станет искажать факты, и его повествование будет максимально правдивым. (рассуждение)

    Рассматриваем возможные темы к заданию и собираем в отдельных тетрадях материал: слова, словосочетания, предложения или тексты. Возможные темы высказывания:

    • природа родного края,
    • выходной день,
    • возможные конфликты между подростками и родителями,
    • современный город,
    • интересный урок в школе,
    • встреча с интересным человеком,
    • дружба в Интернете,
    • поход,
    • интересная профессия,
    • концерт,
    • мой лучший друг,
    • библиотека,
    • помощь родителям,
    • театр, кино,
    • любимое увлечение,
    • музыка в моей жизни,
    • школьное мероприятие,
    • спорт в моей жизни,
    • спортивное соревнование,  
    • правильное питание,
    • школьный спектакль,
    • летний лагерь,
    • любимое занятие в нашей семье,
    • мой домашний питомец,
    • интересная профессия,
    • любимая книга,
    • заимствованные слова,
    • весёлая вечеринка,
    • школьный кабинет,
    • любимая телепередача,
    • компьютерные игры,
    • прогулка в лесу,
    • на рыбалке,
    • игры детства,
    • домашние дела,
    • защита природы,
    • в гостях у близких,
    • в художественной галерее,
    • интересная поездка,
    • карнавал,
    • моя семья.

    Работу с темами можно организовать блоками: искусство, семья, увлечения, природа, школьная жизнь др. Учащиеся готовят материал и на уроках читают, обсуждают его.

    Памятка к речевому оформлению монологического высказывания:

    1. Определи основную мысль высказывания.
    2. Продумай план ответа.
    3. Определи ключевые слова-помощники.
    4. Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
    5. Используй разнообразные синтаксические конструкции.
    6. Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.
    7. Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.

    В учебниках русского языка даны упражнения, которые предлагают описать репродукцию картины на цветной вклейке. Работаем с ними по вопросам упражнений, когда готовимся к заданию 3 теме 1.

    В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подобрать картинку и составить тезисы для монолога.

    Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.

    • 1 группа — расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,
    • 2 группа —   расскажите о своём лучшем друге,
    • 3 группа — расскажите о ваших занятиях спортом,
    • 4 группа — расскажите об экскурсии с классом,
    • 5 группа — расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,
    • 6 группа — расскажите об одном из домашних праздников,
    • 7 группа — расскажите о посещении музея (картинной галереи, концерта).

    В диалоге участвуют два человека. Для диалога характерен быстрый обмен репликами. Реплики участников диалога короче, если диалог тесно связан с ситуацией общения.

    Для того чтобы диалог состоялся, составляем памятку для участников диалога.

    1. Выделите ключевые слова в вопросе. Определите тему беседы.
    2. Сохраняйте тему диалога.
    3. Дайте исчерпывающий ответ на заданный вопрос.
    4. Следите за речевым оформлением ответов.

    Для подготовки к заданию 4 предлагаю вопросы для беседы вначале с учителем, после чего обсуждаем ответы.

    Возможные вопросы к теме 1:

    1. Какие пейзажи Вам больше всего нравятся в Пензенском крае?
    2. Чем больше всего Вы любите заниматься на природе?
    3. Как Вы считаете, зачем люди выезжают на природу? 

    Вопросы к теме 2:

    1. Нужно ли отдыхать от основного вида деятельности? Почему?
    2. Где и как Вы любите отдыхать?
    3. С кем Вы чаще всего отдыхаете и почему?

    Вопросы к теме 3:

    1. Можно ли стать друзьями, общаясь в Интернете?
    2. Можно ли до конца узнать человека, общаясь в Интернете?
    3. Какие качества характера Вы больше всего цените в дружбе?

    На дом задаю подготовить вопросы для диалога. Затем беседа ведётся в парах на следующем уроке.

     Подобные задания помогут лучше подготовить учащихся к новой форме экзамена по русскому языку.

    В. М. Ситникова, учитель русского языка и литературы,
    МБОУ ЛСТУ №2 г. Пенза

    Литература: 

    1. Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. – М., 1973.
    2. Гвоздев А.Н. Станиславский о фонетических средствах языка. Лекции для учителей. – М.: АПН РСФСР, 1957.
    3. Гангстрем М.П., Кожевников В.А. Дыхание и речь. – В кн.: Физиология дыхания. – Л.: Наука, 1973.
    4. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970.
    5. Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978.
    6. Савкова З.В. Техника звучащего слова. – М., 1988.
    7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
    8. Щуртанов С.И. Как слово наше отзовется.– М., 1980.
    9. Учебное пособие: Правила выделения логических ударений методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи
    10. https://www.syl.ru/article/222818/new_logicheskoe-udarenie-sposob-vyidelit-myisli

    www.uchportal.ru

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 6.

    Тема 1. Опишите фотографию.Робототехника.

    Примерный ответ.

    На данной фотографии изображены  мальчики,которые с увлечением рассматривают робота. Действие может происходить на занятии по робототехнике, так как виден кабинет, столы для занятий, компьютер.

    Оба мальчика с интересом рассматривают робота, возможно, ими собранного. Они пытаются ещё раз всё проверить, выяснить, всё ли они выполнили верно. Лицо мальчика в синем свитере очень сосредоточенно. Он словно пытается в чём-то разобраться. Другой мальчик больше просто наблюдает за действиями  своего друга.

    Данное занятие мальчикам нравится.Это можно понять по  выражению их лиц, по позе, по тому, как внимательно рассматривают они робота.

    Тема 2. Расскажите о том, как Вы участвовали в субботнике.

    В нашей школе часто проводятся субботники по уборке пришкольной территории, наведению порядка и чистоты в кабинетах. Я хочу рассказать о субботнике, который мы проводили весной прошлого года перед Днём Победы. На праздник в школу мы пригласили ветеранов войны, поэтому нам хотелось , чтобы и школьный двор, и кабинеты- всё сияло чистотой.

    Во время субботника мы убирали мусор, подрезали кустарники, готовили клумбы для посадки цветов, белили деревья и поребрики. Эту работу выполняли  мальчики. А девочки убирались в кабинете: мыли окна, поливали цветы, готовили кабинет к встрече гостей.

    Итогом нашей работы стала чистота и уют в школе, ухоженный вид школьного двора. Всё было готово к встрече ветеранов.

    Тема 3. Можно ли быть неконфликтным человеком?

    Конфликт-это столкновение интересов, когда люди не могут прийти к согласию в чём-либо. Конфликты могут быть в нашей жизни, но нужно стремиться избегать их, решая проблемы цивилизованно. Неконфликтным человеком, я думаю, можно быть.

    Конфликтные люди часто ссорятся, порой по пустякам, постоянно чем-то недовольны, их всегда всё раздражает, в любую минуту они готовы пойти на спор, доказывая свою правоту, не считаясь с мнением других. Неконфликтный же человек старается понять другого. Если он не согласен с ним, то спокойно доказывает свою точку зрения, без крика.

    Я думаю, что люди конфликтуют тогда, когда не могут доказать свою позицию, не принимают мнение другого. Это часто эгоистичные, самовлюблённые люди.

    Нужно формировать в себе выдержку, умение слышать других и понимать их. Неконфликтный человек всегда уверен в своей правоте, поэтому ему не нужно с криком её доказывать. Кроме того, это просто культурный, воспитанный, уважающий себя человек.

     

    testy-klass.ru

    Задание 3. Монолог. Устная часть ОГЭ по русскому языку

    Третье задание устной части ОГЭ по русскому языку –  это монолог на выбранную тему. Он может быть оценен максимум в 2 балла. Задание 3 проверяет монологическую речь ученика.

     

    На выбор предлагают три карточки с заданием. Каждое задание соответствует типу речи: повествование, описание и рассуждение:

     

    1) описать фотографию (описание)

     

    2) рассказать о ситуации из жизни (повествование)

     

    3) дать ответ на вопрос (рассуждение).

     

    Обратите внимание! Задание 4 связано с заданием 3, диалог будет проходить по той теме, которая заявлена в карточке 3-го задания.

     

    Для успешного выполнения задания необходимо:

     

    1) Выполнить коммуникативную задачу, то есть в зависимости от задания описать событие, рассказать о нем или дать ответы на поставленные вопросы. Должно быть не менее 10 предложений.

     

    2) Строить свое высказывание согласно типу речи, заявленному в карточке.

     

    Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо.

     

    Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки.

     

    Пример:

     

    Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

     

    Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер.

     

    Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.

     

    Описания могут быть фактографическими или творческими. Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.

     

    Пример:

     

    Отвёртка— ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной).

     

    Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего. В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет.

     

    Пример:

     

    «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.»

     

    Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей.

     

    Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле (например, теорема — доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе.

     

    Рассуждение может быть развернутым и кратким.

     

    3) Учитывать условия речевой ситуации. Речевая (коммуникативная) ситуация представляет собой «сочетание внешних и внутренних условий и обстоятельств, в которых протекает речевое общение, положение дел, которое сопровождает коммуникацию».

     

    Речевая ситуация формируется, прежде всего, под влиянием факторов, к числу которых относятся следующие:

     

    — время и место высказывания;

    — количество участников общения, их статусы, роли, цели коммуникации;

    — профессиональные, возрастные, гендерные характеристики коммуникантов;

    — эмоционально — волевые отношения;

    — продолжительность общения;

    — канал передачи информации (лично, по телефону).

     

    Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения, примерами чего являются типичные диалоги на экзаменах, в деканате, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации и т.д.

     

    Правильная оценка речевой ситуации позволяют говорящему успешно достичь поставленной цели, а слушающему — верно понять и интерпретировать его коммуникативное намерение.

     

    4) Выстраивать речь логично и связно. Это значит использовать средства связи, развивать мысль последовательно. Это также зависит от типа речи.

     

    Обратите внимание! Задание 3 и 4 еще оценивают по критериям правильности речи: устные ответы проверяют на речевые, грамматические, орфоэпические ошибки. Также учитывается выразительность и точность речи, богатство словаря.

     

    Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

     

    Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

     

    вернуться на страницу «Устная часть ОГЭ по русскому» >>>

     

    перейти на страницу «Подготовка к ОГЭ по русскому» >>>

     

    Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

     

    Присоединяйтесь к нам в Facebook!

    Разговорный русский — Real Language Club


    Смотрите также:

    Мы рекомендуем:

    Самое необходимое из теории:

    Предлагаем пройти тесты онлайн:

    Рекомендуемые статьи и видео:

    Ещё статьи >>>

    reallanguage.club

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *